Заговор императрицы краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

«Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня императрица Анна Иоанновна, самодержица всеросийская!

На первых строках подписей под обоими прошениями, поданными Анне Иоанновне 25 февраля, стоят имена одних и тех же персон генеральского ранга: генерал-лейтенанта Г.П. Чернышёва, Г.Д. Юсупова и А.И. Ушакова, генерал-майоров С.И. Сукина и А.И. Тараканова, тайного советника А.М. Черкасского, действительных статских советников М.Г. Головкина и В.Я. Новосильцева. В этом же ряду в обоих случаях оказался молодой и малочиновный камер-юнкер Н.Ю. Трубецкой. Все эти люди после переворота были облагодетельствованы императрицей. Можно предположить, что они и являлись организаторами составления обеих челобитных.

Сейчас мы прикоснемся к тому главному и тайному центру, где в последние месяцы императорского режима делалась внутренняя политика. Система царской власти позволила им взять вожжи управления империей. Они сажали на посты нужных им министров. Они перетасовали Государственный совет. Они подготовляли уничтожение Государственной думы путем периодического ее разгона. Они деятельно вмешивались в дела ставки верховного главнокомандующего. Они сносились с агентами германской контрразведки. Они выписывали колдунов и хиромантов. Страна истекала кровью. Революция уже повисла над Петроградом, – они же занимались гаданиями и сверхъестественными чудесами, – в распаленном чаду половой психопатии, изуверства, шарлатанства и уголовщины подготовляли то, что нам еще не вполне известно. Мы знаем лишь отдельные куски этой мрачной картины. Сегодняшний допрос должен соединить их в одно целое. Сейчас мы допросим одно из главных действующих лиц этого тайного центра, распоряжавшегося жизнью и смертью ставосьмидесяти-миллионного русского народа… Введите ее!


Я только сейчас закончил читать эту пьесу. Яркие образы полного разложения правящей верхушки. Царь Николай Второй во время свидания с женой показывает ей редкие фотографии с трупами, которые он коллекционирует: "Ну, душка моя, я хочу тебе показать последнюю фотографию, – прислали из Галиции: поле после атаки, шесть тысяч трупов, замечательно редкая фотография… ".
Пьеса завершается мистической сценой (сама пьеса это как бы повествование Вырубовой на допросе, где она рассказывает о том что описывала в своем дневнике): после убийства дух Распутина вселяется в министра внутренних дел Протопопова и говорит с Александрой Федоровной: "Опомнись, бери власть… Бери державу… Единая венценосная, мать сына твоего… Александра Великая… Первая… единая… регентша… Регентша… регентша… регентша… (Начал кружиться.) Во веки веков… аминь. (Упал.)" Но было уже поздно, началась февральская революция, "кругом измена и трусость и обман", Александра остается одна в Царском Селе к ней приходят взбунтовавшиеся матросы (которые до этого в окопах шутили "Царь с Егорием (т.е. с орденом святого Георгия), а царица - с Григорием). Пришли, значит, матросы и говорят Царице: "Гражданка (!), вы арестованы!" Занавес.


Императрица Александра Федоровна (урожд: принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатрис Гессен-Дармштадтская)


Ажиотаж этот, впрочем, был не долгим, но эффективным. Политический заказ, как мне кажется, был прекрасно исполнен. Сочувствовавших царской семье должно было поуменьшиться.

А что же сама фрейлина императрицы? Вырубова, жившая в то время в Выборге (Финляндия, в тот момент), вынуждена была отреагировать на приписываемое ей сочинение. 23 февраля 1928 г. в эмигрантской газете "Возрождение" появилось ее первое опровержение, в котором она писала: "По слухам, дошедшим до меня, в Советской России появилась в печати книга "Дневник А.А.Вырубовой", якобы найденный у одного нашего старого слуги в Петербурге и переписанный некоею Л.В.Головиной. Считаю своим долгом добавить, что единственный наш старый слуга Берчик умер еще у нас в Петербурге в 1918 г., был нами же похоронен и ничего после себя не оставил".


Фотография из альбома Вырубовой (фотографировать тогда было модно. Как и в наши дни этим баловались все у кого хватало денег на клевую камеру. Так, фотографировал чуть ли не весь Двор и конечно же все члены императорской фамилии, на свои личные фотоаппараты).

Тем временем в Советском Союзе наряду с перепечатками в провинциальной прессе фрагментов "дневника" как подлинного исторического документа постепенно начала разворачиваться кампания его все более и более ужесточающейся критики. Первый голос подала газета "Правда". Помещенная здесь рецензия П.О.Горина квалифицировала "дневник" как "вылазку бульварщины". По твердому убеждению Горина, этот документ, "несмотря на всяческие уверения редакции в его достоверности и необычайной исторической ценности, все же не является подлинным историческим документом". Вслед за Гориным столь же уничтожающую оценку "дневнику" дали известные историки и филологи М.Н.Покровский, В.В.Максаков, Б.М.Волин, М.А.Цявловская, а также поэт Д.Бедный.

Издатели "дневника" вынуждены были оправдываться. Уже в марте 1928 г. они выступили с заявлением, где вместо представления разъяснений, которых от них требовали, утверждали, что критики поторопились назвать "дневник" фальшивкой, поскольку, по их словам, документ уже передан на экспертизу "специальной комиссии Центрархива" (о результатах этой экспертизы ничего не известно).

В результате данную фальсификацию преписывают как раз постановщикам скандальной пьесы - А.Толстому и П.Щеголеву. В этом тандеме первый обслуживал литературно-образную часть, второй - соответствие исторических фактов, фамилий и связей. Обслужили эти литераторы войну компроматов того времени.

Какова роль Распутина - мошенника, растлителя, сектанта, пьяницы и извращенца - мне пока не ясно. Такой образ рисует этот фальсифицированный дневник Вырубовой-Толстова. Начну сегодня дневник убийцы Распутина - князя Феликса Юсупова.

В любом случае, все эти слухи, связанные с царицей Александрой (вызыванные Распутиным, главным образом) и неприятное, предвзятое отношение к императрице-немке были, разумеется небезосновательными. Вот как она сама объясняла этот "негатив":

"Почему меня ненавидят? Потому что им известно, что у меня сильная воля и что когда я убеждена в правоте чего-нибудь (и если меня благословил Григорий), то я не меняю мнения, и это невыносимо для них. Но это - дурные люди. Вспомни слова t-r Филиппа, когда он подарил мне икону с колокольчиком. Так как ты снисходителен, доверчив и мягок, то мне надлежит исполнять роль твоего колокола, чтобы люди с дурными намерениями не могли ко мне приблизиться, я предостерегала бы тебя. Кто боится меня, не глядит мне в глаза и кто замышляет недоброе - не любят меня. Хорошие же люди, честно и чистосердечно преданные тебе, любят меня: посмотри на простой народ и на военных, хорошее и дурное духовенство. Все становится тише и лучше. Только надо чувствовать твою руку. Как давно, уже много лет, люди говорили мне все то же: "Россия любит кнут!". Это в их натуре - нежная любовь, а затем железная рука карающая и направляющая. "
Из письма императрицы Александры Федоровны императору Николаю II 1916 г
*доктор Филипп, кто бы вы думали это? Предшественник Распутина, о нем - в следующем посте.

На затравочку и про Распутина:

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • На этой странице
  • nikolajsokolo_s — (no subject) [+0]
  • ppetrovichh — (no subject) [+8]
  • livejournal — (no subject) [+1]

Растет и ширится раздрай
Русская революция

— На подъезде Суворинского театра, что на Фонтанке, была Ходынка. Двери не вмещали потока людей, желавших увидеть пьесу, которая сегодня шла в двухсотый раз.

Интересны и сегодня впечатления Шульгина относительно новаторских веяний в советском театре середины 20-х годов:

— Я не успел рассмотреть публику, потушили свет, и взвился занавес.

— Анна Вырубова, — обратился к ней председатель тоном плохого адвоката, — вы находитесь перед верховной следственной комиссией. Нам известно, что вы находились в самых близких отношениях с семьей, которая привела на край гибели двухсотмиллионный народ, семьей Романовых. Скажите, что вы знаете об этом.

И, значит, все дальнейшее надо понимать так, что пьеса написана на основании показаний Анны Вырубовой.

Надо пояснить – речь идет о показаниях фрейлины императрицы Вырубовой специальной следственной комиссии Временного правительства по расследованию предполагаемых государственных преступлений царского режима. В результате, как это ни удивительно, никаких преступлений та комиссия так и не обнаружила.

— Да кто написал-то? — спросил я.

Впрочем, нужно быть справедливым даже в негодовании. Толстой не посмел бросить в императрицу той грязью, которой ее одно время забрасывали. Эротический мотив в пьесе отсутствует.

Это о лидере правых в Думе.

— Актриса, играющая императрицу, менее других издевается над ней. Она изображает ее стареющей женщиной, больно чувствующей свои года, безумно любящей своего мужа и фанатически, истерически, но все же героически преданной тому, что она считает своим долгом. Издевательски звучал бы английско-немецкий акцент, с которым она говорит по-русски, если бы этот акцент не был уловлен тонко. Но издевается над несчастной императрицей не кто другой, как автор. Дело в том, что идея предательства или, вернее, сепаратных переговоров с Германией идет от темных кругов, окружающих Распутина. Через Митьку Рубинштейна, за деньги, Распутину приказывают убедить императрицу. Но она сопротивляется, она не хочет. Тогда Гришка вдруг употребляет свою власть и кричит:

— Не хочешь? На колени! Бей сорок поклонов.

Здесь Шульгин напрямую бросает как бы в лицо автору пьесы:

— Алешка Толстой! Ты, который придумал эту мерзость на потеху ржущей толпе, подумал ли ты о том, что когда-нибудь темная сила, которой обладал Григорий Новых, может добраться и до тебя, и горько заплатишь ты тогда за унижение тех безответных, что уже защищаться не могут?

Такая гневная отповедь советскому классику литературы вызвана тем, что Алексей Толстой лишь недавно вернулся из эмиграции и действительно зарабатывал себе не только имя, но и необходимые ему и его семье средства.

— Все это ничто перед тем, что они сделали с государем! Просто ногти впивались в бархатную ручку кресла. Они изобразили его каким-то рыженьким простачком, говорившим с каким-то нестерпимым бытовым акцентом.

И кресло жгло, и хотелось устроить невероятный скандал, орать, кричать, бежать туда вот к рампе, на середину театра, остановить спектакль.

— Врете. Он не был таким. Я знал его и говорил с ним. Лжет мерзавец Алешка!

А что же говорит Шульгин о публике?

— Одета она серо, бедно. Так сказать, по-третьеклассному. Есть кое-где туалеты получше, но общий фон жалкий. По национальному составу достаточно евреев, но подавляющее большинство все же русское.

Можно отметить одно: огромный интерес, жгучий интерес этой толпы ко всему, что касается царя и царицы. Это трагическое чувство и эксплуатирует Толстой, чтобы делать сборы. В Москве эта же пьеса идет ежедневно в трех театрах разом. И всегда полно.



Кадр из фильма Алексея Учителя "Матильда"

Ну как серьезно относиться к словам одно из бывших и известных функционеров Патриархии о том, что выход скандального фильма будет означать ни много ни мало гибель всей России в буквальном смысле слова. А как же покров Богородицы над Россией, молитвы старцев и монахов? Или вот благочестивая депутат Поклонская через Интернет распространяет ролик с кадрами неприкрытого скабрезного содержания из прежних ролей немецкого актера Айдингера, снявшегося у Учителя в роли наследника престола. Выходит, ради достижения благой цели уже все средства хороши – станем изгонять непотребное непотребным.

Далее, сама тема гипотетически возможной монархии в стране тоже пробудила нездоровые страсти и фантазии. Одно предложение известного и очень плодовитого публициста и писателя установить династию Путиных, где Владимир Владимирович станет ее основателем с титулом Таврического, дорогого стоит, но лишь, думается, в кабинете психиатра. Потому что общество, как показывают опросы, более чем на две трети пока категорически против восстановления монархии. И новой, монархической, революции, спустя столетие после великой русской трагедии, никому не нужно.

Но, несмотря на это идет через край возвеличивание властных, управленческих и военных талантов Николая II, непроявленных, к сожалению, в истории. Например, руководитель крупного православно-патриатического ТВ-канала договорился даже до того, что главнокомандующий русскими войсками во время Первой мировой войны Николай II был куда эффективнее Сталина в годы Великой Отечественной, так как жертв армия и народ тогда понесли во многие разы меньше. Как говорится, приехали. Кому нужен сусальный и фальшивый образ последнего русского царя? Святости страстотерпцу он не добавляет, а, скорее, наоборот.

Но как объяснить хотя бы простые факты, предшествовавшие отречению. Например, зачем в 1916 году в разгар войны с Германией был поставлен во главе правительства престарелый обрусевший немец Штюрмер, личность серая и ничем не выдающаяся, что вызвало предсказуемое возмущение у думской оппозиции и привело к открытому обвинению в измене родине императрицы и ее круга. Или почему убийство Распутина в декабре того же года так и не было в законном порядке расследовано, а его участники не преданы суду?

В начале XX века этот дом называли московским "тучерезом", первым небоскребом, который возвышался над угловой застройкой Тверской улицы и бульвара, а еще и над Страстной площадью. Сегодня мы погрузимся в историю .

Роман "ХОЖДЕНИЕ ПО МУКАМ" ТОЛСТОГО АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА писался и печатался в 1922-41 годах. Состоит из трёх частей:"СЁСТРЫ", "ХМУРОЕ УТРО" и "1918 ГОД". Выдержал три экранизации: 1)1957-59; 2)1974-77; 3)2016. Режиссёром второй экранизации был ВАСИЛИЙ ОРДЫНСКИЙ. В ролях:1) ИРИНА АЛФЕРОВА (ДАША); 2)СВЕТЛАНА ПЕНКИНА; 3)ЮРИЙ СОЛОМИН; 4)ВЯЧЕСЛАВ ЕЗЕПОВ; 5)МИХАИЛ КОЗАКОВ; 6)ИННА ГУЛАЯ(1940.05.09-1990.05.28); 7)ВАЛЕРИЙ ПОГОРЕЛЬЦЕВ; 8)ГЕОРГИЙ БУРКОВ; 9)АЛЕКСАНДР ПАШУТИН(ГОВЯДИН). Очередной показ 8 сер

Читайте также: