Выставка народного творчества в доу

Обновлено: 08.07.2024

В ходе смотра-конкурса оценивались следующие показатели:

- расположение Музея (эстетичность, креативность оформления, безопасность, соблюдение санитарно-гигиенических условий, соответствие возрасту детей),

-учет возрастных особенностей детей данной группы,

- наличие документации (рассказ о цели создания Музея, истории экспонатов, кто предоставил, рассказ, содержащий интересные факты, связанные с предметом; содержание работы с детьми и родителями, конспекты ООД, план работы, подборка игр, художественной литературы и др.),

- разнообразие экспонатов,

- умение педагога провести экскурсию по своему Музею.

Педагоги каждой группы проделали большой объем работы, подобрали место для размещения Музея, наполнили его содержанием, продумали оснащение, разделы, формы работы в музее с учетом возрастных особенностей детей.

По итогам смотра-конкурса места распределились следующим образом:

среди групп младшего возраста:

среди групп старшего возраста:

Надеемся, что работа в Музеях будет продолжена, педагоги будут развивать музеи, пополнять экспонатами, усложнять дидактическим и теоретическим материалом в соответствии с возрастом воспитанников.


Цель: Освоение правил создания выставки предметов народных промыслов.

Программные задачи:

Обучающие:

  • Обобщить представления детей о народных промыслах, о предметах, которые изготовлены руками умельцев.
  • Способствовать пониманию способа создания выставки разных предметов.
  • Формировать умение создавать выставку согласно составленному правилу (алгоритму действий).
  • Упражнять в умении называть промысел (Гжель, Хохломская роспись, Дымковские игрушки), предмет и его характерные особенности для данного промысла.

Воспитательные:

  • Вызвать чувство гордости за выполненное дело, желание рассказать о нём близким.
  • Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам

Развивающие:

  • Способствовать развитию наглядно–образного, логического мышления, зрительного внимания, умения устанавливать причинно–следственные связи, мыслительные операции: синтез, анализ, умение составлять и читать модель.

Интегрируемые образовательные области: социально–коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно–исследовательская, речевая

Форма организации: фронтальная

1.Введение в ситуацию:

Мотивировать детей на включение в игровую ситуацию. Сформировать и зафиксировать “детскую цель” – помочь выбрать предметы для выставки народных промыслов.

Вдруг раздаётся стук дверь, почтальон передаёт письмо. Воспитатель зачитывает:

В:- Вы хотите помочь Марье-Искуснице?

Д: – Да, хотим помочь!

В: – Вы сможете это сделать?

Д: – Да, мы сможем!

В: – Почему вы думаете, что сможете ей помочь?

Д: – Потому что мы были много раз на выставках; мы знаем, как создаются выставки.

2.Актуализация знаний:

Актуализировать знания детей о том, что такое народный промысел, его виды, отличительные особенности. Тренировать мыслительные операции, развивать речь

В:- Ребята, что за предметы, о которых говорится в письме?

Д: – Это сувениры, игрушки, посуда, украшения, которые делают сами люди.

В: – Как можно познакомиться с такими предметами жителям любого города?

Д: – Их можно купить в магазине, на ярмарке, в домах у людей; в мастерских, где их изготовляют;

В: – Правильно. Дети, как вы думаете, почему они нравятся людям. В чем же их особенность?

Д: – Каждая вещь не похожа на другую. Их расписывают по-разному, изготовляют определённым способом.

В:- Вот бы нам самим хоть одним глазком увидеть мастерскую, где изготавливают удивительные предметы. Что же делать?

В: – Открою вам секрет: моя хорошая знакомая работает в мастерской. Я думаю, она будет не против, если мы приедем к ней в гости. Тем более там нам будет гораздо проще помочь Марье – Искуснице. Как вы считаете?

Вывешивается схема посадки. Ребёнок находит своё место согласно номеру на билете.

В: – Молодцы! Вы верно прочитали схему и заняли места. Отправляемся в путь.

Физ.минутка

Дети с воспитателем перемещаются в другую часть группы.
Звучит русская народная музыка

В:- Вот мы с вами и оказались в мастерской. Пойду посмотрю, где хозяева?

Воспитатель заходит за дверь, выходит переодетая.

В: – Здравствуйте ребята, я мастерица. С чем пожаловали ко мне?

Д: – Мы хотим помочь Марье-Искуснице создать выставку предметов народного искусства.

В: – Молодцы, помогать нужно. А знаете ли вы сами виды народного искусства?

В: – А вот сейчас и проверим!

В:- Как хорошо вы знаете виды народного промысла! А бывали ли вы на выставках?

В: – Тогда, наверное, вы сможете ответить, что это такое?

Д: – Выставка— это показ предметов.

В: – Правильно. Раз вы посещали выставки, наверно знаете, что они оформляются по определённым правилам. Посмотрите, сколько в моей кладовой накопилось предметов разных мастеров. Попробуйте составить такую выставку!

Подойдите к столу. Дети идут к столам.

В: – Дети, скажите, где на выставках располагаются удивительные предметы, где они находят свой дом?

В:- Верно. Они селятся на полках, но не просто так, а по своим правилам. Приступайте к работе.

Практическая деятельность: попробуйте создать выставку!

На столе лежат предметы разных видов народного промысла, современная посуда.

3. Затруднение: зафиксировать затруднение под руководством воспитателя. Выявление причин затруднения.

В: – Получилось у вас сделать выставку?

Д:- Да, мы всё сделали.

В: – По какому принципу вы расставляли предметы?

В:- Как назвать ситуацию, когда вы что-то не знаете?

В:- Что же делать?

Д:- Спросить. Додуматься самим.

В.- Предлагаю разобраться самим и составить ПРАВИЛО отбора и расположения предметов для выставки.

В.- Повторите, что нам надо научиться делать?

Д:- Научиться отбирать и располагать предметы народных промыслов на выставке.

В: – Итак, ребята, вы помните – выставка— это показ предметов, материалов. Выставка всегда чем – то объединяет предметы между собой. По какому признаку можно объединить предметы между собой?

Д:- По виду промысла.
– По назначению предмета…

В: – Итак, прежде чем устраивать выставку, что необходимо сделать?

Д: – Продумать её тему.

В.- Верно. Таким образом, дать ей название

В: – Несмотря на то, что тема заявлена, бывает так, что предметов народного искусства гораздо больше. Что делать в этом случае?

Д:- Отобрать нужные.

В: – Ребята, как вы поймете, что брать на выставку необходимо только нужные предметы?

Д:- Об этом говориться в теме нашей выставки.

В: – Отлично, и это будет следующим моментом нашего правила: отобрать предметы согласно темы выставки.

В: – Предметы отобраны и нам важно, чтобы было удобно рассматривать их. Подумайте, дети, что является следующим действием у организаторов выставки!

Д:- Размещение на полках.

В: – Вы правы. Правило нужно и в расположении вещей, если вещи крупные, их где удобно располагать?

Д: – На более низких полках, т. к. они при рассматривании окажутся на уровне глаз людей.

В: – А более мелкие?

Д:- на полках повыше, т. к. расположив их ниже будет плохо видно всем желающим.

В:- То есть нужно правильно разместить предметы на полках согласно величины.


Д:- Сначала выбрать тему, потом отобрать предметы согласно темы и распределить предметы народного искусства на полках.

  1. Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка

В: – Теперь у вас есть знание, как отобрать предметы для выставки народного искусства. Предлагаю вам вернуться в мою кладовую и попробовать вместе создать выставку предметов народного промысла согласно нашему правилу.

В: – Ребята, у вас получилось?

Д: – Да, у нас получилось!

В: – Как вы думаете, что вам помогло?

Д: – Нам помогло наше правило.

В: – Ребята, вы постарались и у вас всё хорошо получилось. Теперь вы можете делать разные выставки. Теперь вы сможете помочь Марье-Искуснице?

В: -Давайте ей отошлем наши правила.

В: – Я, попрошу вас помочь теперь мне. Ребята из другого садика прислали мне картинки с изображением народных промыслов. Отберите те картинки, на которых изображённые предметы могут быть на одной выставке, и расположите их на своей полке.

В: – Вы замечательно справились. Но нам уже пора прощаться. До свидания!

В: – Вот это путешествие! Нас уже заждались в нашей группе и наверняка спросят, где мы были?

Д: – В мастерской по изготовлению предметов народного искусства.

В: – Кому мы помогли?

В: – У вас получилось? Что вам в этом помогло?

Д: – Да. Нам помогли правила.

В: – Какое новое знание вы сегодня получили, что нового узнали?

Д: – Как организовывать выставки.

В: – А для чего вам пригодится это новое знание, где вы его можете использовать?

Д: – Мы сможем делать выставки; мы сможем научить родителей, друзей. Мы сможем группировать разные предметы по признакам.

В: – Ребята, я горжусь вами. Выполняя задание Марьи-Искусницы, вы сами составили новое правило и применили его на деле. Вы молодцы! Давайте попрощаемся с нашими гостями, отправимся к своим друзьям.

Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить маленького гражданина своей Родины доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют. Поэтому знакомство детей с мастерством народных умельцев, народными промыслами позволяет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою Родину, богатую славными традициями.

ВложениеРазмер
экскурсия на выставку художественного отделения ДШИ г. Пролетарска 13.96 КБ

Предварительный просмотр:

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощается многовековой опыт эстетического восприятия, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.

Итоговым мероприятием этой деятельности стала экскурсия в музей – выставку декоративного творчества который создают своими руками воспитанники художественного отделения Детской школы искусств нашего города класс преподавателя Сидора Ирины Петровны. Ребята с интересом, благоговением и осторожностью рассматривали глиняные народные игрушки, деревянных матрешек, с помощью Ирины Петровны находили сходство и различие видов народно-прикладного творчества, а еще поделились своими знаниями в опыте лепки и росписи народной игрушки. А еще мы увидели прекрасные произведения живописи – картины, выполненные акварелью, пастелью, карандашами, даже бисером! Как же талантливы наши ребята, какие профессионалы своего дела их преподаватели!

Все начинается с детства, и мы надеемся, что через несколько лет нам не придется говорить о безнравственности, бездуховности наших детей - тех, кто соприкоснулся с волшебным миром искусства. Русская пословица гласит: "Капля и камень точит".

Из глубины веков все народы в воспитании определяли основную цель - сохранение, укрепление и развитие добрых народных обычаев и традиций, передача подрастающему поколению житейского, трудового, духовного, опыта, накопленного предками.

Приобщение к культуре и традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Именно в этот период необходимо создать условия для раскрытия всех задатков и способностей ребёнка, его творческих возможностей.

И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Успех, приобщение дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

Сегодня мы говорим о мини- музее, как об одном из средств развития интереса к народной культуре и традициям детей дошкольного возраста.



Создание мини-музеев в детском саду на сегодняшний день очень актуально. Это связано, во-первых, с тем, что мы живем в регионе, удаленном от культурных центров, где размещено большее количество музеев; во-вторых, многие родители считают, что, дошкольникам еще рано посещать такие учреждения, и поэтому родителям не приходит в голову идея такой экскурсии.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

Цель создания мини-музея - это обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями.

Работа над обучением детей музейному восприятию мира начинается с младших дошкольников и продолжается до старшей возрастной группы. Только народная культура сможет передать подрастающему поколению самобытность своего народа.

(Начальная идея была собрать народные игрушки, но в последствии мини музей обогатился и другими экспонатами для знакомства с бытом, народными традициями и тд.)

Приобщение детей к народным игрушкам проходит путём показа образцов народных промыслов России в самом мини- музее, а продолжением работы уже в группе служат и рассматривание тематических альбомов, слайдов. Рассматривая их, дети смогут ощутить мастерство и вкус людей, их изготовивших.

Для детей младшего дошкольного возраста (я начинала работать со 2 младшей группы), конечно же, главной деятельностью является игровая деятельность. В данном случае мы говорим о народной игре. Народные игры ярко отражают образ жизни людей, их быт, труд, устои, отличаться смекалкой, выдержкой, творческой выдумкой, находчивостью.


Дети любят веселые считалки, потешки, пестушки сопровождаю­щие игры.

Потешки, прибаутки, песенки

-Кисонька-мурысенька,Что из муки пекла?

С кем прянички ела?

-Не ешь одна! Не ешь одна!

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом. в яму!
Бух!

Сорока-белобока
Кашку варила,
Детей манила,
Этому дала,
Тому дала,
А этому не дала.)

Игровые действия с экспонатами помогают приобрести детям и свой собственный опыт. Затрагиваемые психические процессы (воображения, мышления, речи, сенсорика способствуют более углубленному освоению истории и культуры своего народа.

Игра всегда была естественным спут­ником жизни ребенка, источником радостных эмоций, обла­дающим великой воспитательной силой.

Яркое впечатление дети получают от матрёшек, которые разной расцветки, разного размера и их много-много друг в друге. И здесь игра с сопровождается народным фольклором.

Обряды, отображающие нравственные устои народа, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица, и т. д. Используемый и выученный детьми народный фольклор мы в последствии используются ещё и на фольклорных праздниках, утренниках, развлечениях связанных с народными праздниками.

В среднем и старшем дошкольных возрастах формы приобщения к народным традициям усложняются.

В Средней группе мы продолжили работу: расширяем представление о народной игрушке. В нашем мини- музее организована выставка декоративно- прикладного творчества, где систематически меняются композиции по равным видам росписи: хохоломская роспись, городецкая роспись, гжель и др. Но мы не просто можем посмотрим, но и попробовать смастерить (слепить). И снова наша мастерская рядом. Мы привлекаем детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Дети сами рисуют росписи на народных игрушках. Дети узнают, что росписи могут быть не только на игрушках, но и на предметах быта. Продолжаем активно знакомить детей с устным народным творчеством, подходящим под их возраст (хороводы, )


В Старшей группе мы знакомимся с еще несколькими видами, народного декоративно-прикладного искусством. (Городец, Похлов-Майдан, Гжель) Расширять представления о народных игрушках (матрешки-городецкая, Богородская; бирюльки). Рассказать ребятам о русской избе и других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.

В мини – музее мы знакомим детей с народными праздниками. Для этого мы знакомим детей с народными куклами в народных костюмах, где есть отражение особенностей народных праздником. Например, весна, Пасха… И здесь уместно использовать с детьми обрядовые песни. Обрядовые песни они описывали благополучие, довольство, изобилие, а сопровождавшие их действия изображали желае­мое, чтобы обеспечить его в реальной жизни.


Весна, весна красная!

Приди весна с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и доброму.

Познакомить детей с русской избой и строениями, их внутренним убранством, предметах быта позволят макет, который представлен в музее. Дети имеют возможность самим прикоснуться в историю.


Посмотреть, потрогать и обыграть разные жизненные ситуации, для этого подбираем такие сюжеты игр как например, в избе есть колыбелька для малыша. Ведь с первых дней жизни ребенок оказывался во власти слова и музыки, маминой колыбельной песни. Колыбельные песни настраи­вают детей на гармоничный музыкально-поэтический лад. Обыгрывая сюжет с колыбелью дети исполняют колыбельные песни…

Где вы, где вы гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Сели в изголовьице…

Спи-ка на здоровьице!

Стали гули ворковать

Стал Ванюша засыпать.

Загадка — это замысловатое краткое поэтическое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с це­лью испытать сообразительность человека, развить догадливость, равно как и с целью раскрыть ему глаза на красоту и богатство окружающего мира. При знакомстве с разными экспонатами мы используем именно загадки. Например, перед тем как рассмотреть телегу (как вид транспорта с лошадью) загадываем загадку:

Два убегают, два догоняют, отдыхают вместе. (Колеса)

Или Не ездок, а со шпорами, не будильник, а всех будит. (Петух)

Потому что в старину не было часов и люди просыпались с петухами.

Эффективно используем и скороговорки

На горе, на пригорке

Жили тридцать три Егорки.

Из-за леса, из-за гор

Едет к ним еще Егор.

Ни в одном другом жанре фольклора народная жизнь не отражена так широко и многогранно, как в пословицах и пого­ворках. Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума

Что касаемо подготовительной группы, мы планируем продолжать расширять представления о разнообразии народного искусства, художественных промыслов (различные виды материалов, разные регионы нашей страны и мира). Воспитывать интерес к искусству родного края; любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

В заключение хочу сказать, что создание мини-музея народной игрушки в образовательном пространстве детского сада значительно обогатило развивающую среду для работы с детьми в данном направлении. Выполняя свою познавательную функцию, мини-музей открывает для детей возможность узнать культуру, историю родной страны и родного края.


  1. Бойчук, И.А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством/ И.А. Бойчук. СПб.: Детство-Пресс, 2013.352с
  2. Горянина, Р. А. Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре// Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 99-101.
  3. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров/ Виноградова Н.А, Микляева Н.В., Микляева Ю.В.; под общ ред. Микляевой Н.В.. М.: Юрайт, 2012.510с
  4. Чебан, А.Я. Знакомим дошкольников с народной культурой/ А.Я Чебан, Л.Л. Бурлакова. – М.: ТЦ Сфера. 2012. 128 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: