Взаимодействие школы с органами исполнительной власти

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Взаимодействие ОУ с государственными, общественными и коммерческими организациями Секция 1." — Транскрипт:

1 Взаимодействие ОУ с государственными, общественными и коммерческими организациями Секция 1

2 Поле социального партнёрство Государст- венные организа- ции Общест- венные организа- ции Коммер- ческие организа- ции Образовательный заказ Оценка качества образования Инновационные проекты Образовательный заказ Оценка качества образования Инновационные проекты

3 Необходимость социального партнёрства Взаимодействие с государственными учреждениями ВУЗы, дополнительное образование Создание представления о едином образовательном пространстве; Формирование индивидуальной образовательной траектории Учреждения культуры (библиотеки, музеи) Расширение образовательного пространства, информационной образовательной среды Другие государственные организации, органы власти Повышение качества образовательных услуг благодаря реализации совместных проектов и привлечению специалистов

4 Необходимость социального партнёрства Взаимодействие с общественными организациями Детские и молодёжные организации Патрио- тические органи- зации Волонта- риат Формирование коммуникативных качеств, активной гражданской позиции школьников; Вовлечение общественности в решение проблем ОУ

5 Необходимость социального партнёрства Взаимодействие с коммерческими организациями Внебюджетное финансирование (помощь) Профильное обучение школьников Участие в управление ОУ (взгляд профессионального менеджера)

6 Значение социального партнёрства для школы высоко по следующим причинам: Партнёрство с другими субъектами помогает школе формировать компетенции учащихся, в том числе способствует адаптации выпускников к социуму, облегчает знакомство с социальными моделями, обеспечивает профориентацию, развивает жизненные навыки, формирует установки ответственного поведения, гражданскую позицию, стимулирует социальную активность. Открытость школы социуму позволяет изменить отношение общества к школе, повышает информированность сообщества по поводу возможностей и результативности системы образования, повышает имидж школы.

7 Значение социального партнёрства для школы высоко по следующим причинам: Сотрудничество с другими организациями помогает школе сформировать новые подходы школьного коллектива к организации внутришкольной жизни, овладеть навыками проектного менеджмента, стимулирует креативность в решении управленческих проблем, стоящих перед школой. Партнёры школы, в частности гражданские институты, могут обеспечивать общественную экспертизу деятельности школы, что может быть одним из оснований для принятия значимых для школы решений органами управления образованием.

9 Что дает сотрудничество со школой местному сообществу? Информированность о процессах, происходящих в ОУ;Реализация образовательных запросов общества; Возможность влияния на учебно-воспитательный процесс и участия в принятии решений Создание условий для реализации культурных, информационных, здоровьеформирующих потребностей;

10 Условия эффективности социального партнёрства Наличие нормативной базы социального партнёрства Активность, инициативность партнёров (и персональная инициатива конкретных лиц), Добровольность Наличие открыто заявленного взаимного интереса, открытость мотивов партнёров Компетентность партнёров (в том числе в отношении друг друга)

11 Условия эффективности социального партнёрства Долгосрочность партнёрства, видение перспективы сотрудничества Наличие ресурсов у всех партнёров и готовность их вложить в совместную деятельность Нормативно закреплённая ответственность партнёров Взаимоприемлемый режим работы партнёров

12 Риски и пути их минимизации Снижение качества образования при изобилии общественной деятельности Эффективное распределение образовательной и общественной деятельности 1

13 Риски и пути их минимизации Столкновение нравственных ценностей, возможный негативный опыт Открытое обсуждение с ученическим и родительским сообществом 2

14 Риски и пути их минимизации Проникновение в школу организаций, преследующих цели, идущие в разрез с концепцией школы Диагностика и мониторинг организаций, исследование их нормативно-правовой базы 3

15 Риски и пути их минимизации Противостояние части коллектива активной общественной деятельности Популяризация успешного опыта 4

16 Риски и пути их минимизации Недостаточная компетентность и неготовность руководителей осуществлять эффективное социальное партнёрство Повышение квалификации по данным вопросам 5

17 Что должны обеспечить партнёры? Ясное определение, общее понимание цели партнёрства, специфики и ресурсных возможностей другой стороны Совместная выработка оптимального режима взаимодействия Наличие отчётов о своей / совместной деятельности Привлечение внимания общества к ходу и результатам социального партнёрства Взаимная экспертиза материалов партнёров

18 Что должна обеспечить власть? Создание на разных уровнях управления общественных консультативных советов из представителей авторитетных гражданских институтов (в том числе для экспертизы материалов, разрешения конфликтов, преодоления межведомственных или межуровневых противоречий) Стимулирование партнёрства через внедрение конкурсных механизмов отбора совместных проектов школ и гражданских институтов, бизнеса и т. д. Привлечение экспертов из других регионов России, международных экспертов для оценки эффективности социального партнёрства, выработки стратегии общественно- государственного управления Стимулирование публичной отчётности школ и их партнёров о своей деятельности, инвентаризация ресурсов школ и общественных объединений в целях повышения информированности сторон о возможностях партнёрств

Детство - сложный многомерный феномен, который имеет важнейшее стратегическое значение для устойчивого развития любого общества. Данный феномен опосредован многими культурными, социально-экономическими, экологическими и прочими факторами. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Многополярность и многоплановость процесса взросления и вхождения ребенка во взрослую жизнь сопряжено с различного рода трудностями. Сегодняшняя социально-экономическая действительность такова, что существует обширный пласт проблем, с которыми приходится сталкиваться ребенку на пути вхождения в общество, а подчас и оставаться один на один с ними.

В современном обществе многие государственные, коммерческие и общественные организации и учреждения различных министерств и ведомств вводят в круг своей деятельности задачи по воспитанию подрастающего поколения. Однако, эффективность решения таких задач отдельной группой специалистов значительно ниже возможных результатов командной работы.

Создание системы взаимодействия субъектов образования с социальными партнерами других ведомств должно быть обращено к личности ребенка, направлено на ее развитие, раскрытие потенциала, своеобразия и духовных сил, нивелирование негативных последствий влияния часто, враждебной социальной среды. Словом, проблем предостаточно, и над их разрешением нужно активно работать, используя открывающиеся возможности межведомственного взаимодействия органов здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, социальной защиты населения, экологических служб, различных общественных организаций.

В рамках организации межведомственного взаимодействия ОУ следует учесть многообразие функциональных связей и их взаимную целесообразность. Наиболее актуальные варианты развития социальных контактов представлены в нижеследующей схеме, где в подтексте представлены некоторые варианты задач, решаемых при взаимодействии тех или иных структур и ведомств.

Таким образом, основополагающим в построении межведомственных взаимодействий становится определение конкретной задачи, для решения которой выявляется необходимость построения контактов с тем или иным ведомством или учреждением. Дальнейшая работа выстраивается поэтапно в соответствии с поставленной задачей.

  1. Разработка программы расширения социальных связей учреждения с учетом образовательной политики региона.
  2. Создание механизмов межведомственного взаимодействия исполнителей программы.
  3. Разработка нормативно-правовой и совершенствование организационно-управленческой базы для осуществления механизмов межведомственного взаимодействия.
  4. Создание и реализация межведомственных проектов, направленных на решение определенных задач (интеграция детей с проблемами в развитии общеобразовательную школу и общество; формирование здорового образа жизни и оздоровление население; вовлечение населения в занятия физической культурой, спортом и туризмом; профилактика девиантных и аддиктивных форм поведения у детей и подростков и т.д.)

Важно отметить, что если задачу определяет национальная образовательная политика и/или социально-экономические факторы развития общества, то ответственность за формирование нормативно-правовой базы и механизмов взаимодействия ложится на административный блок ОУ. В то же время над расширением социальных контактов, установлением партнерских взаимоотношений, созданием и реализацией межведомственных проектов должны в той или иной мере активно работать также сотрудники и воспитанники образовательного учреждения.

Межведомственное взаимодействие при формировании безопасного образовательного пространства

Современная школа, по сути, являясь важнейшим звеном формирования личности XXI века, обеспечивает защиту ребенка от агрессивного воздействия негативных проявлений социальной среды, поскольку дети сегодня - это самая уязвимая часть общества, открытая для всех опасностей и угроз. Подростковая преступность, наркомания, бродяжничество, расстройства психического и физического здоровья, ослабление влияния родителей на воспитание детей, социально-экономическая поляризация, рост негативного влияния средств массовой информации на детей и подростков создают немалые трудности в работе с ними.

Сегодня трудно и самой школе. У неё огромное количество проблем. Поэтому даже при сильном педагогическом коллективе, хорошем материальном оснащении, благоприятном территориальном размещении, школа не может в одиночку решать задачи по воспитанию, обучению, сохранению здоровья, а порой и жизни молодого поколения. Объективной жизненной потребностью стало формирование относительно нового направления общественной деятельности - формирование безопасного образовательного пространства. Важнейшим компонентом этой деятельности является накопление опыта межведомственного взаимодействия образовательного учреждения с целью формирования массовой культуры безопасности всех участников образовательного пространства.

Для обеспечения более эффективной и целенаправленной работы в рамках поставленной задачи при расширении социальных контактов образовательного учреждения целесообразно разработать схему и план деятельности в этом направлении.

По каждому направлению предполагается деятельность с различными структурами и в различных формах:

Взаимодействие в системе образования предполагает повышение профессиональной компетенции работников образования в учреждениях повышения их квалификации; организацию непрерывного основного и дополнительного образования через взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей и подростков, в том числе специализирующимися на физкультурно-оздоровительной, туристско-краеведческой работе, художественно-эстетическом, героико-патриотическом воспитании; защиту прав обучающихся с помощью инспекции по охране прав детства в органах управления образованием.

Взаимодействие образовательного учреждения в системе здравоохранения предполагает организацию медицинского сопровождения образовательного процесса при взаимодействии с детскими территориальными поликлиниками, учреждениями по охране репродуктивного здоровья (женскими консультациями, медико-диагностическими центрами по вопросам брака и семьи и др.); оценку здоровья юношей допризывного возраста медицинскими комиссиями при военкоматах; обеспечение санитарно-гигиенического благополучия под контролем органов госсанэпиднадзора.

Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий организует и осуществляет курсовую подготовку командно-начальствующего состава объектов ГО (образовательного учреждения), преподавателей-организаторов ОБЖ, учителей ОБЖ, классных руководителей по вопросам защиты от ЧС, содействует организации профильных классов "Юный спасатель", деятельности детско-юношеского движения "Школа безопасности".

Управление внутренних дел взаимодействует с образовательными учреждениями через отделы профилактики правонарушений, преступлений несовершеннолетних, территориальные отделы милиции, охранные предприятия.

Управление государственной противопожарной службы осуществляет курсовую подготовку работников образования по программе пожарно-технического минимума, участвует в обучении детей правилам противопожарной безопасности, используя при этом возможности пожарно-технической выставки, организуя учения и тренировки с учащимися, содействует организации профильных классов "Юный пожарный”.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения содействует обучению детей правилам дорожного движения через организацию детских юношеских центров, городков, организацию соревнований "Безопасная дорога", постов юных инспекторов дорожного движения в ОУ и др.

Военные комиссариаты организуют работу призывных комиссий, содействуют организации и проведению допризывной подготовки юношей старших классов, в том числе пятидневных сборов юношей 10-х классов, участвуют в профессиональной ориентации учащихся.

Управление социальной защиты содействует организации социальной помощи детям через работу служб социальной защиты органов местного самоуправления, через организацию социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, организацию профильной работы с малоимущими семьями. Связь образовательного учреждения с органами социальной защиты осуществляют социальные педагоги.

Одним из примеров общественных организаций, активно взаимодействующих со школами, следует отметить Всероссийское общество спасения на водах. ОСВОД осуществляет курсовую подготовку специалистов спасательного дела по темам "Инструктор по плаванию и спасению на воде", "Дружинник по спасению на воде". Продуктивными и интересными могут быть совместные мероприятия с общественными организациями, занимающимися проблемами детей-инвалидов и пр.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением основных законодательных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в области защиты прав детства.

Таким образом, можно сказать, что образовательное учреждение взяло на себя миссию сплочения общества в воспитании подрастающего поколения, нашего будущего.

Наличие в ОУ взаимодействия с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, научными учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам:

охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников,

- Договор с Центральной районной больницей имени А. Ф. Калмыкова

- План совместной работы с КДН и ПДН

Наличие в ОУ помещений для работы медицинского персонала, оснащенных оборудованием для проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи

- процедурный кабинет (площадь 16,7 м 2 )

- медицинский кабинет (площадь 17,4 м 2 )

- стоматологический кабинет (площадь 9,2 м 2 )

проведение классных часов, бесед, уроков здоровья

Количество школьников, у которых хотя бы один из родителей (законных представителей) в текущем году прослушал лекцию по формированию культуры здорового питания на базе школы, чел.- 750- 98,6%

Укомплектованность ОУ квалифицированными медицинскими кадрами (кратность пребывания медицинского персонала в ОУ)

- За школой Центральной районной больницей имени А. Ф. Калмыкова закреплены медицинские работники: фельдшер, врач

Работают постоянно. Режим работы с 8 30 до 16 00 .

- За школой закреплены медицинские работники тихвинской стоматологической поликлиники. Работают ежедневно с 9 00 до 13 00 .

- В течение учебного года в школу по графику приходят врачи – специалисты: нарколог, гинеколог, психиатр, окулист, хирург, лор

Наличие в учебных помещениях ОУ здоровьесберегающего оборудования, используемого в профилактических целях, информационного оборудования по безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями санитарных правил

- Школьная мебель соответствует Санитарно-эпидемиологические правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10.

- В школе имеются тренажёры: беговая дорожка, велотренажёр и другие.

- Для обеспечения двигательных функций на перемене в рекреациях имеются теннисные столы.

- В школе создан кабинет ОБЖ

- В каждом кабинете имеются планы эвакуации

- В кабинетах повышенной опасности (физики, химии, биологии, информатики), в спортивном зале, мастерских, кабинете обслуживающего труда, на вахте, в столовой имеются медицинские аптечки

- Во всех кабинетах начальной школы имеется набор препаратов для оказания первой помощи

- в Здании школы имеются информационные стенды:

Похожие документы:

Программы: незаконному обороту наркотиков; координация антинаркотической деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

. органов федеральных органов исполнительной власти, ОИВ субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также организуют их взаимодействие . -технической базы, развитие учреждений дополнительного образования детей, а также центров .

. ) "О Координационном совете по взаимодействию администрации муниципального образования город Краснодар с органами исполнительной власти Краснодарского края и государственными .

И. Я. Левяш [и др.]; под научн ред. И. Я. Левяша. Издательство Смоленского государственного университета, 2012

. Концепции, основные полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области приграничного .

Жарной безопасности и безопасности на водных объектах сборник №4 Калуга 2013

. взаимодействия органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований . учреждения дополнительного образования Калужской .

Б. Н. Топорнин Авторы комментариев

. правоохранительные ор ганы должны исследовать имеющиеся доказательства наличия . научными учреждениями . системы органов государственной власти — 77; взаимодействие органов федеральной исполнительной власти с органами исполнительной власти .

Статья посвящена изучению проблемы граждансткого воспитания школьников в условиях малого города России. В ходе исследоввания обоснована концептуальная идея взаимообусловленности школы, системы дополнительного образования и органив местного самоуправления в обеспеченииэффективности гражданского воспитания школьников. Результаты исследования подтвердили гипотезу о системообразующей роли педагогического вуза, реализующего подготовку бакалавров начального образования.

ВложениеРазмер
tut._stat._grazhd._vosp.docx 19.08 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371.123 (043.3)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ, УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МАЛОГО ГОРОДА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРАЖДАНСКОГО

Тутолмина-Линдт М.И., Тутолмин А.В.

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы гражданского воспитания школьников в условиях малого города России. В ходе исследования обоснована концептуальная идея взаимообусловленности школы, педагогической общественности и органов муниципального самоуправления в обеспечении эффективности гражданского воспитания школьников. Результаты исследования подтвердили гипотезу о системообразующей роли педагогического вуза, реализующего подготовку бакалавров образования.

Философский аспект проблемы воспитания гражданина заключается в стремление представить идеальным гражданином идеального государства того, для кого главное в жизни — служение интересам и общества, их поддержка и защита.

Построение в России гражданского общества обусловлено факторами внешнего (отстаивания своих национальных интересов на международной арене мироустройства) и внутреннего (сложившимися социально-экономическими условиями развития) порядка. Современное общество выдвигает социальный заказ для системы образования в обеспечении эффективности гражданского воспитания подрастающих поколений, воспитания гражданина, признающего синкрезис (нерасчленённое единство) общечеловеческих, государственных и личностных ценностей и, соответственно, реализующего оптимальное индивидуальное, социальное и государственно значимое развитие (осуществление духовно-нравственной, учебно-творческой, профессионально-производственной деятельности на пользу обществу и укреплению государственности).

Наш научный интерес, в русле обозначенной проблематики, заключается в поиске научно-обоснованных условий обеспечения эффективности гражданского воспитания подрастающих поколений на примере реализации взаимодействия школы и органов местного самоуправления в отдельно взятом малом городе.

Экскурс в историю философских теорий, социологических моделей и психолого-педагогических идей гражданского воспитания показал, что античные философы Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Эпикур, римский оратор, государственный деятель и мыслитель Цицерон [7], немецкий педагог Г. Кершенштейнер [3], многие другие известные зарубежные (Т. Мор, Т. Компанелла, К. А. Я.А. Коменский, Гельвеций, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо Д. Дьюи [1]) и отечественные педагоги-мыслители (Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский [6], В.А Сухомлинский [4]), приоритетную роль отводили воспитанию гражданственности человека.

Отдельные теоретико-методологические аспекты воспитания гражданственности анализируются в работах современных отечественных философов Л. П. Буевой, Г. Е. Глезермана, И. С. Кона, Г. Л. Смирнова, Г. Н. Филонова; педагогов Н. И. Болдырева, Н. К. Гончарова, Ф. Ф. Королева, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзона и др.

В настоящее время поиск подходов к пониманию сущности гражданского воспитания, принципов его организации, отбора и структурирования содержания совпал с серьезными изменениями в социокультурной обстановке, с новым этапом реформы образования, характеризующимся усилением процессов гуманизации и демократизации. Возрастает и количество работ, в которых гражданское воспитание заявлено как самостоятельная проблема. В педагогике накоплен богатый опыт воспитания гражданина [2].

Однако такой подход к гражданскому воспитанию обусловил разрыв социально-педагогических воспитательных целей и реальных процессов, объективно воздействующих на формирование личностно-значимых воспитательных идеалов. Нормативных государственных документов, определяющих требования к современному гражданину (Национальная доктрина образования до 2025 г. Программа гражданско-правового образования учащихся в образовательных учреждениях Российской Федерации, Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и др.) оказывается недостаточно для решения актуальной социально-педагогической проблемы. Необходимо реальное взаимодействие власти и общества при практико-ориентированной роли школы в качественном изменении реального сектора современного образования – воспитание разносторонне развитой личности, обладающей универсальными характеристиками: гражданственности, патриотизма, нравственно-правовой культуры, эстетическим вкусом, профессиональной компетентностью, креативностью, коммуникабельностью, мастерством в ведущей субъектной деятельности.

В ходе исследования по проблеме поиска организационно-педагогических условий обеспечения эффективности гражданского воспитания школьников:

- раскрыта сущность гражданственности школьника как интегративного социо-личностного образования субъекта, обеспечивающее его готовность и способность к осознанному проявлению гражданской позиции; определено содержание школьной гражданственности, включающее четыре взаимосвязанных компонента: мотивационный, ценностный, когнитивный, практический;

- определены основные критерии (мотивационный, ценностный, когнитивный, практический) и показатели, качественно охарактеризованы уровни развития гражданских качеств личности школьника (низкий, средний, высокий);

- разработана и реализована модель обеспечения эффективности гражданского воспитания школьников в условиях малого города посредством взаимодействия и взаимообусловлености муниципальных органов самоуправления, общественности и школы, включающая целевой, содержательный, операционно-деятельностный и результативный компоненты и построенная на основе системного, деятельного, аксиологического и личностно ориентированного подходов;

Материалы исследования могут быть использованы в практической работе преподавателями вузов и системы дополнительного образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены методологической точностью исходных теоретических положений; объективным анализом состояния проблемы исследования в педагогической теории и практике; использованием комплекса методов, адекватных объекту, цели и задачам исследования; проведением констатирующего и формирующего этапов эксперимента; апробацией результатов исследования; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.

1. Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего. 2-е изд. Берлин, 1922.

2. Казаева Е. А. Основные направления развития гражданского воспитания / Е. А. Казаева, Л. А. 3. Дорошук // Известия Уральского государственного университета. – 2009. – № 4(68). – С. 154-163.

3. Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. Пг., 1918.

4 Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. М., 1979.

6. Ушинский К. Д. Пед. соч. : в 6 т. М., 1989. Т. 1, 2.

7. Цицерон. О государстве // Диалоги о государстве. О Законах : в 2 кн. М., 1966. Кн. 2.

Читайте также: