Задания на соответствие для начальной школы по окружающему миру

Обновлено: 25.06.2024

Прочти внимательно все задания, если у тебя возникли вопросы по оформлению работы, задай их учителю. Выбери один вариант ответа и обведи его в кружок. Внимательно прочти открытые задания выполни их синей ручкой. Желаем успехов!

Тест по окружающему миру за год

Умение назвать природные особенности материков, частей света.

Самый крупный материк:

а) Северная Америка

Самые высокие горы мира:

Самые высокие горы мира находятся в…

в) Северной Америке

Лена, Енисей, Обь, Ангара, Хуанхэ, Инд, Ганг, Амур – реки протекают в..

Самая большая равнина Европы:

Степи Северной Америки называют:

Коала, волнистый попугай, райская птица, кенгуру, страус эму, бутылочное дерево- это животные и растения …

а) Южной Америки

Торнадо можно увидеть в:

а) Южной Америке

б) Северной Америке

Умение определить символы России

Наша страна называется ________________ или _____________________________________

а) округа, области

б) союз, объединение

Главный закон страны – это :

На флаге России цвета расположены в таком порядке:

а) красный, белый, синий

б) белый, синий, красный

в) синий, красный, белый

Умение определить, назвать особенности расселения человека.

Первые поселения человека были

в) по берегам рек

а) земледелием, разведением скота

б) ремеслом, торговлей

Укреплённая часть города называется:

Дом на Руси назывался:

Умение назвать символы города.

На гербе Москвы изображены:

а) чёрная пушка на золотом лафете;

б) всадник Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона

в) два якоря - морской и речной

На гербе Вологды изображение:

а) выходящая из облака десница в золотом одеянии, держит золотую державу;

б) всадник Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона;

в) два якоря - морской и речной

Умение назвать дату основания города, происхождение названия

Столица России Москва основана в …

Название Москва происходит от…

Умение назвать достопримечательности

Основателем Москвы был князь:

б) Юрий Долгорукий

Кремль в Москве расположили на

а) Воробьёвых горах;

б) Боровицком холме;

в) Поклонной горе

Где перечислены только достопримечательности Москвы:

а) Спасская башня, Большой театр, храм Василия Блаженного

б) Белозерский монастырь, Большой театр, храм Василия Блаженного

в) Спасская башня, Прилуцкий монастырь, храм Василия Блаженного

Египет, Эфиопия, Китай, Республика Конго

Перечисли известные тебе памятники зодчества нашего края.

Тест по окружающему миру за год

Знаю обозначения на карте.

Каким цветом на карте обозначены горы?

Знаю стороны горизонта.

Сколько основных сторон горизонта?

Прибор для определения сторон горизонта называется .

Знаю строение холма и горы.

Из каких частей состоят холм и гора?

Вершина, склон, обрыв

Вершина, склон, подножие

Вершина, подножие, камни

Умение определить особенности материков

На две части поделён материк…

Умение выбрать необходимые условия для жизни растений

Укажи, что необходимо для жизни растений.

мясо, фрукты, овощи

рыба, овощи, мясо

солнце, воздух, вода

масло, кисель, дождь

Знаю группы животных

Назови группу животных, к которым относится бабочка.

Знаю символы государства

На гербе Российской Федерации изображён орёл …

Открытые задания

Соотнеси (8б):

Распредели данные тела и вещества на три группы (10б):

Камень, молоко, стекло, вода, доска, воздух, кислород, утюг, сок, водяной пар

Тест по окружающему миру за год

1.Умение различать объекты живой и неживой природы.

Отметь только те объекты, которые относятся

к неживой природе.




2. Знание страны, в которой живешь. (2б)

Продолжи предложения.

Я живу в стране ___________________________ .

Её столица – город _________________ .

3. Знание главы государства.

Как называется глава государства в России? Подчеркни.

а) царь б) президент в) король

4. Умение различать Российский флаг от флагов других государств.

Найди государственный флаг России и раскрась его.

Прямоугольник 10
Прямоугольник 11
Прямоугольник 8



Прямая со стрелкой 7

5. Знание дорожных знаков.

Какой знак обозначает наземный пешеходный переход? Обведи.





6. Умение соотносить органы чувств с их функциями.

Соедини стрелками название органа чувств и название чувств:

7. Умение различать части растения.

Части растений:

а) стебель; г) ручка;

б) ствол; д) корень;

8. Умение определять форму Земли.

Какую форму имеет Земля? Подчеркни.

9. Знание времен года.

Установи соответствие. Соедини стрелками.

МЕСЯЦЫ ДЕКАБРЬ

Прямая соединительная линия 17

ВЕСЕННИЕ НОЯБРЬ

Прямая соединительная линия 18

МЕСЯЦЫ АПРЕЛЬ

ЛЕТНИЕ ИЮНЬ

МЕСЯЦЫ СЕНТЯБРЬ

Прямая соединительная линия 19

ОСЕННИЕ АВГУСТ

МЕСЯЦЫ ФЕВРАЛЬ

10. Умение отличать созвездия. (1б)

Сколько ярких звёзд в созвездии Большой Медведицы? Обведи нужную букву.

11. Умение различать листья деревьев.

12. Умение различать животных, которые ведут дневной и ночной образ жизни.(3б)

Прямоугольник 28
Прямоугольник 26
Прямоугольник 25





Прямоугольник 29

Отметь галочкой животных, которые ведут ночной образ жизни.









Основными структурными компонентами теста являются:

2. Инструкция для тестируемых

3. Основной текст

4. Инструкция для проверяющих

1. Спецификация теста

В спецификации теста описываются основные характеристики теста.

1.1. Название теста отражает тип теста – контролирующий и название учебной дисциплины.

1.2. Для контролирующих тестов основной целью является проверка (контроль) усвоенных обучающимися знаний и навыков по конкретной учебной дисциплине. Целью текущего контроля является проверка знаний и навыков по одной или нескольким темам учебной дисциплины, по одному разделу. Целью итогового контроля является проверка знаний и навыков по всей учебной дисциплине в целом. Целью может быть проверка уровня остаточных знаний по дисциплине.

1.3. Тест должен полно отражать содержание учебной дисциплины и соответствовать содержанию ГОС и содержанию программы учебной дисциплины. В этом разделе спецификации перечисляются: основные разделы учебной дисциплины; основные темы учебной дисциплины; процентное соотношение разделов или тем учебной дисциплины, представленных в тесте; номера заданий по каждой теме. Полнота отражения материала учебной дисциплины особенно важна для тестов, контролирующих уровень остаточных знаний. Чем полнее тест, тем точнее оценка уровня знаний испытуемых. Тест должен отражать все ключевые аспекты учебной дисциплины при соблюдении правильных пропорций. Если сместить пропорции, например, перенасытить тест заданиями тех тем учебной дисциплины, по которым легче всего составить задания, в этом случае какая-либо тема будет представлена в тесте не достаточно полно, следовательно, будет снижена содержательная валидность теста.

Тест может включать в себя базовую и вариативную части. Содержание базовой части должно полностью соответствовать содержанию ГОС. По сравнению с вариативной она должна занимать не менее 70% теста. Вариативная часть может состоять из более трудных заданий, ориентированных на более сильных студентов, или из заданий, отражающих авторские особенности программы дисциплины.

1.4. Характеристика ТЗ может быть представлена в виде таблицы, в которой

указывается соответствие № тестового задания разделу или теме учебной дисциплины, а также уровень трудности и форма предъявления.

1.5. Алгоритм формирования теста может быть строгим или случайным. При использовании алгоритма строгой последовательности необходимо указать порядок следования тестовых заданий.

1.6. Правила оценки тестовых заданий и теста. За выполнение каждого тестового задания испытуемому выставляются баллы. Необходимо указать тип используемой шкалы оценивания.

Номинальная шкала предполагает, что за правильный ответ к каждому заданию выставляется один балл, за не правильный — ноль. В соответствии с номинальной шкалой, оценивается всё задание в целом, а не какая-либо из его частей.

В соответствии с порядковой шкалой за каждое задание устанавливается максимальное количество баллов, например, три. Три балла выставляются за все верные выборы в одном задании, два балла - за одну ошибку, один - за две ошибки, ноль — за полностью неверный ответ.

Правила оценки всего теста. Общая сумма баллов за все правильные ответы составляет наивысший балл, например 90 баллов. В спецификации указывается общий наивысший балл по тесту. Также устанавливается диапазон баллов, которые необходимо набрать для того, чтобы получить отличную, хорошую, удовлетворительную или неудовлетворительную оценки. В процентном соотношении оценки (по пятибалльной системе) рекомендуется выставлять в следующих диапазонах:

2. Инструкция для тестируемых является обязательной составной частью теста. Она должна быть короткой, понятной и общей для всех испытуемых. Инструкция даёт разъяснения, как необходимо отвечать на задания теста. В инструкции сообщается время, в течение которого слушателям необходимо выполнить тест, тип шкалы оценивания.

3. При составлении основного текста необходимо учитывать следующие требования к тестовым заданиям:

- соответствие определённой форме;

4. Инструкция для проверяющих является обязательной составной частью контролирующего теста. Инструкция предназначена преподавателям, которые должны проверить тест. Инструкция не выдаётся тестируемым. Инструкция для проверяющих содержит: правила оценки ТЗ; правила оценки всего теста; ключ к тесту.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задание: Соответствие между знаком и его названием

1

А) Железнодорожный переезд со шлагбаумом

2

Б) Движение запрещено

3

В) Автозаправочная станция

4

Г) Подземный пешеходный переход

5

Д) Место для стоянки

Задание: Соответствие между картинкой ядовитого растения и его названием

1.

2.

3.

4.

Г) Бледная поганка

Задание : Отметьте правильный ответ

Прочитайте текст и установите непосредственное отношение Валерия Григорьевича к людям, воевавшим в годы войны с армией Наполеона.

1) Участником событий, приведших к победе над армией Наполеона.

2) Очевидцем героических подвигов русского народа в годы войны 1812 г.

3)Потомком одного из героев Отечественной войны 1812 г.

4) Свидетелем боевых сражений войны с армией Наполеона.

4 . Задание повышенного уровня

Задание: Дополните

Перелёт В.П.Чкалова через Северный полюс был совершён в … веке.

Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ

Проверка – составляющий элемент контроля, основная дидактическая функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное обнаружение недостатков и пробелов в знаниях.

На уроках окружающего мира (как и на других уроках) применяются следующие виды проверки:

  • текущая (усвоение знаний проверяется на каждом уроке);
  • итоговая (усвоение знаний проверяется за определённый период обучения: четверть, полугодие, год);
  • тематическая (проверяется усвоение отдельных тем).
ВложениеРазмер
Posobie_Test_okruzhayushchiy_mir.doc 189.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21

КАК ФОРМА ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

г. Южно-Сахалинск, 2008

Пасынок Юлия Юрьевна

Тестовые задания как форма проверки знаний на уроках окружающего мира / Ю. Ю. Пасынок. – Южно-Сахалинск: МОУ СОШ № 21, 2008.

МОУ СОШ № 21, 2008

Проверка – составляющий элемент контроля, основная дидактическая функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное обнаружение недостатков и пробелов в знаниях.

На уроках окружающего мира (как и на других уроках) применяются следующие виды проверки:

  • текущая (усвоение знаний проверяется на каждом уроке);
  • итоговая (усвоение знаний проверяется за определённый период обучения: четверть, полугодие, год);
  • тематическая (проверяется усвоение отдельных тем).

Эти виды проверки могут быть устными и письменными. Устная проверка может быть в форме индивидуальной, фронтальной или групповой беседы. Письменная проверка может быть в форме контрольной работы, самостоятельной работы, тестовых заданий, практической работы, работы графического характера (схемы).

В последние годы в начальной школе широко используется такая форма проверки как тестовые задания. Я считаю её наиболее подходящей для уроков окружающего мира.

Что же такое тест и тестовые задания?

Тест – это совокупность специально подготовленных вопросов, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов. Тестовые задания по своей форме напоминают отдельный тест: по структуре, наличию эталона и цены задания.

Применение тестовых заданий позволяет:

- измерить уровень усвоения ключевых понятий, проверить совокупность умений и навыков;
- проверить по сравнению с обычными формами проверки значительно больший объём усвоенных знаний;
- дать более объективную оценку знаниям учащихся;
- провести проверку выполненной работы намного быстрее по сравнению с обычными формами;
- оценить каждого ученика.

Несмотря на данные преимущества, тестовые задания имеют и недостатки:

- большая вероятность выбора ответа наугад или методом исключения;
- не возможность проследить логику рассуждения ученика;
- не возможность оценить глубину знаний.

Этапы создания тестовых заданий:

В самом общем виде тестовые задания должны:

- быть составлены с учётом соответствующих правил;
- соответствовать содержанию учебного материала;
- быть краткими, ясными для учащихся.

Минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии трёх частей:

1.Инструкции.
2.Текста задания (вопроса).
3.Правильного ответа.

Инструкция должна содержать указания на то, что ученик должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи. Допускается делать одну инструкцию для группы однозначных заданий, которая помещается в начале данной группы заданий. Очень важно указать, каким образом нужно делать отметки при выполнении заданий. Возможно несколько вариантов: подчеркнуть, отметить крестиком, обвести кружком, нарисовать стрелочку, соединить линией и т. д. Наиболее универсальным, чётким и понятным является вариант обведения кружком цифры (буквы), соответствующей правильному ответу для заданий закрытого типа, и требование вписать ответ в отведённое место для заданий открытого типа. Нужно не забывать, что для младших школьников большое значение имеет психологический настрой. И это отражать в инструкции.

В зарубежной и отечественной литературе чаще всего выделяются следующие типы заданий в тестовой форме:

  • задания свободного изложения
  • задания-дополнения.

Задания закрытого типа

Форма задания: утверждение да, нет.

Эта форма целесообразна для использования заданий этого вида в серии, когда для одного элемента знания задаётся несколько видов вопросов.

Инструкция. Подчеркни “да” или “нет”. (Если ты согласен с утверждением – “да”, а если не согласен – “нет”.)

Вопрос. 1.Солнце- это небесное тело.
Да. Нет.

2.Солнце имеет круглую форму.
Да. Нет.

3.Солнце- это раскалённое тело.
Да. Нет.

4.Солнце вращается вокруг Земли.
Да. Нет.

5.Солнце вращается вокруг оси.
Да. Нет.

6.Солнце- это звезда.
Да. Нет.

Ответ. 1.Да. 2.Нет. 3.Да. 4.Нет. 5.Да. 6.Да.

2. Задания множественного выбора.

Это основной вид заданий, применяемый в тестировании и чаще всего используемый мной на уроках. Задания с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Учащиеся должны выбрать один из предложенных вариантов.

Форма представления заданий:

1 вариант ответа.
2 вариант ответа.
3 вариант ответа.
4 вариант ответа.
5 вариант ответа.

Инструкция. Подчеркни слово, соответствующее правильному ответу.

Вопрос. Какое небесное тело находится в центре Солнечной системы?

Вопрос. Какие движения совершает Земля?

А). Вращение вокруг Солнца.
Б). Вращение вокруг Луны.
В). Вращение вокруг оси.

3. Задание на восстановление соответствия.

Это задания, в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. Достаточно распространённой формой ответа на данный вопрос является вариант с использованием стрелок: нарисуйте стрелки от элементов первого списка ко второму, соедините стрелками соответствующие понятия и т. д. Способ использования стрелок имеет существенный недостаток: сложность проверки.

Инструкция. Соотнеси написанное в первом и во втором столбиках. Соедини стрелками соответствующие понятия.

Вопрос. Солнце. Планета.

Ответ. Солнце-звезда, Луна-спутник, Земля-планета.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Эти задания незаслуженно редко используются. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки, крайне низкую вероятность угадывания правильного ответа.

Инструкция. Расположи в правильной последовательности. Запиши в нужном порядке.

Вопрос. Следующие небесные тела в порядке увеличения их величины.

Преимущества заданий закрытого типа:

– задания могут быть полностью надёжны, так как отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками;
– оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий;
– неважно, умеют ли учащиеся хорошо формулировать ответы;
– задания легко обрабатываются;
– тестирование проводится быстро;
– простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок.

Задания открытого типа

1. Задания свободного изложения.

Они предполагают свободные ответы учащихся по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкции для таких заданий: закончите предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. д., то есть вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.

Инструкция. Закончи предложение.

Вопрос. Когда Земля вращается вокруг Солнца, то происходит смена … .

Ответ. Времён года.

2. Задания-дополнения (с ограниченным ответом).

В этих заданиях учащиеся должны также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Инструкция для таких заданий: вместо каждого многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т. п.).

Инструкция. Впиши пропущенное слово.

Вопрос. Растения, животные и человек – это ….. природа.

Положительными сторонами хорошо составленных заданий открытого типа являются:

  • краткость и однозначность ответа;
  • необходимость воспроизведения ответа по памяти;
  • невозможность угадать ответ;
  • отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа;
  • простота проверки.

При составлении тестовых заданий следует учитывать следующие правила:

1.Содержание заданий должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль (тестовое задание должно проверять один элемент знания). Если это не так, то становится неясным, с каким элементом знаний ученик не справляется, в чём заключена причина невыполнения задания.

4.Вопрос должен быть чётко сформулирован. Особенно внимательно использовать слова “иногда”, “часто”, “всегда”, “никогда”. Они, с одной стороны, сами по себе содержат неопределённость, а с другой стороны – дают возможность учащимся догадаться о правильном ответе. Исключать по возможности слова “большой”, “небольшой”, “малый”, “много”, “мало”, “больше”, “меньше” и т. п.

5.Правильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей и подсказок.

7.Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Применять правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.

8.Место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке.

10.Дополнения лучше ставить в конце предложения.

Правила расположения заданий на листе.

1.Все задания должны быть на одной странице и под номерами.
2.У учеников должно быть достаточно места для записей (в заданиях открытого типа).

Тестовые задания обязательно содержат систему проверки, обработки и анализа результатов. Проверка может осуществляться самими учениками в ходе урока (самопроверка, проверка в парах) или учителем после уроков. За правильно выполненное задание ученик получает определённое количество баллов. Все баллы суммируются, и по выбранной шкале ставится оценка.

Таким образом, неоспоримые преимущества для учителя тестовых заданий следующие:

  • выявление знаний и умений каждого ученика;
  • своевременное обнаружение пробелов в знаниях;
  • быстрота проведения;
  • простота проверки.

А для ученика следующие:

  • этот вид работы не утомляет детей;
  • не нужно формулировать ответ и думать, как его грамматически правильно написать;
  • обладает самопроверкой.

Но нельзя забывать, что для учащихся начальных классов важное значение имеет развитие речи на всех уроках, в том числе и окружающем мире. А тестовые задания не способствуют этому. Поэтому они не должны являться единственной формой проверки, а умело использоваться в процессе обучения вместе беседой, самостоятельной работой, контрольной работой, практической работой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тесты предназначены для диагностики уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий. Цель: определение уровня сформированности у детей умения сравнивать и классифицировать объекты.

Цель: выявить уровень сформированности познавательного универсального учебного действия по составлению классификации.

Задание 1. (до 2-х баллов)

Даны названия объектов :

Распредели объекты по группам в зависимости от их признака

Задание 2. (до 2-х баллов)

Даны названия явлений:

- осадки в виде дождя

- травы завяли, пожелтели

- животные готовятся к зиме

- небо стало серым, низким

Раздели все эти явления на две группы. Один из признаков уже дан в таблице, определи недостающий. Заполни таблицу.

Осенние изменения в неживой природе

Задание 3. (1 балл)

Укажи стрелками к какой группе относятся растения из первого столбика

Ель Деревья
Одуванчик
Береза Кустарники
Сирень
Подорожник Травы

Тополь
Максимальное количество баллов, которое можно набрать за данный тест - 5

Цель: выявить уровень сформированности познавательного универсального действия – умения сравнивать

В чем различие состояния древесных растений осенью и весной?

1. Выдели в задании те объекты, которые ты будешь сравнивать

А) Осень и весну

Б) Состояние древесных растений осенью и весной

В) древесные растения осенью и весной

2. Определи, по какому признаку ты будешь сравнивать (1 балл):

А) Состояние листвы деревьев

Б) Состояние погоды

В) Цвет коры деревьев

3. Сравни признаки березы осенью и весной. Запиши свой ответ в таблицу (до 3-х баллов).

Максимальное кол-во баллов, которое можно набрать за данный тест – 5

Максимальное кол-во баллов, которое можно набрать за два теста – 10.

Обработка результатов.

В результате выполнения двух тестов, подсчитывается процентное соотношение правильно выполненных заданий.

Результаты трактуются следующим образом:

Выше 75% - высокий уровень сформированности познавательных УУД;

50%-75% - средний уровень сформированности познавательных УУД;

Менее 50% - низкий уровень сформированности познавательных УУД.

Цель: выявить уровень сформированности познавательного универсального учебного действия по составлению классификации.

обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное обнаружение недостатков и пробелов в знаниях.

  • текущая (усвоение знаний проверяется на каждом уроке);
  • итоговая (усвоение знаний проверяется за определённый период обучения: четверть, полугодие, год);
  • тематическая (проверяется усвоение отдельных тем).

Эти виды проверки могут быть устными и письменными. Устная проверка может быть в форме индивидуальной, фронтальной или групповой беседы. Письменная проверка может быть в форме контрольной работы, самостоятельной работы, тестовых заданий, практической работы, работы графического характера (схемы).

В последние годы в начальной школе широко используется такая форма проверки как тестовые задания. Я считаю её наиболее подходящей для уроков окружающего мира.

Что же такое тест и тестовые задания?

Тест – это совокупность специально подготовленных вопросов, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов. Тестовые задания по своей форме напоминают отдельный тест: по структуре, наличию эталона и цены задания.

Применение тестовых заданий позволяет:

- измерить уровень усвоения ключевых понятий, проверить совокупность умений и навыков;
- проверить по сравнению с обычными формами проверки значительно больший объём усвоенных знаний;
- дать более объективную оценку знаниям учащихся;
- провести проверку выполненной работы намного быстрее по сравнению с обычными формами;
- оценить каждого ученика.

Несмотря на данные преимущества, тестовые задания имеют и недостатки:

- большая вероятность выбора ответа наугад или методом исключения;
- не возможность проследить логику рассуждения ученика;
- не возможность оценить глубину знаний.

Этапы создания тестовых заданий:

В самом общем виде тестовые задания должны:

- быть составлены с учётом соответствующих правил;
- соответствовать содержанию учебного материала;
- быть краткими, ясными для учащихся.

Минимальные требования к составу тестового задания состоят в наличии трёх частей:

1.Инструкции.
2.Текста задания (вопроса).
3.Правильного ответа.

Инструкция должна содержать указания на то, что ученик должен сделать, каким образом выполнить задание, где и как делать пометки и записи. Допускается делать одну инструкцию для группы однозначных заданий, которая помещается в начале данной группы заданий. Очень важно указать, каким образом нужно делать отметки при выполнении заданий. Возможно несколько вариантов: подчеркнуть, отметить крестиком, обвести кружком, нарисовать стрелочку, соединить линией и т. д. Наиболее универсальным, чётким и понятным является вариант обведения кружком цифры (буквы), соответствующей правильному ответу для заданий закрытого типа, и требование вписать ответ в отведённое место для заданий открытого типа. Нужно не забывать, что для младших школьников большое значение имеет психологический настрой. И это отражать в инструкции.

В зарубежной и отечественной литературе чаще всего выделяются следующие типы заданий в тестовой форме:

Задания закрытого типа

Форма задания: утверждение да, нет.

Эта форма целесообразна для использования заданий этого вида в серии, когда для одного элемента знания задаётся несколько видов вопросов.

Инструкция. Подчеркни “да” или “нет”. (Если ты согласен с утверждением – “да”, а если не согласен – “нет”.)

Вопрос. 1.Солнце- это небесное тело.
Да. Нет.

2.Солнце имеет круглую форму.
Да. Нет.

3.Солнце- это раскалённое тело.
Да. Нет.

4.Солнце вращается вокруг Земли.
Да. Нет.

5.Солнце вращается вокруг оси.
Да. Нет.

6.Солнце- это звезда.
Да. Нет.

Ответ. 1.Да. 2.Нет. 3.Да. 4.Нет. 5.Да. 6.Да.

2.Задания множественного выбора.

Это основной вид заданий, применяемый в тестировании и чаще всего используемый мной на уроках. Задания с множественным выбором предполагают наличие вариативности в выборе. Учащиеся должны выбрать один из предложенных вариантов.

Форма представления заданий:

1 вариант ответа.
2 вариант ответа.
3 вариант ответа.
4 вариант ответа.
5 вариант ответа.

Пример 1.

Инструкция. Подчеркни слово, соответствующее правильному ответу.

Вопрос. Какое небесное тело находится в центре Солнечной системы?

Пример 2.

Вопрос. Какие движения совершает Земля?

А). Вращение вокруг Солнца.
Б). Вращение вокруг Луны.
В). Вращение вокруг оси.

Ответ. А) и В).

3. Задания на восстановление соответствия.

Это задания, в которых необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия – конструкциям, фигурам, утверждениям; восстановить соответствие между элементами двух списков. Достаточно распространённой формой ответа на данный вопрос является вариант с использованием стрелок: нарисуйте стрелки от элементов первого списка ко второму, соедините стрелками соответствующие понятия и т. д. Способ использования стрелок имеет существенный недостаток: сложность проверки.

Пример.

Инструкция. Соотнеси написанное в первом и во втором столбиках. Соедини стрелками соответствующие понятия.

Вопрос. Солнце. Планета.

Ответ. Солнце-звезда, Луна-спутник, Земля-планета.

4. Задания на установление правильной последовательности.

Эти задания незаслуженно редко используются. На самом деле это очень качественная форма тестовых заданий, обладающая большими преимуществами: краткостью, простотой проверки, крайне низкую вероятность угадывания правильного ответа.

Пример.

Инструкция. Расположи в правильной последовательности. Запиши в нужном порядке.

Вопрос. Следующие небесные тела в порядке увеличения их величины.

Ответ.

Преимущества заданий закрытого типа:

– задания могут быть полностью надёжны, так как отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками;
– оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий;
– неважно, умеют ли учащиеся хорошо формулировать ответы;
– задания легко обрабатываются;
– тестирование проводится быстро;
– простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок.

Задания открытого типа.

1.Задания свободного изложения.

Они предполагают свободные ответы учащихся по сути задания. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа.

Инструкции для таких заданий: закончите предложение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. д., то есть вместо многоточия можно вписать словосочетание, фразу, предложение или даже несколько предложений.

Пример.

Инструкция. Закончи предложение.

Вопрос. Когда Земля вращается вокруг Солнца, то происходит смена … .

Ответ. Времён года.

2.Задания-дополнения (с ограниченным ответом).

В этих заданиях учащиеся должны также самостоятельно давать ответы на вопросы, однако их возможности ограничены. Ограничения обеспечивают объективность оценивания результата выполнения задания, а формулировка ответа должна дать возможность однозначного оценивания.

Инструкция для таких заданий: вместо каждого многоточия впишите только одно слово (символ, знак и т. п.).

Пример.

Инструкция. Впиши пропущенное слово.

Вопрос. Растения, животные и человек – это ….. природа.

Ответ. Живая.

При составлении тестовых заданий следует учитывать следующие правила:

1.Содержание заданий должно отвечать программным требованиям и отражать содержание обучения.

3. Вопрос должен содержать одну законченную мысль (тестовое задание должно проверять один элемент знания). Если это не так, то становится неясным, с каким элементом знаний ученик не справляется, в чём заключена причина невыполнения задания.

4.Вопрос должен быть чётко сформулирован. Особенно внимательно использовать слова “иногда”, “часто”, “всегда”, “никогда”. Они, с одной стороны, сами по себе содержат неопределённость, а с другой стороны – дают возможность учащимся догадаться о правильном ответе. Исключать по возможности слова “большой”, “небольшой”, “малый”, “много”, “мало”, “больше”, “меньше” и т. п.

5.Правильные ответы должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей и подсказок.

7.Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов. Применять правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.

8.Место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повторялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке.

10.Дополнения лучше ставить в конце предложения.

Правила расположения заданий на листе.

Тестовые задания обязательно содержат систему проверки, обработки и анализа результатов. Проверка может осуществляться самими учениками в ходе урока (самопроверка, проверка в парах) или учителем после уроков. За правильно выполненное задание ученик получает определённое количество баллов. Все баллы суммируются, и по выбранной шкале ставится оценка.

  • выявление знаний и умений каждого ученика;
  • своевременное обнаружение пробелов в знаниях;
  • быстрота проведения;
  • простота проверки.
  • этот вид работы не утомляет детей;
  • не нужно формулировать ответ и думать, как его грамматически правильно написать;
  • обладает самопроверкой.

Но нельзя забывать, что для учащихся начальных классов важное значение имеет развитие речи на всех уроках, в том числе и окружающем мире. А тестовые задания не способствуют этому. Поэтому они не должны являться единственной формой проверки, а умело использоваться в процессе обучения вместе беседой, самостоятельной работой, контрольной работой, практической работой.

Читайте также: