Композиционное пространство школы рисунок

Обновлено: 07.07.2024

В любом деле есть свои принципы и законы, которым нужно следовать, чтобы достичь высоких результатов. Не исключение и изобразительное искусство. Без знания законов построения, перспективы и пр. вы не сможете сделать профессиональную качественную работу.

Что такое композиция, и какая она бывает

Когда мы фотографируем, то выбираем наиболее удачный ракурс, чтобы получился хороший кадр. То есть, ищем ту точку, из которой лучше всего будут видны объекты, которые мы хотим увидеть на фотографии.

То же самое и в рисунке. Здесь не менее важно найти тот удачный ракурс, который наилучшим образом передаст идею изображения. Только в отличие от фотографии мы сами можем распределять объекты на листе и менять их размеры. А для этого нужно сперва овладеть базовыми принципами, по которым строится композиция.

Итак, сперва немного теории про саму композицию. Для начала нужно понять, что же такое композиция и почему она так важна.
Композиция – расположение изображаемых объектов на холсте. То есть, распределение фигур в пространстве и их соотношение. Если правильно расположить предметы, то визуально они будут гармонировать между собой.

композиция в рисунке

Композицию можно поделить на 2 вида: статичный и динамичный. Первый вид передает ощущение равновесия и спокойствия, то есть статичности, а второй наоборот – движения и эмоциональности.

Как же добиться статичности изображения? Ощущение неподвижности создают прямые линии: вертикальная ось и горизонтальная линия. То есть на листе должны быть расположены предметы, которые будут перпендикулярны линии горизонта.

Чтобы добиться динамики, нам нужно сместить угол наклона вертикальной линии, это добавит движения в нашу композицию.

Для наглядности можно привести пример со стаканом. Если вы изобразите его стоящим на столе (стакан – вертикальная прямая, а стол – линия, параллельная горизонту), то такую композицию можно назвать статичной, т.к. стакан просто стоит на столе. А если вы изобразите наклоненный стакан (то есть угол вертикальной оси сместится), то создастся ощущение, что стакан падает (динамичная композиция).

Понятие композиционного центра

Композиционный центр – это то, на чем должен зритель сфокусировать свое внимание. По задумке художника именно этот объект должен в первую очередь привлечь к себе взгляд. Этот центр нужно уметь не только определять, но грамотно сделать на нем акцент, не нарушив общую композицию. Конечно, есть варианты, когда центр отсутствует, но это уже специфические работы и скорее исключение.

Как выделить центр

1. Контрастный центр. Он создается при помощи разницы между светлыми и темными объектами. Композиционный центр противопоставлен по цвету остальному рисунку. Он должен быть либо светлее, либо темнее остальных элементов изображения. Такой контраст сразу привлечет внимание зрителя. Но помните, что затемненные предметы визуально кажутся меньше, чем светлые. Поэтому, используя этот метод важно не нарушить пропорции, иначе можно разрушить удачную композицию.
2. Оси. Можно использовать направляющие линии. Они будут вести к центру композиции. Предметы надо расположить так, будто они нанизаны на ось и стремятся к центру. Можно использовать и просто направленные линии, если того требует задумка художника.

3. Размерность. Самый простой способ показать центр – сделать это через размер изображения. Соответственно, если объект больше остальных, то на него в первую очередь и упадет взгляд зрителя. Можно сделать и наоборот: центр композиции может быть меньше по размеру, чем все остальные предметы на листе, что поможет достичь того же эффекта.

4. Многоплановость. Но на картинке может быть изображено множество различных предметов. Тогда нам поможет многоплановость. С ее помощью можно передать глубину пространства. Композиционный центр мы выводим на передний план, а все остальные предметы – на задний. Можно сделать и наоборот, переместив центр на задний план. Принцип тот же – только один предмет на заднем плане, остальные на переднем. Усилить разницу поможет размывка изображения. Это как в фотографии, когда в фокусе остается только нужный объект.

В работе можно использовать сразу несколько приемов. Главное, при построении не забудьте учесть пропорции и законы перспективы. Все объекты на листе подчинены центру композиции, и именно от него будет зависеть размер предметов на картине в целом.

Основные принципы композиции

Мы уже познакомились с некоторыми хитростями, которые можно использовать для создания статики или движения и привлечения внимания к определенному объекту. Теперь пришло время рассказать об основах создания непосредственно композиции, которые должен знать каждый художник, приступая к работе.

Целостность

Картина – это законченное целостное произведение. При взгляде на нее должно создаваться ощущение завершенности. Все предметы должны быть объединены одним общим смыслом и находиться в одной среде. Это и делает композицию гармоничной.

основы композиции в рисунке


1. Спиралевидное сечение. Оно еще называется спиралью Архимеда. Нужно представить себе спираль на бумаге и расположить на ней объекты.

2. Диагональное сечение. Оно применимо, когда изображаются предметы разные по смыслу. Для этого мы проводим диагональ, делящую лист на два треугольника. Из одной из углов листа проводим перпендикулярный отрезок к уже имеющейся диагонали. В итоге на листе у нас получилось три разных треугольника. Все значимые объекты мы располагаем внутри них. Для создания гармоничной композиции нужно масштаб предметов соотнести с пропорциями треугольников: большой объект — в большом треугольнике, маленький — в наименьшем и т.д.

как скомпоновать рисунок

Правило третей

компоновка в рисунке правила

Закон соотношения краев рисунка к его плоскости

Чтобы создать ощущение пространства, мы можем использовать различные приемы. Например, если изобразить предмет ближе к нижнему краю листа, то он будет восприниматься как объект, расположенный к нам ближе.
Если предмет находится далеко от края, особенно это касается центрального расположения, то кажется, будто он находится вдалеке.

Восприятие зрителем

Теперь поговорим о восприятии зрителя при взгляде на ту или иную картину. Ведь для художника самое важное – это передать свою идею при помощи живописи.

При создании работы важно учитывать, какие эмоции вы хотите вызвать у зрителя. Нужные ощущения также можно создать при помощи линий. Так, горизонтальные линии создают чувство неподвижности. Вертикаль – устремление ввысь, к чему-то важному. Диагонали и наклонные линии – ощущение удаления, пути, уходящего вдаль. Обрывающиеся и пересекающиеся линии демонстрируют бурные эмоции, неприятные чувства или даже агрессию, это видно на картинках, где изображены баталии.

Плавные линии, изгибы символизируют покой, что явно ощущается в пейзажах.

Составляем композицию предметов на листе в натюрморте

Итак, мы разобрались с теорией. Теперь посмотрим классическую композицию, такую как натюрморт, и покажем какие из приемов мы можем использовать при создании работы.

Изначально важно продумать, что мы будем изображать и из чего будет состоять наша работа. Даже если это просто учебная постановка, предметы не должны быть расположены хаотично, а должны быть подчинены единой идее и тематике.
Составляя композицию предметов, учитываются три момента:

1. Формат (горизонтальный, вертикальный или квадратный)
2. Симметрия или асимметрия
3. Композиция (схема): треугольник, диагональ или круг.
А теперь посмотрим все по порядку. Начнем с формата.
Горизонтальный наиболее распространен. Он позволяет расставить большее количество предметов на столе. Для создания глубины нередко добавляют ниспадающую драпировку.

При вертикальном расположении предметов создается ощущение роста. В таком формате хорошо смотрятся цветы, высокие вытянутые вазы. Квадратный формат помогает сконцентрировать внимание зрителя на центре и создает ощущение стабильности.
Округлый формат не особо распространен, т.к. не очень удобно располагать предметы.

композиция натюрморта

Правильное и неправильное расположение предметов

Предметы тоже надо подбирать особым образом. Лучше использовать три размера: большой, средний и малый. Не выстраивайте объекты в одну линию и следите, чтобы оси и контуры разных предметов не сливались. Для создания глубины лучше перегораживать один предмет другим.

Как видите, законов много, и их нужно не только знать, но и применять. Чтобы научиться создавать целостные гармоничные работы, записывайтесь на курсы в нашу школу, и опытный преподаватель научит вас создавать законченные картины, которые смогут в полной мере передать заложенную вами в них идею.

1. Выделение с помощью тонового контраста.
2. Акцент с помощью цветового контраста.
3. Выделение посредством размера и формы силуэта.
4. Выделение композиционного центра посредством обобщения и детализации.

В заключении статьи привожу в качестве примера свою методическую таблицу, которая хорошо помогает учащимся усвоить эти понятия. А сейчас, я подробнее остановлюсь на каждом отдельном пункте.

Выделение композиционного центра посредством обобщения и детализации. Когда художник умеет обобщать второстепенное, и детализировать главное, то это, до некоторой степени, признак мастерства. Если из вышеупомянутого примера художник обобщил массу леса на втором плане, и в подробностях прописал ветку дерева, свисающую над тропинкой — то это не случайно. Этот приём оживляет живопись. Она становится более выразительной, живой. Зритель как бы оказывается в пространстве картины. Оригинальная живопись получается не только когда художник самобытен, по особому видит и т. д., но и когда живопись динамична в цвете, тоне, обобщении и детализации форм. Принцип отбора в композиции очень важен. К сожалению, не все современные художники применяют этот принцип в своём творчестве. Если художник умеет его использовать, то его живопись не оставит зрителя равнодушным.

В заключении, тех, кто заинтересовался этой темой, приглашаю познакомиться с методической таблицей, о которой я упоминал вначале статьи:

Способы выделения композиционного центра.

Способы выделения композиционного центра.

Рис. Плоскостные композиции из геометрических фигур.jpg

Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображений на листе бумаги. От того, как скомпоновано то или иное изображение, во многом зависит общее впечатление от рисунка.

Одним из главных требований в учебном рисунке является умение правильно размещать изображения предметов на листе бумаги.

Композиция в переводе с латинского означает "составлять, сочинять". Компоновка - составлять целое из частей. Композиция как термин имеет двоякое смысловое значение. В учебном рисунке слово "композиция" означает выполнение элементарных начальных упражнений. В художественном творчестве оно имеет более широкое смысловое значение. Разделение понятий "композиция" и "компоновка" носит весьма условный характер, так как одно незаметно переходит в другое, сливаясь в процессе работы над рисунком. Термин "композиция" употребляется в различных сферах и областях искусства: в кино, музыке, театральных постановках, балете, литературе, различных видах изобразительного искусства и в архитектуре. В творческом понимании "композиция" - это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее полно выражающая его идею. В учебном рисунке - это правильный выбор размера и расположения предмета в пределах заданного формата.

Для общего представления о композиции в изобразительном искусстве необходимо знать следующее. Композиции бывают станковые, декоративные, монументально-декоративные, монументально-скульптурные, театрально-декорационные, объемно-пространственные. Существуют композиции предметов прикладного искусства и дизайна. К станковым относятся композиции в графическом, скульптурном и живописном исполнении. Это портреты, пейзажи, картины сюжетного характера, гравюры, эстампы, литографии и скульптурные композиции. К декоративным и декоративно-прикладным композициям относятся всевозможные эскизы росписей по ткани, стеклу, фарфору, дереву, керамике, резьбы по дереву и многое другое. К монументально-декоративным - мозаика, сграффито, панно, витражи, скульптурные рельефы и др. К театрально-декоративным - эскизы и панно к спектаклям и постановкам, эскизы декораций и костюмов. К объемно-пространственным - архитектурные объекты и сооружения, дизайн интерьера и экстерьера, а также архитектурно-скульптурные композиции. Композиции предметов прикладного искусства - дизайн стекла, металла, мебели, промышленный дизайн, моделирование одежды и др.

Композиция как отдельный специальный предмет не входит в число учебных дисциплин программы курса по рисунку в архитектурных вузах; тем не менее имеет важное значение для представления о композиции вообще, а также для будущей творческой деятельности, требующей решения сложных разнообразных композиционных задач. Композиция воспитывает образное мышление, является признаком, определяющим профессиональную зрелость, мастерство и творчество, умение воплощать идеи и образы.

Главной задачей композиции в учебном рисунке является умение размещать предметы и их части так, чтобы создать единое гармоническое выразительное целое.

При решении композиционных задач нельзя пренебрегать такими понятиями, как масштаб, пропорции, соразмерность, равновесие, тема, сюжет, образ, тон, форма, объем, конструкция, пространство (перспектива), симметрия, контраст, ритм, динамика, статика, а также главное и второстепенное, единство и целостность, и, разумеется, выразительность и гармония.

Композиция - это система правил и приемов взаимного расположения частей в единое гармоническое целое. Умение точно и выразительно размещать изображение в пределах формата листа является непременным условием в учебном рисунке. Умение составлять композиции - это тоже искусство. Поэтому для овладения искусством компоновки потребуется развитие композиционного видения, чутья.

Благодаря существующему природному таинству, человеческому глазу присуще видеть и воспринимать окружающий нас мир в пропорциях и соразмерностях, т.е. сама природа позаботилась, положила в основу нашего зрения великолепные качества, позволяющие определять прекрасные пропорции. Выразительные композиции - это наличие гармоничности, т.е. такого качества художественных произведений, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и целого, а сочетания цветов не раздражают глаз. Гармония обязывает рисующего компоновать изображенные предметы и их части так, чтобы ни одна часть не казалась чужеродной или несоразмерной. Вот что писал о гармонии выдающийся теоретик Возрождения Леон Баттиста Альберти: "Есть нечто большее, слагающееся из сочетания и связи этих трех вещей (числа, ограничения и размещения) нечто, чем чудесно озаряет весь лик красоты. Ведь назначение и цель гармонии - упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту. И нет у природы большей заботы, чем та, чтобы произведенное ею было вполне совершенным. Этого нельзя никак достичь без гармонии, ибо без нее распадается внешнее согласие частей". Из слов Альберти понятно, что основа прекрасного - это гармония. Благодаря чутью художниками и архитекторами создаются гармоничные художественные произведения, предметы и вещи.

В работе над композицией нужно научиться композиционному видению. Такое видение можно развить следующим образом. К примеру, рассматривать с балкона многочисленные частные строения внизу, сравнивая с ними заинтересовавший вас объект. В данном случае главный объект вашего интереса находится в центре вашего внимания, а окружение служит для определения объекта и его места в этом окружении. Посредством такого зрительного восприятия окружающей среды можно развивать композиционное видение. Подобные упражнения можно проделывать дома, на улице, в транспорте, на работе, словом - везде.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В архиве представлен конспект урока изобразительного искусства на тему "Центр в композиции", а также красочная презентация с иллюстрациями, примерами.

Задачи урока:

- формирование навыков и умений при организации композиционного пространства в соответствии с замыслом, применяя полученные знания на практике.

Развивающие:

- совершенствование способности образного мышления, развитие у учащихся творческой самостоятельности, способности анализировать собственное произведение, вызывать желание фантазировать и развивать умение мыслить формами и пятнами, выделять главное и второстепенное для создания образа; развитие творческих способностей.

Воспитательные:

- формирование художественного вкуса; способности ценить произведения искусства; аккуратности в работе.

(3 слайд) Начнем с вопроса. Как вы считаете, что такое композиция? (ребята отвечают) В любом виде искусства важную роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. Композиция и является соединением этих элементов в единое целое.

В течение урока мы составим словарь новых слов, он будет появляться на презентации.

(4 слайд) Композиция (лат. – "сочинение", "соединение") – построение произведения (построение изображения на картинной плоскости).

(5 слайд) Интуитивное понятие о композиции в различной степени присутствует у каждого. Иначе в ней не было бы никакого смысла. Композиция в дизайне, композиция в рисунке, композиция в живописи, композиция в фотографии - понятия не разделимые.

(7 слайд) Композиционный центр - это объект, к которому, по задумке художника, должен стремиться глаз зрителя, центральный элемент рисунка.

(7 слайд) Композиционный центр также называют доминантой. Доминанта — это самый важный, самый главный элемент композиции, который первым привлекает наше внимание.

(8 слайд) Художнику очень важно уметь определить композиционный центр и сделать на нем акцент в своей работе.

Как вы считаете, почему важно наличие композиционного центра?(ученики отвечают)

Дело в том, что наш мозг всегда стремится выделить главное. Когда мы можем выстроить иерархию, то мы чувствуем себя спокойно и комфортно. Композиция, лишенная доминанты, будет вызывать беспокойство.

(9 слайд) Что может быть центром композиции в картинах разных жанров?(ребята вспоминают жанры изобразительного искусства и отвечают на вопрос)

(9 слайд) Если речь идет о натюрморте, центром композиции может быть какой-либо предмет (ваза, чайник, фрукт и т.д.). (10 слайд) В пейзаже наше внимание (как и внимание художника) может привлечь дерево, дом или другой объект.

Композиционная ошибка может привести к курьезным последствиям. В портрете работы Робера Кампена (15 век), лицо модели занимает почти все пространство холста, поэтому центром композиции становится щека, которая вряд ли выражает идею сюжета.

(12 слайд) Помимо композиционного центра в картине всегда есть геометрический центр.

Геометрический центр — точка пересечения диагоналей прямоугольного изображения. (13слайд)

Центр композиции редко совпадает с геометрическим центром картины. В живописи, графике или фотографии центр композиции как правило располагается по линии золотого сечения, то есть, рядом с центром.

(15 слайд) Наш словарь почти заполнен.

(16 слайд) Чтобы разобраться, что такое золотое сечение, мы посмотрим мультфильм, а заодно отдохнем и наберемся сил.

(17 слайд) Золотое сечение бывает двух видов:

1. Спиралевидное золотое сечение. Достаточно визуально представить спираль на листе и уже на ней расположить предметы. Или ориентируясь на данный рисунок, тонкой еле заметной, карандашной линией, нарисовать ее на листе. Спиралевидное золотое сечение очень распространено в природе – например, раковина улитки.

(18 слайд) 2. Диагональное золотое сечение. Диагональное золотое сечение широко используется в композиции для распределения объектов разных по смыслу. В прямоугольнике проводим диагональ. Далее из вершины необходимо провести перпендикуляр к уже проведенной диагонали. В итоге получаются три треугольника разных размеров. Значимые объекты располагаются в них.

(20 слайд) Наши глаза фокусируются на определенном объекте, к которому устремлен наш взгляд, все остальное в этот момент слегка расплывается. Проведем эксперимент. Посмотрите в окно. Затем сконцентрируйте взгляд на оконной раме. Хорошо ли вы различаете пейзаж за окном? Он будто в тумане, зато раму вы видите четко, ярко, объемно.

На центре композиции фокусируется наш взгляд, поэтому его нужно проработать более детально, чем все остальное.

Существуют разные способы выделения композиционного центра.

(21 слайд) 1. Центр композиции можно выделить с помощью контраста. Контраст – сопоставление противоположностей. Часто главное выделяется контрастом тона или цвета: светлое на темном, темное на светлом, красное на зеленом, фиолетовое на желтом и т.п. Сопоставлять можно любые противоположности. (22 слайд)

(23 слайд) 2. Центр композиции можно выделить с помощью света. Нужно просто осветить центр композиции лучом света, оставив остальное в полумраке.

(24 слайд) 3. Центр композиции можно выделить с помощью движения. Изобразительное искусство, в отличие от кино не может показать движение, но оно может вызвать ощущение движения. Есть множество приемов для этого: диагонали, неустойчивые треугольники, ритм. Но немаловажное значение имеет момент запечатленного движения.

(25 слайд) 5. Центр композиции можно выделить с помощью изоляции - отделить от других персонажей.

(26 слайд) 6. Центр композиции можно выделить с помощью размера главного объекта.

(34 слайд) Давайте подведем итоги урока. Ребята, подумайте и ответьте на вопросы.

Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

Какие новые понятия узнали?

Что для вас было самым простым? Что самым сложным?

Довольны ли вы результатом урока? Почему?

(35 слайд) Спасибо за урок!

ЦЕНТР В КОМПОЗИЦИИ

ЦЕНТР В КОМПОЗИЦИИ

ЗАДАЧИ УРОКА:

ЧТО ТАКОЕ КОМПОЗИЦИЯ?

КОМПОЗИЦИЯ В ФОТОГРАФИИ

КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ

КОМПОЗИЦИЯ В РИСУНКЕ

КОМПОЗИЦИЯ В ЖИВОПИСИ

ЧТО ТАКОЕ ЦЕНТР В КОМПОЗИЦИИ?

ЧТО ТАКОЕ ЦЕНТР В КОМПОЗИЦИИ?

Композиционный центр — это объект, к которому, по задумке художника, должен стремиться глаз зрителя, центральный элемент рисунка. Может быть несколько.

Доминанта — это самый важный, самый главный элемент композиции, который первым привлекает наше внимание.

иллюстрация к сказке

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ЦЕНТРОМ КОМПОЗИЦИИ

В КАРТИНАХ РАЗНЫХ ЖАНРОВ?

Геометрический центр — точка пересечения диагоналей прямоугольного изображения. Может быть только один.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КОМПОЗИЦИИ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КОМПОЗИЦИИ

Золотое сечение — деление отрезка на две неравные части. Оно производится таким образом, что меньшая из этих частей относится к большей так же, как большая к длине всего отрезка.

1. Спиралевидное золотое сечение. Достаточно визуально представить спираль на листе и на ней расположить предметы. Или тонкой карандашной линией нарисовать ее на листе. Спиралевидное золотое сечение очень распространено в природе.

2. Диагональное золотое сечение. В прямоугольнике проводим диагональ. Из вершины необходимо провести перпендикуляр к уже проведенной диагонали. В итоге получаются три треугольника разных размеров. Значимые объекты располагаются в них.

2. Диагональное золотое сечение. В прямоугольнике проводим диагональ. Из вершины необходимо провести перпендикуляр к уже проведенной диагонали. В итоге получаются три треугольника разных размеров. Значимые объекты располагаются в них.

Чтобы научиться рисовать, важно четко понимать, что же такое композиция в рисунке и с чем ее едят. Композиция в рисунке и живописи - это расположение предметов на вашей картине. Если говорить по-научному, то композиция - это распределение предметов и фигур в пространстве, установление соотношения их объемов, света и тени, пятен цвета. Если композиция в картине правильная, то все элементы картины будут визуально органично связаны между собой. В рисунке и живописи существуют два основных вида композиции: 1. Статичная композиция - это композиция, которая передает в рисунке ощущение равновесия, состояние умиротворения. 2. Динамичная композиция - хорошо передает движение, бурные эмоции, стихию природы. Разницу этих двух видов композиции можно отчетливо увидеть на примере рисунка ракеты ниже.

Композиция в рисунке или секреты удачной картины 2

На левом рисунке ракета неподвижна. Это ощущение создается за счет статичной композиции. Статичная композиция в этом рисунке возникает за счет пересечения горизонтальной оси (линия горизонта) с вертикальной осью (ровно стоящая на земле ракета) под прямым углом. Пересечение вертикальной и горизонтальной линий под прямым углом (перпендикулярные прямые) в рисунке всегда добавляет статики и монументальности. На правом рисунке есть ощущение, что ракета летит. Это ощущение для зрителя мы создали с помощью динамичной композиции за счет смещения угла наклона. Вы можете легко проделать такой же эксперимент, нарисовав, например, чашку. Когда вы нарисуете горизонтальную линию стола и ровно перпендикулярно столу нарисуете чашку - вы увидите устойчивое состояние (статичная композиция). А теперь нарисуйте чашку под углом к столу и вы увидите, что возникло ощущение момента падения, динамики (динамичная композиция).

В онлайн-школе рисования Doodle&Sketch 80% видео уроков содержат теоретическую часть и упражнения, направленные на изучение основ композиции, цвета и других важных аспектов рисунка. Вот лишь некоторые из видео уроков, в которых содержится теория о композиции в рисунке:

Мастер-класс рисования акварелью

Видео урок рисования акварелью "Акварельный пейзаж" Художник-преподаватель: Дарья Митта Дарья Митта – прекрасный профессиональный художник/иллюстратор/скетч .

Мастер-класс рисования

Видео урок рисования акварелью "Натюрморт с яблоками" Художник-преподаватель: Александра Головина Александра Головина – прекрасный профессиональный художник/ил .

Мастер-класс рисования маркерами

Базовый видео урок рисования маркерами для начинающих "Как рисовать маркерами. Композиция, объем и другие секреты". Художник-преподаватель: Вероника Урубкова В .

Мы разобрались с основными видами композиции в рисунке и живописи и теперь переходим к следующему важному элементу - композиционному центру. Композиционный центр - это объект, к которому, по задумке художника, должен стремиться глаз зрителя - центральный элемент рисунка. Художнику очень важно уметь определить композиционный центр и сделать на нем акцент в своей работе. Есть и исключения. Например, паттерны (простые повторяющиеся формы, цвета или объекты), специфические иллюстрации, поддержанные определенной концепцией, могут не содержать композиционного центра.

Композиция в рисунке или секреты удачной картины 3

Как художнику научиться выделять композиционный центр в своих работах? Об этом мы как раз поговорим далее!


✔ КОНТРАСТНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ ЦЕНТР Контраст - это яркая разница между светлым и темным. Уловка заключается в том, что необходимо противопоставить композиционный центр тональности остальной композиции. То есть сделать так, чтобы задуманный вами композиционный центр был явно темнее, или явно светлее остальных элементов на картине. Если сравнить два рисунка ниже, то вне зависимости от расположения ракеты, композиционный центр явно считывается - это, как раз, достигается за счет контраста с основным фоном. При использовании этого приема, надо учитывать некоторые моменты: темные заливки, визуально уменьшают предмет, а светлые, наоборот - увеличивают.

Композиция в рисунке или секреты удачной картины 4

✔ НАПРАВЛЯЮЩИЕ ОСИ Для привлечения внимания к композиционному центру своей картины, используйте направляющие линии. Направляющие линии можно использовать как леску, на которую нанизывают бусины, только вместо бусин будут предметы, задуманные в композиции. Важно построить движение, как систему коридоров, ведущих к одной цели - композиционному центру. На левом рисунке к композиционному центру (космонавту) ведут направляющие линии с разных углов. А в правом, несмотря на насыщенность деталями композиции, за счет направляющих линий и направления движения всех элементов, композиционный центр (космонавт) также остается выделенным.

Композиция в рисунке или секреты удачной картины 5

Композиция в рисунке или секреты удачной картины 6

Композиция в рисунке или секреты удачной картины 7

Композиция в рисунке или секреты удачной картины 8

Рассмотрим пример слева - спиралевидное сечение. Я расположила человечков по оси спирали. По мере закругление спирали, происходит уменьшение формы и возникает ощущение урагана или бури, а так же появляется глубина пространства и перспектива. На иллюстрации справа мы распределяем объекты (звездочка, ракета и космонавт), ориентируясь на их общий объем и массу. Чем больше размер (в нашем случае это космонавт), тем больший сегмент он занимает, соответственно, маленькая звездочка - займет самый маленький треугольник. Композиция получится интересной благодаря разным по объему предметам.

Второе важное правило - это правило третей. Оно является упрощенной версией золотого сечения. Заключается оно в том, что лист делится на 9 равнозначных частей с помощью 2 параллельных горизонтальных и 2 вертикальных линий. Самое простое, чтобы добиться гармоничной композиции - это расположить композиционный центр в центральном прямоугольнике - как на примере ниже.

Композиция в рисунке или секреты удачной картины 9

Если в композиции несколько объектов, то рекомендую их расположить на пересечении линий - композиция не потеряет выразительности. На линиях можно располагать объекты, на которые художник хочет сделать упор. Линия горизонта может пролегать по одной из горизонтальных линий, то есть, композиция делится 1 к 2 (как на правом рисунке внизу), где одна часть - это земля, а две части - это небо.

Композиция в рисунке или секреты удачной картины 10

Существует определенная математическая пропорция для построения такой сетки, она показана на рисунке ниже. Я рекомендую запомнить эти пропорции визуально и использовать их при создании собственных работ.

Композиция в рисунке или секреты удачной картины 11

Из этой статьи мы с вами узнали, что такое композиция и композиционный центр, научились основным правилам гармоничной композиции в рисунке. Теперь вы вооружены уловками, которые помогут вам в построении правильной композиции в ваших картинах, и секретами - чтобы создать множество удачных работ. Всем вдохновения и успехов!

Получите доступ к ЛЮБОМУ из 115 уроков рисования онлайн-школы Doodle&Sketch БЕСПЛАТНО!

Получите доступ к ЛЮБОМУ из 115 уроков рисования онлайн-школы Doodle&Sketch БЕСПЛАТНО! Заполните поля и ждите письмо:

Читайте также: