Зачем в школе ставят двойки

Обновлено: 03.07.2024

По словам специалиста, оценки становятся бессмысленными после формирования желания изучать предметы и познавать мир. А чтобы ребенок понимал свой уровень успешности, потребуется объективное отражение его личности, и это задача учителя. В дальнейшем его позицию займет преподаватель или научный руководитель, сообщество. Монтессори педагогика, например, как одна из практикующих отказ от оценок, показывает свою эффективность, при правильно организованной системе, уже не первый год.

По словам специалиста, возможная фрустрация после двойки может быть замечательной прививкой и стимулом к дальнейшим действиям. Другой вопрос – эмоциональная реакция взрослых, которая связана со страхами самих этих взрослых. Но это уже отдельная история – про страхи вообще и про психологические защиты, в том числе – про выращивание взрослой позиции.

По мнению психолога, психотерапевта из Одессы Ирины Главацкой, большого смысла отменять двойку как оценку, может быть и нет. А вот изменить отношение к двойке, как к чему-то унизительному и позорящему, явно стоит. Информация об оценках ученика должна быть доступна только учителю, ученику и его родителям, уверена эксперт. И эта практика уже существует во многих странах мира. А в США, например, не приветствуется даже, если сами ученики делятся с друзьями информацией о своей успеваемости. Это личное дело каждого.

- А чего жалеть? Весь 9 "Ж" просто не хочет учиться, домашние задания не делаются, они вообще ничего не хотят. Я их учу, а у них пустые головы. Я давлю их двойками, а как иначе?!

Я задумалась: "Да вроде в этом возрасте никто не хочет учиться. Зачем за это ставить "двойки"? Что вообще чувствуют учителя, когда ставят плохие отметки? За что они их ставят вообще?" Ответы на эти вопросы и буду искать в этой статье.

Начну с вопроса о том, что чувствуют учителя. Ни-че-го. Я помню свою первую двойку, поставленную ученику. Я - вчерашняя студентка и первый мой класс и первая контрольная работа в сентябре. Одному ученику поставила двойку, потому что тройку ставить было не за что. Я помню, как переживала: "Как же он мог так плохо написать? Как же жалко. " Было очень жалко мальчика. И я в тот день встретила на улице его маму и рассказал ей о двойке, о том, как плохо написана его работа. Мама мне тогда ответила:

- Да, мне стыдно за его работу. Но вы переживаете сейчас больше меня и больше сына. Мы исправим эту двойку, не волнуйтесь. Мы будем заниматься!

Мальчик, и правда, двойку исправил. Да и вообще не был никогда двоечником. Но мне этот случай запомнился из-за моих переживаний.

Со временем переживаний стало меньше. Двойки есть всегда и везде в любом классе. Что теперь, за них переживать больше самих детей? А потом все эмоции по поводу плохих отметок учеников и вовсе ушли к концу первого года моего учительства.

И сейчас я могу сказать точно: ничего учителя не испытывают, выставляя двойки. Это их работа. Такая же работа, как и любая другая. А лишние эмоции на работе не нужны. У учителя в руках есть инструмент - отметки. И их всего 5 по пятибалльной системе. А по факту 4, так как колы не ставят. Вот и пользуется учитель этими инструментами, потому что так должно быть с древних времен. Конечно, работа учителя не связана только с одним выставлением отметок, она более глубокая.

Есть и исключения среди учителей, например, когда мой отличник получает вдруг двойку, я испытываю много разных эмоций:

Значит, всё-таки есть случаи, когда учителя переживают за двойки учеников. Ещё переживают, когда у многих в классе двойки за контрольную. Потому что это показатель их учительской работы, значит, плохо научили.

Вот именно поэтому я отказываюсь понимать мою коллегу-математичку, о которой я рассказывала в начале статьи. Я бы не смогла "нещадно давить двойками".

Почему же учителя ставят двойки

Они всегда отрицают, что могут ставить плохие отметки ученикам незаслуженно и без всяких на то оснований. При проверке работ учитель обычно подчеркивает ошибки красной ручкой. Значит, двойки он ставит за ошибки в работах, за знания, за ошибки в устных ответах.

Считается, что на тройку нужно выполнить правильно 50% самостоятельной работы. А значит, от 0% до 49% - это уже двойка.

И уж точно нормальный адекватный учитель не ставит отметки, исходя из собственных симпатий. Если ученик чем-то мне не нравится, я поставлю ему пятёрку всё равно.

Есть двойки за невыполненное домашнее задание или за то, что ученик не был готов к уроку.

Есть двойки за поведение, однако нет такого предмета "поведение", как написали мне однажды в комментариях. Поэтому двойки за поведение учитель не имеет права ставить в журнал.

Есть особые случаи с двойками, когда педагоги их ставят во благо ученику. Это тонкий лёд, по которому не каждый учитель и не каждый ребенок может пройти. Но всё-таки бывает, что двойка ребенка "подстегивает", и он пытается стать лучше.

Часто учителя давят на учеников психологически и пытаются либо запугать, либо чему-то научить таким способом. Это как раз про учительницу математики из начала статьи. Хочется спросить: а других способов, помимо отметок, нет у учителя?

Во-первых, постоянные двойки убивают в ребенке желание учиться.

Во-вторых, они формируют его самооценку и вешают на него ярлык двоечника, от которого будут сложно избавиться. Да и мало кто от него избавляется.

Все любят говорить: оценки - не главное! Главное - это знания. Даже я так говорю. Но дети в начальной школе очень чувствительны к оценкам. Для них отметки ещё как важны! Это нужно знать любому учителю.

Хочется, чтобы оценки действительно не были главными, чтобы школа была источником знаний, куда каждый ученик будет ходить с радостью.

Согласны с этой мыслью? Тогда ставьте "лайк".

Напишите в комментариях, были ли у вас или у ваших детей случаи с несправедливыми двойками.


В последнее время ведется много разговоров о школьных отметках, но больше всего споров вызывает двойка.Учащаяся 11 класса Артасова Елена провела собственное исследование этого вопроса в своей школе.

Содержимое разработки

Почему учителя ставят двойки? РАБОТА УЧАЩЕЙСЯ 11 КЛАССА АРТАСОВОЙ ЕЛЕНЫ Руководитель учитель информатики Дремова Г.В.

Почему учителя ставят двойки? РАБОТА УЧАЩЕЙСЯ 11 КЛАССА АРТАСОВОЙ ЕЛЕНЫ Руководитель учитель информатики Дремова Г.В.

Вступление В последнее время ведется много разговоров о школьных отметках, но больше всего споров вызывает двойка. Что такое школьная отметка?

В последнее время ведется много разговоров о школьных отметках, но больше всего споров вызывает двойка.

Что такое школьная отметка?

система оценивания в рф Система оценивания знаний — система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса.

система оценивания в рф

Система оценивания знаний — система оценивания качества освоения образовательных программ учащимся, важнейший элемент образовательного процесса.

Система оценивания в РФ Оценка по буквенной системе А Баллы 4,0 % содержание А- Оценка в традиционной системе В+ 100 3,67 Отлично 3,33 90-94 В 85-89 3,0 В- Хорошо 2,67 С+ 80-84 75-79 С 2,33 2,0 70-74 С- Удовлетворительно D+ 1,67 65-69 1,33 60-64 D 1,0 F 55-59 0 50-54 0-49 Неудовлетворительно

Система оценивания в РФ

Оценка по буквенной системе

% содержание

Оценка в традиционной системе

Система оценивания в РФ

Главный вопрос работы Так почему же учителя ставят двойки своим ученикам?

Главный вопрос работы

Так почему же учителя ставят двойки своим ученикам?

Задачи Провести соц.опрос среди учеников и учителей нашей школы; По результатом опросов составить диаграммы; Провести анализ полученной информации и сделать выводы; Презентовать свои результаты.

Средний балл учащихся МОБУ СОШ№34 1-4 класс

Средний балл учащихся МОБУ СОШ№34 5-8 класс

Средний балл учащихся МОБУ СОШ№34 9-11 класс

Сравнительная характеристика оценок учащихся 34 школы По результату опросов можно видеть зависимость оценок учащихся школы №34.

Сравнительная характеристика оценок учащихся 34 школы

По результату опросов можно видеть зависимость оценок учащихся школы №34.

КАК УЧЕНИКИ СПРАВЛЯЮТСЯ С ПЛОХИМИ ОЦЕНКАМИ?

КАК УЧЕНИКИ СПРАВЛЯЮТСЯ С ПЛОХИМИ ОЦЕНКАМИ?

КАК УЧЕНИКИ СТАРАЮТСЯ НЕ ДОПУСКАТЬ ПЛОХИЕ ОЦЕНКИ?

КАК УЧЕНИКИ СТАРАЮТСЯ НЕ ДОПУСКАТЬ ПЛОХИЕ ОЦЕНКИ?

Средний балл учащихся МОБУСОШ№34 Вывод

Реакция учителей школы№34 на отрицательные оценки учащихся

Почему учителя ставят двойки На диаграмме можно увидеть, какой самый частый ответ я получала от учителей.

Почему учителя ставят двойки

На диаграмме можно увидеть, какой самый частый ответ я получала от учителей.

Готовим домашние задания Записывайте в дневник все домашние задания. Приучите себя готовить уроки ежедневно в одно и то же время. Правильно организуйте свое рабочее место, уберите все лишнее со стола, выключите радио и телевизор. Начинайте подготовку уроков с предметов средней трудности, затем переходите к более трудным для вас и под конец выполняйте легкие предметы. Делайте перерыв для отдыха на 10 минут. Во время подготовки уроков не отвлекайтесь. После выполнения письменной работы тщательно проверьте ее. Ежедневно повторяйте материал прошлых уроков, особенно - правила, формулы, законы. После приготовления уроков отдохните.

Готовим домашние задания

Слушаем учителя

  • Смотрите на учителя и на то, что он показывает. С помощью зрительной памяти усваивается 90% знаний.
  • Учитесь думать вместе с учителем. Собственная мысль обычно возникает при контакте с мыслями других людей.
  • Нельзя оставлять без ответа ни одного вопроса или сомнения. Ваши вопросы говорят об активности мышления. Не бойтесь обращаться к учителю.
  • Основные положения урока и новые слова полезно записать в тетрадь. Кто записывает, тот читает дважды, а значит, и лучше помнит.
  • Домашнее задание надо записывать точно и разборчиво и именно на тот день, на который оно задано.

Задачи проекта выполнены . А ответ на главный вопрос получен .


СПАСИБО!


-75%

Знакомая жалуется на учителя дочки. Тот по музыке поставил девочке в дневнике двойку за то, что она забыла тетрадь с домашним заданием. В журнал обещал не выставлять, да и в дневнике, сказал, исправит, когда девочка тетрадь с домашним заданием принесет.

Екатерина Жукова


- Анюта же не первый раз тетради забывает, да и домашнее задание не всегда помнит, какое делать, - сокрушается мать, - вот взяли бы ей и влепили двойку на самом деле, тогда, может быть, память бы к ней и вернулась.

И это факт. Никуда от этого не денешься. Случается, контрольные в Анютином классе переписывают по несколько раз — иначе почти всем нужно было бы ставить двойки. И это — распространенная история, о которой слышу от многих мам.

Еще бы! От учителей требуют показатели. Поставить ученику двойку в году вообще никто не отваживается: проблем будет столько, что не оберешься. В итоге некоторые родители грезят, что их чада и правда что-то знают (не ставят же в школе плохие отметки). А что на деле?

А на деле учителя на многое закрывают глаза и ставят завышенные оценки. В конце концов это далеко не только их дело — создавать условия для того, чтобы дети учились, куда больше за это в ответе родители.

Такое положение приводит к тому, что дети привыкают к мысли, что знания ничего не стоят — ведь тройку получает и ребенок, чей ум ничем не отягощен, и тот, кто все-таки эту оценку заслуживает по праву. Стоит ли удивляться, что четверки и пятерки сегодня тоже нередко завышают? Достаточно сравнить своих сверстников в школьные годы с нынешними школьниками и сразу видишь: большинство современных детей здорово проигрывают своим предшественникам по уровню знаний и развитости многих навыков. Разве что со смартфонами управляются классно — там, в конце концов, одним пальцем можно обойтись.

И еще одно немаловажное отличие: большинству современных школьников не стыдно демонстрировать свою глупость - знания-то не в цене, как и пунктуальность, и обязательность. Поэтому для них нормально и тетради не приносить, и домашнее задание не выполнять, тем более, что за это не следует должного наказания.

Замкнутый круг получается: учителя завышают оценки, дети верят, что они — гении или, по крайней мере, не так уж плохи. И так происходит до тех пор, пока не приходит время сдачи экзаменов: ни родители, ни учителя на их результат повлиять не могут. И здесь уже не имеет значения, по какой причине ребенок чего-то не знал, не набрал нужное количество баллов, не поступил в колледж, вуз.

Школа обвинит родителей, которым и дела не было до детей, пока у них были сносные оценки. Родители — школу, где отвратительно учат.

А пострадают - ребята, у которых так и не сформировалось понимание, что знания и умение трудиться жизненно необходимы.

Эх, как все-таки жаль, что учителя сегодня так редко ставят настоящие двойки!

Читайте также: