Заглавная буква б технологическая карта 1 класс школа россии
Обновлено: 06.07.2024
Цель: Познакомить с начертаниями строчной и заглавной букв Б, б; основными типами их соединений и обозначающими звуками.
Формируемые УУД:
- анализировать образец изучаемой буквы,
- выделять элементы в строчных и прописных буквах Б, б;
- н азывать правильно элементы букв Б, б;
- писать буквы Б, б в соответствии с образцом;
- воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму;
- соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона;
- писать слоги, слова с буквами Б, б, используя приём комментирования;
- выполнять слого-звуковой анализ слов с буквой б;
- принимать учебную задачу урока;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя ;
- подчёркивать карандашом наиболее удавшиеся буквы Б, б;
- оценивать свою работу.
( на уроке используется презентация)
- Прозвенел звонок, начинается урок.
- Доброе утро, ребята! Мы начинаем урок письма. Проверьте свою готовность – на парте: пропись, пенал, лист со схемой. Прошу занять свои места.
Актуализация знаний
- Ребята, чем мы с вами занимаемся уже в течении многих уроков письма? (изучаем буквы, звуки, учимся писать строчные и заглавные буквы, …)
- А зачем нужно знать буквы? (Буквы надо знать, чтобы научиться читать и правильно писать).
запись на доске:
а о у ы е и в р н м л з п т с к
- Посмотрите на доску. Давайте вспомним буквы, которые мы уже знаем. (Дети хором называют буквы).
- Как вы думаете, почему я разделила буквы на 3 группы? (- Они обозначают разные звуки).
- Давайте дадим характеристику звуков для букв каждой группы. (Дети подходят к доске, объясняют и прикрепляют соответствующего звуковичка-схему к каждой группе).
Постановка цели и определение темы урока
(На экране изображено пустое окошко и три схемы-звуковичка рядом) Слайд 2.
Посмотрите, на экране 3 звуковичка и почему-то пустое окошко. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Познакомимся с новой буквой и её звуками, определим, какая схема-звуковичок характеризует эти звуки, будем учиться писать эту букву, читать слоги и слова).
Вы правы! Мы действительно сегодня познакомимся с новой буквой. А что это за буква, вы узнаете чуть позже.
4. Изучение нового материала
- А теперь ставьте ушки на макушки, слушайте внимательно, я загадаю вам загадки, отгадайте обязательно!
Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
И я крикун, и я буян.
Я звонкий круглый …. (барабан) Слайд 3.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. …(бабочка)
С каких звуков начинаются слова барабан и бабочка? (Звук [б]. )
- Какой он — этот звук? (Согласный, твёрдый, звонкий — объясняют ответ: Наши губки сжимаются и выталкивают воздух. Возникает препятствие).
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? ……(белка) Слайд 4.
Какой звук мы слышим в начале слова белка? (Звук [б']).
Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий, звонкий).
- Два согласных звонких звука [б] и [б'] обозначает на письме одна и та же буква б (бэ)
(записываем в окошко печатную букву Б, выбираем схему-звуковичка, обозначающего её звуки) Слайд 5.
В каком домике поселилась буква б на ленте букв? (В сине-зелёном домике на 2 этаже, т.к. обозначает звонкие согласные звуки – твёрдый или мягкий).
На что похожа эта буква?
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
- Давайте найдём письменные буквы Б, б на таблице. (Они стоят на втором месте в алфавите).
- Из каких элементов состоят эти буквы? (Б – линия с петлёй внизу, полуовал, горизонтальная линия с закруглением слева; б – овал, наклонная линия, короткая горизонтальная линия). Слайд 6.
Работа по теме урока (закрепление).
Работа в прописи № 3:
(Проверка посадки за партой, правильное положение тетради).
- Откройте пропись на с.12. Рассмотрите букву б. Стрелочки-помощницы подсказывают направление написания букв.
- Возьмите простой карандаш в руки. Напишите в воздухе букву б. (Ребята вслед за анимированным показом букв на экране пишут букву в воздухе – используется отдельная презентация).
- Пропишите эту букву в прописи. Подчеркните красным карандашом самую красивую.
У отца был мальчик странный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный,
Кто же это. (Буратино) Слайд 7.
- Какую букву мы будем использовать для записи отгадки? (Б).
- Вспомните, какие ещё слова нужно писать с заглавной буквы. (Имена, фамилии, названия городов, рек, …)
- Попробуйте написать на ладошке букву Б по образцу. Пропишите букву Б в прописи на с.13. Проведите конкурс.
Посмотрите, на доске напечатаны слоги-слияния с буквой Б. Как вы думаете, почему они в двух столбиках? (в ба, бо, бу, бы – твердый звук [б], а в слогах би, бе – мягкий.)
Давайте их прочитаем.
(Комментированная работа в прописи по написанию слогов и слов с буквой б. Слого-звуковой анализ отдельных слов.)
Физкультминутка (проводит ученик)
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик, видно, не нашел,
Чтобы ключик отыскать-
Надо на носочки встать.
6 . Итог урока
- У каждого из вас на парте есть изображение схемы-человечка. Напишите на ней букву, с которой мы сегодня познакомились. Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква, раскрасьте башмачки и нарисуйте, если потребуется, головной убор. (Выполняют задание).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока письма
МБОУ СОШ № 4 города Кирова
Учитель: И.А. Метелёва
Урок открытия нового знания
Задачи урока:
Развивающая: - развивать умение письма с комментированием; продолжить формирование умения писать имена с заглавной буквы, орфографическую зоркость.
Воспитывающая: - осознать важность положительного отношения к процессу письма, аккуратности в работе.
Планируемые образовательные результаты
предметные: научатся: писать заглавную букву Б, соединять её с другими буквами, писать слоги и слова с этой буквой;
метапредметные :
регулятивные - умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные - используют различные способы деятельности при обработке информации, выполнят логические действия, построят речевые высказывания, будут учиться анализировать;
коммуникативные: слушают собеседника, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют собственную точку зрения;
личностные: принимают учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляют пробы.
Методы и формы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический, наглядно-демонстрационный, поисковый.
Оборудование:
Технологическая карта, учебник, презентация, мультимедийное оборудование, к арточки с изображением заглавной буквы Б;
пластилин; листы-раскраски с буквой Б.
Образовательные ресурсы
- Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. Методическое пособие/Под ред. Н.Н.Деменевой. М., АРКТИ, 2013г.;
Цель Создать условия для формирования умения писать заглавную букву Б; развивать моторику; фонематический слух; воспитывать аккуратность.
Планируемые образовательные результаты
Предметные Метапредметные (УУД) Личностные
Научиться писать заглавную букву Б, слоги и слова с данной буквой; правильно писать имена собственные; анализировать слова и предложения данные в прописи; списывать без ошибок с печатного шрифта; дополнять предложения, данные в прописи; соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона
Регулятивные: принимать учебную задачу и осуществлять ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.
Познавательные: общеучебные – использует знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические - осуществляет сравнение букв по заданным критериям, выполняет слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: умеет слушать учителя и вести диалог, вступать в речевое общение. Проявлять интерес к учебной деятельности и осваивать социальную роль обучающегося.
Коррекция нарушений развития ребенка Работать над развитием устной речи, моторики, памяти, внимания.
Основные понятия и термины Заглавная буква, буква согласного звука, рабочая строка, печатная и письменная буква, заглавная буква в именах собственных.
Методы обучения Словесный, наглядный, практический.
Организационная структура урока
Этапы урока Основные виды деятельности учителя Основные виды деятельности учащегося Формируемые образовательные результаты
Прозвенел звонок, начинается урок!
Ну, а ты проверь, дружок,
Все ль готово, все ль в порядке?
Ручка, карандаш, тетрадка? Приветствует учителя, проверяет готовность к уроку, эмоционально настраивается на урок. Внимательно слушает дает внутреннюю установку на урок.
II. Постановка учебной задачи
-Сегодня на урок к нам пришел сказочный герой, но он хочет, чтобы ты отгадал загадку и узнал, как его зовут:
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный, на земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный. Кто же это?.
– Молодец, правильно угадал! Но ведь Буратино, наверно, не случайно пришёл к нам на урок, как ты думаешь, зачем? Чему он хочет научиться на уроке письма?
-С какой буквы начинается имя этого героя?
-Как пишутся имена?
-Значит какую букву, мы будем учиться писать сегодня на уроке?
-Какую задачу мы должны решить сегодня на уроке? Слушает и отгадывает загадку
Писать буквы
Буква Б
Имена пишутся с заглавной буквы
Заглавную букву Б
Формулирует учебную задачу вместе с учителем и проговаривает ее: научиться писать заглавную букву Б Воспроизводит по памяти
Вступает в речевое общение с учителем и ведет диалог
Принимает учебную задачу.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Учебный диалог. - Ты уже познакомился с буквой Б на уроке чтения, расскажи Буратино, что ты про нее узнал?
-Какой звук обозначает буква Б : гласный или согласный? Почему? Можем ли мы его пропеть?
-Что необходимо сделать, чтобы научиться писать красиво и правильно?
-Молодец! Слушает учителя и отвечает на вопросы.
Буква Б, буква согласного звука
Сделать зарядку для пальчиков Воспроизводит информацию по памяти.
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Пальчиковая гимнастика
- Мальчик-пальчик, где ты был?
(надевает кольцо на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надевает кольцо на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надевает кольцо на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надевает кольцо на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел.
(надевает кольцо на мизинец).
-А потом я всех собрал и удачи пожелал! Выполняет пальчиковую гимнастику с помощью массажного кольца Су-Джок поочередно на правой и левой руке.
Затем смыкает руки в замок и сгибает-разгибает все пальцы вместе.
Внимательно слушает и выполняет упражнения для мелкой моторики пальцев рук в соответствии с показом учителя.
2. Правила посадки за столом во время письма
-Посмотри на слайд и скажи правильно ли сидит Буратино?
-Проверь свою посадку и возьми правильно ручку, покажи Буратино, как правильно это делать. Нет
Показывает посадку за столом при письме, как правильно держать ручку Правильно держит осанку при письме, верно обращается с ручкой.
3. Анализ начертания и написание заглавной буквы Б (Пропись № 3)
Видео (написание заглавной буквы Б)
-Открой пропись на стр. 13.
-Обрати внимание на заглавную печатную и письменную буквы Б, чем они похожи?
-Предлагаю тебе посмотреть, как пишется заглавная буква Б (видео с комментированием написания буквы)
-Объясни Буратино из скольки элементов состоит заглавная буква Б? Напиши ее в воздухе, обведи обратным концом ручки в прописи и пропиши по образцу.
- Обведи узор по контуру. На что он похож?
-Напиши заглавную букву Б в прописи.
-Оцени написание букв и подчеркни самую аккуратно написанную букву, чтобы Буратино полюбовался на нее. Открывает пропись № 3, сравнивает и показывает печатную и письменную буквы Б.
Смотрит и слушает объяснение по видео.
Буква Б состоит из трех элементов
Выполняет инструкции учителя
На элемент буквы Б
Пишет букву Б в соответствии с образцом
Подчеркивает Анализирует образец изучаемой буквы, выделяет элементы в прописной букве.
Осуществляет письмо буквы Б в соответствии с образцом.
4. Письмо слогов и слов с заглавной буквой Б. -Прочитай слоги с заглавной буквой Б.
-Что общего в них и чем отличаются?
-Напиши слоги: Ба, Би, Бе.
-Помоги Буратино прочитать слово
-Почему оно написано с заглавной буквы Б?
Выполни слого-звуковой анализ слова Барсик
- Сколько букв в слове? Сколько звуков?
- Сколько слогов? (2)
-Назови 1 слог и отдели его вертикальной чертой в слове. Назови 2 слог
- Определи ударный слог и обозначь ударение в слове. Читает слоги
Сравнивает и отвечает на вопросы
Прописывает слоги в прописи
Читает слово Барсик
Осуществляет слого-звуковой анализ слова, графически разделяет слоги и ставит ударение
Осуществляет письмо слогов и слов с заглавной буквой Б в соответствии с образцом.
Определяет слого-звуковую структуру слова, использует графические символы для обозначения
-Буратино предлагает отдохнуть и потанцевать Выполняет движения по образцу Осуществляет профилактику утомления
-Посмотри на слайд и назови животных
-Какие это животные? Почему?
-Помоги Буратино, прочитай клички животных и определи кого так зовут?
-С какой буквы записано каждое слово, почему? Называет животных
Домашние, за ними ухаживает человек
собака Бобик, корова Буренка, баран Бараш,
С заглавной буквы Б пишутся все клички животных Воспроизводит информацию по памяти.
6. Работа над предложениями.
-Прочитай предложение. Какое слово нужно добавить в конце?
-Какие слова в предложении написаны с заглавной буквы, почему?
-Сколько слов запишешь в предложении?
-Какой знак поставишь в конце?
-Запиши по образцу.
-Рассмотри рисунок на слайде. Какие животные изображены? Они тоже домашние?
-Где живут бобры? Что они строят? Посмотри на слайде какая хатка у бобра
-Прочитай предложения, сравни их написание.
-Какими буквами записано 1 предложение, а 2 предложение?
-Что нужно помнить, чтобы правильно написать предложение?
-Спиши с печатного текста предложение Бобры-строители.
- А теперь разгадай ребус и запиши слово Читает предложение, добавляет кличку.
У - первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы, Бори – имя мальчика, Барсик - кличка животного.
Отвечает на вопросы
Записывает слово Борис Выполняет письмо по образцу
Воспроизводит информацию по памяти.
Списывает предложение с печатного текста
-Какую букву ты учился писать на уроке?
- Как на письме используется заглавная буква Б?
-Что нового ты узнал на уроке?
- Буратино говорит тебе спасибо за работу на уроке, прочитай, что он написал на слайде. Отвечает на вопросы учителя Оценивает свою работу на уроке
Прикреплённые файлы:
Личностные
результаты
Осознают социальную роль обучающегося, уясняют мотивы учебной деятельности
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль действий, понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск средств для освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; логические – осуществляют сравнение букв по заданным критериям, слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагают свое мнение и аргументируют собственную точку зрения; дают оценку действиям
Основное содержание темы, понятия
и термины
Строчная и заглавная буквы Б, б, звук [б], печатная и письменная буквы, слого-звуковой анализ слов, заглавная буква в именах собственных
Читайте также: