Показатели информативности предметно пространственной среды в доу

Обновлено: 08.07.2024

Вариативность с реды групп отражается в нали чии различных

пространств для игр, периодичес кую сменяемость игрового материала, а так

же разнообразие игр и игрушек о беспечивающих св ободный выбор детей,

появление новы х предметов, стим улирующих различ ную активность дет ей.

Принцип д оступности в нашем детс ком саду реализуется чер ез доступно

расположенн ое оборудование, игрушки, пр одукты детс кой деятель ности. Во

всех возрастн ых группах дидактиче ские и развивающие игры и игрушк и,

дидактическ ий материал, пре дметы для организац ии ролевых игр доступны

детям. Для орга низации самостоятель ной деятельности детей в течение дн я в

группах имеютс я материалы для детск ого творчества (б умага, краски,

Принцип безопас ности также реализуется в представленны х предметах и

оборудовании в г рупповых прост ранствах. Во всех возра стных группах

мебель и обо рудование установле ны так, что бы каждый ребенок м ог найти

удобное и ком фортное место дл я занятий с точки з рения его эмоцио нального

состояния: дост аточно удален ное от детей и взросл ых или, нао борот,

позволяющее ощущать тесный к онтакт с ними, или же предусмат ривающее в

равной мере конта кт и свобод у. Такая орга низация простра нства в группах

является одним из условий среды, кот орое дает возможност ь педагогу

приблизитьс я к позиции ре бенка. Так во всех г руппах имее тся мебель для

педагогов и дете й одного размера, что позволяет нахо диться ребенк у и

педагогу в суб ъект - субъектной позиции при вза имодействии друг и другом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под развивающей предметно-пространственной средой (РППС) следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно- творческую деятельность всех детей группы.

Само понятие "развивающая предметная среда детства" было введено в лексику педагога после 1988 года. Исследования в этой области были начаты значительно раньше, вскоре после создания в 1960 году НИИ дошкольного воспитания. К 1968 году здесь были созданы системы развивающих игрушек и дидактических пособий, направленных на формирование первоначальной культуры мышления детей раннего (С.Л.Новоселова) и дошкольного (Н.Н.Поддьяков) возрастов. К середине 70-х годов были разработаны система развивающих игрушек для младенцев, получившая 1 премию на конкурсе "Игрушка XXI века" и многопрофильная система "Мебель-игрушка" и "Растущая мебель" для дошкольников. Были разработаны новые принципы формирования предметной среды: предложена новая педагогическая классификация игрушек, разработаны развивающие модульные игровые среды, созданы конструкторы, отвечающие задачам интеллектуального развития ребенка, система развивающих игрушек для младенцев.

Сегодня новые информационные технологии, вошедшие в практику дошкольного образования привлекли внимание к возможностям и потребностям дошкольного возраста, заставили общественность задуматься над необходимостью создания предметной среды детства как развивающей системы, смыкающейся с нуждами дошкольной игры и дидактики. Компьютерные возможности как бы увенчали пирамиду развивающих предметных сред и средств детского сада, направленных на гармонизацию личности ребенка и поддержку его творческих способностей.

В качестве центров развития могут выступать:

 уголок для сюжетно-ролевых игр;

 уголок для театрализованных игр;

 зона для настольно-печатных игр;

 выставка детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.;

 уголок наблюдений за природой;

 уголок для игр с песком;

 уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;

 игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового пространства; игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

В качестве показателей развивающей направленности предметной среды могут быть выделены следующие:

- Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад;

- Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность, способность выбирать занятия по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов;

-Высокая продуктивность детской деятельности, результатом чего является множество разнообразных продуктов детской деятельности, выполненных в течение дня;

-Отсутствие частых конфликтов между детьми. Не менее важна и стимулирующая функция среды.

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, мотивирует его к действиям, исследованию. Среда служит непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Такое значение роли предметно- пространственной среды определяет необходимость компетентного и творческого подхода к ее организации воспитателем.

2.Рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды для детей 5-7 лет.

Педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений многие годы уделяют большое внимание организации и содержанию предметной среды, окружающей ребенка в группе. Требования сегодняшнего времени к концепции развивающей предметной среды поставили перед дошкольными работниками новые проблемы.

Во-первых, качественно изменился статус дошкольных учреждений, которые являются исполнителями запросов родителей. Четко прослеживается тенденция ориентации родителей на воспитательно-образовательные возможности детского сада и его материальную базу. Родителей интересует, по какой программе работает детское учреждение, гарантируется ли подготовка к школе, есть ли студии, кружки, физиокабинеты, спортзал и пр. дошкольники поставлены в условия борьбы за то, чтобы выбор родителей был в пользу детского сада.

Во-вторых, сейчас часто в дошкольных учреждениях можно увидеть насыщенную предметную среду, которую, однако, нельзя назвать развивающей.

I. Требования к организации предметно-развивающей среды

1.В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:

а) для самостоятельного активного целенаправленного действия во всех видах деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.), которые размещаются в центрах (зонах), содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий;

б) для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

2.Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:

- быть рационально логичным и удобным для детей (например, библиотечку, литературный центр или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик, сосредоточены в приятной композиции живые растения, а сама обстановка располагает к интеллектуальному отдыху);

- расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;

- отвечать санитарно-гигиеническим нормативным требованиям (мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребенка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, литературном и пр.); физиологии ребенка (игровые поля, центры, зоны важно организовать так, чтобы самим расположением предметно- развивающей среды определялось положение тела ребенка и он мог располагаться в ней, сидя на стульчиках, кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени и пр, на коленях у подиума с разнообразными конструкторами, материалами, макетами и пр,);

- оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.

II. Требования к содержанию предметно- развивающей среды

1. Все центры, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:

а) программным требованием, задачами воспитания и обучения;

б)возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребенка (воспитатель поступит педагогически грамотно, если, например, в центре конструктивной деятельности ручного труда детям четвертого года жизни в большей мере будут предлагать специально подготовленные материалы, которые не только будут побуждать ребенка ставить цели, но и будут способствовать быстрому достижению результата, и в первую очередь будут использовать готовые объемные формы – разнообразнейшие по величине и форме коробки, пузырьки, баночки и прочие упаковки, а также плоские – прямоугольники, квадраты, круги и т.д., различные силуэты животных – собачек, лошадок, и пр. предметов – корзиночек, домиков);

2. В предметно- развивающей среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые проявляются у детей в разные годы дошкольного детства. Например, в пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов – восприятия, памяти. Внимания и пр, Поэтому в старшей группе детского сада чрезвычайно важно предложить вниманию детей игры, развивающие внимание, память и пр.

3. Содержание предметно- развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде и:

- на пройденный программный материал (этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху ;

- на индивидуальные возможности детей (я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо);

- обеспечение зоны ближайшего развития (это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую); неисчерпаемую информативность (я хочу ходить в детский сад, меня в нем всегда ждет что-нибудь интересное).

Педагогически грамотное оформление предметно-развивающей среды – это труд, требующий больших усилий и времени.

Рекомендации по созданию предметной среды 5-7 лет

В развивающую среду должны входить:

 глобус (желательно с подсветкой), физическая карта мира и России, политическая карта мира;

 измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

 познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

 азбуки картинные, книги для первого чтения;

 былины, мифы, легенды;

 познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;

 детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом;

 часы настенные и календарь;

 настольно-печатные игры - лото, паззлы;

 настольные игры - домино, шашки, шахматы;

 чистые листы белой бумаги, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клеточку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

При создании предметно-пространственной среды в нашем детском саду педагогический коллектив руководствовался требованиями федеральных стандартов и внутренней системе оценке качества образования.

Основными критериями оценки развивающей пространственной среды дошкольного образования являются:

- соответствие компонентов предметно-пространственной среды реализуемой образовательной программе детского сада и возрастным возможностям обучающихся;

организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) в соответствии с требованиями ФГОС (должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной);

-наличие условий для общения и совместной деятельности обучающихся и взрослых, двигательной активности обучающихся, а также возможности для уединения;

-учёт национально-культурных, климатических условий.

Чтобы ответить вопрос, c оответствует ли предметная среда в нашем детском саду государственным стандартам мы организовали и провели мониторинг предметно-пространственной среды опираясь на внутреннюю систему оценки качества образования.

При оценивании параметров детский сад руководствовался примерным перечнем игрового оборудования для ДОУ прописанном в приказе Минобрнауки от 20 июля 2011года.

В качестве оценивания использовались следующие критерии:

Блок оценки дизайна помещения образовательной организации.

Наличие зон для деятельности детей

оценка материалов и оборудования.

Каждый критерий оценивался педагогами по 10-балльной шкале. от 1 до 3 баллов – низкий уровень от 4 до 7 баллов- средний ; от 7 до 10 баллов – высокий.

Был разработан план проведениямониторинга.Целью которого было выявить условия организации развивающей созданной в группахдругих помещениях, а также прогулочного участка детского сада.

2.Аналитический этап:

Сопоставление результатов с ВСОКО.

Систематизация, обработка, анализ полученной информации.

Формулирование выводов, написание аналитической справки.

3. Итоговый этап: Выработка предложений и рекомендаций для принятия управленческого решения.

Обратимся к анализу данных исследований

2 критерий – это оценка пространства . Ответы педагогов дают возможность увидеть некоторые слабые места в организации пространства. Показатель трансформируемости пространства составляет 6,21 балла по оценочной шкале. Это определяет необходимость обеспечения детского сада инвентарем, позволяющим изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и потребностей детей. Для этого следует закупить модульную мебель, подвижные перегородки.

Большинство педагогов достаточно высоко оценивает комфортность среды, в которой пребывают дети (7,62 балла). Они считают, что условия дошкольных образовательныхорганизаций обеспечивают эмоциональное социальное благополучие (8,1 балла) и безопасность детей (8,2 балла).Имеются

индивидуальные шкафчики для одежды, личных вещей, игрушек детей; в групповых и раздевальных помещениях, организованы выставки с

поделками, рисунками детей . Предметно-пространственная среда соответствует возрастным возможностям детей (8,1 балла). Игрушки в группах подбираются в соответствии с возрастом детей, их набор ежегодно изменяется перед переходом детей в следующую возрастную группу.

Педагоги полагают, что специально организованное предметноепространство детского сада поддерживает инициативу и самостоятельность детей, стимулирует их к различным видам активности (игровой – 8,5 балла, познавательной – 8,22 балла, двигательной – 8,17 балла). Стимулирование детской активности во многом обеспечивается наличием полифункциональных предметов, не обладающих жестко закрепленными способами употребления, пригодных для использования в различных видах деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Стимулирующим фактором деятельности служит доступность расположения предметов и пособий для воспитанников детсада, что обеспечивает возможность выбора и самостоятельного использования ими материала. Данный параметр предметно-пространственной среды педагогами оценен достаточно высоко и составляет 8,4.

При организации учитываются потребности детей с ОВЗ. Имеется кабинет для организации коррекционной логопедической для детей с нарушениями речи. Данный параметр оценен в в 5,5 баллов

В группах есть театральный уголок с наборами различного кукольного, пальчикового театра, маски персонажей и костюмы, музыкальные инструменты, диски с музыкой и сказками, имеются уголки ряжения.

Книжные уголки и уголки патриотизма содержат литературу и пособия в соответствии с возрастом детей . Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с картинками, иллюстрациями по своему желанию. Педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного края, района, посёлка. Уголок оснащен глобусом, картой, флагами и гербами России.Для развития познавательной активности детей и стимуляции социальных интересов в книжных уголках размещены детские энциклопедии , иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы , альбомы, иллюстрации к произведениям.

Все составляющие макета мобильны, т.е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными животными и растительными элементами.

В уголке для экспериментирования, есть материалы для экспериментирования с водой, песком; природный материал можно взять из уголка природы (камни, ракушки, шишки, семена, крупы); весы, емкости с сыпучими, жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения опытов, картотека игр – экспериментов.

Для ФЭМП имеются математические наборы, логические и настольно-печатные игры математической направленности, магнитная доска, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. В группах имеется много плакатов математического содержания.

По оценкам педагогов, ресурсы дошкольных образовательных организаций в создании зон (7,0 балла), расслабления, уединения (6,4 балла), индивидуальных занятий (6,3 балла), незаполненного пространства для свободной двигательной активности детей характеризуются средним уровнем.

Материалы и учебное оборудование. Итоги исследования предметно-пространственной среды показывают, средний уровень оснащения оборудованием для организации коллективных и театрализованных игр (7,7 балла), игровым инвентарем, учитывающим потребности мальчиков и девочек (7,71 и 7,7 балла соответственно).

Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого, помимо конструкторов имеется большой выбор различных видов транспорта, наборы детских инструментов.

С точки зрения педагогов, в детском саду недостаточно технических средств обучения и воспитания (6,8 балла), что не позволяет организовать образовательный процесс на современном уровне с использованием ИКТ.

Оборудования и инвентаря для организации и стимулирования продуктивной деятельности (лепка, аппликация, рисование) в детском саду достаточно, что дает возможность педагогам успешно организовывать деятельность в художественно-эстетическом направлении.

В групповых комнатах всё спортивное оборудование доступно детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Физкультурное оборудование расставлено вдоль стены. Это мячи, обручи, флажки, кольцебросы, мешочки для метания, кегли, дорожки здоровья.

Таким образом, результат оценки мониторинга составил от 5 до 7 балловчто соответствует среднему уровню развития организации предметной среды. В группах создана комфортная развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая ФГОС, возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей, компоненты среды соответствуют образовательной программе детского сада и возрастным возможностям детей. Осуществляется творческий подход при её организации. Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами. Всё это обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.Развивающая среда поделена на зоны что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Оборудование размещено по уголкам и соответствует санитарно-эпидемиологическим нормативам и правилам пожарной безопасности.

Подводя итоги изучения мониторингаследует отметить, что педагоги достаточно высоко оценивают возможности организаций в плане безопасности, доступности расположения предметов и пособий для детей. Высока оценка педагогами предметного пространства в аспекте стимулирования различных видов деятельности детей, а также наличия зон и оборудования, игрового материала для игровой, познавательной, художественно-эстетической деятельности.

Проблемными моментами в создании предметно-пространственной среды являются нетрансформируемость среды, отсутствие мест для расслабления, уединения, индивидуальных занятий детей, нехватка технических средств обучения и воспитания.

В перспективе: планируем пополнить среду ДОУ приобретением современного игрового оборудования, измерительного материала, игровых мягких модулей, приобрести игровые пособия по правилам дорожного движения, спортивное и оздоровительное оборудование,комплекты игр-головоломок, деревянные предметные игрушки по декоративно-прикладному искусству, также технические средства (проектор, ноутбоук).

Вариативность с реды групп отражается в нали чии различных

пространств для игр, периодичес кую сменяемость игрового материала, а так

же разнообразие игр и игрушек о беспечивающих св ободный выбор детей,

появление новы х предметов, стим улирующих различ ную активность дет ей.

Принцип д оступности в нашем детс ком саду реализуется чер ез доступно

расположенн ое оборудование, игрушки, пр одукты детс кой деятель ности. Во

всех возрастн ых группах дидактиче ские и развивающие игры и игрушк и,

дидактическ ий материал, пре дметы для организац ии ролевых игр доступны

детям. Для орга низации самостоятель ной деятельности детей в течение дн я в

группах имеютс я материалы для детск ого творчества (б умага, краски,

Принцип безопас ности также реализуется в представленны х предметах и

оборудовании в г рупповых прост ранствах. Во всех возра стных группах

мебель и обо рудование установле ны так, что бы каждый ребенок м ог найти

удобное и ком фортное место дл я занятий с точки з рения его эмоцио нального

состояния: дост аточно удален ное от детей и взросл ых или, нао борот,

позволяющее ощущать тесный к онтакт с ними, или же предусмат ривающее в

равной мере конта кт и свобод у. Такая орга низация простра нства в группах

является одним из условий среды, кот орое дает возможност ь педагогу

приблизитьс я к позиции ре бенка. Так во всех г руппах имее тся мебель для

педагогов и дете й одного размера, что позволяет нахо диться ребенк у и

педагогу в суб ъект - субъектной позиции при вза имодействии друг и другом.

Читайте также: