Выставка ложки в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Агафонова Наталья Петровна

Организация: МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 28

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Чистополь

Всем очевидна необходимость приобщения детей к истокам народного искусства, возрождение народных праздников с их традициями и обычаями. В стране постоянно возрастает интерес и внимание к народному искусству,и так как мы,хотим соответствовать современным тенденциям,в нашей группе создан музей ложки.

Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории своего народа, к нравственным ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Цель мини-музея: это создание условий для процесса познания и творчества.

Познакомитьдетей с историей ложки, показать возможности ложкине только как столового прибора, но и как музыкального инструмента, как произведение искусства и так далее.

Развивать фантазию и творческое воображение ребенка.

Воспитывать интерес к народному творчеству.

ВИДЕО. Нас с детства окружают пословицы, поговорки, народные колыбельные, народные сказки в которых собран опыт и мудрость народа.

В нашем музее мы показываем детям, что деревянные ложки это наиболее доступный инструмент для творчества музыкального, художественного, словесного, театрального.

В коллекцию мини-музея собрано большое количество ложек, не только деревянных, но и пластиковых.

Практическая значимость данного экспоната для обогащения развивающей среды велика, также как и формы работы с мини-музеем.

Данную коллекцию мы активно используем для:

Театрализованной деятельности. Каждая ложка может стать актёром в театре для того чтобы развивать у детей артистические способности и речь.

Развиваем чувство ритма,играя на ложках какна музыкальных инструментах.

Вносим ложки на занятия в рамках любой образовательной области в соответствии с ФГОС для расширения кругозора, для создания интересак культуре и истории своей страны.

Ожидаемые результаты от создания данного мини-музея заключаются в том, что

1. У детей развивается способность чувствовать прекрасное, воспринимать красоту народного, музыкального творчества;

2. Дети начинают проявлять интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремятсяближе познакомиться со своей культурой.

Главная Фольклор

По продолжительности: краткосрочный.

Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, творческий.

Задачи проекта:

1. Образовательная:

  • Дать представление об истории и разнообразии ложек-поварешек (разные по размеру, форме, материалу)
  • Формировать познавательный интерес к скрытым свойствам разнообразных материалов (дерево, металл, пластмасса).

2. Развивающая:

  • Расширять словарный запас детей (части ложки и материал, роспись, резьба).
  • Развивать внимание, ассоциативное мышление, воображение.

3. Воспитывающая:

  • Воспитывать аккуратность, бережное отношение к посуде.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Место расположения: групповая комната.

Объект: ложки-поварешки бывают разные и имеют разное назначение.

Проблема: зачем людям понадобились ложки (поварешки) и почему так много разных ложек?

История ложки-поварешки очень интересна Первые ложки были деревянные и костяные, их делали простыми. Потом появились серебряные ложки, они были разной формы, из украшали эмалью, чернением. Когда появился металл, то ложки стали более доступны, их делали из алюминия, стали. Со временем появились новые материалы, и сейчас ложки и поварешки делают из пластика, фаянса, силикона.

Ложки как предмет обихода стали становиться предметом художественного прикладного искусства. Людям хотелось красоты в своем доме, и они заказывали мастерам разнообразные по форме, объему и величине ложки. Мастера. в свою очередь, создавали неповторимые столовые приборы, используя только им известные приемы украшения: резьба, роспись, финифть, травление, чернение, чеканка.

Поварешек не так много, как ложек, но и они интересны в своём разнообразии.

Цель:

  1. Развитие интереса к окружающему миру, воспитание любопытства и внимания к знакомым предметам.
  2. Развитие художественного вкуса, умения увидеть красоту в обычных предметах.
  3. Обогащение предметно-развивающей среды в группе.
  4. Расширение словаря.

Введение. На сегодняшний день обязательным условием успешной работы воспитателя становится использование современных образовательных технологий, таких как метод проектов.; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Гипотеза: если привлечь внимание детей к повседневным, знакомым предметам обихода — ложке и поварешке – и показать историю её появления во взаимосвязи с развитием быта, культуры, традиций русского народа, то у малышей проявится познавательный интерес к истории, возникнет желание изучать её и отразить полученные знания в своей творческой деятельности.

I этап. Подготовительный. — Определение объектов изучения; — Подбор художественной литературы (сказки, стихи, пословицы о ложке);

II этап. Реализация проекта.

Непосредственная образовательная деятельность:

Художественно-эстетическое развитие: • Игра на ложках.

Музыкально-сенсорное развитие: Отбивание ритма ложками под музыку.

Дети стали внимательнее присматриваться к ложке, аккуратнее пользоваться в играх с персонажами ложкой, научились различать ложки по материалу (такая – не такая), улыбаются, глядя на резные или расписные ложки. Стучат ложками под музыку. Показывают в книжках, где нарисована ложка или поварешка, когда младший воспитатель накладывает еду, показывают на поварешки у нее в руках. Считаю, что ели достигнуты.

Цель: Обогащение словаря детей – красивая, яркая, большая-маленькая, удобная-неудобная, расписная, резная, деревянная, железная, пластиковая.

С таким утверждением трудно поспорить.

Однако никак не могу я понять:

Зачем же соленую воду хлебать?

Я ложкой люблю, есть пирожное,

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку.

Вот сколько всего можно вычерпать ложкой!

Заходит кукла с корзинкой, в корзинке ложки разные.

Воспитатель: Здравствуй, Машенька! Мы рады тебя видеть.

Маша: Здравствуйте, ребятки, я вам сюрприз принесла – смотрите, что у меня есть.

Воспитатель: Ребята, смотрите, это же ложки и черпачки, у Маши их много: для супа, каши, компота и для других блюд. Маша, расскажи нам про свои ложки и поварешки.

Маша: Мои ложки -поварешки всякие разные – эта ложка большая, такой ложкой надо суп и кашу взрослым есть. Эта ложка поменьше, такой ложкой маленькие детки кашу едят, она называется десертная. Вот ложка маленькая – для варенья, компота, торта и пирожных. А эта малюсенькая – для моих подружек-кукол. Мои ложки-поварешки не простые, они и расписные, и резные, и мягкие, и твердые, и длинные, и короткие. (Высыпает ложки и поварешки на стол, дети перебирают их, любуются, воспитатель комментирует действия)

Воспитатель: А у нас игрушки есть хотят, тарелки есть, а кашу нечем положить – поварешек нет и ложек нет. Дети, выбирайте ложки и кормите наших малюток. (Дети накладывают кашу поварешками и кормят ложками кукол) Всех покормили, никого не забыли. Покажите мне поварешки – да, верно. А теперь покажите ложки – да, это ложки. Спасибо, Маша. Без тебя нашим куколкам было плохо.

Маша: Я всегда рада помочь. Вам оставлю эти ложки и поварешки, пусть куколки будут сыты и довольны. Воспитатель: Спасибо, Маша. До свидания. Приходи к нам ещё.

Цель: Обогащение представлений детей о разных материалах, из которых изготовили ложки (дерево, пластмасса, железо).

Ход занятия:

Воспитатель. Что на завтраке нам помогает съесть всю кашу?

Если ты за стол садишься,

И покушать есть желанье,

Ложек полное собранье.

Кашу, суп или окрошку

Можешь поглощать чудесно.

Дорога к обеду ложка —

Это всем давно известно.

Конечно, это ложка. Слышится стук в дверь.

Воспитатель. Кто-то к нам пришел? -Заходит мишка-медведь.

Мишка: Здравствуйте, это я, Миша!

Дети: Здравствуй, Миша!

Воспитатель: А что ты, Мишенька, с собой принес?

Мишка: У меня с собой 3 ложки и 2 поварешки. Мы с моим другом Зайкой никак не могли определить, из чего они сделаны? И решили прийти к вам, ребята, чтоб вы нам помогли это узнать. Вы нам поможете?

Воспитатель: Да, поможем. Ребята, а давайте мы это узнаем с помощью воды. У меня есть 3 предмета из разного материала (кубик из дерева, кубик из пластмассы и магнит). — кубик из дерева, он какой? (деревянный) — кубик из пластмассы, он какой? (пластмассовый) — шарик из железа, он какой? (железный) Воспитатель. В таз с водой мы сейчас опустим все эти предметы и посмотрим, что с ними произойдет.

Опыт 1:Все предметы постепенно опускаются в воду: кубики не тонут, а шарик утонул.

Мишка. Да, это здорово! Теперь я даже знаю, что пластмасса легче дерева! А железо самое тяжелое и оно сразу тонет. А можно также проверить мои ложки?

Воспитатель и дети. Конечно!

Опыт 2:Все ложки (одна за другой) опускают в воду и определяют, что железная — утонула сразу, деревянная плавает в воде, а пластмассовая — на поверхности воды.

Мишка. Как интересно! Спасибо вам, ребята! Теперь я смогу это доказать своему другу зайчику. Мне пора, до свидания! Мишка уходит.

Воспитатель. Вот здорово. Теперь мы знаем, что деревянная ложка и пластиковая плавают, а железная тонет. Самая тяжелая — железная, а самая лёгкая – пластиковая.

Я ложкой люблю, есть пирожное

Варенье, повидло, мороженое,

Рассольник и кашу, бульон и окрошку

Вот сколько всего можно вычерпать ложкой.

Показать детям разные по размеру ложки.

Цели: 1. закрепить знание названий и назначения мебели и посуды для столовой;

2. учить правильно и красиво накрывать на стол, культуре поведения за столом;

Дидактическая задача: 1. знакомить с названием предметов из чайного сервиза; 2. упражнять в правильной сервировке стола к чаепитию (последовательность расстановки приборов для чаепития). 3. Учить пользоваться приборами.

Воспитатель приносит ложки разной фактуры и размера. Предлагает детям послушать музыку и подыграть на ложках. Проводится в свободной форме. Воспитатель с каждым ребенком стучит ложками, чтобы тот услышал ритм, помогает создать веселое настроение у каждого. Учит играть, а не шуметь.

Познавательно-исследовательский проект

/краткосрочный/

Воспитатель старшей группы

Акименко И.Н.

2020 год

Актуальность проекта.

В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.

Исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка – дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы, проверять их опытным путем, делать выводы.

Разрушая традиционные для России духовно-нравственные ценности и идеалы, предпринимая попытки заменить старые ценности новыми, мы лишь усиливаем негативные явления в социальной сфере. Я глубоко убеждена, что формирование патриотических чувств возможно только при возрождении культурных традиций на которых строится русская культура.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям? Дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к семье, к родному городу, к природе, к своей Родине. А это и есть начало духовно-нравственного воспитания, которое рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Для личностного развития каждого ребенка огромное значение имеет приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Без уважения к истории и культуре своего Отечества невозможно воспитать полноценно развитую личность.

В нашем ДОУ педагоги уделяют этому вопросу большое внимание, начиная с младшего возраста.

Ложка – один из атрибутов русской культуры.

Но так ли проста функция и история ложки?

И мы с детьми решили побольше узнать о ложке и ее истории.

Информационная карта проекта

2. Автор проекта: воспитатель Акименко Ирина Николаевна

3. Вид, тип проекта: внутри ДОУ, в контакте с семьей, краткосрочный , познавательно -исследовательский

4. Цель, направление деятельности проекта.

сохранение и развитие традиций семьи, связей поколений.

Знакомство с историей изобретений, расширение кругозора посредством познавательно – исследовательской деятельности детей на примере истории возникновения ложки.

5. Краткое содержание проекта.

Исследовательская деятельность ; театрализованная деятельность,

совместная деятельность с родителями воспитанников .

6. Сроки проведения: декабрь2019г-февраль 2020 г

7. Количество участников проекта: 41 человек (из них 20 детей, 1 педагог, 20 родителей).

8. Возраст детей: 5- 6 лет.

9. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).

10. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

  • пополнение методической копилки;
  • укрепление связей между семьей и ДОУ;
  • активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям.
  • повышение качества образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

В рамках проекта планируется провести:

1.интегрированые занятия

2.заседания родительского клуба

6. представление театральной деятельности

Организация деятельности участников проекта:

1. подбор и анализ информации по данной теме.

2.определение уровня сформированности представлений дошкольников о ложках.

3.определение интересующих вопросов по теме исследовательской деятельности.

2. пополнение развивающей среды проекта.

3. образовательная деятельность в режимных моментах (создание проблемных ситуаций, загадывание загадок на тему проекта, пословицы, поговорки, стихи, физминутки).

4. самостоятельная деятельность детей. Рассматривание фотографий, иллюстраций по теме проекта.

3. рассказ детей о впечатлениях от участия в проекте.

Вопросы, направляющие проект:

- Когда, где и как появилась ложка?

- Где, кто и из чего изготавливает ложки?

- Как изменилась ложка с древних времен и до наших дней?

- Что такое ложка?

- Какими бывают ложки?

- Все ли ложки одинаковы?

- Как называется мастер, который изготавливает ложки?

План работы по реализации познавательно – исследовательской проектной деятельности с детьми старшей группы.

Анализ работы по проекту

Участие в проекте способствовало повышению познавательной активности детей, обогащению эмоционального и чувственного опыта. Дети стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, выделять материал, из которого изготавливаются предметы, четко выделять их назначение.

Научились различать виды росписи, узнали, что все ложки разные и у каждой своя неповторимая история возникновения. А благодаря использованным в ходе проекта стихотворениям, прибауткам, физкультминуткам и различным подвижным играм по данной тематике, дети усвоили материал легко в привычной, и доступной для них, игровой форме.

Повысилось качество образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.

Коллективная работа детей в подгруппах дала им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности.

Пополнилась методическая копилка по духовно-нравственному воспитанию.

Совместная подготовка и проведение праздника создали положительный психологический климат.

Активизировались и обогатились воспитательные умения родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям.

Считаю, что и в дальнейшей деятельности нам нужно активно привлекать родителей к сотрудничеству.

Теоретическая значимость.

Педагогами освоены новые методы и формы, которые предусматривают поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышение интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для детей: -обогащать представление о видовом многообразии ложек (разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику);

-развивать сенсорные навыки; -поддерживать естественный интерес и любознательность детей;

-развивать эмоциональную среду;

-развивать навыки опытно-экспериментальной работы с предметами; -развивать творчество и фантазию при декорировании ложек.

Для родителей: -привлечь родителей к познавательной сфере ребёнка;

-стимулировать творческую деятельность родителей через совместное с детьми творчество, участие в досугах;

-способствовать установлению партнёрских отношений педагогов и родителей в вопросах воспитания и образования детей.

Для педагогов: -обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;

-создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

-способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов и специалистов ДОУ и родителей в процессе разработки и реализации проекта.

Для детей: -знакомство с потешками и загадками о ложке;

-роспись ватными палочками готовых форм ложек элементами хохломской росписи;

-изготовление из пластиковых ложек цветов для букета;

-освоение умения правильно держать ложку;

-создание презентации; -выставка книг с потешками и загадками о ложке;

-подбор и рекомендациии по прочтению литературы с детьми;

Для родителей: -выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми в самостоятельной и совместной с родителями деятельности;

-организация выставки книжек-малышек, изготовленных совместно с родителями;

Для детей: -сформировать культурно-гигиенические навыки при пользовании ложкой во время еды;

-освоение доступных знаний о разных видах ложек;

-повышение познавательной активности.

Для педагогов: -повышение уровня педагогической компитенции в освоении современных образовательных технологий;

-распространение педагогического опыта;

-систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности;

-повышение профессионализма воспитателей в вопросах работы с семьями воспитанников;

Для родителей: -установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;

-совместный поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых;

-обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей;

-приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком.

Подготовительный: -определить объект изучения;

-создать проблемную ситуацию (за обедом у одного из детей не оказалось ложки).

-подбор художественной литературы(сказки, стихи, потешки..);

Исследовательский: -проведение опытов с ложками;

-знакомство с разными видами ложек;

Создание продукта по проекту: -выставка экспонатов. Заключительный: -обобщение результатов работы;



Вот они какие разные ложки! У Аришки ложка с мишкой, Чтобы сахар в чай ложить. Ложка Даньки для сметанки! Эта ложка сувенир! Этой ложкой-поварёжкой, Накормлю я целый мир. Эта ложка для ухи! Эти ложки расписные, Эти ложки плясовые!

Читайте также: