Зачем изучать английский в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Особое внимание уделяется формированию правильного звукопроизношения, усвоению элементарной лексики языка и обучению основам построения фразы.

Изучение английского языка ведется через игровые действия: рисунок, картинки, песни, стихи, использование аудио материалов, информационных технологий.

В каком возрасте лучше начинать заниматься иностранным языком ?

Все дети разные и однозначно на такой вопрос ответить нельзя. Ученые доказали: у детей, которые в раннем возрасте начинают изучать второй язык, выше коэффициент умственного развития IQ, чем у сверстников.

Им и дальше легко даются иностранные языки и знаковые системы, например, язык программирования. Но единого мнения по этому поводу нет.

Некоторые считают, что начинать изучать второй язык надо после того, когда ребенок уже умеет говорить на родном языке, когда у него сформировались представления, на которые можно опереться при изучении иностранного языка.

Опыт двуязычных семей показывает, что владение двумя языками не мешает развитию ребенка, а напротив, дает ему огромное преимущество над теми, кто говорит только на одном языке.

Учить иностранный язык, будучи взрослым, намного тяжелее, чем в детстве. Все дело в особенностях детского восприятия, когда структура родного языка еще не утвердилась, и любой другой язык воспринимается так же естественно, как родной.

А критерием, который поможет вам принять решение, может являться желание вашего ребенка посещать подобные занятия, где через 5-6 занятий вы сами увидите заинтересованность в изучении английского языка вашим ребенком.

Мой ребенок еще не научился говорить по-русски, не выговаривает много звуков, есть ли смысл ему начинать изучать английский язык?

На занятиях в группах много внимания уделяется развитию артикуляционного (речевого) аппарата. Чем больше различных звуков ребенок слышит и пробует произнести, тем лучше он развивается. Родители дошкольников замечают, что некоторые слова по-английски они начинают говорить раньше, чем по-русски. И не удивительно — ​ведь слова, которые для малышей наиболее близки для произношения, часто по-английски произносить гораздо проще, чем по-русски. (Сравните: собака — ​dog — ​дог, кукла — ​doll — ​дол, кошка — ​cat — ​кэт, машина — ​car — ​ка.) Главное, чтобы ребенок ходил с удовольствием на занятия.

Зачем изучать английский язык в дошкольном возрасте, если в школе дети начинают изучать язык с самого начала?

Изучение английского языка в дошкольном возрасте отличается от изучении его в школе. Подобно развитию ребенка, говорящего на родном языке, после рождения дети только слушают взрослых, начинают их понимать и выполнять просьбы и, только спустя время, они учатся не только говорить, но и читать и писать, так и при изучении английского языка.

Каждый новый учебный год малышам добавляется новый пласт языка, который накладывается на предыдущий. Дети многократно повторяют пройденный материал, понимают, как употреблять в речи выученную ранее лексику и конструкции.

В начале обучения стоит игра — ​​развитие понимания устной речи (дошкольный возраст, и только после этого этапа дети читают и пишут, где познают грамматику изучаемого языка (школьный возраст).

В наше время очень важно изучать английский язык, во-первых чтобы расширить свой кругозор и стать образованным и, конечно, во-вторых потому что английский в наши дни стал международным языком.

Дошкольный возраст самый благоприятный для изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Именно в возрасте старше 3 лет, у ребенка формируются все основные речевые навыки и его мозг наиболее восприимчив для изучения любых языков.

Позже рецепторы мозга, отвечающие за восприятие и развитие речи, ослабевают, по этой причине взрослым намного сложнее изучать новые языки, нежели детям.

Ученые доказали, что мозг детей в возрасте от 4 до 10 лет работает более чем в 2 раза активнее мозга взрослого человека.

Нагрузка в начальной школе возрастает как интеллектуальная, так и эмоциональная, поэтому изучение английского языка в дошкольном возрасте поможет ребенку подготовить себя к обучению, сформировать основы коммуникативной компетенции, заложить правильное произношение, способствовать накоплению базового лексического и словарного запаса. Детям будет намного комфортнее войти в учебный процесс с начальными знаниями английского языка.

Я считаю, самое главное, это устойчивый интерес ребенка к изучению иностранного языка в дошкольном возрасте и сохранить этот интерес в школьном.

Виды деятельности, используемые на занятиях изучения английского языка:

Работа над произношением: считалочки, рифмовки, песни, пальчиковая гимнастика, зарядка.

Подвижные игры: игры с мячом, игры с карточками, зарядка, танцы, ролевые игры.

Спокойные игры: лото, игры с кубиком, загадки, собирание мозаик, домино.

Рассказ по картинке: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием.

Работа с видео - материалом: просмотр и обсуждение мультфильмов на английском языке, изучение новой лексики.

Творческая деятельность: раскрашивание, рисование, аппликация, бумагопластика, лепка из пластилина, лепка из соленого теста.

После изучения опорной лексики английского языка можно заняться творческой деятельностью для ее закрепления. Нужно развивать лингвистические способности дошкольников посредствам активации их творческой деятельности. Дошкольники получают удовольствие от рисования и лепки, в большой степени благодаря тому, что в процесс этой деятельности включен процесс придумывания содержания, развертывания действий, близких игре.

Такие занятия называются интегрированными занятиями английского языка с предметами художественно-эстетического цикла. Эта интеграция поддерживает непосредственный интерес к изучению английского языка у дошкольников. Такое комбинированное обучение языку приобретает объективный характер.

Пример такого комбинированного занятия:

Потом можно предложить вспомнить названия цветов на английском.

После можно немного подвигаться, пример зарядки Do like this – Делай так ( swim , hop , run , dance , climb , jump , fly , с lap your hands , stamp your feet , touch your nose ).

И переходим к творческой деятельности, в данном случае рассмотрим занятие лепкой. (We will model with a playdough.) This is for you ( раздача картона , на котором будем лепить ). Сегодня будем лепить желтое солнце , голубое облако , бабочку , улитку . (Today we will make a yellow sun, a blue cloud, a butterfly, and a snail. What is a snail? ) Какого цвета пластилин ? (Let’s look what color is this playdough?) Take please a playdough and warm it, press it. (Возьмите пластилин, разогрейте и разомните.) Сделайте круг , это желтое солнце . (Press it, make a circle. It’s a yellow sun. Сейчас будем делать голубое облако . (Now make a cloud, a blue cloud. Just press it, warm it up. And we will make a cloud.) Далее будем делать бабочку . ( We will make a butterfly. Take a small piece a brown playdough and press, warm it. Roll and roll, stick it, do this.) Будем делать крылья бабочки , какой цвет вы хотите ? Скатайте 4 шарика , и прилепите по 2 с каждой стороны туловища бабочки . ( We will make wings of butterfly. What color do you want? Take please, and make 4 little balls. 2 balls on every sides. Put it here and press. Are you ready? Okey . It was great , good for you .)

После основной части занятия можно провести зарядку, выбрать видео-зарядку и показать на компьютере.

Завершить занятие можно рифмовкой, считалочкой, песней по теме. Пример рифмовки для данного занятия.

Учить цвета я стала

Цвет по-английски … color .

У меня сомнений нет

Красный цвет конечно … red.

Облизнувшись кошка съела

Желток желтый. Желтый … yellow.

Коричневое платье купила эту фрау,

Мы знаем очень точно, коричневое … brown.

Ох, не спелый мандарин.

Он зеленый, просто … green.

Мышка – … mouse, кошка – … cat

Белый … white, а черный … black.

Розовые розы падают на ринг.

Цвет красивый розовый, по-английски … pink.

Благовещенская Т. А. Первые уроки английского. — М.: Росмэн — пресс, 2008.

Гусева Л. П. Играем, учим, мастерим — мы английский знать хотим. — Ростов н/Д: Феникс, 2009 г.

Сазонова И. Н., Коненко Е. А. Зачем изучать английский язык с дошкольниками? // Молодой ученый. — 2016. — №13. — С. 846-849.

Есть много споров на тему, нужно ли ребенку изучать иностранный язык в дошкольном возрасте. Давайте посмотрим на это со стороны экспертов, которые потратили годы на исследования.


Например, американский врач Гленн Доман на базе института Филадельфии смог доказать, что быстрое усвоение материала возможно в период активного роста мозга. То есть детей легче и эффективнее обучать чему-либо с самого раннего детства, языкам в том числе. Эту теорию подтверждают исследования советских специалистов в области психологии и лингвистики. Лев Выготский и Лев Щерба настаивали, что изучение иностранных языков позитивно сказывается на развитии родной речи. В НИИ общего и среднего образования России пошли дальше и в рамках продолжительного эксперимента выяснили, что при постижении английского или немецкого дети способны более адекватно реагировать на разные жизненные ситуации, проще адаптироваться и легче овладевать родным языком.

Так какой же возраст указывают в качестве рекомендованного для начала изучения иностранных языков? С двух до восьми лет. Вопрос не стоит в том, чтобы вырастить гения. Английский язык является международным, большинством профессий, которым прочат большое будущее, невозможно овладеть без знаний иностранного языка. И если вы решили отдать ребенка в детский сад, где вашего малыша готовы обучить азам, не сомневайтесь. Главное, выберите правильное дошкольное учреждение, в котором занятия проходят в удобной форме, а окружающая среда позволяет максимально погрузиться в мир английского.

На что обратить внимание при выборе детского сада

Первое и самое важное, на что стоит обратить внимание при выборе детского сада — продолжительность и форма занятий. Стоит понимать, что дошкольникам сложно фокусировать внимание на изучении любого предмета на протяжении долгого времени. То есть на работу с ними не должно уходить 30-40 минут. Лучше разбить освоение материала на короткие спринты, разбавить их играми с включением англоязычной речи.

Плюсы раннего изучения английского языка

  1. повышается качество коммуникаций. Мы все социальны, умение выстраивать коммуникации — важный навык. Благодаря групповому обучению ребенок учится выстраивать диалог со сверстниками и работать в команде;
  2. мотивация и интерес к обучению. Если выбрать правильную программу и доверить обучение специалистам, ребенку смогут привить любовь к обучению, мотивировать на получение новых навыков;
  3. развитие речи. Безусловный плюс, который отмечают у детей, изучающих два языка. Речевой аппарат разрабатывается быстрее, обогащается словарный запас.

Есть ли минусы? Только если выбрать неподходящую программу обучения. Не забывайте, что детская психика иначе реагирует на все происходящее. И помимо хорошей методики в дошкольном учреждении вам и вашему ребенку должны предложить комфортные условия и индивидуальный подход.


Сегодня знание английского, ставшего универсальным языком общения во всем мире, уже не преимущество, а скорее необходимость. Неудивительно, что родители хотят, чтобы их маленькие дети знали этот язык в совершенстве. В каких случаях стоит присмотреться к детским садам, где вся коммуникация идет исключительно на английском? Какие главные плюсы есть у частных детских садов, где много времени уделяется изучению языка? Разбираемся в этих вопросах вместе с Евгенией Андреичевой, преподавателем английского.

Английский с садика: где и как

С английским языком ваш ребенок может познакомиться в самом обычном государственном детском саду. Чаще всего занятия там проводятся 1−2 раза в неделю по 45 минут и могут стать хорошей почвой для дальнейшего знакомства с предметом, когда ребенок станет старше

Более интенсивно английский язык изучают в частных детских садах. Обычно в них есть не только русскоговорящий персонал — воспитатели и помощники, но и англоговорящий — педагоги английского, среди которых могут быть как наши соотечественники, так и экспаты. Они занимаются с детьми по несколько часов ежедневно: проводят мероприятия, играют, читают на английском. При этом между собой и с воспитателями дети общаются на русском языке. Некоторые из таких садиков называют себя английскими, но на самом деле — это просто маркетинговый ход.

Настоящий английский детский сад — это образовательное учреждение, где весь персонал, от воспитателей и педагогов до помощников, англоговорящий. В нем абсолютно вся деятельность — зарядки, прогулки, чтение книг, игры и даже обеды и завтраки — проходит на английском, с детьми занимаются носители языка. Пребывание в таком садике — это максимальное погружение в языковую среду. Но стоит это очень недешево, и немногие семьи могут себе позволить водить ребенка в такой детский сад.

Цели родителей и выбор садика

Если ваша задача — просто познакомить ребенка с английским языком, подготовить его к более углубленному изучению в школе, вам могут подойти и дополнительные, платные занятия в государственном садике. Но тут стоит учитывать несколько факторов. Важно, чтобы занятия проводились в небольших группах в игровой форме (с изучением песен, стихов, разыгрыванием сценок) и предполагали постоянное возвращение к ранее изученному материалу. Это значит, что на каждом занятии ребенок не только узнает что-то новое, но и закрепляет знания с прошлых уроков. Когда дети просто учат буквы и звуки и знакомятся со словами, при этом не составляя предложений; когда это происходит в формате школьного урока, без игр; когда в группе 10 и больше человек, такие занятия плодов не принесут.

Вы хотите, чтобы перед поступлением в школу ваш ребенок получил базовые представления о грамматике, приобрел лексический запас, научился строить предложения, смог поддержать разговор? Хорошим вариантом может стать частный детский сад с изучением английского.

Если вы намерены вырастить выпускника престижного университета или колледжа в Великобритании и США, который будет одинаково хорошо и говорить, и думать на обоих языках, то здесь нужен более основательный подход (например, обучение в настоящем английском детском саду) и ваше участие.

Чтобы ребенок одинаково хорошо владел и родным, и иностранным языком, нужно создать ему условия для равнозначного погружения в языковые сферы. Это значит, что ребенок должен уделять двум языкам одинаковое количество времени. Билингвизм не может развиться, если в семье с ребенком говорят на русском, в садике английский только два-три часа в день, а дальше ребенок общается со сверстниками, одним из воспитателей, тренером, младшим персоналом на русском.

Совсем другое дело, если в частном садике он регулярно посещает уроки иностранного языка, а дома и на прогулке вы много разговариваете и читаете ему книжки на английском. Тогда создаются хорошие условия для развития двуязычия.

Но лучше всего развитию билингвизма способствует пребывание в настоящем английском садике. Хорошо, когда группы в нем смешанные и многонациональные: важно, чтобы детский мозг не расслаблялся от использования родной речи. Занятия в английских детских садах часто проходят с разделением на мини-группы, при этом детей нередко сознательно перемещают из одной в другую, чтобы устранить эффект привыкания к обстановке и усилить восприятие информации. Это благотворно сказывается на изучении английского.

Но и в этом случае не забывайте уделять внимание английскому за пределами детсада.

Когда польза от занятий языком будет максимальной

Отдавая ребенка в английский сад или частный садик с изучением языка, родители рассчитывают, что в дальнейшем малыш будет осваивать его быстро и легко. Отчасти это правда: детский мозг развивается очень быстро, поэтому дети усваивают новую информацию гораздо лучше взрослых.

Кроме того, очень важно учитывать личность преподавателя как в обычном частном садике, так и в настоящем английском. Если человек — носитель языка, это не значит, что он умеет учить. Важно, чтобы он понимал, как работать с дошкольниками, владел методиками преподавания, располагал нужным оборудованием и материалами. Иногда учителя сознательно делают упор не на речи, а на аудировании или чтении. В таком случае остальные виды речевой деятельности становятся второстепенными, навык их применения угасает. К сожалению, неправильная методика преподавания может помешать вашему ребенку заговорить на другом языке. С такой проблемой можно столкнуться в любом садике.

В некоторых детских садах малыши не только осваивают английский, но и знакомятся с другими европейскими языками, а иногда даже с китайским. И хотя в раннем возрасте обучаться чему-то новому легче, не стремитесь во что бы то ни стало вырастить полиглота. Серьезное изучение сразу нескольких иностранных языков — это нагрузка на детский мозг, к которой стоит подходить разумно. Нередко дети, изучающие два языка и больше, путаются в лексике, испытывают проблемы с фонетическим оформлением речи, переносят слова и обороты из иностранного языка в родной. Это не значит, что ваш ребенок не сможет с равным успехом изучать сразу и английский, и французский — это вопрос индивидуальный. Но стоит быть готовым к перечисленным проблемам и осознавать, что трехъязычный детский сад не всегда лучше садика с одним языком.

Выбор дошкольного учреждения — это очень ответственный шаг. В детском саду ваш ребенок будет заниматься не только изучением английского, поэтому обращайте особое внимание на подготовку педагогов, разнообразие занятий, в том числе и спортивных, условия для поддержания здоровья, питание. И не забывайте создавать все возможности для того, чтобы малыш встречался с английским и за пределами садика.

Читайте также: