Выставка народного творчества в доу
Обновлено: 08.07.2024
В ходе смотра-конкурса оценивались следующие показатели:
- расположение Музея (эстетичность, креативность оформления, безопасность, соблюдение санитарно-гигиенических условий, соответствие возрасту детей),
-учет возрастных особенностей детей данной группы,
- наличие документации (рассказ о цели создания Музея, истории экспонатов, кто предоставил, рассказ, содержащий интересные факты, связанные с предметом; содержание работы с детьми и родителями, конспекты ООД, план работы, подборка игр, художественной литературы и др.),
- разнообразие экспонатов,
- умение педагога провести экскурсию по своему Музею.
Педагоги каждой группы проделали большой объем работы, подобрали место для размещения Музея, наполнили его содержанием, продумали оснащение, разделы, формы работы в музее с учетом возрастных особенностей детей.
По итогам смотра-конкурса места распределились следующим образом:
среди групп младшего возраста:
среди групп старшего возраста:
Надеемся, что работа в Музеях будет продолжена, педагоги будут развивать музеи, пополнять экспонатами, усложнять дидактическим и теоретическим материалом в соответствии с возрастом воспитанников.
Цель: Освоение правил создания выставки предметов народных промыслов.
Программные задачи:
Обучающие:
- Обобщить представления детей о народных промыслах, о предметах, которые изготовлены руками умельцев.
- Способствовать пониманию способа создания выставки разных предметов.
- Формировать умение создавать выставку согласно составленному правилу (алгоритму действий).
- Упражнять в умении называть промысел (Гжель, Хохломская роспись, Дымковские игрушки), предмет и его характерные особенности для данного промысла.
Воспитательные:
- Вызвать чувство гордости за выполненное дело, желание рассказать о нём близким.
- Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам
Развивающие:
- Способствовать развитию наглядно–образного, логического мышления, зрительного внимания, умения устанавливать причинно–следственные связи, мыслительные операции: синтез, анализ, умение составлять и читать модель.
Интегрируемые образовательные области: социально–коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно–исследовательская, речевая
Форма организации: фронтальная
1.Введение в ситуацию:
Мотивировать детей на включение в игровую ситуацию. Сформировать и зафиксировать “детскую цель” – помочь выбрать предметы для выставки народных промыслов.
Вдруг раздаётся стук дверь, почтальон передаёт письмо. Воспитатель зачитывает:
В:- Вы хотите помочь Марье-Искуснице?
Д: – Да, хотим помочь!
В: – Вы сможете это сделать?
Д: – Да, мы сможем!
В: – Почему вы думаете, что сможете ей помочь?
Д: – Потому что мы были много раз на выставках; мы знаем, как создаются выставки.
2.Актуализация знаний:
Актуализировать знания детей о том, что такое народный промысел, его виды, отличительные особенности. Тренировать мыслительные операции, развивать речь
В:- Ребята, что за предметы, о которых говорится в письме?
Д: – Это сувениры, игрушки, посуда, украшения, которые делают сами люди.
В: – Как можно познакомиться с такими предметами жителям любого города?
Д: – Их можно купить в магазине, на ярмарке, в домах у людей; в мастерских, где их изготовляют;
В: – Правильно. Дети, как вы думаете, почему они нравятся людям. В чем же их особенность?
Д: – Каждая вещь не похожа на другую. Их расписывают по-разному, изготовляют определённым способом.
В:- Вот бы нам самим хоть одним глазком увидеть мастерскую, где изготавливают удивительные предметы. Что же делать?
В: – Открою вам секрет: моя хорошая знакомая работает в мастерской. Я думаю, она будет не против, если мы приедем к ней в гости. Тем более там нам будет гораздо проще помочь Марье – Искуснице. Как вы считаете?
Вывешивается схема посадки. Ребёнок находит своё место согласно номеру на билете.
В: – Молодцы! Вы верно прочитали схему и заняли места. Отправляемся в путь.
Физ.минутка
Дети с воспитателем перемещаются в другую часть группы.
Звучит русская народная музыка
В:- Вот мы с вами и оказались в мастерской. Пойду посмотрю, где хозяева?
Воспитатель заходит за дверь, выходит переодетая.
В: – Здравствуйте ребята, я мастерица. С чем пожаловали ко мне?
Д: – Мы хотим помочь Марье-Искуснице создать выставку предметов народного искусства.
В: – Молодцы, помогать нужно. А знаете ли вы сами виды народного искусства?
В: – А вот сейчас и проверим!
В:- Как хорошо вы знаете виды народного промысла! А бывали ли вы на выставках?
В: – Тогда, наверное, вы сможете ответить, что это такое?
Д: – Выставка— это показ предметов.
В: – Правильно. Раз вы посещали выставки, наверно знаете, что они оформляются по определённым правилам. Посмотрите, сколько в моей кладовой накопилось предметов разных мастеров. Попробуйте составить такую выставку!
Подойдите к столу. Дети идут к столам.
В: – Дети, скажите, где на выставках располагаются удивительные предметы, где они находят свой дом?
В:- Верно. Они селятся на полках, но не просто так, а по своим правилам. Приступайте к работе.
Практическая деятельность: попробуйте создать выставку!
На столе лежат предметы разных видов народного промысла, современная посуда.
3. Затруднение: зафиксировать затруднение под руководством воспитателя. Выявление причин затруднения.
В: – Получилось у вас сделать выставку?
Д:- Да, мы всё сделали.
В: – По какому принципу вы расставляли предметы?
В:- Как назвать ситуацию, когда вы что-то не знаете?
В:- Что же делать?
Д:- Спросить. Додуматься самим.
В.- Предлагаю разобраться самим и составить ПРАВИЛО отбора и расположения предметов для выставки.
В.- Повторите, что нам надо научиться делать?
Д:- Научиться отбирать и располагать предметы народных промыслов на выставке.
В: – Итак, ребята, вы помните – выставка— это показ предметов, материалов. Выставка всегда чем – то объединяет предметы между собой. По какому признаку можно объединить предметы между собой?
Д:- По виду промысла.
– По назначению предмета…
В: – Итак, прежде чем устраивать выставку, что необходимо сделать?
Д: – Продумать её тему.
В.- Верно. Таким образом, дать ей название
В: – Несмотря на то, что тема заявлена, бывает так, что предметов народного искусства гораздо больше. Что делать в этом случае?
Д:- Отобрать нужные.
В: – Ребята, как вы поймете, что брать на выставку необходимо только нужные предметы?
Д:- Об этом говориться в теме нашей выставки.
В: – Отлично, и это будет следующим моментом нашего правила: отобрать предметы согласно темы выставки.
В: – Предметы отобраны и нам важно, чтобы было удобно рассматривать их. Подумайте, дети, что является следующим действием у организаторов выставки!
Д:- Размещение на полках.
В: – Вы правы. Правило нужно и в расположении вещей, если вещи крупные, их где удобно располагать?
Д: – На более низких полках, т. к. они при рассматривании окажутся на уровне глаз людей.
В: – А более мелкие?
Д:- на полках повыше, т. к. расположив их ниже будет плохо видно всем желающим.
В:- То есть нужно правильно разместить предметы на полках согласно величины.
Д:- Сначала выбрать тему, потом отобрать предметы согласно темы и распределить предметы народного искусства на полках.
- Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка
В: – Теперь у вас есть знание, как отобрать предметы для выставки народного искусства. Предлагаю вам вернуться в мою кладовую и попробовать вместе создать выставку предметов народного промысла согласно нашему правилу.
В: – Ребята, у вас получилось?
Д: – Да, у нас получилось!
В: – Как вы думаете, что вам помогло?
Д: – Нам помогло наше правило.
В: – Ребята, вы постарались и у вас всё хорошо получилось. Теперь вы можете делать разные выставки. Теперь вы сможете помочь Марье-Искуснице?
В: -Давайте ей отошлем наши правила.
В: – Я, попрошу вас помочь теперь мне. Ребята из другого садика прислали мне картинки с изображением народных промыслов. Отберите те картинки, на которых изображённые предметы могут быть на одной выставке, и расположите их на своей полке.
В: – Вы замечательно справились. Но нам уже пора прощаться. До свидания!
В: – Вот это путешествие! Нас уже заждались в нашей группе и наверняка спросят, где мы были?
Д: – В мастерской по изготовлению предметов народного искусства.
В: – Кому мы помогли?
В: – У вас получилось? Что вам в этом помогло?
Д: – Да. Нам помогли правила.
В: – Какое новое знание вы сегодня получили, что нового узнали?
Д: – Как организовывать выставки.
В: – А для чего вам пригодится это новое знание, где вы его можете использовать?
Д: – Мы сможем делать выставки; мы сможем научить родителей, друзей. Мы сможем группировать разные предметы по признакам.
В: – Ребята, я горжусь вами. Выполняя задание Марьи-Искусницы, вы сами составили новое правило и применили его на деле. Вы молодцы! Давайте попрощаемся с нашими гостями, отправимся к своим друзьям.
Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Поэтому знакомство детей с мастерством народных умельцев, народными промыслами позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.
Вложение | Размер |
---|---|
экскурсия на выставку художественного отделения ДШИ г. Пролетарска | 13.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощается многовековой опыт эстетического восприятия, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.
Итоговым мероприятием этой деятельности стала экскурсия в музей – выставку декоративного творчества который создают своими руками воспитанники художественного отделения Детской школы искусств нашего города класс преподавателя Сидора Ирины Петровны. Ребята с интересом, благоговением и осторожностью рассматривали глиняные народные игрушки, деревянных матрешек, с помощью Ирины Петровны находили сходство и различие видов народно-прикладного творчества, а еще поделились своими знаниями в опыте лепки и росписи народной игрушки. А еще мы увидели прекрасные произведения живописи – картины, выполненные акварелью, пастелью, карандашами, даже бисером! Как же талантливы наши ребята, какие профессионалы своего дела их преподаватели!
Все начинается с детства, и мы надеемся, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности, бездуховности наших детей - тех, кто соприкоснулся с волшебным миром искусства. Русская пословица гласит: "Капля и камень точит".
Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками.
Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.
И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.
Успех, приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.
Сегодня мы говорим о мини- музее, как об одном из средств развития интереса к народной культуре и традициям детей дошкольного возраста.
Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают, что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.
Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.
Работа над обучением детей музейному восприятию мира начинается с младших дошкольников и продолжается до старшей возрастной группы. Только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа.
(Начальная идея была собрать народные игрушки, но в последствии мини музей обогатился и другими экспонатами для знакомства с бытом, народными традициями и тд.)
Приобщение детей к народным игрушкам проходит путём показа образцов народных промыслов России в самом мини- музее, а продолжением работы уже в группе служат и рассматривание тематических альбомов, слайдов. Рассматривая их, дети смогут ощутить мастерство и вкус людей, их изготовивших.
Для детей младшего дошкольного возраста (я начинала работать со 2 младшей группы), конечно же, главной деятельностью является игровая деятельность. В данном случае мы говорим о народной игре. Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью.
Дети любят веселые считалки, потешки, пестушки сопровождающие игры.
Потешки, прибаутки, песенки
-Кисонька-мурысенька,Что из муки пекла?
С кем прянички ела?
-Не ешь одна! Не ешь одна!
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом. в яму!
Бух!
Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.)
Игровые действия с экспонатами помогают приобрести детям и свой собственный опыт. Затрагиваемые психические процессы (воображения, мышления, речи, сенсорика способствуют более углубленному освоению истории и культуры своего народа.
Игра всегда была естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обладающим великой воспитательной силой.
Яркое впечатление дети получают от матрёшек, которые разной расцветки, разного размера и их много-много друг в друге. И здесь игра с сопровождается народным фольклором.
Обряды, отображающие нравственные устои народа, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т. д. Используемый и выученный детьми народный фольклор мы в последствии используются ещё и на фольклорных праздниках, утренниках, развлечениях связанных с народными праздниками.
В среднем и старшем дошкольных возрастах формы приобщения к народным традициям усложняются.
В Средней группе мы продолжили работу: расширяем представление о народной игрушке. В нашем мини- музее организована выставка декоративно- прикладного творчества, где систематически меняются композиции по равным видам росписи: хохоломская роспись, городецкая роспись, гжель и др. Но мы не просто можем посмотрим, но и попробовать смастерить (слепить). И снова наша мастерская рядом. Мы привлекаем детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Дети сами рисуют росписи на народных игрушках. Дети узнают, что росписи могут быть не только на игрушках, но и на предметах быта. Продолжаем активно знакомить детей с устным народным творчеством, подходящим под их возраст (хороводы, )
В Старшей группе мы знакомимся с еще несколькими видами, народного декоративно-прикладного искусством. (Городец, Похлов-Майдан, Гжель) Расширять представления о народных игрушках (матрешки-городецкая, Богородская; бирюльки). Рассказать ребятам о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.
В мини – музее мы знакомим детей с народными праздниками. Для этого мы знакомим детей с народными куклами в народных костюмах, где есть отражение особенностей народных праздником. Например, весна, Пасха… И здесь уместно использовать с детьми обрядовые песни. Обрядовые песни они описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желаемое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.
Весна, весна красная!
Приди весна с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!
Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму.
Познакомить детей с русской избой и строениями, их внутренним убранством, предметах быта позволят макет, который представлен в музее. Дети имеют возможность самим прикоснуться в историю.
Посмотреть, потрогать и обыграть разные жизненные ситуации, для этого подбираем такие сюжеты игр как например, в избе есть колыбелька для малыша. Ведь с первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки, маминой колыбельной песни. Колыбельные песни настраивают детей на гармоничный музыкально-поэтический лад. Обыгрывая сюжет с колыбелью дети исполняют колыбельные песни…
Где вы, где вы гуленьки?
Прилетайте на кровать,
Сели в изголовьице…
Спи-ка на здоровьице!
Стали гули ворковать
Стал Ванюша засыпать.
Загадка — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира. При знакомстве с разными экспонатами мы используем именно загадки. Например, перед тем как рассмотреть телегу (как вид транспорта с лошадью) загадываем загадку:
Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)
Или Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)
Потому что в старину не было часов и люди просыпались с петухами.
Эффективно используем и скороговорки
На горе, на пригорке
Жили тридцать три Егорки.
Из-за леса, из-за гор
Едет к ним еще Егор.
Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и поговорках. Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума
Что касаемо подготовительной группы, мы планируем продолжать расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.
В заключение хочу сказать, что создание мини-музея народной игрушки в образовательном пространстве детского сада значительно обогатило развивающую среду для работы с детьми в данном направлении. Выполняя свою познавательную функцию, мини-музей открывает для детей возможность узнать культуру, историю родной страны и родного края.
- Бойчук, И.А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством/ И.А. Бойчук. СПб.: Детство-Пресс, 2013.352с
- Горянина, Р. А. Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре// Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 99-101.
- Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Виноградова Н.А, Микляева Н.В., Микляева Ю.В.; под общ ред. Микляевой Н.В.. М.: Юрайт, 2012.510с
- Чебан, А.Я. Знакомим дошкольников с народной культурой/ А.Я Чебан, Л.Л. Бурлакова. – М.: ТЦ Сфера. 2012. 128 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
Читайте также: