Взаимодействие школы и семьи в сша

Обновлено: 06.07.2024

В современной дошкольной педагогике проблема организации взаимодействия ДОУ и семьи является остро актуальной. Успех в развитии, воспитании и образовании дошкольников во многом определяется эффективностью этого процесса. Педагогам и родителям важно взаимодополнять, понимать и уважать потребности и особенности друг друга.

Это диктует необходимость непрерывного поиска нового содержания, форм и методов организации взаимодействия. Важным здесь выступает ориентир на сотрудничество, сотворчество, конструктивное партнерство.

На сегодняшний день в условиях открытого информационного пространства обновление содержания взаимодействия детского сада и семьи целесообразно проводить на основе изучения и интеграции зарубежного опыта. Вэтом плане особенно интересным для российских педагогов представляется система работы британских и германских коллег.

В Великобритании накоплен обширный опыт конструирования сотрудничества педагогов и родителей на основе осознания его значимости, использования в единстве традиционных и инновационных форм.

Процесс взаимодействия педагогов и родителей в Великобритании базируется на выделении основных проблемных зон, а именно:

· несовпадение ожиданий педагогов и родителей в ходе сотрудничества;

· опасение чрезмерного контроля за воспитательно-образовательным процессом со стороны родителей, их оппозиционных настроений;

· конфликт ценностей семей и подходов педагогов.

Понимание этих и других проблемных зон позволяет выделить условия эффективного взаимодействия детского сада и семьи, среди которых ключевыми в Великобритании является наличие:

· активной позиции родителей, интереса к этому процессу;

· максимально полной информации о семье ребенка, его жизни вне образовательного учреждения.

Британские педагоги осознают важность семейного окружения, его уклада, т. к. это максимально естественная среда для развития и воспитания ребенка. В британском обществе уделяется особое внимание индивидуальности каждой семьи, ее традициям, нравственным и моральным ценностям. Вто же время осознание ответственности за воспитательные воздействия лежит и на родителях, и на педагогах. Поэтому наличие максимально полной информации о семье ребенка, его жизни вне образовательного учреждения также крайне значимо.

Для британских педагогов в вопросах организации сотрудничества с родителями очень важен подбор средств для его оптимизации. Ключевыми из них являются:

-Определение оптимального времени общения педагогов с родителями, наличие желания и возможности у сторон использовать его также значимо для организации взаимодействия. Для этого предварительно составляется перечень вопросов и пожеланий, позволяющих эффективно использовать это средство.

-Доброжелательный настрой педагога способствует сокращению времени адаптации сторон друг к другу, открытости взаимодействия, бесконфликтному общению, направленному на совместное решение обсуждаемых проблем.

-Хорошая репутация педагога напрямую связана с созданием обстановки доверия, осознания значимости и полезности взаимодействия.

В британской системе дошкольного образования для организации конструктивного взаимодействия и решения вышеуказанных и других задач активно используются разнообразные формы :

· Формирование родительских активов- налаживание конструктивных взаимоотношений родителей с педагогами.

· Родительские вечера - организация встреч с родителями для ознакомления их с успехами и неудачами детей, особенностями обучения и воспитания в детском саду.

· Организация досуговой деятельности - организация и проведение праздников, развлечений с участием родителей и детей.

· Размещение информации для родителей - предоставление информации для родителей в виде писем, брошюр, объявлений в специально отведенных местах.

· Привлечение проблемных групп родителей - организация специфических встреч и других мероприятий с проблемными родителями: матерями-одиночками, молодыми родителями, иммигрантами и пр.

· Индивидуальные консультации для родителей - организация бесед с каждым родителем в атмосфере внимательного и заинтересованного общения, предполагающих детальное обсуждение вопросов воспитания и развития ребенка.

· Мероприятия, проводимые Ассоциацией родителей и педагогов - обеспечение прогресса в развитии детей на основе создания неформальных объединений родителей и педагогов.

Следует отметить, что британцы, как и все родители, интересуются успехами и проблемами своих детей и общаются на эту тему с педагогами. Однако родительских собраний, в российском понимании этого мероприятия, здесь нет. Родителям каждого ребенка отводится 5–10 минут для индивидуального общения с педагогом.

Для системы российского образования может быть актуальным введение в практику работы индивидуальных консультаций, специальных встреч с родителями проблемных групп. Такие мероприятия будут способствовать укреплению взаимопонимания между сторонами, позволят повысить авторитет педагога, акцентировать внимание на значимости проблем каждого ребенка и его семьи.

Кроме того, педагогам стоит взять на заметку важность тщательного планирования времени, места и содержания взаимодействия с родителями, что также поможет оптимизировать этот процесс

Взаимодействие ДОУ с семьей в Германии является достаточно новым направлением для немецкой педагогики дошкольного образования. Ранее считалось, что родители нуждаются лишь в передаче информации об особенностях детей.

Включение родителей как активных, полноправных субъектов в жизнь детского сада получило свое развитие после введения в социальную практику системного подхода, который предполагает согласованную, не противоречивую поддержку в развитии ребенка и семьи, и ДОУ.

Основной характерной чертой для всех детских садов в Германии является открытость к общению с родителями.

Большинство форм работы с родителями схожи с российскими, но при этом имеются и существенные различия.

Отмечается, что родительское собрание может быть организовано не только воспитателями, но и родителями. Основная цель собрания – выработка единой позиции по оказанию своевременной поддержки для развития ребенка. Нередко на собрании обсуждаются вопросы планирования совместной деятельности. Собрание может проходить в формальной обстановке, а может быть организовано в форме чаепития или вечера рукоделия.

Детские сады стремятся быть привлекательными не только для родителей, но и для семьи в целом. Родители имеют свободный доступ в пространство ДОУ :

Завтрак с родителями — важное событие, к которому дети готовятся: делают небольшие подарки для родителей или мастерят украшения для декорирования стола, разучивают песни. В некоторых детских садах на завтрак с родителями приходят и младшие (старшие) братья и сестры;

Праздники- ключевое отличие от праздников в российских детских садах заключается в том, что праздники в немецких детских садах больше похожи на народные гуляния, пикник или встречу большой семьи. Подготовка к праздникам, прежде всего связана с распределением обязанностей (кто что приносит, кто что готовит, кто отвечает за раздачу напитков, а кто за зажигание фонарей и т. п.). Значительную часть этой деятельности берут на себя и выполняют родители;

Дни рождения - в некоторых детских садах есть возможность бесплатно в выходной день использовать территорию детского сада (лужайки, игровые площадки, песочницы, столы и навесы) и некоторые помещения (кухню, туалет) для проведения детского праздника. Родители вечером в пятницу получают ключ от детского сада у воспитателя, подписывают договор, в котором обязуются обеспечить порядок во время праздника, убрать территорию после него. Чаще всего сам праздник проходит в субботу днем. Родители устраивают соревнования, конкурсы, игры.

Этот пример демонстрирует идею того, что пространство детского сада может быть привлекательным для всей семьи;

Экскурсии детей на рабочие места родителей. - родители часто приглашают детей к себе на работу. Благодаря таким экскурсиям они лучше узнают друзей своего ребенка, воспитателей. Да и контакт с собственным ребенком приобретает новое содержание. Безусловно, у ребенка появляется уникальная возможность гордиться своими родителями.

Основные формы совместной работы родителей и воспитателей детского сада Германии.

1. В уставных документах детского сада постулируется сотрудничество родителей и сотрудников детского сада как неотъемлемая составляющая успешной помощи и поддержки ребенка.

2. Сотрудничество построено на добровольной основе. Родители имеют возможность присоединиться к той или иной активности, заявить свой проект.

З. Детский сад создает условия для общения родителей между собой, стимулирует разные формы родительской самоорганизации. Он предоставляет помещение, необходимое оборудование (столы, стулья, проекторы, возможности для приготовления чая, кофе).

4. Детский сад открыт для новых начинаний и предложений родителей. Он инициирует родительское самоуправление (например, посредством введения в устав детского сада пункта об участии в принятии решений родительского комитета).

5. Детский сад приветствует включение в свою жизнь не только родителей, но и всей семьи — младших и старших братьев и сестер, других родственников, соседей.

6. Сотрудничество построено на добровольной основе, открыто для изменений, предполагает активность с двух сторон.

Подводя итог, можно отметить, что такой процесс взаимодействия детского сада и семьи является многоступенчатым и многоаспектным, тщательно продуманным и детализированным.

Успешное взаимодействие детского сада с семьей в России возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, что позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, а именно:

· Взаимное информирование о ребенке и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей. Общение с родителями по поводу детей-важнейшая обязанность педагогического коллектива.

· Обеспечение открытости дошкольного образования: открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада.

· Обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.)

· Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

· Обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Взаимодействие педагога с семьей обучающегося Детство – это уникальный период в жизни человека. Именно в это время формируется здоровье и происходит становление личности. Опыт детства.

Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом и семьей Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать.

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье, опыт детства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Юдина Т.Д, Миронова Н.А.

Сотрудничество родителей со школами в США

В современном мире образование рассматривается как важнейший компонент экономического роста и процветания страны. Его роль для человека и общества постоянно возрастает. Перспективы развития системы образования и воспитания зависят от интеграции отечественного опыта и мировой практики. Компаративные исследования представляют особый интерес и ценность именно в периоды качественных изменений, происходящих во всех сферах жизни общества. Изучение и анализ преимуществ и недостатков как отечественной, так и зарубежной систем образования становится сегодня нормой научного взаимодействия между странами и соответствует требованиям их взаимообогащения.

Представители отечественной педагогики также как и их американские коллеги , признают, что эффективное сотрудничество школы с семьями учащихся и местным сообществом может стать действенным инструментом реформирования системы образования и повышения качества образования выпускников школ, подготовки их к жизни и труду в условиях современного постиндустриального общества.

Исследование американского опыта важно не для механического заимствования определенных общественных парадигм, а, прежде всего, для взаимообогащения различных социальных систем, прогнозирования дальнейшего развития отечественной системы образования.

Вопросы установления, функционирования и развития партнерских отношений между школой, семьей и общиной стали предметом исследований таких американских

ученых, как Дж. Эпштайн, Ф. Л. Ван Вурхис, К. Вогель, Д. Давиес, Н.Р. Дженсорн, Б. С. Саймон, К. К. Салинас, М. Дж. Сандерс и др.

В контексте нашего исследования интересными и актуальными являются взгляды на институт американской семьи М. Колемана, Н. Смелзера, А.Т. Хендерсон, К.Л. Мепп, З. А. Мальковой, Р. Р. Фахрутдинова.

Следует подчеркнуть, что большой вклад в разработку вопросов воспитания в семье, развития сотрудничества этих социальных институтов сделали российские педагоги-классики К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, М. Г. Стельмахович, В. О. Сухомлинский.

Российский исследователь Р. Р. Фахрутдинов, анализируя проблемы интеграции воспитательных сил школы, семьи и общины в США, констатирует, что изменения, произошедшие в составе американской семьи в последние десятилетия прошлого века, связаны не только с изменениями в экономике и социальной сфере, но и во взглядах на роль женщины в обществе и семье, а также на сексуальную мораль. Работа, карьера, финансовая независимость от мужа стали для многих американских женщин приоритетными. К сожалению, будучи занятыми на работе, женщины-матери не могут проводить достаточно времени со своими детьми, что отрицательно влияет на микроклимат в семье и воспитание детей [4, c . 109].

Цель исследования: Раскрыть содержание и организацию работы учителей и родителей США.

Объект – процесс социального становления личности школьника в США

Предмет – педагогические условия эффективности социального становления личности школьника при интеграции воспитательных сил школы и семьи в США.

Задачи исследования:

1. Определить историко-теоретические и социокультурные основания интеграции воспитательных сил школы и семьи в США.

2. Раскрыть и обосновать возможности использования опыта интеграции воспитательных сил школы, семьи в США в условиях отечественной системы образования на основе их сравнительно-сопоставительного анализа.

Методы исследования: метод теоретического анализа, ретроспективный, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ педагогических, исторических, психологических источников, периодики и документальных материалов на языке оригинала

Источниками исследования являются :

-американские педагогические издания: “ American Education ”, “ The Е ducational Forum ”.

- непосредственное общение с американскими семьями по скайпу

Трудно переоценить роль семьи в воспитании школьников. Постоянной и жгучей проблемой является сотрудничество родителей и учителей. Проблема усугубляется явлениями, порожденными особенностями социального развития. Меняется структура семьи. Часто в ней нет представителей старших поколений: бабушек и дедушек, которые ранее брали на себя обязанности воспитания внуков. Воспитательный потенциал семьи снизился из-за нестабильности браков, роста неполных семей, увеличения числа матерей-подростков и др.

Ученые и общественность многих стран, включая и США, обеспокоены тем, что современное семейное воспитание не столь эффективно и полноценно, как должно быть. В связи с этим разрабатываются специальные программы, направленные на повышение педагогической культуры семьи: программы воспитания родителей, программы педагогического образования родителей

В США разрабатываются и реализуются многочисленные программы помощи семейному воспитанию, которые часто называются программами педагогического образования родителей. Для них характерно комплексное содержание, поскольку они созданы объединенными усилиями педагогов, психологов, социологов, психотерапевтов и других специалистов. Программы направлены на укрепление всех звеньев семейного воспитания, но в первую очередь на повышение педагогической компетентности родителей. Учитываются особенности разных групп семей, поэтому создаются программы дифференцированной педагогической помощи семьям.

С самого момента поступления ребёнка в школу, вам дают на подписание документ, в котором изложены все правила поведения. Что можно делать, что нельзя, какие существуют дисциплинарные взыскания, какие меры могут быть применены по отношению к ребёнку. Вообще, дисциплиной здесь учителя не занимаются. Для этого в каждой школе есть специальные администраторы, к которым учитель отправит разбушевавшегося смутьяна. Успокаивать детей - не работа учителя.

В учебных заведениях существуют родительские комитеты либо школьные советы , куда обычно входят родители благополучных учащихся. Отцы и матери трудных детей, как правило, не поддерживают со школой постоянных связей.

В каждой крупной школе США есть филиал общенациональной Ассоциации родителей и учителей. Родители - активные участники школьных реформ. В некоторых школах мнение родительских комитетов играет доминирующую роль в организации учебного процесса вплоть до утверждения программ и методов обучения. Традиция сотрудничества школы и родителей давняя и прочная. Школа является эпицентром общественной жизни: регулярно проводятся заседания родительских комитетов, собрания родителей, приемы учителями и администрацией отдельных родителей; ведутся так называемые ученические папки для родителей, где собираются сведения о проблемах, с которыми сталкивается школьник. Но многие школы стремятся к еще большему взаимодействию с родителями: например, устанавливают горячую телефонную связь, дежурство опытных педагогов у школьного телефона для родителей, нуждающихся в безотлагательной беседе и консультации.

Работа с родителями имеет целый ряд аспектов: участие родителей в планировании работы учебных заведений и реализации их планов; информирование и обучение родителей современным методам образования детей, применимым в домашних условиях; индивидуальное консультирование родителей с целью помощи в решении их проблем и т.д. Родители привлекаются к участию в различных образовательных мероприятиях с детьми (проведение уроков, посещение музея, библиотеки, подготовка спектакля и др.) в качестве добровольных помощников или оплачиваемых сотрудников. Организуется работа родителей с собственными детьми под руководством специалистов. Например, обучение матерей способам формирования у ребенка навыков личной гигиены, методике чтения книги и др.

В программах педагогического образования родителей США много внимания уделяется психологическим основам взаимодействия в семье на принципе равенства взрослых и детей. Так, родители учатся заинтересовано выслушивать мнение детей, обращаться к гуманным приемам коррекции их поведения т.д. Разрабатываются программы привлечения мужчин к воспитанию детей, включающие создание курсов, где мужчины обучаются уходу за детьми, поощряющие работу мужчин в качестве учителей школ и воспитателей детских садов.

Любопытными впечатлениями о сотрудничестве семьи и школы в США поделились с нами наши соотечественницы, чьи дети обучаются в американских учебных заведениях. Так, в Провиденсе поощряется присутствие родителей на уроках. Если желающих посидеть в классе слишком много, устанавливается график. Родители приходят погулять с детьми, помочь раздать ланч, возят школьников на экскурсии, проводят занятия по домоводству, устраивают благотворительные мероприятия, организовывают ярмарки, обеды, лекции. Гостями класса бывают родители из разных социальных групп: врачи, программисты, ученые, продавцы, уборщики. На встречах дети усваивают, что лучше работать, чем быть наркоманом или бездельником.

По мнению исследователей Гарвардского университета, подготовка учителей к интеграции воспитательных сил школы, семьи и должна включать следующее содержание: 1) общие принципы привлечения семей учеников и членов общин к работе в школе; 2) знания особенностей функционирования института семьи на современном этапе; 3) формы и методы общения школы с семьями и представителями общины; 4) формы и методы вовлечения родителей в процесс обучения детей; 5) каким образом семьи могут оказывать содействие школе; 6) каким образом школа может поддерживать семьи и способствовать развитию общества; 7) участие родителей и членов общества в реформировании образования.

Каждая школа должна расширять партнерство с родителями, включив их в работу по академическому, социальному и эмоциональному развитию детей.

Говоря о возможностях использования американского опыта в условиях российской действительности, нельзя возводить его в ранг совершенства. Американский опыт разнообразен, многолик, его отличает плюрализм учреждений и форм сотрудничества, множественность концепций социализации личности, широкий спектр программ социального воспитания и педагогического инструментария его реализации. С учетом тенденций интернационализации, глобализации взаимосвязанного и взаимозависимого мира, смысловые акценты выбора целесообразных педагогических средств определяются условиями нашей российской действительности.

2. Organizing a Successful Family Center in Your School. A Resource Guide

3.Family Support Centers

4. Фахрутдинов, Р. Р. Интеграция воспитательных сил среды на основе взаимод

ействия школы, семьи и общины в США [Текст] /Р. Р.Фахрутдинов //Образование и саморазвитие: научный журнал КГУ им. В. И.Ульянова-Ленина. - № 2(8). – Казань: КГУ, 2008. – С.269-273

5. 100 Ways for Parents to Be Involved in Their Child ’ s Education

Ценностные ориентации американской семьи. Взаимодействие школы с семьей как главная тенденция современной американской педагогики, родительское просвещение. Забота родителей о физическом и нравственном здоровье ребенка. Воспитание независимой личности.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 06.06.2018
Размер файла 19,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Некоторые особенности семейного воспитания в США

Исторически сложилось так, что Россия - страна, находящаяся между востоком и западом, во многих сферах жизни перенимает черты, свойственные как восточному, так и западному укладу жизни. В данной статье рассмотрим некоторые значимые аспекты семейного воспитания в США, выявим различия и, возможно, черты, которые можно было бы перенести в новую российскую действительность, поскольку формирование целостной системы семейного воспитания в нашей стране еще продолжается [1].

Ведущее место в семейном воспитании отводится США как стране с современными концепциями в этой сфере, поэтому сегодня с целью дальнейшего использования в нашей стране целесообразно изучение идей и достижений американской педагогической мысли семейного воспитания.

Говоря о родительском просвещении в США следует отметить, что на данный период оно достигает очень высокого уровня. Социальные и педагогические работники проводят специальные курсы семейного воспитания для родителей, на всех уровнях (школа, микрорайон, город и др.) действуют родительские ассоциации, организуется благотворительная деятельность, проводится работа с неблагополучными семьями. Также в США действуют родительско-учительские ассоциации, работа которых включает лекции для родителей, групповые и индивидуальные беседы, встречи с родителями, посещение детей на дому и так далее [5].

Забота американских родителей о физическом здоровье ребенка является заботой номер один, при этом они достаточно равнодушно относятся к прогулкам на свежем воздухе, очень редко можно увидеть в парках женщин с колясками, практически нет детей, гуляющих самостоятельно, исключения составляют игровые площадки с детскими спортивными сооружениями. Там дети получают первые навыки физических упражнений, которые помогают им плавно перейти к настоящим спортивным занятиям. Спорт - это образ жизни в американской семье, можно даже сказать, что спорт - это Бог в американской системе воспитания.

Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению, все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. С кем и где остается в США большинство детей дошкольного возраста, сказать трудно, поскольку такого рода статистика находится в постоянной динамике и сильно отличается в зависимости от социальной, имущественной и расовой группы. Но, по всей видимости, число малышей, которые находятся под присмотром мам-домохозяек, нянь (беббиситтеров) или посещают различные импровизированные кружки и детские сады, гораздо больше, чем количество детей, посещающих формальные детсадовские структуры [3]. В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, и чтобы их дети поиграли вместе. Неформальность подобных объединений, конечно, располагает к проявлению творческого потенциала их участников, но не позволяет в полной мере считать их частью системы воспитания. В США нет системы дошкольного образования с программой воспитания и обучения, обязательной для всех регионов, но есть отдельные Дневные центры ухода за ребенком- Day Care Center, которые имеют самый разный статус (частные, муниципальные, университетские, принадлежащие крупным корпорациям или фондам и т.д.), плата за их посещение различна, но, как правило, высока. Тем не менее, есть 2 важных черты, присущие всем этим центрам - внешняя неприглядность и даже аскетичность внутреннего устройства и крайне доброжелательная атмосфера и терпение воспитателей. Воспитатель обязан создать у ребенка стойкое уважение к самому себе, он не боится перехвалить воспитанника, а вот создавать у ребенка чувство вины - очень плохой путь воспитания.

Бабушки в США, как правило, не отягощены заботами о внуках, во многом такое отношение происходит из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети - это проблемы родителей, и т.к. они сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, то должны сами думать том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы - очень мобильная нация, по некоторым подсчетам средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому часто внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько раз в году. Услугами гувернеров, наемных воспитателей и частных учителей представители среднего класса (а именно к нему принадлежит основная масса населения) в США практически не пользуются. Квалифицированный специалист в области воспитания детей стоит очень дорого, и большинство семей просто не может себе этого позволить. Но и очень обеспеченным американцам не свойственно стремление создавать для своих детей тепличные условия. Детям предстоит адаптироваться к условиям рынка и конкуренции, поэтому их нужно заранее приучать к реалиям повседневной жизни. Правда, работающие родители для присмотра за самыми маленькими детьми все-таки нанимают бэбиситтеров. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США - женщины без какого-либо специального образования, немалую часть из них составляют иммигрантки (часто нелегальные), согласные работать без официального оформления за очень небольшое, по американским стандартам, вознаграждение [4].

Американские родители на каждом шагу советуются со своими детьми, обсуждая с ними разные вопросы, детей с раннего возраста приобщают к семейным делам, чтобы и они могли сказать свое слово, например, какие булочки или спагетти будут сегодня на обед или куда поехать отдохнуть. Американские дети, в отличие от своих зарубежных сверстников, рано привыкают самостоятельно решать, что есть, во что одеваться и как разнообразить свой досуг. Трудовой этике детей обучают с малых лет, путь к ней обычно начинается с помощи в работе по дому, за что ребенок получает вполне заслуженное вознаграждение (карманные деньги) и ребенок, из какой бы семьи он ни был, познает прелесть финансовой независимости. Уже в 13-14 лет школьник совершенно официально поступает на работу, где он занят несколько часов в день (чаще всего это официант в кафе или продавец, посудомойка в ресторане или мойщик машин, помощник в библиотеке или компьютерном зале). Как только дети подрастают, они уезжают из родительского дома и чем дальше, тем лучше. Они должны один на один встречаться с трудностями и уметь их преодолевать, сами зарабатывать на жизнь и лишь в чрезвычайных обстоятельствах обращаться за помощью, и совсем не обязательно получат эту помощь - родители могут отказать из педагогических соображений. Нам такие методы кажутся достаточно жесткими, спартанскими, но они дают результаты - молодые американцы вырастают уверенными в себе, независимыми и способными самостоятельно решать большинство своих бытовых проблем, т.е. приспособленными к жизни. Здесь мы наблюдаем резкий контраст с Россией - в нашей стране родители не спешат отпускать своего ребенка из-под своей опеки достаточно долго, стараются помогать им на протяжении всей жизни насколько это возможно, а совместное или близкое проживание родителей и детей для большинства является желательным.

Оставлять маленьких детей без присмотра запрещено, и родители, поступающие подобным образом, могут быть подвергнуты административному, а если это повлекло какие-то серьезные последствия (травма, пожар), то и уголовному наказанию. Много внимания уделяется соблюдению внешних приличий. К примеру, даже совсем маленьких девочек невозможно увидеть на общественном пляже без купальников, любые элементы эротики на общедоступных каналах телевидения и в рекламе полностью запретны.

Следует сказать несколько слов о домашних наказаниях и поощрениях. Американское законодательство прямо не запрещает телесные наказания детей, однако в обществе преобладает мнение, что воспитательные меры такого рода являются пережитком прошлого и свидетельствуют о невысоком интеллектуальном и моральном уровне родителей, которые их применяют. А жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны родителей, не говоря уже о внешних признаках подобного обращения (синяках, ссадинах и. т.п.), могут привести к серьезному разбирательству и проблемам для родителей, если выяснится, что применяемые ими меры воздействия носят неадекватный характер.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и других удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). Таким образом, лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей. Именно этим и отличается американская система воспитания от русской, где до сих пор в большинстве семей преобладает контролирующий стиль воспитания детей, где жесткие правила и нормы регулируют процесс развития ребенка [2].

В заключение нужно сказать, что американская система воспитания может дать обществу творческих личностей, способных мыслить нестандартно, но в то же время данная система зачастую не способна воспитать послушных работников, непреклонно следующих приказам начальника.

американский семья воспитание

1. Валеева Н.Ш., Шубович М.М. Психолого-педагогическое просвещение как фактор развития педагогической культуры родителей. // Вестник Казанского технологического университета. 2009. №4.

2. Жуков В.И. Семья и семейное воспитание. Кросс-культурный анализ на материале России и США,РГСУ, 2009 г.

3. Петров C. Воспитание по-американски: от пуританства к узаконенной свободе. // Мама и Малыш. 2005. №5. с. 10-16.

Цель: формирование представления об исследованиях проблемы взаимодействия школы и семьи в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, обоснование внимания науки и практики к вопросам подготовки учителей к взаимодействию с родителями школьников.

План лекции:

1. Развитие взаимодействия школы и семьи в мире (в Европе, США и др. странах).

2. Изучение особенностей семейного и школьного воспитания в отечественной науке: ретроспективный анализ.

3. Проблемы подготовки учителей к взаимодействию с родителями.

Литература:

1. Болотина Т.В. Конвенция о правах ребёнка и законодательство Российской федерации в вопросах, ответах и комментариях. - М.: АПК и ПРО, 2003. – 46 с.

2. Власюк И.В. Педагогическое взаимодействие школы и современной семьи: учеб. пособие. Волгоград: Издатель, 2012. – 80 с.

3. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. – Москва: Профит Стайл, 2007. – 224 с.

4. Недвецкая М.Н. Основы педагогического взаимодействия школы и семьи. Учебно-методическое пособие.- М.: АПК и ППРО, 2006. -148 с.

5. Недвецкая М.Н. Теория и технология повышения качества педагогического взаимодействия школы и семьи. Монография. М.: АПК и ППРО, 2006.- 135 с.

6. Новые навыки для новой школы: подготовка учителей к взаимодействию с родителями. Гарвардский проект изучения семьи. Перевод Е.Лазаревой//Образование и семья: проблемы обучения. Материалы Международной научно-практической конференции 25-26 марта 2010 г. СПб, 2010.

7. Хуторянская Т.В. Подготовка студентов педагогического института к сотрудничеству с семьей школьника. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. Саратов, 2011.- 22 с.

Необходимое оборудование. Для проведения аудиторных занятий необходим стандартный набор специализированной учебной мебели и учебного оборудования, в том числе аудиторная доска, экран (на штативе или навесной), компьютер, ММ-проектор.

Используемые образовательные технологии: лекция с элементами беседы.

Развитие взаимодействия школы и семьи в мире (в Европе, США и др. странах).

Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования.

Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.

Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.

Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.

В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.

Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.

Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям:

· Инфантицидный – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.).

· Бросающий – ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV–XVII вв.).

· Навязчивый – ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).

· Социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объект воспитания и обучения (XIX – начало XX в.).

· Помогающий – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. – настоящее время).

В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.

Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей).

Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.


Покинула чат

Дело в том, что в США номер телефона учителя – это конфиденциальная информация, которая охраняется законом.

Педагог не даёт свой номер родителям, да и такого понятия, как классный чат, просто нет. Зато родитель обязан в начале каждого учебного года предоставить школе подробные сведения о ребёнке и указать как минимум три контактных телефона для связи в экстренных случаях.

Если ученик получит травму или плохо себя почувствует на уроке, учитель сообщит об этом секретарю школы или школьной медсестре, которые сами позвонят маме или папе. Получается, что за педагогом остаются вопросы образования и организации учебного процесса, а за школой – контакты с родителями.

На Хэллоуин в американской школе в костюмах не только дети - учитель и её помощница (слева) переоделись в персонажа детского писателя Доктора Сьюза - Кота в шляпе
Фото из личного архива.

Пишите письма!

Несмотря на то, что американский учитель не доступен для общения по телефону, это не означает, что с ним нет никакой обратной связи. Если у вас есть вопрос к педагогу, можно написать ему по электронной почте: свой еmail-адрес он сообщает в начале учебного года в приветственном письме родителям. Дело в том, что в американской начальной школе учителя меняются каждый год, поэтому такое знакомство с учениками и родителями – обязательный этап.

Обычно учитель проверяет email два раза в день – перед началом занятий и днём. Нужно понимать, что он может ответить не сразу, поэтому срочные вопросы лучше решать через секретаря школы. Иногда педагог может сам написать вам, если возникла ситуация, требующая участия родителя.

Моя дочь как-то случайно сломала подставку-планшет в классе - в письме учительница объяснила, что покупала эту вещь за собственные деньги, и вежливо попросила меня приобрести такую же на замену.

На мой взгляд, практика контактов по электронной почте в целом правильная: такой подход делает учителей менее уязвимыми. Во-первых, исключается общение на повышенных тонах даже по самым острым вопросам. А во-вторых, если переговоры с родителями вдруг перерастут в конфликт, педагог всегда может остановить переписку или предъявить письма как доказательство в случае разбирательства у директора.

Открыты по расписанию

Американские учителя подчеркивают, что они открыты для общения с родителями и всегда готовы помочь советом. В первую очередь, это касается вопросов успеваемости ученика: если есть проблемы, то педагог обязательно порекомендует ресурсы, которые помогут вам самостоятельно подтянуть вашего ребёнка.

Однако, о личной встрече нужно обязательно договариваться заранее. В расписании каждого учителя есть определённое время, которое отводится на встречи с родителями вне родительских собраний, – обычно это один час раз в неделю. Если вы собираетесь воспользоваться этой возможностью, надо предупредить педагога о своём визите.

Читайте также: