Высказывание пирогова о школе

Обновлено: 05.07.2024

Николай Иванович Пирогов (1810—1881), знаменитый врач-хирург, организатор медицинской помощи героическим участникам обороны Севастополя в Крымской войне, выступил в 1856 г. в журнале “Морской сборник со статьей “Вопросы жизни”, в которой поставил ряд важных вопросов семейного и общественного воспитания детей. Статья привлекла всеобщее внимание и послужила поводом к широкому обсуждению этих вопросов в прессе, учебных заведениях, среди педагогов и родителей.

В этой статье Пирогов обосновывал свой идеал нравственного человека, выступал в защиту всеобщего образования. Он возмущался тем, что родители, не считаясь со склонностями детей, “самоуправно и самовольно назначили своего ребенка еще с пеленок для той или иной касты общества”, спешили подготовить его к выполнению сословных обязанностей, забывая о том, что надо прежде всего обеспечить развитие личности, сформировать нравственные убеждения, необходимые человеку при вступлении на самостоятельный жизненный путь. Он указывал на вред ранней профессионализации, специализации в образовании как для самого человека, так и для общества. Общее образование Пирогов считал необходимым для всех людей, поскольку оно является той основой, на которой должно строиться специальное образование. Мысли Пирогова о важной роли общего образования в формировании человека были исторически прогрессивными для своего времени.

Однако в педагогических высказываниях Пирогова отразилась и его классовая ограниченность. Основой воспитания нравственного человека он считал христианскую религию и настаивал на необходимости религиозного воспитания детей с самого раннего возраста. Для преобразования общественной жизни России он видел только один путь — воспитание: “Воспитание надо начинать с колыбели, если мы желаем коренного переворота нравов, влечений, убеждений общества”.

Первоначальное семейное воспитание детей дошкольного возраста Пирогов считал той ступенью, с которой начинает формироваться нравственный человек, той основой, на которой строится дальнейшее школьное образование.

Основные мысли Пирогова о воспитании нравственного человека с самого раннего возраста, о важной, ответственной роли матери в первоначальном семейном воспитании детей, об идеале матери-воспитательницы зародились у него задолго до опубликования статьи “Вопросы жизни”. Они были высказаны им в письмах к своей будущей жене еще в 1850 г. Главное назначение матери, -утверждал Пирогов,— “отдать себя полностью семье, делу воспитания детей”, и женщина должна быть подготовлена к воспитательной деятельности. “Неоценимое счастье,— писал он,— быть воспитанным в первых годах детства образованной матерью, знавшей и понимавшей всю высокость, всю святость своего призвания”. Чтобы выполнить это призвание, матери необходимо постоянно стремиться к самовоспитанию и самообразованию, иметь способность ясно говорить с детьми, а главное — “постоянно трудиться над улучшением воспитания детей”.

В статье “Вопросы жизни Н. И. Пирогов подверг резкой критике постановку женского воспитания в России, которое не отвечало, по мнению ученого, ни личным склонностям, ни общественному назначению женщины. Он стремился возвысить женщину в глазах общества. Более того. Пирогов Полагал , что, “ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова и первую молитву, они (женщины.— И. Ч.> делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками”. Н. И. Пирогов настаивал. на том, чтобы мать была окружена особым вниманием и уважением со стороны общества. “Только близорукое тщеславие людей, строя алтари героям, смотрит на мать, кормилицу и няньку, как на второстепенный, подвластный класс. Только торговый материализм и невежественная чувственность видит в женщине существо подвластное и ниже себя”.

Отметив, что в руках матерей “лежит будущность человечества”, Пирогов указывал на необходимость бережного и внимательного отношения к детям, ум и сердце которых под влиянием воспитания и обучения, - подобно мягкому воску, могут принять разные формы. Нужны постоянные заботы и труды матери, чтобы руководить общим развитием, поведением ребенка: “Прозорливым и наблюдательным оком она должна замечать его действия, его склонности, данные ему от природы, врожденные и зависящие от природы темперамента: то развивать их, то удерживать их развитие и давать им другое направление, смотря по тому, каковы эти склонности,— вот ее труд”.

В семенном воспитании имеется больше возможностей, чем в школе, руководить индивидуальным развитием ребенка, учитывая его особенности и склонности.

Пирогов призывал воспитателей и родителей тщательно изучать духовный мир ребенка, разумно направлять развитие и воспитание детей.

Н. И. Пирогов поставил на обсуждение педагогов важнейший вопрос дошкольной педагогики: каково должно быть направление воспитательной работы с детьми дошкольного возраста в семье? Сам он дал этому вопросу оригинальное решение: в процессе семейного воспитания детей дошкольного возраста мать должна дать им основы реального образования, широко используя при этом детские игры. “. В ребенке,— писал Пирогов,— весьма рано развивается уже множество различных способностей к реальному образованию; понятие, например, о форме и других чувственно-физических свойствах предметов развивается уже в нем очень рано. Воспользовавшись этим понятием и приноровив к нему игры детей, можно положить уже прочное основание к образованию. Как близоруки наши воспитатели, видно из того, что самый важный, самый сильный рычаг первоначального образования— детские игры — остается почти в совершенном бездействии в руках матери и воспитателей.

Что казалось бы естественнее и проще, как не воспользоваться этой склонностью детской натуры к играм, и вместо глупых игрушек, портящих и детский вкус и детское воображение, окружить их смышлеными играми, которые бы послужили развитию в них множества новых и необходимых для них сведений”.

Эти взгляды Пирогова имели большое значение для русской дошкольной педагогики. Видные педагоги второй половины XIX в. использовали идею реального образования детей дошкольного возраста при составлении программ и методических разработок игр и занятий, наблюдений в природе, при проведении простейших физических опытов.

Горячий патриот своей Родины, Н. И. Пирогов считал обязательным, чтобы воспитание и обучение проводилось на родном языке. Он восставал против космополитизма в деле воспитания и образования детей, выражавшегося в том, что детям привилегированных слоев общества с раннего возраста бонны и гувернеры прививали презрение к родному языку и любовь к иностранному. “. Я,— писал Пирогов,— остаюсь убежденным в том, что наш обычный способ обучения малолеток — едва не грудных младенцев — французскому, английскому языкам нелеп; он позорит национальное чувство, нисколько не содействуя к распространению научных знаний и к расширению мыслительного кругозора в нашем отечестве”.

Шестилетний возраст детей Пирогов считал самым подходящим временем для того, чтобы начинать обучение детей грамоте. Исключение может быть сделано для детей, имеющих слабое общее развитие. Родителям и воспитателям надо наблюдать за ходом умственного развития ребенка и в соответствующий момент воспользоваться его интересом к грамоте, чтобы начать систематическое обучение.

Пирогов высказал ценные мысли о психологии детского внимания, о средствах его развития с раннего возраста. Внимание Пирогов рассматривал с материалистической точки зрения, как “особое состояние напряжения тех элементов мозга, которыми воспринимаются приносимые органами чувств впечатления”, подчеркивал необходимость индивидуализировать приемы и средства воспитания у детей внимательности.

Пирогов считал, что для развития мышления нужна не только наглядность, воздействующая на органы чувств, но и слово. “. Дар слова,— писал Пирогов,— есть единственное и неоцененное средство проникать внутрь, гораздо глубже, чем посредством одних внешних чувств”.

Весьма ценным было утверждение Пирогова о том, что наглядность и слово должны быть употребляемы в тесном соединении: “. Ни наглядность, ни слово, сами по себе, без уменья с ними обращаться, как надо, и без других условий, ничего путного не сделают”. Слово, доступное пониманию ребенка, может еще заменить наглядность; наглядность никогда не заменит слова. “Наглядное одно, само по себе, без помощи слова, хотя и может глубоко врезаться в память ребенка, но всегда останется чем-то отрывочным и несвязным, тогда как впечатление, произведенное словом, будет более цельное и связное”.

Имя Н. И. Пирогова вошло в историю развития мировой хирургической науки, в историю развития русской науки и просвещения. Будучи попечителем Одесского и Киевского учебных округов, Н. И. Пирогов показал себя как гуманный и чуткий руководитель молодежи, он содействовал оживлению Деятельности педагогических советов гимназий, развитию творческой инициативы учащихся путем организации литературных утренников и т. п. Вместе с тем в педагогической теории Пирогова, как уже указывалось, отразились и некоторые черты, свойственные либерально-буржуазной педагогике: абстрактно-идеалистическое обоснование цели воспитания, примирение научного образования с религиозным воспитанием, непоследовательность в решении проблемы о телесных наказаниях детей и пр.

В нынешние времена бурного реформирования системы образования России от начального до высшего полезно обратиться к педагогическим трудам Николая Пирогова, выдающегося хирурга и ученого-анатома, исторического Учителя многих поколений хирургов. Они актуальны по сей день и заставляют задуматься о том, куда у нас постепенно исчезли воспитание и просвещение и осталось одно образование.

Почему именно это меня заинтересовало? Причин несколько. Во-первых, меня всегда удивлял уход Пирогова из хирургии в возрасте 46 лет, когда работа хирурга наиболее плодотворна. Во-вторых, его педагогическая карьера также закончилась быстрой (всего через пять лет) и вынужденной отставкой. Проповедуемые Пироговым идеи воспитания и просвещения вызвали агрессивное неприятие со стороны чиновников, отвечающих за школьное образование. И, наконец, в-третьих, я преподаю свою специальность в вузе почти 50 лет, не имея педагогического образования, как и большинство моих коллег – ассистентов, доцентов и профессоров клинических кафедр. Мы делаем свою преподавательскую работу, копируя тех, кто учил нас в вузах, внося в нее свой личный накопившийся с годами опыт, а также используя свои индивидуальные характерологические особенности.

Попытки самостоятельно образоваться в педагогике, читая современную специальную литературу, ни к чему не привели. Почему? Об этом позже. А сейчас о педагогических трудах Н.И. Пирогова, которые, признаюсь, столь подробно и в подлиннике читал впервые. Интерес к этой стороне деятельности Пирогова подогревался еще и сегодняшним бурным реформированием системы образования в России — от начального до высшего. Любые изменения, а тем более радикальные, в системе образования, как впрочем, и в медицине, никого не могут оставить равнодушным – ни тех, кто учит и кого учат, ни тех, кто лечит и кого лечат. Другими словами, в этих двух разделах нашей жизни заинтересовано все население страны.

Более 50 работ, написанных автором с 1856-го по 1863 год, напечатаны в упомянутом сборнике. Каждая из них, даже просто циркуляры попечителя учебного округа, то есть чиновника, мне показались такими важными и актуальными для современных педагогов, что остается только удивляться, почему современные реформаторы не заимствуют уже готовые идеи , а пытаются придумывать велосипед. А каким простым и красивым языком все это написано, как логично и разумно!

Пересказывать статью Пирогова – дело неблагодарное и, не скрою, трудное, поскольку в ней подробно обсуждаются очень серьезные философские проблемы развития и жизни человека от младенчества до старости. Для чего мы рождаемся и живем, как из многих путей возможного развития человека выбрать тот единственный, который позволит оптимально использовать его природные способности и влечения, что позволит принести радость в жизни самому воспитуемому, обществу и его детям.

Многое из того, о чем пишет автор, нам трудно перенести в современность. Статья писалась в то время, когда в России существовало крепостное право (по существу рабство), общество подразделялось на сословия, и думать о смысле жизни было под силу только представителям дворянства, духовенства, купечества и немногим из представителей мещанского сословия. Все вместе они составляли меньшинство населения страны, а большинству было не до философских рассуждений: надо было учиться какому-то делу, чтобы выжить. Женщинам вообще автор оставлял в своих планах удел хранительниц домашнего очага и семейной нравственности.

По моему разумению, от педагога требуются высокий профессионализм и умение увлечь своим предметом учеников . А как он это будет делать – дело самого педагога.

Сегодня много говорят об оценке качества преподавания . Составляются всевозможные таблицы, вводится балльная оценка, математическая обработка, а качество все снижается и снижается. А вот в нашем деле, я считаю, лучшей оценкой является сохранение ученика в профессии через 10 лет после получения диплома и его добрая слава у пациентов и коллег.

Уверен, что и в школе должен быть такой же принцип. Не надо с 8 класса делить учеников на гуманитариев, математиков, естественников. Хороший учитель увлечет своих сторонников, а те, окончив школу, найдут свой интерес в дальнейшем образовании, и совсем необязательно в высшем.

Преемственность отечественного воспитания и образования прервалась в начале ХХ века: войны, репрессии привели к потере не худших людей России. Государство наше также внесло свой вклад: неуважение к тем, кто воспитывает будущие поколения, формализация и бесконечные реформы образования, попытки копировать неудачный зарубежный опыт – всё это привело и продолжает приводить к нарастанию хаоса и в этом разделе нашей жизни.

Автор: Игорь Григович, доктор медицинских наук, профессор ПетрГУ

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам очень признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею в своих соцсетях (нажав на логотип соцсетей справа), чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Педагогические идеи Н.И. Пирогова и современное образование

История педагогического наследия Н.И. Пирогова (1810 - 1881), его педагогические идеи о воспитании и формировании личности, методологии совершенствования системы среднего образования являются ярким подтверждением изменения современной парадигмы педагогической науки, смещения акцентов на гуманистический подход к образованию, что заставляют нас признать их актуальность и прогрессивность на современном этапе.

Будучи попечителем сначала Одесского учебного округа, а со временем Киевского, Н.И. Пирогов постоянно посещал средние школы, высшие учебные заведения, проводил встречи с педагогами, учениками, вникая в сущность проблемы школы, ребенка. Главная особенность Н.И. Пирогова, как педагога, заключается в том, что он не только понимал суть проблемы, но и принимал конкретные действия по их устранению, решал их как на местном уровне, так и на государственном.

Величие Н.И. Пирогова - педагога - это "быть человеком", который по зову сердца учит и воспитывает детей. На первое место он ставил высокие моральные и общественные принципы, которые утверждает гуманистическая педагогика: принцип уважения к личности ребенка и учителя как главных действующих лиц педагогического процесса.

Это тесное сочетание является возможностью формировать ученика - личность, чело- века будущего. Это положение имеет огромную актуальность для всей системы современно- го образования.

Для Пирогова было аксиомой, что каждый учитель школы любого уровня только то- гда отвечает своему назначению, когда одновременно с преподаванием он воспитывает уче- ников. Каждый наставник, говорил он, должен прежде всего усвоить, ". что наука нужна не для одного лишь приобретения информации, в ней есть - иногда глубоко, и поэтому для по- верхностного наблюдения незаметно, - другой важный элемент - воспитательный. Кто не су- меет им воспользоваться, тот не знает всех свойств науки и выпускает из своих рук тот ры- чаг, которым можно легко преодолеть большие трудности " [5, с. 32].

Главным для педагога, по мнению Пирогова, является профессиональная подготовка, знание предмета, методики его преподавания и отношение к своим обязанностям, к детям. Важен внутренний мир и личный пример учителя.

В своих трудах Н.И. Пирогов четко выдвигает следующие требования к учителям и их методам преподавания: опытный учитель должен уметь активизировать внимание и раз- вить интерес к учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, главное для успешного обу- чения.

Разрабатывая новую школьную систему, ученый во многих педагогических трудах особенно большое внимание уделял, кроме содержания обучения, также его формам и мето- дам, подчеркивая, что надо знать не только то, чему учить детей, но и как учить. Установки педагога о значении наглядности в обучении и необходимость сочетания слова и наглядно- сти не утратили своего значения и сегодня. Реализация в деятельности учителей активных методов обучения было главным методическим требованием Н.И. Пирогова. Такие методы, которые бы способствовали развитию мышления учащихся, их способностей и интересов, формированию навыков самостоятельной работы, должны прежде всего применяться педа- гогами.

Пирогов предложил новый проект школьной системы, направленный против сослов- ной школы. Он считал, что основанием школьной системы должна быть двухлетняя началь- ная школа, откуда будет открываться доступ в среднюю школу всем. Свою школьную систе- му он строил по принципу единой школы.

Пирогов предлагал школьную систему из нескольких ступеней, со сравнительно не- продолжительным сроком обучения в каждой, а именно: после начальной двухлетней школы

— прогимназия (неполная средняя школа) двух типов с четырехлетним курсом; за ней идет гимназия также двух типов — с трех-, пятилетней продолжительностью обучения. Эту сис- тему завершает высшая школа (университеты и высшие специальные учебные заведения).

Главное место в системе средней школы Пирогов отводил древним языкам (латин- скому и греческому), русскому языку и литературе, математике и истории. Классической средней школе он отдавал предпочтение перед реальной. Продолжительность обучения в первой на два года больше, чем во второй. Учебный план классической гимназии имеет об- щеобразовательный характер, тогда как в реальной гимназии вводятся прикладные (профес- сиональные) учебные предметы, что значительно снижает общее образование, даваемое ре- альной гимназией, особенно если учесть, что курс ее всего трехлетний (тогда как в классиче- ской гимназии — 5 лет). В первых двух классах классической и реальной прогимназии курс обучения почти одинаков. С III класса классической прогимназии начинается обучение ла- тинскому языку, а с IV класса — греческому. Окончившие реальную прогимназию идут или

в реальную гимназию, или в III класс классической прогимназии, или на практическую рабо- ту. Из классической гимназии можно поступать в университеты или в высшие специальные учебные заведения, тогда как окончившие реальную гимназию принимаются только в выс- шие специальные учебные заведения или же идут на практическую работу.

Пирогов считал хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, бездушное отношение к детям и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, дове- сти до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания.

Рассматривая наследие Н.И. Пирогова, невозможно не остановиться на такой пробле- ме, как гуманизация национального образования. Великий педагог особенно обращает вни- мание на формирование нравственных убеждений, воли, чувства гражданской ответственно- сти и осознание необходимости самовоспитания, т.е. глубокое освоение гуманистического потенциала человека, тех общечеловеческих ценностей, которые составляют суть человече- ского в человеке.

Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение,

Комментарии

Сети богословия

Мнение

К 30-летию обретения мощей патриарха Тихона
Святитель Тихон стал патриархом Московским и всея России в самую сложную для нашей Церкви эпоху. Христос обещал, что врата ада не одолеют Его Церковь. Но из истории мы знаем, что отдельные Поместные Церкви прекращали свое существование. Например, такая участь когда-то постигла древнюю Карфагенскую Церквь. Читать дальше

Тема недели: Патриаршество

Новые материалы


Продолжаем цикл публикаций о Н.И. Пирогове, 210 лет со дня рождения которого исполняется 25 ноября. Он был выдающимся ученым и хирургом-новатором, часть своей жизни посвятил педагогической деятельности. Как и на многие вещи в жизни, на воспитание подрастающего поколения у Пирогова были свои взгляды, которые и изложены в этой статье.

Николай Иванович Пирогов прославился не только как выдающийся хирург и общественный деятель, о чем мы говорили в прошлой публикации, но и как человек, оставивший весомый след на поприще педагогическом. Как же случилось, что первоклассный хирург стал педагогом?

Интересно, что Николай Иванович, будучи человеком разносторонним, писал стихи. Вот отрывок из одного стихотворения, посвященного жене Александре Антоновне:

И Высшей Воле повинуясь,

Молю ее подать мне силы

Окончить поприще земли,

И, вздох последний испуская,

Из праха духом уносясь,

На сердце руку положивши,

Золотыми буквами должны быть выписаны слова Пирогова из письма к жене, обращенные ко всем женщинам на земле: «Женщины, поймите же, наконец, повторяю еще раз и повторю еще тысячу и тысячу раз, поймите всю важность, всю святость вашего призвания!

[1] Разумовский В.И. Николай Иванович Пирогов. Его жизнь, научно-общественная деятельность и мировоззрение. СПб., 1907. С. 14.

[2] Саккулин Н.П. Н.И. Пирогов как педагог. М., 1907.

[3] Николай Иванович Пирогов. Великий целитель тела и воспитатель души / Сост. С. Старосивильский. – Варшава: Тип. Варшавского учебного округа, 1907. С. 6-7.

[4] Острогорский А.Н. Н.И. Пирогов и его педагогические заветы. СПб., 1914.

[5] Пирогов Н.И. Вопросы жизни / Н.И. Пирогов // Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1985.

[8] Николай Иванович Пирогов. Великий целитель тела и воспитатель души / Сост. С. Старосивильский. – Варшава: Тип. Варшавского учебного округа, 1907. С. 9-11.

[10] Пирогов Н.И. Дневник старого врача. – М., 1887.

[12] Николай Иванович Пирогов. Великий целитель тела и воспитатель души / Сост. С. Старосивильский. – Варшава: Тип. Варшавского учебного округа, 1907. С. 24.

[13] Бертенсон И.В. Николай Иванович Пирогов. Очерк его общественной деятельности как профессора, врача-хирурга, писателя и педагога с 24 мая 1831 г. По 24 мая 1881г. Д-ра И.В. Бертенсона. 2-е изд. // Русская Старина. 1881. Кн.3. – СПб.: Издание К. Риккера, 1881.

[14] Кульба А. Война с болью // Нескучный сад. №2. 2006.

[15] Высокий дар небес. К вопросу о канонизации Н.И. Пирогова / Ю.Л. Шевченко. НМХЦ им. Н.И. Пирогова, 2020.

[16] Пирогов Н.И. Вопросы жизни / Н.И. Пирогов // Избранные педагогические сочинения / Н.И. Пирогов. – М.: Педагогика, 1985.

[17] Мазинг Ю.А. Николай Иванович Пирогов: 200 лет жизни в истории России [Электр. ресурс] / Мазинг Ю.А., доктор биолог. наук, зав. научно-организац. отделом НИИ эксперимент. мед. СЭО РАМН, СПб.

[18] Пирогов Н.И. Философско–педагогические письма. – Иваново: ПресСто, 2010. 425 с. (К 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова).

[19] Песковский М.Л. Ушинский. Его жизнь и педагогическая деятельность. – СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1893.

Читайте также: