Взаимодействие школы с сельским домом культуры

Обновлено: 05.07.2024

Школа является важной составляющей любого региона страны, требующей особой поддержки и внимания со стороны не только нашего государства, но и местных властей, а главное – местного социума.

Активное взаимодействие школы с социально-культурными и производственными объектами социума, семьей оказывает положительное влияние на весь образовательный процесс села [4].

К сожалению, этого взаимодействия с местными властями и местным социумом, по мнению директоров сельских общеобразовательных школ, с каждым годом в районе становится все меньше и меньше. Снижается не только материальная поддержка, но и организационная (в проведении праздников, различных мероприятий) и общественная совместная работа. Сама школа как образовательное учреждение все больше становится обособленной, независимой, невзаимодействующей со всеми структурами на селе.

Анализируя ответы глав сельских советов по взаимодействию учреждений образования села с разными структурами, можно сделать вывод, что постоянным является взаимодействие с администрацией района, администрацией села и управлением образования, здравоохранения, учреждением культуры и социальной защиты. А также с пожарной инспекцией, судом, прокуратурой, милицией. Очень редко, к сожалению, происходит сотрудничество с управлением сельского хозяйства, частными предпринимателями села, чье сотрудничество и помощь могли бы существенно отразиться и на техническом оснащении школы, и на мотивированности выпускников к возврату в село.

Наиболее тесным является сотрудничества клуба и школы. А вот работу учреждений культуры с семьей в районе оценивается как удовлетворительное. Подчеркивая, что население сегодня выступает в роли потребителя, в то время как привлечь жителей в саму клубную деятельность становится очень трудным занятием. Люди не хотят сами петь, плясать, участвовать в конкурсах, им бы прийти, посмотреть – отдохнуть и дальше на работу. Такое отношение отчасти является последствием нынешней экономической ситуацией сел (нестабильность, безработица, низкая заработная плата и т.д.).

Сами же главы сельских советов выразили полное желание и согласие на сотрудничество со школой в решении и в вопросах, связанных с образованием. На сегодняшний день взаимодействие является частичным: приходы в школу по приглашению, организовываются совместные мероприятия (спортивные, патриотические), либо же приходят как родитель (30 %). Выражались желания в большей материальной помощи, но с выходом нового закона, такая помощь очень сократилась – называют это главным минусом администрации села.

Таким образом, полного и тесного взаимодействия школы с иными структурами села на сегодняшний день не наблюдается. Отрыв школы от каких-либо систем села (сельского производства, частных предпринимательств и пр.) приносит разобщенность в целостность сельского социума. Ведь село – это как одна большая семья: мы сила, когда мы вместе! Преодолеть и выстоять, можно только помогая друг другу, сотрудничая между собой…

Одной из главных является проблема взаимодействия школы и семьи (табл. 5). Взаимодействие школы с родителями в районах большинством директоров оценивается как удовлетворительное. Сотрудничество заключается в посещении родителями собраний, в приглашении школой их на различные мероприятия, праздники (приходят, к сожалению, не многие). Помощь от родителей имеет, в основном, материальный характер: помогают деньгами в обустройстве школы, покупке учебников. Многие родители контролируют выполнение домашнего задания, а когда приходят в школу на собрания советуются с учителями о способностях своих детей, интересуются об успеваемость. На сегодняшний день родители практически не принимают участие в совместных педсоветах, семинарах. А дома не уделяют время культурному общению с детьми, воспитанием нравственных ценностей, что сказывается на общем уровне культурного развития ребенка.

Важное место в социальной системе села существенную роль в его сохранении играет школа, являясь не только образовательным, но и социальным, культуросберегающим центром.

Наряду со школой, образовательно-воспитательные и социализирующие функции в селе выполняют и среда непосредственной жизнедеятельности человека, существующие нормы, обычаи и традиции, семья и родители, деятельность, в которую включается ребенок, средства массовой информации, литература и искусство, учреждения культуры.

Сложность современного мира и возрастающие противоречия, характеризующие современную молодежь, делают невозможным решение воспитательных задач рамками одной семьи или одной школы.

Формирование гармонично развитой личности возможно лишь в условиях взаимодействия всех компонентов культурно-образовательной среды, и в первую очередь – совместной деятельности школы и учреждений культуры.

На сегодняшний день школа наделена рядом функций не только образовательного характера, но и социального, культурного плана.

Активным центром взаимодействия, общедоступным центром общения учащихся в нашем селе является сельский дом культуры. На базе СДК и совместно с СДК проходят различные мероприятия: просмотр фильмов, День матери, Осенний бал, выпускной вечер, мероприятия летнего оздоровительного лагеря, День защиты детей, новогодние утренники, День Победы (рис.1).

Праздничный концерт, посвященный 72-й годовщине Победы

Для учащихся МКОУ Бирюченской ООШ на базе СДК проводятся кружки: танцевальный, сольное пение и др. Учащиеся школы активно участвуют в концертных программах СДК для населения, в районных конкурсах, организованных отделом по образованию, культуре, молодежи и спорта.

Тесное сотрудничество налажено с сельской библиотекой. Педагоги, учащиеся и родители частые гости библиотечных внеклассных мероприятий интеллектуального, экологического, духовного, патриотического, этического характера. Учащиеся принимают активное участие в конкурсах, выставках, предложенных сотрудником библиотеки. Сотрудничество школы с СДК, библиотекой, музеями позволяет организовать внеурочную деятельность, образовательный и воспитательный процесс учащихся с 1 по 9 класс, привлечь к участию родителей.

Данная система совместных действий школы с учреждениями культуры учитывает влияние социальной среды, условия жизни, поэтому ожидаются следующие результаты :

  1. Творческое развитие личности ребенка.
  2. Развитие социально-ценностных форм организации досуга учащихся. Снижение уровня правонарушений.
  3. Повышение коммуникативной культуры учащихся.

Учащиеся школы часто принимают участие в краеведческих конференциях, смотрах, конкурсах разных уровней. Для успешной исследовательской работы необходим различный материал, который они могут найти в сельской библиотеке.

2016 году учащиеся нашей школы под руководством Рындиной Инны Владимировны приняли активное участие в организации Всероссийского фестиваля народной песни, музыки и танца "На родине М.Е.Пятницкого". Приезжие коллективы в музее М.Е.Пятницкого песнями и потехами встречала детвора из Александровской и Бирюченской школ (рис. 2).

Таким образом, эффективность социокультурной, внеучебной деятельности школы пропорционально зависит от обогащения ее продуктивными формами сотрудничества школы и социально-культурными учреждениями села и района.



В статье описан опыт программно-целевого объединения усилий школы, учреждений культуры, спорта и молодежной политики в Усть-Таркском районе.

Школа и учреждения культуры, спорта и молодежной политики: вопросы взаимодействия

  • Среда жизнедеятельности человека;
  • Существующие нормы, обычаи и традиции;
  • Семья;
  • Учреждения культуры, дополнительного образования, спорта и молодежной политики.

Всем известно, что воспитание детей осуществляется в любой момент их деятельности, поэтому УО, ОУ практикуют программно-целевое объединение усилий школы, учреждений культуры, спорта и молодежной политики. Основной целью данной совместной деятельности является интеграция имеющихся культурно-образовательных ресурсов и создание среды для развития индивидуальности каждого ребенка.

Основными направлениями деятельности является:

  1. Образовательная деятельность.
  2. Укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни.
  3. Формирование важнейших гражданских качеств (инициативности, ответственности, организаторских способностей и др.).
  4. Общекультурное развитие учащихся. Проведение досуговых и внеклассных мероприятий.

Роль Дома культуры в воспитании подрастающего поколения

Активным центром взаимодействия, общедоступным центром общения учащихся является Дом культуры. Согласно отработанной системе совместной деятельности на базе ДК и совместно с ДК проходят различные мероприятия: Встречи с ветеранами труда, просмотр фильмов, последний звонок, выпускной вечер, общешкольные родительские собрания, вручение паспортов, день Пионерии, мероприятия летнего оздоровительного лагеря, День защиты детей, новогодние утренники, праздники для детей инвалидов, профориентационные встречи. Для учащихся ОУ на базе ДК проводятся кружки: ВИА, танцевальный, сольное пение, обучение игре на гитаре, театральный. Учащиеся ОУ - кружковцы участвуют в концертных программах ДК для населения.

  • художественная гимнастика,
  • легкая атлетика,
  • баскетбол,
  • волейбол,
  • шейпинг,
  • аэробика,
  • хоккей,
  • футбол,
  • теннис,
  • спортивные игры,
  • атлетическая гимнастика,
  • тренажерный зал,
  • тяжелая атлетика,
  • шахматы.

Данная система совместных действий ОУ с учреждениями культуры, спорта и молодежной политики учитывает влияние социальной среды, условия жизни, поэтому ожидаются следующие результаты:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Концепция проекта

Актуальность данного проекта заключается в том, что художественно-эстетическое направление — неотъемлемая часть нового стандарта образования, реализация которого в дальнейшем может способствовать успешной социализации каждого ребенка. Анализ сложившейся ситуации в российском образовании позволяет заключить, что эстетическое воспитание начинает играть все большую роль во всей работе с детьми и подростками. В современной школе наметилось стремление проникновения искусства во все сферы образования. И одно из важных мест в эстетическом воспитании, которое охватывает все стороны жизни детей и подростков, является воспитание средствами искусства, музыки. Большими возможностями для художественно-эстетического развития располагают многочисленные учреждения дополнительного образования: центры и дома творчества детей и подростков, школы искусств, клубы по интересам и т.д. В условиях нашего населенного пункта – это школа и сельский клуб.

Цель: сотрудничество общеобразовательной школы и сельского клуба для раскрытия возможностей развития творческих способностей школьников.

Совместная реализация программ культурно-эстетической направленности

Организация и проведение на базе школы поселковых культурно-массовых мероприятий

Расширение и укрепление контактов школы с учреждениями культуры, жителями посёлка.

Основные направления проекта

Реализация проекта планируется по двум направлениям:

Первое направление предполагает вовлечение учащихся и учителей в организацию и проведение различных концертных программ, посвященных красным дням календаря.

Второе направление предусматривает участие кажджого школьника в различных творческих мероприятиях, что позволит повысить уровень личностного развитию детей, их самореализации, социальной адаптации.

Таким образом, совместная работа учителей, школьников и работников сельского клуба на наш взгляд, позволит обеспечить возможность проявления активной жизненной позиции всем участникам проекта.

Сроки реализации проекта: 2019-2022 год

Подготовительный этап

Сроки: сентябрь 2019г.

Цель: определить оптимальные возможности социального партнерства, разработать план реализации проекта

Основные действия и мероприятия

1.Составить план реализации проекта

Создание творческой группы педагогов, учащихся и родителей участвующих в проекте.

План реализации проекта

Основной этап

Сроки: сентябрь 2019г. – июнь 2022г.

Цель: реализация сотрудничества общеобразовательной школы и сельского клуба для развития творческих способностей школьников

Мероприятия

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственные

методист СК, зам.директора по ВР

4-я неделя сентября

методист СК, зам.директора по ВР, кл.руководители, родительский комитет

День пожилого человека

1-я неделя октября

методист СК, организатор школы

литературный конкурс чтецов

4-я неделя октября

зам.директора по ВР, кл.руководители,

4-я неделя ноября

методист СК, зам.директора по ВР, кл.руководители, родительский комитет

4-я неделя декабря

методист СК, зам.директора по ВР, кл.руководители, родительский комитет

2-я неделя января

методист СК, организатор школы

1-я неделя февраля

методист СК, зам.директора по ВР, кл.руководители,

4-я неделя февраля

методист СК, зам.директора по ВР, кл.руководители,

День Защитника Отечества

4-я неделя февраля

методист СК, зам.директора по ВР, кл.руководители, родительский комитет

Международный женский день

1-я неделя марта

методист СК, зам.директора по ВР, кл.руководители, родительский комитет

2-я неделя марта

методист СК, зам.директора по ВР, кл.руководители, родительский комитет

1-я неделя апреля

методист СК, зам.директора по ВР, кл.руководители, родительский комитет

литературный конкурс чтецов

4-я неделя апреля

зам.директора по ВР, кл.руководители,

методист СК, зам.директора по ВР, кл.руководители, родительский комитет

День Защиты детей

методист СК, зам.директора по ВР, кл.руководители,

методист СК, зам.директора по ВР, кл.руководители, родительский комитет

Заключительный этап

Сроки : июнь 2021г.

Цель: определить эффективность интеграции школы с сельским клубом, определить дальнейшие пути взаимодействия.

Основные действия и мероприятия

Предполагаемый результат

1.Проанализировать результаты проекта, определить эффективность интеграции школы с сельским клубом

Анализ реализации проекта, учет положительного и негативного опыта

Обобщение опыта по итогам проекта.

План дальнейшего развития сотрудничества

2.Выработка предложений по дальнейшему плану развития

Разработка плана дальнейшего развития сотрудничества

Ожидаемые результаты

Источник подтверждения данных

Количество участников, принявших участие в проекте

Отчетность по мероприятию, фотоматериалы

Количество мероприятий, реализованных совместно с сельским клубом

Отчетность по мероприятию, фотоматериалы

Перспективы дальнейшего развития проекта.

1.Предполагается, что проект положит начало долгосрочному сотрудничеству общеобразовательной школы и сельского клуба, в котором учащиеся могут реализовать свой творческий потенциал в процессе организации конкурсно-развлекательных и концертных мероприятий.

2.Учителя школы, вовлечённые в проект, получат возможность разнообразить свою внеурочную деятельность за счёт проводимых мероприятий .

3. Совместное проведение праздничных мероприятий в поселке с участием творческих коллективов Соликамского городского округа;

4. Создание фильма о работе проекта «Социальное партнерство:

Риски и пути их преодоления

Возможный риск

Возможный способ преодоления

Недостаточная заинтересованность родителей, представителей общественности и др. партнеров к взаимодействию

Система мероприятий (информационных встреч) администрации, представителей Родительского комитета.

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы нашей сельской школы всегда являлось гражданско-патриотическое и нравственное воспитание учащихся. Школа в своей воспитательной работе тесно сотрудничает с сельскими библиотеками, домами культуры, Советом ветеранов, администрацией поселения, ТОСами (территориальное общественное самоуправление), социальными и медицинскими работниками.

Большое влияние на ребят оказывают встречи с интересными людьми, односельчанами, которые систематически организуются в школе, сельских библиотеках, домах культуры. Участники боевых действий, ветераны, воины-интернационалисты рассказывают о событиях, очевидцами которых они были. Ребята никогда не остаются равнодушными, задают много вопросов. Такие встречи не проходят бесследно, оставляя в душе даже самого отъявленного шалуна положительный отклик. Это возможность взглянуть на своего соседа, родственника, односельчанина другими глазами, стать ближе друг другу. После таких встреч не надо объяснять школьникам, что надо уважать старшее поколение, они это понимают сами.

Сотрудничество школы и Совета ветеранов помогает воспитанию у наших детей патриотизма и гражданской ответственности. Судьбы людей старшего поколения вызывают в душе школьника живой интерес. Передача социального и исторического опыта укрепляет духовную связь поколений, формирует морально-нравственные устои, способствует сохранению традиций.

Формирование базовых ценностей школьников происходит и через социальные проекты, реализация которых подразумевает сотрудничество людей разных поколений:

Наша школа в течение многих лет плодотворно сотрудничает с сельскими библиотеками. В настоящее время именно в сельской библиотеке мы можем найти годами накопленный и бережно хранимый материал по истории села. Для сельских школьников библиотека – источник получения знаний, место общения с жителями, односельчанами.

Работа сельской библиотеки тесно связана с деятельностью школы. На базе библиотеки систематически организуются различные мероприятия, в которых принимают участие школьники и взрослое население. Так неизгладимое впечатление оставляют музыкально-поэтические гостиные по творчеству поэтов, писателей, поэтов-песенников. В тёплой, уютной обстановке взрослые и дети читают стихи, вспоминают биографию, поют задушевные песни. Такая атмосфера даёт возможность детям и взрослым стать ближе друг другу, найти общие интересы, наладить контакт между взрослыми и детьми.

Такие мероприятия проходят и в школе. Мы приглашаем в гости местных поэтов, композиторов, писателей. Иногда это наши бывшие учителя-ветераны. Стараемся создать непринуждённую остановку для душевной беседы. Иногда в такой форме проводим школьный конкурс любителей художественного слова. В жюри приглашаем своих односельчан, творческих людей.

Одной из форм сотрудничества школьников и людей старшего поколения являются мастер-классы местных умельцев, которые проводятся в сельских библиотеках. Ребята с большим интересом слушают, наблюдают за руками мастера по плетению из прутьев. А затем и сами пытаются сплести корзину. Вырезание по дереву – очень увлекательный промысел. Вместе с мастером ребята вырезали деревянную ложку, корытечко для тяпанья капусты. Для девочек большой интерес представляли мастер-классы по вязанию крючком и на спицах, вышивке крестом и гладью, изготовлению мягкой игрушки. На таких встречах время летит незаметно, все заняты совместным трудом, и каждый школьник может принести домой изделие, выполненное своими руками. Воспоминания о таких встречах остаются на долгое время. Даже выпускники школы помнят занятия с местными умельцами, а некоторые заинтересовались каким-то декоративно-прикладным искусством и продолжают им заниматься.

Большая роль в организации внеурочной занятости учащихся принадлежит домам культуры по месту жительства. Совместными усилиями педагогов школы и работников культуры реализуется задача активного общения детей и взрослых. Школьники во внеурочное время занимаются в кружках по интересам, готовят концерты и выступления. Цель данной деятельности – сближение интересов школьников и взрослого населения, создание единого благоприятного для всех воспитательного и культурного пространства.

Одним из важных направлений воспитательной работы педагогический коллектив нашей школы считает участие школьников, педагогов и работников образовательной организации в общественной жизни мо месту жительства. Совместная задача школы и администрации сельского поселения – заинтересовать школьников в процессах, происходящих в местном социуме, повысить ответственность за то место, где ты живёшь и быть готовым к участию в решении его проблем.

В настоящее время учащиеся нашей школы под руководством педагогов включаются в общественную работу местных ТОСов. Школьники вместе с родителями принимают участие в субботниках по благоустройству территории своего села (деревни) – убирают мусор, территорию у обелисков Славы, сажают деревья и кустарники, приводят в порядок автобусные остановки, помогают взрослым в установке оборудования детской площадки и т.д.

Учащиеся школы всегда активно участвуют во всех праздничных мероприятиях на территории сельского поселения: Масленица, День Победы, День села и др.

Очень важное направление совместной работы школы и социума является спортивно-оздоровительная и физкультурно-массовая работа. На территории нашего сельского поселения ежедневно работают два спортивных зала, где для школьников и взрослых жителей села организованы спортивные секции по интересам (волейбол, баскетбол, общая физическая подготовка, фитнес, спортивные игры). Есть занятия, организованные только для школьников, а есть и совместные со взрослыми. Из жителей села и школьников сформированы поселковые команды, выступающие на муниципальных соревнованиях по волейболу, баскетболу, футболу, силовым видам спорта, лыжным гонкам и т.д.

Сотрудничество в таком важном виде деятельности приносит неоценимую пользу, как для ребят, так и для взрослых. Воспитывается взаимоуважение, взаимовыручка, командный дух, спортивный азарт.

Любой школьный праздник или школьное мероприятие не обходится без приглашённых гостей. Мы приглашаем родителей, пожилых людей, ветеранов и просто жителей села. Ребятам всегда очень приятно услышать добрые слова и благодарность в свой адрес за выразительное стихотворение, душевную песню, смешную сценку.

Читайте также: