Взаимодействие специалистов в школе осуществляется под руководством

Обновлено: 06.07.2024

Сформулированные таким образом задачи становятся основой для построения профессиональной деятельности всех специалистов школы – педагогов-предметников, классных руководителей, психологов, управленцев и т.д.

В предыдущих лекциях мы показали, как именно может строиться профессиональная деятельность разных специалистов на основе задач развития. В этой лекции мы остановимся на не менее важном вопросе: как, в каких формах должны взаимодействовать эти специалисты для совместного, координированного решения поставленных задач.

Одной из наиболее важных форм профессионального сотрудничества специалистов школы был и остается психолого-педагогический консилиум. Мы познакомим читателей с моделью психолого-педагогического консилиума, разработанного специально для школ, осваивающих идеи антропологического подхода, а также с наиболее распространенными в практике частными моделями консилиумов, эффективных для отдельных случаев и ситуаций в работе.

Психолого-педагогический консилиум играет в системе работы школы, ориентированной на развитие, особую, очень важную роль. Он представляет собой организационную форму, в рамках которой происходят разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе его обучения, а также определенных ученических групп и параллелей. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика – с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития – разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития. Благодаря консилиуму психолог получает возможность передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе непосредственно тем взрослым, которые обладают значительно большими возможностями влияния и взаимодействия с ним.

В целом задачи консилиума в системе работы антропологически ориентированной школы могут быть представлены следующим образом.

Задачи психолого-педагогического консилиума

В число участников консилиума могут входить разные субъекты образовательного процесса, однако в большинстве случаев мы руководствуемся в определении участников следующей схемой:

Участники психолого-педагогического консилиума

Мы предлагаем рассматривать консилиум как более сложное, многоэтапное действие, несводимое к одному лишь непосредственному совместному обсуждению. В деятельности консилиума выделяется 3 важных этапа: этап подготовки, этап совместного обсуждения и этап реализации решений. Обозначенные на схеме 1 задачи могут и должны решаться на разных этапах консилиума.

В этап подготовки включены все участники консилиума, но в разном качестве (см. табл. на с. 47). Педагоги-предметники готовят необходимую педагогическую информацию о классе и отдельных учениках, пользуясь предложенными им схемами. Эту информацию собирает и анализирует завуч, ответственный за проведение консилиума. Классный руководитель и психолог на этом этапе осуществляют более сложную работу. Во-первых, они собирают свою информацию о том, как идет развитие учащихся данного класса. Во-вторых, вместе с завучем они обобщают педагогическую, психологическую и медицинскую информацию о ходе развития учащихся и ставят на этой основе задачи развития класса и отдельных учеников. Эти задачи развития становятся предметом обсуждения на втором этапе работы консилиума.

В этап обсуждения включены педагоги-предметники, классный руководитель, школьная администрация. Участники знакомятся с задачами развития, задают уточняющие вопросы, вносят свои добавления. Итогом этого этапа обсуждения становятся уточненные и принятые задачи развития учащихся. Далее – и это основная задача обсуждения – предметом профессионального разговора будут педагогические задачи работы с учащимися, вытекающие из задач их развития. Формулирование общих психолого-педагогических задач – самый важный результат этапа обсуждения. На третьем этапе каждый участник консилиума превращает поставленные педагогические задачи в формы и методы своей профессиональной деятельности. Если поставлена задача развития учебной инициативы учащихся, то как это найдет свое отражение в уроках физики, факультативах МХК, занятиях по психологии? Найти нужные формы – это задача, которая возникает перед специалистом как итог обсуждений на консилиуме. В результате рождается общий план работы разных специалистов над поставленными задачами, который собирает в единое целое и отслеживает завуч – организатор консилиума.

В обобщенном виде работа консилиума может быть представлена в виде следующей схемы:

Классические консилиумы разнообразны и также поддаются классификации. Скажем, консилиум может собираться для решения проблем отдельных детей (например, имеющих выраженные трудности в обучении, общении, психическом развитии), а может быть посвящен актуальным психолого-педагогическим проблемам класса, параллели и даже целого школьного звена (начального, среднего, старшего).

В первом варианте школьный консилиум становится очень похож на своих клинических родственников: поочередно рассматривается некоторое количество частных случаев, по каждому формулируется решение. Такого рода консилиумы в последнее время стали активно использоваться в психологических центрах. В школе же они не находят широкого применения. И это понятно. При всей своей эффективности с точки зрения решения проблемы конкретного ребенка, как часть системы работы школы, он непродуктивен: много времени и сил тратится на решение единичной проблемы… а что делать со всеми остальными?

Информативной является и другая классификация классических консилиумов: для больших школ и школ, обучающих небольшое число детей (приблизительно – до пятисот учеников). Главное отличие – в составе участников консилиума. В школе, учебная параллель которой состоит из 4 и более классов, нецелесообразно участие в работе консилиума всех педагогов-предметников. Нецелесообразно с точки зрения процедуры: при большом количестве людей, эмоционально заинтересованных в обсуждении тех или иных проблем, консилиумы растягиваются на невообразимое время. Информацию, собранную педагогами-предметниками, на таком консилиуме представляет завуч или заведующие предметными кафедрами. В обязанность этих лиц входит также последующая работа с педагогами: необходимо ознакомить их с решением, замотивировать на их реализацию, проследить выполнение принятых решений.

Если речь идет о небольшой школе, можно позволить себе собираться на консилиум всем коллективом данного класса или параллели. Такая работа значительно полезнее, так как она не только позволяет решить выявленные психолого-педагогические проблемы, но и сплотить учительский коллектив, превратить его в команду профессионалов-единомышленников. Само по себе и быстро это не происходит, но консилиум как форма работы обладает таким потенциалом.

Как это реально происходит?

Цель встречи, которая проводится по итогам первой четверти, очевидна: проанализировать итоги совместной работы и поставить перед собой следующие задачи на вторую четверть. В зимние каникулы предстоит подводить итоги адаптационного периода. В связи с этим участники обсуждают содержание диагностики, которую каждый будет проводить накануне консилиума. Нужна ли логопедическая диагностика? Какую психологическую информацию хотели бы получить педагоги? В какой информации классных руководителей они заинтересованы и наоборот? Так вырисовывается содержание консилиума, проясняются взаимные ожидания.

Январский консилиум посвящен обсуждению результатов диагностики и ответу на главный вопрос: завершен ли процесс адаптации пятиклассников и каковы его итоги? Если ответ положительный и итоги адаптации удовлетворяют педагогов и психологов, на этом можно поставить точку в совместной работе. Если нет – планируются следующие шаги. И так далее.

Таким образом, психолого-педагогический консилиум во всем разнообразии форм – чрезвычайно важный механизм, запускающий и удерживающий процессы сотрудничества различных специалистов школы в постановке и решении задач развития учащихся. Очень важно построить работу в школе таким образом, чтобы консилиумы стали естественной, традиционной, привычно-плановой формой обсуждения проблем и постановки задач работы с учащимися.

Мы рассматриваем взаимодействие как профессиональное общение специалистов, в ходе которого происходит не только обмен информацией, но и организация совместных действий, позволяющая партнерам реализовать общую деятельность, ориентированную на единый результат. Организация взаимодействия обеспечивается постановкой единых целей и задач, направленных на определение путей помощи ребенку и их реализацию командой единомышленников.

Организационное поле взаимодействия включает в себя педагогическую, социально-педагогическую, психолого-педагогическую и медико-педагогическую составляющие и объединяет усилия педагогов, логопедов, психологов, дефектологов, социальных педагогов, медицинских работников в решении проблем ребенка.

Педагогическая составляющая взаимодействия направлена на формирование общей культуры, обеспечение уровня подготовки учащихся, соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, с учетом особых образовательных потребностей, а также на преодоление трудностей в обучении и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-педагогическая составляющая взаимодействия способствует социализации учащихся, повышению адаптивных возможностей ребенка в разных сферах жизнедеятельности, предупреждению девиантных форм поведения детей и подростков, развитию потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе совместной деятельности со сверстниками, развитию взаимодействия с семьей в вопросах воспитания, социальной защиты и помощи ребенку, а также реализации прав и свобод учащихся.

Психолого-педагогическая составляющая взаимодействия обеспечивает коррекцию отклонений в психическом и/или физическом развитии обучающихся, способствует сохранению психологического и соматического здоровья ребенка, раскрытию резервных возможностей личности учащегося.

Медико-педагогическая составляющая взаимодействия способствует укреплению здоровья учащихся, обеспечивает профилактику перегрузок, нервных срывов, формирование ресурсов семьи, позволяющих выработать у детей и подростков стойкие жизненные позиции, ориентированные на сохранение здоровья.

Целостность составляющих определяется их взаимозависимостью и подчинением общей цели.

Выделяют следующие признаки и уровни процесса взаимодействия специалистов (Муканова, 1990):

– наличие совместной деятельности;

– положительные взаимоотношения, взаимопонимание;

– коллективность при обсуждении различных вопросов;

– активизация деятельности участвующих сторон;

– стратегический (при планировании, подготовке и проведении работы);

– тактический (при согласовании усилий);

– оперативный (при решении конкретной проблемы).

Существует концепция развития комплекса параллельных служб, к которым относятся психологическая, социально-педагогическая, педагогическая (в том числе коррекционно-педагогическая и логопедическая), медицинская службы, организационно и содержательно-деятельностно объединенные в единую систему (Усанова, 1995). Это основные составляющие психолого-медикопедагогической системы помощи и поддержки детям, в том числе детям с нарушениями в развитии.

Структурная организация параллельных служб может быть представлена в виде взаимосвязанных, составляющих единый комплекс и вместе с тем достаточно самостоятельных разделов. В каждом из них выдвигаются специальные задачи. В эти службы в зависимости от целей, задач и содержания деятельности включают следующие модули: комплексной диагностики и консультации, медицинский, психологический, социально-педагогический, коррекционно-педагогический.

Адресатом комплексной помощи специалистов в общеобразовательной школе являются дети с трудностями адаптации и обучения. Основной их контингент составляют дети с ОВЗ. К этой категории относятся дети, имеющие разные по характеру и степени выраженности нарушения в физическом и/или психическом развитии в диапазоне от временных и легко устранимых трудностей до постоянных отклонений, требующих индивидуальной программы обучения или использования специальных образовательных программ.

Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ общего образования вне специальных условий обучения и воспитания, то есть дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и/или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Это неоднородная группа, включающая детей с разным характером и разной выраженностью нарушения, и потому необходим дифференцированный подход к содержанию коррекционной работы и степени включенности специалистов в ее реализацию. Этим объясняется вариативность сопровождения и разный профиль специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Это могут быть формы обучения в классе общего типа, в отдельном классе, по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому и/или дистанционная форма обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Варьироваться может и степень участия специалиста в сопровождении (занятия, пролонгированное консультирование, работа по комплексной индивидуальной программе).

Условно можно выделить две группы учащихся с ОВЗ. Первая – дети с невыраженными, чаще устранимыми, нарушениями, которые при создании соответствующей среды и условий могут обучаться по массовой программе в классе, получая помощь специалистов. Вторая – дети, имеющие выраженные особенности и особые образовательные потребности, требующие использования специализированных образовательных программ, учебников и адаптации образовательного процесса и среды к их особенностям (это могут быть инклюзивная форма обучения, отдельный класс, надомное обучение).

В зависимости от особых потребностей ребенка определяется общая логика построения учебного процесса и состав специалистов, усилия которых консолидируются и направляются на решение текущих проблем ребенка и профилактику возникновения новых. Как правило, в общеобразовательной школе состав специалистов таков: педагог, логопед, психолог, социальный педагог, врач (или медсестра), дефектолог, реализующие профессиональное взаимодействие в условиях служб сопровождения и/или психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений.

Служба сопровождения – структурное подразделение образовательного учреждения, организуемое с целью предоставления помощи учащимся, родителям, педагогам. Служба оказывает содействие развитию личности учащихся на всех этапах непрерывного образования. Главной целью деятельности службы является психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение решения образовательных задач. Специалистами службы определяются и обеспечиваются наиболее благоприятные условия для развития, саморазвития и социализации ребенка. Служба может включать разное количество специалистов, в зависимости от востребованности тех или иных услуг.

ПМПк – организационная форма, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, в рамках которой объединяются усилия педагогов, психологов и других субъектов образовательного процесса для решения проблем обучения и полноценного развития детей и подростков. ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом образовательного учреждения в работе консилиума.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

Возможны следующие варианты сочетания этих организационных форм:

1) ПМПк является структурным компонентом службы сопровождения. В этом случае деятельность службы направлена на решение широкого круга задач (например, может включать работу с одаренными детьми, деятельность по профориентации и профильному обучению учащихся), а ПМПк при этом обслуживает одно из звеньев этой деятельности. Работа ПМПк в этом случае чаще заключается в проведении заседаний и выработке коллегиальных решений, которые реализуются некоторыми из специалистов службы сопровождения и педагогами. Возможно объединение нескольких подразделений службы – служба сопровождения ребенка, служба сопровождения профессионального самоопределения, служба сопровождения одаренных детей, где консилиум обслуживает 1–2 структуры.

2) ПМПк образовательного учреждения консолидирует и направляет деятельность службы сопровождения, выступает как координирующий орган, направляющий деятельность специалистов службы сопровождения, специалисты которой реализуют его решения.

3) ПМПк организуется как служба сопровождения. Взаимодействие является обязательным условием деятельности консилиума. Процесс его работы основан на совместной деятельности специалистов, осуществляющей сопровождение учебно-воспитательного процесса ребенка. В этом случае речь идет о сопровождении командой, где специалисты не только одновременно осуществляют помощь, а руководствуются интегрированными едиными целями. Успешно функционирующий ПМПк образовательного учреждения – это сформированная в процессе работы система. Элементы этой системы – различные специалисты, каждый из которых является равноправным членом команды и вносит свой специфический вклад в деятельность ПМПк. Все специалисты ориентированы на преодоление трудностей ребенка, при этом каждый решает свои четко поставленные задачи, выполнение которых по механизму взаимодополнения и согласованности приводит к реализации поставленной цели. Это и является продуктом работы ПМПк.

Мы рассматриваем психолого-медико-педагогический консилиум как службу сопровождения, предусматривающую целостную систему работы команды специалистов, основанную на принципе междисциплинарного взаимодействия. Эта система предполагает:

1) разнообразные виды деятельности команды специалистов;

2) разные формы взаимодействия специалистов;

3) осуществление пролонгированного коррекционного сопровождения учащихся.

Сопровождение рассматривается, с одной стороны, как широкое понятие, и в этом случае речь идет о сопровождении командой, о составлении и реализации программ комплексной помощи в условиях совместной деятельности разных специалистов. С другой стороны, как более узкое: сопровождение ребенка конкретными специалистами – например, психологическое, логопедическое, дефектологическое и т. д.

Координацию взаимодействия обеспечивают заседания ПМПк, на которых определяются основные задачи комплексной деятельности специалистов и намечаются пути разноплановой помощи ребенку с трудностями адаптации.

С.Г. Шевченко (1999, 2005) рассматривает взаимодействие участников школьного психолого-медико-педагогического консилиума как необходимое условие эффективности системы коррекционно-развивающего обучения.

Принцип междисциплинарного взаимодействия обеспечивает:

– многоаспектное рассмотрение причин трудностей в обучении и адаптации к школе;

– согласованное воздействие на учебно-познавательную деятельность и эмоционально-личностную сферу учащихся.

Полноценное взаимодействие возможно лишь при условии взаимопонимания и высокой профессиональной компетентности каждого специалиста (психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога, врача, учителя). Члены команды становятся единомышленниками, дополняют, но ни в коем случае не подменяют друг друга.

Школьный ПМПк создается в образовательном учреждении как коллегиальный орган, не являющийся при этом правомочным ставить диагноз, определять образовательный маршрут или изменять внешнюю форму и условия обучения. Его задача состоит в определении и создании специализированных условий для детей с трудностями адаптации внутри учреждения, оказании им помощи, а также в привлечении родителей, педагогов, администрации школы и внешних специалистов, необходимых для решения проблем ребенка.

Автор: Набережнева Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1256
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Организация взаимодействия со специалистами образовательной организации по решению вопросов, связанных с обучением, развитием, воспитанием обучающихся
Раздел: дошкольное образование

«Организация взаимодействия со специалистами образовательной

организации по решению вопросов, связанных с обучением, развитием,

Цели и задачи дошкольного воспитания, не могут быть реализованы

каждым участником образовательного процесса в отдельности.

специалистов и воспитателей. Все мы работаем в тесном контакте друг с

другом и стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию

каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

специалистов у нас в детском саду были выработаны следующие задачи:

(педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора

хореографии) и повышение их профессионального уровня.

личностное развитие ребенка.

3. Совместное изучение содержания программы ООП ДО и написание

рабочей программы для каждого возраста.

тематических и интегрированных занятий.

коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в той или иной

Взаимодействие с администрацией образовательного учреждения

всестороннего развития и обучения воспитанников, охраны и укрепления их

здоровья в соответствии с государственным образовательным стандартом и

программами, реализуемыми в учреждении. Также на организацию работы

среди родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам воспитания и обучения

детей в семье, способствовать пропаганде педагогических и гигиенических

знаний, привлекать родителей (лиц, их заменяющих) к участию в деятельности

В систему мероприятий данного направления включены:

1. Индивидуальные консультации для педагогов по вопросам воспитания и обучения леворуких детей старшего дошкольного возраста.

2. Консультации для родителей по результатам диагностик, вопросам воспитания, развития и подготовки детей к обучению в школе леворуких детей и детей с ослабленной мелкой моторикой рук старшего дошкольного возраста.

3. Участие в работе родительских собраний.

5. Использование наглядных и информационных средств.

6. и другие формы работы.

Примерный перспективный тематический план совместной деятельности педагога – психолога с педагогами дошкольного учреждения

1 IХ - Изучение новинок литературы по вопросам подготовки детей к школе.

- Экскурсия к школе 1 сентября.

- Диагностика первоначального уровня развития и готовности к школе.

-Беседы, занятия, игры с детьми о школьной жизни, рисование школы и т. д.

Выступление на родительских собраниях по данному вопросу. Педагог – психолог,

Воспитатели, старшая мед. сестра, врач, учитель –логопед, музыкальный руководитель, Изо – руководитель.

По годовому плану в течение учебного года

2 Х - Выявление леворуких детей и детей с ослабленной мелкой моторикой рук старшего дошкольного возраста.

- Методическая встреча с учителями начальных классов, обсуждение плана работы по преемственности детского сада и школы и проблемными детьми.

-Индивидуальные консультации. Педагог – психолог,

воспитатели, учитель начальных классов

3 ХI - Опрос родителей: темы необходимых консультаций, наглядного материала.

- Открытое занятие для родителей;

- обсуждение, появившихся проблем. Педагог – психолог,

4 ХII Консультация для родителей и педагогов учителем начальных классов о правилах приёма в школу и оформлении документов. Педагог – психолог,

Воспитатели и другие специалисты.

5 I Участие педагогов д/с в методическом объединении по подготовке дошкольников к школе. Педагог – психолог,

Воспитатели и другие специалисты.

Воспитатели, учителя начальных классов, специалисты

- Выпускной вечер в детском саду Родители и педагоги

Воспитатели, специалисты

Работа с родителями

Особое внимание в данном разделе уделено работе с родителями. Это направление содержит:

1. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и обучения леворуких детей старшего дошкольного возраста;

2. Консультации для родителей по результатам диагностик, вопросам воспитания, развития и подготовки детей к обучению в школе леворуких детей.

3. Участие в работе родительских собраний.

5. Проведение мастер - класса.

6. и другие формы работы.

Перспективный тематический план совместной деятельности педагога – психолога с родителями

Месяцы Темы и содержание работы Примечания

Сентябрь 1. Групповая консультация для родителей младшей группы "Мой малыш посещает детский сад".

2. Индивидуальные консультации по запросу воспитателей и родителей.

Октябрь 1. Изучение семейного микроклимата (Тест "Моя семья") в старших группах.

2. Консультирование педагогов и родителей по результатам диагностики и медицинскими показаниям.

2. Открытое занятие для родителей;

Декабрь 1. Леворукий ребёнок. Рекомендации для родителей по воспитанию и развитию леворукого ребёнка.

3. Консультация для родителей и педагогов учителем начальных классов о правилах приёма в школу и оформлении документов.

Январь 1. Индивидуальные консультации по запросу воспитателей и родителей.

2. Индивидуальные консультации по запросу воспитателей и родителей.

2. Встреча с учителем начальных классов курируемой школы.

4. Выпускной вечер в детском саду

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как фактор развития личности ребенка дошкольного возраста 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно- воспитательного процесса. Изменения, происходящие.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по физическому воспитанию Тип проекта: практико-ориентированный, средней продолжительности, (1 сентября-30 ноября). Участники проекта: педагоги, воспитанники средней.

Преемственность в работе учителя-логопеда и специалистов дошкольного учреждения Важным направлением модернизации образования является обеспечение государственной гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного.

Примерный план взаимодействие специалистов в комбинированной группе ДОУ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НА УЧЕБНЫЙ ГОД месяц логопед музыкальный руководитель воспитатели сентябрь.

Система образовательной и воспитательной работы образовательного учреждения Система бразовательной и воспитательной работы образовательного учреждения Учебная и воспитательная работа в ДОУ организована на основе.

Взаимодействие семьи дошкольного образовательного учреждения в целях обеспечения качества образования Улучшение качества дошкольного образования – вот задача, которая стоит одной из главных в настоящее время. Центральное место в формировании.

Взаимодействие специалистов реабилитационного центра в коррекционно-развивающей работе с детьми со сложной структурой дефекта Особое значение организации взаимодействия в работе узких специалистов и воспитателей уделяется в нашем Центре Цель работы Реабилитационного.

Взаимодействие специалистов в работе с детьми, имеющими статус ОВЗ, на примере проектной деятельности Обучение детей с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении охватывает сотрудничество большого числа людей, когда требуется взаимодействие различных.

Читайте также: