Медицинские критерии готовности к школе

Обновлено: 08.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Понятие о школьной зрелости. Медико-биологические и психолого-педагогические критерии готовности детей к обучению в школе.

Школьная зрелость – степень морфофункциональной готовности отдельных органов и систем организма ребенка к выполнению требований школы.

В шестилетнем возрасте детей проверяют в детском саду или поликлинике. Школьная зрелость устанавливается медико-биологической комиссией, в состав которой входят:

Критерии установления школьной зрелости.

1. Состояние здоровья ребенка (в том числе педагогический статус)

2. Установление биологического возраста

3. Проверка развития речи (пересказ)

4. Проведение дозированной работы (2 минуты)

5. Психофизиологический тест Керна-Иррасека. С его помощью можно на 70% установить школьную зрелость. Этот тест состоит из трех заданий:
- нарисовать человека
- скопировать письменно короткую фразу
- срисовать 10 точек в виде прямоугольника
Каждое задание оценивается отдельно. Высший балл – 1, низший – 5.
Дети, набравшие 3,5 балла – зрелые
5-9 баллов – средне-зрелые
больше 10 – незрелые
Первых и вторых берут в школу

Группы риска неготовности к обучению:

1. Отставание биологического возраста от паспортного

2. Дети с функциональными расстройствами:

Г) хронические заболевания

Краткое описание документа:

Школьная зрелость – степень морфофункциональной готовности отдельных органов и систем организма ребенка к выполнению требований школы.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 590 548 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 07.02.2021 385
  • DOCX 13.8 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Мухина Инна Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В ростовских школах рассматривают гибридный формат обучения с учетом эвакуированных

Время чтения: 1 минута

В школах Хабаровского края введут уроки спортивной борьбы

Время чтения: 1 минута

Инфоурок стал резидентом Сколково

Время чтения: 2 минуты

В Ленобласти школьники 5-11-х классов вернутся к очному обучению с 21 февраля

Время чтения: 1 минута

Студенты российских вузов смогут получить 1 млн рублей на создание стартапов

Время чтения: 3 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


1. Арбузова, Т.П. Гигиена детей и подростков: учеб.-метод. пособие/ Т.П. Арбузова, В.М. Ухабов. – Пермь: ФГБОУ ВО ПГМУ им. академика Е.А. Вагнера Минздрава России, 2017.-184 с.

3. Головешкина Н.В. Мотивация и познавательные процессы старших дошкольников с разным уровнем речевого развития / Н. В. Головешкина, В. Н. Волгина // Царскосельские чтения. – 2017. – С. 304-307.

6. Суздальцева, О.О. Состояние психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению / О.О. Суздальцева // Концепт. – 2015. – Спецвыпуск № 01. – С. 96-100.

Начало обучения в школе является одним из критических периодов жизни для каждого ребенка. На данном этапе развития ребенка игра, выступающая в качестве основного познавательного процесса, постепенно сменяется учебной деятельностью. Эта смена должна происходить таким образом, чтобы минимизировать проблему адаптации ребенка к новым условиям, и обеспечить интеграцию составных частей образовательного пути, освоенного ребенком. Поэтому старший дошкольный возраст традиционно выделяется как переходный, критический период. С одной стороны, по возрасту организм ребенка в 6-7 лет готов к школьному обучению, с другой — он отличается особой чувствительностью к чрезмерному умственному и физическому напряжению, что отрицательно сказывается на его здоровье.

Успешность обучения, работоспособность и адаптация детей к учебным нагрузкам зависит от их функциональной готовности.

Пермский край относится к территориям риска по удельному весу детей с выявленными нарушениями осанки, зрения и сколиозом, удельный вес которых увеличивается от первого к старшим классам [4].

Гигиеническая оценка функциональной готовности детей детского сада к систематическому обучению в школе.

Материалы и методы исследования.

Определение готовности детей к обучению в школе проводилось по медицинским и психофизиологическим критериям. Медицинские критерии: уровень биологического развития, состояние здоровья в момент осмотра, острая заболеваемость за предшествующий год. Использованы психофизиологические критерии оценки развития школьно-необходимых функций:

1) результат выполнения теста Керна-Иразека, состоящий из трех задания: нарисовать человека, срисовать короткую фразу, срисовать группу точек; 2) качество звукопроизношения (наличие дефектов); 3) результаты выполнения мотометрического теста.

Обследование детей проведено в ноябре 2017 года. Определена функциональная готовность к систематическому обучению 17 детей подготовительной группы детского сада населенного пункта Всеволодо-Вильва и 17 – населенного пункта Кукуштан Пермского края.

Использованы методы исследования: санитарно-гигиенические, психо-физиологические, статистические.

Изучение уровня биологического развития детей двух детских садов показало, что 29% детей имеют средние показатели развития зубов, 62 % – отставание по этому показателю, у 9% детей - опережение. В то же время у всех детей н.п. Кукуштан отмечено отставание от возрастной нормы по количеству прорезавшихся постоянных зубов. Средние показатели развития зубов имеют 65% детей из н.п. Всеволодо-Вильва, 24% - отставание по данному показателю, у 11% - опережение.

Результаты измерения длины тела показали, что и в том, и в другом детском саду преобладают дети со средними показателями – 59%, у 23% детей длина тела выше возрастного норматива, у 18% - ниже.

Соотношение окружности головы к длине тела у подавляющего числа детей (71%) соответствовало возрастному стандарту; у 26% отмечалось отставание; у 3% - опережение.

Дефицит массы тела I степени обнаружен у 12% детей, избыток массы тела II степени – 3 %. Все дети, имеющие избыток массы тела, были из н.п. Кукуштан.

Нормальное физическое развитие при среднем росте, мезосоматический соматотип, установлен у 68% детей; нормальное физическое развитие при росте выше среднего – макросоматический соматотип – у 12%; нормальное физическое развитие при росте ниже среднего - микросоматический соматотип у 20%. Дети с макросоматическим соматотипом встречались только в детском саду н.п. Кукуштан.

Гармоничное физическое развитие отмечено у 62%; дисгармоничное – у 38% детей.

Состояние здоровья всех детей на момент осмотра было удовлетворительным. В структуре острой заболеваемости детей за предшествующий год (рис.1) преобладали острые респираторные вирусные инфекции – 88%, острые конъюктивиты – 9%, острые гастриты и бронхиты – 3%. К группе длительно и часто болеющих отнесены 21% детей. Хроническими заболеваниями страдают 38% детей из н. п. Всеволода-Вильва и 9% - н.п. Кукуштан. В структуре хронических заболеваний преобладали следующие нозологические формы: кариес, железодефицитная анемия, бронхиальная астма, хронический бронхит.


Рис. 1 Острая заболеваемость детей за предшествующий год

Результаты комплексной оценки состояния здоровья детей подготовительных групп двух детских садов по итогам проведенных медицинских осмотров (рис. 2) показали, что к I группе состояния здоровья относятся 24% детей н.п. Всеволода-Вильва и 6% детей н.п. Кукуштан; ко II группе – 38 и 85% соответственно. К III группе – детям, страдающим хроническими заболеваниями, относятся 38% детей н.п. Всеволода-Вильва и 9% – н.п. Кукуштан.


Рис. 2 Итоги проведенных медицинских осмотров

При изучении качества звукопроизношения (развитие речи) наличие дефектов обнаружено у 59% детей, при этом среди мальчиков – у 21%, девочек – 38%. Большинство старших дошкольников, имеющих дефекты звукопроизношения, были из н.п. Всеволодо-Вильва (82%), в н.п. Кукуштан – таких детей 35%.

Таким образом, в результате проведенного исследования функциональная готовность к систематическому обучению в школе установлена, в целом, у 39% воспитанников подготовительной группы; в н.п. Кукуштан у 59%, в н.п. Всеволодо-Вильва - у 18% детей.

Гигиеническая оценка функциональной готовности детей старших групп детских садов двух н.п. Пермского края показала, что у каждого 2-3-го дошкольника не достигнута школьная зрелость, что требует проведения мероприятий по оздоровлению детей и коррекции развития школьно-необходимых функций.

16. Определение степени функциональной готовности детей к поступлению в школу.

К медицинским критериям школьной зрелости относят комплексную оценку состояния здоровья (уровень биологического развития, заболеваемость за предшествующий период, психофизиологические критерии). При выдаче медицинского заключения о готовности к обучению следует учитывать медицинские показания к отсрочке обучения детей 6-летнего возраста.

Определение психофизиологической готовности детей к поступлению в школу проводится в сентябре-октябре года, предшествующего началу обучения.

Медико-педагогическая комиссия, включающая психолога, педиатра, а также педагога, выявляет детей, не готовых к обучению.

Таким детям необходима специальная подготовка, эффективность которой определяют в феврале-марте года поступления в школу при повторном психофизиологическом обследовании.

Психофизиологически незрелые дети остаются еще на год в детском саду (в подготовительной группе детского сада). Если ребенок ранее не посещал ДДУ, его определяют на год в подготовительную группу. Окончательное решение медико-педагогической комиссии оформляется перед началом учебного года (в июле-августе).

Готовность ребенка к школе рассматривают на трех уровнях.

Первый уровень – морфофункциональный (физическое развитие, резистентность, нейродинамические свойства, развитие речи, мышц, работоспособность).

Второй уровень – умственная готовность (восприятие, память, мышление, воображение).

Третий уровень – личностная готовность (отношение к школе, учебно-познавательной деятельности, сверстникам и взрослым, умение строить взаимоотношения, усваивать и реализовывать нравственные нормы).

Определение психофизиологической зрелости проводится по специальным диагностическим программам. Они заключают разнообразные тесты, которые постоянно совершенствуются и обновляются.

Современная диагностическая программа включает вопросник на осведомленность: Ф. И. О., адрес, дополнение фраз начатого предложения, мотивационную готовность (отношение к школе). Используют тесты в картинках, детям предлагают играть в игру.

При проведении психологических исследований оценивают также развитие речи (рассказы по картинкам), уровень саморегуляции (по различным игровым методикам), моторику руки, уровень физической подготовленности.

В результате обследования выявляют детей с высоким уровнем психофизиологического развития, со средним уровнем (недостаточное развитие мотивации и волевых качеств) и с низким уровнем.

Дальнейшая программа подготовки ребенка к школе проводится воспитателем группы ДДУ дифференцированно в зависимости от результатов проведенного обследования. При необходимости в подготовке ребенка участвуют специалисты: логопед, психолог, педиатр.

Оценка физиологической готовности ребенка к школе — это фактически ответ на вопрос, может ли ребенок посещать школу по состоянию здоровья, не приведет ли посещение школы к тому, что он начнет болеть. Оценка физиологической готовности -прямая задача детского врача. Поэтому необходимы тщательный медосмотр (измерение частоты сердечных сокращений, артериального давления, жизненной емкости легких, мышечной силы рук), клинические анализы крови и мочи, консультации узких специалистов (невропатолога, окулиста). Отсутствие болезней, требующих особых условий обучения, фактически означает физиологическую готовность ребенка к школе.

Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:

  1. уровень физиологического развития;
  2. уровень биологического развития;
  3. состояние здоровья.

При определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела (рост стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки.

Критериями биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов и достижение определенных пропорций. В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп здоровья.

Итак, чтобы подготовить ребенка к школе, необходимо создать условия для полноценного физического развития ребенка, обеспечить необходимую для этого двигательную активность — развивать и поддерживать у детей навыки ходьбы, бега, лазанья, метания, плавания. Результаты медицинского обследования показывают, что малоподвижные, пассивные дети отстают от сверстников в развитии, часто болеют, плохо учатся.

И в заключение хочется отметить, что никто кроме родителей, лучше своего ребенка не знает. Поэтому отдавать ребенка в 6 или 7 лет в школу — решение сугубо семейное. Если ребенок болезненный, отстает от сверстников в физическом развитии, наверное, еще один год, если это возможно, стоит побыть в семейном кругу, рядом с любящими родителями или посещать детский сад с щадящим режимом, продолжить закаливание и поддерживать физическую активность ребенка.

Другие статьи

Беременность и роды после 35

Желание осуществить мечту материнства будет до тех пор, пока существует мир. Женщина 21 века стоит на одной ступени с мужчиной в достижении карьерного роста. Лишь достигнув полного совершенства в деловой сфере, большинство пар задумываются о рождении ребенка.

Бифидо и лактофлора в гинекологии

Для чего нужен приём препаратов содержащих бифидо и лактобактерии в гинекологии? Ответ можно дать коротким предложением: для восстановления микрофлоры полового канала после лечения воспалительных заболеваний и дисбактериоза.

Альтернативные роды, роды с мужем

Беременность и роды являются стрессогенным фактором для беременной женщины и роженицы, поскольку связаны с переживанием родовой боли, беспокойством за исход родов для новорожденного, поэтому присутствие на родах мужа, отца ребенка снижает уровень беспокойства и тревоги будущей мамы.

Читайте также: