Зачем нужен директор в школе

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила:

Максимишина Оксана Сергеевна,

города Петропавловска Северо-Казахстанской области

Роль руководителя (директора) в управлении современной школой.

Руководитель школы (директор школы) – ключевая фигура в сфере образования, определяющая успешность реализации происходящих изменений в образовании. Как считают многие специалисты в области педагогического менеджмента, директор современной школы — это эффективный руководитель, обладающий такими качествами как: компетентность; коммуникабельность; внимательное отношение к подчиненным; смелость в принятии решений; способность творчески решать проблемы.

Эффективный руководитель (директор) школы – это:

творческая личность, способная преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед школой задач, создавать и использовать инновационные управленческие технологии;

личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами;

стратег, видящий перспективу развития своей школы на несколько лет вперед;

личность, вдохновляющая своим примером педагогический коллектив.

Директор Центра исследования лидерства Института образования Лондонского университета профессор Альма Харрис полагает, что навыков и компетенций, которыми должен владеть современный руководитель (директор) школы, очень много, но самое главное, - это способность сформировать команду педагогов. Именно учитель работает с учеником напрямую, и поэтому директор должен верить в учителя, доверять его мнению и допускать, что тот может лучше него разбираться в каких-то вопросах.

В последние годы в казахстанской школе происходят значительные перемены. Происходит насыщение образовательного процесса современным учебным, технологическим оборудованием, учебными пособиями и учебными комплексами.

В образовательный процесс внедряются инновационные образовательные технологии, причем не на уровне замены отдельных деталей, а на уровне концептуальных изменений, требующие подготовки квалифицированных педагогов новой формации.

Школьники XXI века значительно отличаются по развитию от школьников века двадцатого. В этих условиях функции и роль руководителя (директора) школы существенно меняются. С одной стороны, директор школы — это эффективный менеджер, так как сегодня директору школы приходится выполнять очень много управленческих функций – распоряжение бюджетом, взаимодействие с общественностью, взаимодействие с вышестоящим руководством, и т.д. Навыки управления организацией с каждым днем становятся все более и более важными, и педагогикой директору заниматься некогда.

С другой стороны, в рамках большой свободы директор современной школы, помимо теории управления, должен разбираться и в современных образовательных парадигмах, и приоритетах, и в перспективных образовательных технологиях.

На практике же, когда у директора масса управленческих и других задач, трудно требовать, чтобы он был эффективным менеджером и эффективным инноватором в плане педтехнологий. По мнению ряда исследователей сегодня существует четыре основных типа руководителей (директоров) школ:

В большинстве своем эффективными руководителями не рождаются, а становятся. Получить знания и навыки эффективного менеджмента можно, пройдя специальное обучение. Вместе с тем, можно добиться этого и путем самообразования. Во всех случаях нужна соответствующая мотивация: личные амбиции (я не хуже других), стремление сделать карьеру (плох тот солдат, который не хочет стать генералом), школьный патриотизм (моя школа лучше), желание заработать (лучше работаешь – больше получаешь).

В современное время руководитель (директор школы) является координатором, социальным строителем, носителем всего нового, прогрессивного и демократического. Основываясь на различных принципах управления, руководитель использует в своей работе индивидуальный подход к педагогам, с учетом человекоцентрического подхода.

Одним из вариантов человекоцентристкого подхода к социально -психологическим и культурно-этическим аспектам управления является система Дейла Карнеги, изложенная им в знаменитых 10 правилах:

1.Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.

2.Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно. Прямая критика бесполезна, так как она заставляет обороняться.

3.Сначала говорите о собственных ошибках, а потом критикуйте собеседника.

4.Задавайте собеседнику вопросы вместо того, чтобы ему что-то приказать.

5.Давайте людям возможность спасти свой престиж.

6.Будьте щедры на похвалы.

7.Создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стремиться сохранить и оправдать.

9.Добивайтесь, чтобы людям приятно было делать то, что вы хотите.

10.Давайте людям возможность сохранять своё лицо.

Большаков А.С. Менеджмент. Учебное пособие. - СПб.: «Издательство "Питер", 2000. - 160 с.

Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. Под ред. Т.И.Шамовой. - М., 1991. - с. 352

Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. - М.; Белгород, 1997. - с. 286

Кустобаева Е. Управленческая культура директора: адекватная самооценка. Народное образование. - 2002. - № 1.

Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого.- М., 1998. - с. 452

Управление современной школой: Пособие для директора школы. Под ред. М. М. Поташника. - М., 1992. - с. 298

Несколько российских учителей (все – на условиях анонимности) рассказали Педсовету, зачем, по их мнению, школе директор.


Директор – это щит

Римма Николаевна: «Я за свою долгую педагогическую деятельность близко контактировала с тремя школьными директорами. С первым – совсем недолго, только придя работать в школу после института. И тогда я его очень боялась. Он был суровым мужчиной, всегда предельно серьезным, говорил густым таким басом. На педсоветах я забивалась на последний ряд, чтобы не попадаться ему на глаза. А когда узнавала, что он меня вызывает в свой кабинет, чувствовала, что у меня ноги трясутся. Про то, чем он занимался в школе и зачем там был нужен, я не задумывалась и сейчас ответить не могу.

Спустя три года я ушла в другую школу, в которой и работаю до сих пор. С директором тогда мне повезло. Она сама учитель, школой руководила много лет. Помимо того, что прекрасно разбиралась во всех учебных вопросах, еще служила для нас, учителей, щитом, который защищал нас, насколько мог, от всего, что мешало работать: от контрольно-надзорных органов, от идиотских инициатив всяких управ, префектур и т.д., от неадекватных родителей. Она всегда принимала удар на себя, стараясь создать нам спокойную обстановку для работы. При этом она и сама по себе человек хороший. Можно было прийти к ней за советом в сложной ситуации, даже помощи попросить. Она для школа была ангелом-хранителем. Ее уважали и любили учителя и дети. Кстати, дверь в ее кабинет закрывалась крайне редко, только тогда, когда в кабинете происходил какой-то приватный разговор. Обычно же дверь нараспашку и любой мог зайти с вопросом, криком души, просьбой. В любой момент. И она всегда откладывала свои дела, слушала и вместе с тобой искала ответ или решение проблемы. И я до сих пор уверена, что директор школы и должен быть таким: человечным, понимающим и создающим условия для работы всех сотрудников.

Директор – это администратор

Директор – это расстрельная должность

Директор – проводник политики государства

Директор – это пугало

Директор – это хозяин

Сегодняшнюю статью хочу посвятить работникам школы. Кто важен для школьной работы? Конечно же, это учитель, классный руководитель, родители, ученики (нажмите на любую из перечисленных категорий, и вы узнаете права и обязанности каждого из них). Но про кого же мы забыли и всё еще не рассказали? Хотите узнать, чем должен заниматься завуч и директор школы? Вот сейчас этим и займёмся.

завуч и директор школы
Чем занимается завуч в школе

Заместитель директора по учебной работе — лицо не менее важное, чем директор. Иногда даже он становится важнее, если последний по своим личностным качествам уступает своему заместителю.

1. Ответственность завуча

Подслушано в другой школе

Слышала от учителя, работающего в гимназии, что их администрация очень строго следит, чтобы никакие деньги с родителей не сдирались. Точно не знаю, бюджет гимназии намного превышает бюджет обычной общеобразовательной школы или нет, но директор или завуч там молодец. Повезло учителям этой гимназии и родителям тоже.

Заведующий учебной частью несет ответственность за все происшествия, которые происходят в стенах и рядом со школой. Расписывать подробно не буду про ответственность за безопасность, нарушения трудового распорядка и т.д. Это уже не так важно для родителей.

Нужно знать, что любые конфликты, претензии, школьные проблемы нужно решать через этого человека. Это его обязанность и в большинстве случаев он заинтересован в их благоприятном исходе для вас и школы.

2. Какие обязанности и полномочия имеет завуч

1. Выбирает программы, учебники, воспитательные модели, по которым учится школа (какие предметы будут дополнительно изучать ваши дети, тоже выбирает он).
2. Руководит педагогической деятельностью учителей, классных руководителей, психологов, библиотекарей и других педагогических работников, помогает им и т.д.
3. Составляет расписание занятий.
4. Контролирует образовательный процесс: проверяет журналы, отчёты о контрольных работах, проводит срезы, посещает уроки.
5. Принимает родителей по любым школьным вопросам, проводит беседы.
6. Следит, когда нужно отправлять педагогов на повышение квалификации.
7. Его забота – оснащать кабинеты школы современным оборудованием, учебными пособиями.
8. Следит, чтобы учителя вовремя выполняли учебный план.
9. Следит, чтобы ученики выполняли свои обязанности учащегося.

3. Права завуча

Их мало, но он:
1. Имеет право посещать любые занятия учителей в его школе.
2. Давать обязательные для выполнения распоряжения своим подчинённым.

Как я уже сказала, в школе может быть и больше одного завуча по учебной работе. В нашей школе один занимался «общественной деятельностью (принимал родителей, общался с отстающими детьми или с детьми с плохим поведением, занимался отбором кадров и т.д.), а второй – следил за правильным оформлением документов, заполнением журналов, готовил собрания педсовета и т.д.

Ещё в школе есть должность завуча по воспитательной работе, которую я называю так:

Завуч по развлекательной работе

Он тоже может посещать уроки учителей, но его деятельность больше направлена на внеурочные занятия детей: праздники, конкурсы, развлекательные мероприятия (но все они носят воспитательный характер).
Этому завучу подчиняются не учителя, а классные руководители. Именно к нему они могут обратиться за помощью при разработке классных часов, чаепитий и других мероприятий.
В конце каждой четверти классный руководитель сдает завучу по воспитательной работе отчёт, в котором пишет: сколько классных часов проведено и на какие темы, сколько родителей присутствовало на родительском собрании и какая была его тема, в каких мероприятиях участвовал класс, занял ли призовые места и прочее.

Подводя итог вышесказанному, скажу, что завуча по воспитательной работе в своей школе я очень редко заставала в своём кабинете. Она постоянно была то у педагогов-организаторов, то на каком-нибудь мероприятии, то на встрече с какими-нибудь организациями, то ещё где-нибудь. По сути это главный школьный тамада, у которого нет ни минуты свободного времени.

Чем занимается директор школы

Последнюю часть нашей статьи посвятим главному человеку в каждой школе – директору.

Чем он занимается:
1. Назначает и снимает с должности своих заместителей (по учебной работе, по воспитательной, по охране труда и т.д.)
2. Принимает на работу педагогических работников (хотя это может делать и завуч), следит за их деятельностью.
3. Может посещать любые уроки, проводимые учителями школы.
4. Назначает надбавки и прибавки к окладу работников школы.
5. Утверждает учебные планы, графики, расписание, педагогическую нагрузку учителей и графики отпусков.
6. Организует в школе питание, медицинскую помощь.
7. Занимается правильным распределением бюджетных средств (например, на покупку тех же унитазов).
8. Управляет имуществом школы (может, например, сдавать в аренду спортзал).
9. Должен сообщать о несчастных случаях в вышестоящие органы, родителям учащихся.
10. Запрещает проведение занятий, если возникла угроза здоровью обучающихся (например, вводит в школе карантин по гриппу).
11. Издает приказы и обязательные распоряжения работникам школы.
12. Привлекает к ответственности работников или учащихся школы.

Все жалобы, которые родители подают в школу, будут проходить через директора, и он будет нести за это ответственность.

За все недостатки и упущения, которые может выявить проверка, тоже будет нести ответственность директор. Любые спорные и проблемные вопросы, которые возникают у родителей, детей, учителей тоже проходят через директора. И это при том, что мы ещё не упомянули про жизнь, здоровье детей, выполнение программ и т.д. Директор – лицо школы и за всё отвечать ему.

Конечно, вышеописанные обязанности администрации школы не могут вам дать представление о том, какая же огромная ответственность лежит на плечах этих людей. Ведь от них зависит очень многое – кто будет учить ваших детей, в каких условиях они будут учиться, по каким программам и многое другое. В большинстве случаев, эти люди очень заинтересованы в том, чтобы сделать свою школу самым лучшим образовательным учреждением и им нужна ваша помощь. Где-то материальная (да, снова ваше нелюбимое), а где-то просто понимание и содействие.
Школа обязана выучить ваших детей, но без вас она не сможет их воспитать. Принимайте в обучении детей не последнее участие, тогда и жаловаться будет не на что.

Спасибо за внимание. Жду ваших откликов, замечаний, вопросов. Если не сложно – расскажите вашим друзьям об этом сайте – кликните на кнопки соцсетей. Узнавайте о выходе новых статей в наших группах ВК и ОДНОКЛАССНИКАХ. Будьте здоровы, до новых встреч.

Для большинства учеников директор школы – это мифический человек, которого школьники видят на торжественных линейках пару раз в год. Но что входит в его обязанности, из чего состоит работа директора школы? Мы взяли инициативу в свои руки, подошли к загадочному человеку на расстоянии вытянутой руки и сами обо всём расспросили.

Наш герой: Виктория Владиславовна

Профессия: директор школы

Стаж работы: 25 лет

Предмет: математика

Работать директором школы – это как?

В чём заключается работа директора школы?

Прежде всего, это организация учебного процесса на всех стадиях: расписания, замены, уроки, ЕГЭ, ОГЭ. Также я занимаюсь контролем хозяйственного блока.

Естественно, выполнять работу всех направлений сразу ни администратор, ни директор школы не может. Для этого есть отдельные люди, которые за это отвечают, но функция контроля и выделения различных нюансов лежит на мне – от формирования закупок и до ремонтных работ.

Мы пишем заявки, так как школа очень большая, далее проходит выборка в пользу приоритетных запросов. Плюс занимаюсь общением с родителями и детьми, различными олимпиадами.

Также, конечно, занимаюсь воспитательной работой вместе с социальным педагогом. Для этого необходимо знать всех детей и все семьи, которые по той или иной причине находятся в зоне риска.

Контроль качества питания, несмотря на то что для этого тоже есть специальные люди, директор должен знать всё даже об этом.

Я очень часто выполняю функцию медицинской сестры (смеётся), так как медицинские сотрудники –это приходящие и уходящие люди, сотрудники поликлиник со своим расписанием, поэтому в первую очередь школьники бегут ко мне. Мы при любой головной боли должны вызывать скорую помощь, оповещать родителей, но мы, тем не менее, оказываем помощь самостоятельно, если это не что-то серьезное.

Что вы считаете результатом работа директора школы?

Результат моей работы директором школы – это то, как я сумела воспитать ребёнка на той или иной стадии его развития: оценки, ЕГЭ, как и кем ребёнок вышел после школы, насколько он социализирован, насколько мы смогли ему помочь и так далее.

Какие люди повлияли на то, чтобы Вы выбрали такую профессию?

Наверное, банально будет сказано, но все мы проходим через школу, вот я в детстве играла в школу.

Сестра моей бабушки была учителем, но не думаю, что это как-то повлияло, скорее тут сыграла роль моя классная руководительница, мне нравилось, как она преподавала математику, я к концу одиннадцатого класса думала: пойти на математику или на химию – пошла на математику.

В школе мне очень нравилось приходить в библиотеку, тогда я писала выборки из книг, мне очень нравилось проводить время в тишине, я даже хотела стать библиотекарем, но вот как-то не вышло (смеётся).

Какой путь необходимо преодолеть, чтобы работать директором и быть в этом успешным?

Всё остальное нарабатывается опытом и различными курсами, потому что директор на данном этапе в России – это прежде всего менеджер. И если директор не прошёл через различные ситуации с родителями и детьми, то потом очень сложно оценить то, что происходит.

Ещё важно смотреть как предметник, потому что многие ситуации связаны с предметной областью, и решения, которые принимаются относительно дальнейшего обучения учителей, очень важны! Если директор теоретик, он никогда не соберет команду учителей, ведь он не будет понимать, как они живут, чем они живут, в таком случае будет очень сложно сформировать команду.

Поэтому путь учителя с образованием менеджера лучше всего получать менеджером в сфере бизнеса, проходить тренинги, понимать, как строятся компании, как создаются команды, бизнес-тренинги очень помогают.

Какими качествами необходимо обладать, чтобы получить работу дриектором школы?

  • Открытость
  • Доступность
  • Мобильность
  • Стратегическое мышление
  • Стрессоустойчивость
  • Креативность
  • Умение создавать и сплошать команду
  • Личная эффективность
  • Широкий спектр компетенций
  • Самоконтроль

И всё это только малая часть, которая сразу пришла в голову.

Вы хороший директор?

Всегда есть над чем работать.

Если бы я честно считала, что не справляюсь с этой должностью, я бы ушла.

Зачем мучать учеников, родителей, учителей, если я не могу организовать какой-то процесс. Также я считаю важным показателем постоянство учительского состава. У меня учителя не меняются на протяжении большого количества лет. Конечно, радует и то, что к тебе целенаправленно идут дети, родители находят взаимопонимание и могут обращаться.

Что Вы думаете, когда к Вам вызывают школьника?

Тут либо я вызываю, либо ко мне ребёнка приводят из-за какой-то ситуации, которую нужно разрешить, иногда ребёнок сам приходит и обращается за советом.

Сложно ли руководить учителями / детьми? Кем руководить сложнее?

Дети – это лицо своих родителей, с детьми работать гораздо легче. Всё идёт через примеры, убеждения, разговоры. В ребёнке нужно понять, чем он живёт, чем болеет, и от этого уже общаться с ним, ведь все дети очень разные и очень интересные.

Вот ты ребёнка берёшь в пятом класса и до одиннадцатого класса проживаешь с ним целую жизнь. Директор реально проживает каждую жизнь, да ещё и вместе с целой семьёй. А по выпуску потом слёзы.

Что Вам нравится в работе директором школы?

Мне нравится, что я могу влиять, могу корректировать, могу вносить лепту в формирование жизненных устоев и интересов ребёнка.

Мне очень нравится, что, когда ребёнок приходит со своими переживаниями, ты помогаешь ему рассуждать, чтобы он сам принимал свои решения, ты подводишь его к чему-то, он получает результат, и ты им гордишься, а соответственно, и собой.

Мне это очень нравится… Путь становления.

Что Вас раздражает в работе директором школы?

Ничего не раздражает.

Что станет с Вашей профессией через 10-20 лет?

Я надеюсь, что принцип не изменится. Дети есть и будут всегда, детей нужно учить, воспитывать, поэтому думаю, что цели и задачи в работе директором школы останутся теми же.

В какие вузы лучше поступать, чтобы стать хорошим директором? В России, за рубежом?

На конкретном вузе не буду останавливаться, просто безусловно важно педологическое образование, а дальше всё зависит от человека опять же.

Есть девиз или цитата, которая Вас поддерживает?


Школы вынуждены непрерывно приспосабливаться к меняющимся ожиданиям общества, законодательным новшествам, уделять внимание взаимодействию с родителями, искать новые модели в общении с учениками, непрерывно обучать педагогов, расширять контакты с другими участниками образовательного процесса и общественными организациями и при этом развивать творческие способности детей и внедрять инновации.

1. Директор-менеджер

Директора школы часто сравнивают с капитаном корабля во время шторма, когда требуются быстрые и точные решения. Кажется, что менеджерский стиль управления, позаимствованный из практики больших компаний, поможет здесь как не что другое, ведь сосредоточив внимание на функциях, задачах, поведении персонала и учащихся, мы повышаем эффективность управления.

Но к сфере образования этот стиль руководства в чистом виде неприменим. Такие корпоративные управленческие ценности, как жёсткое планирование и введение ключевых показателей эффективности, противоречат самой сути учебного процесса. При таком подходе мы приносим цели образования в жертву повышению эффективности управления школой.

Менеджерский стиль становится неактуальным, а иногда и деструктивным, если не является частью комбинации из разных методов управления

Такой способ управления — жизненно важная часть арсенала любого успешного руководителя, незаменимый компонент организации всех успешных школ, но сегодня он должен дополнять, а не вытеснять подходы, основанные на принципах и ценностях. В школе будущего управленец должен быть менеджером, но не может себе позволить быть только менеджером.

2. Директор-визионер

Руководитель-визионер вдохновляет, бросает вызов, направляет и наделяет полномочиями. По словам директоров средних школ, принявших участие в исследовании Университета Северной Каролины (США), слабость такого типа руководителей может проявиться на стадии реализации целей и задач, когда умение заглянуть в будущее должно быть преобразовано в конкретные действия.

Успешное визионерское лидерство предполагает не только понимание духа времени, смелость и готовность к переменам. Необходимыми, но редко встречающимися характеристиками являются умение организовать работу команды, проанализировать возможные области изменений и составить план.

Как правило, руководителям-визионерам приходится реализовывать свои задумки в условиях ограниченных ресурсов и подотчётности владельцам или надзорным органам

Ещё одним важным условием успеха директора-визионера является вовлечение в процесс перемен всех заинтересованных участников: родителей, членов попечительского совета, представителей органов исполнительной власти и так далее.


3. Директор-стратег

Стратег объединяет в себе функции менеджера и визионера. Он должен определить перспективу как минимум на десять лет: чему нужно учить детей и какие ценности прививать, с какими семьями будет работать школа, каким должен получиться выпускник, на какие вузы и сферы деятельности стоит ориентироваться.

Основная задача стратега — сформулировать, что школа будет делать, а чего не будет, исходя из конкретного замысла, и собрать под эти задачи проектный офис. Потребность именно в таком стиле руководства вызвана самой жизнью.

Сегодня становится очевидно: наступает время особенных школ, имеющих индивидуальный замысел и готовых меняться в зависимости от требований времени

Государственная школа подвергается критике со всех сторон: родители, преподаватели вузов, работодатели, чиновники и политики увлечённо спорят между собой и выдвигают всё новые и новые требования. Россия в этом отношении не уникальна, аналогичные процессы происходят во всех развитых странах. Похоже, мы больше никогда не сможем сформулировать единую всеобъемлющую концепцию школы, которая устроила бы всех.

Сегодня о стратегии развития и собственной индивидуальности задумались не только в частных школах. Продвинутые государственные общеобразовательные учреждения и лицеи тоже чувствуют, что атмосфера меняется, и пытаются переосмыслить перспективы развития и перестроить школьный процесс под нужды конкретных учеников.

Какими же качествами должны обладать стратеги?

Можно выделить три ключевые характеристики:

  • они относятся к школе как к собственному делу, берут на себя ответственность на длинной дистанции;
  • воспринимают школу как единое целое, объект управления, а не только как совокупность классов, предметов, учителей и учебников;
  • они понимают, что стратегия в одиночку не делается, нужно уметь работать в коллективе, выстраивать коммуникацию и принимать критику. Стратег должен сформировать команду, которая поможет обозначить идею школы и будет двигаться к обозначенным целям.

Может ли директор обычной школы быть стратегом

Сегодня мало кто заинтересован в развитии стратегического видения у директоров отечественных школ. Это ни к чему, ведь возможности заглядывать далеко в будущее у них всё равно нет.

Директора муниципальных школ вынуждены реагировать на спускаемые сверху письма, распоряжения, находясь в режиме оперативного управления: это надо сдать сегодня, это — завтра, это — вчера, а это — в течение ближайшего времени. Поэтому планирование дальше, чем на год, не всегда возможно.

Данные, полученные в результате международного исследования TALIS (Teaching and Learning International Survey) показывают, что в среднем по стране директора более половины своего времени (56%) тратят на административную деятельность. В эту категорию входят и работа с отчётами, и ответы на запросы, и участие в совещаниях.


Кроме того, они вынуждены работать в ситуации полной неопределенности: нет ориентиров деятельности, стратегических целей развития школьного образования. Поэтому даже если конкретные люди пытаются ставить задачи на перспективу, они не имеют представления, каково будущее школы как социального института, в каком направлении она движется.

Современный директор должен обеспечивать опережающий характер образования: ставить задачи, которые важны сегодня и станут ещё более важными завтра, и находить пути их решения. Такая постановка вопроса предполагает, что руководители школ — это профессиональные и умелые управленцы. На практике мы видим, что 80% кадров — это люди предпенсионного и пенсионного возраста. В силу своего опыта они умеют решать тактические задачи, которые ставят перед ними вышестоящие органы, но самостоятельно ставить задачи на будущее многие из них не способны.

Исследование TALIS показывает, что авторитаризм директоров и нежелание делиться властью часто являются главными препятствиями для преобразований

В нескольких регионах отмечена парадоксальная ситуация: в школах действуют управляющие советы, однако все важные решения по-прежнему единолично принимают директора, бывает, что руководитель работает за всю управленческую команду, жалуясь при этом на отсутствие помощи.

Именно этим я занимаюсь уже не первый год. Своими наблюдениями буду периодически делиться с читателями этого блога.

Читайте также: