Выступление профилактика пав в школе

Обновлено: 05.07.2024

Цели: создание условий для восприятия присутствующими на собрании родителями остроты заявленной проблемы для общества, конкретной семьи и конкретного человека и обозначения активной воспитательной позиции в отношении подрастающего поколения.

Задачи: 1. Получение достоверной фактической информации по данной проблеме, которая заставляет размышлять и анализировать, осуществлять самоанализ собственной жизненной практики и воспитательного опыта. 2. Выработка собственной воспитательной позиции в отношении своего ребенка. 3. Обретение опыта поведения в сложных ситуациях и распространение этого опыта на ситуации в будущем.

В ходе собрания родители смогут:

осознать ответственность за формирование у детей способности противостоять отрицательному влиянию социального окружения;

сформулировать главные принципы поддержки детей в борьбе с вредными привычками;

выработать рекомендации семейной профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) среди подростков.

Адресная группа: классный руководитель, родители обучающихся.

План проведения

Вступительное слово классного руководителя.

Как помочь ребёнку избежать соблазна?

Обращение к родителям.

Ознакомление с памятками для родителей.

Ответы на вопросы родителей.

1.Вступительное слово:

2.Предлагаю вам продолжить следующие предложения: (участники собрания выполняют упражнение-активатор)

"Быть ответственным по отношению к ребенку для меня означает…"

"Свою ответственность по отношению к ребенку я проявляю через…"

"Я несу ответственность за…"

(высказывания родителей фиксируются на доске.)

Задание родителям – сформулировать определение понятия "ответственные родители".

Ожидаемый результат. В ходе обсуждения родители должны прийти к выводу о том, что ответственные родители передают ответственность своему ребенку за его поступки и собственное поведение, учат ребенка предвидеть последствия своих действий и определять совместимость поступков с собственными ценностями. Воспитать ответственного человека могут только ответственные родители.

3.Испокон веков молодое поколение вызывало у взрослых негодование и шокировало своим грубым поведением. Нынешняя молодёжь также любит красивую жизнь, имеет дурные манеры и не уважает старших. С одной стороны, нет повода для волнения - всё происходит точно так же, как и много веков назад. Но с другой стороны наших детей окружает сейчас море соблазнов, среди них алкоголь, наркотики, токсикомания, которые могут разрушить их молодые жизни. И проблема зависимости подростков от ПАВ стала проблемой №1 как для школы, так и для родителей, и всего общества в целом. (предлагаю родителям ответить на вопросы):

Что такое ПАВ (психоактивные вещества)?

Что можно отнести к психоактивным веществам?

Ожидаемый результат: Психоактивными называются вещества растительного и химического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, изменяющие его сознание. К психоактивным веществам относятся:

наркотики, наркотические вещества (в т. ч. конопля);

алкоголь (в т. ч. пиво);

некоторые лекарственные средства;

токсические вещества (в т. ч. клей, бензин, газ и др.);

психостимуляторы (в т. ч. кофе, чай, табак, кофеин).

Понятно, что употребление ПАВ - сложное и противоречивое явление современной массовой культуры. С одной стороны, употребление ПАВ поощряется рекламой в коммерческих целях. С другой стороны, употребление ПАВ является риском возникновения сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, а также это причина несчастных случаев и преступлений. Для взрослых людей курение и употребление алкоголя – их личное дело, в том случае, если это не приносит вред окружающим.

Как родители могут повлиять на выбор детей? Предлагаю вам послушать притчу.

В любом случае родителям, со своей стороны, необходимо выполнять следующие функции:

Прививать сыну или дочери самостоятельность в поступках

Формировать убеждение о вреде наркотиков, алкоголя, сигарет, опасности их употребления и фатальной закономерности расплаты.

Осуществлять текущий контроль

И самое главное, нужно рассказать и показать детям альтернативу этим веществам. Такой альтернативой может быть ваша любовь к ребёнку, добрые отношения в семье.

4.Я предлагаю вам разбиться на пары и провести ролевую игру:

Предложите другу попробовать сигарету, наркотик и др., а собеседник должен привести свои аргументы отказа.

(возможные аргументы для отказа от предложения попробовать ПАВ)

слабое здоровье ("Нет, спасибо. У меня на табачный дым аллергия. Может, лучше покатаемся на велосипеде?");

желание сохранить голову светлой ("Я не буду. У меня завтра контрольная. Ты уже все уроки сделал?");

уже существующий отрицательный опыт ("Я пробовал. Мне не понравилось. А ты можешь подтянуться на турнике 7 раз?");

желание отодвинуть этот эксперимент на неопределенный срок ("Нет, спасибо. Не сегодня и не сейчас, я очень спешу, срочные дела. Давай встретимся завтра.");

ссылка на уже имеющиеся проблемы ("Нет, не буду. У меня и так вагон неприятностей. Ты не хочешь сходить в спортивный зал?");

стремление казаться "крутым" ("Эта дрянь не для меня. Есть увлечения покруче. Приходи, посидим за компьютером: у меня есть новая игра.");

встречное предложение (переводит разговор на другую тему и исключает насмешки, возможные в случае отказа закурить. Таким образом, ваш ребенок достойно выходит из данной ситуации).

Причины употребления ПАВ

Причины, по которым не употребляют ПАВ

Чтобы было хорошо.

Так легче общаться.

Чтобы было весело танцевать.

Забыться от горя.

Чтобы быть взрослее и "круче".

Просто, чтобы испытать, что это такое.

Для повышения тонуса

Опасения за свою жизнь и здоровье.

Боязнь проблем, родителей, милиции.

Есть принципы и убеждения.

5.Чтобы ещё глубже осознать обсуждаемую сегодня проблему, предлагаю провести ещё одну ролевую игру "Ситуации".

Задания для родителей:

прочитайте ситуации, приведенные ниже, коллективно проанализируйте их;

представьте вариант завершения ситуации в виде сценки.

1-я группа: Вы возвращаетесь домой после тяжелого трудового дня. А ваш ребенок сидит в своей комнате с одноклассником, и оттуда пахнет сигаретным дымом. Ваши действия?

2-я группа: Однажды, наводя порядок на столе своего ребенка, вы обнаружили, что ваш ребёнок вместе с другом вдыхал пары ацетона, и решили поговорить с ним об этом. Как вы будете это делать?

3-я группа: Ребенок вернулся домой, от него пахнет сигаретным дымом и состояние его какое-то необычное. Когда вы говорите ему об этом, он отрицает, что курил. Ваши действия?

Рефлексия ролевой игры. Родителям предлагается ответить на вопросы:

Было ли вам комфортно играть роль подростка?

Что вы чувствовали при этом?

Знакомы ли вам проигрываемые ситуации?

Ожидаемый результат. Ролевая игра даст возможность родителям почувствовать себя на месте подростка, осознать реальную возможность возникновения проблем употребления ПАВ в каждой семье и необходимость особого психологического подхода при общении с ребенком по этому поводу.

6.Далее я предлагаю каждому подумать и ответить на вопрос: (результаты фиксируются на доске)

Как можно помочь ребенку не поддаться этому соблазну?

Ожидаемый результат.

Предлагаются следующие меры профилактики употребления ПАВ и способы противостояния негативному влиянию со стороны социального окружения:

организация свободного времени детей, привлечение их к занятиям спортом, творчеством (кружки, секции, туризм, семейные хобби);

личный пример (не курить, постоянно демонстрировать свое негативное отношение к курению, бросить курить);

профилактические беседы о вреде ПАВ;

использование положительного примера известных личностей, звезд эстрады, кино;

поддержка ребенка в его начинаниях, уважение его взглядов;

организация семейного досуга (выезд на природу, дачу; участие в городских праздниках);

контроль учебы, поведения, изучение круга друзей ребенка;

введение ограничений, контроль расходования ребенком карманных денег;

обучение ребенка умению отказываться от предложения попробовать ПАВ.

Эффективность предложенных форм и методов профилактической работы зависит от соблюдения принципов семейной профилактики ПАВ. (заранее подготовлен наглядный материал)

Принципы семейной профилактики употребления ПАВ:

Терпение и деликатность.

Почему именно этой форме отдали предпочтение?

Какие задачи она решает?

Перед каким выбором стоит ребенок?

Какой выбор ставят перед собой родители?

Какие принципы должны быть использованы для обеспечения эффективности выбранной формы профилактики?

Каков предполагаемый результат?

Ожидаемый результат.

Чтобы помочь ребенку избежать привычки курения, родителям нужно приложить немало усилий. Но самое главное – любить своего ребенка, понимать его и быть готовым всегда прийти на помощь. Только тогда все предложенные формы и методы будут действенны и эффективны.

Психологи советуют ребенку построить отказ от употребления ПАВ по схеме: отказ + аргумент + встречное предложение.

7.Обращение к родителям:

Если же ваш ребенок начал курить или попробовал употреблять психоактивные вещества, как должны вести себя родители?

Правильные советы

1.Не впадайте в панику.

2.Наблюдайте за ребенком: его поведением, внешним видом, состоянием здоровья и аппетита, с кем дружит, как одевается, как относится к учебе, с кем долго разговаривает по телефону, какую музыку слушает и т. д.

3.Постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда ребенок не находится под воздействием алкоголя или наркотика.

4.Постарайтесь объяснить ребенку, что вы понимаете, как сложно и нелегко ему, и несмотря ни на что, вы продолжаете любить его и готовы помочь.

5.К серьезному разговору с ребенком надо хорошо подготовиться самому: продумайте убедительные контраргументы на его аргументы.

6.Ведите разговор с ребенком в спокойной манере.

7.Старайтесь избегать угроз, морализаторства.

8.Устройте семейный ужин и поговорите о предстоящем совместном отдыхе летом.

9.Соберите информацию о службах, которые оказывают помощь детям, не спешите идти к первому попавшемуся лекарю.

1.Разрешите смотреть телевизор, "гулять по Интернету" сколько хочет, чтобы только не ходил на улицу.

2.Устройте скандал, пригрозите каким-нибудь наказанием.

3.Никому не рассказывайте, ни к кому не обращайтесь за помощью, "не выносите сор из избы".

4.Каждый раз после прогулки демонстративно осматривайте ребенка, понюхайте его одежду, прокомментируйте ваши замечания.

5.Как только в доме появились друзья ребенка, немедленно поставьте условие: чтобы духу их здесь не было.

6.Принесите в дом как можно больше книг, брошюр, журналов, где все рассказывается о наркотиках.

7.Пригласите в дом своих друзей и вместе с ребенком в их присутствии и при их участии обсудите возникшую проблему.

8.Чтобы не вызвать гнев и бунтарство со стороны ребенка, ежедневно отпускайте его гулять, пусть все свободное время проводит на улице.

9.Запретите ему слушать музыку, которая ему нравится.

10.Всегда отпускайте ребенка на дискотеку, ему необходимо общение со своими сверстниками в неформальной обстановке.

8. Ознакомление с памятками для родителей. (см. приложение)

9. Ответы на вопросы родителей.

10. Подведение итогов.

Я попрошу вас для себя продолжить фразы:

"Сегодня я понял(а), что…"

"После этого разговора мне стало ясно…"

"Это собрание помогло мне разобраться…"

И заканчивая сегодняшнее родительское собрание, мне бы хотелось сказать следующее:

1. По мнению ученых, каждый ребенок обладает большими защитными возможностями психического и физического здоровья. Эти защитные возможности называют защитными факторами, благодаря которым ребенок сможет противостоять формированию вредным привычкам, быть здоровым полноценным человеком и настоящим гражданином, невзирая ни на какие неблагоприятные обстоятельства.

2. Защитные факторы подразделяют на внешние, которые поддерживают ребенка в жизни, ставят его в необходимые рамки, очерчивают границы приемлемого поведения, и внутренние, связанные с его личностными качествами, определяющими стиль поведения ребенка.

Внешние защитные факторы

Внутренние защитные качества

Родители, которые являются образцом социальных связей.

Общение с родителями.

Общение с другими взрослыми.

Участие родителей в жизни школы.

Положительный школьный микроклимат.

Воспитание ребенка по единым правилам обоими родителями.

Контроль со стороны родителей.

Организация домашнего досуга.

Участие в общественной жизни по месту жительства

Стремление к успеху.

Стремление к учению.

Хорошая успеваемость в школе.

Выполнение работы по дому.

Стремление помогать людям.

Умение сопереживать людям.

Навыки умеренного отстаивания своего мнения.

Навыки принятия решений.

Умение находить друзей.

Вы спросите: "Сколько же защитных факторов у моего сына или дочери?" Ответ прост. Обычно дети располагают примерно 16 защитными факторами. Найдите время и вместе с детьми прочитайте и обсудите их. Таким образом, вы узнаете, какими защитными качествами уже обладает ваш ребенок и какие защитные ресурсы ему необходимы. Помогите ему в этом!

Памятка для родителей

/data/files/a1484151226.pptx (презентация Профилактика ПАВ в подростковой среде)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Профилактика употребления ПАВ

Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, т.к. общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания.

Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие.

Важнейшим в профилактической работе является:

Обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;

Формирование у школьников отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.

Следует отметить, что наркомания имеет биологическую основу и социальные следствия, а в личностно-психологическом плане представляет собой этическую проблему.

Понять, что такое наркотики, крайне важно для осознания вреда, вызываемого их потреблением. Согласно определению Бюро ООН по вопросам борьбы с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков (UNODC), психоактивное вещество представляет собой вещество, принимаемое людьми для изменения способа восприятия реалий, образа мышления или поведения. Некоторые из этих веществ обычно называют наркотиками, а другие, такие как алкоголь и табак, хотя они и представляют опасность для здоровья человека, обычно не относят к наркотикам. Термин наркотики охватывает также ряд веществ, которые предназначены для использования под наблюдением врача для лечения болезней. Психоактивные вещества, ранее выделявшиеся из растений, а в дальнейшем получаемые искусственным путем, используются людьми для лечебных, религиозных и восстановительных целей многие сотни лет. Дело в том, что при умеренном или контролируемом потреблении некоторые психоактивные вещества дают положительный эффект, например, ослабляют боль, устраняют физические или психические расстройства, а также способствуют возникновению чувства удовлетворенности, спокойствия или эйфории. К несчастью, при употреблении психоактивных веществ без врачебного предписания или в чрезмерных дозах наблюдаются негативные эффекты, например:
вред для здоровья человека (как физического, так и психического), как в краткосрочном, так и в долговременном плане;

негативное влияние как на отдельных людей, так и на общество в целом, связанное с поведением людей, находящихся под воздействием этих веществ, а также с торговлей наркотиками, которая поощряет вредные привычки людей.
Тот факт, что психоактивные вещества оказывают как положительное (и доставляющее удовольствие), так и отрицательное (и вредное) воздействие, служит объяснением как случаев употребления наркотиков, так и необходимости профилактики наркомании. Такая двойственность свойств зависит не от того, являются данные вещества разрешенными или запрещенными, имеют искусственное или естественное происхождение, выписываются врачом или отпускаются без рецепта, а скорее от их воздействия на умственные способности.

Эффекты морфина и героина

Кофеин и никотин

Наиболее часто встречаются пристрастия к двум официально дозволенным и широко потребляемым веществам: кофеину и никотину. Хотя такое пристрастие не сопровождается теми многочисленными и саморазрушающими последствиями, которые типичны для расстройств, обусловленных приемом алкоголя и наркотиков, указанные вещества представляют в нашем обществе серьезную проблему для физического и психического здоровья.

Этими веществами легко злоупотреблять. К ним легко пристраститься, поскольку они широко используются и большинство людей знакомятся с ними в ранние годы жизни.

И кофеин, и никотин обладают выраженными аддиктивными свойствами; употребление их подталкивает к дальнейшему применению, пока они не становятся необходимым элементом повседневной жизни.

От этих веществ трудно отказаться как в силу их аддиктивных свойств, так и в силу их глубокой встроенности в социальный контекст. (Правда, никотин все чаще оказывается под запретом в различных учреждениях и общественных местах.)

Химическое вещество кофеин содержится во многих напитках и продуктах питания. Хотя в современном обществе употребление кофеина вошло в обычай и социально приветствуется, его прием в больших количествах может повлечь за собой проблемы. Негативные эффекты кофеина связаны не с абстиненцией, а с интоксикацией. В отличие от пристрастия к таким веществам, как алкоголь или никотин, отказ от кофеина не приводит к тяжелым симптомам, за исключением головной боли, как правило слабой. Органическое психическое расстройство, связанное с употреблением кофеина (также именуемое кофеинизмом), характеризуется беспокойством, нервозностью, возбуждением, бессонницей, мышечными подергиваниями и желудочно-кишечными расстройствами. Этими симптомами сопровождается употребление кофеин содержащих продуктов: кофе, чая, колы или шоколада. Количество кофеина, приводящее к интоксикации, индивидуально колеблется; но потребление свыше 1 грамма кофеина может привести к мышечным подергиваниям, сердечной аритмии, ажитации и скачке мыслей, 10 граммов кофеина могут вызвать судороги, остановку дыхания и смерть.

Всасываясь слизистыми оболочками, оказывает сначала возбуждающее, а затем, при применении больших доз, парализующее действие.

При длительном употреблении, никотин вызывает физическую зависимость - одну из самых сильных среди известных наркотиков. Однако "тяжелым" наркотиком никотин не считается, т.к. его псих активное действие сравнительно слабое (он не вызывает "изменения сознания")

Многие считают курение привычкой, полагая, что бросить курить очень легко, что это только вопрос волевого усилия. Это неверно по двум причинам. Во-первых, привычки иногда очень трудно изменить. Во-вторых, курение это не просто привычка, а также определенная форма наркотической зависимости.

Табак содержит никотин, один из сильнейших известных ядов. Все те формы потребления табака, которые стали популярными среди населения, способствуют попаданию никотина в кровь. После проникновения сигаретного дыма в легкие никотин попадает в мозг уже через семь секунд.

Никотин обладает очень широким спектром действия. Он повышает частоту пульса, кровоток, концентрацию сахара в крови, способствует более легкой возбудимости коры головного и среднего мозга, а также может оказать расслабляющее воздействие на периферические мышцы и снизить периферический кровоток. Важность никотина можно продемонстрировать с помощью следующих наблюдений: у недавно закуривших людей быстро устанавливаются свойственные им глубина затяжки табачного дыма, а также активный уровень никотина в крови; у заядлых курильщиков включается механизм регулирования уровня никотина в крови; курильщикам больше всего хочется курить, когда в крови снижается концентрация никотина; заместительная терапия, связанная с приемом никотина, частично снижает выраженность симптомов, обусловленных отказом от курения.

Несмотря на то, что курение табака является сильной привычкой, а также формой наркотической зависимости, миллионам людей удалось бросить курить

Факторы риска для здоровья, связанные с курением

Хотя многие люди и отдают себе отчет в том, что курение вредно, однако мало кто из них осознает в полной мере степень этой опасности.

Курение приводит к развитию трех основных заболеваний с летальным исходом: рак легкого; хронический бронхит и эмфизема ( патологическим расширением воздушных пространств дистальных бронхиол ); коронарная болезнь.

Последствия курения

Легочно-дыхательная система

Длительное воздействие дыма оказывает повреждающее действие на реснички эпителия и затрудняет их нормальное функционирование. Хронический бронхит курильщиков приводит к нарушению выделения слизи с помощью ресничек

В легких курильщиков обнаруживается повышенное содержание воспаленных клеток. Приступы астмы происходят чаще и приобретают более тяжелую форму. Возникает склонность к рецидивам респираторных инфекций.

Сердечно-сосудистая система

После каждой выкуренной сигареты повышается систолическое и диастолическое давление крови. Также увеличивается число ударов сердца и его минутный объем. Кроме того, сигаретный дым вызывает сужение сосудов периферических артерий . Наряду с этим курение способствует развитию состояний, приводящих к образованию тромбов , вследствие: ускоренной агрегации и адгезии тромбоцитов ; повышения уровней фибриногена в плазме и вязкости крови; сокращения периода жизни тромбоцитов и времени свертывания крови.

Курение также приводит к повышению общего содержания холестерина в сыворотке крови и уровня свободных жирных кислот в плазме.

Курение усиливает риск наступления внезапной смерти и развития атеросклеротического заболевания периферических сосудов, что, в свою очередь, повышает риск омертвления ткани и ампутации конечностей у таких пациентов.

Кокаин, как и опиум, — растительный продукт, который известен и используется с древнейших времен.

Они приводят к состоянию эйфории длительностью от 4 до 6 часов, в течение которых человек испытывает удовольствие и чувство уверенности в себе. Однако этому состоянию могут предшествовать головные боли, головокружение и беспокойство. При хроническом злоупотреблении кокаином развивается симптомы острого интоксикационного психоза, включая устрашающие зрительные, слуховые и тактильные галлюцинации, похожие на те, что бывают при острой шизофрении.

В отличие от опиума, кокаин стимулирует кору головного мозга, вызывая бессонницу и возбуждение, а также повышая и обостряя сексуальные ощущения. Кокаиновая зависимость тоже несколько отлична от опиатной. Считалось, что толерантность при употреблении кокаина возрастает незначительно. Однако в настоящее время уже показаны острая толерантность, возможность развития определенной хронической толерантности, более стойкое привыкание. У кокаинистов развивается физиологическая зависимость.

Женщины, употребляющие кокаин во время беременности, подвергают своих детей риску развития как соматических, так и психических заболеваний. Несмотря на то что последние исследования говорят об отсутствии в природе кокаинового аналога алкогольного синдрома плода, дети, чьи матери употребляют кокаин, рискуют испытать на себе недостаток внимания в младенчестве, а то вообще потерять мать.

Лечение психологической кокаиновой зависимости мало чем отличается от лечения других наркоманий с физиологической зависимостью .

ЛСД (диэтиламид лизергиновая кислота)

Основное свойство галлюциногенов - способность вызывать яркие, разнообразные, преимущественно зрительные и слуховые образы событий и предметов, отсутствующих в окружающей человека реальности, то есть галлюцинации. Для психоделических галлюцинаций характерен феномен эйдетизма - слитности ощущений, происходящих из различных органов чувств.

Самым мощный галлюциноген ЛСД — вещество без вкуса, цвета и запаха, способное вызывать интоксикацию в количествах меньших, чем крупинка соли. Это Обычно после приема ЛСД человек в течение примерно восьми часов испытывает изменения в сенсорной перцепции, колебания настроения и чувства деперсонализации и отчужденности. Ощущения под действием ЛСД не всегда приятны. Они способны нанести серьезную травму; искаженные предметы и звуки, фантастические цвета и необычные мысли бывают угрожающими и пугающими.

При острых психозах, вызванных отравлением ЛСД, необходима госпитализация и лечение врачом-профессионалом. Исход в таких случаях нередко зависит о состояния индивида до приема наркотика.

Хотя марихуану можно отнести к легким галлюциногенам, ее эффекты значительно отличаются от эффектов ЛСД, мескалина и других галлюциногенов по своему характеру, интенсивности и длительности воздействия. Марихуану получают из листьев и соцветий конопляной культуры. В обработанном виде марихуана состоит, главным образом, из высушенных зеленых листьев — отсюда ее распространенное название: травка. Обычно ее выкуривают в виде сигарет (которые называют косяками) или в курительных трубках. Марихуана близка к более сильному наркотику, гашишу, который получают из конопляной смолы, преобразуя ее в клейкий порошок. Гашиш, как и марихуану, обычно выкуривают.

Употребление марихуаны приводит к снижению самоконтроля, страдает и кратковременная память, состояние эйфории. К кратковременным физиологическим эффектам марихуаны относятся умеренное учащение сердечных сокращений, замедление реакции, легкое сужение зрачков, покраснение и зуд в глазах, сухость во рту и повышенный аппетит. Кроме того, марихуана вызывает нарушение памяти и замедляет обработку информации. Систематический прием высоких доз наркотика со временем приводит к апатии и пассивности. В подобных случаях марихуана способствует возникновению депрессии и оказывает галлюциногенное воздействие.

Алкоголь - это наркотик, химическое вещество (этиловый спирт), которое влияет на то, как функционирует организм. то, что он получил широкое распространение, не означает, что он безвреден. Этот изменяющий сознание человека наркотик меняет химические реакции головного мозга, что сказывается на мыслительных процессах человека, его ощущения и на том, как он говорит и двигается.

Алкоголь значительно влияет на активность мозговых структур. Передача нервного возбуждения от одной нервной клетки к другой осуществляется с помощью биогенных аминов. Эти биологически активные вещества выполняют функцию нейромедиаторов, то есть посредников, через которые передается нервное возбуждение до тех пор, пока его импульсы не достигнут коры головного мозга. Затем происходит анализ и синтез полученной информации, принимается решение, которое уже в виде приказа идет в обратном направлении (от мозга к частям тела), указывая, как им реагировать на тот или иной раздражитель, ту или иную информацию. Каждая нервная клетка имеет длинные отростки, в конце которых находятся синапсы. Синапсы содержат пузырьки, в которых находятся нейромедиаторы. Синапсы играют роль регуляторов, которые либо пропускают нервный импульс к другой клетке, либо блокируют ее.

Молекула спирта невелика и всасывается в кровь легко, без предварительного переваривания. Всасывание происходит быстро и начинается уже в слизистой оболочке рта. Большое количество, примерно 20% всасывается слизистой желудка. Основная часть алкоголя, около 80% процентов, поглощается в тонком кишечнике. Постоянное раздражение слизистой оболочки желудка может вызвать гастрит - хроническое воспаление слизистой оболочки желудка.

Для выведения из организма алкоголь должен быть разложен нашей печенью до углекислого газа и воды. Печень может перерабатывать небольшое количество алкоголя, выпитого за один прием. Для того, чтобы переработать алкоголь, содержащийся в одной порции выпивки, печени требуется приблизительно до трех часов. Работа печени настолько нарушается, что симптомы этого могут отражаться на пищеварительной и кровеносной системе. Цирроз печени - это поражение печени , заключающееся в гибели здоровых клеток печени и замещении их жировой или соединительной тканью. Цирроз может быть вызван употреблением алкоголя. Так как алкоголь разносится кровью, он попадает во все органы тела человека. В считанные минуты алкоголь достигает мозга. Опьянение возникает, когда алкоголь не может быть разложен печенью и достигает головного мозга. Алкоголь обладает седативным (успокаивающим) и угнетающим действием, что замедляет работу головного мозга. Алкоголь неблагоприятно влияет как на процессы запоминания, так и на процессы извлечения информации из памяти. алкоголь может также вызвать галлюцинации и припадки.

Нос, нац, насвай или насвайт – один из видов тобакосодержащего, но не курительного изделия, который отправляют в рот и жуют как жвачку. Как он действует? Щелочь, в том или ином виде содержащаяся в смеси, нарушает кислотность среды, повышая ее, чем помогает впитыванию никотина в кровь, пропуская его через слизистую оболочку. Дополнительные же компоненты, которые добавляют вместе с остальными, придают ему форму из молотого табака.

Употребление насвайта вызывает никотиновую зависимость, приводит к серьезным последствиям, еще более страшным, чем курение привычных сигарет. Откуда же он взялся? Для нашей страны данный вид изделия нехарактерен, но учитывая большой поток приезжих из азиатских стран, насвайт приобрел популярность и в России. Киргизия, Казахстан, Таджикистан – вот родина жевательного табака.

Работа по профилактике употребления ПАВ проводится по всем направлениям:

- экологическое (так как здоровье человека напрямую связано с состоянием окружающей среды, и только человек, ведущий здоровый образ жизни, способен сохранить себя и свою планету для будущего);

- взаимодействие с социумом.

В школе оформлен стенд информаций для учащихся и их родителей, где размещены:

- телефоны доверия для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию;

- правила для учащихся;

Дети – это наше будущее и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровье тех, кто еще не пробовал и не начал употреблять алкоголь и наркотики. Поэтому наша задача - убедить детей, уберечь их от влияния пагубных привычек.

Опыт показывает, что в подростковом возрасте желание попробовать наркотик возникает только в компании сверстников. Это может произойти на улице, на дискотеке, на концерте популярной музыкальной группы, когда хочется быть как все, весёлым, раскованным, забыть обо всех проблемах. Вот в такой обстановке и может возникнуть желание попробовать наркотик.

Можно выделить направления работы школы по профилактике употребления ПАВ:

Воспитательная работа с детьми направлена на повышение культурного уровня, Организация разумного использования досуга школьников, Развитие сети кружков и факультативов.

Продолжилась профилактическая работа на уроках литературы, биологии, обществознания, истории, химии, ОБЖ и др. Учителя находят убедительные факты, показывающие учащимся пагубное влияние наркотических веществ на здоровье и быт человека, о физиологических и социальных последствиях употребления алкоголя, наркотиков, курения.

Важную роль в профилактической работе имеет альтернативная употреблению ПАВ деятельность.

Занятия, которые будут делать с удовольствием без всяких наркотиков.

Активный отдых на природе,

занятия физической культурой и спортом,

расширение своих знаний об окружающем мире — лучшее средство профилактики наркомании.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.

Педагогический совет

29.04.2015 г.

анализ сложившейся ситуации по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ в школе;

разработка механизма действий по предупреждению употребления психоактивных веществ.

определить проблемные направления в работе по профилактике употребления психоактивных веществ;

определить сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики употребления психоактивных веществ;

определить основные направления деятельности по профилактике, выбрав соответствующие формы и приемы работы с учащимися.

Профилактика позволяет уберечь общество и личность от затрат серьезных усилий по преодолению устойчивых антисоциальных явлений и процессов. Ведь легче предупредить и предотвратить дальнейшее развитие негативного процесса, чем потом преодолевать его, противодействуя его проявлениям и последствиям.

Цели педсовета:

анализ сложившейся ситуации по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ в школе;

разработка механизма действий по предупреждению употребления психоактивных веществ.

определить проблемные направления в работе по профилактике употребления психоактивных веществ;

определить сферы взаимодействия школы со службами и учреждениями профилактики употребления психоактивных веществ;

определить основные направления деятельности по профилактике, выбрав соответствующие формы и приемы работы с учащимися.

Мы вам сейчас раздадим листочки бумаги, а вы запишите на них свои ожидания от педсовета.

Тема нашего педсовета выбрана не случайно. Проблема мирового масштаба коснулась и нашей школы, несмотря на благополучную социальную ситуацию.

Общее количество учащихся – 828

Полные семьи – 685(83%)

Неполные семьи – 142 (17%)

Неработающие родители – 75 (9%)

Многодетные семьи – 46 (5,5%)

Малообеспеченные семьи – 96 (11,5%)

Неблагополучные семьи, состоящие на учёте в ПДН – 1 (0,1%)

Вы видите, что у нас появилась неблагополучная семья (мать, употребляющая наркотические вещества). Но нами в этом году была проведена огромная работа с отцом ребёнка, с полицией. Мы убедили отца в том, что ребёнок находится в социально-опасном положении. В результате – по решению суда определено место проживания ребёнка по месту жительства отца, и данная семья будет снята с учёта.

Опекаемые – 10(1,2%)

Дети инвалиды – 1(0,1%)

Дети, состоящие на учёте в ПДН, КДН - 0

Пока у нас нет обучающихся, состоящих на учёте в ПДН, но ситуация может измениться, т.к. уже имеет место факт употребления наркотических веществ обучающимися 9-х классов. (Ладик Виталий, Жидко Леонид, Неудачин Геннадий).

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить и решить, как мы можем помочь нашим детям отказаться от приёма ПАВ, а тем, кто не пробовал их употреблять, никогда этого не делать.

? Как вы считаете, кому может принадлежать это высказывание, и о молодёжи какого века идёт речь?

Эти слова принадлежат Сократу, такой он видел молодёжь 5 века до н.э.

Вывод: Испокон веков молодое поколение вызывало у взрослых негодование и шокировало своим грубым поведением. Нынешняя молодёжь также любит красивую жизнь, имеет дурные манеры и далеко не всегда уважает старших.

С одной стороны, нет повода для волнения - всё происходит точно также, как и 26 веков назад.

Но с другой стороны наших детей окружает сейчас море соблазнов, среди них алкоголь и наркотики, которые могут разрушить их молодые жизни. Тем более, что с каждым годом появляется всё больше разновидностей наркотических средств.

А на сколько мы с вами информированы об этой проблеме?

Исходя из полученных данных в ходе анкетирования, можно сделать вывод, что большинство педагогов нашей школы имеют представление о вреде и последствиях принятия ПАВ. Однако, необходимо отметить, что у достаточно большого процента педагогов нет систематизированных, глубоких знаний по данной проблеме, например, вызывает затруднения вопрос о возможности определить человека, употребляющего наркотики, по внешнему виду. Также вызывает затруднения вопрос об излечимости наркомании.

Именно поэтому одной из основных целей теоретической части нашего педагогического совета, будет углубление и систематизация знаний по данной проблеме.

Я предоставляю слово Марине Сергеевне Чеботарёвой, нашему социальному педагогу, которая познакомит Вас с видами современных наркотических веществ, влиянием на организм и признаками употребления ПАВ.

(выступление соц. педагога)

(выступление А.В. Шумилова)

А теперь давайте попробуем применить полученные теоретические знания на практике. Поможет нам в этом Ольга Анатольевна Рябова, наш психолог.

(работа в группах)

А теперь давайте посмотрим, выполнены ли ваши ожидания от педагогического совета.

У нас есть ожидания нереализованные, мы предлагаем вам запланировать индивидуальную консультацию с психологом или социальным педагогом, на которой вы найдёте ответы на свои вопросы.

Ну а теперь нам необходимо выработать решение нашего педагогического совета. Ваши предложения.

Проект решения педагогического совета:

Принять к сведению полученную информацию. Довести данную информацию до сведения родителей (законных представителей) обучающихся на классных родительских собраниях.

Разработать программу по профилактике употребления ПАВ.

Включить в учебный план занятия по профилактике ПАВ.

Ну и в конце я предлагаю вам послушать притчу.

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел тонущих в реке детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать на помощь. Тот стал помогать тем, кто ещё держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь. Но тот, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги.

Спасибо за внимание!

Памятка для педагога

Если возникли подозрения на то, что подросток употребляет наркотические вещества (психотропные, одурманивающие), то наиболее оправданы следующие действия:

1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.

2. При подозрении на групповое употребление наркотических веществ необходимо провести беседы с родителями всех членов группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.

3. Организовать индивидуальные встречи подростков и их родителей с врачом психиатром-наркологом наркологического кабинета.

4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности обследования, оказания психологической и социальной помощи, указать адреса и телефоны.

Если возникли подозрения на то, что подросток находится в состоянии опьянения в связи с употреблением наркотических веществ (психотропных, одурманивающих):

1. Срочно вызвать медицинского работника образовательной организации. Медработник должен оценить общее состояние несовершеннолетнего и зафиксировать данные осмотра в медицинской карте.

2. Если общее состояние обучающегося оценивается как состояние острого наркотического опьянения – вызвать бригаду скорой помощи.

3. Проинформировать о случившемся администрацию образовательной организации.

4. Известить родителей подростка или лиц, их заменяющих, о случившемся.

5. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления токсических веществ.

6. Пригласить инспектора подразделения по делам несовершеннолетних для составления протокола об административном правонарушении.

Алгоритм действий при выявлении несовершеннолетнего, находящегося в состоянии острого отравления наркотическими веществами (психотропными, одурманивающими):

Признаками острого отравления являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на раздражители, рвота.

При остром отравлении важно вовремя оказать первую помощь и вызвать скорую медицинскую помощь.

Этапы оказания первой помощи при отравлении наркотическими веществами (психотропными, одурманивающими):

1. Вызвать скорую медицинскую помощь.

2. Уложить пострадавшего с приподнятой верхней половиной туловища и повернутой на бок головой.

3. Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.

4. Тщательно осмотреть состояния кожных покровов.

5. Следить за характером дыхания до прибытия врача.

Большое значение в профилактике подростковой наркомании имеет влияние педагогов и средств массовой информации. Но простые лекции вряд ли впечатлят современную молодежь. Гораздо действеннее будет показ документального фильма, наглядно демонстрирующего все ужасы жизни наркоманов в ракурсе масштабной трагедии всей страны. Молодые люди должна понять, что наркомания среди подростков – это путь к вымиранию человечества. И такую проблему лучше не допускать, чем затем пытаться от нее избавиться.

Необходимость в хорошем образовании не ослабевает. Чтобы соответствовать международным стандартам, выпускник современной школы должен быть интеллектуально и духовно развит, готов к продолжению образования, способен к самореализации, самоопределению, самосовершенствованию.

Современная школа обязана обеспечить своим воспитанникам всестороннее развитие сил и способностей, подготовить их к очень непростой современной жизни: ликвидировать дефицит двигательной активности, решить образовательные задачи в области физического воспитания, обеспечить подготовку в физическом и психологическом плане к службе в рядах защитников отечества. Реализация этих задач возможна только тогда, когда школа сумеет сделать их предметом заботы самих обучающихся, разбудить их активность, самостоятельность и инициативу.

Потребление ПАВ имеет негативные, социальные, экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни, как отдельного человека, так и популяции в целом. Постоянно увеличивается число преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Все чаще в СМИ и в сводках МВД звучит информация о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетним, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что говорит о склонности детей к отклоняющемуся от общечеловеческих норм поведению. Многие подростки испытывают состояние стресса, апатии, раздражения, агрессии, озлобленности. Одной из причин этого является отсутствие положительных примеров для подражания в кругу семьи, отход родителей от воспитания подростков, увлеченность своей работой. Происходит деформация духовного мира ребёнка.

Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровье - сберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.

Программа предусматривает работу всего коллектива школы, родительской общественности, органов системы профилактики. Работа, проводимая по профилактической программе, определяет цели, задачи, формы и методы работы школы в данном направлении, прогнозирует ожидаемый результат. Когда каждый ребёнок почувствует социальную поддержку, когда будет создан благоприятный климат для его личностного развития, когда каждый маленький или взрослый человек поймет, что он кому-то нужен, только тогда можно говорить о нравственном становлении общества и государства.

Деятельность по реализации программы включает:

¾ раннее выявление обучающихся склонных к курению, употреблению алкогольных напитков, токсических средств и причин, побудивших к этому;

¾ создание единого банка данных о семьях и несовершеннолетних, нуждающихся в дополнительных условиях воспитания, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, состоящих на профилактическом учёте в школе;

¾ проведение мероприятий по разработке и внедрению новых форм профилактики вредных привычек среди несовершеннолетних, в т.ч. развитие и поддержка волонтерского движения в подростковой среде; проведение общественных акций по профилактике наркомании, алкоголизма среди обучающихся; по раннему предупреждению и выявлению социального неблагополучия в семьях;

¾ информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями);

¾ информационно-методическое обеспечение деятельности по профилактике вредных привычек среди несовершеннолетних;

¾ информационно - просветительская деятельность через освещение информации на стенде, официальном сайте школы, распространение памяток, листовок, буклетов, создание уголков ЗОЖ в классных комнатах.

В своей работе мы руководствуемся следующими принципами:

¾ связь профилактических мероприятий с жизнью;

¾ доступность и осознанность;

¾ системность и преемственность;

¾ учет возрастных особенностей;

¾ сотрудничество школы с внешкольными организациями (медицинские учреждения, КДН, ГОВД).

Система работы школы

В школе создана система работы по профилактике употребления обучающимися ПАВ и снижения количества обучающихся склонных к употреблению табака и алкоголя. Работа по профилактике ПАВ осуществляется всеми работниками школы.

Классный руководитель

¾ о бязательное обследование семей, обучающихся 1-х, 5-х, 1-х классов, вновь прибывших детей, состоящих на различных профилактических учётах, с целью выявления неблагополучных семей, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ;

¾ в ыявление обучающихся употребляющих ПАВ (курение, употребление алкоголя, токсикомания) через осуществление контроля за занятостью учащихся во время перемен, наблюдение, беседы;

¾ индивидуальная работа с выявленными обучающимися их родителями (законными представителями);

¾ своевременное информирование социального педагога, администрацию о случаях употребления обучающимися ПАВ;

¾ дежурство классных коллективов 6-11 классов по школе, осуществление контрольно-пропускного режима;

¾ проведение тематических классных часов по профилактикам ПАВ и ЗОЖ;

¾ организация внеклассной работы с обучающимися;

¾ в овлечение обучающихся в систему дополнительного образования в т.ч. в занятия спортом: спортивные секции, спортивный клуб;

¾ организация питания в школе;

¾ организация обучающихся для участия в социально-психологическом тестировании.

Учителя предметники:

¾ дежурство учителей по школе;

¾ информирование администрации школы о случаях выявления обучающихся в состоянии наркотического опьянения, алкогольного опьянения, случаях курения в школе и на ее территории или обнаружения психоативных веществ;

¾ проведение уроков, направленных на профилактику здорового образа жизни: биология, ОБЖ, физическая культура, химия, окружающий мир, изо;

Социальный педагог, педагог – психолог:

¾ в ыявление и учет детей, имеющих вредные привычки;

¾ составление социального паспорта школы;

¾ ведение банка данных обучающихся, семей, состоящих на внутришкольном учете, контроле, на учете, в ОП по городу Коряжме;

¾ индивидуальная работа с обучающимися, склонными к правонарушениям, имеющими вредные привычки;

¾ посещение семей, с целью выявления неблагополучных семей, склонных к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ;

¾ осуществление контрольно-пропускного режима, дежурство на переменах;

¾ рейды родительского патруля на переменах во время учебного процесса и в вечернее время;

¾ проведение тематических классных часов, акций, внеклассных мероприятий;

¾ проведение родительских собраний;

¾ проведение анкетирования по выявлению обучающихся употребляющих психоактивные вещества;

¾ подготовка и рассмотрение материалов на совете общественности;

¾ индивидуальная работа с родителями (законными представителями); проведение социально-психологического тестирования, диагностик на определение уровня тревожности, адаптации, социализации личности,

Администрация:

¾ п ланирование работы педагогического коллектива по профилактике ЗОЖ;

¾ осуществление контроля за организацией работы учителей, узких специалистов школы;

¾ индивидуальные беседы с обучающимися и родителями;

¾ проведение малых педсоветов, совещаний при заместителе директора;

¾ дежурство по школе;

¾ проведение общешкольных родительских собраний;

¾ участие в Совете общественности

Медицинский работник:

¾ проведение тематических классных часов;

¾ проведение медицинских осмотров;

¾ индивидуальная консультативная помощь родителям и учащимся;

¾ выступление на родительских собраниях.

Педагог-библиотекарь:

¾ тематические выставки книг и журналов по ЗОЖ.

Самым главным на первоначальном этапе профилактической работы считается раннее выявление обучающихся, склонных к употреблению психоактивных веществ. С этой целью проводятся

¾ плановые мероприятия по выявлению обучающихся с личностными особенностями, социальными, биологическими, медицинскими предпосылками и мотивами.

¾ Осуществляется наблюдение с целью выявления обучающихся с поведенческими и физиологическими признаками систематического употребления наркотических средств и возможное обнаружение очевидных признаков употребления, диагностики, беседы.

¾ проводятся плановые профилактические осмотры, а также при индивидуальных случаях обращения за мед. помощью вследствие плохого физического самочувствия выявления признаков, которые могут свидетельствовать об употребление ПАВ.

Для эффективности этой работы используются следующие формы:

Большое значение имеет информационное сопровождение обучающихся и родителей по вопросам профилактики, здоровом образе жизни. В школе оформлен тематический стенд по профилактике правонарушений, ежегодно оформляются выставки рисунков, плакатов, информационные материалы к памятным датам.

Так 1 ноября 2019 года в школе проводится очередной День здоровья. В программе мероприятий:

3. Встреча в фойе школы обучающихся Доктором Айболитом и его командой полезными продуктами, коряке встречали обучающихся выдавая витамину здоровья.

4. Линейка, посвященная открытию Дня здоровья для 5-11 классах с участием представителей полиции, ГИБДД и МЧС.

В ходе проведения Дня здоровья в качестве помощников выступают ученики 10-11 классов.

Результатом работы по профилактике употребления ПАВ является снижение количества обучающихся, употребляющих психоактивные вещества.

Дети – это наше будущее. Здоровые дети – это здоровое поколение. Системная профилактическая работа в школе является одним из важных разделов воспитательной работы.

Читайте также: