Зачем нужно школьное радио

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Школьное радио, как метод формирования полноценной и всесторонне развитой личности.

Современная жизнь требует умений правильно и красиво говорить. У ведущих радиоузла появится шанс развивать дар красноречия. Возможности школьного радиовещания безграничны. К тому же ко всему новому, увлекательному дети всегда проявляют огромный интерес.

Силами учеников можно организовать кружок юных журналистов.

Постоянные ведущие –ученики. Выступить по радио может каждый желающий.

Главное в этом деле начать, а потом, не бросить. Сделав, в начале одну-две передачи, в дальнейшем определитесь с тем, что надо детям и не стоит заранее планировать многое и очень жестко. Мое мнение - надо создавать среду, в которой ребенку будет легко и приятно работать, а потом уже планировать передачи и прочее. Дело в том, что музыкальные вкусы и пристрастия, круг интересов у детей разного возраста разительно отличаются, к слову, и с вашими вкусами. Для педагога, конечно, это не секрет.

Школьное радио открывает несметные возможности, причем в разных областях. Планируется сетка вещания, куда будут входить такие рубрики:

• Музыка нас связала…

• Олимпиады и их победители

Так что, безусловно, школьное радио это хорошо и интересно, как и мысли о школьной газетной редакции.

Это самая оперативная и многогранная форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы, города, страны. Позволяет разнообразить обыденный учебный день в школе интересными и полезными радио рубриками и, тем самым, снизить эмоциональную и психологическую нагрузку. Через средства радиосвязи можно успешно распространять информацию о культурно-массовых мероприятиях, направленных на нравственное развитие школьника. Можно вести постоянный диалог учителя и ученика в рамках дружеских встреч в рубриках радиоканала. Кроме того, позволяет ускорить процесс всеобщего оповещения учащихся и учителей о чрезвычайной ситуации. Зачем ещё нужно в школе радио?

Депутаты ЗСНО собрали автомобиль с гуманитарной помощью для эвакуированных воспитанников Детского социального центра Донецка

Дети, прибывшие с Донбасса в Нижегородскую область, распределены по классам и обеспечены местами в детсадах



Введение

История радио

Современное радиовещание.

В 1906 году канадец Реджинальд Фессенден осуществил первую трансляцию радиопрограммы, в которой лично играл на скрипке и прочел небольшой текст из Библии. С того времени голосовое радиовещание стало развиваться с каждым годом все больше и больше. Появлялись новые развлекательные радиопередачи, вещание производилось на широкую аудиторию.

В 1918 году Эдвин Армстронг представил супергетеродин, способствующий улучшению чувствительности радиоприемных устройств в широком диапазоне частот. Спустя более 15 лет тот же американский ученый запатентовал FM-радио, которое использует частотную модуляцию, позволяющую уменьшить помехи в эфире.

В самом начале 80-х годов XX столетия начали проводиться работы в сфере создания цифрового радиовещания, что сделало очередной переворот в истории радио.

Сегодня радио остается одним из наиболее распространенных средств вещания, несмотря на развитие телевизионных технологий, компьютерной техники.

Суть радиовещания

Как вы могли заметить из предыдущего раздела, создавать статику невероятно легко. Однако все радиостанции сегодня используют непрерывные волны синуса для передачи информации (аудио, видео, различные данные). Причина, по которой мы используемые непрерывные волны синуса сегодня — наличие множества различных устройств и людей, которые в то же время хотят использовать радиоволны. Если бы у вас был какой-либо способ видеть их, то вы нашли бы, что есть буквально тысячи различных радиоволн (в форме волн синуса) вокруг вас прямо сейчас — телепередачи, радиопередачи AM и FM, полицейские и пожарные радио, спутниковые телевизионные передачи, разговоры сотовых телефонов, GPS-сигналы и так далее. Также удивительно, как много применений существует для радиоволн сегодня. Каждый отличающийся радиосигнал использует различную частоту волны синуса, и именно так они все разделены.

Передача происходит следующим образом: на передающей стороне формируется сигнал с требуемыми характеристиками (частота и амплитуда сигнала). Далее передаваемый сигнал модулирует более высокочастотное колебание (несущее). Полученный модулированный сигнал излучается антенной в пространство. На приёмной стороне радиоволны наводят модулированный сигнал в антенне, после чего он демодулируется (детектируется) и фильтруется ФНЧ (избавляясь тем самым от высокочастотной составляющей — несущей). Таким образом, происходит извлечение полезного сигнала. Получаемый сигнал может несколько отличаться от передаваемого передатчиком (искажения вследствие помех и наводок).

В наше время в России открыто более 60 FM и интернет радиостанции. Однако, в нашей стране приходится довольно редко сталкиваться с таким понятием, как школьное радио. Сейчас многие школы лишены тех благ, которые оно даёт. Кроме того, многие ученики лишены возможности познакомиться с новой для них профессией, но некоторые из них имеют такую возможность.

Личный опыт


Некоторые школы Москвы сохранили подобную традицию в своих стенах. К сожалению, всё ещё многие учебные заведения не имеют школьной радиорубки и не могут пользоваться теми привилегиями, которые даёт школьное вещание.

Проблема

В настоящее время, несмотря на прогрессирующие информационные технологии, существует проблема с передачей информации между разными слоями школы(?). Как донести до работников школы и учеников большой поток информации? Как позвать учителей на срочное совещание или собрать учеников на экстренное заседание школьного самоуправления? Как сообщить учащимся о найденной вещи, предупредить о готовящемся мероприятии? Качество решения организационных и информационных проблем зависит от качества связи в школе. А как решить проблему напряжённой обстановки на переменах?

Актуальность

Исходя из вышесказанного, можно обозначить актуальность проекта: динамичная жизнь школы, желание учащихся быть в курсе событий, ставят перед фактом необходимость создания школьного радио. Школьное радио служит доступным и очень эффективным способом передачи информации, который способен охватить большую аудиторию, что значительно упростит информирование учеников, учителей и других сотрудников учебного заведения. Оно поможет объединить творческих учеников школы и познакомить их с новой профессией, а также радио станет способом разукрасить повседневную школьную жизнь учеников.

Цель проекта

Обеспечить снабжение информацией всех уровней учеников и сотрудников школы и разнообразить повседневную жизнь Гимназии. Обеспечить знакомство учеников с новой профессией радиоведущего.

Задачи проекта

1) Организовать регулярный выпуск школьных и других актуальных новостей, а также распространять информацию о культурно-досуговых мероприятиях, тем самым ускорить процесс оповещения учащихся о школьных событиях.

2) Организовать выпуск поздравительных радиоэфиров для поздравления учеников и учителей Г(?)имназии с праздниками.

4)Вести постоянный диалог учителя и ученика в рамках дружеских встреч в рубриках радиоэфиров.

5) Организовать работу учебного центра: обучение гимназистов работе на аудиоаппаратуре, сортировке и подачи информации, предполагается работа над дикцией учащихся, новостной подачей, практические занятия по повышению и развитию навыков радиоведущего.

Решение проблемы - создание школьного радио

Динамичная школьная жизнь, активная жизненная позиция многих учеников, а также желание быть в курсе последних новостей, потребность рассказать о себе ставят перед фактом необходимость создания школьного радио. Но зачем оно нужно?

Школьное радио способно решить множество проблем, в том числе и проблема распространения информации и информирования, которая так резко встала в школе.

Средства массовой коммуникации способны достаточно малыми средствами и в короткий срок передавать большой объём информации. Будь то экстренный педсовет или ученическое собрание. Также, по средствам школьного радио, можно информировать сразу всех учеников, находящихся в школе, о проведении того или иного мероприятия в школе намного эффективнее, чем обходить каждый отдельный класс или распространять новость в школьных интернет ресурсах. Специфика этого проекта требует непосредственное участие детей в процессе обработки и передачи информации. В связи с этим возникает необходимость в создании детской учебной радиостудии, поскольку ребята перед эфиром должны уметь обрабатывать информацию, а также правильно говорить и работать с оборудованием. Это решает ещё одну проблему – организация досуга учеников. К тому же, школьники в процессе работы на радио знакомятся с новой профессией.


Функции школьного радио

  1. Обеспечить сбор и распространение информации по школе, а также обеспечить информирование учеников и сотрудников Гимназии необходимой информацией.
  2. Выпуск тематических радиопередач, приуроченных к определенному событию (День памяти А.С. Пушкина, День Защитника Отечества и тд.)
  3. Обеспечить благоприятную обстановку для рабочей и учебной деятельности в стенах школы.
  4. Познакомить учащихся с новой профессией (радиоведущий, звукорежиссёр, радиожурналист)
  5. Обеспечить диалог между учителем и учеником посредствам радио.

Ожидаемые результаты

1) Развитие единой информационной и новостной системы в школе

2) Развитие ученического самоуправление через целенаправленную работу школьного радио

3) Развитие у радиоведущих креативного мышления и речевой культуры

4) Создание благоприятной для работы атмосфере в стенах школы.

5) Подготовка учащихся к выбору профессии.

Целевая аудитория - персонал школы, ученики, родители, администрация.

План создания

1) Обговорить с администрацией школы возможность создания данного проекта с финансовой и практической точки зрения.

2) Провести консультацию со специалистом в области радиожурналистики для точного расчёта необходимой аппаратуры, а также для составления программы обучения.

3) Рассчитать стоимость проекта. По предварительному расчёту потребуется 35-40 тысяч рублей. Потребуются: микшерный пульт (возможно использование школьного), конденсаторный микрофон, пантограф, pop-фильтр, шнур XLR-XLR(мама/папа), аудиокарта внешняя, стерео-шнур RCA-RCA (папа/папа), стерео-шнур RCA-Jack 3.5 (папа/папа), наушники головные, переходник Jack 3.5-Jack 6.3, компьютер (возможно школьный), система трансляции эфиров по школе. Предполагается примерно 35-40 тысяч.

4) Назначить ответственного за школьный радиоузел.

5) Начать агитационную работу о скором открытии школьного радио. Провести презентацию будущего радио по школе, заинтересовать учеников.

6) Начать поиск спонсоров (администрация, министерство культуры, министерство образования).

7) Набрать необходимое количество учащихся в штат радиоузла для дальнейшей работы с ними.

8) Провести опрос с целью выявить музыкальные предпочтения слушателей.

9) Установить на компьютер программу радиовещания RadioBoss, подобрать плейлист, учитывая результаты опроса.

10) Начать работу над составлением программы эфиров, сетки вещания и продолжить работу с плейлистом.

11) Разработать учебную программу, состоящую из трёх основных разделов: основы радиожурналистики, основы дикторского мастерства и новостной подачи, знакомство и обучение работы на необходимом радиооборудовании, а также начать работу над радиопрограммами. Обучение планируется проводить в форме теоретических и практических занятий. Акцент делается больше на практической части, которая позволяет проверить и закрепить пройденный теоретический материал, а также совершенствовать навыки радиоведущего.

12) Начать подготовку радиорубки к использованию по назначению. Монтаж технического оснащения радиорубки.

13) Начать обучение школьников радиожурналистике, дикторскому мастерству.

14) Закупить необходимое оборудование.

15) Найти специалиста и начать монтаж аудиоаппаратуры в школе (монтаж акустической системы)

16) Проверить работу всей системы, выявить и устранить дефекты.

17) Начать практические занятия на аудиооборудовании, осуществлять пробные записи эфиров, провести пробные радиоэфиры.

18) Начать полноценную работу радиоузла.

Опрос

В связи с возможностью создания проекта в своей школе был проведён опрос учащихся. Всего было опрошено 369 человек.

Руководствуясь полученными данными была составлена приблизительная программа эфиров:

Заключение

Школьное радио действительно востребовано во всех школах. Оно позволяет значительно упростить систему информирования учеников и сотрудников, разнообразить жизнь школы, досуг учителей и учащихся. Также, учебная радиостудия способна помочь ребятам с выбором будущей профессии. Но проект школьного радио может объединить в себе несколько школ, школы района или даже округа, если не останавливаться на вещании только в пределах школы. Современные технологии позволят с имеющимся оборудованием вещать в интернет на собственный радиоканал совершенно бесплатно. Таким образом, во внеурочное время можно не только заниматься в учебной радиостудии с детьми из других школ, но и проводить эфиры на более широкую аудиторию с участием как наших Гимназистов, так и других школьников. Это позволит наладить связь между школами района или округа, взаимосвязь учеников и преподавателей разных школ, улучшить обмен опытом. Следовательно, создание школьного радиоузла проект не только школьного масштаба, но и районного или окружного, к тому же, не дорогого, который может позволить любая школа.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Школьная радиостудия


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Актуальным сейчас является внедрение информационных технологий. Информация окружает нас повсеместно, но часто ли она полезна и значима для нас? Динамичная школьная жизнь, желание учеников быть в курсе последних школьных новостей, необходимость знать обо всех достижениях друзей, одноклассников и просто школьных знакомых, потребность рассказать о себе, своих успехах ставят перед фактом создания школьной радиостудии. Главный и безусловный аргумент в поддержку радиоузла - его универсальность. Школьное радио - это своя радиогазета, свой радиожурнал, свой радиотеатр, свой радиокружок и центр по увлечениям. Его предназначение - развитие и улучшение образовательного процесса за счет интерактивного вовлечения учащихся в совместную работу живого организма под названием радиостанция. Школьное радио – это доступный и очень эффективный способ передачи информации, который способен охватить большую аудиторию, что значительно упростит информирование учеников, учителей и других сотрудников школы о событиях и фактах из жизни школы, города, страны. Оно поможет объединить творческих учеников и познакомить их с новой профессией, а также радио станет способом разукрасить повседневную школьную жизнь.

Цель проекта. Создание школьного радио для информирования всех учеников и сотрудников школы, обеспечение повышения качества учебно-воспитательного процесса, привлечение учащихся школы к активной общественной работе в роли радиожурналиста и радиоведущего для освещения событий, происходящих в школе и обществе, развитие творческих и личных качеств учащихся, разнообразить повседневную школьную жизнь.

Задачи проекта.

Изучить опыт создания школьного радио в других школах.

Провести опрос учащихся о необходимости создания школьного радио.

Определить необходимое трансляционное оборудование для создания радиовещания в школе.

Определить структуру и разработать схему работы школьного радиоцентра.

Составить примерную программу радиопередач.

Привлечь к работе на школьном радио учителей и учащихся.

Показать полезность выполненного проекта и доказать его важность для школы.

Методы исследования

1. Анализ литературы и источников в сети Интернет

3. Консультации с учителями.

Ожидаемые результаты:

Оборудовать школьную радиостудию

Вливание школьного радио в повседневную работу школы.

Использование школьного радио в образовательных и воспитательных целях.

Развитие ученического самоуправления через работу школьного радио.

АНАЛИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ШКОЛЬНОГО РАДИО В ШКОЛАХ РОССИИ

Для реализации проекта, нужно обладать информацией по теме. Изучая информацию о школьном радио, я поняла, что, в нашей стране приходится не часто сталкиваться с таким понятием, как школьное радио. Многие школьники предлагают такие проекты, но они не всегда реализовываются. Это зависит от разных причин: финансовых, технических и других. В нашей школе тоже когда-то был радиоузел.

Проект долгосрочный и предполагает выпуск радиопередач по самым различным направлениям: спортивно-оздоровительное, гуманитарное, художественно- эстетическое, патриотическое.

Первым этапом при создании школьного радио во всех школах является проведение опроса среди учащихся. Результаты опроса представлены в следующем разделе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ № 11

Также в анкете был вопрос о названии школьного радио. Ребята предложили разнообразные варианты. Но я считаю, что стоит устроить конкурс на лучшее название для школьного радио среди классов.

ОБЗОР НЕОБХОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОЙ РАДИОСТУДИИ

По проектам многих школ в них предусмотрено помещение для радиоузла с типовым оборудованием, с линиями, идущими от радиоузла в классы, кабинеты, актовый зал. Однако реальность не всегда совпадает с проектом.

После выбора помещения необходимо оснащение техническими средствами, как самого радиоузла, так и других помещений, классов школы, где будет вестись трансляция. Комплект оборудования школьного радио настолько прост в обращении, что научиться работать с ним могут даже ученики начальных классов. Все, что нужно для создания радиостудии - один персональный компьютер. В действительности, технологии сегодняшнего дня предполагают, что нужно лишь хорошо знать компьютер, остальное, как говорится, дело техники.

Фото 1 Примерный комплект для школьной радиостудии

Закупка и монтаж оборудования - это лишь половина дела. Для полноценной организованной работы школьной радиостанции возможно использование интегрирующей платформы и специального программного обеспечения, которое посредством интернет-протокола соединяется с сервером PlayTuner - мультимедийной платформой, которая одновременно и библиотека всего создаваемого радиоконтента, и интернет-площадка для его распространения. Это значит, что школьное радио может транслироваться не только из аппаратной комнаты на школьные динамики. Его можно слушать и удаленно - через мобильный телефон, все, что нужно, - установить специальное приложение для Android или iOs.

Таким образом, школьное радио может не иметь границ. Благодаря интернет-платформе его могут слушать не только учащиеся, но и их друзья по двору, дальние родственники, соседи и жители родного района, а это выход в публичное информационное пространство, тысячи новых слушателей. Для юных работников радиостанции - повышение самооценки и процесса социализации. Для педагогов - еще одна возможность привить детям понятие гражданской ответственности за свой труд, повысить уровень коллективизации учебного заведения. Для администрации - возможность создания единой информационной среды между разнонаправленными учебными заведениями, усиление программ дистанционного обучения.

СТРУКТУРА И ПЛАН РАБОТЫ РАДИОСТУДИИ

Работа школьного радиоузла должна быть организована исходя из традиций, возможностей, условий работы школы.

Рис. 1 Структура школьной радиостудии

Возможен и другой вариант: выпуски передач готовит дежурный класс, а также представители различных школьных объединений, кружков, клубов в соответствии с заранее определенным планом.

Главный редактор – организует работу редакции радиоузла, следит за выполнением плана и поручений членами редакции, отвечает за содержание передач, накапливает материалы для редакционного портфеля, ведет работу с корреспондентами.

Редакции – несут ответственность за подготовку рубрик или отдельных выпусков,

Секретари - накапливают материалы для последующих передач, ведут работу с корреспондентами.

Корреспондент – готовит материалы для передач, накапливает интересную информацию.

Техническая служба – готовит оборудование, звукозаписи и обеспечивает качественное звучание передач.

Было проведено тестирование имеющихся радиовещателей и 7 марта 2021 года прозвучало поздравление коллектива Школы № 11 г.о Балашиха с наступающим международным женским днем.

Школьное радио действительно востребовано во многих школах. Проведенный опрос показал, что и в нашей школе большинство опрошенных считают, что школьное радио необходимо и готовы сами участвовать в реализации этого проекта. Школьное радио позволяет значительно упростить систему информирования учеников и сотрудников, разнообразить жизнь школы, досуг учителей и учащихся. Также, учебная радиостудия способна помочь ребятам с выбором будущей профессии.

В качестве радиосети возможно использование существующих трансляторов в школе. Современные технологии позволят с имеющимся оборудованием вещать в интернет на собственный радиоканал совершенно бесплатно. Таким образом, во внеурочное время можно не только заниматься в учебной радиостудии, но и проводить эфиры на более широкую аудиторию с участием школьников. Следовательно, создание школьного радиоузла проект не только школьного масштаба, но и районного или окружного.

Изучение опыта создания школьного радио в других школах позволило определить необходимую структуру радиостудии и примерный план работы. Появление школьной радиостанции активизирует школьную жизнь.

Школьное радио должно работать в тесном сотрудничестве со школьным сайтом, тогда самые интересные материалы будут своевременно размещаться в Сети.

Умелое применение школьного радио способно умножить усилия всего педагогического состава, создать творческую среду в классах, поддержать конкретный проект и улучшить общее администрирование школой. А уж если в образовательном учреждении развивается ученическое самоуправление, то наилучшей информационной площадки, чем школьное радио, и не придумать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Введенская Л. А. Что ни звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи. М., 1996.

Организация школьного радиовещания: Сборник методических рекомендаций /Сост. . –2-е изд. - Витебск: ООВР, 2006г.

Читайте также: