Янтарный телескоп краткое содержание

Обновлено: 04.07.2024

Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.

Вот, дошел до "Янтарного телескопа" Филипа Пулмана, последней книги его трилогии "Темные начала", взял да и прочитал её.
Ну, собственно: интересно, любопытно, бодренько, книга хорошая. Но вот чтоб зацепила. Нет, этого не случилось. Как-то вот вроде и замысел у Пулмана интересный, и мир необычный, и написано хорошо, и сюжет имеется, и персонажи интересные. Но лично мне какой-то вот искорки не хватило. Почитал, полюбопытствовал, совершенно об этом не жалею, но сильного впечатления не получил и в общем-то если бы не прочитал, тоже ничего страшного. Так что всякие продолжения и приквелы, которых Пулман написал уже изрядно, думаю, читать не стану (ну, разве что прям судьба в руки приведет мне, тогда - кто знает). А вот сериал обязательно посмотрю.

Отец Лиры - лорд Азриэл готовится к войне с Властителем. Лира и Уилл продолжают свои приключения. Поначалу Лиры в истории почти нет, хотя всё, что делается по сюжету, связано с ней. Это история о Лире, о её взрослении. Третья сюжетная линия посвящена Мэри Малоун - женщине из нашего мира, которая попала в другой, неизвестный ей мир. Много сюжетных линий, из-за этого повествование постоянно переключается между героями, что не позволяет провисать динамике. Всегда происходит что-то интересное.

Событий много. Они интересные, но скоротечное и поверхностные. То же приключение по миру мёртвых - не слишком оригинальное и спешное. А мотивация Лиры (попрощаться) вызывает искреннее недоумение. Но, если вспомнить, что она маленькая девочка, то многое в её характере и решениях сглаживается. Лира, наверное, наименее интересный персонаж, который развивается не через всю историю, а меняется в конце. Уилл - сильный, стоический персонаж настоящий мужчина, превратившийся из мальчика. Мать Лиры - Мариса Колтер прошла дугу характера от жестокой и бессердечной женщины до любящей матери. Пожалуй, её изменение самое сильное в книге. Несмотря на то, что нас готовят к эпичной битве, её не происходит. Автор, видно, не мастак описывать сражения и просто неспешно удалился от этой темы, лишь немного что-то рассказав в очень общих чертах. В истории есть ангелы. И они странные. Хочу выделить Бальтамоса и Баруха. Они максимально бесполезные персонажи. Ангелы бесплотные духи, но могут есть, могут оставлять следы на земле, поскальзываться. Но почему, если они духи, без плоти. И в книге достаточно решений автора, лишённых логики. Эта книга мне показалась самой детской и наивной из трёх, и в опасность, которая грозит детям уже не веришь.

Вот и завершилась прекрасная трилогия. В финальной книге собрались все персонажи. Интересно наблюдать за химией между Лирой и Уиллом; несмотря на все трудности, они продолжают оставаться детьми. Несмотря на спорные решения и минусы, всю трилогию можно порекомендовать и взрослым, и детям - каждый что-то найдёт в этой истории. Это история о дружбе, преданности, любви, о взрослении. Детям - к прочтению обязательно. Но и взрослых история порадует, заставит вспомнить, что мир это не мрачное место, в котором нет ничего хорошего.

The Amber Spyglass · 2000

Содержание

Миссис Кольтер [ ред. ]

Миссис Кольтер держит сонную Лиру в пещере подальше от Магистериума. Правители хотят убить девочку, чтобы помешать стать ей новой Евой и вызывать новое падение человека. В своих снах Лира видит мёртвого друга Роджера и обещает ему помочь.

Ангелы Бальтамос и Барух [ ред. ]

Отец Гомес [ ред. ]

Магистериум посылает священника-убийцу отца Гомеса следовать за учёной Мэри Малоун, надеясь, что та приведёт его к Лире.

Мэри находит окно в другую реальность и оказывается в мире животных-мулефов, которые используют семенные коробки как колёса. Мэри узнаёт, что деревья умирали в течение многих столетий. Мэри использует материал, чтобы построить подзорную трубу, которая позволяет видеть невидимые частицы.

Уилл [ ред. ]

Уилл встречает Йорека Бирнисона — короля бронированных медведей, которые мигрируют на юг, чтобы избежать расплава Арктики, вызванного экспериментами лорда Азриела. Уилл впечатлён Йореком. Уилл разрушает шлем Йорека чудесным ножом и Йорек согласен помочь спасти Лиру.

Шпионы Салмакия и Тиалис [ ред. ]

Уилл, Йорек, Бальтамос и армия Магистериума пересекаются в пещере, где миссис Кольтер держит Лиру. Уилл будит Лиру. Они сбегают в другой мир.

В другом мире Уилл обнаруживает, что нож сломан из-за миссис Кольтер, так как она напомнила Уиллу о его больной матери. Также с Уиллом и Лирой в другом мире оказываются шпионы лорда Азриела — галливспайны, дама Салмакия и кавалер Тиалис. Через некоторое время Уилл и Лира встречают Йорека Бирнисона. Йорек ремонтирует нож.

Роджер [ ред. ]

Лира, Уилл, Тиалис и Салмакия идут в страну мёртвых, чтобы выполнить обещание, которое Лира дала Роджеру. Лира и Уилл расстаются со своими деймонами, причиняя им боль.

Через некоторое время Лира и Уилл находят Роджера, и Тиалис заключает сделку с гарпиями. Уилл и Лира открывают окно из мира мертвых в живой мир. Души мёртвых идут в живой мир и растворяются в нём.

Метатрон [ ред. ]

Уилл и Лира возвращаются из мира мёртвых в живой мир. Они чувствуют своих деймонов. Деймон Уилла становится видимым. К Уиллу и Лире присоединяются призраки отца Уилла и Ли Скорсби, которые решают сражаться на стороне лорда Азриела.

Миссис Кольтер обманывает Метатрона. Лорд Азриел, миссис Кольтер и Метатрон, сражаясь, падают в пропасть и перестают существовать.

Мэри Малоун [ ред. ]

Лира и Уилл перемещаются в мир мулефов, где хоронят своих союзников — даму Салмакию и кавалера Тиалиса.

Через некоторое время Лира и Уилл встречаются с Мэри Малоун. После этого они идут на поиски своих деймонов.

Отец Гомес погибает благодаря ангелу Бальтамосу. Ангел Бальтамос умирает после схватки. Ведьма Серафина Пеккала находит деймонов Уилла и Лиры. Также она даёт имя деймону Уилла — Кирджава. После этого они встречают ведьму Ксафанию. Ведьма Ксафания говорит, что надо закрыть все окна, кроме одного, ведущего из мира мёртвых.

Расставание [ ред. ]

Лира и Уилл должны вернуться в свои миры, так как они не могут выжить в других.

Лира и Уилл идут в Ботанический сад в Оксфорде. Они дают друг другу обещание приходить в Ботанический сад раз в году. Уилл и Мэри возвращаются в свой мир. Оказавшись в своём мире, Уилл ломает чудесный нож, думая о Лире.

Мэри начинает видеть своего деймона — альпийскую галку. Деймон Уилла принимает постоянную форму чёрного кота.

Лира возвращается в свой мир и находит колледж Вод Иорданских. Потеряв способность читать алетиометр интуитивно, она решает изучать его по книгам. Она и её деймон, который принял окончательную форму куницы, решают строить Небесную Республику.

Содержание

Сюжет [ ]

События третьего романа трилогии продолжают события второго. Миссис Колтер похитила свою дочь Лиру и держит её, околдованную, в горной пещере. Тем временем лорд Азриэл собирает свою армию. Он хочет начать войну против Властителя — первого ангела, который после создания мира объявил себя богом-творцом. Для победы лорду Азриэлу нужны Уилл, носитель чудесного ножа и — Лира Белаква, которая должна стать новой Евой. Узнав о роли Лиры, служители Церкви посылают к ней священника-убийцу. На помощь к девочке приходят Уилл Парри, Йорек Бирнисон, Мэри Малоун и другие её друзья.

Действие романа происходит в вымышленном параллельном мире, где переплетены наука и магия, где помимо людей обитают ведьмы, бронированные медведи и другие фантастические персонажи. Управляет миром религиозная организация, именующая себя Магистериум.

Второй роман трилогии начинается там, где заканчивается первый. Через Северное сияние Лира Белаква попадает в другой мир, в город Читтагацце (в другом переводе — Циттагейза). Здесь люди подвергаются нападениям зловещих Призраков, причём Призраки убивают только взрослых, а дети их даже не видят. Здесь Лира узнаёт о существовании ещё одного параллельного мира, в котором есть Англия и Оксфорд, но у людей нет деймонов. Оттуда в Читтагацце сбежал мальчик Уилл Парри. Вместе они пытаются добиться своих целей: Уилл ищет отца, а Лира — лорда Азриэла и источник Пыли, хотя алетиометр (веритометр) говорит ей, что она должна помочь Уиллу в поисках отца.

В это время в родном мире Лиры Серафина Пеккала собирает совет ведьм, чтобы сообщить о том, что древние пророчества сбываются. Вместе с двадцатью лучшими воительницами из своего клана (а также Рутой Скади и Ютой Камайнен), Серафина отправляется в Читтагацце чтобы отыскать Лиру. А аэронавт Ли Скорсби ищет пропавшего учёного Станислауса Груммана.

События третьего романа трилогии продолжают события второго. Миссис Колтер похитила свою дочь Лиру и держит её, околдованную, в горной пещере. Тем временем лорд Азриэл собирает свою армию. Он хочет начать войну против Церкви и против самого Властителя — первого ангела, который после создания мира объявил себя богом-творцом. Для победы лорду Азриэлу нужны Уилл, носитель чудесного ножа и — Лира Белаква, которая должна стать новой Евой. Узнав о роли Лиры, служители Церкви посылают к ней священника-убийцу. На помощь к девочке приходят Уилл Парри, Йорек Бирниссон, Мэри Малоун и другие её друзья.

Лира и Уилл вместе переживают много приключений, в том числе посещают мир мёртвых, а также им предстоит полюбить друг друга, но в финале им приходится расстаться. Интересно то, что в финале книги Мариса Колтер и Лорд Азриэл погибают, борясь с регентом Властителя Метатроном. Родители Лиры погибнут, упав в пропасть. Позднее, когда Лира вернется в Оксфорд, она часто будет вспоминать об Уилле.


Вопросы, которые волновали с первой части, наконец-то получили свои ответы. Впечатления о последней книге и всей трилогии в целом.

Вот и кончилась для меня в очередной раз трилогия Филипа Пулмана "Тёмные начала". Кончилась очень быстро, оставив после себя массу впечатлений и эмоций. Люблю её время от времени перечитывать, но немного больно с ней всякий раз расставаться.

На всякий случай вынесу предупреждение: так как третья, заключительная, часть трилогии "Янтарный телескоп" продолжает события, произошедшие в первой и второй книге, ВОЗМОЖНЫ спойлеры для тех, кто с предыдущими частями не знаком. Это, конечно, смотря что рассматривать спойлером, но тем не менее советую от чтения отзыва воздержаться, так как раскрытие важных моментов к предыдущим частям вас может застать уже на стадии официальной аннотации.

Скриншоты делались во время чтения через программу AlReader.

Итак, третья часть носит название "Янтарный телескоп" - ещё одно изобретение, открывающее людскому глазу много нового. Много того, что лежало под носом, но было незаметно. Если честно, не особо понимаю, почему во главе поставлена именно эта хитроумная штука, если ключевым предметом и событием был не только телескоп, а. много чего другое. Слово телескоп, кстати, на моей памяти, за всю книгу почти не употреблялось. Ладно, это была маленькая придирка.


СЮЖЕТ

Лира и Уилл продолжают своё опасное путешествие по неродным мирам; и в этот раз они поставили перед собой цель отыскать мир, куда отправляются души после смерти. У каждого из них - своя цель для посещения этого места; каждый из них намеревается встретиться с человеком из своей жизни, которого уже нет в живых .

А пока наша храбрая парочка занята поисками, на арену выходят сильные мира сего. Грядёт кровопролитная война, где очень высокие ставки. В этой войне Лира - ключевая фигура, потому что именно Лира - девочка из давнего пророчества, которого так боятся религиозники.


Что можно сказать по сюжету? Отчего-то сложилось впечатление, что господин Пулман растерял всякое вдохновение и начал писать через силу. Первая половина книги лично у меня почему-то всегда читается с огромным трудом и некоторой долей мучений. Да хоть просто в сравнении: события "Чудесного ножа" (второй книги) подавались с первых строк очень искромётно, динамично и ярко. А вот про "Янтарный телескоп" такое сказать трудно - динамика пошла на убыль, и события разворачивались на страницах не такие яркие.


Как будто Пулман изначально задумал развязку и финал, но не придумал события, которые будут идти перед. "Янтарный телескоп" - это самая большая по объёму книга из всей трилогии, но приличная часть событий в ней быстро истирается из памяти как что-то тусклое и неважное.



Как новый виток в истории автор вводит новых персонажей, а точнее сказать - новый вид персонажей:

  • галливспайны- миниатюрные человечки, передвигающиеся на стрекозах; выполняют работу по шпионажу, и с виду далеко не так безобидны - в качестве оружия используют шпоры с ядом на острых концах, который дарит противнику мучительную смерть. Галливспайны появляются только в третьей книге и появляются так, как будто читатель уже о них давно знает. Автор мало вложил в их образ, единственное, что о них известно - это то, что век их очень короткий. Каких-то особенных черт или качеств не прописано - и вот первая причина, по которой приличная часть книги скучная.


  • мулефа- обитатели параллельного мира, животные, похожие на результат скрещивания антилопы со слоном; эти существа обладают интеллектом, и о природе они знают очень многое. Существование людей для них вообще в диковинку.


С мулефа, кстати, автор постарался на славу, чувствуется продуманность и логичность. Мулефа передвигаются на колёсах - точнее, семенных коробках, которые роняют деревья; оболочка семенной коробки очень прочная, так что мулефа передвигаются на них, чтобы со временем оболочка лопнула, и таким образом рассеяла семена по земле. Деревья без мулефа быстро перестанут существовать; и мулефа без колёсных деревьев не смогут передвигаться. Такой вот у Пулмана интересный симбиоз в природе.



При этом мне осталось непонятным, почему у мулефа есть вполне себе людские привычки: огороды, хижины, рыбная ловля (которой, кстати, они занимаются при помощи сетей - а сети они вяжут сами), сельское хозяйство, скот.


  • туалапи- создания, обитающие с мулефа в одном мире; автор их описывает, как огромных лебедей, только крылья у них расположено вдоль спины - одно за другим. Что так и осталось неясным - а для чего? Ромбовидное расположение ног у мулефа легко объяснимо - передняя и задняя нога цепляется за колёса, а боковые ноги выполняют роль отталкивателя от земли. Так зачем туалапи такие крылья?


Туалапи враждебны к мулефа и регулярно к ним заявляются, чтобы разгромить сараи, раскидать семенные коробки и в буквальном смысле нагадить. Зачем? Почему? Чем вполне себе симпатичные и миролюбивые мулефа смогли насолить туалапи, которые, если верить написанному, живут вообще в другом месте? Им есть что делить? Нет. Так почему туалапи целенаправленно плавают к мулефа и всё им портят? Чтобы отобрать провиант? Тогда как мулефа, с их интеллектом и способностями, ещё не придумали прятать свои ценные запасы в надёжном от птиц месте?

Кстати, читая последнюю книгу, у меня всё же назрел вопрос относительно деймонов. Для начала, как они появляются? Сразу же после рождения ребёнка? Деймон спит с младенцем в одной кроватке? А кто ему, деймону, даёт имя? Родители малыша?


Идея деймонов очень любопытная и интересная - автор проводит параллели с рассечением деймона и человека с. обрезанием. В третьей книге звучит мысль, что неважно, какому миру вы принадлежите: деймоны есть у всех, просто в каком-то мире их можно увидеть, а в каком-то они запрятаны глубоко внутри души человека.

Де́ймон (англ. dæmon, в другом написании daimon) — проявление души человека в фантастической трилогии "Тёмные начала". Деймоны существуют отдельно от людей в форме животных и представляют наиболее яркие черты характера своих обладателей. Только у детей деймоны способны изменять форму, в то время как деймоны взрослых принимают окончательную форму. Принятие деймоном окончательной формы считается завершающим этапом процесса взросления человека.

Занимательный факт: на создание образа деймона Пулмана вдохновила картина Леонардо да Винчи "Дама с горностаем".

На протяжении всех книг Лиру - как и читателей - мучил вопрос: кем же в конечном итоге станет Пантелеймон, её деймон? В "Янтарном телескопе" наконец свершается этот долгожданный момент - Пан обретает свою окончательную форму. А какую именно - узнаете сами.


Занимательная была глава, где Уилл набредает на деревню, в которой обитают не то русские, не то украинцы. Там он знакомится со служителем церкви.


Так вот. Нелепо выглядит, что священник ко всем обращается по имени-отчеству. Семён Борисович, Лидия Александровна и Уилл - Вил Иванович. При этом интересно, что Семён Борисович свободно владеет английским языком.

Ещё более нелепым становится его предложение выпить водки (или самогонки?). Снова стереотип, что русские хлещут крепчину как воду?



Крайне скучной частью оказалось путешествие по миру мёртвых. Снова не покидало ощущение, что автор толком не продумал этот момент в книге.

Хотя гарпии, которые в этом мире обитают, оказались занятными героями.


ПЕРСОНАЖИ

Не хочу в этой части повторно дублировать описание знакомых нам персонажей.

Лира и Уилл по-прежнему в центре истории.


Они взрослеют; и это видно по их поведению, особенно меня порадовала Лира. Несколько раз в этой части она позволяла себе небольшие истерики и топания ногами, но частенько за своё поведение огребала по полной программе и хорошо уясняла: так не делается. Лира всё чаще отодвигала на второй план капризы и всё чаще училась слушать оппонента, признавать справедливость его замечаний и искать компромиссы.

Мариза Кольтер - родная мать Лиры, которая, увы, не в числе положительных персонажей (не спойлер: это всё известно с первой книги).


Я всё думала, кого же она мне напоминает. И вспомнила: Миледи Уинтер из "Трёх мушкетёров". Женщина, которая использует в достижении целей свою власть над мужчинами. А она у неё есть - мужчины робеют перед её красотой, умом и статностью.

Её грехи в прошлых частях даже против воли заставляют питать к ней самую лютую ненависть.

И в этой книге она в один из моментов поступает неожиданно.

Как и лорд Азриэл - родной отец Лиры и тоже человек, которого тяжело назвать хорошим.

Бальтамос и Барух - два ангела, которые. кхм. даже не знаю. Вроде как состоят в любовных отношениях.



Если честно, то один из самых скучных. Обычный, местами серый, образ женщины без привязки к семье, дому, работе. Собралась, сделала и пошла. Вот и Мэри: отправилась в другой мир после целой череды событий, в которой были очень высокие ставки.

Мэри раньше была монахиней.



СТИЛЬ

Он не изменился со времён первой книги: ни в худшую, ни в лучшую сторону. Я ранее писала, что прощаю книге слишком простой язык повествование и скудность в плане средств художественной выразительности. Имеющихся описаний мне хватает, чтобы я нарисовала в своей голове целую картину.


Мне нравится, как Пулман, демонстрируя читателю что-то необычное или фантастическое, приводит сравнение: чтобы читатель понял, какие чувства испытывает герой. Например, умение Лиры понимать алетиометр без специальной толстенной книженции сравнивалось с хождением по лестнице. Мы сами интуитивно понимаем, где примерно ступеньки и когда уже можно переносить свой вес с одной ноги на другую.


Да, важный момент: глубоко верующим людям чтение "Тёмных начал" не рекомендуется.

ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

В этой истории поставлена точка; и финал в ней очень неоднозначный (не путать с открытым!). Но очень эмоциональный! Я, взрослый человек, всякий раз читая данную трилогию, не перестаю чувствовать, как замирает моё сердце, или на лице расплывается глупая улыбка. Не перестаю навзрыд плакать, если какого-то героя не станет.


Хоть книги и позиционируются, как литература для взрослых и детей, на мой взгляд это больше история для взрослых. Иногда Пулман бывает слишком беспощаден к читателям. Читаешь новую главу и трясёшься: кто ещё нас покинет? Кого мы не досчитаемся?!

Моё очередное путешествие по миру Пулмана закончено, и это каждый раз больно.


Кому будет интересна трилогия "Тёмные начала"? Я думаю, взрослым, которые, несмотря на возраст, продолжают верить в чудеса. Нет, не в существование школы магии и волшебства; взрослым, которые умеют радоваться мелочам и считать, что солнечное утро в пять часов - это настоящее волшебство. Наверное, трилогия больше рекомендована больше женскому полу, чем мужскому. Брутальных сражений здесь не обнаружите; чистой воды приключения с диковинными элементами и неплохой психологической составляющей.

Эмоциональные личности тут смогут вволю наулыбаться и наплакаться.

Когда я читала трилогию в первый раз, я осталась разочарованной. А немного позже, читая, воспринимала всё написанное совсем иначе. Интересно, что во мне за это время поменялось?

Подведём итоги. Плюсы и минусы всей трилогии.

Минусы (начнём с них):

- смелые представления Церкви, как одного из главных врагов народа - кому-то это может не понравиться;

- иногда автор бывает беспощаден, так что если вам кто-то из героев сильно понравиться, приготовьтесь: вы можете стать свидетелем его смерти в любой момент истории;

- очень простой стиль изложения, но для меня это не проблема;

- иногда в книге как будто специально растянут "хронометраж", особенно это заметно в первой половине "Янтарного телескопа";

- местами чувствуется непродуманность;

- очень жаль, что это конец.

+ уникальный авторский мир, где люди живут в симбиозе с деймонами;

+ умелая игра на чувствах читателя: к сожалению, это не добрая сказка, где добро всегда побеждает; тут оно если и побеждает, то огромной ценой - зачастую ценой людских потерь;

+ масса интересных и симпатичных персонажей, которые воспринимаются живыми людьми - одни совершают чудовищные ошибки, другие, вопреки убеждениям, идут на геройские подвиги;

+ вполне чёткий финал, не оставляющий почти никаких вопросов к тому, а что дальше будет?

Мои трилогии пять звёзд.

Не знаю, когда наступит такой момент, когда мне надоест перечитывать. Надеюсь, никогда.

Читайте также: