Валерий воскобойников краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Главная

Лаборатории

Сообщества

Библиотека

Авторские сайты

Форумы

Конкурсы

О нас. Ориентация на сайте

НАШИ ДРУЗЬЯ - ПРОЗАИКИ

Валерий Воскобойников
ИЗ ЖИЗНИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ

То, что в истории было немало замечательных людей, - это всем известно. То, что этих замечательных людей посещали замечательные идеи, - тоже общеизвестный факт. Но иногда замечательные идеи посещали замечательных людей в том возрасте, когда они ещё были детьми. Вполне замечательными.

КОГДА ЦАРЬ ПЁТР ВЕЛИКИЙ БЫЛ МАЛЕНЬКИМ

Он сделался им в десять лет. Правда, царствование его было сначала немного странным. Потому что царствовал он пополам со старшим братом Иоанном. Для них сделали специальный двойной серебряный трон с высокой спинкой. Когда приезжали иностранные послы, цари принимали их в Кремле, в приёмной палате. Стены палаты были обиты дорогими турецкими коврами. Иностранное посольство торжественно входило в палату и медленно приближалось к серебряному трону, сделанному как бы из двух кресел.

Старший брат Петра Иоанн был от рождения болен. Он плохо видел, невнятно говорил и многие считали его слабоумным.

А Пётр был ещё маленьким. Поэтому за высокой спинкой трона прятались взрослые бояре. Они подсказывали, какие слова нужно царям произносить и что делать. Когда вставать, когда на поклон отвечать, какие послам вопросы задавать.

Послы удивлялись, насколько были непохожи два брата-царя. Иоанн сидел на троне неподвижно, нахлобучив шапку на глаза и глядя в пол. Ему было ничего не интересно, да он и видел-то плохо. По-видимому, он мечтал, чтобы скорее закончился торжественный приём и его отпустили в свой дворец. Младший же, Пётр, наоборот смотрел на всех с интересом. Он был очень красивым, живым мальчиком. И когда послы вручали верительную грамоту, царям полагалось встать в одно и то же время, приподнять шапки и спросить о здоровье иностранного короля. Как раз это и подсказывали взрослые бояре из-за спинки трона. Они-то уж хорошо знали дворцовый этикет.

Услышав подсказку, Иоанн долго соображал, что надо делать. Пётр же раньше подсказки сам вскакивал с места, сам приподнимал шапку и спрашивал с улыбкой:

- Этот человек, обнаруживающий таланты с ранних лет, должен прославить Россию, - докладывали послы своим королям.

КОГДА ЭДИСОН БЫЛ МАЛЕНЬКИМ

Когда Эдисон был маленьким, его звали Аль. Вообще-то полное имя у него было Томас Альва, только кто же будет звать пятилетнего мальчика длинным именем, если можно короче.

- Он не потерялся, - объяснял старший брат, Вилли. - Он стоит за сараем и наблюдает, как распускается одуванчик.

- Аль на канале, - объясняла средняя сестрёнка, Танни. - Он наблюдает, как работает машина у парохода и говорит, что к вечеру сам построит такую машину, только деревянную.

У всех людей в той местности были огороды, жили куры, утки. У Аля была гусыня. Гусыня важно прохаживалась мимо Аля, а иногда, когда хотела его попугать, грозно раскрывала клюв, изгибала шею и громко шипела. Но как-то раз гусыня не вышла гулять, а осталась сидеть в сарае в тёмном углу.

Аль стал каждый день заходить в сарай и однажды утром увидел, что вокруг гусыни бегают, попискивают маленькие пушистые гусята.

Когда подошло время обедать, мама, как обычно, стала его звать, но на этот раз ни сестра, ни брат нигде не могли Аля найти.

Аля искали уже и взрослые. Отец послал несколько работников, чтобы они осмотрели берега канала. Другие побежали к амбарам, третьи решили идти по дороге в дальний лес и одновременно осмотреть все окрестности.

- Этому ребёнку постоянно приходят в голову неожиданные мысли! - говорил отец, рассерженный, что приходится отрывать от работы столько людей.

- Не мешайте мне, - сказал Аль по-прежнему сидя на корточках, - я занят серьёзным делом, я сижу здесь с утра.

- Что ещё за дело? Какое серьёзное дело может быть у пятилетнего ребёнка в сарае? - рассерженно спросил отец.

- Что я говорил! - Отец с удивлением развёл руками. - Этому ребёнку постоянно приходят в голову неожиданные мысли.

КОГДА ЧАРЛИ ЧАПЛИН БЫЛ МАЛЕНЬКИМ

Когда Чарли Чаплин был маленьким, он жил вместе с мамой и братом в Лондоне. Маму звали Лили, а брата - Сидней, и Сидней был на четыре года старше Чарли. Мама была известной артисткой, в лондонских театрах она танцевала и пела весёлые песни, и сначала они жили хорошо. Мама любила красиво одевать своих сыновей, гулять с ними по лондонским паркам и угощать вкусностями. Она всегда была весёлой и очень красивой, но потом стала часто простужаться, а когда болит горло, то может пропасть голос.

Однажды мама взяла пятилетнего Чарли с собой на выступление. В том театре собирались в основном моряки и солдаты. Маленький Чарли остался за занавесом, а мама вышла на сцену и начала петь. У неё как раз в этот вечер болело горло, и голос неожиданно сорвался. Вместо красивого пения получилось хрипение и шипение. Зрители стали смеяться, кто-то замяукал, другие закукарекали, а некоторые затопали ногами.

Мама убежала со сцены за занавес, стояла, обхватив лицо руками, и в эту секунду около неё появился разъярённый директор театра.

- Марш на сцену! - закричал он.. Как вам не стыдно, или вы не видите, что срываете мне представление!

- Ах так! - окончательно разъярился директор театра.. Вы не можете? Пусть тогда ваш сынок отрабатывает ваши деньги! Вы ведь говорили, что он любит петь и представлять, - и с этими словами директор театра вытолкал маленького Чарли Чаплина на сцену.. Эй вы там, не очень шумите! - обратился он к публике. - Артистка заболела, это со всяким может случиться, но сейчас перед вами выступит её сын, мистер Чарли Чаплин. Он тоже споёт и кое-что представит. Чарли, валяй, покажи, что ты там умеешь.

Маленький Чарли не растерялся и, подбоченясь, запел шутливую песню пьяного моряка, которую часто пел перед мамиными подругами.

- Благодарю вас, почтеннейшая публика, ваши денежки нам очень пригодятся. Я сначала их подберу, а потом уж буду петь дальше, - серьёзно объявил Чарли под хохот зрителей и стал ползать по сцене, подбирать монетки.

- Это мои деньги, их мне набросала почтеннейшая публика, - предупредил Чарли и стал ходить рядом с директором по сцене, чтобы тот не положил деньги в карман.

Это зрителей развеселило ещё больше. Потом маленький Чарли начал изображать знаменитых артистов, кто как поёт, и даже изобразил маму, как у неё срывается голос.

- Молодец, Чарли, ты меня просто спас, - сказала мама, смеясь и плача одновременно, когда её сын пришёл за занавес.

КОГДА НЬЮТОН БЫЛ МАЛЕНЬКИМ

Когда великий Ньютон был маленьким, он был худшим учеником в классе. Хуже его учился только один человек, которого считали и вовсе идиотом. Что не помешало Исааку Ньютону стать великим физиком и великим математиком.

В первые дни маленького Ньютона боялись крестить: он был так слаб, что от этого испытания мог сразу умереть.

- Что за горе такое! - причитала мама. - Ребёнок столь мал, что его можно искупать в большой пивной кружке!

У младенца Ньютона выделялась только голова. Даже потом, когда он немного подрос до возраста, в котором другие малыши хорошо держат голову, большая тяжёлая голова маленького Исаака болталась на тоненькой слабой шее, и, чтобы случайно не оторвалась, её поддерживал специальный корсет, который сделал сельский умелец.

- Счастливый малыш, - сказал дядя, - уж если он выжил, теперь-то протянет долго и сделает большие дела.

Когда маленькому Ньютону было несколько лет, он мог любого обыграть в шашки. Он и сам удивлялся, как это получается: увидит играющих, подойдёт, посмотрит, и если кто с ним согласится играть - сразу обыграет. Но кому же хочется проигрывать? Поэтому скоро с ним никто не играл. И оставалось маленькому Ньютону разглядывать в доме камин, на улице - коляску и думать над тем, как они устроены.

Когда пришло время, дядя отвёз племянника в школу, в соседний город. В школе вместе с Ньютоном учился аптекарский сын по имени Артур. Именно его мы должны благодарить за то, что худший ученик Ньютон превратился в украшение школы и стал великим учёным. Только Артур об этом никогда не догадывался.

Однажды по дороге в школу Артур так ударил маленького Ньютона головой в живот, что тот упал и надолго потерял сознание. Но потом всё-таки поднялся и пришёл на урок. После уроков ученик Исаак Ньютон попросил пройти ученика Артура на пустой церковный двор и пригласил ещё одного ученика в свидетели. Там между Ньютоном и Артуром начался страшный бой. Сначала побеждал Артур, а Ньютон падал на землю, но каждый раз вскакивал и продолжал драку вновь.

И когда он упал, вскочил, упал и снова вскочил раз двадцать, то положение переменилось. Теперь уже наступал Ньютон, а Артур оборонялся. Наконец, Артур не выдержал и закричал, всхлипывая, что драться он больше не может.

- В драке я тебя победил, - сказал маленький Ньютон, - теперь надо победить в учении. Ты на каком месте? Передо мной.

В этот вечер маленький Ньютон так здорово подготовился к урокам, что удивлённый учитель поставил худшему ученику отличную отметку, чего прежде никогда не случалось.

За месяц Ньютон так разогнался, что неожиданно стал из худшего лучшим. И оказалось, что все предметы очень интересны, просто увлекательны. А в математике, в науке о природе было столько тайн, что Ньютон теперь только о них и думал.

Когда на окраине города построили ветряную мельницу, маленький Ньютон сразу понял её механизм и решил смастерить такую же, но игрушечную. Каждый день он до темноты пилил, строгал, снова подпиливал. Через две недели он выбрался с чердака на крышу и закрепил около окошка игрушечную мельницу. Подул ветер и её крылья сразу стали крутиться, как у настоящей.

Вечером на кусочек сала он поймал в мышеловку в погребе небольшую мышь, прикрепил тот же кусочек на тонкой лучине перед её мордочкой, сделал для мыши игрушечную упряжь и отнёс её к своей мельнице, наверх. Там он так привязал мышь к механизму, что мышь весь день бегала по кругу, стараясь поймать кусочек сала, и крутила мельницу. Вечером Ньютон кормил её и отправлял в клетку. А с утра она снова начинала работать.

Воскобойников

Валерий Воскобойников - автор более 60 книг для детей, исторических биографий для детей и взрослых. В. Воскобойников - Лауреат Всесоюзных и Всероссийских конкурсов на лучшую детскую книгу, награжден Почетным международным дипломом имени Г. Х. Андерсена, премией имени С. Я. Маршака и премией имени А. С. Грина.

ВАЛЕРИЙ ВОСКОБОЙНИКОВ: «ПЕРЕДАЙ ВСЁ ХОРОШЕЕ, ЧТО МЫ СДЕЛАЛИ, ДАЛЬШЕ: интервью //Библиотека. – 2018. - №7. – С.75-77.

Некоторые авторы трудятся над рукописью в полной тишине, а есть те, которые творят в шумных залах кафе. Кто-то сочиняет в парке, а кто-то дома, под любимую мелодию. Расскажите о том, как вы работаете. Важны ли для вас определённая обстановка и настрой? Пишете каждый день или по вдохновению?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ: Так получается, что работаю почти каждый день. Иногда с утра до вечера, а иногда всего час. Когда готовлюсь к исторической книге (у меня их относительно много), с удовольствием исполняю роль разведчика или сыщика, попавшего в древние времена. Это тоже занимает немало времени.

Каковы ваши творческие планы? Работаете ли сейчас над новой книгой?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ: Уже практически закончил рассказывать об истории петербургского Казанского собора, близок к завершению произведения о цене в деньгах человеческой жизни от древности до наших дней. Думаю про новую повесть. По сути, последние лет пятьдесят пять процесс не прерывается. Однажды в 1993 г. угораздило сломать позвоночник, и я больше месяца должен был днём и ночью лежать только на спине. Мне принесли необходимую литературу, и я за полтора месяца в больничной палате написал книгу по мотивам эпоса о нибелунгах, которую недавно переиздали в пятый раз.

Во время творческих встреч вы часто общаетесь с подростками. Можете ли сказать, чем современный молодой человек отличается от ровесника 1980-1990-х? Есть ли какие-нибудь качества у сегодняшних ребят и девчонок, которые вам не нравятся? Возможно, это постоянное общение в социальных сетях, активное использование грубого сленга, равнодушие к проблемам окружающих или погоня за дорогими гаджетами, одеждой известных марок.
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ: За последние пять тысяч лет человек как явление изменился мало. В Древнем Шумере отцы так же, как сейчас, сокрушались из-за дурно воспитанного юного поколения и с ужасом замечали, что мир катится в пропасть. Но, конечно, нынешний молодой человек владеет большим объёмом информации по сравнению с ровесником докомпьютерного периода. Этим он отличается от всех прежних поколений. Интернет - великое изобретение человеческого гения. Но он несёт и опасность - оглупление, приучение к поверхностному мышлению. Теперь не надо тратить энергию и время для получения каких-либо знаний - они даются даром каждому, лишь бы был компьютер. А всё, что даётся даром, не особенно ценится и легко теряется. В результате человек, оставшийся без интернета, может оказаться полным невеждой по сравнению с людьми прежних поколений.

Какие темы вы чаще всего поднимаете в своих произведениях? Чему бы хотели научить своего юного читателя, какие мысли донести?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ: Пожалуй, главных тем две. Первая - уникальность каждого человека. Любой из нас единственный и неповторимый во всей Вселенной. Такого никогда не было и никогда больше не будет. И вторая: каждый из нас соединяет длинную людскую цепочку, уходящую в неведомое прошлое, где наши матери, отцы, дедушки и прадедушки, бабушки и прабабушки и т. д. И такую же бесконечную цепочку, уходящую в будущее, - наши дети, внуки, правнуки. И все они с надеждой смотрят на каждого из нас: не подведи, передай всё хорошее, что мы сделали, дальше - из прошлого в будущее. Такие мысли я пытаюсь донести до своих читателей.

Сегодня, к сожалению, дети и подростки читают довольно мало, а в библиотеки ходят и того реже. Специалисты чего только не придумывают, чтобы заинтересовать молодёжь: делают красочные интерактивные видеопрезентации, устраивают конкурсы с призами, заводят странички в социальных сетях, открывают компьютерные клубы с бесплатным доступом в интернет, приглашают писателей, спортсменов, музыкантов и т. д. Что, на ваш взгляд, может помочь библиотекарям? Как сделать так, чтобы ребята с радостью приходили в книжный дом и приводили друзей?
Валерий ВОСКОБОЙНИКОВ: Сам я - библиотечный человек с детства. Куда бы я ни приезжал в юные годы, первым делом шёл в библиотеку. Но, насколько я знаю, людей, постоянно читающих, с середины прошлого века процентов 10-12. Самое главное, ни в коем случае нельзя заставлять человека из-под палки. Литература должна услаждать душу и разум. Следовательно, для начала нужно подсовывать ребёнку именно такую. Ну и важно собираться за книгой всей семьёй. Когда старшие читают вместе с маленькими, книга входит в детское сознание как необходимый элемент жизни.

Воскобойников книги

Валерий Воскобойников


Валерий Михайлович Воскобойников — советский и российский детский прозаик, драматург, публицист.

Содержание

Валерий Воскобойников / Биография

Валерий Воскобойников родился 1 апреля 1939 года в Ленинграде в семье педагогов. Во время войны отец ушел на фронт, семья осталась в блокадном Ленинграде. После окончания войны отец был репрессирован, отбывал наказание в лагерях. Тем не менее, смог завершить свою диссертацию, стал известным профессором и большим знатоком северных языков.

Валерий Воскобойников после седьмого класса поступил в Ленинградский нефтетехнологический техникум, окончил его в 1957 году. Отслужил в армии и продолжил обучение на вечернем отделении Ленинградского технологического института (окончил в 1965 году). Работал в различных химических лабораториях, сначала лаборантом, а позже — начальником проблемной лаборатории.


Валерий Воскобойников. Костер. 1982. № 04


Встреча с российскими лауреатами Почётного Диплома IBBY в РГДБ. Алексей Шевченко, Валерий Воскобойников, Марина Бородицкая, Григорий Кружков


Писатель Валерий Воскобойников в РГДБ


Встреча с российскими лауреатами Почётного Диплома IBBY в РГДБ. Валерий Воскобойников

Был дружен со многими известными ленинградскими писателями — Александром Кушнером, Андреем Битовым, Иосифом Бродским, Сергеем Довлатовым, Игорем Ефимовым, Валерием Поповым, Владимиром Марамзиным, которые приняли его в свой круг. Они часто собирались у кого-нибудь и читали свои произведения. Такое общение очень благотворно повлияло на молодого автора, о чем он всегда вспоминал с благодарностью.

В 60–70–е годы по командировкам различных журналов объездил всю страну: посетил полярные станции, облетел северное побережье, был на Урале и в Сибири, Кара-Куме.

Валерий Воскобойников - Все будет в порядке

Валерий Воскобойников - Все будет в порядке краткое содержание

Книга Валерия Воскобойникова светлая, смешная и чуть-чуть печальная. Этот доверительный рассказ о приключениях, которые происходят с человеком, когда ему ещё не исполнилось одиннадцати лет, в полном грозных опасностей и неожиданных радостей мире, надолго останется в памяти у читателя.

Все будет в порядке - читать онлайн бесплатно ознакомительный отрывок

Все будет в порядке - читать книгу онлайн бесплатно (ознакомительный отрывок), автор Валерий Воскобойников

Что произошло бы дальше – Володя представить не мог. Знал одно – такого общественного позора он бы не перенёс.

И в эти секунды в их коридоре появился Анатолий. Мальчишки, конечно, Володю бросили, разбежались. И девчонки тоже оставили Таню.

Но в дружбе двух людей бывают не только радости, бывают обиды и злоба. И важно не поддаться этой минутной злобе, пересилить её, иначе оскорбишь своего друга так, что и не восстановишь дружбу, как бы этого ни хотел.

Володя тоже однажды, в своём первом классе, подошёл к Анатолию, а тот в сторону. Это оскорбило, ударило Володю, и решил он, что Анатолий предал их дружбу. Навсегда. Только что в любой момент Володя мог к нему подойти, только что они были вместе. А теперь Анатолий влюбился и ходил вдвоём с девятиклассницей, Зинкой Крупиной.

С той самой Зинкой, которая каждую неделю встречалась с каким-нибудь новым старшеклассником, которая потом несколько лет мучила несчастного Анатолия, а сейчас сама так красиво от любви к нему страдает.

Знакомство Анатолия с Зинкой происходило на виду у всей улицы: Зинка упала Анатолию в руки. Ясно, что не с неба – с неба только парашютисты падают и метеориты. Да иногда самолёты.

Володя и Анатолий шли по улице, Анатолий говорил про новгородского князя Вадима, который не подчинился Рюрику и затеял против него смуту. А в эти минуты Зинка в своём доме выскочила на лестницу поболтать с подругой и у неё захлопнулась дверь. А за дверью на кухне готовилось праздничное угощение, и в духовке пёкся пирог, потому что вечером у Зинки был день рождения. Ей исполнялось пятнадцать.

Дверь захлопнулась, Зинка была на лестничной площадке, и угощению грозила погибель.

Тогда Зинка решила перелезть с балкона соседки на свой балкон. Человек она была отчаянный, в этом Володя недавно снова мог убедиться. Но тогда ей не повезло. А может быть, наоборот, повезло очень. Потому что в ту секунду, когда она сорвалась и все люди, бывшие поблизости, ойкнули, Володя и Анатолий проходили как раз мимо её балкона. Зинка падала со второго этажа, но летела вниз спиной и здорово бы разбилась. Анатолий её поймал. Недаром у него была спортивная реакция. Он её поймал и немного подержал на руках, слегка покачиваясь и озираясь по сторонам, словно раздумывая, куда бы её поставить. На самом-то деле Анатолий потом сознался Володе, что, когда он принял её падение на себя, он с трудом её удержал и сам с трудом удержался на ногах и чуть не застонал от боли.

А Зинка настолько одурела во время падения, что тоже не разобрала, кто её держит – взрослый человек или школьник, только сильно большой и широкоплечий.

– Спасибо, дяденька, – сказала она, обнимая его, а потом добавила: – Извините, пожалуйста.

Анатолий смутился, стал ставить её на ноги, а она вдруг попросила:

– Подсадите меня, пожалуйста, на балкон. У меня пирог горит.

И Анатолий снова поднял её в воздух на вытянутых руках. Она зацепилась за перила своего балкона, перебралась через них, открыла дверь в комнату и уже из дверей победительски улыбнулась, а потом крикнула:

– Приходите сегодня на день рождения! Квартира семь.

Через несколько дней после этого приключения подошёл Володя к школе, чтобы Анатолия встретить и вместе до его дома пройтись, про князя Рюрика ещё поразговаривать, и видит: Анатолий вместе с Зинкой из школы выходят. Идут, весело болтают, Зинка цветную варежку в руке несёт.

– Анатолий! – закричал Володя через всю улицу.

Только тогда они и остановились.

– Тебе что? – спросил Анатолий, как будто чужой.

А Зинка его уже нетерпеливо за рукав дёргает и в лицо заглядывает.

– Анатолий, пойдём со мной. Ты мне про князя Рюрика ещё расскажешь… – заговорил Володя. Он уже предчувствовал, что не с ним пойдёт Анатолий, но не хотел поверить в это.

– Мальчик, отойди, пожалуйста, нам некогда, – оборвала его Зинка. – Толик, пойдём.

Она произнесла последние слова командирским голосом, и Анатолий послушно пошёл, только сказал виновато:

– Про Рюрика я тебе потом обязательно расскажу.

Анатолий не догадывался, что с того дня начнутся его мучения. Потому что Зинка то сама ждала его теперь после уроков, то, дёрнув плечами, уходила от него посреди улицы. То шла, вслушиваясь в каждое его умное слово, заглядывая в лицо, словно собачка, а то не приходила в назначенное время к театру, а когда Анатолий звонил ей домой, отвечала изменённым голосом, что дома её нет. А потом вдруг, назло Анатолию, начинала прохаживаться мимо его окон с какими-нибудь старшеклассниками.

Однажды Володя застал Анатолия плачущим у чердачной двери. Володя туда поднялся с первоклассником из чужого класса, чтобы подраться по-настоящему, но, увидев Анатолия, и драться расхотел. Да и первоклассник сразу превратился из врага в друга.

Анатолий стоял, уперевшись лбом в металлическую дверь, и негромко стонал. Володя, конечно, понял, отчего, точнее, из-за кого он стонет.

– Это он из-за Зинки Крупиной! – шепнул Володя недавнему врагу, и тот понятливо кивнул.

– Не могу я без неё жить, не могу! – простонал Анатолий.

Уже две недели оскорблённый Володя не подходил к Анатолию. Две недели, проходя мимо, насильно отворачивал голову, чтобы смотреть мимо. А потом понял, кто во всём виноват. И возненавидел её – Зинаиду Крупину.

– Володя, – проговорил Анатолий, не поворачивая головы от металлической двери. – Передай ей, пожалуйста, записку. И пусть обязательно напишет ответ. Я больше так не могу.

Записку они с первоклассником сразу прочитали. Как только спустились в коридор. Ничего такого там не было. Всего одно предложение.

– Давай припишем, чтоб знала, как Анатолия мучить, – сказал Володя чужому первокласснику и шариковой ручкой дописал:

Эту записку они отнесли Зине, найдя в расписании её класс.

– Сказал, чтоб ответ обязательно дала, – хмуро, с угрозой в голосе, проговорил Володя. А сзади него стоял такой же хмурый другой первоклассник.

Читайте также: