Юрий буйда синдбад мореход краткое содержание

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОК ПО РАССКАЗУ Ю.БУЙДЫ

Abstract. The author presents the experience of reading and analyzing the story of the contemporary writer Yuri Buida as a result of which students realize the role of classic literature, in particular Pushkin’s “I loved you: yet the love, maybe…” in the female character.

Keywords: “Sinbad the Sailor”, story, unity of content and form, composition, moral values, dramatic events of life, selflessness, persistence of character, lo- neliness, immortal Pushkin lines, romantic dream.

Цели урока: прививать любовь к чтению, учить анализировать художественный текст; воспитывать грамотного читателя, выявить ду- ховно-нравственную основу рассказа, форми- ровать представление о вечных нравственных ценностях, отражённых в рассказе; развивать навыки устной и письменной речи учащихся.

Вводно-мотивационный этап урока

Старшеклассники записывают в тетради тему урока и обращаются к эпиграфу.

Я сегодня, возможно, заветы молчанья нарушу,

Постараюсь хотя бы немного вам сердце

— Как вы понимаете эти слова?

— Сердце открывают не каждому, но поэт решается на это.

— Вот и автор рассказа, который мы сегодня обсуждаем, открывает нам чьё-то сердце, а мо- жет быть, и своё. Надеется на наше понимание и отклик. Посмотрим, что он нам доверил.

— Синдбад Мореход — герой восточных сказок, путешественник, обладатель несметных сокровищ, переживший множество фантасти- ческих приключений. Возможно, в рассказе речь идёт о путешествии в наши дни.

— А может быть, заглавие не имеет прямо- го значения? И тогда не сказочная жизнь станет основой сюжета, а какая-то другая?

Слово учителя. Предваряя наше совмест- ное чтение, расскажу вам сказку, назвала я её

Жила-была в одной далёкой стране добрая девочка с золотым сердцем. Однажды Фея ре- шила подарить ей лоскутное одеяло. Цветные лоскутки этого волшебного одеяла могли тво- рить чудеса. Стоило дотронуться до лоскутка — и бедный, нуждающийся в помощи человек по- лучал её, желающий обрести силу становился сильным… Но лоскутки после исполнения жела- ния теряли свою силу.

Девочка с благодарностью приняла дар Феи.

В тот год в далёкой земле случилась страш- ная засуха, от зноя растрескивалась земля, и нежные хлебные злаки засыхали на корню. Первый волшебный лоскуток девочка отдала пахарям. И оросилась дождями земля, и уро- дились на славу хлеба. Люди были сыты и бла- годарили свою спасительницу.

Так отдавала девочка лоскуток за лоскут- ком, и исцелялись от страшных недугов боль- ные, обиженные утешались и вновь обретали веру в справедливость.

И вот у девочки остался последний лоскуток. Будь вы на её месте, кому бы отдали его? Ребята говорят: больному ребёнку, немощ-

ному старику, слепому; врачу, который смог бы победить рак, нищему без дома и т. д.

— А в моей сказке волшебный лоскуток был отдан одинокому человеку.

Выразительное чтение рассказа (рас- сказ читается полностью в соответствии со смысловыми фрагментами).

«Перед смертью Катерина Ивановна Мо- мотова велела позвать доктора Шеберстова, у которого лечилась всю жизнь и который давно находился на пенсии. Она вручила ему ключ от своего домика, свёрнутый вчетверо листок бу- маги и попросила сжечь этот листок вместе с остальными.

— Они у меня дома, — смущённо пояснила она, — только никому не говорите, пожалуйста. Я бы и сама… да видите — как всё обернулось…

Доктор вопросительно поднял бровь, но старуха лишь виновато улыбнулась в ответ. Она была совсем плоха: умирала от саркомы. Лечащий врач сказал Шеберстову, что до утра она вряд ли дотянет.

На лавочке у входа в больницу покуривал участковый Лёша Леонтьев, казавшийся рядом с громоздким Шеберстовым подростком в ми- лицейском мундире. Его фуражка с выгоревшим околышем лежала в мотоциклетной коляске.

— Не желаешь прогуляться? — поинтере- совался доктор, глядя поверх головы Леонтьева на мошек, круживших возле бледного уличного фонаря, вознесённого на позеленевший от сы- рости деревянный столб. — К Момотовой Кате.

— К Синдбаду Мореходу? Или она умерла?

— Нет. — Шеберстов показал участковому ключ. — Просила к ней заглянуть. Я прохожий, а ты всё же власть.

Лёша бросил окурок в широкую каменную вазу, заполненную водой, и со вздохом под- нялся.

— Скорей бы зима, что ли…

Беседа по прочитанному фрагменту

— Вспомните, каковы особенности жанра рассказа. (Рассказ — прозаическое произве- дение малого объёма с динамическим разви- тием сюжета, действующих лиц в рассказе не- много, действие протекает на небольшом от- резке времени, обычно изображается один эпизод из жизни героя.)

— К какому элементу композиции вы бы отнесли эту часть рассказа? (Это завязка дей- ствия — событие, с которого начинается дей- ствие.)

«Сюда, в бывшую Восточную Пруссию, она приехала с первыми переселенцами. Муж её работал на бумажной фабрике, а Катерина Ива- новна — прачкой в больнице. У них было четверо

38 Литература в школе. 2017. № 8.

Беседа по прочитанному фрагменту

— Каким элементом композиции является эта часть рассказа? (Развитие действия.)

— Какими эпитетами можно охарактери- зовать судьбу героини? (Горемычная, много- трудная, многострадальная, тяжёлая.)

своим горем. Она всю свою жизнь трудится не покладая рук.)

— Какие чувства возникают у вас к Катерине Ивановне? (Уважение, жалость, сострадание.)

«Оглядевшись зачем-то по сторонам, док- тор Шеберстов отпер входную дверь и жестом приказал Лёше идти вперёд. Леонтьев включил свет в прихожей и кухне.

— А чего она хотела? — крикнул он из ком- наты. — Чего ищем-то?

Шеберстов не ответил. Он развернул сло- женную вчетверо бумажку, которую ему дала вместе с ключом Катерина Ивановна, и лицо его побагровело и набрякло. В сердцах швыр- нув бумажку на кухонный стол, он пригнулся, чтобы не стукнуться головой о притолоку, и с шумным сопением остановился за спиною Ле- онтьева. Участковый задумчиво разглядывал обстановку второй старухиной комнаты. Не- яркая лампочка без абажура освещала гро- мадную груду бумаги, занимавшую едва ли не всё свободное пространство.

— Она романы, что ли, сочиняла, — недо- вольно пробурчал Леонтьев. — Глянь-ка… — Он поднял с пола листок бумаги. — Я вас лю- бил, любовь ещё, быть может… — недоумённо посмотрел на доктора. — И чего это, а?

Шеберстов переложил палку в другую руку и решительно отодвинул Лёшу в сторону. Отду- ваясь, втиснулся в узкую щель, где стоял стул с гнутой спинкой, и сел. Выдернул из бумажного вороха пачку листков и принялся читать.

— Да что ж это такое? — повторил Лёша, растерянно глядя на исписанный старухиными каракулями листок. — Неужели она…

Беседа по прочитанному фрагменту

— Как называется эта часть композиции рассказа? (Кульминация — точка наивысшего напряжения в развитии действия художествен- ного произведения.)

— Какую роль играет освещение комнаты, описание её обстановки? (Неяркий свет лам- почки акцентирует внимание вошедших в ком- нату на загадочных листах бумаги, с которыми связаны светлые минуты жизни героини, поз-

воляет увидеть бедность всеми забытой Кате- рины Ивановны.)

— Как меняется отношение врача и мили- ционера к листку бумаги от Катерины Иванов- ны? (Их недоумение сменяется признанием глубины внутренний, духовной жизни Катерины Ивановны.)

— В какой период жизни и творчества на- писано стихотворение?

— Какое чувство переживает лирический герой?

— Какая лексика преобладает в элегии?

— Какую тему вносит в рассказ цитата из пушкинского стихотворения? Что значили эти бессмертные строки в жизни героини расска- за? (Стихотворение вносит тему неразделён- ной любви. У Екатерины Ивановны оно связано с мечтой о возвышенном, прекрасном, а может быть, с чувством неразделённой любови. Оно помогало ей преодолеть горечь несостоявшей- ся любви, стойко переносить трудности жизни, а к старости одиночество.)

«До самого утра они разбирали бумаги, ко- торые Синдбад Мореход просила уничтожить и почти пятьдесят лет таила от чужих глаз. Каждый день, начиная с 11 ноября 1945 года, она пере- писывала от руки одно и то же стихотворение Пушкина — “Я вас любил…”. Сохранилось во- семнадцать тысяч двести пятьдесят два листа бумаги разного формата, на каждом — восемь бессмертных строк, не утративших красоты даже без знаков препинания — ни одного из тринадцати старуха ни разу не употребила. Она писала, видимо, по памяти и делала ошибки — например, слово “может” непременно с мягким знаком в конце. Слово же “Бог” — вопреки то- гдашней советской орфографии — всегда с большой буквы. Внизу каждого листка она обя- зательно ставила дату и — очень редко — при- бавляла несколько слов: 5 марта 1953 года — “помер Сталин”, 19 апреля 1960 года — “помер Фёдор Фёдорович”, 12 апреля 1961 года — “Га- гарин улетел на Луну”, 29 августа 1970 года — “Петинька (это был внук) родил дочку Ксению”…

Слово учителя. Вспоминая стихотворение великого поэта в горькие минуты своей жизни, Катерина Ивановна доверяет листку свою душу, своё сердце. Рядом с ней не было человека, с которым можно было поделиться своей завет- ной тайной, возвышенной мечтой.

18 252 листка бумаги. Что это странность, наивность? Конечно нет.

Как вы думаете, пушкинское стихотворе- ние выражает мечту о чём-то прекрасном и светлом? Или оно напоминает о незабывае- мом за десятки лет сильном чувстве.

— А ещё хочу вас спросить, не возникли ли у вас вопросы, которые так взволновали меня: откуда эта простая, хлебнувшая так много горя женщина узнала это стихотворение? Сколько же лет она посвятила такому поступку-служе- нию? И что открывают вам в героине ответы на эти вопросы? (Помня, что год вмещает 365 дней, легко подсчитать, что Катерина Ивановна зани- малась перепиской стихотворения Пушкина 50 лет! С 1945-го по день смерти — 1995-й. Судя по её речи, она училась недолго, может, кончила только семь классов. Возможно, на школьном уроке литературы услышала она замечательные пушкинские стихи о высокой, неразделённой любви и самоотверженности этого чувства, спо- собного подняться выше собственной обиды и боли, способного преклониться перед таким же сильным чувством любимой женщины, но любя- щей другого… Полвека переписывания именно этого стихотворения говорит о глубине, силе любви героини, о её одухотворённой душе, о способности через жизненные испытания, по- тери, боль, горе, насмешки и равнодушие про- нести и не потерять проникновенные, высокие пушкинские слова, которые отразили и её суть, понимание их силы и красоты.)

«…Под утро Шеберстов и Лёша растопили печку и принялись жечь бумагу. Уже через пол- часа печка нагрелась, в комнате стало жарко. Оба чувствовали себя почему-то неловко, но ко- гда Леонтьев пробормотал: “А какая разница, человека жечь или вот это…” — доктор лишь сердито фыркнул. Один листок — тот, который

Составление учащимися вопросов к фрагменту

— Почему для доктора и милиционера жечь листки или жечь душу было равнозначно? (Сжечь листки, в которых отразилась её душа, значило уничтожить то, чем Катерина Ивановна жила, что её удерживало в этом мире.)

— Для чего доктор Шеберстов всё же сохра- нил один листок? (Доктор хотел сохранить память об этой героической женщине, достойно про- жившей свою жизнь. Он осознал, что русская классика — это высокое искусство — вечно, бес- смертно, она понятна любому человеку, даёт ему духовные силы преодолевать трудности жизни.)

— Какими словами завершается рассказ?

А сейчас вернёмся к нашей сказке.

Добрая девочка держала в руках последний волшебный лоскуток. Толпа страждущих про- стёрла к ней руки… Каждый жаждал получить за- ветный лоскуток-спасение. Даже птицы замерли в небе, похожем на глубокую синюю чашу.

Девочка протянула руки к изувеченному на войне солдату. Он прижал лоскуток к груди и счастливо улыбнулся. И вдруг в одно мгнове- ние все увидели, как по пыльной дороге бредёт усталый одинокий человек. Солдат, прихра- мывая, пошёл навстречу путнику и протянул ему волшебный лоскуток.

— Согласитесь, одинокому человеку он был нужнее…

В сугробах у реки. Как из слюды, Они тонки.

Чуть подморозило Два крошки-озера,

И звёзды в них дрожат, Светясь, как угольки. Возьму в ладонь

Хотя б один твой след, Но только тронь —

Он просто снег, Он разлипается, Он рассыпается,

И вот в руке одна вода, А следа нет.

Внутри твоих следов лёд расставанья,

ПОИСК. ОПЫТ. МАСТЕРСТВО

Но поверни, но поверни следы обратно, Сквозь чуждые следы, сквозь расстоянья —

По собственным слезам, по собственным

Любовь — тот след, Где плавает звезда, Любовь — тот свет, Что навсегда.

Но до последних лет

И слёз бесследных нет, Ведь нет следов,

Что исчезают без следа.

Внутри твоих следов лёд расставанья, Но поверни, но поверни следы обратно,

Сквозь чуждые следы, сквозь расстоянья —

По собственным слезам, по собственным

Домашнее задание (по выбору):

Напишите аннотацию к рассказу Ю.Буйды

1. БУЙДА Ю.В. Прусская невеста. — Кали- нинград: Соло, 1996.

2. ДЕМЕНТЬЕВ А.Д. Я живу открыто. — М.: Эксмо, 2007.

3. ПУШКИН А.С. Избранное. — М.: Олимп; АСТ, 1996.

4. ХАРИТОНОВА О.Н. Учение с увлечени- ем: творческие уроки литературы в шко-

Содержание урока:

1. Экспозиция.

Дорогие мои друзья! Скажите, пожалуйста, в какую пору жизни вы обращаетесь к поэзии? Что она значит для вас? Помогает вам поэзия или нет?

Ученики дают короткие ответы.

Вопросы ко всем нам:

  • Когда мы познакомились с данным стихотворением? Как прочитали его? Как часто мы обращаемся к его содержанию?

Так начинается повествование, которое сразу заинтересовывает читателя. Мы тоже обращаем на это внимание. Что за листок, что написано на нем и почему сжечь?

Ученики вспоминают мультипликационный фильм о любителе приключений, пирате Синдбаде Мореходе. Интерес усиливается. Почему старуха названа таким прозвищем?

3. Ученики получают распечатанный текст хронологии жизни Катерины Ивановны и вычитывают его, отмечая вехи ее жизни.

  • В городок приехала с первыми переселенцами.
  • Муж работал на бумажной фабрике, она – прачкой в больнице.
  • У них было четверо детей – двое своих да двоих взяли из детдома.
  • Маленькая сухонькая женщина тянула большое хозяйство, ухаживала за прибаливавшим мужем (он был трижды ранен на фронте) и детьми.
  • В 1957 году лишилась ноги по колено, в том же году утонул в реке сын Вася.
  • Через три года отмучился Федор Федорович: не перенес операции на задетом осколком сердце.
  • Дочери выросли и разъехались, младшая Верочка оставила сына бабушке и исчезла.
  • Мальчик вырос и ушел в армию, потом женился и изредка присылал открытки с пожеланиями успехов в труде и счастья в личной жизни.
  • Пенсия была крошечная, Катерина Ивановна как-то незаметно для себя втянулась в сбор пустых бутылок. Для этого она ежедневно проделывала многокилометровые походы, за что и была прозвана Синдбадом Мореходом.

4. Театрализация текста. Классное помещение условно разделено на две комнаты героини (нам это удобно, так как в классе есть занавес). Мы встаем и вместе с Шеберстовым и Леонтьевым проходим во вторую комнату старухи.

6. Творческое задание. Представить на листках бумаги стихотворение так, как оно могло выглядеть в письме Катерины Ивановны.

У каждого ученика, участника урока, появляется свой вариант листка. Здесь даже играет роль почерк человека.

«Я вас любил любовь еще быть можеть в моей душе угасла не совсем но пусть она вас больше не тревожит я не хочу печалить вас ничем я вас любил безмолвно безнадежно то робостью то ревностью томим я вас любил так искренно так нежно как дай вам Бог любимой быть другим

7. Чтение рассказа.

8. Проблемный анализ рассказа.

( В процессе анализа принимают участие все: и учитель, и ученики).

  • В рассказе имеются два вставных эпизода. Для чего они нужны автору?

Стихотворение Николая Заболоцкого поможет нам осмыслить этот вопрос:

Два мира есть у человека –
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

Первый эпизод говорит о внешней жизни Катерины Ивановны, жизни для людей.

Другой эпизод обнаруживает перед Шеберстовым и Леонтьевым и нами, читателями, внутреннюю жизнь Катерины Ивановны. Оказывается, что каждый день был наполнен содержанием, о чем свидетельствует ее обращение к стихотворению-шедевру Александра Пушкина. Сама того не ведая, возможно, она чувствовала и сберегала красоту и стойкость души.

…Удивительно большая жизнь Катерины Ивановны видится в том, что она восемнадцать тысяч двести пятьдесят два раза обращалась к стихотворению красоты и любви, какая-то освещающая и заполняющая пространство не комнаты, а всей Вселенной любовь, безграничная, поднимающая человека ввысь – дух захватывает! Каждый день прожить в любви очень трудно. Много искушений. Но Катерина Ивановна смогла противостоять тьме обстоятельств.

  • Почему Катерина Ивановна переписывала стихотворение Пушкина каждый день? Что оно значило для нее?

Трудно, возможно, потому, что перед нами в рассказе обнаружилась громадная душа человека, достойно выполнившего свой человеческий долг, долг жены и матери, бабушки, просто рядом соседствующего человека. Двое своих детей, двое из детдома, а ведь муж болен, так что рассчитывать можно было только на себя. Тянула большое хозяйство, чтоб прокормить семью. Не бросила, выпестовала внука, оставленного матерью. Жила, ни на что не жалуясь, не сошла с ума.

  • Что открывает для читателя данный рассказ? К чему привлекает внимание?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, проведем исследование текста. Посмотрим, какие глаголы используются автором для обозначения жизни Катерины Ивановны.

В унисон нашим размышлениям звучит стихотворение Федора Ивановича Тютчева. (Чтение стихотворения слушаем в исполнении ученика).

Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…

И жизнь твоя пройдет незрима,
В краю безлюдном, безымянном,
На незамеченной земле, -
Как исчезает облак дыма
На небе тусклом и туманном,
В осенней беспредельной мгле…

Стихотворение обращено к русской женщине, которая незримо для окружающих ее людей свершает ежедневный подвиг жизни: много терпит, много любит, много трудится, порой себя забывая и ничего не требуя для своего удовольствия.

Катерина Ивановна Момотова, Катя Момотова, Синдбад Мореход, так в разное время жизни называли женщину, героиню рассказа Юрия Буйды.

Лечил доктор Катерину Ивановну всю жизнь, а знал ли, как и чем она живет, о чем думает, чему радуется или печалится? Скорее всего, не знал.

9. Обобщение темы урока: Каким же словом жив человек?

(Ученики и учитель обобщают сказанное по проблеме урока, делятся впечатлениями о прочитанном произведении.)

Перед смертью Катерина Ивановна Момотова велела позвать доктора Шеберстова, у которого лечилась всю жизнь и который давно находился на пенсии. Она вручила ему ключ от своего домика, свернутый вчетверо листок бумаги и попросила сжечь этот листок вместе с остальными.

— Они у меня дома, — смущенно пояснила она. — Только никому не говорите, пожалуйста. Я бы и сама… да видите — как все обернулось…

Доктор вопросительно поднял бровь, но старуха лишь виновато улыбнулась в ответ. Она была совсем плоха: умирала от саркомы. Лечащий врач сказал Шеберстову, что до утра она вряд ли дотянет.

На лавочке у входа в больницу покуривал участковый Леша Леонтьев, казавшийся рядом с громоздким Шеберстовым подростком в милицейском мундире. Его фуражка с выгоревшим околышем лежала в мотоциклетной коляске.

— Не желаешь прогуляться? — поинтересовался доктор, глядя поверх головы Леонтьева на мошек, круживших возле бледного уличного фонаря, вознесенного на позеленевший от сырости деревянный столб. — К Момотовой Кате.

— К Синдбаду Мореходу? Или она умерла?

— Нет. — Шеберстов показал участковому ключ. — Просила к ней заглянуть. Я прохожий, а ты все же власть.

Леша бросил окурок в широкую каменную вазу, заполненную водой, и со вздохом поднялся.

— Скорей бы зима, что ли…

И они неторопливо зашагали по плитчатому тротуару в сторону мельницы, рядом с которой и жила Катерина Ивановна, известная всему городку своей образцово незадавшейся жизнью.

Оглядевшись зачем-то по сторонам, доктор Шеберстов отпер входную дверь и жестом приказал Леше идти вперед. Леонтьев включил свет в прихожей и кухне.

— А чего она хотела? — крикнул он из комнаты. — Чего ищем-то?

Шеберстов не ответил. Он развернул сложенную вчетверо бумажку, которую ему дала вместе с ключом Катерина Ивановна, и лицо его побагровело и набрякло. В сердцах швырнув бумажку на кухонный стол, он пригнулся, чтоб не стукнуться головой о притолоку, и с шумным сопением остановился за спиною Леонтьева. Участковый задумчиво разглядывал обстановку второй старухиной комнаты. Неяркая лампочка без абажура освещала громадную груду бумаги, занимавшую едва ли не все свободное пространство.

— Она романы, что ли, сочиняла, — недовольно пробурчал Леонтьев. — Глянь-ка… — Он поднял с пола листок бумаги. — Я вас любил, любовь еще, быть может… — недоуменно посмотрел на доктора. — И чего это, а?

Шеберстов переложил палку в другую руку и решительно отодвинул Лешу в сторону. Отдуваясь, втиснулся в узкую щель, где стоял стул с гнутой спинкой, и сел. Выдернул из бумажного вороха пачку листков и принялся читать.

— Да что же это такое? — повторил Леша, растерянно глядя на исписанный старухиными каракулями листок. — Неужели она…

Шеберстов сердито посмотрел на него снизу вверх.

— А ты думал, что душу черт выдумал?

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

libcat.ru: книга без обложки

Синдбад Мореход: краткое содержание, описание и аннотация

Юрий Буйда: другие книги автора

Кто написал Синдбад Мореход? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Юрий Буйда: Синяя кровь

Синяя кровь

Юрий Буйда: Жунгли

Жунгли

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Синдбад Мореход — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

- Она романы, что ли, сочиняла? - недовольно пробурчал Леонтьев. - Глянь-ка. - Он поднял с пола листок бумаги. - Я вас любил: любовь еще, быть может. - Недоуменно посмотрел на доктора: И чего это, а?

Шеберстов переложил палку в другую руку и решительно отодвинул Лешу в сторону. Отдуваясь, втиснулся в узкую щель, где стоял стул с гнутой спинкой, и сел. Выдернул из бумажного вороха пачку листков и принялся читать.

- Да что же это такое? - повторил Леша, растерянно глядя на исписанный старухиными каракулями листок. - Неужели она.

Шеберстов сердито посмотрел на него снизу вверх:

- А ты думал, что душу черт выдумал?

До самого утра они разбирали бумаги, которые Синдбад Мореход просила уничтожить и почти пятьдесят лет таила от чужих глаз. Каждый день, начиная с 11 ноября 1945 года, она переписывала от руки одно и то же стихотворение Пушкина - Я вас любил. Сохранилось восемнадцать тысяч двести пятьдесят два листа бумаги разного формата, на каждом - восемь бессмертных строк, не утративших красоты даже без знаков препинания - ни одного из тринадцати старуха ни разу не употребила. Она писала, видимо, по памяти и делала ошибки: например, слово может непременно с мягким знаком в конце. Слово же Бог - вопреки тогдашней советской орфографии - всегда с большой буквы. Внизу каждого листка она обязательно ставила дату и - очень редко - прибавляла несколько слов: 5 марта 1953 года - помер Сталин, 19 апреля 1960 года - помер Федор Федорович, 12 апреля 1961 года - Гагарин улетел на Луну, 29 августа 1970 года - Петинька (это был внук) родил дочку Ксению. Несколько листков были обожжены по углам, некоторые - порваны, и можно было только гадать, в каком душевном состоянии она была в тот день, когда в очередной раз писала Я вас любил. Восемнадцать тысяч двести пятьдесят два раза она воспроизвела на бумаге эти восемь строк. Зачем? Почему именно эти? И о чем она думала, дописав стихотворение - как дай вам Бог любимой быть другим - и аккуратно выводя помер Сталин или помер Федор Федорович?

Под утро Шеберстов и Леша растопили печку и принялись жечь бумагу. Уже через полчаса печка нагрелась, в комнате стало жарко. Оба чувствовали себя почему-то неловко, но когда Леонтьев пробормотал: А какая разница, человека жечь или вот это. доктор лишь сердито фыркнул. Один листок - тот, который дала ему Катерина Ивановна, - Шеберстов все же сохранил, хотя и сам не понимал, зачем и почему. Быть может, лишь потому, что на нем- впервые - старуха не поставила дату.

Читайте также: