Взаимодействие школы и кдн и зп

Обновлено: 04.07.2024

Цель: познакомить слушателей с приобретенным опытом работы по взаимодействию субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет;

безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;

несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;

антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств,психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;

семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В соответствии со ст. 9 Федерального Закона № 120 от 24.06.1999 г. необходимо информировать:

Прокуратуру - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних (приложение № 1);

КДН и ЗП – о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Опеку и попечительство – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

Органы социальной защиты – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семьях, находящихся в социально опасном положении;

ОВД – о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших преступление или антиобщественные действия;

Органы здравоохранения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, психотропных и токсических веществ;

Органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях;

Органы по делам молодёжи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;

Органы службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: занимают важное место в системе раннего выявления семейного и детского неблагополучия.

Незамедлительно информируют ОВД обо всех случаях противоправного поведения учащихся, о жестоком обращении с детьми, о лицах, вовлекающих подростков в совершение правонарушений и преступлений.

Опеку и попечительство – о детях, оставшихся без попечения родителей.

Органы социальной защиты - о безнадзорных несовершеннолетних, о семьях, находящихся в социально опасном положении, о детях и семьях, нуждающихся в материальной поддержке.

Органы здравоохранения - о детях, нуждающихся в лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических, токсических средств или психотропных веществ.

Органы по делам молодёжи – об организации досуга и отдыха.

КДН и ЗП – для принятия мер к несовершеннолетним и родителям, когда исчерпаны меры педагогического воздействия.

Информация пишется на бланке школы, на имя начальника субъекта профилактики, подпись директора школы, обязательно печать, зарегистрировать исходящий номер.

Проводят совместные рейды с ОВД, принимают участие в мероприятиях ОВД, организуют систематические сверки учётов ПДН и учащихся, находящихся на внутришкольном контроле. Информируют ОВД о фактах получения травм в специальных учреждениях, самовольных уходах воспитанников детских домов и школ-интернатов.

Выявляют несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры по их воспитанию и получению ими общего образования.

После выявления, оказания неотложной помощи и информирования субъектов системы профилактики необходимо :

1. Поставить на учёт несовершеннолетнего или семью, оказавшуюся в социально опасном положении для проведения ИПР, с заведением учётной документации для сбора информации.

2. Выявить причины и условия, способствующие безнадзорности, совершению правонарушений, нахождению в социально опасном положении.

3. Составить план проведения ИПР, с включением субъектов, которые могут оказать помощь в адаптации, реабилитации объекта с указанием конкретных сроков, ответственных за исполнение, согласовав его с исполнителями.

4. Проводить совместную работу с теми субъектами профилактики, в чьей помощи нуждается объект профилактики.

5. После проведения комплекса мероприятий по устранению причин и условий, оказанию различных видов помощи составляется отчёт.

ПОРЯДОК ИНФОРМИРОВАНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ИПР В ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Муниципальные отделы и органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведут сбор информации от подведомственных учреждений о выявленных несовершеннолетних и о фактах информирования субъектов системы профилактики о выявленных несовершеннолетних. Полученную информацию передают в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

КДН и ЗП фиксирует факты направления несовершеннолетних в органы и учреждения системы профилактики.

КДН и ЗП координирует деятельность по ИПР.

СТАДИИ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ.

В выявлении несовершеннолетних и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и реабилитации,

принимают участие все субъекты системы профилактики.

Способы получения информации:

- в ходе проведения рейдов;

- заявления родственников, соседей.

Работа по созданию системы раннего выявления всех форм семейного неблагополучия является важным аспектом деятельности субъектов профилактики.

Сбор информации состоит из:

- обследования жилищно-бытовых условий;

- беседы с ребёнком, его родителями, родственниками и другими лицами;

- получение обзорных справок на семью и ребёнка от субъектов системы профилактики.

Сбор документов состоит из получения:

- копий документов, удостоверяющих личности, степень родства, семейное положение;

- документов, необходимых для подтверждения степени участия родителей в воспитании и содержании ребёнка;

- обзорных справок, объяснений, актов жилищно-бытовых условий;

- справок об учётах в ПНД, наркологическом, туберкулёзном и иных диспансерах;

- медицинских документов (о состоянии здоровья членов семьи, справки о наличии групп инвалидности и т. д.);

По мере поступления информации и необходимых документов на семью и ребёнка намечается комплекс мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего и организации индивидуально-профилактической работы.

2. Индивидуально-профилактическая работа.

Индивидуальную профилактическую работу (ИПР) с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и нуждающимися в социальной помощи и реабилитации осуществляют посредством психолого-педагогического, медико-социального и воспитательного сопровождения, а также посредством оказания конкретных видов услуг.

ИПР включает в себя социальную адаптацию, социальную реабилитацию, мероприятия по защите прав, сопровождение индивидуального развития ребёнка, оказание помощи семье, организацию обучения, отдыха, трудоустройства.

Мероприятия индивидуально – профилактической работы :

- социальная адаптация (проведение профилактических бесед, разъяснение прав и обязанностей, степени ответственности за нарушение прав и интересов ребёнка, переориентация, направление в центры психолого-педагогической помощи и т. д.);

- социальная реабилитация (направление в социально-реабилитационные центры и т. д.);

- по защите права на образование, отдых, труд (устройство в школу, направление в лагерь, организация досуга, временная занятость и т. д.);

- по защите жилищных прав;

- по защите имущественных прав;

- по защите неимущественных прав (право на имя, на воспитание обоими родителями, на общение с другими родственниками, на учёт мнения ребёнка, на защиту от злоупотребления со стороны законных представителей и иных лиц и т. д.);

- оказание различных видов помощи (гуманитарная, материальная, психолого-педагогическая, медицинская и т. д.).

Первичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию несовершеннолетних и недопущение совершения ими правонарушений.

Вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на реабилитацию и социальную адаптацию несовершеннолетних, состоящих на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних и в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Постреабилитация - комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию несовершеннолетних, ранее состоявших на учёте в подразделениях по делам несовершеннолетних и в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Организация досуга несовершеннолетних :

• организация работы бесплатных кружков и секций;

• организация совместно с правоохранительными органами воспитательной и индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учёте в ПДН.

• организация мест свободного общения для подростков и молодёжи;

• проведение культурно-массовой работы через организацию вечеров отдыха, лекций, концертов, дискотек, смотров, передвижных выставок, кинолекториев;

• проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, организация походов, спартакиад, соревнований по различным видам спорта;

• реализация мероприятий, способствующих профориентации и обеспечивающих трудовую занятость несовершеннолетних;

• реализация программ различной направленности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Устройство и дальнейшая поддержка.

Оказание различных видов помощи по устройству детей, оставшихся без попечения родителей (установление опеки или попечительства, передача на воспитание в приёмную семью, усыновление, устройство в детское государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и временному устройству в приюты, социально-реабилитационные центры для детей, нуждающихся в социальной реабилитации, педиатрические отделения больниц.

Формирование у дошкольников системы ценностей в рамках взаимодействия участников образовательного процесса и социума С самого рождения человек находится под влиянием социума, воздействие которого на личность очень велико. Наше окружение влияет на наш выбор,.

Методическая разработка родительского собрания по профилактике совершения преступлений и правонарушений Методическая разработка родительского собрания по профилактике совершения преступлений и правонарушений Родительское собрание посвящено.

План работы совета по профилактике правонарушений среди учащихся школы № п/п Мероприятие Ответственные Встречи с работниками ОДН, медицинскими работниками. Беседы с обучающимися по профилактике правонарушений.

Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.

Создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников в младшей группе Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства.

Здоровьесберегающая среда ДОУ как результат деятельности всех субъектов образовательного процесса Здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения как результат созидающей деятельности всех субъектов образовательного.

Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в школе реализуется в соответствии с программой, одним из мероприятий который является взаимодействие со структурами, отвечающими за предупреждение безнадзорности и правонарушений. Ежегодно составляется план совместных мероприятий, согласовывается совместная деятельность со специалистами и сотрудниками данных структур по различным направлениям.

ВложениеРазмер
mezhvedomstvennoe_vzaimodeystvie.docx 24.69 КБ

Предварительный просмотр:

в профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в школе реализуется в соответствии с программой, одним из мероприятий который является взаимодействие со структурами, отвечающими за предупреждение безнадзорности и правонарушений. Ежегодно составляется план совместных мероприятий, согласовывается совместная деятельность со специалистами и сотрудниками данных структур по различным направлениям.

Одно из таких направлений – профилактика раннего семейного неблагополучия.

Особое внимание школа уделяет профилактике раннего семейного неблагополучия, выявляя на раннем этапе обучения семьи с признаками неблагополучия, ненадлежащего воспитания, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и требующие социальной поддержки.

Профилактика семейного неблагополучия в школе построена на взаимодействии с органами системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.

Ранняя профилактика семейного неблагополучия предусматривает реализацию следующих мероприятий:

  • выявление и дифференцированный учет семей с детьми, нуждающимися в социальной поддержке,
  • осуществление различных форм и методов в работе с разными категориями семей,
  • выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, антиобщественным действиям и правонарушениям несовершеннолетних,
  • обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних,
  • социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,
  • ведение электронной базы данных семей, состоящих на учете в школе, с регистрацией причин неблагополучия,
  • привлечение специалистов для оказания адресной социальной помощи: материальной, гуманитарной, психолого-педагогической, консультативной, реабилитационной,
  • организация досуга детей из неблагополучных семей.

Для эффективности работы с семьями и усиления адресности социальной поддержки важно ориентироваться на социальный запрос. С этой целью нами регулярно 2 раза в год проводится диагностика социума первоклассников и вновь поступивших учащихся. Анализируя анкетные данные, информацию от классных руководителей, результаты обследования семей с подозрениями на неблагополучие и ненадлежащее воспитание, комплектуются группы родителей по видам социального запроса.

Далее следует своевременное информирование о выявленных фактах КДНиЗП и МВД, органов опеки и попечительства, органов социальной защиты населения.

Информирование происходит на стадии выявления и проявления первых признаков неблагополучия в семье. Администрация школы направляет в органы МВД, КДНиЗП, Отдел социальной защиты, Отдел опеки и попечительства сведения о подростках, находящихся в социально опасном положении, о фактах ненадлежащего ухода за детьми со стороны родителей и лиц их заменяющих, о ненадлежащем поведении родителей и несовершеннолетних.

Сотрудниками данных структур организуется проверка информации и в случае необходимости осуществляется защита прав и здоровья детей от всех форм небрежного отношения, жестокости , применяются меры, определяемые законодательством Российской Федерации.

С целью своевременного реагирования на негативные случаи существует единая база данных, ежеквартально сверяется информация по несовершеннолетним и родителям.

После выявления неблагополучная семья ставится на учет в ПДН, КДН и ЗП, органы социальной защиты, органы опеки с целью организации системной работы по оказанию помощи в преодолении трудной жизненной ситуации данной семье.

Таким образом, взаимодействие школы с ведомствами и службами, входящими в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, позволяет включиться в работу на ранних этапах семейного и детского неблагополучия, сохранить семью для ребенка и ребенка для семьи, снизить риск его социальной дезадаптации.

Хотелось бы отметить еще одно направление, в котором происходит межведомственное взаимодействие специалистов – это внеурочная занятость несовершеннолетних, и особенно трудных подростков.

Процесс перевоспитания, как и процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических свойств подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений.

Весьма важно чтобы деятельность, в которую включен трудновоспитуемый, позволяла ему реализовать свои возможности, способности и, главное реализовать потребность в самоутверждении.

Понятно, какую большую роль в профилактике асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних играют различные внешкольные воспитательные учреждения, школьные кружки и секции, профильные смены, призванные развивать полезные интересы подростков, чтобы свободное время стало, действительно, фактором развития, а не фактором криминализации.

Особо хочется отметить взаимодействие с детскими спортивными школами. Увлечения спортом позволяют ребятам встать на путь исправления, заслужить уважение и одобрение сверстников.

Опыт в профилактической работе не с одним подростком позволяет сформулировать некоторые общие принципы социально-педагогической реабилитации и ведущим из них является – изучение интересов и способностей; вовлечение в кружки и спортивные секции; поощрение любых видов художественного, технического творчества и спортивных достижений.

Кроме выше обозначенных структур школа осуществляет совместные мероприятия и с другими организациями.

Помимо сотрудничества с врачами наркологического кабинета осуществляется совместная профилактическая деятельность с врачами-педиатрами: вычитываются лекции по ЗОЖ, проводятся профилактические беседы с учащимися.

Администрация школы поддерживает регулярную связь с Центром социальной защиты населения в вопросах оказания социальной помощи семье и детям. Руководство Центра немедленно реагирует на просьбы о помощи подросткам и семьям, предлагает социальную и материальную помощь.

Администрация школы обращается за помощью к сотрудникам прокуратуры, они участвуют в правовой декаде, правообразовательной акции, антинаркотической акции. Огромную помощь оказывает старший следователь по делам несовершеннолетних Ершова О.Ю., она проводит беседы с учащимися по просьбам социального педагога и классных руководителей, также оказывает консультативную помощь в вопросах профилактики. Следователи прокуратуры приходят на уроки ОБЖ при изучении уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.

Но особо хочу отметить совместную работу с инспекцией ПДН . С участием инспектора в школе систематически проводится

Инспектор ПДН регулярно участвует в заседаниях Воспитательной комиссии Совета школы с проведением индивидуальной профилактической работы с учащимися, регулярно нарушающими Устава школы, с родителями данных учащихся.

Взаимодействие по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних происходит постоянно с помощью телефонной связи:

  • обмениваемся оперативной информацией по фактам совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений, неблагополучия в семьях учащихся;
  • регулярно предоставляем сведения об обстановке в неблагополучных семьях учащихся школы;
  • обсуждаем план и результаты работы с подучетными подростками и семьями.

По оценке администрации школы взаимодействие педагогического коллектива с инспекторами ПДН проходит на должном уровне, своевременно и систематически.

Подводя итог выше сказанному, хочется отметить, что профилактика безнадзорности, правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних в школе реализуется на должном уровне и в тесном взаимодействии со структурами и организациями, отвечающими за предупреждение безнадзорности и правонарушений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Отчет педагога-психолога МБОУ СОШ№69 по организации работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышение эффективности их профилактики. Необхо.

Программа Профилактика безнадзорности, правонарушений, вредных привычек, среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни, средствами физкультуры и спорта.

Нет! Не рождаются трудные дети!Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович) Одно их важных мест в системе профилактики безнадзорности, правонарушений, педагогической и социально.


Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Работа по предупреждению правонарушений и преступлений очень важна в детском доме, поэтому в своей воспитательной работе я большое внимание уделяла профилактике данной темы, проводя с воспитанниками.

информационный материал для подростков по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей.

информационный материал для подростков по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних.

выжимка из нормативно-правовых актов Российскаой Федерации для несовершеннолетних и их родителей.

Профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних является одним из важнейших направлений в работе социального педагога школы.


В рамках современных реалий проблематике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних уделяется достаточно большое внимание, тем не менее, сами эти проблемы не исчерпывают себя и имеют место быть в любом обществе, не зависимо от уровня его развития.

В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации, в нашей стране детство находится под защитой государства и забота о детях и их воспитании является конституционной обязанностью членов семьи, государственных органов власти и управления и общественных объединений [1]. Достижению таких целей призваны способствовать различные государственные и общественные структуры и учреждения.

Особенные, даже исключительные, задачи призваны выполнить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и ЗП). Особо примечательно, что впервые появились они именно в России в 1918 году, до этого подобных учреждений не было ни в одной стране мира [5].

Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривает комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в качестве главного субъекта административной юрисдикции применительно к несовершеннолетним. В ч. 1 ст. 23.2 указано: районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35, 5.36, 6.10, 20.22 [2].

Дела об административных правонарушениях, отнесенные федеральным законодателем к подведомственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, можно разделить на две группы:

- дела об административных правонарушениях, совершенных самими несовершеннолетними;

- дела об административных правонарушениях, совершенных в отношении несовершеннолетних.

Компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по рассмотрению дел об административных правонарушениях может устанавливаться не только КоАП РФ, но и законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Учитывая координирующую роль среди других органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, а также возможность применения властно-принудительных методов, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются конечной инстанцией в решении многих узловых вопросов, связанных с защитой прав несовершеннолетних, выявлением причин и условий безнадзорности и правонарушений в подростковой среде масштабность профилактических мероприятий организационного характера указывает на необходимость жесткой организации системы КДН всех уровней власти [15]. Каждый элемент этой системы имеет задачи и функции, направленные на реализацию возможности эффективно воздействовать на личность несовершеннолетнего, его родителей и других законных представителей, причины и условия, способствующие противоправному поведению несовершеннолетних.

Учитывая вышесказанное, следует отметить, что немаловажным звеном в организации указанной деятельности с несовершеннолетними и их семьями является непосредственное взаимодействие с органами системы профилактики. В качестве примера рассмотрим взаимосвязь КДН и ЗП с органами образования. Такое сотрудничество обеспечивает наиболее полный контроль за трудными подростками, неблагополучными семьями, требующими непосредственного вмешательства со стороны государства, ведь большую часть времени несовершеннолетние проводят именно в учебных заведениях [10]. В рамках взаимодействия КДН и ЗП с органами образования, составляется совместный план деятельности, ведется внутришкольный учет, сведения о котором регулярно предоставляются в Комиссию. В свою очередь КДН и ЗП ведет документацию, касающуюся каждого конкретного учебного заведения с пополнением накопительных дел, в которых собирается весь материал о несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном контроле или учете, проблемных семьях, профилактических мероприятия, проводимых с ними [3]. Кроме того, КДН и ЗП систематически предоставляет отделам образования, а они в свою очередь учебным заведениям методические рекомендации по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений, алкоголизму и наркомании несовершеннолетних, для наиболее организованной, грамотной деятельности в данной области.

Так государственные образо­вательные учреждения совместно с КДН и ЗП, выявляют и ведут учет несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также не посещающих или систематически про­пускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях принимают меры по их воспитанию и обучению ими среднего (полного) общего образования, выявляют и ведут учет семей находящихся в социально-опасном положении, оказывают им помощь в обучении и воспитании детей [12]. На внутришкольный учет также могут быть поставлены обучающиеся, возвратившиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений или воспитательных колоний [13].

Постановка обучающегося на внутришкольный учет осуществляется по совместному представлению заместителя директора по воспита­тельной (социальной) работе и классного руководителя (воспитателя, социаль­ного педагога) и на основании решения Совета профилактики государственно­го образовательного учреждения [2]. В представлении должны быть обоснованы причины постановки обучающегося на внутришкольный учет, его характеристика.

На каждого обучающегося, поставленного на внутришкольный учет, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится карточка учета обучающегося, копия которой находится у заместителя директора по воспитательной (социальной) работе. Совместно с КДН и ЗП, специалистами и педагогами государственного образовательного учреждения, с участием сотрудников органов внутренних дел социальной защиты населения, органов опеки и попечительства составляется план индивидуальной профилактической работы с обу­чающимся, который утверждается заместителем дирек­тора по воспитательной (социальной работе), ведется карта индивидуального психолого-педагогического и профилактического сопровождения обучающегося [11].

Одновременно ведется учет семей, в которых родители (законные представители) не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей, злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками, отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков и т. д.), допускают в отношении своих детей жестокое обращение и насилие.

На внутришкольный учет ставятся семьи, имеющие детей, находящихся в социально-опасном положении и состоящих на учете в государственном обра­зовательном учреждении, а также семьи, состоящие на учете в органах внутренних дел, социальной защиты населения, районной комиссии по делам не­совершеннолетних и защите их прав [7].

Постановка семьи на внутришкольный учет осуществляется решением Совета профилактики государственного образовательного учреждения на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной (социальной) работе и классного руководителя. При необходимости к представлению приобщается информация из органов внутренних дел, социальной защиты населения и попечительства, районной комиссии по делам несовершеннолетних защи­те их прав.

В представлении должны быть обоснованы причины постановки на внутришкольный учет, акт обследования материально-жилищных условий.

На каждую семью, состоящую на внутришкольном учете, классным руководителем (воспитателем, социальным педагогом) заводится карточка Классный руководитель, с участием КДН и ЗП, сотрудников органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства составляют план индивидуальной профилактической работы с семьей [4]. Об исполнении мероприятий учебные заведения сообщают в письменном виде в управление (отдел) образования ежеквартально и КДН и ЗП с последующим формированием банка данных о вышеперечисленных категориях граждан.

Таким образом, именно комплексный подход являет собой полноценную возможность наиболее эффективного решения проблемных моментов по линии несовершеннолетних [16].

1. Конституции российской Федерации/ Сибирское университетское изд-во: Новосибирск – 2009;

  1. Агеев А.: Районная комиссия по делам несовершеннолетних как орган административной юрисдикции// "Законность", 2006, N 6

4. Барщевский М.Ю.: Большая юридическая энциклопедия/ Изд.: АСТ Москва, 2008г

5. Глушаченко С.Б. Организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних в РСФСР (1918 – 1920г.г.)/С.Б. Глушаченко, С.К. Жулев, М.В. Сальников // История государства и права – 2004 - №3

  1. Дугенец А.С., Масленников, М.Я О некоторых проблемах создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (постановка проблемы) //Российский следователь – 2005 - №6
  2. Закопырин, В. Н. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Дис. к.ю.н.: Сб. науч. тр. -М. 2006г

11. Kyстoeвa M.B. Проблемы функционирования специальных органов по делам о правонарушениях несовершеннолетних //Правоведение - 1993. - № 3.

12. Семенихин В. Ф. Концептуальный подход к деятельности нетрадиционных учреждений и структур по ресоциализации несовершеннолетних правонарушителей // Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних: Сб. науч. тр. -М.: НИИ МВД России, 1993.

14. Профилактика безнадзорности и правонарушений школьников // Вестник классного руководителя, 2009г.- №2.

16. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в Российской Федерации: социально-политические последствия и современные технологии решения/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 14 (207)

Основные термины (генерируются автоматически): делам несовершеннолетних, административных правонарушениях, внутришкольный учет, правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты населения, органов внутренних дел, системы профилактики, делам несовершеннолетних защи­те, профилактики правонарушений несовершеннолетних, защитой прав несовершеннолетних, органами системы профилактики, правонарушениях несовершеннолетних, учет несовершеннолетних, Иванова А.А, предупреждения правонарушений несовершеннолетних, противоправному поведению несовершеннолетних, Российской Федерации, отношении несовершеннолетних, классного руководителя, заместителя директора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нормативной базой профилактической работы в школе являются:

В 120-ФЗ определены субъекты, на которых возлагается проведение профилактических мероприятий в рассматриваемой сфере – это:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,

- органы управления социальной защиты населения,

- федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования,

- органы опеки и попечительства,

- органы по делам молодежи,

- органы управления здравоохранением,

- органы службы занятости

- органы внутренних дел.

Кроме того, 28.12.2013г. принято решение о возложении ряда профилактических функций в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на:

- органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,

- учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

В рамках взаимодействия с Отделом по Частинскому муниципальному району Межрайонного территориального управления №1 Министерства социальной развития Пермского края для всех обучающихся из малоимущих и многодетных малоимущих семей предусмотрено двухразовое бесплатное питание. Дети из многодетных малоимущих семей имеют финансовую поддержку при покупке школьной, спортивной одежды. В рамках помощи детям из малоимущих семей и семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации, в школе организуются мероприятия по сбору одежды, школьных принадлежностей и игрушек. Отдел по Частинскому муниципальному району МТУ №1 принимает активное участие в оздоровительной работе. Благодаря этому многие дети из категорийных семей, а также опекаемые дети имеют возможность посетить загородные лагеря и профилактории, принять участие в речных круизах. Осуществляется взаимодействие и по вопросам предоставления информации, характеризующих материалов на опекаемые семьи (как детей, так и законных представителей).

Взаимодействие с Управлением образования Частинского муниципального района заключается в контроле (с их стороны) работы с обучающимися, находящимися на различных видах учета. Еженедельно подается информация по количеству детей, пропускающих занятия без уважительной причины, ежемесячно – по количеству детей, состоящих на учете ВШУ, ПДН, СОП. Ежеквартально заполняется регистр по работе с детьми, состоящими на ВШУ, а также отчет о работе школьной службы примирения (количестве и типе проведенных восстановительных процедур). Ведется взаимодействие по обучению и информированию способам и методам ведения профилактической работы. Например, в прошлом учебном году были организованы поездки в г. Верещагино по обмену опытом в работе служб примирения, в этом году школьный психолог планирует принять участие в семинаре по организации работы ШСП в г. Нытва. Кроме того, в рамках работы РМО педагогов - психологов, социальных педагогов, логопедов ведется обмен опытом между специалистами школ района по организации профилактической работы. Большое внимание уделяется организации оздоровления и занятости обучающихся в каникулярный период. При выделении путевок в лагеря с дневным пребыванием детей приоритетными являются категорийные семьи.Так, например, при организации поездки в передвижной палаточный лагерь (сплав) в первую очередь оформлялись путевки на желающих детей, состоящих на различных видах учета или детей из малоимущих, многодетных- малоимущих или опекаемых семей. В среднем, из числа всех оздоровленных в каникулярный период (по показателям за последние четыре года) около 70% составляют дети из семей различных категорий.

Школа сотрудничает и с ГКУ "Центр занятости населения". Ежегодно специалисты Центра проводят профориентационные консультации с обучающимися. Организуют экскурсии в Центр занятости, знакомят с предоставляемыми услугами. Оказывают помощь подросткам при устройстве в трудовой отряд при администрации поселения.

Результатом работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются количественные показатели. Проанализировав данные на конец сентября за пять лет, мы получили следующие показатели:

  • Количество детей, состоящих на ВШУ, снижается с 1,6% до 1,3%.
  • Количество детей, состоящих на учете в ПДН – с 1,9% до 1,3%.
  • Количество детей из семей СОП – с 1,6% до 1,3%.

Читайте также: