Загадки по физике для начальной школы

Обновлено: 07.07.2024

Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик сразу отвечает, что ей нужно бежать со сверхзвуковой скоростью. Разумеется, собаке достаточно стоять на месте.

В комнате есть лампочка. Вне комнаты есть 3 выключателя, один из которых включает эту лампочку, а другие – не работают. Нужно узнать, какой из них включает лампочку, причем войти в комнату можно только один раз. (Выключатели щелкаются одинаково, разбирать нельзя, дверь в комнату плотно закрывается, в замочную скважину ничего не видно и т.д.)

(Оставляем первый выключатель выключенным.
Второй включаем.
Третий включаем, ЖДЕМ, выключаем.
Идем смотреть, что с лампочкой. Горит - значит второй выключатель, не горит - трогаем рукой: теплая - значит третий выключатель, холодная - значит первый)

Стаканы на бумаге. На столе на некотором расстоянии друг от друга (15-20см) стоят 2 стакана. Есть лист (А4), который нужно положить на эти 2 стакана и сверху на него поставить третий стакан (между двумя) так, что бы лист не прогнулся до стола).

Кофе с молоком Очень полезная задачка. Можно долго выписывать уравнения, а можно понять, что ответ очевиден. Есть два одинаковых стакана, в которые налито поровну: в один — молоко, в другой — кофе. Из первого стакана переливают ложку молока в стакан с кофе. Потом размешивают, и из второго стакана обратно в первый переливают ложку кофе с молоком. Чего теперь больше: молока в кофе или кофе в молоке?

Попробуйте проделать такой фокус: наполните чистый стакан доверху водой и поспорьте с гостями, что в стакане есть еще очень много свободного места. Вам, конечно, не поверят, но вы начнете осторожно, не касаясь воды, но и без всплесков опускать в стакан одну за другой монетки. И вода при этом из стакана не будет выливаться - вы докажите, что в ней еще есть место! Почему же так получается?

(Если посмотреть на стакан сбоку, то будет видно, как при опускании монет вздувается бугром ее поверхность: вода при этом не выливается, т.к. ее удерживает пленка поверхностного натяжения)

Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?

Кто может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?

Когда сутки короче: зимой или летом?

На двух чашах рычажных весов находятся два ведра, наполненные водой. Уровень воды в них одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы находиться в равновесии?

(Да, будут. Всякое плавающее тело вытесняет своей погруженной частью столько жидкости (по весу), сколько весит это тело)

(Служанка держит на плите воду, которая уже давно кипит, таким образом, вода испаряется и уменьшается в количестве. А та вода, что в ванной, остается комнатной температуры. Чем больше кипятка в нее влить, тем теплее она будет.)

С помощью линзы получено действительное изображение электрической лампочки. Как изменится изображение, если закрыть верхнюю половину линзы?

В комнате есть лампочка. Вне комнаты есть 3 выключателя, один из которых включает эту лампочку, а другие – не работают. Нужно узнать, какой из них включает лампочку, причем войти в комнату можно только один раз. (Выключатели щелкаются одинаково, разбирать нельзя, дверь в комнату плотно закрывается, в замочную скважину ничего не видно и т.д.)

(Оставляем первый выключатель выключенным. Второй включаем. Третий включаем, ЖДЕМ, выключаем.Идем смотреть, что с лампочкой. Горит — значит второй выключатель, не горит — трогаем рукой: теплая — значит третий выключатель, холодная — значит первый)

Стаканы на бумаге. На столе на некотором расстоянии друг от друга (15-20см) стоят 2 стакана. Есть лист (А4), который нужно положить на эти 2 стакана и сверху на него поставить третий стакан (между двумя) так, что бы лист не прогнулся до стола).

Кто может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?

Когда сутки короче: зимой или летом?

На двух чашах рычажных весов находятся два ведра, наполненные водой. Уровень воды в них одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы находиться в равновесии?

(Да, будут. Всякое плавающее тело вытесняет своей погруженной частью столько жидкости (по весу), сколько весит это тело)


С помощью линзы получено действительное изображение электрической лампочки. Как изменится изображение, если закрыть верхнюю половину линзы?

На стене висит тарелка,

По тарелке ходит стрелка.

Эта стрелка наперед

Нам погоду узнает.

То как арбузы велики,

То словно яблоки мелки.

Они не могут говорить,

Но могут вес определить.

Если -хорошо заточен,

Все легко он режет очень —

Хлеб, картошку, свеклу, мясо,

Рыбу, яблоки и масло.

Я горячее храню,

Я холодное храню,

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю.

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет.

Под водой железный кит,

Днем и ночью кит не спит

Днем и ночью под водой

Охраняет твой покой.

Что за чудо-великан?

Тянет руку к облакам,

Помогает строить дом.

Трещит, а не кузнечик,

летит, а не птица,

везет, а не лошадь.

По волне, волне, волне

Плывет музыка ко мне.

И в тайге, и в океане

Он отыщет путь любой.

Умещается в кармане.

А ведет нас за собой.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

18.Куда бежит—сама не знает

Споткнется у порога,

По небу ходит Маляр без кистей

С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?

Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик сразу отвечает, что ей нужно бежать со сверхзвуковой скоростью. Разумеется, собаке достаточно стоять на месте.

В комнате есть лампочка. Вне комнаты есть 3 выключателя, один из которых включает эту лампочку, а другие – не работают. Нужно узнать, какой из них включает лампочку, причем войти в комнату можно только один раз. (Выключатели щелкаются одинаково, разбирать нельзя, дверь в комнату плотно закрывается, в замочную скважину ничего не видно и т.д.)

(Оставляем первый выключатель выключенным.
Второй включаем.
Третий включаем, ЖДЕМ, выключаем.
Идем смотреть, что с лампочкой. Горит — значит второй выключатель, не горит — трогаем рукой: теплая — значит третий выключатель, холодная — значит первый)

Стаканы на бумаге. На столе на некотором расстоянии друг от друга (15-20см) стоят 2 стакана. Есть лист (А4), который нужно положить на эти 2 стакана и сверху на него поставить третий стакан (между двумя) так, что бы лист не прогнулся до стола).

Кофе с молоком Очень полезная задачка. Можно долго выписывать уравнения, а можно понять, что ответ очевиден… Есть два одинаковых стакана, в которые налито поровну: в один — молоко, в другой — кофе. Из первого стакана переливают ложку молока в стакан с кофе. Потом размешивают, и из второго стакана обратно в первый переливают ложку кофе с молоком. Чего теперь больше: молока в кофе или кофе в молоке?

Попробуйте проделать такой фокус: наполните чистый стакан доверху водой и поспорьте с гостями, что в стакане есть еще очень много свободного места. Вам, конечно, не поверят, но вы начнете осторожно, не касаясь воды, но и без всплесков опускать в стакан одну за другой монетки. И вода при этом из стакана не будет выливаться — вы докажите, что в ней еще есть место! Почему же так получается?

(Если посмотреть на стакан сбоку, то будет видно, как при опускании монет вздувается бугром ее поверхность: вода при этом не выливается, т.к. ее удерживает пленка поверхностного натяжения)

Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?

Когда сутки короче: зимой или летом?

На двух чашах рычажных весов находятся два ведра, наполненные водой. Уровень воды в них одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы находиться в равновесии?

(Да, будут. Всякое плавающее тело вытесняет своей погруженной частью столько жидкости (по весу), сколько весит это тело)

(Служанка держит на плите воду, которая уже давно кипит, таким образом, вода испаряется и уменьшается в количестве. А та вода, что в ванной, остается комнатной температуры. Чем больше кипятка в нее влить, тем теплее она будет.)

С помощью линзы получено действительное изображение электрической лампочки. Как изменится изображение, если закрыть верхнюю половину линзы?

Новинки
Популярное


Дети всех возрастов обожают головоломки, но загадки по физике редко используются учителями. Очень зря, ведь они способны разнообразить учебный процесс, помочь усвоить новый материал, подстегнуть интерес к предмету и просто развлечь. При этом детские головоломки только кажутся простыми. На самом же деле для разгадывания физических загадок ребятам придется подключить всю свою природную внимательность, смекалку и применить полученные знания. Стихотворные версии легче усваиваются, но основываются на хитроумных метафорах, поэтому учат мыслить образами.

Когда сутки короче: зимой или летом?

Даже Эйнштейн, физический гений,
Весьма относительно всё понимал.
Какую ж теорию, важную очень,
Он в своё время создал?

С какой физической величиной можно связать эти пословицы: не все на свой аршин меряй; семь раз отмерь — один раз отрежь; без меры и лаптя не сплетешь?

Кто может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?

Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?

Бегу, бегу по проводам,
И нет меня быстрее!
Тепло и свет несу я вам
И делать все умею!

Нужная величина,
В электричестве глава.
Чтоб приборы были целы,
Чтобы не было проблем,
Каждый знает как она
С силой тока связана!

Мал золотник да дорог; своя ноша не тянет; тяжело понесешь — домой не донесешь.

Кофе с молоком Очень полезная задачка. Можно долго выписывать уравнения, а можно понять, что ответ очевиден… Есть два одинаковых стакана, в которые налито поровну: в один — молоко, в другой — кофе. Из первого стакана переливают ложку молока в стакан с кофе. Потом размешивают, и из второго стакана обратно в первый переливают ложку кофе с молоком. Чего теперь больше: молока в кофе или кофе в молоке?

Механику и атомы,
Наука изучает,
И оптику, молекулы,
Дотошно разбирает!

Тут не долго испугаться —
Их в розетке двести двадцать.

Она характеризует
Быстроту движения,
Но при этом имеет
Своё направление.

Этот жадный предмет
Всё железо хватает.
Для него нормы нет,
Прилипанием страдает.

Все поведает, хоть без языка,
Когда будет ясно, а когда – облака.

И в тайге, и в океане
Он отыщет путь любой.
Умещается в кармане.
А ведет нас за собой.

Плохи дела, где сила без ума; без уменья и сила не при чем; через силу и конь не тянет.

Какой расплавленный металл замораживает воду?

Какой металл пишет, как карандаш?

Энергия отключается,
Но движение продолжается.
Как же такое явление
В физике называется?

С помощью линзы получено действительное изображение электрической лампочки. Как изменится изображение, если закрыть верхнюю половину линзы?

Папа знает всё на свете —
Как на небе Солнце светит,
Про молекулу и атом
Может рассказать ребятам.
Знает всё про ультразвук.
Папа — кандидат наук!

Им силу тока изменяют,
Если что – то в нем сдвигают.

Назови-ка посмелей
В каком разделе физики
Мы с Ньютоном встречаемся
И к его фамилии
Часто обращаемся?

Через массу и объём определяется
В единице объёма —
Физический смысл заключается,
О какой величине здесь упоминается?

На двух чашах рычажных весов находятся два ведра, наполненные водой. Уровень воды в них одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы находиться в равновесии?

Узнать ответ Да. Плавающее тело всегда вытесняет своей погруженной частью столько жидкости (по весу), сколько весит это тело.

Нельзя здесь отшутиться —
Радиоактивности единица.

Какое действие тока используется в электросварке?

Сила упругости так вычисляется,
А полученное выражение —
Законом называется,
Чьей же фамилией он величается?

Вес корабля легко узнать,
Какую же силу нужно при этом рассчитать?

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.

Паскаль был очень остроумен,
Получил он выражение
Как для расчета,
Так и для вычисления.
Укажи величину,
Принадлежащую ему.


Интеллектуальная игра может быть проведена на Дне физики для учащихся различной возрастной группы. Конкурсы, использованные в интеллектуальной игре, можно использовать как на уроках так и на внеклассных мероприятиях, поскольку они подобранны из разных разделов физики.

Описание разработки

Программа вечера:

1 ведущий:

Где физика сокрыта,

В законах или в схемах,

В учебниках, в приборах,

В космических проблемах?

2 ведущий:

А может, в установках,

Что стоят миллионы,

Где физики пытаются

1 ведущий:

Эйнштейн язык покажет,

И станет ясно вроде,

Что физика - наука,

Живёт в самой природе!

2 ведущий:

Да, физиков иногда называют чудаками. Может быть, немного и чудаки, но они возрождают то, что потеряно в лабиринте истории, дают жизнь произведениям ума и рук человеческих, раскрывают запутанные тайны Вселенной!

1 ведущий:

Как и Вселенная, физика – безграничная наука и поиск в ней продолжается!

Да и не только великие могут делать открытия, а те, кто верят в чудо, те, которые не устают наблюдать и удивляться, думать, творить, экспериментировать и просто работать, мечтая этот мир сделать лучше и добрее!

2 ведущий:

Ну а пока, начинаем игру: будем наблюдать, и экспериментировать, открывая для себя эту очаровательную, занимательную, увлекательную науку - физику!

1 ведущий:

Итак, команды на сцену! Сегодня соревнуются, думают, наблюдают, проводят эксперименты команды …

2 ведущий:

Право подводить итоги соревнования предоставляется нашему уважаемому совету знатоков…

1 ведущий:

Как обычно, перед началом любого эксперимента необходимо пройти инструктаж по технике безопасности. Вот наши правила (на слайде, зачитываются.)

1. Проводить эксперимент честно: не списывать, не подслушивать, не подглядывать.

2. Не бить ниже пояса: не подсказывать противникам неправильный ответ.

3. Не скрывать свои знания: честно и добросовестно стараться вспомнить то, что не знал, да еще и забыл. И то, что знал, но не можешь вспомнить.

4. Стремиться к победе вопреки всем физическим законам, предсказаниям, предположениям. Дерзайте!

2 ведущий:

берёт меня за самое живое:

Она и манит и зовет,

и не дает душе покоя!

1 ведущий:

Пусть мне твердят, что есть предметы лучше,

Поинтересней, проще, может быть,

Но я судьбу благодарю за случай,

Что физику помог мне полюбить!

2 ведущий:

Приятней всех сонетов у Шекспира

Мне формул вязь, законов круговерть,

зачем нужна на свете божья лира?

Да чтобы физику воспеть!

1 ведущий:

Быть может эти электроны –

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

2 ведущий:

Ещё быть может каждый атом –

Вселенная, где сто планет.

Там все, что здесь в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

1 ведущий:

Итак, первый конкурс.

1. РАЗМИНКА

Каждой команде по очереди задаются загадки, за правильный ответ команда получает по одному очку, если у команды нет ответа, ответ могут дать соперники, первые поднявшие руку, за что получают дополнительный балл.

1. Сам металлический,

1. В Москве говорит,

2. Наведем стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помним вас.

2. Всю жизнь крыльями машет,

а улететь не может.

2. Два конца, два кольца,

2. На что ни взглянет этот глаз –

все картинке передаст.

3 Что за машина:

сила, как у слона?

3. Зубы есть, а хлеба не ест.

3. На пальце одном

ведерко вверх дном.

3. Гладит все, чего касается,

а дотронешься – кусается.

4. Без головы, а в шляпе.

Одна нога, и та без сапога.

4. Ходит город-великан

на работу в океан.

4. Начинает он копать,

заменяет сто лопат.

4. Сам деревянный,

а голова железная.

5. Держусь я только на ходу,

а если стану – упаду.

5. Живет в нем вся вселенная,

а вещь обыкновенная.

5. Что всегда идет,

а с места не сойдет?

5. Поверну волшебный круг,

и меня услышит друг.

Перенеси воду из одного стакана в другой с помощью соломинки для коктейля.

[Возьмите соломинку для коктейля и опустите одним концом в стакан с водой, а второй конец зажмите пальцем. Не отжимая пальца, поднимите соломинку и перенесите воду с её помощью в другой стакан].

Объясните: почему в каждом из этих случаев вода не выливается.

Необходимо создать свой оркестр, который будет извлекать звуки из предметов, которые мы используем постоянно: расческа, линейка, полиэтиленовый пакет, лист бумаги и т.д..

4. Учитель. А теперь каждая команда должна вы­тянуть карточку с пословицей и дать ее разъясне­ние с точки зрения физики.

1) Гвоздем моря не нагреешь.

[Ответ. Гвоздь обладает небольшой массой. Поэтому количество теплоты, которое может отдать гвоздь, остывая, будет невелико, и им нельзя нагреть большую массу воды в море.]

2) Много снега — много хлеба.

3) Куй железо, пока горячо.

[Ответ. Повышение температуры резко увели­чивает пластические свойства металлов, поэто­му многие из них поддаются ковке лишь в силь­но нагретом виде. Раскаленным металлам до­вольно легко придать требуемую форму, поэто­му и возникла поговорка.]

4) Без сала дегтя не отмоешь.

[Ответ. Поверхность, покрытая дегтем, не сма­чивается водой. Но деготь растворяется в жирах и с их помощью может быть удален с поверхно­сти предмета. Этот факт и отражен в поговор­ке. Жиры, кстати сказать, входят в состав мыла.]

ПрезентацияИгра по физике

5. Учитель (обращаясь к зрителям). А теперь вопросы для вас. Отвечать нужно, опираясь на зна­ния по физике.

6. КОНКУРС БОЛЕЛЬЩИКОВ

Вопрос-1. Верите ли вы, что можно поймать пулю на лету?

Ответ. Да, если пуля и человек движутся отно­сительно друг друга с небольшой скоростью или неподвижны. Во время Первой империалистиче­ской войны, как сообщали газеты, с одним фран­цузским летчиком произошел совершенно не­обыкновенный случай. Летя на высоте 2000 м, лет­чик заметил, что близ его лица движется какой-то небольшой предмет. Думая, что это насекомое, летчик проворно схватил его рукой. Оказалось, что он поймал германскую боевую пулю.

Вопрос-2. Верите ли вы, что в центре Земли тело имеет вес Р = 0?

Ответ. Нет. Напишите формулу закона всемир­ного тяготения и убедитесь в этом.

Вопрос-3. Верите ли вы, что на Земле есть точ­ка, находясь в которой вы всегда будете смотреть на юг?

Ответ. Да. На Северном полюсе.

Вопрос-4. Верите ли вы, что летом железная до­рога от Москвы до Санкт-Петербурга длиннее (на 300 м), чем зимой?

Ответ. Да. Это так! С повышением температу­ры линейные размеры тела увеличиваются, проис­ходит тепловое расширение тел.

Вопрос-5. Верите ли вы, что Солнце может за­жечь огонь, если при этом использовать прозрач­ный лед?

Вопрос-7. Верите ли вы, что суровая зима может сломать мост через реку? Вот случай, произошед­ший в декабре 1927 г. Во Франции начались не­обычайные морозы. Остов моста через Сену в самом центре Парижа так сильно сжался, что затем рассыпался кубиками. Проезд закрыли.

Ответ. Да. При понижении температуры ли­нейные размеры металлических тел уменьшаются и тем значительнее, чем больше понижение тем­пературы.

7. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ ПО ФИЗИКЕ С ОТВЕТАМИ

1. С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?

ОТВЕТ – Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик сразу отвечает, что ей нужно бежать со сверхзвуковой скоростью. Разумеется, собаке достаточно стоять на месте.

2. В комнате есть лампочка. Вне комнаты есть 3 выключателя, один из которых включает эту лампочку, а другие – не работают. Нужно узнать, какой из них включает лампочку, причем войти в комнату можно только один раз. (Выключатели щелкаются одинаково, разбирать нельзя, дверь в комнату плотно закрывается, в замочную скважину ничего не видно и т.д.)

ОТВЕТ – Оставляем первый выключатель выключенным. Второй включаем. Третий включаем, ЖДЕМ, выключаем. Идем смотреть, что с лампочкой. Горит - значит, второй выключатель. Не горит – трогаем рукой: теплая – значит третий выключатель, холодная – значит первый)

3. Стаканы на бумаге. На столе на некотором расстоянии друг от друга (15-20см) стоят 2 стакана. Есть лист (А4), который нужно положить на эти 2 стакана и сверху на него поставить третий стакан (между двумя) так, что бы лист не прогнулся до стола.

ОТВЕТ – нужно лист бумаги сложить гармошкой, и стакан будет стоять.

4. Кофе с молоком. Очень полезная задачка. Можно долго выписывать уравнения, а можно понять, что ответ очевиден. Есть два одинаковых стакана, в которые налито поровну: в один — молоко, в другой — кофе. Из первого стакана переливают ложку молока в стакан с кофе. Потом размешивают, и из второго стакана обратно в первый переливают ложку кофе с молоком. Чего теперь больше: молока в кофе или кофе в молоке?

ОТВЕТ – одинаковое содержание молока в кофе и кофе в молоке.

5. Попробуйте проделать такой фокус: наполните чистый стакан доверху водой и поспорьте с гостями, что в стакане есть еще очень много свободного места. Вам, конечно, не поверят, но вы начнете осторожно, не касаясь воды, но и без всплесков опускать в стакан одну за другой монетки. И вода при этом из стакана не будет выливаться - вы докажите, что в ней еще есть место! Почему же так получается?

ОТВЕТ – Если посмотреть на стакан сбоку, то будет видно, как при опускании монет вздувается бугром ее поверхность: вода при этом не выливается, т.к. ее удерживает пленка поверхностного натяжения.

6. Что не имеет длины, глубины, ширины, высоты, а можно измерить?

ОТВЕТ – Время, температура.

7. Кто может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу?

ОТВЕТ – почтовая марка на конверте.

8. Когда сутки короче: зимой или летом?

ОТВЕТ – сутки – это всегда 24 часа.

9. На двух чашах рычажных весов находятся два ведра, наполненные водой. Уровень воды в них одинаков. В одном ведре плавает деревянный брусок. Будут ли весы находиться в равновесии?

ОТВЕТ – Да, будут. Всякое плавающее тело вытесняет своей погруженной частью столько жидкости (по весу), сколько весит это тело.

ОТВЕТ – Служанка держит на плите воду, которая уже давно кипит, таким образом, вода испаряется и уменьшается в количестве. А та вода, что в ванной, остается комнатной температуры. Чем больше кипятка в нее влить, тем теплее она будет.

11. С помощью линзы получено действительное изображение электрической лампочки. Как изменится изображение, если закрыть верхнюю половину линзы?

ОТВЕТ – Все изображение останется на том же месте, но будет менее ярким.

Это — историческая викторина. Вначале дает­ся об ученом первая информация. Если поступил верный ответ (отгадана фамилия), балл присужда­ется команде, давшей этот ответ. Если ответа нет, дается вторая информация и т.д. В конце показы­вают портрет ученого.

Этот английский ученый свои первые откры­тия в области математики и физики сделал в 24 года.

В 1695 г. он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года стал его директором. Ему была поручена чеканка всех монет страны.

Он стал профессором в 26 лет.

Он открыл три важных закона механики.

• По легенде яблоко помогло ему открыть важ­ный физический закон. [Ответ. Исаак Ньютон.]

Этот ученый свой трудовой путь начал в ка­честве школьного учителя.

Нобелевскую премию он получил в 1921 г. за физико-математические исследования законов фотоэффекта.

Его письмо президенту США в 1940 г. стиму­лировало организацию ядерных исследований в стране.

• Он создал теорию относительности. [Ответ. Альберт Эйнштейн.]

Он — один из первых ученых, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.

Он обнаружил, что высота столба ртути в пе­ревернутой вверх дном трубке не зависит ни от формы трубки, ни от ее наклона.

Он выяснил, что на уровне моря высота ртут­ного столба всегда около 760 мм.

Он предположил, что столб жидкости в пере­вернутой вверх дном трубке уравновешивается давлением воздуха снизу вверх.

Он открыл атмосферное давление.

• Ему принадлежит изобретение барометра. [Ответ. Торричелли.]

Каждая команда имеет две сигнальные карточки. Ведущий читает утверждение: если оно верно – команда поднимает красную карточку, если нет – синюю.

Утверждения:

1.Птолемей создал модель Вселенной, в центре которой находилось Солнце. (Нет)

2. Аристарх Самосский высказал предположение, что центром Вселенной является Солнце. (Да)

3. Вселенная – это Солнце с обращающимися вокруг него планетами. (Нет)

4. Предположение о том, что Земля имеет форму шара, первым высказал древнегреческий ученый Пифагор. (Да)

5. Николай Коперник доказал правильность системы мира, предложенный Птолемеем. (Нет)

6. Николай Коперник создал новую модель Вселенной, в центре которой поместил Солнце. (Да)

7. Открытия, сделанные Джордано Бруно с помощью телескопа, доказали правильность системы мира Коперника. (Нет)

8. Марс- планета Земной группы. (Да)

9. Ближайшая к Солнцу планета – Венера. (Нет)

10. Солнечную систему образуют девять планет. (Да)

11. Только Земля имеет спутник. (Нет)

12. Уран относится к планетам земной группы. (Нет)

13. Среди планет-гигантов только у Сатурна имеется пылевое кольцо. (Нет)

14. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер. (Да)

15. Самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий. (Нет)

16. Самая удаленная от Солнца планета – Плутон. (Да)

17. Планеты-гиганты состоят преимущественно из газов и лишены твердых поверхностей. (Да)

18. Астероиды – это удаленные на огромное расстояние звезды. (Нет)

19. Комета – это световое явление, возникающее при вхождении небесных тел в атмосферу. (Нет)

20. Метеор – это упавшее на Землю космическое тело. (Нет)

21. Солнце – это звезда. (Да)

22. Планета – это относительно холодное небесное тело.(Да)

23. Звезды – это небесные тела, которые светят отраженным светом. (Нет)

24. Ближайшая к Земле звезда – Солнце. (Да)

25. Созвездие – это участок неба. (Да)

26. Млечный путь – это скопление газов в атмосфере. (Нет)

27. Галактика – это гигантское скопление звезд, звездная система. (Да)

28. Световой год – это расстояние, которое проходит свет за один год. (Да)

29. Все галактики одинаковы по форме и размерам. (Нет)

30. Галактики образуют скопления. (Да)

10. ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ

1.В двух одинаковых, плотно закрытых пробирках находится спирт и вода. Определить, с какой пробирке находится спирт, а в какой – вода? Помните, пробирки открывать нельзя. Варианты решений. 1. Положите пробирки на страницу с текстом. Так как вода имеет большую плотность, чем спирт, то изображение, рассматриваемое через пробирку с водой будет более увеличенным.

2. Можно пробирки нагреть. При нагревании в спирте образуются более мелкие пузырьки.

В сосуде, наполненном водой, вертикально вверх дном плавает пробирка так, что вся она погружена в воду. Требуется, не касаясь руками сосуда, сделать так, чтобы пробирка всплыла.

Возможные варианты решений, и докажите их экспериментально.

1. Нагреть сосуд. Расширяющийся воздух внутри пробирки вытеснит часть воды, пробирка станет легче и всплывет.

2. Можно в сосуд насыпать соли. Выталкивающая сила, действующая на пробирку, увеличится.

3. Перед вами на столе лежит монета. Как, не прикасаясь к ней, повысить ее температуру? Варианты решений. Можно подышать на монету, или навести “солнечный” зайчик.

Можно на монету поставить стакан горячего чая.

4. Когда автомобиль расходует больше горючего: при езде без остановок или с остановками. Объясните. При остановке кинетическая энергия автомобиля превращается во внутреннюю энергию тормозных колодок, шин и других узлов (они нагреваются). Чтобы после остановки приобрести необходимую скорость, а значит и кинетическую энергию, в двигателе должно быть израсходовано некоторое количество горючего. Следовательно, при езде с остановками автомобилю требуется больше горючего.

5. Чем объяснить стремление увеличить площадь тормозных колодок железнодорожных вагонов? Ведь коэффициент трения не зависит от площади соприкосновения трущихся поверхностей, а значит, что при неизменной силе давления сила трения остается прежней.

Причиной, ведущей к увеличению площади тормозных колодок вагона, является не стремление к увеличению силы трения, а стремление снизить давление тормозных колодок на барабан колеса, так как при очень большой силе давления, требующейся для достижения необходимой силы трения, и малой площади тормозных колодок происходит вклинивание колодок в материал барабана, что, в свою очередь приводит, а снижению качества тормоза.

Ведущий. Все явления, о которых было рассказано, можно объяснить, только зная физику. Все машины, устройства, механизмы были созданы только благодаря ей. Поэтому физику заслуженно можно назвать царицей нашей жизни. О значении физики в жизни человека очень хорошо сказал Адам Мицкевич:

Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей?


-75%

Читайте также: