Яндекс учебник функциональная грамотность развиваем в средней школе

Обновлено: 07.07.2024

О функциональной грамотности сегодня говорят всё больше. И это логично: мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней. Если раньше одним из главных показателей успешности ученика начальных классов была скорость его чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения, его осмысленность. Всё это имеет прямое отношение к функциональной грамотности.

– Сегодня у государства есть запрос на формирование функциональной грамотности учеников: Россия стремится попасть в международные рейтинги школьного образования – такие, как PISA или PIRLS. Однако механизма системного обучения школьников функциональной грамотности нет – существуют только печатные методички, в которых учителю предлагается в том числе самому придумывать задания. Для учителей, и так чрезвычайно перегруженных, это практически нереально, – рассказывает руководитель направления продвижения Яндекс.Учебника Ирина Савицкая.

Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.

Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.

– Как показывают тесты PISA, PIRLS, федеральные и региональные мониторинги, большой процент детей сегодня не может свободно ориентироваться в тексте, – рассказывает заместитель директора Центра оценки качества образования г. Красноярска Любовь Рябинина. – Из-за этого у них возникают проблемы в понимании текста и в учебе в целом. Проблема нередко переносится и во взрослую жизнь, ведь без специальных заданий ориентироваться в тексте учится только часть людей: либо случайным образом, либо на основе дополнительного ресурса.

Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.

– Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению, – отмечает учитель начальных классов московской школы № 1576 Татьяна Громова. – То есть токари и детали, изготавливаемые на станках, явно проигрывают дронам и Minecraft. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре. Например, недавно, решая задачу про 3D-принтеры, мы с классом начали фантазировать: сколько пластика нужно для изготовления разных предметов. Ребята с интересом вычисляли.

Зачем вообще учителю заниматься развитием функциональной грамотности у детей? Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах – показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.

Задания по работе с информацией в Яндекс.Учебнике – межпредметные, поэтому их можно будет выдавать и на русском языке, и на математике, и на окружающем мире, и на любом другом предмете. При этом курс разбит по годам обучения: для 1-х и 2-х классов и для 3-х и 4-х классов.

Задания дополняются обучающим курсом и вебинарами для учителей на тему функциональной грамотности. Это прекрасная возможность для педагогов, которые хотели начать заниматься функциональной грамотностью, но не знали, как к ней подступиться: специалисты Яндекс.Учебника расскажут о функциональной грамотности в принципе, помогут включить полезные задания в привычную ежедневную рутину, сопоставить их с темами программы и возможностями учеников.

В заданиях Яндекс.Учебника есть все, чтобы начать обучать учеников функциональной грамотности. Интересные тексты с лишней и недостающей информацией, красочные брошюры и картинки, графики, объявления – в общем, все, что может попадаться им на глаза и находиться в зоне их внимания в повседневной жизни. Появление таких заданий на бесплатной массовой платформе поможет большему количеству учителей даже в самых удаленных регионах безболезненно начать системную работу над функциональной грамотностью своих учеников.

Особенности задания в Яндекс.Учебнике:
  • Косвенные подсказки. При первой ошибке в задании ребенку предлагается подсказка с подтекстом: она советует, на что обратить внимание, и дает ученику возможность еще раз испытать себя.
  • Задания разделены на блоки. В разных блоках по работе с информацией дети делают задания на ориентацию на странице, в тексте, на извлечение информации, на поиск недостающей информации.
  • Задания системно развивают определенный навык. Например, на один и тот же тест есть несколько заданий, усложняющихся и расширяющихся от первого к последнему. В конце каждого блока для каждого года обучения есть обобщающие задания, в которых воссоздана некоторая условно реальная ситуация, и в ней ребенку нужно проявить умения из текущего блока и блоков, которые были до этого.

Примеры карточек

В карточках для первого класса задания озвучиваются. На прочтении инструкции можно сэкономить время, если ребенок хорошо усваивает материал на слух. Также можно слушать и просматривать текст, а можно читать вместе с диктором или самому.


2-й класс




3-й класс


4-й класс

Четвероклассники в одном из заданий стартовой работы расположат фигурки фотографа и туриста на схеме. Задание проверяет, насколько дети умеют синтезировать информацию, полученную из разных источников. Чтобы правильно расположить фигурки, нужно не только рассмотреть фотографию и прочитать текст, но и проанализировать схему. Только после этого ученики смогут ответить, с какой позиции снимал фотограф, а с какой путешественники рассматривали соборы.

Цель курса - познакомить учителя с понятием функциональной грамотности и помочь сконструировать свои первые уроки по ее развитию у учеников.

В курсе содержатся:

1. Видеолекции, которые помогут разобраться в системе методических понятий в области функциональной грамотности.

2. Кейсы, которые можно использовать для разработки собственных уроков.

3. Итоговые тесты.

Больше по теме

Управление профессиональным развитием педагогического коллектива школы

Четыре методики и кейсы реальных школ

Как организовать дискуссию на уроке

Все, что нужно знать о формате дискуссии: от правил проведения до инструментов оценивания

Проектная деятельность в школе

Пошаговая инструкция, как превратить рутинную задачу в мощный инструмент для развития учеников

После теста мы дадим вам рекомендации и составим подборку полезных материалов.

Выделите свободный час, попросите вас не отвлекать, — и приступайте к тесту.

Они помогут проверить, как вы работаете над формированием функциональной грамотности у учеников. Каждое задание ― реальная ситуация из работы учителя.

Ваша задача ― выбрать, как бы вы поступили в каждой из этих ситуаций. При выборе не нужно учитывать специфику учебного предмета ― сфокусируйтесь на своих навыках.


Яндекс.Учебник запускает Марафон по функциональной грамотности для педагогов и школьников. На протяжении полугода учителя будут получать методическое сопровождение, а дети — учиться применять знания в реальной жизни. Функциональная грамотность подразумевает умение читать, понимать и использовать разные виды информации — этот навык позволяет придумывать и воплощать идеи, быть эффективным и постоянно улучшать качество жизни.

Для учителей марафон начнется 5 октября. Первым его этапом станет Интенсив (5 октября — 5 ноября) — онлайн-диагностика важных компетенций учителя, в том числе — навыка формирования функциональной грамотности у учеников. В часовой диагностике учителю будет предложено решить, как бы он действовал в 46 учебных ситуациях. Результатом Интенсива для учителя станет сертификат об участии и рекомендации для развития, в том числе и курс, который выходит в день старта диагностики.

12 апреля состоится награждение учителей-участников марафона. Будут определены финалисты, вручены сертификаты и призы: планшеты, колонки, фирменные сувениры.

Летняя школа

Слушателям будут доступны видео-интервью экспертов, кейсы с подробным разбором, примеры заданий на развитие функциональной грамотности, методические материалы для учителя. В качестве практики по курсу учителям предлагается выдать классу задания по функциональной грамотности в Яндекс.Учебнике.

Курс подготовлен экспертами сервиса совместно со специалистами Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО и преподавателями московских университетов (МГПУ).

Подробнее о курсе

Будет рассмотрена методика формирования основных типов функциональной грамотности:
— читательская грамотность,
— математическая грамотность,
— естественно-научная грамотность,
— финансовая грамотность,
— креативное мышление,
— глобальные компетенции.

Помочь педагогу освоить методику формирования функциональной грамотности учеников — для последующего применения на практике в работе с детьми.

— создавать задания для оценки каждого конкретного функциональной грамотности,
—создавать задания по развитию конкретного типа функциональной грамотности в урочной и внеурочной деятельности,
— включать задания на формирование функциональной грамотности в учебный процесс.

Читайте также: