Зачем нужна математика в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Часто говорят, что цифры управляют миром;

по крайней мере нет сомнений в том,

Кроме того, математика играет огромную роль в умственном воспитании детей, в развитии мышления и интеллекта, что очень важно для социальной успешности и профессиональной востребованности в будущем. Современные федеральные государственные образовательные стандарты и уровень информации требуют больше внимания уделять интеллектуальному развитию ребенка. В дошкольном возрасте мышление ребенка входит в новую фазу развития, происходит увеличение круга представления детей и расширение умственного кругозора, идет перестройка самой умственной деятельности. На протяжении многих лет становления и развития системы дошкольного образования психологи и педагоги стремятся найти такие подходы к проблеме воспитания и обучения детей, которые способствовали бы развитию личности и удовлетворяли общество в целом. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду. Формирование начальных знаний и умений в дошкольном возрасте должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие можно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей.

Математика должна занимать особое место в интеллектуальном развитии детей. Должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми математических понятий, таких как множество, счет, измерения, сравнения, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.

Д. Клементс назвал четыре причины, по которым математика должна преподаваться дошкольникам:

В дошкольное образование уже включены дисциплины, в которых рудиментарно присутствует математика. Дополнительное образование может сделать эти предметы более понятными для детей.

Многие дошкольники, особенно те, которые принадлежат семьям с небольшими доходами и национальным меньшинствам, час- то впоследствии плохо успевают по математике. Этот потенциальный недостаток можно в значительной степени устранить, преподавая больше математики детям дошкольно- го возраста.

У дошкольников уже есть определенные представления о счете и геометрических фигурах. Дети используют математические идеи в своей повседневной жизни и обретают на удивление сложные математические знания. Дошкольное образование должно их развивать.

Последние исследования мозга показали, что мозг дошкольников быстро развивается, что структура и организация детского мозга меняются по мере развития ребенка и что мозг развивается тем быстрее, чем сложнее задачи, которые ребенок решает, а не чем больше он заучивает.

цифры математики

Поскольку человеческий мозг во всем ищет образы, дошкольник обладает внутренней мотивацией к изучению геометрических фигур, произведению измерений, получению представлений о числах и о том, какой в них зало- жен смысл. Занятия дошкольников математикой необходимо, в связи с этим, строить так, чтобы врожденное чувство числа и распознавание образов применялись детьми не интуитивно, а осознанно. Учитель не должен исходить из того, что дети и взрослые одинаково воспринимают ситуации, задачи или решения. Клементс пишет о том, как один исследователь попросил ребенка сосчитать шесть камушков. После этого исследователь закрыл посчитанные камушки, добавил еще и спросил, сколько теперь всего камушков. Ребенок ответил, что на столе всего один камушек. Когда же исследователь возразил и сказал, что есть еще шесть скрытых камушков, ребенок смело заявил, что он их не видел. Для ребенка число существует настолько, насколько существуют предметы для счета.

дети и занятия

Учителя дошкольного образования должны понимать, как думает ребенок. Маленькие дети не могут рассматривать мир как состоящий из отдельных сфер. Они пытаются все соединить, и впервые сталкиваются с математикой, играя. И неважно, что они при этом делают — считают или рисуют геометрический орнамент.

Ментальные числа у детей

движение колес

Разработка теста на проверку знания чисел является непростым делом. Эту проблему изучали Шарон Гриффин и Робби Кейс. С 90-х годов прошлого столетия они отрабатывают различные методы оценки, пользуясь данными своих исследований и стремясь к тому, чтобы тесты отражали способности, которыми обладает большинство детей в возрасте 4, 6, 8 и 10 лет.

С помощью такого теста учитель может определить, как развивается чувство числа у конкретного ребенка. В зависимости от результатов теста учитель может предлагать различные виды деятельности для развития чувства числа у детей одинакового возраста с разными уровнями компетенции. В таблице 4.1 показан последний вариант такого тес- та для детей четырех лет от роду, воспроизведенный здесь с разрешения автора. Тесты для других возрастных категорий представлены статьях тесты.

дети решают задачи

Социо-эмоциональное развитие детей младших возрастов сказывается на усвоении практически любого материала, который изучает ребенок, включая развитие математической компетенции. Нет ничего удивительного в том, что по результатам современных исследований инициативные, но прилежные дошкольники, независимо от пола, показывали результаты по математике лучше, чем те дети, у которых были проблемы с социальным и эмоциональным развитием. Более того, дети, внеучебные проблемы которых удавалось решить, начинали лучше успевать по математике, чем те дети, проблемами которых никто не занимался.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Математические способности оказывают прямое влияние на умственное развитие дошкольника.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Какие способности в дошкольном возрасте относятся к математическим

Многие родители думают, что заниматься развитием математических способностей детей в дошкольном возрасте еще рано. И подразумевают под этим понятием некие специальные способности, позволяющие детям оперировать большими числами, или увлеченность формулами и алгоритмами.

Цифры

Другая крайность – считать ребенка способным к математике, если он рано научился считать и даже отвечать на вопросы, сколько будет 2+3…

В первом случае способности путают с природной одаренностью, а в другом – радующий результат может не иметь никакого отношения к математике. Возможно, ребенку пришелся по душе ритм счета или запомнились образы цифр в арифметическом примере.

Чтобы развеять подобное заблуждение, важно прояснить, какие способности называют математическими.

Математические способности – это особенности протекания мыслительного процесса с выраженностью анализа и синтеза, быстрого абстрагирования и обобщения применительно к математическому материалу.

Мышление дошкольника опирается на эти же мыслительные операции. Развиваются они у всех деток с различной эффективностью. Стимулировать их развитие можно и нужно. Это вовсе не означает, что у ребенка пробудится математическая одаренность, и он вырастет настоящим математиком. Но, если развивать умения анализировать, выделять признаки, обобщать, выстраивать логическую цепочку мыслей, то это будет способствовать развитию математических способностей дошкольника и более общих – интеллектуальных.

Элементарные математические представления дошкольников

Итак, способности к математике выходят далеко за рамки арифметики и развиваются на основе мыслительных операций. Но, как слово является основой речи, так и в математике существуют элементарные представления, без которых говорить о развитии бессмысленно.

Малышей необходимо обучать счету, знакомить с количественными соотношениями, расширять познания геометрических фигур. К концу дошкольного возраста ребенок должен иметь базовые математические представления:

Среди базовых умений есть совершенно простые, которые доступны уже в 3-4 года, но есть и такие (9-12 пункты), которые используют простейший анализ, сравнение, обобщение. Им предстоит сформироваться в процессе игровых занятий в старшем дошкольном возрасте.

Перечень элементарных представлений можно использовать для выявления математических способностей дошкольников. Предложив ребенку выполнить задание, соответствующее каждому пункту, определяют, какие умения уже сформированы, а над какими нужно поработать.

Развиваем математические способности ребенка в игре

Выполнение заданий с математическим уклоном особенно полезно для детей, так как развивает интеллектуальные способности. Ценность состоит не только в накапливании математических представлений и навыков, но и в том, что происходит общее умственное развитие дошкольника.

В практической психологии выделяют три категории игровых занятий, направленных на развитие отдельных компонентов математических способностей.

  1. Упражнения на определение свойств предметов, выявление объектов по обозначенному признаку (аналитико-синтетические способности).
  2. Игры на сопоставление различных свойств, выявление существенных признаков, абстрагирование от второстепенных, обобщение.
  3. Игры на развитие логических умозаключений на основе мыслительных операций.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста должно осуществляться исключительно в игровой форме.

Упражнения на развитие анализа и синтеза

1.По-порядку становись! Игра на упорядочение объектов по размеру. Подготовить 10 одноцветных полосок из картона одинаковой ширины и различной длины и разложить их хаотично перед дошкольником.

2.Сложи квадрат. Подготовьте два набора треугольников. 1-ый — один большой треугольник и два маленьких; 2-ой – 4 одинаковых маленьких. Предложите ребенку сначала сложить квадрат из трех деталей, затем из четырех.

Квадрат

Если дошкольник на составление второго квадрата затрачивает меньше времени, значит, пришло понимание. Способные дети справляются с каждым из этих заданий менее чем за 20 секунд.

Упражнения на абстрагирование и обобщение

1.Четвертый лишний. Понадобится набор карточек, на которых изображены четыре предмета. На каждой карточке три объекта должны быть связаны между собой существенным признаком.

Исключить лишнее изображение

Такие упражнения стоит начинать с простых групп объектов и постепенно усложнять. Например, карточку с изображением стола, стула, чайника и дивана – можно применять в занятиях с 4-летними детьми, а наборы с геометрическими фигурами предлагать старшим дошкольникам.

2.Построй заборчик. Необходимо подготовить не менее 20 полосок равной длины и ширины или счетные палочки двух цветов. Для примера: синего цвета – С, и красного – К.

В случае затруднения обращать внимание ребенка на ритм чередования цветов. Упражнение можно выполнять несколько раз с различным ритмом узора.

Логико-математические игры

1.Мы едем-едем-едем. Необходимо подобрать 10-12 прямоугольных картинок с изображением хорошо знакомых ребенку предметов. Играет ребенок в паре с взрослым.

Начинать выполнять задания необходимо с цветовых оттенков коврика. Далее предлагать карточки с простыми узорами ковриков, и по мере развития навыков логического выбора, усложнять задания по образцу теста Равена.

Почини коврик

Рекомендации родителям по развитию математических способностей ребенка

Зачастую родители-гуманитарии склонны игнорировать вопрос развития математических способностей у своих детей, и это ошибочный подход. В дошкольном возрасте данные способности применяются ребенком для познания окружающего мира.

Математические упражнения

Дошкольник нуждается в стимулировании математического подхода, чтобы уяснить закономерности, причинно-следственный и логичный уклад реальной жизни.

С раннего детства следует окружать ребенка развивающими игрушками, требующими элементарного анализа и поиска закономерных связей. Это различные пирамидки, мозаики, игрушки-вкладыши, наборы кубиков и других геометрических тел, конструкторы LEGO.

По достижении трехлетнего возраста необходимо дополнить познавательную деятельность ребенка игровыми занятиями, стимулирующими формирование математических способностей. При этом следует учитывать несколько важных моментов:

  • Развивающие игры должны быть непродолжительными. Дошкольники с соответствующими задатками проявляют любопытство к подобным играм, следовательно, они должны длиться столько, сколько присутствует интерес. Других детей нужно умело завлекать выполнением задания.
  • Игры аналитико-логического характера нужно проводить с применением наглядного материала – картинок, игрушек, геометрических фигур.
  • Стимульный материал для игры несложно подготовить самостоятельно, ориентируясь на примеры данной статьи.

Ученые обосновали, что применение геометрического материала наиболее эффективно в развитии математических способностей. Восприятие фигур опирается на сенсорные способности, которые формируются у ребенка ранее других общих и специальных талантов, позволяя малышу улавливать связи и отношения между объектами или их деталями.

Развивающие логико-математические игры и упражнения способствуют формированию самостоятельности мышления дошкольника, его умению выделять главное в значительном объеме информации. А это и есть качества, которые необходимы для успешного обучения.


У некоторых людей вызывает недоумение тот факт, что в программе Русской Классической Школы для дошкольников нет математики. Действительно, в современном мире детей начинают учить этому предмету если не с пелёнок, то лет с трёх-то уж точно. О причинах такой разницы систем подготовки к школе уже говорилось: программа РКШ по арифметике построена таким образом, что это подготовительное звено просто не требуется. Дети прекрасно осваивают данный предмет с его изучения в первом классе без всяких дополнительных подготовок. Поэтому время, которое обычно тратится на занятия математикой на различных курсах, можно было бы использовать с большей пользой для ребёнка. Ну и для родителей тоже.

 пальчиках

Что нужно дошкольнику

Сразу оговорюсь, что бывают необычные дети, гениальные, в общем — дети, чьё развитие не подчиняется тем или иным закономерностям возрастной психологии. Речь пойдёт не о них, а о самых обыкновенных среднестатистических малышах, которых большинство и к которым данные закономерности применимы. Что, впрочем, совсем не мешает каждому из них быть при этом уникальным и неповторимым ребёнком.

Из психологии нам известно, что ведущая деятельность дошкольного детства — игра. А ведущая деятельность — это такие действия, заниматься которыми в данном возрасте не только очень приятно (все мы знаем, как дети любят играть), но и максимально полезно. Дело в том, что занимаясь именно этой ведущей для своего возраста деятельностью, ребёнок лучше всего познаёт мир, самого себя и развивает в себе те качества личности, которые важны для его дальнейшей жизни и которые как раз-таки лучше всего формируются именно в данном возрасте и в данных занятиях. Если говорить проще, то это та деятельность, в которой максимально сконцентрировано развитие детей.

Ребёнок может много чем заниматься, но развивающие возможности разных видов деятельности различны. Например, в младенческом возрасте ведущая деятельность — эмоциональное общение с матерью. Если этого общения мало, то ребёнок будет отставать в речевом, эмоциональном и физическом развитии, даже если мать потратит много времени и сил на изготовление и развешивание вокруг его кроватки различных карточек. С года до трёх идёт активное действие с предметами, в ходе которого происходит познание мира, развитие возможностей своего тела и освоение языка. Если лишить ребёнка этого возраста речевого общения и возможности активно передвигаться в пространстве и действовать с предметами, исследовать мир всеми органами чувств, то результатом будет задержка психомоторного, речевого и интеллектуального развития. Для дошкольного возраста такой деятельностью становится любая игра — свободная ролевая, с игрушками, подвижная, настольная.

Задача дошкольного детства состоит прежде всего в формировании личностных качеств, в частности умения произвольно организовывать свои действия в соответствии с целью. Для этого нужно подчинить одни желания и стремления другим, более важным в данный момент. Это умение потребуется ребёнку не только в будущей учёбе, но и во всей дальнейшей жизни, ведь без него невозможно выполнить ни одного серьёзного дела. Конечно, человек развивает и совершенствует эту способность в течение всей жизни, сталкиваясь со сложными задачами и серьёзными препятствиями на пути к целям. Но закладывается и тренируется она именно в игре, потому что это переходный вид деятельности: с одной стороны, там нужно достигать каких-то целей, соблюдать некие правила, тормозить свои спонтанные побуждения, а с другой стороны, это не очень сложно, потому что интересно. Сильный игровой мотив увлекает ребёнка и компенсирует недостаток волевых качеств, поэтому прикладывать данные усилия гораздо легче, чем, скажем, в учёбе или работе. С этой точки зрения час игры в прятки или, скажем, в дочки-матери, даёт дошкольнику больше, чем час усиленного штудирования таблицы умножения.

 дети

Подведём итог: ребёнку дошкольного возраста необходимо много играть. Чем больше, тем лучше. Со взрослыми, с другими детьми и даже в одиночку с игрушками. Здесь я не имею в виду компьютерные игры — у них своя специфика, для развивающейся личности более разрушительная, нежели созидательная.

Второй момент, который важен для развития детей, — это собственно погружённость в реальную жизнь, участие в ней. Для дошкольников это различные совместные со взрослыми дела — от рядового мытья посуды до шитья одежды для куклы вместе с мамой или строительства конуры для собаки на дачном участке вместе с папой. Причём тут ничего не нужно выдумывать — таких дел всегда много! Например, приготовление каких-то вкусных или, наоборот, самых простых блюд. Практически все дети обожают лепить из теста пирожки, плюшки, булочки. А какое удовольствие для девочки (да и для мальчика) помогать маме готовить суп, резать овощи! А первый раз самому сварить яйцо — это же просто волшебство! А семейная подготовка к праздникам! Есть и рутинные дела, которые, казалось бы, и делать-то никто не хочет и не любит, но и они могут быть для ребёнка привлекательными, если делать их вместе с мамой. Навести порядок в шкафу с одеждой, помыть пол, сделать уборку в комнате… Да мало ли в доме дел! И ещё, конечно, совместное чтение — великолепное средство воспитания чувств, формирования ценностей и расширения кругозора.

 готовят

 дочка

Как было бы хорошо, если бы у всех детей была возможность прожить дошкольный период, не отрываясь от семьи, в тесном общении с родителями! Но не всегда это возможно. Поэтому в наше время, когда большинство дошколят бывают дома в бодрствующем состоянии не более 2-3 часов в сутки, между детским садом и укладыванием спать, самый лучший вариант — просто прожить эти 2-3 часа с детьми. Вместе заняться домашними делами, поиграть, подготовиться к завтрашнему дню, поговорить о том о сём, почитать на ночь хорошую книгу или рассказать сказку. Для каких-то специально организованных занятий времени просто не остаётся. Да и не надо ребёнка постоянно занимать — просто пустите его в свою жизнь!

Так заниматься ли математикой?

Если ориентироваться на природу ребёнка, на его возрастные особенности, то лучшая математика для него — это математика реальной жизни, а не различные развивающие-обучающие-опережающие методики, предполагающие сидение за партами с рабочими тетрадями. Ведь стоит приглядеться повнимательнее, и можно увидеть, что вся наша жизнь пронизана математикой. Если дети не изолированы от жизни, а включены в неё вместе с нами, то они так же, как и мы, погружены и в мир математики. И задача взрослого в этот период жизни ребёнка — не найти какую-то чудо-методику, а раскрыть для него этот мир, обозначить эту математическую грань обыденной жизни и мира вокруг. Это очень интересная, творческая задача — научиться видеть математику в жизни и говорить о ней с детьми на понятном им языке.

Однако цифра сама по себе малосодержательна. Гораздо полезнее освоить натуральный счёт. Мышление дошкольника в чём-то подобно мышлению древних греков: число не существует ещё в отрыве от своего материального воплощения — оно, как и слово, не воспринимается пока как знак, оно слито воедино с чувственным опытом, является как бы свойством воспринимаемого мира. Это-то свойство и нужно постепенно обозначать, раскрывать, делать понятным для ребёнка, но не отрывать число от мира, не превращать его в выхолощенную абстракцию!

 классики

А ещё есть игры-ходилки, кубики, конструкторы, оригами, пластилин. Множество игр и творческих занятий на любой вкус, формирующих наглядно-действенные, чувственные предпосылки математического мышления! И это далеко не все примеры.

Итак, элементарные математические представления в дошкольном возрасте лучше всего усваиваются тогда, когда они становятся неотъемлемой частью интересной игры или деятельности, понятной ребёнку, значимой для него. Это усвоение не абстрактно-теоретическое, а сугубо конкретное, практическое. Осмысление происходит через проживание, а не через логическое понимание. Формирующийся таким образом математический опыт (специально называю его опытом, а не знанием, чтобы подчеркнуть его неотделимость от реальной жизни), конечно, пока несколько разрознен, не сложен в единую стройную научную систему, но это сейчас и не нужно, потому что научное мышление не свойственно данному возрасту. Никакие научные понятия дошкольник не в состоянии осмыслить настолько глубоко, как этот свой первый математический опыт. А придать ему форму стройной системы — это задача начальной школы, уже следующего этапа (в идеале, от которого реальность существующей государственной системы образования, увы, очень сильно отличается).

 кубики

 дошкольники

Читайте также: