Зачем знать историю своей школы

Обновлено: 08.07.2024

Актуальность данного исследования заключается в том,что изучая прошлое нашей школы,мы поднимаем свое сознание на более высокий уровень, приобщаясь к духовному опыту человечества.Исследование рассматривает историю школы, а она – начало сознательной истории личности, а история личности – история города, страны.

Почему я выбрала эту тему? В 2014 году наша школа отметила 50-летний юбилей.Моей задачей было собрать и систематизировать информацию об истории школы, встретиться с учителями, работавшими в школе, с выпускниками нашей школы, изучить архивные материалы.В целом эта работа образовала проблему исследования.

Цель исследования: проанализировать историю развития школы с момента ее образования и до настоящего времени.

Проблема исследования: не изученность и разрозненность имеющихся данных по истории школы.

Задачи исследования:

– рассмотреть историю открытия школы;

– исследовать первые годы жизни школы;

– рассмотреть развитие школы на современном этапе ее существования.

Предмет исследования: история школы в развитии – с момента ее образования и до настоящего времени.

Объект исследования: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 7 города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области (ГБОУ СОШ № 7 города Похвистнево).

Методы исследования:

– метод социологического опроса;

Практическая значимость: Распространение среди учащихся и их родителей знаний по истории своей школы, публикация материала по истории школы в местных средствах массовой информации.

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре… Я думаю, для многих людей, в том числе и для меня, Родина начинается со школы, потому что школа – это не просто здание, это целый мир, который требует познания и осмысления, это люди, при общении с которыми развиваешься и образовываешься, будь ты, учитель, родитель, ученик. Это место, где мы получаем знания, открываем для себя мир, находим друзей, учимся жить. Во все времена предназначение школы было именно в этом, поэтому я считаю, что тема школы, ее истории всегда важна и актуальна. Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа. Для нас, сегодняшних учеников ГБОУ СОШ № 7 города Похвистнево – это и тропа от родительского дома, и цветы и кустарники, посаженные нами, и, конечно, наши педагоги. Мы понимаем: нельзя по-настоящему любить родную школу, не зная ее истории, не зная людей, которые создавали эту историю. Детство и Школа… эти понятия неразделимы, так как большую часть детства ребенок проводит в школе. Школа играет немаловажную роль в становлении личности, поэтому очень важно помнить о тех, кто дал нам дорогу в жизнь. Мы должны сохранить память об учителях и их учениках, важных и интересных событиях школьной жизни, победах и достижениях школы. Немногочисленные фотографии со временем тускнеют или просто теряются, а недоступные архивные документы десятилетиями лежат на полках, храня в себе историю целых поколений. Постепенно и они приходят в ветхость.

er1.tif

Сегодня я хочу рассказать о школе, о самой лучшей школе на свете, о школе, в которой я учусь!

В городе огромном среди множества школ

Есть одна такая, в которой я учусь.

Есть одна такая, без которой нельзя!

Есть одна такая, но, впрочем всего не учесть,

Школа седьмая такая есть!

История открытия школы, первые годы школы

А 50 лет назад… Из воспоминаний Заслуженного учителя РФ Панюшева Г.Е.

Большой популярностью у учителей пользовались стенгазеты, которые обязательно выпускались к 8 марта. В них помещались стихотворные посвящения и эпиграммы. Никто из учителей не был забыт – каждый получал свою долю острот. Правда, совсем не обидных.

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей….

Первые педагоги школы

Фундамент знаний и умений закладывают учителя начальных классов. Галич М.Н., Захарова В.И., Селина О.И., Орлова Г.А. имели стаж работы более 20 лет. Каждый урок они превращали в интересное открытие, в радость познания.

Уроки русского языка и литературы, проводимые Рахматовой Г.М. и Волковой В.А. являлись школой эстетического и эмоционального восприятия художественных произведений.

На уроках экономической культуры Власова О.В. применяя метод проектной деятельности, стремится помочь учащимся овладеть основами культуры экономических отношений.

Наша школа, развивая интеллектуальные способности, укрепляет и физическое здоровье учащихся. Нетрадиционные задания, соревновательный дух, атмосфера доверия отличают уроки учителя физической культуры Ивановой О.Н. Они пробуждают интерес к занятиям физической культуры и здоровому образу жизни.

Воспоминания выпускников нашей школы

Нигматуллина Венера – выпускница 2008 года: Для меня 7 школа – это. думаю, каждый выпускник мог бы продолжить по – своему. Я тоже не могу не вспомнить самые лучшие незабываемые умопомрачительные годы. В первый год учебы в вузе каждый день сравнивала академию со школой, профессоров, доцентов – с нашими родными и близкими учителями. Постоянно хотелось вернуться в ту теплую, знакомую, по – своему домашнюю обстановку, вновь оказаться в родных стенах, где я проводила большую часть дня. Ведь школу я воспринимала не только, как заведение где дают знания: здесь постоянно находила себе увлечения и помимо учебы. Учителя, умевшие заинтересовать нас, делали уроки интересными, помогая усвоить все полезное, что могло бы пригодиться в жизни. И мы успевали не только учиться, но и развлекаться. Различных мероприятий проводилось не мало. Мы сами придумывали конкурсы, получаю от них наслаждение, огромный заряд положительной энергии и много – много хорошего настроения. Наш дружный класс нельзя не вспомнить. Мы были большой и дружной семьей, представляли школу на различных фестивалях, формах, съездах, занимали первые места. А воспитала нас такими классная руководительница В.А. Волкова. Именно она научила стремиться быть лучшими во всем, везде, всегда! Постоянно организовывала походы на природу, в театр и т.д. Валентина Александровна умела найти подход к любому ученику, с ней можно было поделиться любыми проблемами и получить добрый совет. Сейчас я уже работаю. К сожалению, работа не очень близко от Похвистнева. Но я надеюсь приехать на юбилей нашей школы. Ведь этот день позволит еще раз окунуться в беззаботное детство, встретиться со школьными друзьями. Школа откроет двери всем: здесь будет и шумная молодежь, еще недавно прибывшая в роли старшеклассников, и самые маленькие посетители нашей школы. Я очень люблю эту школу и никогда ее не забуду.

Андрецова Анна (Ятманкина) – выпускница 1990года: В 7 школе я проучилась с 1 сентября 1982 по 28 мая 1990 года. Было всякое: и грусть, и радость. В конце начальных классов у нас появилась Тамара Максимовна Щербакова – учитель от Бога! Она была с нами не только в школе, даже домой приходила. Все знала про нас, умела поддержать в трудную минуту. Когда мы были в старших классах нашим классным руководителем была Зинаида Савельевна Микушова. Я думаю, что ее любили не только мы, но и все, кто у нее учился. Даже нелюбимый предмет (немецкий язык) она могла превратить в сказку. На ее уроках мы играли в мяч, были продавцами, учителями, врачами…Я очень любила и до сих пор люблю учителя русского языка и литературы Галину Александровну Сорочайкину. Благодаря ей я до сих пор очень люблю читать. И вообще, мне нравилась вся наша школа, весь наш класс. Нисколько не сожалею, что моя дочь Анастасия Андрецова тоже училась здесь. Она училась до 9 класса. Большое спасибо учителю начальных классов Галич Марии Николаевне за то, что она заложила хороший фундамент знаний для будущего Насти. Побольше бы таких учителей, как она. Тогда все, как моя дочь, шли бы в школу с желанием и настроением.

Многие выпускники школы выбрали себе профессии связанные с юриспруденцией и в области образования. Большинство учащихся школы посещает уроки информатики, работает компьютерный класс и открыт, один из первых в районе. По – прежнему много внимания уделяется эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Многие выпускники пошли по стопам своих учителей – посвятив жизнь школе, ученикам, это Ольга Ивановна Селина, Елена Леонидовна Шаповал и другие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3 г. Вяземского

Вяземского муниципального района Хабаровского края

Исследовательская работа

"История нашей школы"

hello_html_11af7120.jpg

С
оциальное направление

Работу выполнили: Веденеев Артём, Наговицина Юлия,

учащиеся 3 класса

Руководитель работы: Лобачева Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов

Глава I. Основная часть

1.1. Из истории школы

1.2. Они были первыми

1.5. Гордость школы

1.6. Школьные годы 80-х

1.8. Школа сегодня

Глава II. Практическая часть

2.1. Результаты опроса

Школа, твоя юность бесконечна,

Даже если тебе будет сотня лет,

Школа, будешь ты всегда и будешь вечно,

И великой тайны в этом нет.

Тема представляет для нас большой интерес по многим причинам: во-первых, наша школа - одна из старейших школ города, во-вторых, в этом году исполняется 85 лет со дня её образования.

В ходе нашего исследования мы хотим выяснить, какова история нашей школы, какой была школа в прошлом, какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история нашей школы?

Цель: Изучить историю становления и развития школы в событиях, фактах, лицах, документах.

Задачи : - Изучить историю нашей школы. - Собрать и проанализировать материал об истории школы, начиная от её создания и заканчивая сегодняшним днём. - Опираясь на данные архивов, воспоминания ветеранов педагогического труда, собрать сведения о педагогах и выпускниках школы.

- Выступить с проектом перед учащимися и учителями школы.

- Продолжить сотрудничество с бывшими выпускниками и учителями для получения информации о школе.

Гипотеза : Если мы будем знать историю своей школы, малой родины, то невозможна потеря связи поколений.

Объект исследования : история МБОУ ООШ № 3 г. Вяземского

Предмет исследования : Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 3 г. Вяземского

2. Социологический опрос.

3. Анализ архивных документов, фотографий.

Глава I . Основная часть

1.1. Из истории школы

Август 1959 года. Теплые солнечные дни. Счастливые девчонки и мальчишки с книгами, глобусами, физическими приборами переходят в новую школу №3 по ул. Павлика Морозова. Это, пожалуй, первое многоэтажное в городе Вяземском здание.

Теперь у ребят будет большая, светлая школа. А раньше. Раньше, с 1934 года школа была начальной, она ютилась в двухэтажном покосившемся здании со скрипящими от старости лестницами и шатающимися перилами, узкими мрачными коридорами и печным отоплением. Второй этаж занимала контора Леспромхоза. Находилось здание по улице Верхотурова, в самом её начале, напротив учебного комбината, которого тогда ещё не было. (Приложение1.)

Все мечтали о новой школе, большой, светлой. И вот 1956 году началось строительство новой школы. И учителя и ученики, переодевшись после уроков, приходили на строительство.

Ученики клали стены школы. Учителя собственными силами, не жалея времени, закладывали фундамент. Конечно, все были рады и учителя и ученики. Но перед ними стояла ещё одна задача — перенести все вещи из старой школы в новую школу. И с этой задачей справились добросовестно и в короткий срок. Хотя сделать это было не так-то просто, ведь пришлось переносить почти половину на собственных руках по грязи, асфальта тогда не было.

Наконец-то мечта сбылась. 1 сентября 1959 средняя школа № 3 справила своё новоселье. Теперь у ребят была большая светлая школа с большими окнами, высокими потолками и белыми стенами.

Слева от школы сразу же посадили молодой сад, а через дорогу — парк. По инициативе директора и завуча полностью был озеленён район Новостройки. Именно тогда родилась традиция: прощаясь со школой оставлять в память о себе посаженное дерево.

Школа отапливалась дровами с помощью кочегарки, находившейся в подвале. Ученики по графику подвозили на санках дрова и спускали в кочегарку. Это был беспрерывный процесс.

Учащихся было так много, что вместить всех даже в большую школу не представлялось возможным, поэтому четыре класса занимались в отдельном доме, который находился напротив школы , позднее там была почта, а сейчас это жилой дом.

Школьные мастерские, библиотека и интернат разместились в отдельных помещениях, рядом со школой. В интернате проживало до 70 учащихся из сёл и лесозаготовительных участков.

1.2. Они были первыми

С 1951 года первым директором школы был Воронин Иван Семёнович , он преподавал историю и географию. (Приложение2.)

З авучами в старой школе были Гусев Е.Б., а в конце 50-х Дьяконов В.И.

В старших классах работали Воронина Т.И. (литература и русский язык), Панова Е.А., Петюрина Ф.П. (математика), Флягина Р.И. (английский язык), Панов В.И. (история), Окладникова Л.М. (химия), Петюрина Т.И. (русский язык), Новикова Л.В. (география).

Каждый из них был по-своему интересен. Воронина Т.И. любила читать наизусть стихи Блока, Есенина, хорошо рисовала, пела. Преподавая литературу, она также работала воспитателем в пришкольном интернате, где жили дети с лесозаготовительных участков.

Уроки биологии вела Погорелова Л.А., очень энергичный человек. На её пришкольном участке, всегда чистом, школьники проводили

научные опыты, результаты своих наблюдений и открытий записывали в специальные дневники.

Кобяков А.Л. возглавлял работу по физической культуре и спорту с 1949 года. Это великий энтузиаст. Он умел найти подход к каждому озорнику, увлечь его спортом. Центром спортивной работы был стадион леспромхоза, содержащийся в образцовом порядке. С утра и до позднего вечера занимались ребята различными видами спорта. Был даже акробатический кружок. А какой каток заливали зимой!

Коньки брали на прокат. Заниматься спортом тогда было престижно.

Нельзя не сказать и о школьной библиотеке, которая размещалась там же,

где начальная школа. Все ученики регулярно меняли книги. Библиотекарь Калюжко А.Д. (Живодёрова) беседовала о прочитаннном. Она была строгой и требовательной. Проработала в школе 29 лет (до 1982 г.). Пионервожатой была бывшая ученица школы Белей Р.(Мондовская).

Ветераны-учителя вспоминают свою молодость в школе как светлое время в жизни. Родители учащихся были намного старше учителей, но с почтением относились к ним. Между старшим поколением педагогов и младшим установились доброжелательные, отеческие отношения, но это не мешало предъявлять высокие требования друг к другу.

1.3. Ученики 50-х

Первый выпуск учащихся 10 класса состоялся в 1954 году. Среди них Верхотуров А., Гримберг Л., Скопецкая М., Александрова Г., Фесенко В. (лётчик), Леондовская Р.(Белых).

В 1955-м году выпустились Голубев А. (геолог, имеет учёную степень), Околов В. (хирург, живёт на Кавказе), Олендская Е. (Макаренко, г. Вяземский), Берба А. (г. Комсомольск), Воронина С. (Лис) (г.Вяземский), Шаповалова В. (г.Вяземский), Мирошниченко А. (г.Вяземский), Ковальчук В. (г.Артём), и другие, всего 19 человек.

Ученики 50-х вспоминая о своей школе, отмечали с гордостью, что много приходилось трудиться, а вот развлекательных мероприятий было очень мало. На танцы ходить не разрешали. Носить капроновые чулки, которые тогда только появились, запрещали. В школу ходили только в форме: коричневое платье и чёрный фартук. Об украшениях и думать не могли: их тогда ни у кого не было. Так как школа отапливалась дровами, то распиловка была, на плечах старшеклассников.

А ещё заботы о пришкольном участке. Очень много работали в подшефном колхозе, причём не в учебное время.

1.4. Выпускники-педагоги

В 60-ые годы школа пополнилась новыми педагогическими кадрами. Это были учителя начальных классах Черкасова З.Г. (с 1961 г.), Каличинская А.П. (с 1963 г.), Дьяконова Т.М., Стадченко Н.К., Гунько С.П..

В старших классах стали работать Поцелуйко Г.Т. (1963-97, трудовое обучение), Лысюк А.Н. (1961, вначале пионервожатая, затем учитель начальных классов, преподаватель трудового обучения, географии, организатор внеклассной работы), Нестерова Н.С. (география) и Кобяков А. (физкультура), Никоненко Л.П. и Чернявская Т.Я. (английский язык), Красникова В.И. (учитель химии), Курган В.И.(Бондарева) (1966-1971 г), учитель истории, Парнев А.А. (физика).

Совсем немного работал в школе Ополов Л.О. (черчение и рисование), но остался в памяти струнный оркестр, которым он руководил. Сам Леонид Ополов прекрасно играл на скрипке. Дома был замечательным селекционером, создавал новые сорта помидоров, картофеля.

В это же десятилетие вернулись в школу после окончания педагогических вузов и училищ бывшие выпускники школы: Чихачева Л. (история), Фищук Т. (литература), Левандовская Р. (пение), Валеева Т. (Тищенко)(математика), Мышко Л. (Рудакова) (1966 г.) учитель русского языка и литературы, Забавникова С. (Гунько). (Приложение4.)

Во 2-ой половине 60-х годов руководил школой учитель истории Корж Иван Павлович. (Приложение5.)

Заведующей учебной частью стала Орлова З.И., а хозяйственной - Евтухова А.И..

Старейшие учителя школы вспоминают, что в то время классы были переполнены (по 35-40 человек), парт не хватало. Только начальных классов было около 12 (а,б,в,г и даже д).

Учащиеся 37 классов входили в пионерскую организацию. Многие с гордостью носили красные галстуки и отдавали салют. Пионерская дружина носила имя Героя Великой Отечественной войны Александра Матросова.

До 11 вечера в школе горели огни, и родители были спокойны за своих детей, знали, что они занимаются любимым делом: художественной самодеятельностью, спортом. Спортивные кружки были разнообразные.

Преподавали физкультуру Худобородов, Нестеров А, Шеина О..

По словам ветерана педагогического труда Сабадаш Е.Е., школа в районе в то время была самой большой и престижной. Часто учителя давали открытые уроки для преподавателей, завучей, директоров района.

Педагогические советы заканчивались иногда в полночь. Душа каждого болела за родную школу. Работали с увлечением и отдыхали весело, участвовали в самодеятельности все: от рядового учителя до директора.

1.5. Гордость школы

С середины 70-х годов в каждой школе было введено профессиональное обучение. На базе учебного комбината школы № 3 изучалось автодело. Инструкторами вождения работали Раков АА., Стадченко И.Г., Лимаренко А.Н., Габидулин С.Г., Поцелуйко Г.Т..в школе были свои грузовые машины. Заканчивая учёбу, выпускники получали право на вождение автомашины.

1.6. Школьные годы 80-х

80-е отличаются тем, что директора постоянно менялись. Их было 5 за десять лет: Дагаярова А.И., Фещук Т.Н., Тищенко Т.Н., Сёмина Р.А., Михеева Н.В..

Некоторые учителя, проработав несколько десятилетий, уходили на заслуженный отдых (Попова Н.В., Черкасова З.Г., Кобяков А.Л., Панова Е.А., Погорелова Л.А., Сацук Г.П., Сабадаш Е.Е.). Их место занимали другие:

Лобачёва Н.В., Усатова Е.Б., Хотицец Т.А. (Быченко), Бритов Г.Б., Новосёлова Н.Б., Остапец Т.П., Михеева Н.В., Захарченко Г.Г., Боровцева К.Н., Дусмакеева Н. Г., Бессараб Н.А., Болтов С.В..

В это десятилетие по-прежнему большое внимание уделяется профориентационной работе. Под руководством директора школы Сёминой Р.А. создан кабинет профориентации, где собиралась информация о различных профессиях. В кабинете хранились различные тесты, методики, анкеты, справочная литература, для того чтобы выпускники могли определиться в выборе профессии.

1.7. Тяжёлые 90-е

В тяжёлые 90-е не каждый решиться взять на себя руководство школой. В это десятилетие, как и в предыдущее, один директор сменял другого: Акиньшина Э.А., Корнев М.Е., Гордеева Л.И.. С 1994 года директором школы стал Захарченко Г.Г.. Завучем продолжала оставаться Казаченко Н.Т..

С 1993 года организатор внеклассной работы — Гурдина Е.Ф..

Но на смену всему этому пришли новые формы работы. Традицией становится в школе дни самоуправления. Проводятся они в День Учителя, тогда старшеклассники полностью заменяют учителей и управляют школой. Среди них свой директор, завуч, свои классные руководители и учителя.

Нельзя не сказать о спортивной жизни школы. За последнее десятилетие школа была трижды чемпионом района по лёгкой атлетике, 6 раз- чемпионом по кроссу и дважды- легкоатлетической городской эстафете.

В 1999 году средняя школа № 3 делает свой 45-летний выпуск. За 43 года выпущено 1776 человек.

Очень многие выпускники закончили вузы и техникумы и стали хорошими специалистами.

Педагогические образование получили: Кидяева Т., Бубенец Р., Чихачева Л., Дагаярова Г., Кожевник В., Бочнарёва А. (Полякова) (школа № 2), Цугай Г., Фещук Т.(Шевелёва), Тищенко Т., Рудакова Л., Панова Л., Белоголовкина Л., Беркаль Т., Прасова О. и Прасова Л., Яновая Т., Даньковская О., Вакуленко Т., Быченко Т., Гизей М., Соколова А.. Многие из них работают в районе.

Нет пожалуй, такой профессии, которой не овладели бы выпускники нашей школы.

1.8. Школа сегодня.

А теперь. После капитального ремонта школа заметно преобразилась, она отвечает всем современным требованиям -новая мебель, новые парты, новое освещение, интерактивные доски, в каждом классе интерн ет. Имеется

современный спортивный зал с мягким амортизирующим покрытием пола, оборудованием для игровых видов спорта: баскетбола, волейбола, футбола.

Спустя 85 лет, в школе по-прежнему работает очень дружный коллектив учителей. Среди них есть и такие, кто несколько десятилетий отдал нашей школе: Гурдина Е.Ф. (директор школы), Здор Э.А.(завуч школы), Остапец Т.П.(русский язык и литература), Бабарыкина Г.А.(ангийский язык), Лобачёва Н. В.(нач. классы), Соколова А.Н.(нач. классы).

П ополнилась школа новыми учителями: Авраменко А.В., Попова А.Н., Солдаткина Е.А., Дробаха Т.Н., Ступак И.Н., Свердлицкая Е.С., Заворотько Т.В., Зубенко И.А., Косых М.Н., Комаров Д.А., Артёменко Н.А., Зачиняева М.А.

Мы гордимся тем, что учимся в этой школе – школе со своей историей и традициями.

Глава II . Практическая часть 2.1. Результаты опроса

В ходе исследовательской работы мы провели анкетирование среди учащихся начальной школы.

Целью анкетирования, проводимого нами до изучения собранных нами материалов, было выяснить, насколько ученики понимают значимость школы, гордятся ею, знают её историю. С классным руководителем мы разработали анкету и предложили ребятам ответить на вопросы. (Приложение7.)

Было опрошено 49 респондентов (это ученики 2-4 классов нашей школы — 49 чел.)

Опираясь на данные, полученные в ходе проведения анкетирования, мы для себя отметили, что большая часть учащихся не знакомы с историей своей школы, что окончательно утвердило нас в актуальности темы нашей работы.

Итак, проведя исследовательскую работу, мы пришли к выводу, что историю родной школы надо знать обязательно, так как она является связующей нитью между поколениями. Люди, забывающие своё прошлое – не имеют будущего. Вся наша история, а в конкретном случае, история школы – это память. А память – это преодоление времени. Память – это то, что живёт в веках, передаётся от поколения к поколению. Хранить память, знать историю – наш нравственный долг перед самими собой и перед будущим поколением. В ходе нашего исследования мы систематизировали данные истории школы с её рождения и по наши дни, благодаря воспоминаниям ветеранов педагогического труда, нынешних преподавателей и выпускников школы. Проанализировав материал, имеющийся в школьном музее, мы восстановили информацию о том, как трудился ученический и педагогический коллективы и кто руководствовал общеобразовательным учреждением.

Таким образом, мы считаем, что поставленная цель и стоящие перед нами задачи были достигнуты, гипотеза доказана и данная работа в дальнейшем может быть использована в учебно- воспитательном процессе.

Мы гордимся тем, что являемся учениками школы с интересной историей и тем, что мы - хранители её традиций.

В ходе работы мы сделали следующие выводы:

1. Каждый гражданин своей страны должен знать страницы из жизни школы, где он учился, кто его учил и воспитывал;

2. Изучив историю школы, её традиции, необходимо передавать их из поколения в поколение;

3. Через историю школы мы непосредственно соприкасаемся с прошлым, учимся понимать его.

Мы считаем, что тема нашей работы актуальна, должна быть продолжена. Работа имеет практическое значение, так как она дает возможность гордиться своей школой, повышает статус образования, воспитывает патриотизм.

Данная работа может быть использована на классных часах, для проведения уроков краеведения, служить архивом музея. Через историю школы мы непосредственно соприкасаемся с прошлым, учимся понимать его.

Вавшко Галина Михайловна

Школе более 80 лет, но все архивные документы утеряны. Было интересно восстановить факты, события, узнать о людях, когда-то работающих или учившихся здесь, ведь это бабушки и дедушки, мамы и папы современных учеников.

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota_istoriya_moey_shkoly.docx 823.96 КБ
istoriya_moey_shkoly.pptx 2.59 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальной бюджетной общеобразовательной организации

средней общеобразовательной школы №9

" История моей школы"

Автор : Зубрыкина Анастасия,

Руководитель: Вавшко Г.М.,

учитель начальных классов

2. Основная часть. История моей школы.

Я поставила перед собой цель :

  • Восстановить некоторые факты из истории своей школы, сохранить и передать будущим поколениям.

1. Изучить историю нашей школы;

2. Собрать и обобщить сведения по истории школы;

3. Взять интервью у педагогов и выпускников нашей школы;

4. Проанализировать фотографии школьной жизни разных лет;

Объектом исследования стала история школы.

Предметом исследования - филиал МБОУ СОШ №9

Чтобы достичь поставленной цели, поисковую работу я проводила, используя следующие методы исследования :

2. Социологический опрос.

4. Анализ архивных документов, фотографий .

Актуальность моей исследовательской работы заключается в том что, каждый ученик должен знать историю школы, в которой учится.

Отмечая то, что мои сверстники и даже люди старшего поколения мало знают об истории родной школы, я выдвигаю гипотезу :

История школы - это маленькая страничка нашей огромной книги -истории страны России.

Моё исследование, имеет практическую значимость . Собранный материал будет использоваться во внеклассной работе и поможет обучающимся больше узнать об истории своей школы. Я думаю, что результаты работы будут интересны моим сверстникам, тем, кто учился и закончил школу гораздо раньше, и тем, кто ещё будет учиться.

2. Основная часть История моей школы.

1. Кто был первым директором нашей школы?

2. Чьё имя носила школа в советское время?

3. Сколько лет нашей школе?

4. Знаете ли вы людей, которыми гордиться наша школа?

Результаты социологического опроса

Заведующая школы Нина Николаевна дала сохранившиеся фотографии, но многие из них были не подписаны и было трудно понять, кто на них изображен. Тогда мы решили посетить библиотеку и краеведческий музей.

Узнала имя первого директора школы - Солнцев Иван Петрович. А так же и о других директорах школы и о людях, которыми школа может гордиться. Это врач Юрий Анатольевич Бондаревский. Он работает в нашем городе офтальмологом. Зоя Андреевна Кубова- бывший директор школы № 10.

Потом я встретилась с учительницей 1 класса нашей школы Чеботарёвой Татьяной Владимировной. Она работает в школе 31 год. Она рассказала мне о том, как в школе случилась авария, прорвало трубу и затопило кабинет с архивом. Спасти удалось совсем немного документов и фотографий. Татьяна Владимировна уточнила, кто изображён на некоторых оставшихся фотографиях. Много про нашу школу и про учителей рассказала мне Фетисова Любовь Дмитриевна. Она долго работала учителем и сейчас работает в Совете Ветеранов.

Используя полученные сведения, проанализировав архивные материалы и фотографии, я могу с уверенностью рассказать об истории школы.

-В 1936 году открылась школа, которая называлась НСШ им Н. Островского-начальная семилетняя школа.

С 1936 года по 1950 год директором был Солнцев Иван Петрович. Фотографии его мы к сожаленью не нашли. А из архивной справки мы узнали, что во время Великой Отечественной войны с 1941 года школу заняли под военный госпиталь, а учащихся перевели в школу№ 3, а когда немцы оккупировали наш город, дети совсем не учились с июля 1942 по февраль 1943 года. Многие ребята ухаживали за ранеными солдатами. И только в декабре 1944 года госпиталь переехал и с января 1945 года дети опять начали учиться в школе.

С 1950 года по 1962 год директором был Левинцев Анатолий Петрович.

Очень много учителей того времени стали ветеранами войны. В 1962 году директором школы стал Грудев Николай Николаевич. Он тоже воевал и закончил войну в звании майора. Завучем школы, сразу придя с фронта, стал Карасёв Михаил Петрович. Он проработал в нашей школе 22 года. А учитель английского языка Девотченко Кира Георгиевна в годы войны была узницей немецкого концлагеря.

Я узнала фамилии многих директоров нашей школы. Но нашла фотографии Сигида Раисы Михайловны и Нестерова Виктора Николаевича. А ещё я узнала, что в школе раньше был урок военного дела. И долгое время у нас в школе работал учителем этого предмета Якунин Тихон Митрофанович. Он готовил мальчишек к службе в армии, и команда мальчиков школы № 6 занимала первые места в разных военно- спортивных соревнованиях. Поэтому школа должна знать и гордиться многими учителями нашей школы.

Проведя исследовательскую работу, я пришла к выводу, что историю родной школы надо знать обязательно. Школа играет важную роль в жизни каждого человека. Школа - частица Родины, частица жизни каждого человека. Но мало говорить о любви к школе, о том, в какой школе учился. Важно знать историю родной школы .

Моя гипотеза подтвердилась. Ведь история школы – это часть нашей общей истории: истории города, наших предков.

Тема изучена мной достаточно, но и не полностью. Многие фотографии в альбоме остались не подписанными. Считаю возможным продолжить сбор информации о ещё не известных мне фактах и знаменитых учителях и выпускниках нашей школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа, посвящённая истории возникновения и становления Верхопенской школы, Ивнянского района, Белгородской о.бласти.

Автор: Шишкина Виктория

улица Белгородская 19 Б

Руководитель: Горьковец Анна Геннадьевна

учитель начальных классов

Родная школа – детский мир чудес.

Тобою каждый день наш светел.

Благодарим тебя за то, что есть,

Ты наша лучшая на свете.

Школа.… Какое огромное значение имеет это слово для людей. Впервые в школу человек приходит, будучи ребенком. Здесь для него открывается мир знаний, он формируется как личность. Много школ в нашей огромной стране, но у каждого есть своя, родная школа. Для небольшого села, такого как наше Верхопенье, значение школы особенно велико. Она является не только образовательным учреждением, она – культурный центр.

Меня зовут Шишкина Виктория, я ученица 4 класса. В 2014 году моя семья переехала из Иркутской области, посёлка Майск.

Мне стало очень интересно узнать историю моей школы, в которой я учусь. Мною было проведено исследование.

Целью моей работы стало изучение истории становления Верхопенской школы.

Задачи, при этом, я определила следующие:

1.Установить время появления первой школы в нашем селе;
2.Собрать материалы по истории школы;
3.Собрать сведения о руководителях и выпускниках школы.

Гипотеза: если мы будем знать своё прошлое, историю своей школы, тогда мы будем достойны памяти наших предков и сможем служить примером будущим поколениям.

Объектом изучения является история становления образования в нашем селе

Предмет изучения – наша школа, её учителя и ученики.

Чтобы достичь поставленной цели, поисковую работу проводила используя следующие методы исследования:

Изучение литературы, архивных материалов краеведческого музея села Верхопенье и интернет - ресурсов;

Беседа с директором школы и учителями – выпускниками нашей школы;

Выделяя проблему моей темы, следует отметить неосведомлённость моих сверстников и даже более старшего поколения об истории родной школы.

Исследование является важнейшим условием развития познавательной деятельности.

Приобретение навыков работы с научно-популярной и справочной литературой, архивными материалами.

Формирование патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству и малой Родине.

Новизна работы заключается в том, что:

Описывается история нашей школы от её основания до сегодняшнего дня. Поэтому мы думаем, что результаты работы будут интересны всем моим сверстникам

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Работа началась с изучения материала в интернет – ресурсах, изучила материал краеведческого музея с. Верхопенье. В изучении, которого мне помог заведующий музея Кременёв Д.М.

Первое документальное свидетельство о наличии в с. Михайловском-Верхопенье учебного заведения приходиться на 1820 г. при Михайло-Архангельской церкви было приписано церковно-приходское училище, обучение, в которой вел священник Михайловской церкви.

В 1874 г. в с. Михайловское - Верхопенье была открыта земская начальная школа смешанного типа. Набор в школу проводился ежегодно, обучение длилось 3 года. Помимо детей из с. Верхопенье в школе обучались дети из х. Покровский и х. Ильинский. Земская школа располагалась недалеко от нашей Успенской церкви и занимала отдельное одноэтажное здание. В 1879 г. при Успенской церкви была открыта церковно-приходская школа, набор в которую проводился раз в три года, основной уклон в обучении делался в изучении Закона Божьего, грамматики и арифметики.

По штату в школе было 2 учителя и один законоучитель (священник Михайловской церкви)

В 1882 г. в школе обучалось 66 человек из них 2 девочки.

В 1897/ 98 учебном году в школе обучалось 135 учеников, из них:

В 1 классе - 64 ученика;

2 класс - 61 ученик;

3 класс - 10 учеников, из которых 7 сдали выпускной экзамен.

В 1901/1902 уч. году в школе учительствовали:

1. Яньшин Александр Михайлович. Окончил учительскую семинарию, педагогический стаж 23 года из них 11 в Верхопенской школе.

2. Бочаров Илья Васильевич. Окончил учительскую семинарию, педагогический стаж 2 года.

В 1903/04 учебном году в школе преподавали:

1. Соловьева Ольга Терентьевна учила в Верхопенской школе первый год.

2. Пашкова Любовь Дмитриевна учила в Верхопенской школе второй год.

Следует отметить, что обучение в Земской начальной школе проходило более углубленно. Помимо грамматики, арифметики и Закона Божьего, ученикам преподавалось: чтение, история отечества, история зарубежных стран, природоведение.

Учебный год, с начала сентября по начало апреля, как раз соответствовал периоду, когда дети были свободны от полевых работ. Одной из особенностей дореволюционной школы можно назвать минимальный процент девочек среди учеников. По традиции, считалось, что девочкам образование ни к чему, к тому же за обучение необходимо было платить, поэтому родители старались отдать в школу часто мальчиков, которым впоследствии предстояло возглавить крестьянское хозяйство. Следует так же отметить, что в Земской школе обучались только дети из тех семей, кто участвовал в денежном вложении при строительстве и обустройстве школы. За данным порядком строго следили представители земельных обществ с. Верхопенье.

В 1918 г. на базе Верхопенской земской школы, земской школы х. Покровский и Ильинский и Верхопенской церковно-приходской школы была создана единая трудовая Верхопенская школа.

Первым заведующим стал учитель Ткачёв Дмитрий Дмитриевич.

В 1922 году в единой трудовой Верхопенской школе были отмечены учителя:

Карачевцев Иван Матвеевич - окончил начальную второклассную школу; педагогический стаж 9 лет

Карачевцева Рахиль Александровна - выпускница женской гимназии

Мятленко (Ткачёва) Клавдия Ульяновна - окончила начальную второклассную школу; педагогический стаж 9 лет.

Мятленко Елизавета Ульяновна - окончила начальную второклассную школу; педагогический стаж 18 лет.

В 1924 г. в Верхопенской школе был организован первый пионерский отряд им. Карла Либкнехта и Розы Люксембург.

Летом 1925 г. при школе были организованны детские ясли,

Перед Великой Отечественной войной в нашем селе была построена средняя школа на 250 учащихся. Здание школы было уничтожено немцами.

В 1961 году была построена кирпичная школа на 350 мест. В двухэтажной школе были оформлены кабинеты: физики, химии, биологии, географии, иностранного языка, русского языка и литературы, начальной военной подготовки. В этот период в школе уже обучалось 410 учащихся. Директором школы был назначен Голозубов Александр Иванович.

За подвиги, совершённые во время Великой Отечественной войны, были удостоены звания Героя Советского Союза два земляка, учащихся нашей школы: Казаков Н.Я.(за форсирование Днепра) и Абросимов М.Р.(при защите г.Осиповичи).

В 1967 году – школе было присвоено имя Героя Советского Союза Михаила Романовича Абросимова.

С 1978 по 1990 годы директором школы был – Лобода Анатолий Андреевич.

В 1960-1980 гг. Верхопенская средняя школа являлась одной из передовых школ района и области. И хочется рассказать об учителях, которые можно сказать отдали всю свою жизнь нашей школе.

Ерпелёва Анна Кузьминична, проработала более 30 лет, и именно она организовала музей в селе, который действует поныне.

Лобода Любовь Григорьевна, проработала 42 года.

Атанова Ольга Александровна, проработала 45 лет.

Медведева Надежда Михайловна

Жданова Светлана Владимировна проработала 40 лет

Самойлов Николай Петрович

В 1988 году началось строительство нового здания школы.

В 1989 году в нашем селе построена трёхэтажная школа на 620 мест с бассейном, актовым залом, столовой, спортзалом, с просторными и светлыми кабинетами.

В 2013 году был проведён капитальный ремонт нашей школы и теперь это современное здание со светлыми кабинетами, оснащённая компьютерами.

Сейчас в нашей школе обучается 249 человек и трудится педагогический коллектив – 26 человек, из них 11 выпускники нашей школы.

За вековую историю нашей школы через ее стены прошли тысячи людей. Одни приходили и уходили, другие появлялись, чтобы остаться здесь, оставить след в истории Верхопенской школы,

История Верхопенской школы – это важная часть истории села. Но школа – это не просто здание, это мир, в котором живут дети. Она остаётся в сердце человека светлым этапом на его пути. Многие свидетели становления школы покинули нас. А многое уже просто забыто. Когда я гляжу на фотографии тех далеких лет, я задумываюсь, что же ждет нас в будущем, чего добьемся мы, будем ли мы достойны памяти наших предков и будем ли примером для наших потомков? Надеюсь, что да. А иначе, зачем были нужны труды тех, кто дал нам жизнь и кто нас учил. Таким образом, я сумела достичь цели моего исследования и восстановить страницы из истории школы, и выдвинутая мною гипотеза нашла своё подтверждение. Я хочу продолжить своё исследование. Мне интересно узнать о знаменитых выпускниках нашей школы, об учителях – фронтовиках. После проделанной исследовательской работы у меня появилось ещё больше гордости за свою школу.

Мелькают дни, сменяя даты,
И год за годом мчится вдаль.
Давно январь ушёл куда – то,
Галопом проскакал февраль…
Да, время очень быстротечно!
Всё разрушает на пути.
И только школы будут вечно,
Но лучше нашей не найти!

Многие из нас, особенно школьники и их родители, неустанно задаются вопросом о том, зачем нужно знать историю. Какова значимость и актуальность изучения событий многолетней давности? Однако существует множество разнообразных причин, указывающих на необходимость изучения этого предмета, который является сочетанием многих других дисциплин. Много аргументов уже было приведено по поводу важности истории, но они по-прежнему остаются актуальными и на сегодняшний день.

Виртуальная машина времени

зачем нужна история

Изучение значимых исторических событий и людей подобно путешествию во времени. История изучает прошлое и наследие прошлого в настоящем. Это необходимо для того, чтобы знать, как наш современный мир и народы нашей планеты стали такими, какими мы видим их сегодня, а также как мы эволюционировали.

Многие загадки, пугающие и интригующие, перестают быть такими таинственными, как только становятся понятными сложные причины и события, к ним приведшие. Это объясняет, зачем нужна история. Когда понимается то общее, что мы делим с людьми из прошлого, а также осознаются различия в настоящем, формируется осознание нашего общества, его настоящего, прошлого и будущего.

Учимся на ошибках

зачем нужно изучать историю

В то же время история предлагает нам нечто гораздо больше, чем существующие в прошлом события, которые привели к созданию современного мира. Зачем нужна история? Она предлагает нам изучение прошлого и настоящего неизвестных нам народов и иностранных государств, в которых все устроено совершенно по-другому. Зная, что общего мы разделяем с людьми в прошлом, а попутно изучив, как сильно их жизнь отличается от нашей в настоящем, мы способны повернуть будущее в лучшую сторону. Мы оборачиваемся назад и видим последствия:

  • кровопролитных войн;
  • революций и государственных переворотов;
  • бездумного отношения к природе;
  • великих открытий;
  • заблуждений и неграмотности.

Можно много раз наступать на одни и те же грабли. Зачем? Нужно изучать историю, чтобы извлекать ошибки из прошлого и предотвращать их в дальнейшем.

Перенимаем опыт

зачем нужно знать историю

Кроме того, история пытается понять прошлую жизнь отдельных людей и общества в целом, исследуя все возможные аспекты их реальности. Исследуется разнообразие человеческого опыта: как сильно люди отличались в своих идеях, убеждениях и культурных практиках, насколько широко их опыт изменялся в зависимости от времени, национальности и социального положения, сколько человечество боролось друг с другом, населяя общую для нас планету.

Общее развитие

История анализирует прошлое, оценивая сложную паутину причин, помогающих понять на происходящие события и явления в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих школьных дисциплин. История тренирует память и учит правильно обрабатывать и воспринимать информацию, помогает развить навыки, столь необходимые, чтобы заглянуть за заголовки текстов, правильно поставить вопросы и выразить свое собственное мнение.

Воспитать патриотов

зачем знать историю

Здоровая социальная атмосфера в стране, полноценное общество и мир – цель, к которой стремятся все люди в общем и каждое отдельное государство в частности. Невозможно все оценить деньгами и за все заплатить. Поэтому государство держится не на бизнесменах, а на меценатах, альтруистах и патриотах. На них держится весь мир. Их помнит история. Тех, кто любил свою страну, кто отдавал свои жизни за счастье других. Это и бесстрашные воины, и самоотверженные врачи, и талантливые ученые, и просто бескорыстные патриоты своего народа.

Зачем нужна история? Потому что она популярно повествует каждому следующему поколению о том, чем оно обязано своим предкам. Мы узнаем, какими идеалами жили прадеды, какие подвиги они совершали. Мы понимаем, как их жизнь повлияла на наше настоящее. Воспитание уважения к прошлому с его реформами, борьбой, победами и неудачами - задача истории.

Зачем нужно изучать историю?

Сегодня неотделимо от вчера. Все люди и народы живут историей: мы говорим на языках, дошедших до нас из далекого прошлого, живем в обществах со сложными культурами, унаследованными с древних времен, используем технологии, разработанные нашими предками.… Таким образом, изучение взаимосвязи между прошлым и настоящим является неоспоримой основой для хорошего понимания современного человеческого бытия. Это объясняет, зачем нам история, почему и насколько она важна в нашей жизни.

зачем нам история

Взгляд на мир каждого человека формируется благодаря индивидуальному опыту, а также опыту общества, в котором он живет. Если мы не знаем современного и исторического опыта различных культур, то мы не можем даже и надеяться понять, как люди, общества или нации принимают решения в современном мире.

Сама суть

Историческое знание - не больше и не меньше, чем тщательно и критически построенная коллективная память. Именно память делает нас людьми, а коллективная память, то есть история, делает нас обществом. Зачем знать историю? Да потому что без индивидуальной памяти человек сразу же потеряет свою идентичность, не будет знать, как действовать при встрече с другими людьми. То же самое происходит и с коллективной памятью, хотя ее потеря будет заметна не так моментально.

Однако память не может застыть во времени. Коллективная память постепенно приобретает новый смысл. Историки постоянно работают над переосмыслением прошлого, задавая новые вопросы, ища новые источники информации и анализируя старинные документы в целях приобретения новых знаний и опыта для лучшего понимания прошлого и происходящего. История постоянно меняется и расширяется, так же как и наша память, помогая нам приобретать новые знания и навыки для улучшения нашей жизни….

Читайте также: