Зачем нужны тренажеры в школе
Обновлено: 05.07.2024
Увеличению двигательного потенциала школьников в значительной степени способствуют тренажерные средства. Они эффективны в процессе обучения двигательным навыкам и умениям. Однако основная ценность тренажеров состоит в том, что они дают возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышечные группы, тем самым устраняя неравномерность развития у детей основных мышечных групп.
Тренажерные средства служат для индивидуального выполнения физических упражнений или же могут быть коллективного пользования, т.е. многокомплектными. Практика применения тренажеров показала, что наилучшие результаты достигаются в случае группового выполнения упражнений, как правило, двумя занимающимися. Здесь возможны два пути: или парная установка двух индивидуальных снарядов, или соединение их на единой станине (Кабачков В.А. Тренажеры в школе. М.: Просвещение. 2000.С.4)
Эффективность тренировочного процесса на тренажерах зависит от многих факторов: интереса обучаемого к тренировкам, сложности заданий, умения обучаемого проводить операции самоконтроля во время тренировок, темпа предъявления заданий, способа оказания своевременной помощи тренером-преподавателем.
Тренажерные средства должны отвечать требованиям техники безопасности, стандартизации, метрологии, технической эстетики и экономики. Для обеспечения безопасности спортсменов целесообразно использовать слаботочные электрические схемы, исключающие получение травм при тренировке (Кабачков В.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ.М.: Высшая школа,1991. С.126)
Общие требование к тренажерам (Юшкевич Т.П. Тренажеры в спорте. М.: Физкультура и спорт.1989. С.24-25):
- - обеспечивать соответствие осваиваемых на тренажере навыков и умений биомеханической структуре движений;
- - способствовать повышению эффективности занятий;
- -быть доступными для лиц разного возраста и физической подготовленности;
- - обеспечивать возможность контроля и самоконтроля;
- - быть удобными и надежными в эксплуатации;
- - иметь невысокую стоимость, малые габариты и вес
- - гарантировать безопасность.
Тренажеры и характеристики представлены в Приложении 1.
Использование тренажеров способствует не только ускоренному развитию физических качеств и психофизиологических функций организма, но и формирует положительную психоэмоциональную мотивацию для приобщения старшеклассников к физкультурно-спортивным занятиям, приводит к поиску наиболее рациональных путей организации учебного процесса (Евсеев С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт.2007. С.46)
Хорошую возможность для развития ребенка предоставляют школьные спортивные площадки. Оборудование для спортзалов школ должно рассчитываться на учеников различного возраста и уровня физической подготовки.
На комплексных площадках, где центральная часть ее занята под спортивные игры, размещать многокомплектное оборудование рационально по периметру (кругу) на безопасном расстоянии от игровой зоны. В специализированном городке предпочтение следует отдавать максимальному использованию полезной площади и продуманной последовательности выполнения физических упражнений. Количество снарядов, расположенных параллельно, должно быть не менее двух, что позволит использовать их как естественную полосу препятствий.
- 1. Многокомплектный спортивный комплекс с контингентов учащихся свыше 1000 человек (200х150м). Состав: тир, тренажерный городок общефизической и специальной подготовки, 6 баскетбольных площадок,4 волейбольные площадки, 2 сектора для опорных прыжков,2 многокомплектных гимнастических городка, 2 специализированные полосы препятствий, атлетический комплекс, куда входят по 2 прыжковые ямы для прыжков в высоту и длину, сектора для метания и толкания ядра, прямая и кольцевая дорожка для бега, 1 полногабаритное футбольное поле и 2 футбольных мини-поля, размещаемых на баскетбольных площадках. Вместо футбольных мини-полей могут быть 2 поля для игры в ручной мяч. Комплекс имеет работы сразу нескольким учителям. Исключение составляют полосы препятствий, вынесенные на одну сторону, футбольное поле (из-за своих размеров) и легкоатлетические сектора с беговыми дорожками.
- 2. Спортивный комплекс для учащихся до 800 человек (150х150). Состав: футбольное поле с беговыми дорожками, сектора для прыжков в в высоту и длину, а также метания, 2 полосы препятствий (для ГТО и прикладного назначения), 2 волейбольные площадки, баскетбольный городок, состоящий из двух учебных площадок и одной специализированной, гимнастический городок, куда входят брусья, параллельные и разновысокие гимнастические стенки, перекладины разной высоты, скамейки с поручнем для ног, 1 футбольное мини-поле, 2 площадки для игры в ручной мяч. Вокруг всех специализированных площадок имеются дорожки шириной 1 м, на которых можно проводить беговую разминку.
- 3. Спортивный комплекс для учащихся до 500 человек. Состоит из двух частей. Первая - стадион уменьшенного размера (70х30) с прыжковыми ямами, сектором для метания, беговыми дорожками - кольцевой и прямой, состоящей из двух полос. Поперек футбольного поля размещаются 2 мини-площадки для игры в футбол или ручной мяч.
Вторая - комплексная площадка 60х60 м, куда входят: 2 простейшие полосы препятствий из автомобильных покрышек, 2 полосы препятствий ГТО, 2 волейбольные и 2 баскетбольные площадки, 2 баскетбольные мини-площадки и 1 многокомплектный гимнастический городок.
Особенность гимнастического городка состоит в том, что все многокомплектные снаряды располагаются в линию. Линейное расположение позволяет делить занимающихся на подгруппы с чередованием работы на разных снарядах и дальнейшей сменой этих снарядов. К наиболее широко используемым относятся: гимнастическая стенка, перекладины, скамейка с поручнем для фиксации ног, 4 комплекта брусьев параллельных и разновысоких и столько же канатов с шестами, расположенными напротив гимнастической стенки.
При ограниченной площади комплексной площади размеры полос препятствий игровых площадок могут быть уменьшены.
В центре площадки устанавливаются: многокомплектная гимнастическая стенка, длинная скамейка с опорной трубой для закрепления ног при выполнении упражнений, снаряд для опорных прыжков, выполненный из автопокрышки, яма для приземления, дорожка для разбега, многокомплектные низкая, средняя и высокая перекладины, многокомплектные разновысокие и параллельные брусья, оборудуется яма для прыжков.
В таком специализированном городке могут заниматься несколько групп с различными курсами обучения.
5. Специализированный многокомплектный тренажерно-снарядный городок общефизической и специальной подготовки на 50 человек. Состав: разминочная беговая дорожка, как вокруг городка, так и вокруг отдельных секторов, гимнастическая стенка - тренажер на три пелета, 3 стационарные штанги для упражнения лежа с разными весами, строенное ступенчатое бревно (высотой 70,100 и 140 см), рычаг-тренажер с регулируемым грузом для тренировки становой силы, стационарные штанги с разным весом для упражнений в положении стоя, пирамида из 10 вертикальных шестов, 3 параллельных брусьев с постепенно увеличивающейся высотой (разновысоких), комбинированный снаряд, состоящий из 2 разнопрофильных рукоходов, 6 блоков-воротов с разным грузом для тренировки кистей рук, 6 наклонных досок для тренировки брюшного пресса в положении лежа головой или ногами вниз, 2 стационарные штанги с разными весами для упражнений в положении сидя, 2 стационарные штанги для тренировки ног, 1 двухсторонний прыжковой тренажер с бирками разной высоты, 3 комплекта трехжердевых разновысоких брусьев, 6 перекладин - 2 высокие, 1 средняя и 3 низкие, приспособления для метания по тросу.
Указанное количество примерное и минимальное. На площадке есть резервные места для одного-двух снарядов или тренажеров.
Беговую разминку можно выполнять по дорожкам вокруг площадки и между ее секторами.
Основные требования, предъявляемые к созданию и установке оборудования на спортивных площадках школ:
В статье рассматривается применение тренажеров в образовательном процессе. Выявляются задачи, виды, преимущества и недостатки использования тренажера как педагогического инструмента повышения качества обучения.
Ключевые слова
Текст научной работы
Тренажер в широком смысле это комплекс, система моделирования и симуляции, компьютерные и физические модели, специальные методики, создаваемые для того, чтобы подготовить личность к принятию качественных и быстрых решений. Тренажеры необходимо использовать, так как они позволяют сформировать у учащегося навыки действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа в сложных ситуациях, понять сущность протекающих процессов и их взаимную зависимость. Применение тренажёров обусловлено следующими факторами: достаточно высокой стоимостью и недостаточным количеством оборудования которое может быть использовано для решения учебных задач, затратами на эксплуатацию реального оборудования, ограниченностью временного ресурса на подготовку оборудования к использованию, большой сложностью изменения параметров оборудования и среды, сложностью введения нового технологически усовершенствованного оборудования, необходимостью выработки устойчивых практических навыков при работе с оборудованием, опасностью выполняемых работ.
Тренажеры призваны решить следующие задачи: ознакомить со строением объектов и их элементами; сформировать устойчивые навыки выполнения, как отдельных операций, так и полного их цикла; изучить технологическую схему и получить представление об этапах технологического процесса; изучить инструмент и технологическую оснастку, необходимые для проведения работ; ознакомиться с требованиями техники безопасности; научится выявлять дефекты в работе оборудования и его отдельных узлов; закрепить умение правильно оформлять документацию.
Применительно к образовательному процессу мы определим тренажер как устройство для обучения, которое по условиям выполнения психологических и дидактических требований, должно иметь три принципиальные и необходимо важные части: конструктивную, модельную, и дидактическую.
Конструктивная часть отражает точную и виртуальную копию рабочего места оператора. Модельная часть создает адекватный образ функционирования оборудования, моделируя протекание в нем базовых процессов. Дидактическая часть представляет собой рабочее место преподавателя с программой оценки и контроля действий обучающегося или систему автоматизированного контроля над работой обучающегося.
Опыт применения тренажеров в учебном процессе позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы учащегося, который сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.
Тренажеры можно классифицировать по количеству участников (локальный — один учащийся, сетевой — группа учащихся) и по виду основной технологии (с использованием специальной аппаратной интерфейсной части и без нее — компьютерные тренажеры).
Особое место среди тренажеров занимают компьютерные тренажеры. Ведь именно в данном виде тренажера модель объекта управления, рабочее место обучаемых и преподавателя реализовано на базе компьютерных программных средств. По сути дела, это программа, предназначенная для выработки у учащихся устойчивых навыков действий и обеспечивающая выполнение необходимых для этого функций преподавателя. Если оформление и модель поведения тренажера отражает элементы игровой формы, то такие тренажеры называют учебными компьютерными играми.
Компьютерный тренажер должен предусматривать:
- Генерацию иди выбор последовательности однотипных заданий по определенной теме и предъявление их учащемуся;
- Представление учащемуся средств выполнения заданий: электронный калькулятор, редактор теста, программный модуль работающий по определённому алгоритму;
- Представление учащемуся консультации или образца решения по его требованию;
- Анализ действий учащегося с качественной оценкой результатов и выдачей рекомендаций по достижению наилучших результатов.
Можно выделить несколько классов тренажеров, которые используются в учебном процессе: электронный программный экзаменатор; демонстрационный (иллюстративный) тренажер; тренажеры, обучающие моторным навыкам; тренажеры, обучающие распознаванию образов; тренажеры, обучающие работе по алгоритму; тренажеры, обучающие поведению в нештатных (и(или) аварийных) ситуациях; тренажеры, обучающие решению задач с разветвленным деревом допустимых решений.
Эффективное применение тренажеров в учебном процессе позволяет значительно уменьшить число ошибок, увеличить скорость манипуляции и принятия решений, сократить время обучения, более адекватно оценивать уровень полученных знаний и приобретённых навыков, индивидуализировать обучение, формировать выводы по действиям обучающегося.
При разработке учебно-тренажерных комплексов используют ряд методических приемов: ознакомление с порядком операций, наличие обратной связи, последовательность освоения материала (выполнение сначала простых операций, а затем переход к сложным процессам), возможность многократного повторения, получение дополнительных пояснений при выполнении операций.
Отдельно выделим следующие виды тренажеров используемых в образовании: интернет-тренажеры и интерактивные тренажеры.
Режимы работы интернет-тренажеров могут быть следующими:
Интерактивный тренажер — это программа, предназначенная для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определённой теме. Существует два режима его работы:
- Демонстрационный (иллюстративный) — обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, представляет теоретический материал и обеспечивает визуализацию полного аналитического решения конкретной задачи;
- Тренировочный или оценочный.
Все интерактивные задания в интерактивном тренажере должны предполагать наличие обратной связи, возможности коррекции действий и возможности совершать практические действия. К интерактивным заданиям в тренажере можно отнести последовательности вопросов и интерактивными подсказками и практикумами. Интерактивные тренажеры используются на различных этапах урока: актуализация знаний, постановка темы урока, изучение и закрепление нового материала, домашнее задание, самостоятельная работа, проверка знаний.
Интерактивные тренажеры разрабатывают преподаватели самостоятельно, как правило, в средах работа в которых не составляет большого труда, таких как Microsoft PowerPoint или Microsoft Excel при помощи внутренней системы управляющих элементов, макрокоманд и языка программирования Visual Basic Application (см. рис. 2, 3). Огромное количество тренажеров для школы так же выпускается специализированными фирмами (рис. 4).
Рисунок 4. Интерактивный тренажёр по русскому языку для второго класса к учебнику Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой
Таким образом, благодаря доступности средств создания тренажеров, большого выбора программных комплексов для школы, тренажёры в современном образовании занимают важное место при формировании и закреплении знаний, умений и навыков обучающегося и выполняют роль педагогического инструмента позволяющего повысить качество образовательного процесса.
Список литературы
Цитировать
Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального. Эти два аспекта у детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое.
Движение - это биологический стимулятор роста, но никак не препятствие к развитию ребенка. Чтобы помочь ребенку восполнить дефицит движения и стимулировать его психофизическое развитие, врачи рекомендуют гимнастические упражнения, дозированные в зависимости от возраста, состояния здоровья и самочувствия ребенка; массаж и закаливающие процедуры.
А для детей с ограниченными возможностями здоровья проблема наличия тренажерного зала в школе наиболее актуальна. В процессе тренировок детей с использованием тренажеров и снарядов происходит выработка коммуникативных навыков, формируется выносливость и эмоционально-волевые качества личности, что немаловажно для умственно отсталых детей. Коллективные занятия помогают воспитывать у таких детей приветливость, общительность, доброжелательность и другие положительные черты характера. Кроме того, большое внимание уделяется воспитанию устойчивого интереса к спорту, сознательной потребности к регулярной тренировке, которая затем должна перейти в привычку вести здоровый образ жизни.
В нашей школе физкультурно-оздоровительное направление – всегда было одним из приоритетных направлений деятельности. За последнее время немало сделано по укреплению материально – технической базы школы, приобретено новое спортивное оборудование и спортинвентарь, в школе работают спортивные секции по баскетболу, футболу, волейболу, для всех учащихся систематически проходят спортивные часы, введен 3 урок физкультуры. Однако, анализ состояния здоровья учащихся школы за 3 последних года и показателей физического развития учащихся, позволил сделать вывод, что количество заболеваний, выявленных у детей при профилактических осмотрах, по-прежнему имеет тенденцию к нарастанию, тогда как показатели физического здоровья учащихся школы снижаются. Не теряет своей остроты проблема “школьных болезней”, продолжает увеличиваться число детей, имеющих IV группу здоровья и специальную физкультурную группу. Таким образом, в школе назрела необходимость создания тренажерного зала.
В соответствии с Программой Модернизации образования, в 2011 году в нашей школе был создан тренажерный зал (слайд 2). Это просторный и светлый зал, площадью 50 кв. м. Современная система кондиционирования и вентиляции поддерживает комфортную атмосферу в зале в любую погоду. Зал разделен на 2 зоны: зона для занятий ЛФК и зона, оснащенная спортивным оборудованием и тренажерами: силовая и кардиозона.
В зоне для занятий ЛФК есть степ-площадки, коврики для аэробики, фитболы, медицинболы от 1 кг до 5 кг, обручи, специальный набор для выполнения упражнений от плоскостопия, гимнастические палки, диски здоровья, диски для тренировки равновесия. Здесь по расписанию занимаются учащиеся 1-4 классов (слайд 3).
В силовой зоне и кардиозоне (слайд 4) установлены надежные, безопасные и эффективные тренажеры: велотренажер, эллипсоид, беговая дорожка, вибромассажеры, силовой комплекс “FLEXTER”, “TOTAL TRENER” и тренажер для силовых упражнений, спортивный комплекс “Карусель”, а также спортивное оборудование: штанга, гантели, бодибары, эспандеры, скамья для жима с груди, наклонная скамья (слайды 5–10).
Использование тренажёров на уроках физического воспитания позволило в более короткие сроки решить задачу развития силовых и двигательных качеств школьников. Особенно эффективным оказалось использование тренажёров при занятиях с детьми, страдающими от избыточной массы (слайд 11). Такие дети охотно занимались на тренажёрах, тогда как ранее во время занятий на стандартных гимнастических снарядах и оборудовании от них трудно было добиться активности.
Тренажёры эффективно использовались в оздоровительных целях, обеспечивая ряд преимуществ перед традиционными средствами: строгую дозировку нагрузки, направленность тренировки определённых групп мышц.
Занятия проходили по специально созданной программе, направленной на систематическую и комплексную деятельность по укреплению здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья, привлечению их к здоровому образу жизни, выработке привычки к правильному проведению досуга (слайды 2-5). Занятия проходили 1 раз в неделю по расписанию для учащихся 5 по 10 классов (3 урок физкультуры), имеющих разрешение медицинского работника.
- развитие силы, скоростной и силовой выносливости;
- развитие общей моторики;
- укрепление ослабленных мышц и стимуляция двигательных функций,
- работа над преодолением координационной недостаточности;
- обучение правилам пользования тренажерами;
- обучение гигиеническим навыкам, необходимым при занятиях в тренажерном зале;
- обучение внимательному отношению к своему здоровью, умению контролировать состояние организма в процессе тренировки (подсчет пульса, частоты дыхания), умению дозировать нагрузку;
- обучение умению подстраховывать друг друга на тренировке.
Прошел год после создания тренажерного зала в нашей коррекционной школе VIII вида, но уже можно говорить об эффективности физкультурно-оздоровительной работы (слайд 12).
- рост мотивации к занятиям физической культурой у учащихся;
- охват учащихся спортивно - оздоровительной работой составляет 82 %;
- возросшая активность детей - инвалидов в участии в различных спортивных соревнованиях, спартакиадах;
- II место в краевой спартакиаде специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья – октябрь 2012 г.
Значит, в каждой современной школе нужно иметь тренажерный зал! Это не роскошь, это требование времени, это необходимость!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области лицей (технологический) с. Хрящевка
муниципального района Ставропольский
7/1, ул. Полевая с. Хрящевка, 445146, Самарская область, м.р. Ставропольский, т. 23-57-42
окружная научно – практическая конференция педагогов
Учитель начальных классов Мишагина Светлана Александровна,
ГБОУ лицей с.Хрящевка.
1.Использование интерактивной доски ……………………………. 4
Список использованной литературы ……………………………….. 8
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций, тренажеров. Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.
Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся в начальной школе. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Использование интерактивной доски.
Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. На интерактивной доске можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования. Новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества. Я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.
Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения и эффективность моего учительского труда.
Тренажеры на уроках.
Образовательные стандарты предъявляют новые требования к системе обучения в начальной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть применение интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся. Я использую интерактивную доску на каждом уроке в качестве наглядно- иллюстративного метода, как грамматический тренажер и тренажер навыков общения. Активизировать учащихся, проверить свои знания, снять напряжение, дать возможность поиграть позволяют тренажеры.
Итак, я убедилась, что с применением мультимедийных тренажеров на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. Использование тренажеров на уроках преображает преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процесс запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Кроме этого, активизирует познавательную деятельность ученика, развивает внутреннюю мотивационную сферу. Важно, чтобы желание, с которым дети идут в школу, сопровождало их всю жизнь.
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества, его будущее — один из главных приоритетов современной государственной социальной политики России.
Оценить 847 0
Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества, его будущее — один из главных приоритетов современной государственной социальной политики в России.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.
С каким запасом здоровья вступят дети во взрослую жизнь, во многом зависит от эффективности совместной работы педагогов и семьи. Состояние здоровья детей, их воспитание и образование неразрывно связаны друг с другом. В стенах образовательного учреждения в процессе приобретении знаний дети проводят большую часть своего времени. Поэтому сегодня перед системой образования России поставлена важная задача по сохранению здоровья детей, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий здоровьесберегающей образовательной среды, внедрению в образовательный процесс эффективных здоровье формирующих технологий. Решение данных задач невозможно без поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы, способных не только повысить физическую подготовленность, но и развить умственные способности ребенка.
Повышению двигательной активности способствует использование тренажеров в дошкольном возрасте. Занятия на тренажерах интересны и доступны детям старшего дошкольного возраста. Современные тренажеры малогабаритны, легко устанавливаются, эстетичны и гигиеничны. Они регулируются, что позволяет использовать их в работе с детьми разной физической подготовки.
Упражнения на тренажерах совершенствуют координацию движений, укрепляют суставный аппарат, улучшается гибкость позвоночника, развивается грудная клетка, совершенствуется осанка. Работа инструкторов по использованию тренажеров включают разнообразные упражнения: висы, лазание по канату, гимнастической стенке, скалодроме, веревочной лесенке, упражнения на дисках, спортивных комплексах. Работа проводится по подгруппам, дети занимаются без обуви, в носках, на скалодроме дети занимаются босиком.
Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами страховки. Тренажеры могут быть использованы на занятиях физической культурой и в самостоятельной двигательной деятельности детей с учетом уровня их физической подготовки и индивидуальных возможностей. С простейшими тренажерами можно заниматься детям с 3 лет. С детьми 5-7 лет НОД по физической культуре целесообразно проводить с использованием тренажеров как простейших, так и сложного устройства . Дети в этом возрасте способны анализировать свои действия, контролировать свое самочувствие, проявляют свои физические возможности - силу, ловкость, выносливость.
Начиная упражнения на тренажерах, следует постепенно переходить от самых простых упражнений к более сложным упражнениям.
С простейшими тренажерами мы работаем постоянно, они удобны в использовании, не занимают много места, их можно переносить. К тренажерам простейшего типа относятся:
· Детские гантели, гири.
· Малый мяч – массажер.
· Большой мяч – массажер.
· Гимнастические мячи и мн. др.
Тренажёры сложного устройства имеют привлекательный вид, тем самым, побуждая детей к двигательной активности, что создаёт предпосылки для более разнообразной двигательной деятельности; вносят элементы новизны в образовательный процесс, удовлетворяют потребность детей в движении.
Читайте также: