Зачем баскетбол в школе

Обновлено: 05.07.2024

На личном опыте работы сначала в общеобразовательной школе, а последние шесть лет в Преображенском кадетском корпусе в должности учителя по физической культуре и педагога дополнительного образования по баскетболу мною была разработана данная программа начального обучения игры в баскетбол.

Набор учащихся в кадетский корпус начинается с 5 класса. После проведения тестирования в начале учебного года становится очевидным разность в уровне физической подготовленности кадетов. В одном классе оказываются ребята, имеющие совершенно разные уровни физической подготовленности. Обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учетом их здоровья, физического развития и двигательной подготовленности – является важнейшим требованием к уроку. Выполнение этого невозможно без индивидуальных и индивидуально-групповых форм обучения.

На первых уроках становится видно, что многие ребята не умеют общаться и взаимодействовать друг с другом. И решить эти проблемы, на мой взгляд, успешно помогает обучение спортивным играм и в частности баскетболу.

Баскетбол является прекрасным средством развития физических качеств у подростков, формирования их осанки, укрепления здоровья. Усложненные условия деятельности и эмоциональной подъем позволяют легче мобилизовать имеющиеся резервы двигательного аппарата.

В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор ответных действий. Игрок, находящийся на площадке, должен оценивать расположение игроков своей команды и соперника, анализировать особенности возникающих комбинаций, предвидеть направление мяча и т.д.

Быстрота и объем зрительного восприятия, скорость переработки информации, развитое оперативное мышление, хорошая кратковременная память, устойчивость внимания – все эти качества успешно развиваются под влиянием занятий спортивными играми и в частности баскетболом.

Уроки по баскетболу проходят в спортивном зале 18х9м. В зале установлено 6 щитов с кольцами: 2 игровых и 4 тренировочных.

Количество учащихся в классе 20 – 24 кадета.

Для организации учебного процесса в зале были сделаны разметки для игры в мини-баскетболе (диаметр игрового круга – 2,6м, расстояние до штрафного кольца – 3,2м и дугой радиусом – 1,3м), волейбол, а так же дополнительные разметки для обучения броскам в баскетболе и передвижений.

Планирование и контроль

При разработке тематического планирования за основу была взята комплексная программа физического воспитания под редакцией доктора пед. наук В.И. Ляха (2005г.)

Сегодня физическая культура – это не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей, над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желания, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить саморегуляции , адаптации, релаксации. Уроки физической культуры необходимо выстраивать, руководствуясь принципами гумманизации и демократизации, воспитания культуры здоровья, используя психолого-педагогические и психолого-физиологические теории обучения, воспитания и развития личности.Правильная организация занятий баскетболом необходима для физического развития, дает положительные эмоции, позволяет выработать полезные привычки при занятиях спортом: организовать правильное питание, соблюдать требования гигиены, заботиться о своем здоровье. Но одни только баскетбольные тренировки не могут обеспечить всестороннее развитие физических качеств: в учебно-тренировочный процесс необходимо включать элементы из других видов спорта, таких как легкая атлетика, акробатика плавание и т.д. Когда занятия правильно организованы и ими руководит квалифицированный специалист, это дает хороший результат. Однако при этом следует соблюдать особую осторожность, так как, например, при выполнении упражнений на развитие силы с тяжелыми предметами в младших возрастных группах можно получить серьезные травмы, которые могут отрицательно сказаться на развитии физических качеств молодых игроков.

Для высоких результатов баскетболист должен:

1) владеть известными приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях.
2) Уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях игры.
3) Владеть комплексом примеров, которыми приходится в игре использовать чаще.
4) Постоянно совершенствовать приемы.

При проведении уроков физической культуры по баскетболу необходимо обращать внимание на выполнение бросков, так как броски являются одним из главных технических приемов баскетбола. Успех команды обеспечивает точный завершающий бросок .
Говоря о бросках в баскетболе, следует иметь в виду три основных их характеристики - вид броска, стиль и технику, понимаемую здесь как организационную структуру движений при броске.
Броски в корзину - важнейший элемент в баскетболе. Чтобы выиграть матч, команда должна превзойти противника в счете, а это достигается посредством более точных бросков. Все остальные игровые приемы лишь способствуют созданию условий для выполнения точного броска в корзину. Чтобы приносить пользу команде, каждый игрок должен уметь метко поражать корзину. Сложный комплекс способностей, позволяющих забросить мяч в корзину, включает в себя правильную технику, сосредоточение и решительность. Существует большое количество разновидностей бросков. Каждый бросок основывается на технике выполнения одного из шести бросков:

1) двумя руками снизу;
2) одной рукой снизу;
3) двумя руками с места;
4) одной рукой с места;
5) бросок в прыжке;
6) крюком.

1) броски двумя руками; броски одной рукой;
2) броски сверху, от груди, снизу, сверху вниз, добивание;
3) броски с вращением мяча, с отскоком от щита, без отскока от щита;
4) по характеру передвижения игрока: с места, в движении, в прыжке:
5) по расстоянию: дальние, средние, ближние
6) по направлению к щиту: прямо перед щитом, под углом к щиту, параллельно к щиту.

Точность броска в корзину в первую очередь определяется рациональной техникой, стабильностью движения и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полет и вращения мяча.
Траектория мяча выбирается от дистанции, роста игрока, высоты его и активности противодействия высокорослого защитника. Мяч обычно бросают с обратным вращением, которое позволяет удержать его на заданной траектории и добиться более мягкого отскока в случае неудачного броска. Кроме того, обратное вращение замедляет скорость полета мяча, при встрече с кольцом увеличиваются шансы на то, что он проскочит в корзину, а не отскочит наружу (Шерстюк А.А., 1991).
С точки зрения динамики, все броски лучше выполнять с отскоком от щита. Наблюдения показывают, что большинство бросков неточны из-за недолета мяча до корзины. Независимо от того, целится игрок в переднюю или заднюю часть обруча или в щит, он концентрирует внимание на избранной точки мишени, во время и после броска. При броске все движения должны быть плавными и ритмичными. Сопровождение мяча естественное продолжение броска, в то время как взгляд игрока все ещё направлен на цель.

При работе с учащимися выделяем основные требования при броске:

1) выполняй бросок быстро,
2) в исходном положении удерживай мяч близко к туловищу,
3) если бросаешь одной, то направь локоть бросающей руку на корзину
4) выпускай мяч через указательный палец,
5) сопровождай бросок рукой и кистью,
6) постоянно удерживай взгляд на цели,
7) полностью сосредотачивайся на бросок,
8) следи за мягкостью и непринужденностью броска,
9) для сохранения равновесия удерживай плечи параллельно.

Цель мастер-класса: эффективные педагогические приёмы, способствующие достижению результативности в спортивной деятельности.

План-конспект открытого занятия по баскетболу на тему: "Баскетбол как средство совершенствования оперативного мышления"

Инвентарь: баскетбольные мячи, свисток.
7 класс.

Упражнения в беге.
1. Бег спиной вперед, передача мяча перед грудью.

2. Ведение мяча правой рукой

3. Ведение мяча левой рукой

4. Перевод мяча влево, вправо

Ведение вдоль боковой линии волейбольной площадки

5. Прыжки на правой ноге ведение, правой рукой.
6. Прыжки на левой ноге, ведение левой рукой
7. Захлестывание голени, ведение правой рукой.
8. С высоким подниманием бедра, ведение левой рукой
9. Ускорение ,ведение правой рукой.
10. Ускорение, ведение левой рукой.
11. Ускорение ведение правой на середине площадки перевод в левую, заканчиваем ведение левой рукой.
30 сек.
30 сек
30 сек
30 сек.
30 сек.
30 сек
30 сек.
30 сек
30 сек
30 сек
полкруга
полкруга
полкруга
полкруга Мяч в правой руке прижатый к туловищу с боку, смотреть вперед.

Смотрим прямо, пятки поднимаем выше.
Локти развести в стороны.

Смотрим прямо, работаем кистями рук.
Мяч к голове не прижимать.

Мяч к туловищу не прижимать.

Мелкими шагами, на полусогнутых ногах, смотрим прямо
Выпады шире, смотрим прямо.
Перебрасываем по дуге не высоко, сопровождаем кистью, ловим пальчиками.
Стойка баскетболиста, первая нога ставится на пятку, не прыгать.

Смотреть через левое плечо, пятки поднимать выше.
Ведение справа - сбоку за линией волейбольной площадки.
Смотрим прямо, мяч выше талии не поднимаем.
Переводим по диагонали

Мяч ведем с боку

Мяч выше талии не отбивать
Смотрим прямо

Смотрим прямо.
Перевод по диагонали.
Основная часть ( 25 -30 мин.)

А) Обучение: ведение мяча 2 шага бросок.
1) И.п.- правая нога впереди, мяч в правой руке, левой рукой придерживаем мяч сбоку- бросок мяча вверх над собой

2) И.п. - левая нога впереди- шаг правой ,шаг левой вынос правого колена вверх
3) И.п. тоже - шаг правой, шаг левой прыжок с выносом правого колена вверх- бросок мяча правой рукой вверх.
4) И.п. тоже самое - ведение на месте, по свистку ведение 2 шага бросок
5) И.п.- правая нога впереди, Одновременно с ударом мяча шаг левой, мяч в руках шаг правой, шаг левой прыжок бросок мяча вверх
6) И.п. – левая нога впереди. Одновременно с ударом мяча шаг правой, шаг левой- с мячом в руках шаг правой – шаг левой прыжок бросок мяча вверх
7) И.п.- правая нога впереди. Одновременно с ударом мяча шаг левой, шаг правой, шаг левой – с мячом в руках , два шага прыжок бросок мяча вверх.

В) Совершенствование передач мяча в движении ( эстафета)
Класс делится на 4 команды . Каждая команда размыкается от лицевой линии до лицевой на всю волейбольную площадку. У каждого учащегося левая нога стоит впереди. Игроки в команде стоят на расстоянии 5 метров друг от друга левая нога впереди лицом к направляющему. Направляющий стоит за лицевой линией лицом к команде с мячом в руках. По сигналу направляющий передает мяч указанной передачей вперед игроку и сам перебегает на его место, игрок получивший мяч делает поворот вправо делая шаг левой ногой вперед выполняя передачу мяч следующему и сам перебегает на его место и т. д. Последний получив мяч выполняет ведение мяча обратно за лицевую линию и передает эстафету следующему. Выигрывает команда первая закончившая эстафету.
А) бросок одной рукой от плеча.
В) бросок двумя руками от груди
6 -7 раз
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
2 раза
5 -7 мин Кисть смотрит в лицо, мяч лежит на пальцах не касаясь ладони, локоть на уровне плеча. Во время броска рука выпрямляется вверх, кисть после броска завершает полет мяча.
Первый шаг широкий, второй укороченный взрывной.
Рука сопровождает мяч.

Смотрим прямо, все выполняем по сигналу.
Смотрим прямо

Колено поднимаем выше, кисть сопровождает мяч после броска.

Броски мяча одной от плеча - рука сопровождает мяч.

Во время возвращения все команды выполняют ведение мяча с правой стороны.

Заключительная часть( 3-4 мин.)
Построение.
Подведение итога.

Домашнее задание. Выделить учеников хорошо усвоивших упражнение, команду победившую в эстафете.

1) Подъем прямых ног и рук из положения лежа на животе 15- 18 раз
2) Отжимание от пола 10- 15 раз.
3) Касание ногами за головой с медленным опусканием ног 15- 20 раз


на уроке физ-ры возник спор, зачем нужен баскетбол в школе? в жизни же никак не пригодится, ну кроме тех кто хочет связать свою карьеру со спортом.


Серая_собака



Стасёнышь.


SKR


Серая_собака


65_REGION



Ariki


Ягуар_гроза_козлов


тв.Громозека



raznocvetniy


Ariki


x-s


Ariki


Ягуар_гроза_козлов



Ariki




Бенедикт


raznocvetniy



Спич


Rm_c


Рамадан


Дискетка



Дискетка


крыс




issen


Vrednaja.


Vrednaja.


Рамадан


Vrednaja.


marisha_


marisha_


100pudOff


65_REGION



Полнолуние


100pudOff


Полнолуние


100pudOff


Полнолуние


100pudOff


ЛеваЮрист


Полнолуние


ЛеваЮрист


Рамадан


Кантерский



Полнолуние


ЛеваЮрист



митряй



Genuk


100pudOff


juspa



У-ДАЧНИК


Поздравляю нашу сборную России по хоккею с выходом в финал


Всем добра! Подскажите, где в Южном удобнее всего учиться кататься ребенку школьного возраста на лыжах (не горных). Прокат лыж не нужен.


юную 15-летнюю девочку Камилу Валееву давили, давили и всё таки задавили. после сильнейшего прессинга после истории с допингом и семичасового ночного суда, хрупкая девочка не смогла восстановить свои моральные силы. она прекрасно откатала короткую программу и многие поверили что она нашла в себе силы преодолеть эти
мрачные тяготы, свалившиеся на её хрупкие плечи но увы, в произвольной программе она сделала несколько ошибок в элементах, которые тысячи раз выполняла безупречно!
итог-4 место. остается… (читать далее)


Баскетбол - популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране. Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма.

Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды.

Взаимосвязь между навыками техники игры и физическими качествами широко используется в отечественной системе воспитания и образования. Для гармоничного физического развития дошкольников и младших школьников проводят подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола, а также двусторонние матчи по мини-баскетболу. Школьники среднего и старшего возраста имеют возможность заниматься баскетболом на уроках физической культуры и в спортивных секциях, а наиболее одаренных приглашают систематически заниматься в группы подготовки ДЮСШ и СДЮШОР.

Существует также широкая сеть спортивных состязаний разного ранга, участие в которых оказывает ни с чем не сравнимый тренировочный и воспитательный эффект.

В начальной школе используются подвижные игры с элементами баскетбола. Уже с 5 класса необходимо стремиться учить учащихся согласовывать индивидуальные и простые командные технико - тактические взаимодействия,(с мячом и без мяча) в нападении и в защите начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр( типа Борьба за мяч).Технику игры можно условно разделить на два раздела- техника нападения и техника защиты. Техника нападения определяется следующими 4 приёмами,( ловля передача ведение и бросок).

Техника защиты включает,(стойку вырывание выбивание перехват мяча). Такие приёмы как повороты остановки финты передвижения овладение мячом при отскоке от щита используются как при нападении, так и при защите.

Статья Баскетбол на уроках физкультуры

В процессе игры в баскетбол происходит беспрерывные чередование между игрой в защите и игрой в нападении. С момента овладения мячом одним из игроков команды вся пятёрка переходит в нападение и стремления игроков направлены к тому, чтобы прорвать оборону противника и добиться результата. С момента потери мяча команда целиком переходит к обороне и каждый игрок, стремиться скорее овладеть мячом не дав забросить его в свою корзину. Таким образом, успех команды зависит от качества игры и в нападении и в защите. В период обучения в школе учащиеся овладевают основными приёмами игры в баскетбол знают её правила и приобретают элементарные судейские инструкторские навыки.

Список литературы

1. Теория и методика физической культуры. Матвеев Л.П. 1991г.

2. Физическое воспитание 5-7 классы. Лях В.И. 2001г.

Весь материал - смотрите документ.

Содержимое разработки

Баскетбол на уроках физической культуры

Баскетбол - популярная спортивная игра. За свою более чем вековую историю он снискал огромное число почитателей во всем мире. Присущие ему высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей и психических возможностей привлекают к игре всевозрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране. Баскетбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма.

Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды.

Взаимосвязь между навыками техники игры и физическими качествами широко используется в отечественной системе воспитания и образования. Для гармоничного физического развития дошкольников и младших школьников проводят подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола, а также двусторонние матчи по мини-баскетболу. Школьники среднего и старшего возраста имеют возможность заниматься баскетболом на уроках физической культуры и в спортивных секциях, а наиболее одаренных приглашают систематически заниматься в группы подготовки ДЮСШ и СДЮШОР.

Существует также широкая сеть спортивных состязаний разного ранга, участие в которых оказывает ни с чем не сравнимый тренировочный и воспитательный эффект.

В начальной школе используются подвижные игры с элементами баскетбола. Уже с 5 класса необходимо стремиться учить учащихся согласовывать индивидуальные и простые командные технико - тактические взаимодействия,(с мячом и без мяча) в нападении и в защите начиная с применения подобранных для этой цели подвижных игр( типа Борьба за мяч).Технику игры можно условно разделить на два раздела- техника нападения и техника защиты. Техника нападения определяется следующими 4 приёмами,( ловля передача ведение и бросок).

Техника защиты включает,(стойку вырывание выбивание перехват мяча). Такие приёмы как повороты остановки финты передвижения овладение мячом при отскоке от щита используются как при нападении, так и при защите.

В процессе игры в баскетбол происходит беспрерывные чередование между игрой в защите и игрой в нападении. С момента овладения мячом одним из игроков команды вся пятёрка переходит в нападение и стремления игроков направлены к тому, чтобы прорвать оборону противника и добиться результата. С момента потери мяча команда целиком переходит к обороне и каждый игрок, стремиться скорее овладеть мячом не дав забросить его в свою корзину. Таким образом, успех команды зависит от качества игры и в нападении и в защите. В период обучения в школе учащиеся овладевают основными приёмами игры в баскетбол знают её правила и приобретают элементарные судейские инструкторские навыки.

1.Теория и методика физической культуры. Матвеев Л.П. 1991г

2.Физическое воспитание 5-7 классы. Лях В.И. 2001г


-75%

Читайте также: