Зачем нужны тренажеры в школе

Обновлено: 05.07.2024

Увеличению двигательного потенциала школьников в значительной степени способствуют тренажерные средства. Они эффективны в процессе обучения двигательным навыкам и умениям. Однако основная ценность тренажеров состоит в том, что они дают возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышечные группы, тем самым устраняя неравномерность развития у детей основных мышечных групп.

Тренажерные средства служат для индивидуального выполнения физических упражнений или же могут быть коллективного пользования, т.е. многокомплектными. Практика применения тренажеров показала, что наилучшие результаты достигаются в случае группового выполнения упражнений, как правило, двумя занимающимися. Здесь возможны два пути: или парная установка двух индивидуальных снарядов, или соединение их на единой станине (Кабачков В.А. Тренажеры в школе. М.: Просвещение. 2000.С.4)

Эффективность тренировочного процесса на тренажерах зависит от многих факторов: интереса обучаемого к тренировкам, сложности заданий, умения обучаемого проводить операции самоконтроля во время тренировок, темпа предъявления заданий, способа оказания своевременной помощи тренером-преподавателем.

Тренажерные средства должны отвечать требованиям техники безопасности, стандартизации, метрологии, технической эстетики и экономики. Для обеспечения безопасности спортсменов целесообразно использовать слаботочные электрические схемы, исключающие получение травм при тренировке (Кабачков В.А. Профессиональная направленность физического воспитания в ПТУ.М.: Высшая школа,1991. С.126)

Общие требование к тренажерам (Юшкевич Т.П. Тренажеры в спорте. М.: Физкультура и спорт.1989. С.24-25):

  • - обеспечивать соответствие осваиваемых на тренажере навыков и умений биомеханической структуре движений;
  • - способствовать повышению эффективности занятий;
  • -быть доступными для лиц разного возраста и физической подготовленности;
  • - обеспечивать возможность контроля и самоконтроля;
  • - быть удобными и надежными в эксплуатации;
  • - иметь невысокую стоимость, малые габариты и вес
  • - гарантировать безопасность.

Тренажеры и характеристики представлены в Приложении 1.

Использование тренажеров способствует не только ускоренному развитию физических качеств и психофизиологических функций организма, но и формирует положительную психоэмоциональную мотивацию для приобщения старшеклассников к физкультурно-спортивным занятиям, приводит к поиску наиболее рациональных путей организации учебного процесса (Евсеев С.П. Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры. М.: Советский спорт.2007. С.46)

Хорошую возможность для развития ребенка предоставляют школьные спортивные площадки. Оборудование для спортзалов школ должно рассчитываться на учеников различного возраста и уровня физической подготовки.

На комплексных площадках, где центральная часть ее занята под спортивные игры, размещать многокомплектное оборудование рационально по периметру (кругу) на безопасном расстоянии от игровой зоны. В специализированном городке предпочтение следует отдавать максимальному использованию полезной площади и продуманной последовательности выполнения физических упражнений. Количество снарядов, расположенных параллельно, должно быть не менее двух, что позволит использовать их как естественную полосу препятствий.

  • 1. Многокомплектный спортивный комплекс с контингентов учащихся свыше 1000 человек (200х150м). Состав: тир, тренажерный городок общефизической и специальной подготовки, 6 баскетбольных площадок,4 волейбольные площадки, 2 сектора для опорных прыжков,2 многокомплектных гимнастических городка, 2 специализированные полосы препятствий, атлетический комплекс, куда входят по 2 прыжковые ямы для прыжков в высоту и длину, сектора для метания и толкания ядра, прямая и кольцевая дорожка для бега, 1 полногабаритное футбольное поле и 2 футбольных мини-поля, размещаемых на баскетбольных площадках. Вместо футбольных мини-полей могут быть 2 поля для игры в ручной мяч. Комплекс имеет работы сразу нескольким учителям. Исключение составляют полосы препятствий, вынесенные на одну сторону, футбольное поле (из-за своих размеров) и легкоатлетические сектора с беговыми дорожками.
  • 2. Спортивный комплекс для учащихся до 800 человек (150х150). Состав: футбольное поле с беговыми дорожками, сектора для прыжков в в высоту и длину, а также метания, 2 полосы препятствий (для ГТО и прикладного назначения), 2 волейбольные площадки, баскетбольный городок, состоящий из двух учебных площадок и одной специализированной, гимнастический городок, куда входят брусья, параллельные и разновысокие гимнастические стенки, перекладины разной высоты, скамейки с поручнем для ног, 1 футбольное мини-поле, 2 площадки для игры в ручной мяч. Вокруг всех специализированных площадок имеются дорожки шириной 1 м, на которых можно проводить беговую разминку.
  • 3. Спортивный комплекс для учащихся до 500 человек. Состоит из двух частей. Первая - стадион уменьшенного размера (70х30) с прыжковыми ямами, сектором для метания, беговыми дорожками - кольцевой и прямой, состоящей из двух полос. Поперек футбольного поля размещаются 2 мини-площадки для игры в футбол или ручной мяч.

Вторая - комплексная площадка 60х60 м, куда входят: 2 простейшие полосы препятствий из автомобильных покрышек, 2 полосы препятствий ГТО, 2 волейбольные и 2 баскетбольные площадки, 2 баскетбольные мини-площадки и 1 многокомплектный гимнастический городок.

Особенность гимнастического городка состоит в том, что все многокомплектные снаряды располагаются в линию. Линейное расположение позволяет делить занимающихся на подгруппы с чередованием работы на разных снарядах и дальнейшей сменой этих снарядов. К наиболее широко используемым относятся: гимнастическая стенка, перекладины, скамейка с поручнем для фиксации ног, 4 комплекта брусьев параллельных и разновысоких и столько же канатов с шестами, расположенными напротив гимнастической стенки.

При ограниченной площади комплексной площади размеры полос препятствий игровых площадок могут быть уменьшены.

В центре площадки устанавливаются: многокомплектная гимнастическая стенка, длинная скамейка с опорной трубой для закрепления ног при выполнении упражнений, снаряд для опорных прыжков, выполненный из автопокрышки, яма для приземления, дорожка для разбега, многокомплектные низкая, средняя и высокая перекладины, многокомплектные разновысокие и параллельные брусья, оборудуется яма для прыжков.

В таком специализированном городке могут заниматься несколько групп с различными курсами обучения.

5. Специализированный многокомплектный тренажерно-снарядный городок общефизической и специальной подготовки на 50 человек. Состав: разминочная беговая дорожка, как вокруг городка, так и вокруг отдельных секторов, гимнастическая стенка - тренажер на три пелета, 3 стационарные штанги для упражнения лежа с разными весами, строенное ступенчатое бревно (высотой 70,100 и 140 см), рычаг-тренажер с регулируемым грузом для тренировки становой силы, стационарные штанги с разным весом для упражнений в положении стоя, пирамида из 10 вертикальных шестов, 3 параллельных брусьев с постепенно увеличивающейся высотой (разновысоких), комбинированный снаряд, состоящий из 2 разнопрофильных рукоходов, 6 блоков-воротов с разным грузом для тренировки кистей рук, 6 наклонных досок для тренировки брюшного пресса в положении лежа головой или ногами вниз, 2 стационарные штанги с разными весами для упражнений в положении сидя, 2 стационарные штанги для тренировки ног, 1 двухсторонний прыжковой тренажер с бирками разной высоты, 3 комплекта трехжердевых разновысоких брусьев, 6 перекладин - 2 высокие, 1 средняя и 3 низкие, приспособления для метания по тросу.

Указанное количество примерное и минимальное. На площадке есть резервные места для одного-двух снарядов или тренажеров.

Беговую разминку можно выполнять по дорожкам вокруг площадки и между ее секторами.

Основные требования, предъявляемые к созданию и установке оборудования на спортивных площадках школ:

В статье рассматривается применение тренажеров в образовательном процессе. Выявляются задачи, виды, преимущества и недостатки использования тренажера как педагогического инструмента повышения качества обучения.

Ключевые слова

Текст научной работы

Тренажер в широком смысле это комплекс, система моделирования и симуляции, компьютерные и физические модели, специальные методики, создаваемые для того, чтобы подготовить личность к принятию качественных и быстрых решений. Тренажеры необходимо использовать, так как они позволяют сформировать у учащегося навыки действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа в сложных ситуациях, понять сущность протекающих процессов и их взаимную зависимость. Применение тренажёров обусловлено следующими факторами: достаточно высокой стоимостью и недостаточным количеством оборудования которое может быть использовано для решения учебных задач, затратами на эксплуатацию реального оборудования, ограниченностью временного ресурса на подготовку оборудования к использованию, большой сложностью изменения параметров оборудования и среды, сложностью введения нового технологически усовершенствованного оборудования, необходимостью выработки устойчивых практических навыков при работе с оборудованием, опасностью выполняемых работ.

Тренажеры призваны решить следующие задачи: ознакомить со строением объектов и их элементами; сформировать устойчивые навыки выполнения, как отдельных операций, так и полного их цикла; изучить технологическую схему и получить представление об этапах технологического процесса; изучить инструмент и технологическую оснастку, необходимые для проведения работ; ознакомиться с требованиями техники безопасности; научится выявлять дефекты в работе оборудования и его отдельных узлов; закрепить умение правильно оформлять документацию.

Применительно к образовательному процессу мы определим тренажер как устройство для обучения, которое по условиям выполнения психологических и дидактических требований, должно иметь три принципиальные и необходимо важные части: конструктивную, модельную, и дидактическую.

Конструктивная часть отражает точную и виртуальную копию рабочего места оператора. Модельная часть создает адекватный образ функционирования оборудования, моделируя протекание в нем базовых процессов. Дидактическая часть представляет собой рабочее место преподавателя с программой оценки и контроля действий обучающегося или систему автоматизированного контроля над работой обучающегося.

Опыт применения тренажеров в учебном процессе позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы учащегося, который сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.

Тренажеры можно классифицировать по количеству участников (локальный — один учащийся, сетевой — группа учащихся) и по виду основной технологии (с использованием специальной аппаратной интерфейсной части и без нее — компьютерные тренажеры).

Особое место среди тренажеров занимают компьютерные тренажеры. Ведь именно в данном виде тренажера модель объекта управления, рабочее место обучаемых и преподавателя реализовано на базе компьютерных программных средств. По сути дела, это программа, предназначенная для выработки у учащихся устойчивых навыков действий и обеспечивающая выполнение необходимых для этого функций преподавателя. Если оформление и модель поведения тренажера отражает элементы игровой формы, то такие тренажеры называют учебными компьютерными играми.

Компьютерный тренажер должен предусматривать:

  1. Генерацию иди выбор последовательности однотипных заданий по определенной теме и предъявление их учащемуся;
  2. Представление учащемуся средств выполнения заданий: электронный калькулятор, редактор теста, программный модуль работающий по определённому алгоритму;
  3. Представление учащемуся консультации или образца решения по его требованию;
  4. Анализ действий учащегося с качественной оценкой результатов и выдачей рекомендаций по достижению наилучших результатов.

Можно выделить несколько классов тренажеров, которые используются в учебном процессе: электронный программный экзаменатор; демонстрационный (иллюстративный) тренажер; тренажеры, обучающие моторным навыкам; тренажеры, обучающие распознаванию образов; тренажеры, обучающие работе по алгоритму; тренажеры, обучающие поведению в нештатных (и(или) аварийных) ситуациях; тренажеры, обучающие решению задач с разветвленным деревом допустимых решений.

Эффективное применение тренажеров в учебном процессе позволяет значительно уменьшить число ошибок, увеличить скорость манипуляции и принятия решений, сократить время обучения, более адекватно оценивать уровень полученных знаний и приобретённых навыков, индивидуализировать обучение, формировать выводы по действиям обучающегося.

При разработке учебно-тренажерных комплексов используют ряд методических приемов: ознакомление с порядком операций, наличие обратной связи, последовательность освоения материала (выполнение сначала простых операций, а затем переход к сложным процессам), возможность многократного повторения, получение дополнительных пояснений при выполнении операций.

Отдельно выделим следующие виды тренажеров используемых в образовании: интернет-тренажеры и интерактивные тренажеры.

- Интернет-тренажеры http://training.i-exam.ru/

Режимы работы интернет-тренажеров могут быть следующими:

Интерактивный тренажер — это программа, предназначенная для самостоятельного изучения (или повторения) с одновременным контролем знаний по определённой теме. Существует два режима его работы:

  1. Демонстрационный (иллюстративный) — обеспечивает непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, представляет теоретический материал и обеспечивает визуализацию полного аналитического решения конкретной задачи;
  2. Тренировочный или оценочный.

Все интерактивные задания в интерактивном тренажере должны предполагать наличие обратной связи, возможности коррекции действий и возможности совершать практические действия. К интерактивным заданиям в тренажере можно отнести последовательности вопросов и интерактивными подсказками и практикумами. Интерактивные тренажеры используются на различных этапах урока: актуализация знаний, постановка темы урока, изучение и закрепление нового материала, домашнее задание, самостоятельная работа, проверка знаний.

Интерактивные тренажеры разрабатывают преподаватели самостоятельно, как правило, в средах работа в которых не составляет большого труда, таких как Microsoft PowerPoint или Microsoft Excel при помощи внутренней системы управляющих элементов, макрокоманд и языка программирования Visual Basic Application (см. рис. 2, 3). Огромное количество тренажеров для школы так же выпускается специализированными фирмами (рис. 4).

– Тренажер в Microsoft Excel использующий Visual Basic Application, автор: Искандерова А.Р. (г. Уфа), http://www.uchportal.ru/load/22-1-0-51741

– Тренажер на основе триггеров в Microsoft PowerPoint созданный Малышевой С.И. (г. Новый Уренгой), http://infourok.ru/prezentaciya_po_informatike_trenazher_ustroystvo_kompyutera-101752.htm

– Интерактивный тренажёр по русскому языку для второго класса к учебнику Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой.

Рисунок 4. Интерактивный тренажёр по русскому языку для второго класса к учебнику Л.М.Зелениной и Т.Е.Хохловой

Таким образом, благодаря доступности средств создания тренажеров, большого выбора программных комплексов для школы, тренажёры в современном образовании занимают важное место при формировании и закреплении знаний, умений и навыков обучающегося и выполняют роль педагогического инструмента позволяющего повысить качество образовательного процесса.

Список литературы

Цитировать

Потребность ребенка в движении — одна из важнейших биологических особенностей растущего организма, обязательное условие его нормального формирования и развития, причем как физического, так и интеллектуального. Эти два аспекта у детей не просто взаимосвязаны, а составляют единое целое.

Движение - это биологический стимулятор роста, но никак не препятствие к развитию ребенка. Чтобы помочь ребенку восполнить дефицит движения и стимулировать его психофизическое развитие, врачи рекомендуют гимнастические упражнения, дозированные в зависимости от возраста, состояния здоровья и самочувствия ребенка; массаж и закаливающие процедуры.

А для детей с ограниченными возможностями здоровья проблема наличия тренажерного зала в школе наиболее актуальна. В процессе тренировок детей с использованием тренажеров и снарядов происходит выработка коммуникативных навыков, формируется выносливость и эмоционально-волевые качества личности, что немаловажно для умственно отсталых детей. Коллективные занятия помогают воспитывать у таких детей приветливость, общительность, доброжелательность и другие положительные черты характера. Кроме того, большое внимание уделяется воспитанию устойчивого интереса к спорту, сознательной потребности к регулярной тренировке, которая затем должна перейти в привычку вести здоровый образ жизни.

В нашей школе физкультурно-оздоровительное направление – всегда было одним из приоритетных направлений деятельности. За последнее время немало сделано по укреплению материально – технической базы школы, приобретено новое спортивное оборудование и спортинвентарь, в школе работают спортивные секции по баскетболу, футболу, волейболу, для всех учащихся систематически проходят спортивные часы, введен 3 урок физкультуры. Однако, анализ состояния здоровья учащихся школы за 3 последних года и показателей физического развития учащихся, позволил сделать вывод, что количество заболеваний, выявленных у детей при профилактических осмотрах, по-прежнему имеет тенденцию к нарастанию, тогда как показатели физического здоровья учащихся школы снижаются. Не теряет своей остроты проблема “школьных болезней”, продолжает увеличиваться число детей, имеющих IV группу здоровья и специальную физкультурную группу. Таким образом, в школе назрела необходимость создания тренажерного зала.

В соответствии с Программой Модернизации образования, в 2011 году в нашей школе был создан тренажерный зал (слайд 2). Это просторный и светлый зал, площадью 50 кв. м. Современная система кондиционирования и вентиляции поддерживает комфортную атмосферу в зале в любую погоду. Зал разделен на 2 зоны: зона для занятий ЛФК и зона, оснащенная спортивным оборудованием и тренажерами: силовая и кардиозона.

В зоне для занятий ЛФК есть степ-площадки, коврики для аэробики, фитболы, медицинболы от 1 кг до 5 кг, обручи, специальный набор для выполнения упражнений от плоскостопия, гимнастические палки, диски здоровья, диски для тренировки равновесия. Здесь по расписанию занимаются учащиеся 1-4 классов (слайд 3).

В силовой зоне и кардиозоне (слайд 4) установлены надежные, безопасные и эффективные тренажеры: велотренажер, эллипсоид, беговая дорожка, вибромассажеры, силовой комплекс “FLEXTER”, “TOTAL TRENER” и тренажер для силовых упражнений, спортивный комплекс “Карусель”, а также спортивное оборудование: штанга, гантели, бодибары, эспандеры, скамья для жима с груди, наклонная скамья (слайды 5–10).

Использование тренажёров на уроках физического воспитания позволило в более короткие сроки решить задачу развития силовых и двигательных качеств школьников. Особенно эффективным оказалось использование тренажёров при занятиях с детьми, страдающими от избыточной массы (слайд 11). Такие дети охотно занимались на тренажёрах, тогда как ранее во время занятий на стандартных гимнастических снарядах и оборудовании от них трудно было добиться активности.

Тренажёры эффективно использовались в оздоровительных целях, обеспечивая ряд преимуществ перед традиционными средствами: строгую дозировку нагрузки, направленность тренировки определённых групп мышц.

Занятия проходили по специально созданной программе, направленной на систематическую и комплексную деятельность по укреплению здоровья учащихся с ограниченными возможностями здоровья, привлечению их к здоровому образу жизни, выработке привычки к правильному проведению досуга (слайды 2-5). Занятия проходили 1 раз в неделю по расписанию для учащихся 5 по 10 классов (3 урок физкультуры), имеющих разрешение медицинского работника.

  • развитие силы, скоростной и силовой выносливости;
  • развитие общей моторики;
  • укрепление ослабленных мышц и стимуляция двигательных функций,
  • работа над преодолением координационной недостаточности;
  • обучение правилам пользования тренажерами;
  • обучение гигиеническим навыкам, необходимым при занятиях в тренажерном зале;
  • обучение внимательному отношению к своему здоровью, умению контролировать состояние организма в процессе тренировки (подсчет пульса, частоты дыхания), умению дозировать нагрузку;
  • обучение умению подстраховывать друг друга на тренировке.

Прошел год после создания тренажерного зала в нашей коррекционной школе VIII вида, но уже можно говорить об эффективности физкультурно-оздоровительной работы (слайд 12).

  • рост мотивации к занятиям физической культурой у учащихся;
  • охват учащихся спортивно - оздоровительной работой составляет 82 %;
  • возросшая активность детей - инвалидов в участии в различных спортивных соревнованиях, спартакиадах;
  • II место в краевой спартакиаде специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья – октябрь 2012 г.

Значит, в каждой современной школе нужно иметь тренажерный зал! Это не роскошь, это требование времени, это необходимость!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области лицей (технологический) с. Хрящевка

муниципального района Ставропольский

7/1, ул. Полевая с. Хрящевка, 445146, Самарская область, м.р. Ставропольский, т. 23-57-42

окружная научно – практическая конференция педагогов

Учитель начальных классов Мишагина Светлана Александровна,

ГБОУ лицей с.Хрящевка.

1.Использование интерактивной доски ……………………………. 4

Список использованной литературы ……………………………….. 8

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций, тренажеров. Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся в начальной школе. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

усвоить базовые знания по предмету;

систематизировать усвоенные знания;

сформировать навыки самоконтроля;

сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;

оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Использование интерактивной доски.

Использование интерактивных технологий становится привычным явлением в российском образовании. Интерактивное оборудование, такое как интерактивные доски, создают устойчивую мотивацию учащихся к получению знаний и помогают творчески решать учебные задачи, тем самым, развивая образное мышление учащихся. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп занятия. Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. На интерактивной доске можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Во время работы на интерактивных досках, улучшается концентрация внимания учащихся, быстрее усваивается учебный материал, и в результате повышается успеваемость каждого из учеников, что качественно повышает уровень современного образования. Новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества. Я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.

Для меня наличие в классе электронной интерактивной доски явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогло повлиять на качество обучения и эффективность моего учительского труда.

Тренажеры на уроках.

Образовательные стандарты предъявляют новые требования к системе обучения в начальной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть применение интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности учащихся. Я использую интерактивную доску на каждом уроке в качестве наглядно- иллюстративного метода, как грамматический тренажер и тренажер навыков общения. Активизировать учащихся, проверить свои знания, снять напряжение, дать возможность поиграть позволяют тренажеры.

Итак, я убедилась, что с применением мультимедийных тренажеров на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. Эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. Использование тренажеров на уроках преображает преподавание традиционных учебных предметов, оптимизирует процесс запоминания учебного материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учёбе. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Кроме этого, активизирует познавательную деятельность ученика, развивает внутреннюю мотивационную сферу. Важно, чтобы желание, с которым дети идут в школу, сопровождало их всю жизнь.

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества, его будущее — один из главных приоритетов современной государственной социальной политики России.

Оценить 847 0

Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества, его будущее — один из главных приоритетов современной государственной социальной политики в России.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

С каким запасом здоровья вступят дети во взрослую жизнь, во многом зависит от эффективности совместной работы педагогов и семьи. Состояние здоровья детей, их воспитание и образование неразрывно связаны друг с другом. В стенах образовательного учреждения в процессе приобретении знаний дети проводят большую часть своего времени. Поэтому сегодня перед системой образования России поставлена важная задача по сохранению здоровья детей, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий здоровьесберегающей образовательной среды, внедрению в образовательный процесс эффективных здоровье формирующих технологий. Решение данных задач невозможно без поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы, способных не только повысить физическую подготовленность, но и развить умственные способности ребенка.

Повышению двигательной активности способствует использование тренажеров в дошкольном возрасте. Занятия на тренажерах интересны и доступны детям старшего дошкольного возраста. Современные тренажеры малогабаритны, легко устанавливаются, эстетичны и гигиеничны. Они регулируются, что позволяет использовать их в работе с детьми разной физической подготовки.

Упражнения на тренажерах совершенствуют координацию движений, укрепляют суставный аппарат, улучшается гибкость позвоночника, развивается грудная клетка, совершенствуется осанка. Работа инструкторов по использованию тренажеров включают разнообразные упражнения: висы, лазание по канату, гимнастической стенке, скалодроме, веревочной лесенке, упражнения на дисках, спортивных комплексах. Работа проводится по подгруппам, дети занимаются без обуви, в носках, на скалодроме дети занимаются босиком.

Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами страховки. Тренажеры могут быть использованы на занятиях физической культурой и в самостоятельной двигательной деятельности детей с учетом уровня их физической подготовки и индивидуальных возможностей. С простейшими тренажерами можно заниматься детям с 3 лет. С детьми 5-7 лет НОД по физической культуре целесообразно проводить с использованием тренажеров как простейших, так и сложного устройства . Дети в этом возрасте способны анализировать свои действия, контролировать свое самочувствие, проявляют свои физические возможности - силу, ловкость, выносливость.

Начиная упражнения на тренажерах, следует постепенно переходить от самых простых упражнений к более сложным упражнениям.

С простейшими тренажерами мы работаем постоянно, они удобны в использовании, не занимают много места, их можно переносить. К тренажерам простейшего типа относятся:

· Детские гантели, гири.

· Малый мяч – массажер.

· Большой мяч – массажер.

· Гимнастические мячи и мн. др.

Тренажёры сложного устройства имеют привлекательный вид, тем самым, побуждая детей к двигательной активности, что создаёт предпосылки для более разнообразной двигательной деятельности; вносят элементы новизны в образовательный процесс, удовлетворяют потребность детей в движении.

Читайте также: