Юный программист кружок начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

___________/Т.С. Гусалова/

_____________/В.М. Арчегова/

Преподаватель:

Меликова Рита Исламбековна

г. Беслан, 2018 г.

Пояснительная записка . 3

Отличительные особенности программы . 3

Актуальность и новизна программы . 5

Цель программы . 6

Задачи программы .. 6

Условия достижения поставленных задач и цели . 7

Ожидаемые результаты и способы их проверк и . 8

Организация деятельности учащихся . 9

Тематическое планирование . 10

Список литературы . 13

Перечень средств ИКТ . 13

Программа носит пропедевтический характер и активизацию воспитательной деятельности. Программа построена таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться информатикой вообще и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не умеет делать, если не умеет человек, углубить знания учащихся в основах алгоритмизации и программирования. Развивает коммутативные и интеллектуальные способности учащихся. Создает мотивацию для участия во внеклассных мероприятиях. Одна из целей программы – скорейшее привлечение учащихся к самостоятельному и осмысленному составлению законченных программ на языке Pascal и привития основных навыков алгоритмической и программистской грамотности: ясного и понятного стиля, надёжности решений, экономии вычислений, организации переборов и т.д.

Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучение Pascal начинается сразу с конкретных примеров. Шаг за шагом воспитанники кружка проходят все стадии программирования.

Содержание курса сочетает в себе три существующих сейчас основных подхода в обучении информатики в школе:

2. алгоритмический (программистский) аспект, связанный в большей мере с развитием мышления учащихся.

3. кибернетический аспект, связанный с формированием мировоззренческих представлений о роли информации в управлении, закономерностей информационных процессов.

В основе программы кружка осуществляется интегрированный подход к изучению темы, что позволяет учащимся глубже овладеть необходимыми знаниями.

Интегрирование ведётся сразу по трём направлениям: математика, физика и информатика.

Несмотря на появление новых технологий PascalABC , во многом задуманный язык для обучения, и на сегодняшний день остаётся одним из самых удобных средств для изучения программирования.

Программа направлена на изучение алгоритмов и систем программирования и развитие алгоритмического стиля мышления, формирование знаний об одном из языков программирования, формирование умений исполь­зовать язык программирования для записи алгоритмов решения про­стых задач.

В наше компьютеризированное время важно, чтобы человек не только умел работать за компьютером, но и понимал, как устроены программы, с помощью которых он работает на нём. Кружок является стартовой базой для изучения языка объектно-ориентированного программирования. Занятия помогут учащимся глубже изучить один из языков программирования и приобрести необходимый навык в составлении программ на Pascal .

В профориентационных целях занятия кружка помогут учащимся в выборе дальнейшей профессии.

По результатам ЕГЭ прошлых лет информатика именно в области программирования считается наиболее трудным экзаменом и кружок, как дополнительная форма обучения, служит ещё одним вариантом подготовки учащихся. Кроме того, для участия в олимпиадах по программированию необходимы навыки выше базовой программы.

Требования высших учебных заведений к выпускникам школ существенно возросли и расширились, поэтому целью кружка является оказание помощи в изучении основ программирования и подготовке учащихся к поступлению в конкретный ВУЗ.

Углубить понятие алгоритма и основных алгоритмических структур, алгоритмического программирования. Дать учащимся представление о решении сложных задач программирования, о применении программирования на практике.

Обучающие:

· Формирование навыков работы с основными алгоритмическими конструкциями и правилами их записи, с основными способами организации данных.

· Формирование знаний у учащихся составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций.

· Формирование навыков распознавания необходимости применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задач.

· Формирование умений организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки.

· Формирование знаний учащихся в разработке алгоритмов и реализации их на языке программирования Pascal.

· Формирование умений у учащихся осуществлять отладку и тестирование программы.

Развивающие:

· формирование нового типа мышления – операционный, который направлен на выбор оптимальных решений;

· предоставление возможности узнать новое в области компьютерного программирования;

· формирование представления о роли компьютерного программирования в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.

Воспитательные:

· развитие общекультурного уровня учащихся;

· развитие правильного методологического подхода к познавательной и практической деятельности;

· формирование знаний о роли информационных технологий и компьютеров в развитии современного общества;

· формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности;

· формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе;

· воспитание у учащихся стремления к овладению техникой исследования;

· воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.

Для достижения поставленных задач занятия кружка проводятся от простого к сложному. В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Основными являются комбинированные занятия.

Занятия включают лекционную и практическую часть. Практическая часть курса реализуется через классно-урочную систему. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся.

Теоретическая и практическая части курса изучаются параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике. В теоретической части рассматриваются основные понятия языка программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции. В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ. Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

· знают роль программного обеспечения и его виды;

· знают основные алгоритмические конструкции и правила их записи, знакомы с основными способами организации данных;

· умеют составлять и записывать алгоритмы с использованием соответствующих алгоритмических конструкций;

· умеют распознавать необходимость применения той или иной алгоритмической конструкции при решении задачи;

· умеют организовывать данные для эффективной алгоритмической обработки;

· умеют разрабатывать алгоритмы и реализовывать их на языке программирования Pascal;

· умеют осуществлять отладку и тестирование программы.

Необходимые общеучебные умения, навыки (ОУУН):

· способность к самосовершенствованию;

· коммуникативная, социально – трудовая компетенция;

· информационно – технологическая компетенция;

· ценностно – смысловая компетенция;

Формы организации деятельности учащихся :

Технологии обучения :

Особенности набора учащихся осуществляется по желанию детей и их родителей.

Режим организации занятий:

1. общее количество часов в год – 72 часов;

2. периодичность занятий – 1 раз в неделю;

3. количество часов и занятий в неделю – 2.

Формы организации занятий:

- Практические занятия на компьютере

Контроль знаний, умений, навыков осуществляется в ходе выполнения учащимися практических работ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Директор школы на общем собрании

(Г.И. Мубаракшина) Протокол №____от_____

Тип программы: развивающая, обучающая

Рассчитана на 1 год

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Алькеевского МР РТ

Пояснительная записка

Цели информатизации начальной школы:

1. Развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого и алгоритмического мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.

2. Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников.

3. Повышение уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психологического здоровья детей.

1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям.

2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учётом возрастных особенностей обучаемых).

3. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

4. Принцип дидактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учётом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.

5. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщённых способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

· овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;

· развитие мелкой моторики рук;

· развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;

· освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;

· формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;

· воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;

· воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников, уважительного отношения к авторским правам;

· практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;

· воспитание позитивного восприятия компьютера как помощника в учёбе, как инструмента творчества, самовыражения и развития.

В качестве основных задач на занятиях кружка ставится:

· освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);

· создание завершенных проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;

· ознакомление со способами организации и поиска информации;

· создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;

· создание завершенных проектов, предполагающих поиск необходимой информации.

Формы и методы обучения существенно зависят от возможности доступа обучающегося к компьютерам. Наилучшие результаты дает машинный вариант преподавания.
Весь курс проходит с использованием элементов игры, межпредметного материала, чередованием теоретической и практической работ, использования интерактивных форм обучения т. д.
Организация работы за компьютером проходит с учетом возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований.

Организационно –педагогические основы обучения

- Выполнение программы рассчитано на 1 год.

- Возраст воспитанников в группе 8 -10 лет

- Количество в группе 15 человек

Уровень подготовки детей при приеме в группы первого года обучения - средний

- основание перевода воспитанника на следующий этап обучения – усвоение программы

- основание на отчисление - потеря интереса

Программа рассчитана на 1 год на 2 занятия в неделю по 1 часу. Всего 68 часов.

Каждое занятие на кружке сопровождается практической работой на компьютере по закреплению темы.

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Содержимое разработки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа № 611

Курортного района Санкт-Петербурга

ГБОУ НОШ № 611 СПб

/протокол № 1 от 30.08.2017/

Приказом № 382 от 31.08.2017 И.о.директора ГБОУ НОШ № 611 СПб ___________Н.О.Шаромова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Возраст учащихся: 7 – 11 лет

Срок реализации: 2 года

Разработчик: Матяш Екатерина Николаевна, педагог дополнительного образования

Пояснительная записка.

Данная программа ориентирована на использование универсальной учебной компьютерной программы ПервоЛого, разработанной российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc, на формирование у учащихся начальных классов практических навыков, связанных с обработкой информации на компьютере и освоению основ проектно-творческой деятельности,

Занятия предполагают не только первоначальное знакомство с компьютером, но и развитие памяти, логического мышления, познавательных интересов учащихся, на основе активных (в основном игровых) методов и средств обучения.

Ключевая идея курса заключается в пропедевтике применения персонального компьютера как инструмента для создания проектов и подготовки их презентации.

Направленность программы – техническая.

Актуальность.

В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Программа охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью. Компьютер – неотъемлемая часть современной жизни, однако не каждый ребенок знает, как с помощью компьютера решить некоторые учебные задачи: написать реферат, подготовить иллюстративный материал, найти информацию в Интернет, подготовить компьютерную презентацию.

Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана.

Отличительные особенности программы.

Новизна и отличие данной программы заключается в том, что знания по теории информационных технологий ученик получает в контексте практического применения данного понятия, то есть изучение программы дает возможность освоить теоретические вопросы в их деятельно-практическом аспекте.

Адресат программы

Программа рассчитана на учащихся 7-11 лет, не имеющих специальной подготовки.

Цель: овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации, освоение основ проектно-творческой деятельности.

освоение правил поведения в компьютерном классе;

формирование бережного отношения к школьному имуществу;

формирование навыков здорового образа жизни;

освоение правил работы в сотрудничестве;

освоение правил анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов);

формирование правильного использования монологической речи.

формирование навыков здорового образа жизни.

развитие абстрактного и алгоритмического мышления;

развитие творческих способностей при конструировании;

развитие памяти, внимания, наблюдательности;

развитие творческого и рационального подхода к решению задач;

развитие возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

дать учащимся первоначальное представление о компьютере и сферах его применения, познакомить с программой ПервоЛого;

изучение технологии создания проектов в среде ПервоЛого по различным темам;

изучение приемов организации информации;

приобретение знаний, умений и навыков работы с информацией;

обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей для любой предметной области.

Условия реализации программы.

Количество учащихся в группе – 1-ый год обучения групп 15 человек, 2-ой год обучения от 12 до 15 человек. Принимаются все желающие. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Рекомендуется посещать занятия в течение 2 лет. Возможен дополнительный набор на 2-м году обучения. Дети зачисляются в группу на основании заявления родителя (законного представителя) и приказа о зачислении в данный кружок.

По данной программе может работать педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и квалификации.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и картинок.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронное приложение / CD -диск/

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

ИНТ. Программные продукты Лого

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

Программное обеспечение графическая среда ПервоЛого

Планируемые результаты.

учащиеся освоили правила поведения в компьютерном классе;

научились бережно относиться к школьному имуществу;

сформировались навыки здорового образа жизни;

научились работать в сотрудничестве;

научились анализировать собственную деятельность (её ход и промежуточные результаты);

научились правильно использовать монологическую речь.

умеют абстрактно мыслить;

проявляют творческие способности при конструировании;

умеют творчески и рационально подходить к решению задач;

умеют самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;


Рабочая программа в рамках дополнительного образования предназначена для более раннего убучения учащихся основам программирования, для развития навыков логического мышления, инициативности, творчества, коммуникативности, что повышает успешность обучения по всем предметам и способствует подготовке к олимпиадам различного уровня.

Описание разработки

Пояснительная записка

Предлагаемый курс может использоваться как в предпрофильном курсе, при изучении элективных курсов, так и в системе дополнительного образования в виде кружковой работы.

Новизна программы. Программа содержит дополнительный изучаемый материал (работа со строками и файлами, рекурсии, олимпиадные задачи), значительно расширяет возможности формирования универсальных учебных и предметных навыков. В данном курсе на конкретных примерах рассматривается программирование на языках высокого уровня TurboPascal и Delphi. Показаны основные методы составления программ и примеры использования их при решении некоторых физических, математических, экономических и других задач. Отдельно вынесены задания для самостоятельных, контрольных работ, а также олимпиадные задания. На обучающем СД диске (13) предложено много тестов для контроля знаний, как в учебной, так и во внеклассной работе. Все поурочные планы представлены в PowerPoint. Их удобно использовать с помощью мультимедийного проектора. Специфика уроков курса состоит в том, что они строятся на уникальной дидактической базе – предметно - практической деятельности, которая является для учащихся необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития.

Педагогическая целесообразность в представленной программе обуславливается возможностью повысить результативность обучения информатике и ИКТ при параллельном преподавании школьного основного курса и данного дополнительного, расширить мировоззрение учащихся, повысить предметные и межпредметные ЗУН и УУН, подготовки учащихся успешно освоить учебный материал и участвовать в олимпиадах, осознанного выбора профиля дальнейшего обучения и бедующей профессии.

Изучение информатики и информационно - коммуникационных технологий в данном курсе направлено на достижение следующей цели: естественно - научное обучение, воспитание и развитие учащихся в области алгоритмизации и программирования.

Задачи программы:

быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве; получать, использовать и создавать разнообразную информацию; принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков;

освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в технологических и социальных системах, построению алгоритмов и компьютерных программ в средах Pascal, Delphi;

овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя; применять алгоритмы и приёмы программирования;

развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;

приобретение опыта создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построение компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоление трудностей в процессе интеллектуального проектирования, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда; решения сложных задач и олимпиадных задач программирования.

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 12 - 15 лет. В группе занимаются от 12 до 15 человек.

Срок реализации дополнительной образовательной программы рассчитан на 1 год обучения.

Читайте также: