Взаимодействие доу и учебных заведений

Обновлено: 05.07.2024

Авторы: Смирнова Елена Григорьевна, заведующий МБДОУ детским садом №70 комбинированного вида, г.Одинцово, студентка 2 курса магистратуры, факультет менеджмент АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный университет, г. Одинцово Московская область

Булинок М.Б., заведующий МБДОУ детским садом №41 комбинированного вида, г.Одинцово, студентка 2 курса магистратуры, факультет менеджмент АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный университет, г. Одинцово Московская область

Джамалова Т.Ю. кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента АНОО ВПО Одинцовский гуманитарный институт,
г. Одинцово Московская область

Наименование материала: статья, методическая разработка
Наименование предмета: управление

Одной из важных задач, обусловленных необходимостью достижения определённого уровня адаптации в современном обществе, является повышение уровня социальной компетентности студентов в области народной культуры. Наиболее эффективным методом решения этой задачи нам видится использование театрализации народных праздников, обрядов. Именно это позволяет избежать трудности в восприятии студентами лучших традиций и обычаев прошлого.

Особый интерес представляет самостоятельная исследовательская деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов.

В настоящее время в информационном обществе существенным образом повышаются требования к качеству подготовки специалистов. В данном контексте нами были выделены функции профессионально-развивающей среды:

Информационно-обучающая: происходит расширение и углубление знаний студентов в области методики обучения современным образовательным технологиям, инноваций в образовании.

Консультационная : студент всегда может получить консультацию специалистов и воспитателей детского сада.

Организационно - коммуникативная: создается профессиональное сообщество сотрудников детского сада, которое обеспечивает включение студента в образовательную среду, способствует востребованности ими социально-педагогического опыта, повышает социокультурную и личностную компетентность будущих специалистов.

Мотивационно - стимулирующая: привлечение студентов к самореализации себя на педагогической практике в ДОУ.

Развивающая: использование разнообразных форм, методов в обучении, внедрение инновационных технологий в обучении студентов, стимулирующих самообразовательную деятельность, ориентированную на развитие всех сторон личности будущего учителя.

Ценностно-организационная: осмысление своей будущей профессиональной деятельности, осмысление миссии педагога в современных образовательных учреждениях.

Создание эффективной предметно-пространственной среды направлено на формирования социальной компетентности студентов в области народной культуры.

- восприятие, анализ и обобщение информации о сущности народной культуры, жанрах народного творчества;

- овладение перспективными методами изучения, сохранения и развития народной культуры;

- культуротворческая активность студентов.

Автор проекта- музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР д/с №80 Тимошенко Е. А.

Участники: сотрудники МБДОУ №80; студенты ТГПИ им. А. П. Чехова факультета социальной педагогики и психологии.

Вид проекта – краткосрочный 09.02-17.03.2012г.

Срок реализации- 15.03.2012г. База реализации - МБДОУ д/с №80.

Цивилизационная динамика не оставляет за своими границами ни одного социокультурного процесса. Не является исключением и деятельность социального педагога, которая в современном мире актуализируется в связи с потребностью общества в гуманитарном сопровождении социализации человека. Особенно важна его деятельность в аспекте наследования культурных традиций детьми, начиная с раннего возраста. Закономерная утрата интереса к национальным обрядам и традициям связана с информационной революцией, которая стирает национальные ментальные грани, заставляя искать такие походы к практической подготовке социального педагога, которые обеспечивают интеграцию его профессиональной успешности и гуманитарный эффект его деятельности в социокультурной среде с определенными национальными традициями.

2. Разработать систему мероприятий по подготовке данного

Повышение социальной компетентности студентов. Овладение студентами первичными навыками сценического мастерства.

Для реализации компетентностного подхода к будущей педагогической деятельности (пр. №209 МОН от 24.09.2010г.) акцент взаимодействия МБДОУ №80 и студентов ТГПИ им. Чехова был сделан на формирование компетентности в области личностных качеств. В рамках обозначенной темы проект представляется как источник саморазвития будущего педагога, его ценностных ориентаций.

Создание профессионально-развивающей и предметно-пространственной среды.

Система мероприятия.

4 этап– рефлексивный. Цель – выявление уровня развития социальной компетентности студентов. Основное условие – совместное обсуждение личностных эффектов (т. е., что формировалось у каждого участника, что актуализировалось, что усовершенствовалось) и социокультурных эффектов (состояние детей, их эмоциональная отзывчивость, впечатления и т. д.)

Постановочная работа с практикантами:выбор ролей; заучивание текстов, танцевальных движений; сценические движения; костюмирование

Формы предварительной работы с детьми.

1. Моделирование игровых ситуаций.

2. Мини – игры на занятиях, мини сценки с куклами в ходе работы над сюжетом.

3. Рассказы о народных обрядах и традициях на основе видеоматериала

1. Ионин Л. Г. Социология культуры. М., 1995.

2. Мигунова Е. В. Театрализованная педагогика в Детском саду. М: ТУ Сфера 2009

3. Буренина А. И. Театр всевозможного. Выпуск 1. От игры до спектакля. Санкт – Петербург 2002

4. Борисов С. К. Основы драматургии театрализованного действа. – Челябинск, 2000

5. Щуров В. М. Региональные традиции в русском музыкальном фольклоре // Музыкальная фольклористика. - М„ 1986.-Вып. №3.

6. Казанов Х. М. Трансформация ценностных ориентаций в современном российском обществе: диссертация. доктора философских наук: 09.00.11 Нальчик, 2002 277 c. : 71 04-9/1-5

Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития.

Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.

Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

Необходимо выстроить работу взаимодействия дошкольной организации со школой для дальнейшего успешного обучения ребенка.

Основные задачи, требующие решения на данном этапе, можно охарактеризовать следующим образом.

1. Определение общих и специфических целей образования на каждой из данных ступеней .

2. Построение на этой основе единой взаимосвязанной и согласованной методической системы образования (ее целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации) с обоснованием преемственных связей этих параметров на разных возрастных этапах.

Дошкольник всегда должен видеть и понимать применимость своих знаний и умений в значимой для него практической деятельности. В качестве такой практической деятельности может выступать игра, наблюдение и детское экспериментирование, конструктивная деятельность любых видов, художественно-изобразительная и музыкально-двигательная деятельность, литературно-языковая деятельность, общение, физическая двигательная и разнообразная трудовая деятельность (хозяйственно-бытовая, труд в природе, художественный труд).

Таким образом, будут решаться приоритетные задачи непрерывного образования детей:

— приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

— обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

— развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

— формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других видов активности детей в различных видах деятельности;

— развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;

— включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

От решения этих проблем как на теоретическом, так и на методологическом и содержательном уровнях будет зависеть успешность научно обоснованного решения проблемы преемственности непрерывного дошкольно-начального образования.

Готовить ребенка к школе — это значит активно формировать его учебно-познавательные мотивы (желание учиться) и развивать те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. Организация работы по преемственности школы с детским садом осуществляется по трем основным направлениям:

-методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”), поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);

-работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);

-работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

План работы по организации единого образовательного пространства ДОУ и школы

Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

-выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

-создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

-всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.

Основные направления работы и формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

  • экскурсии в школу;
  • посещение школьной библиотеки;
  • знакомство и взаимодействие воспитанников с учителями и учениками начальной школы;
  • участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
  • выставки рисунков и поделок;
  • встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
  • совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
  • участие в театрализованной деятельности.

2. Взаимодействие педагогов:

3. Сотрудничество с родителями:

Таким образом, значение организации единого образовательного пространства ДОУ и школы :

· условие успешного осуществления задачи подготовки детей к школе;

· создание условий для реализации в педагогическом процессе единой, динамичной и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает формирование личности.

· сближение условий воспитания и обучения, благодаря чему переход к новым условиям обучения осуществляется с наименьшими психологическими трудностями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный клуб "Мамы, в школу собирайтесь" (Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями при подготовке детей к школе)

Целью данной работы являестя вовлечение семьи в единое образовательное пространство при подготовке к школе Задачи: Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Активиза.


Статья на тему "Преемственность в работе детского сада и школы" "План мероприятий по взаимодействию сада и школы"

В статье размещена информация о повышении интереса детей -дошкольников в обучении в школе. Предложен ряд мероприятий по взаимодействию школьников и детей детского сада.


План взаимодействия школы и детского сада

план взаимодействия школы и детского сада отражает годовые мероприятия, на правленные на построение единой линии преемственности между школой и ДОУ.


1. Взаимодействие педагога - психолога и музыкального руководителя. 2. Взаимодействие педагога – психолога с инструктором по физкультуре. 3. Взаимодействие педагога - психолога и учителя логопеда. .


Взаимодействия школы и детского сада

Школа и детский сад - два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная .


Взаимодействие ДОУ и школы. Взаимодействие с социумом.


Выступление в школе в рамках Взаимодействия школы и ДОУ

В рамках "Взаимодействия школы и ДОУ" приняла участие в конкурсе (защита визитной карточки ) приуроченной ко дню Матери.Такие встречи необходимы ! .


Социальное партнерство в сфере образования, опираясь на похожие принципы взаимодействия сторон, в ряде аспектов существенно отличается от социального партнерства, осуществляемого в сфере труда. Рассмотрим, чем оно примечательно.

Идея социального партнерства в сфере образования

Формы социального партнерства описаны в ст. 27 ТК РФ. Постатейный комментарий к ст. 27 ТК РФ см. в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Социальное партнерство в сфере образования, в основе своей имеющее ту же идею (добровольное взаимовыгодное сотрудничество для решения общих задач), не имеет подобной законодательной базы и, хотя базируется на сходных принципах взаимодействия сторон, использует только те из них, которые являются достаточными для достижения поставленных целей:

  • равноправие участников;
  • взаимное уважение;
  • заинтересованность в результатах;
  • свобода обсуждения интересующих вопросов;
  • добровольность принятия на себя обязательств;
  • ответственность.

Состав партнеров в сфере образования формируется в зависимости от уровня образовательного учреждения и задач, подлежащих решению, и поэтому не может быть однозначно регламентирован. Всегда в нем задействованы учебное заведение и сам обучающийся, на уровне ДОУ и школы в этот круг обычно входят также родители учащегося. Более высокий уровень образовательного учреждения определяет и более широкий круг лиц, заинтересованных в социальном сотрудничестве с ним. С повышением уровня могут смещаться акценты в вопросах определения инициатора партнерства:

  • в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) им обычно становится само учреждение;
  • во взаимоотношениях со школой, являющейся промежуточной ступенью между ДОУ и учебным заведением, дающим профессиональное образование, им может выступать как школа, так и оба граничащих с ней образовательных учреждения;
  • в партнерских отношениях с учреждением профессионального образования появляется заинтересованность у государственных органов, работодателей, службы занятости, школ, и они могут стать их инициатором.

Задачи социального партнерства в образовании

Для любого из образовательных учреждений основной задачей социального партнерства будет повышение качества и эффективности образования, т. е. улучшение тех показателей деятельности, ради которых они и создавались. Однако на каждом из уровней образовательного процесса приоритетным окажется свой круг задач, решаемых социальным партнерством в сфере образования:

  • в ДОУ основное внимание уделяется вопросам адаптации ребенка в коллективе, развитию способностей к коммуникации, пробуждению любознательности, выявлению особых способностей;
  • школа дает учащемуся базовые знания, необходимые для дальнейшего профессионального обучения, помогает в профориентации, развивает кругозор, способности к общению, организации, самоорганизации, руководству, творчеству;
  • учреждения профессионального образования готовят будущих работников, владеющих необходимыми знаниями и начальным опытом в соответствующих профессиях, которые будут востребованы на рынке труда.

Между этими уровнями существует достаточно тесное взаимодействие, благодаря которому осуществляется менее болезненный и более целенаправленный переход обучающихся от одного уровня к другому. Учебные заведения профессионального образования, кроме того, в определенной степени заинтересованы в дальнейшем трудоустройстве своих выпускников, т. к. от этого зависит дальнейшая востребованность получаемых профессий и требования к степени подготовленности специалистов.

На современном этапе согласованные партнерские взаимоотношения между школой и учреждениями профессионального образования, с одной стороны, государственными органами, работодателями и иными заинтересованными в специалистах партнерами, с другой стороны, позволяют на базе владения актуальной информацией о потребности в профессиональных кадрах оперативно решать такие вопросы, как:

  • переориентация на подготовку лиц более востребованных профессий;
  • изменение требований к уровню профессиональных знаний, позволяющих поднять качество подготовки специалистов и степень их конкурентоспособности;
  • развитие в будущих работниках определенных моральных и деловых качеств, обусловливающих их ответственное отношение к работе и успешное выполнение своих функций.

Виды социального партнерства в сфере образования

Партнерство в образовании может принимать самые различные формы. Круг их, очевидно, окажется шире, чем при партнерстве в сфере труда, поскольку не только ничем не ограничивается, но и приводит к появлению новых эффективных форм.

Основу видов взаимодействия между партнерами составит обмен информацией (прогнозной или актуальной), позволяющей управлять процессом образования. На уровне ДОУ и школы партнерство чаще всего приобретает характер сотрудничества, не оформляемого договорными отношениями, в то время как в социальном взаимодействии с учреждением профессионального образования договор (соглашение) становится наиболее важной формой взаимоотношений. Договорные отношения могут иметь место в сфере:

  • целенаправленного перехода обучающихся из ДОУ в определенные школы, из школ — в определенные учреждения профессионального образования, из заведения профессиональной подготовки — к определенному работодателю;
  • подготовки необходимых специалистов с устойчивыми практическими навыками, приобретенными ими еще в процессе обучения за счет курирования этого процесса конкретными работодателями.

Достаточно существенной при партнерстве в образовании оказывается роль государственных органов, выполняющих функции по сбору, систематизации данных по регионам, анализу и прогнозированию ситуаций по развитию экономики и востребованности специалистов, принятию необходимых для регулирования положения законодательных актов.

Социальное партнерство в ДОУ

ДОУ наряду с семьей ребенка формирует в нем те базовые характеристики личности, которые впоследствии определяют для него многие жизненные установки и, в частности, кругозор, выбор профессии, возможность профессионального роста, комфортность существования в коллективе.

Социальное партнерство в ДОУ может происходить:

  • внутри ДОУ с привлечением к нему родителей, педагогического совета ДОУ, педагогических коллективов школ, специалистов в каких-либо конкретных областях;
  • на уровне региона с участием в нем организаций иных сфер деятельности (здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты).

Формами социального партнерства становятся:

  • различные совместные мероприятия (концерты, праздники, спектакли, соревнования) как в ДОУ, так и за его пределами;
  • уроки, встречи, поездки познавательного характера;
  • дни открытых дверей;
  • общие родительские собрания;
  • индивидуальная работа с семьей;
  • консультации родителей, проведение семинаров, тренингов;
  • индивидуальная подготовка детей к школе.

Социальное партнерство в школе

В школе социальное партнерство становится важным в таких аспектах, как:

  • развитие навыков общения и адаптации в коллективе;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • сохранение и укрепление здоровья;
  • получение знаний, дополняющих школьную программу;
  • знакомство с профессиями и местами работы родителей;
  • помощь в трудоустройстве на время школьных каникул;
  • сотрудничество с ДОУ по подготовке детей к поступлению в школу и с учебными заведениями профессиональной направленности в части профориентации.

На этом уровне партнерство никогда не ограничивается внутренними мероприятиями учебного заведения и часто выносится за пределы школы либо путем проведения мероприятий вне ее (олимпиады, соревнования, поездки, походы, лекции), либо за счет привлечения к работе на территории школы сторонних лиц и организаций (постановка спектаклей, усиленное изучение иностранного языка, специальные курсы лекций).

Социальное партнерство в учреждениях профессионального образования

Эти учреждения в части соответствия потребностям учащихся и работодателей наиболее подвержены влиянию изменений, возникающих на рынке труда, что заставляет их оперативно реагировать на эти изменения, т. е. приводит к необходимости постоянного самосовершенствования.

Информация об изменениях базируется:

  • на прогнозных данных о востребованности определенных профессий и перспективных планах развития территорий, получаемых от государственных органов;
  • запросах работодателей;
  • текущих данных службы занятости;
  • запросах обучающихся на определенные профессии.

Оптимальность соотношения состояния рынка труда и возможности трудоустройства на нем вновь подготовленных специалистов определяет своевременный и тщательный анализ выявленных тенденций. Отсутствие такого анализа при ориентации только на запросы учащихся в отношении будущих профессий может создать ситуацию, при которой выпущенные специалисты окажутся невостребованными, а рынок труда будет иметь незаполненные вакансии по другим специальностям. Поэтому именно на этом уровне особую важность приобретает роль государства в создании гибкой системы образования и в управлении ей.

Социальное партнерство здесь может иметь место в таких формах, как:

  • разработка учебных программ и квалификационных требований к специалистам;
  • проведение производственных практик на определенных предприятиях;
  • мониторинг рынка труда;
  • проведение переподготовки специалистов по согласованным программам;
  • стажировка преподавателей на предприятиях-партнерах;
  • создание совместных консультационных органов;
  • реализация совместных проектов;
  • привлечение средств партнеров к финансированию реформирования процесса обучения;
  • государственные дотации или налоговые льготы для предприятий, участвующих в процессе подготовки специалистов.

РАЗЪЯСНЕНИЯ об ответственности за нарушение норм соцпартнерства от КонсультантПлюс:
К нарушениям норм, установленных в сфере социального партнерства, за которые установлена административная ответственность, относятся. Читайте статью в К+, получив пробный демо-доступ бесплатно.

Итоги

Социальное партнерство в образовании осуществляется по своим особым правилам, позволяющим привлечь к нему достаточно широкий круг лиц. С повышением уровня, на котором возникает партнерство, возрастает доля участия в нем сторонних организаций и государственных органов.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: