Опыты с водой в детском саду средняя

Обновлено: 06.07.2024

Распределю информацию в статье по возрастным группам, чтобы максимально использовать уже имеющиеся знания и возможности, которые дают домашние эксперименты малышам. Так мы познакомим крох с водой:

Все это деткам предстоит узнать именно благодаря опытам! Ну что же, поехали?

Занятия с малышами

  1. Давайте покажем крохе 4 лет основное свойство жидкости, что она принимает всевозможную форму.
    Как это сделать? Возьмем любую прозрачную тару и наполним ее водой. Что это может быть? Например, стеклянные банки и стаканы. Но и не твердые емкости тоже подойдут: целлофановый пакет, воздушный шарик, медицинская перчатка. Какая форма воды? это зависит от того, во что она налита.Вывод: у жидкости нет определенной формы.
  2. Масло и вода не смешиваются. Наливаем в стаканан масло, затем добавляем воду. Воду можно окрасить. Молекулам воды не нравится смешиваться с молекулами масла. Даже если Вы попытаетесь налить в бутылку половину масла и половину воды, затем встряхнете ее хорошенько, масло распадется на мелкие молекулы, но не смешается с водой. Кроме того, пищевой краситель смешивается только с водой. Он не окрашивает масло. Если добавить таблетку аспирина, то получим бурлящую лаву.Когда Вы льете воду в бутылку с маслом, вода опускается на дно, а масло всплывает на поверхность. Это то же самое, когда нефть с судна разливается в океане. Масло плавает на поверхности воды, потому что вода тяжелее масла. Ученые говорят, что вода более плотная, чем масло, и именно поэтому масло не упадет в другую колбу.
  3. Еще один простой опыт познакомит карапузов 5 6 лет с тремя состояниями воды: твердое жидкое и газообразное. Подготовьтесь заранее и заморозьте ее около литра. Желательно это сделать в двух металлических емкостях.Один кусочек льда растопите на глазах ребенка. Дайте малышу сравнить и высказаться. И снова верните емкость на плиту. Накройте ее прозрачной крышкой. Наблюдая, можно заметить, как под крышкой собрался пар (газообразное состояние жидкости) и капельки – это конденсат. Откройте крышку. Только вначале спросите кроху, откуда взялся пар, если в кастрюльке была только вода?Но на этом эксперимент не закончился. Обратите внимание карапуза, что пар поднялся вверх. А кусочек льда плавает на воде. Расскажите на этом примере, что самое тяжелое – вода, потом идет лед, а пар даже легче воздуха.Вывод: мы познакомились с тремя состояниями воды и узнали, что при этом меняется ее вес.
  4. Давайте продолжим. И снова опыт с водой и воздухом. На этот раз мы при помощи жидкости увидим, что воздух есть, хоть и невидим. Возьмем глубокую миску с водой и пол-литровую банку.
    Спросите маленьких, банка пустая? Дайте им ответить. А теперь, переверните банку и, держа ее ровно, опустите на дно миски. Почему вода не заполнила банку? Что ей мешает? Чем наполнена банка, что не пускает жидкость?Вывод: хоть воздух не видим, но он есть. И это мы сейчас доказали.

Уроки с дошкольниками и младшеклассниками

Опыты со старшими ребятишками

Эксперименты с водой и ее свойства с детьми в средней группе.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню,

Цель:
Расширение представлений о воде, её свойствах.
Задачи:
Дать детям представление о воде, её свойствах (запах, вкус, цвет).
Формировать умение сравнивать и анализировать.
Развивать логическое мышление.
Активизировать словарь детей.


Предварительная работа:
Загадывание загадок о воде, рассматривание иллюстраций с изображением воды, беседы о воде.


Оборудование:
Одноразовые стаканчики по два на каждого ребёнка, гуашь, кисточки, сахарный песок, соль, гречка, песок каждому участнику эксперимента.

Для воспитателя: ложка, банка трехлитровая, пищевая пленка, картинка.

Воспитатель показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.

Воспитатель:
Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт: Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да. Вывод-вода прозрачная.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей) Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово " бесцветная ".

Воспитатель : Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.

Детям даются новые стаканчики с прозрачной чистой водой.
Воспитатель:
Давайте понюхаем воду. Чем она пахнет? (ответы)
Чистая вода, ребята, ничем не пахнет. Вода без запаха. Как вы думаете, а бывает ли вода с запахом? (ответы)
Как вы думаете, чем будет пахнуть вода, если я в неё положу варенье из смородины? (ответы)
Воспитатель кладёт в свой стакан с водой варенье, размешивает его и даёт каждому ребёнку понюхать. Чем пахнет вода? (ответы)

У детей на столиках стоят стаканчики с чистой водой.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, у воды есть вкус? (ответы)
Давайте вспомним, какие вкусы мы знаем? Конфета, какая на вкус? (ответы) Лимон какой на вкус? (ответы)
Теперь попробуйте водичку. Какая она на вкус? (ответы)
У чистой воды нет никакого вкуса, она безвкусная. Давайте хором повторим слово "безвкусная"

Возьмите два стаканчика с водой. В один из них положите обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок(провести аналогичный опыт с солью, какао, гречка)?

У детей на столиках стоят стаканчики с кусочками льда.

Ребята, давайте последим за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Как вы думаете, что будет происходить со льдом? (ответы детей).

Обратите внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит? (ответы детей).

Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Вывод: лед - это тоже вода.

На столе стоит трёхлитровая банка, пищевая плёнка, стаканчик с чистой водой, картинка.

Ребята, знаете ли вы способ, как можно увеличить изображение картинки для разглядывания без лупы?

Аккуратно пользоваться стеклянными предметами.

Дети под руководством воспитателя кладут картинку в трехлитровую банку.

Сверху горлышко банки затягивают (но не натягивают пищевой пленкой, а продавливают так, чтобы образовалась небольшая емкость). Завязывают пленку веревкой резинкой, а в углубление наливают воды. Получилась лужа, сквозь которую можно рассмотреть мельчайшие детали изображения.

Тот же эффект получится, если смотреть па предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Фиксирование результатов эксперимента.

Вывод. Вода обладает свойством увеличения.


Воспитатель:
Вот, ребята, вода действительно волшебница! Давайте вспомним, чистая вода какая? (ответы)
1. Без запаха;
2. Без цвета (бесцветная);
3. Без вкуса (безвкусная);

4. Лед – твердая вода;

5. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются;

6. Вода обладает свойством увеличения.
Но мы с вами выяснили, что вода имеет свойство менять свой цвет, запах и вкус -поэтому воду можно назвать волшебной.
Понравилось вам заниматься волшебством? (ответы)
Следующий раз мы снова придём в лабораторию и узнаем, что ещё может делать волшебница водичка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Обобщить и расширить знания детей о свойствах воды.

Формировать познавательные интересы детей, желание экспериментировать.

Учить делать выводы, на основе проведенного эксперимента.

Развивать познавательную активность.

Развивать речь, обогащать словарный запас: лаборатория, лаборант, научный эксперимент, изобретение, прозрачность, вкус, и т. д. Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.

Развивать логику, память, внимание.

Воспитывать желание экспериментировать, самостоятельно познавать мир.

Воспитывать усидчивость, терпение, дисциплину на занятии.

Мотивационные моменты. Аудиозапись.

Материалы и оборудование:

Раздаточные - прозрачные одноразовые стаканчики с водой; три стакана; бутылочка, блюдце, пол литровая банка; чайная ложка, салфетка, гуашь, кисти, монеты, сахар – рафинад; сюрприз

Демонстрационные - Макет тучки и капелек со схемами

Предварительная работа:

Беседы о воде, о ее роли в жизни человека.

Чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме.

Звучит фонограмма шум дождя.

Воспитатель: Дети, что вы слышите?

Дети: Шум дождя

Воспитатель: Да это стучит дождь. Посмотрите, кто это? (Показывает картинку тучки). Как вы думаете, почему она такая грустная?

Дети: высказывают свои предположения

Воспитатель: Она растеряла свои капельки, а мы поможем ей найти их?

Дети: Да

Воспитатель: Трудно найти на земле место, где не было бы воды. Вода есть всюду: и в воздухе, и в каждом растении, в животном организме и в организме человека тоже есть вода. А для чего человек использует воду?

Дети: Для приготовления пищи, для питья, для поливки садов и огородов, водой люди моют, стирают и др.

Воспитатель: Сегодня мы узнаем о свойствах воды, очень вас прошу внимательно меня слушать и делать выводы.

Для проведения экспериментов я приглашаю вас в лабораторию, мы будем лаборантами , будем проводить научные эксперименты. Вы расскажите о свойствах воды.

Дети проходят от стола к столу.

Воспитатель: Предлагают детям понюхать воду и спросить, чем она пахнет?

Вывод: У воды нет запаха.

А вот и нашлась первая капелька.

Воспитатель: Сейчас мы выясним, какая вода на вкус.

Воспитатель: Посмотрите через стакан с водой друг на друга. Вы видите через воду друг друга? Почему, как это объяснить?

Дети: Она прозрачная, бесцветная…

Воспитатель: Возьмите монетку и бросьте ее в воду. Посмотрите, вы видите монету через воду?

Вывод: Вода бесцветная

Воспитатель предлагает детям попробовать воду.

Воспитатель: Какая она на вкус? Кислая? Сладкая? Соленая? Горькая?

Воспитатель помогает сделать

Вывод: Вода не имеет вкуса. Она безвкусная.

Вот и нашлась вторая капелька.

Воспитатель: Положите в воду кусочек сахара и размешайте. Что получилось? Он растворился. Попробуйте, какая вода стала на вкус?

Дети: Сладкая

Воспитатель: А если мы добавим лимон? Какая она станет на вкус?

Дети: Кислая

Воспитатель: Как вы думаете, что будет с водой, если мы добавим соль?

Дети: Солёная

Делаем вывод, воде можно придать вкус с помощью наполнителей.

Мы нашли ещё одну капельку.

Воспитатель: Даже самые великие ученые должны отдыхать от научных трудов. Предлагаю встать и немного размяться.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, (хлопают в ладоши)

Тучки собираются. (Поднимают руки верх)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, (Хлопают в ладоши)

Дождик начинается. (Поднимают руки вверх)

Вот на землю капельки, капельки упали. (Присаживаются)

Ручейками по земле, быстро побежали! (Бегут по кругу)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, (Хлопают в ладоши)

Дождик продолжается (Поднимают руки вверх)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап, (Хлопают в ладоши)

Дождик не кончается. (Поднимают руки вверх)

Дождик, дождик перестань, (Грозят пальцем)

Отдохнуть немного дай!

Воспитатель: А сейчас давайте возьмём узкую бутылочку и нальём в нее воду, затем перельём в широкую баночку, а затем в блюдце. Какую форму приобретает вода?

Дети: Вода становится такая же, как и посуда.

Воспитатель: Вода приобретала любую форму наших емкостей. Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: Вода не имеет своей формы.

Ребёнок прикрепляет следующую капельку.

Воспитатель: Возьмите кисть и краску. Растворите побольше краски в воде. Что получилось? Как изменилась вода? Видно ли теперь монету?

Посмотрите через воду на своего соседа. Вы видите что-нибудь через окрашенную воду?

Дети: Нет.

Воспитатель помогает сформулировать вывод: воде можно придать цвет, она потеряет свойство прозрачности, окрасится.

Дети прикрепляют капельку.

Воспитатель: Мы с вами хорошо потрудились, ребята! Сегодня мы узнали о некоторых свойствах воды.

Итак, давайте вспомним: Какими свойствами обладает?

У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА

ВОДА БЕСЦВЕТНАЯ

ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА

ВОДА ПРЕОБРЕТАЕТ ВКУС

У ВОДЫ НЕТ ФОРМЫ

ВОДЕ МОЖНО ПРИДАТЬ ЦВЕТ

Я очень хочу чтобы вы запомнили, что ВОДА – это источник жизни на Земле! Если не будет воды, то все живое на планете погибнет. С этого момента мы будем беречь, и охранять воду! На этом наши опыты не заканчиваются, а наши исследования продолжаются!

Воспитатель: А сейчас, нам Влада расскажет очень хороший стих о воде.

Вы слыхали о воде? Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете, и в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

На плите у вас кипит, паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить: Без нее нам не прожить!

Воспитатель: В знак благодарности, что вы собрали все капельки, тучка прислала для всех мыльные пузыри.

Вода - это одно из первых веществ, с которым дети начинают играть и экспериментировать, познавать окружающий мир, именно вода дает ребенку первую возможность для познания удивительного, необыкновенного, порой необъяснимого мира неживой природы, а знания, добытые самостоятельно всегда являются более интересными, осознанными и прочными. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Содержимое публикации

Картотека опытов с водой.

ОПЫТЫ С ВОДОЙ

Опыт 1. Окрашивание воды

Цель: выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

Материал: емкости с водой (холодной и тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.

Взрослый и дети рассматривают в воде 2-3 предмета, выясняют, почему они хорошо видны (вода прозрачная). Далее выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой). Как окрасится вода, если красителя будет больше? (Вода станет более окрашенной).

Опыт 2. Как вытолкнуть воду?

Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал: мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.

Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.

Вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

Опыт 3. Куда делась вода?

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материал: две мерные одинаковые ёмкости.

Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую - оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Опыт 4. Откуда берётся вода?

Цель: познакомить с процессом конденсации.

Материал: емкость с горячей водой, охлаждённая металлическая крышка.

Взрослый накрывает ёмкость с водой холодной крышкой. Через некоторое время детям предлагается рассмотреть внутреннюю сторону крышки, потрогать её рукой. Выясняют, откуда берётся вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке). Взрослый предлагает повторить опыт, но с тёплой крышкой. Дети наблюдают, что на тёплой крышке воды нет, и с помощью воспитателя делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Опыт 5. "Вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда".

Цель: выявить свойство воды: вода не имеет определенную форму.

Материалы: стаканы с водой.

Посадить за стол кукол. Ребята, на улице жарко, куклы захотели пить. Сейчас мы будем поить их водой.

Налить в стакан воду доверху. Предложить кому-нибудь из детей пронести воду быстрым шагом и посмотреть - пролилась вода или нет. Что произошло с водой? (Пролилась на пол, на одежду, намочила руки). Почему это произошло? (Стакан был слишком полный). Почему вода может разливаться? (Потому что она жидкая). Мы налили слишком полные стаканы; жидкая вода в них плещется, и разливается. Как же сделать, чтобы вода не разлилась? Наполнить стаканы наполовину и нести медленно. Давайте попробуем.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Вода какая? (Вода жидкая). Если стакан слишком полный, что может произойти с водой? (Она может разливаться).

Опыт 6. "Прозрачная вода может стать мутной".

Цель: выявить свойство воды – прозрачность.

Материалы: два стакана с прозрачной водой, мука, любой предмет.

Налить в стакан чистую воду, бросить в него предмет. Его видно? Хорошо видно? Почему? (Вода прозрачная). Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная). Видно то, что лежит в стакане? Посмотрите на аквариум. Какая вода в нём - мутная или прозрачная? (Прозрачная). Рыбкам всё хорошо видно? Смотрите, мы сыпем корм, рыбкам его хорошо видно, они быстро подплывают и кушают. Если бы вода была мутной, может быть, рыбки остались голодными. Почему? (В мутной воде плохо видно корм).

Вывод: О чём вы сегодня узнали? Прозрачная вода может стать какой? (Мутной). В какой воде плохо видны предметы? (В мутной воде).

Опыт 7. "Вода не имеет цвета, но её можно покрасить".

Цель: выявить свойство воды – не имеет цвета, т.е. прозрачная.

Материалы: 4 стакана с водой, краски.

Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды). Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет).

Опыт 8. "Вода может литься, а может брызгать".

Цель: выявить свойство воды – жидкость.

Материалы: лейка, вода, комнатное растение, пульвезатор.

В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (1-2). Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся). Откуда льётся вода? (Из носика лейки?). Показать детям специальное устройство для разбрызгивания - пульверизатор (детям можно сказать, что это специальная брызгалка). Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми). Почему? (На них брызгали водой). Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? ( Вода может литься, а может разбрызгиваться).

Опыт 9. "Влажные салфетки высыхают быстрее на солнце, чем в тени".

Цель: выявить свойство воды – испаряемость.

Материалы: салфетки, емкость с водой.

Салфетки намочить в ёмкости с водой или под краном. Предложить потрогать детям салфетки на ощупь. Салфетки какие? (Мокрые, влажные). Почему они стали такими? (Их намочили в воде). К нам в гости придут куклы и будут нужны сухие салфетки, чтобы постелить на стол. Что же делать? (Высушить). Как вы думаете, где быстрее высохнут салфетки - на солнышке или в тени? Это можно проверить на прогулке: одну повесим на солнечной стороне, другую - на теневой. Какая салфетка высохла быстрее - та, которая висит на солнце или та, которая висит в тени? (На солнце).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Где бельё высыхает быстрее? (Бельё на солнце высыхает быстрее, чем в тени).

Опыт 10."Руки станут чище, если помыть их водой".

Цель: выявить свойство воды – вода хороший растворитель веществ.

Материалы: формочки для песка, вода.

Предложить с помощью формочек сделать фигурки из песка. Обратить внимание детей на то, что руки стали грязными. Что же делать? Может быть, давайте отряхнём ладошки? Или подуем на них? Стали ладошки чистыми? Как очистить руки от песка? (Помыть водой). Воспитатель предлагает сделать это.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? (Руки станут чище, если помыть их водой).

Опыт 11."Какая лужа высохнет быстрее?"

Цель: выявить свойство воды – испаряемость.

Материалы: лужи разного размера.

Ребята, вы помните, что остаётся после дождя? (Лужи). Дождь иногда бывает очень сильным, и после него остаются большие лужи, а после маленького дождя лужи бывают: (маленькими). Предлагает посмотреть, какая лужа высохнет быстрее - большая или маленькая. (Воспитатель разливает воду на асфальте, оформляя разные по размеру лужи). Почему маленькая лужа высохла быстрее? (Там воды меньше). А большие лужи иногда высыхают целый день.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Какая лужа высыхает быстрее - большая или маленькая. (Маленькая лужа высыхает быстрее).

Опыт 12. "Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду".

Цель: выявить свойство воды – изменение агрегатного состояния – из жидкого состояния в твердое и наоборот.

Материалы: формочки для льда, вода, холод (холодильник).

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Тогда, когда очень тепло).

Вода – главная составляющая всего живого. Знакомство с ней – важный шаг в развитии детей младшего возраста. Простые в создании, но зрелищные опыты с водой для дошкольников, описанные ниже, станут отличным подспорьем для педагогов и родителей.

Знакомство с водой

У воды есть много интересных свойств, с которыми дошкольники с удовольствием познакомятся.

Ребенок переливает воду

Необходимо предложить ребятам определить, какой у воды вкус, для чего проводится следующий опыт:

  1. дать каждому ребенку попробовать воду с ложечки и понять, что в чистом виде она не имеет вкуса;
  2. в разные стаканчики добавить соль, сахар и, например, сок, опять предложить попробовать.

Опыт с цветной водой и листьями капусты

Для знакомства с цветом налить воду в шесть прозрачных стаканчиков или небольших баночек. Провести следующие опыты:

  1. показать первую баночку детям, дать посмотреть сквозь нее и предложить определить цвет воды (бесцветная);
  2. попросить дошколят добавить в три баночки разные красители и проанализировать вместе с ними, что происходит;
  3. в один из стаканчиков с чистой водой добавить чернила и посмотреть с детьми, как они окрашивают воду, добавить сюда же каплями уксус, вернув тем самым жидкости прозрачность;
  4. в другой стакан добавить марганцовку, чтобы вода стала вишневой, а затем снова обесцветить ее, капнув туда несколько капель перекиси водорода;
  5. в последнюю баночку добавить крахмал и перемешать, капнуть пару капель йода, чтобы вода окрасилась в синий цвет.

Девочка со стаканом воды

Запах

Детям дошкольного возраста будет очень интересно узнать, что вода не имеет и запаха. Для этого можно разлить воду в несколько стаканов и дать понюхать всем желающим, а затем добавить в каждый стакан разные пахнущие вещества – экстракт валерианы или эвкалипта, духи и так далее, опять предложить оценить запах.

Форма

Вода и формы своей не имеет – она текуча. Чтобы донести это до детского сознания нужно подготовить разные предметы (желательно прозрачные) – банку, полиэтиленовый мешок, медицинскую перчатку, стакан, колбу и другие. Затем налить в каждый воду и дать детям поэкспериментировать, переливая ее туда-сюда.

Смеситель в ванной

Температура

Рассказать дошкольникам о том, что вода может быть разной температуры, можно посредством следующего опыта:

  1. налить в три достаточно большие емкости воду – горячую, холодную и комнатной температуры (жидкость должна быть достаточно горячей или холодной, но так, чтобы не причиняла неудобств детской руке);
  2. предложить ребенку поместить одну руку в емкость с горячей водой, другую – в емкость с холодной;
  3. обе руки одновременно опустить в емкость с водой комнатной температуры и описать свои ощущения.

Ребенок держит тающую льдинку

Состояние

Очень важно рассказать деткам о возможных агрегатных состояниях воды, а для этого:

  1. подготовить емкости с обычной водой, горячей, из которой идет пар, и кусочек льда;
  2. дать потрогать воду и лед, подержать руку над паром, параллельно рассказывая о состояниях.

Познакомить дошколят с испарением можно еще с помощью такого опыта:

  1. намочить платочек, губку или вату в воде;
  2. провести влажным материалом по одной руке ребенка;
  3. предложить подуть сначала на сухую руку, а потом на мокрую и рассказать о своих ощущениях.

Отлично с переходом воды из одного состояния в другое детей познакомят игры с кусочками льда, которые можно размораживать разными способами – теплым воздухом, каплей воды, нахождением на солнечном месте и так далее.

Плотность

Очень интересное понятие — это плотность воды и ее взаимодействие с плотностями других предметов. Детям легче будет понять, что это такое, проведя ряд соответствующих опытов.

Опыт №1:

  1. набрать воду в тазик и опустить в него разные предметы – деревянный брусок, кусочек металла, надутый шарик, камушек и так далее;
  2. рассказать о плотности и узнать у детей, какие предметы, по их мнению, имеют большую плотность, а какие — меньшую (если плотность предмета больше, чем у воды, то он утонет).

Опыт №2:

  1. подготовить три прозрачные емкости – две по 0,5 литра и одну литровую (можно 2 по литру и одну двухлитровую);
  2. в первую налить обычную воду и поместить сырое куриное яичко – оно опустится на дно;
  3. во второй емкости приготовить соленый раствор – 2 столовые ложки соли на 0,5 литра (если банка литровая, то 4 ложки соли на банку), опустить в раствор яйцо – оно всплывет на поверхность (у соленой воды плотность больше);
  4. положить яйцо на дно самой большой банки и аккуратно перелить в нее жидкость из предыдущих банок – яйцо должно подняться и зависнуть посередине.

Опыт №3:

Опыт с водой

Круговорот

Рассказать дошкольникам о круговороте воды в природе можно посредством следующего опыта:

  1. в банку вместимостью 3 литра налить слой горячей воды высотой 2,5 сантиметра;
  2. положить на тонкий металлический лист несколько кусочков льда (чем больше, тем лучше) и поместить его поверх банки;
  3. вода будет испаряться, пар подниматься и остывать у листа, в результате чего в верхней части образуется маленькое облако;
  4. пар, достаточно остыв и набравшись, опять сконденсируется в капли воды, которые, стекая по краям банки, вернутся на прежнее место.

Капиллярность

Интересное свойство воды – это капиллярность, то есть способность подниматься по тонким трубкам. Показать это свойство воспитанникам детского сада можно следующими опытами:

  • разукрасить яркими красками воду в нескольких стаканах и поместить в них срезанные белые цветы или, например, листья белокочанной капусты, оставить на некоторое время и проследить за тем, как они окрасятся в те же цвета, что и вода в стакане;
  • взять длинный белый шнурок, нарисовать на нем в разных местах полоски разноцветными маркерами (на некотором удалении друг от друга), поместить в высокую бутылку с водой и проследить, как по мере впитывания воды шнурок будет окрашиваться в радужные цвета.

Преломление в воде

Преломление и увеличение

Вода имеет свойство визуально преломлять предметы и увеличивать их размер. Демонстрируется это так:

  • нужно положить в банку с водой любой предмет (шарик, яйцо и так далее), точно такой же предмет поместить рядом с банкой и предложить детям сравнить их размеры (в банке больше);
  • поместить в стакан с водой обычный карандаш – визуально он искривится;
  • нарисовать на листе бумаги две яркие стрелки, направленные в одну сторону и расположенные одна над другой, расположить лист со стрелками позади пустого стакана, налить в стакан воду так, чтобы она закрыла только одну стрелку (она развернется в обратную сторону), заполнить стакан доверху (вторая стрелка также развернется).

Радуга на стене с помощью воды и зеркала

Расщепление света

Вода расщепляет свет – это известно взрослым, но удивительно для дошколят. Сделать радугу можно следующим способом:

Эксперименты и фокусы

Закрепить полученные знания и просто развлечь деток можно с помощью интересных экспериментов и удивительных фокусов с водой.

  • Налить одинаковое количество воды в узкий высокий и низкий широкий стаканы и предложить детям угадать, где больше. Перелить воду в одинаковые емкости.
  • В целях дополнительного экспериментирования с плотностью воды поместить в нее спички. В центр емкости положить сахар – спички будут двигаться в его сторону. Затем убрать сахар и положить кусочек мыла – спички разбегутся в стороны.
  • Налить в стакан воду доверху, положить поверх лист бумаги. Придерживая бумагу рукой, перевернуть стакан. Убрать руку – бумага не упадет и будет держать воду.
  • Полить сквозь сито воду, показав, что она свободно проходит. Затем намазать поверхность сита растительным маслом, аккуратно и медленно налить по боковым стенкам воду в сито – оно наполнится.
  • Покрасить внутреннюю сторону крышки ярким цветом. Незаметно закрыть подготовленной крышкой банку с водой, произнести волшебные слова и встряхнуть банку – вода окрасится.
  • Налить в банку воду, оставив 4 или 5 сантиметров до крышки, и добавить некоторое количество жидкости для мытья посуды. Плотно закрыть банку крышкой и встряхнуть – получиться впечатляющий и завораживающий морской водоворот.
  • Вырезать из цветной бумаги небольшие цветочки, завернуть их лепестки к серединке и поместить цветы в воду – бумага намокнет и развернется так, как будто бутоны распускаются.
  • Налить в бутылку горячую воду и натянуть на ее горлышко сдутый воздушный шарик – он надуется. Затем поместить бутылку в емкость с холодной водой – по мере остывания внутренней жидкости шарик будет сдуваться и начнет втягиваться внутрь бутылки.
  • Приклеить на дно тарелки кусочек пластилина и воткнуть в него пару спичек. Налить в тарелку подкрашенную воду, зажечь спички и быстро накрыть их пустым прозрачным стаканом – спички потухнут, а вода частично втянется в стакан.

Поразительных опытов с водой, рассчитанных на детей младшего возраста, очень много, но обязательными составляющими (кроме воды) всегда являются артистизм и харизма проводящего их педагога.

Читайте также: