Выскажите свое мнение о протопопе аввакуме 7 класс краткое содержание
Обновлено: 05.07.2024
Аввакум Петрович (1621-1682) -основатель русского старообрядчества, писатель. Выступил противником церковных реформ патриарха Никона, приобрел много сторонников, но подвергся преследованиям со стороны властей. Стал во главе церковного раскола. В 1667г. осужден на церковном соборе, лишен сана и сослан в Пустоозерский острог, где провел 15 лет и по царскому указу был сожжен в срубе вместе со своими единомышленниками. Автор более 50 сочинений, в том числе "Житие"- ценного исторического памятника, первого в русской литературы опыта автобиографии.
Раскольник. Последователь Сатаны. (в том смысле что первым раскольником был Сатана, он расколол царство Божие) . Не подчинение власти и начальству. Нарушение заповеди: "Будте покорны всяческому человеческому начальству, ибо такова воля Божия".
Протопоп Аввакум
Петров Аввакум ( 1620- 1682 ), родился в селе Григорьеве Нижегородской губернии в семье священника. Он рано потерял отца и воспитанием Аввакума занималась богомольная мать. Женившись на своей односельчанке Настасье Марковне, в 21 год Аввакум был рукоположен в дьяконы, а через два года стал священником в селе Лопатицы. Аввакум обладал талантом проповедника, но своим слишком ревностным сравнением нравов прихожан вызывал их недовольство. В 1646 году был избит толпой и изгнан из села вместе с женой и сыном. Ища защиты, Аввакум уехал в Москву, где был представлен царю царским духовником Иваном Нероновым. Через некоторое время Аввакум вернулся в свое село, но был вновь изгнан. В 1652 году поступил священником в Казанский собор Москвы. Вскоре, в связи с проводимой церковной реформой, Аввакум выступил против патриарха Никона, за что был заключен в Андроньев монастырь, а затем сослан вместе с семьей в Тобольск, а оттуда в Даурию. Там от голода и нужды у Аввакума умерло двое сыновей. После длительной ссылки, в 1663 году, царь Алексей Михайлович вызвал Аввакума в Москву, надеясь привлечь его на свою сторону, так как рассорился с Никоном. Ему предлагали должность царского духовника и немалые деньги, но Аввакум не изменил своей вере. Убедившись в неуступчивости Аввакума и опасаясь волнений старообрядцев, царь сослал его в Мезень. В 1666 на церковном соборе Аввакума лишили сана и прокляли. В 1667 Аввакум был отправлен в заточение в Пустозерск. 15 лет там Аввакум прожил сначала в деревянном срубе, а затем в земляной тюрьме. За это время им было написано около 70 произведений. Аввакумом были написаны "Жития", где он рассказывал о своей судьбе и Руси. Этот поистине шедевр мировой литературы многократно переводился на разные языки. После смерти Алексея Михайловича, Аввакум обратился к его сыну, царю Федору Алексеевичу с челобитной. Однако опасаясь новых волнений старообрядцев и боясь в лице Аввакума нового вождя, его приговорили к смерти. Весной 1682 года Аввакума Петрова вместе со своими ближайшими соратниками священником Лазарем, дьяконом Федором и иноком Епифанием, был сожжен в деревянном срубе. Позже Аввакум был канонизирован старообрядцами, как великомученник и святой.
Аввакум Петрович (1621-1682) -основатель русского старообрядчества, писатель. Выступил противником церковных реформ патриарха Никона, приобрел много сторонников, но подвергся преследованиям со стороны властей. Стал во главе церковного раскола. В 1667г. осужден на церковном соборе, лишен сана и сослан в Пустоозерский острог, где провел 15 лет и по царскому указу был сожжен в срубе вместе со своими единомышленниками. Автор более 50 сочинений, в том числе "Житие"- ценного исторического памятника, первого в русской литературы опыта автобиографии.
Используя иллюстрации учебника, текст параграфа и документ, выскажите свое мнение о протопопе Аввакуме. Аввакум был ярым противником церковных реформ Никона. Он был патриотом и хотел вернуть именно русские, а не греческие традиции в церковной жизни. Был не раз сослан, но и в ссылках вел активную жизнь и продвигал старообрядческие идеи. До конца жизни вел борьбу с церковной реформой. Позже был заключен в земляной тюрьме и потом казнен.
Аввакум отстаивал до конца свои интересы. Был патриотом, но видел все по-своему. Ему не удалось найти себе влиятельных союзников, в итоге проиграв свою борьбу.
Мала ли беда, содомская сия скверна, во святилище содеяна? Как выедет он, архимарит, во свою землю, скажет вместо детища: я-де глупых русаков и владыку блудил. У них то, греков, не диковина. И безчестие сие и вечный позор не точию вам, архиереом, но и всему государству будет. А толко до сего времени и служите в той […]
Мала ли беда, содомская сия скверна, во святилище содеяна? Как выедет он, архимарит, во свою землю, скажет вместо детища: я-де глупых русаков и владыку блудил. У них то, греков, не диковина. И безчестие сие и вечный позор не точию вам, архиереом, но и всему государству будет. А толко до сего времени и служите в той […]
Мала ли беда, содомская сия скверна, во святилище содеяна? Как выедет он, архимарит, во свою землю, скажет вместо детища: я-де глупых русаков и владыку блудил. У них то, греков, не диковина. И безчестие сие и вечный позор не точию вам, архиереом, но и всему государству будет. А толко до сего времени и служите в той церкви без освящения: блюдитеся и от Бога казни. Не добра похвала — такой вор и ругатель великия России святителя учит.
Протопоп Аввакум
Кем был знаменитый протопоп Аввакум — самая неоднозначная и удивительная фигура своего времени? Как к нему относятся в современной Церкви? За что его казнили? Почему произошел церковный раскол и существуют ли сейчас старообрядцы? Мы постарались описать житие протопопа Аввакума, человека, который пошел против действующей власти и стоял до конца за то, что считал правильным, не сломленный перед пытками. Он потерял в двоих сыновей, шел пешком по тайге, стал известен, как истовый подвижник православия.
Можно по-разному относится к участию протопопа Аввакума в расколе, но сложно не признать, что он был яркой и важной исторической фигурой своего времени, стойким и удивительным человеком, который не пожелал склониться перед теми, кого считал врагами истиной веры. Для старообрядцев протопоп Аввакум остается образцом веры во Христа.
Протопоп Аввакум: житие
Протопоп Аввакум был одной из самых удивительных и неоднозначных фигур XVII века. Он был сыном бедного священника из Нижегородского уезда и рано приобрел известность, как подвижник православия. Протпоп Аввакум был строг не только к другим, но и к самому себе. Он не признавал никаких сделок с совестью. Бывало, что он держал руку над горящей свечой, чтобы усмирить плоть и избавиться от греховных мыслей.
Протопоп Аввакум не боялся знатных людей, спрашивал и с них за творящиеся беззакония. Однажды у одной вдовы начальник отнял дочь. Протопоп Аввакум был единственным, кто заступился за вдову. Начальник явился в храм, чтобы жестоко избить священника. Он волочил его за собой по земле прямо в ризах. Но протопоп Аввакум не сдался и не изменил тому, что он считал праведным делом.
Из-за непростого характера, нетерпимости к злу, протопоп Аввакум постоянно менял приходы. И каждый раз вступал в новый конфликт, чтобы защитить слабых, обличить греховные поступки знатных и простых людей. Он терпел поношения и побои, но не менял своих взглядов. Слава о протопопе Аввакуме дошла до самой Москвы.
Государь Алексей Михайлович радушно принял протопопа Аввакума в своих роскошных покоях. Он должен был получить прекрасную карьеру после одобрения царя, но в 1653 году все изменилось.
Учения Протопопа Аввакума
Патриарх Никон наоборот считал, что следует взять современные греческие образцы. В 1649 году в Москву приехал Вселенский Патриарх Паисий и уговорил царя Алексея Михайловича взять греческие книги за образец. Алексей Михайлович действовал из интересов государства. Чтобы превратить Россию в центр православного мира требовалось согласие с четырьмя Вселенскими Патриархами, которые были греками.
Став Патриархом Никон взялся за исправление церковных книг и устоев. Нововведения касались, казалось бы, незначительных вещей.
- Крестный ход стал вестись против солнца
- Сугубая аллилуйя сменилась на трегубую аллилуйю
- Земные поклоны сменились поясными поклонами
- Появился новый иконописный канон
- Исус и Девица стали в Церковном языке Иисусом и Девой
Реформа проходила жестко. Так, например, те, кто отказывался сдавать старые иконы и заменять их на новые подвергались гонениям. К ним домой врывались стрельцы, чтобы разломать иконы.
Староверцев иногда называют еретиками, но, на самом деле, раскол не касался вопросов вероучения. Главной виной раскольников стало непослушание. Они не соглашались не только с религиозными, но и со светскими властями.
Дело было не только в религиозном протесте. Народ был недоволен жестокими порядками царя, коррупцией и произволом, царившими в те времена. Люди, которые не были согласны с начальством, подвергались в те времена жестоким гонениям. Протопоп Аввакум выступил против церковной реформы и призвал свою паству не сломиться и оказать сопротивление. Староверы бунтовали нечасто, скорее, предпочитали уйти в те места, где их не могли найти. Они уходили на Урал, за Урал и в другие далекие земли. Иногда даже практиковали самосожжение, чтобы не предать старую веру.
Протопопа Аввакума бросили в монастырский подвал, оставив на трое суток без еды и воды, а потом сослали в Тобольск вместе со всей семьей. Оттуда он уехал в Забайкалье, в голодный и холодный край, на верную смерть.
По всей Руси начались гонения на тех, кто выступал против реформы. Духовное чадо протопопа Аввакума боярыню Морозову арестовали и подвергли жестоким пыткам, чтобы умертвить в земляной яме. Среди знатных людей подвижников старой веры было немного, но боярыня Морозова и ее сестра стали одними из них. На знаменитой картине Сурикова, изображающей боярыню Морозову во время этапирования ее к месту казни, она держит персты, сложенными так, как принято было креститься раньше, — символ раскола. На картине есть и юродивый, который также держит над головой два сложенных перста, являя собой образ несгибаемой старой веры.
Раскол набирал обороты. Филаретский монастырь шесть лет отражал осаду стрельцов. Протопопа Аввакума вызвали в Москву, чтобы заключить мир. Царь предложил протопопу Аввакуму стать своим духовником с одним условием — отказаться от борьбы за старую веру. Протопоп Аввакум резко отказался. Его прокляли на Церковном соборе и сослали за полярный круг, в Пустозерск. Протопопа Аввакума расстригли, предали анафеме, многим его сторонникам урезали языки.
Пятнадцать лет он провел в земляной тюрьме, но не оставил борьбу. Царь Алексей Михайлович не решился казнить протопопа Аввакума, а вот его сын и преемник Федор Алексеевич отказался терпеть хулу протопопа Аввакума и приказал сжечь заживо, чем доказал, что светская власть была бессильна перед народным протестом. Для народа протопоп Аввакум стал героем, мучеником за веру. Он погиб за право верить свободно в то, что человек считает правильным. Протопоп Аввакум выступал против жестокости и несправедливости действующей власти.
Конец жизненного пути
Интересные факты
§ 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол
§ 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол
Каковы были причины и последствия церковного раскола?
Русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времен Смуты. После нее положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в церковные и государственные дела внес патриарх Филарет.
середине XVII в. сложились условия для церковной реформы, которую провел патриарх Никон. Реформа изменила обрядовую сторону православия, но стала причиной раскола верующих на никониан и старообрядцев. Борьба раскольников за старую веру стала одной из форм протеста народа против гнета властей.
В чем вы видите причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном?
Причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном в том, что он предложил царю разделить власть по примеру Михаила Федоровича и Филарета. Алексей Михайлович не хотел ни с кем делить свою власть.
Вопросы и задания
1. Каково было положение церкви Русской православной церкви после Смуты? Почему позиции церкви усиливались?
Русская православная церковь оказалась вовлечена в политическую борьбу времен Смуты. После нее положение церкви в государстве укрепилось, значительный вклад в церковные и государственные дела внес патриарх Филарет. Позиции церкви усиливались потому, что патриарх Филарет был фактическим правителем России.
2. В чем заключались причины церковной реформы? Как вы думаете, почему ее проведение пришлось именно на середину XVII в.?
Причина церковной реформы: необходимость наведения порядка в церковных обрядах. Проведение церковной реформы пришлось именно на середину XVII в. потому, что к этому времени позиции церкви были сильны. К тому же формировалась и самодержавная форма власти царя.
3. Почему разгорелся конфликт между царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?
Причины ссоры Алексея Михайловича с Никоном в том, что он предложил царю разделить власть по примеру Михаила Федоровича и Филарета. Алексей Михайлович не хотел ни с кем делить свою власть.
4. Как вы понимаете сущность и значение церковного раскола?
Сущность церковного раскола: борьба старого и нового в жизни государства и общества
Значение церковного раскола: показал силу царской власти, неотвратимость перемен.
5. Выскажите свое мнение о протопопе Аввакуме.
Протопоп Аввакум – это пример героического стоизма, верности своим убеждениям, преданность историческим корням Родины.
6. Какие деятели Русской православной церкви внесли значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в.?
Значительный вклад в укрепление Российского государства в XVII в. внесли деятели Русской православной церкви: патриархи Филарет, Иосаф I, Иосиф и даже Никон.
1. Как Аввакум оценивает суть реформы Никона?
Реформу Никона Аввакум оценивает как еретическую, уничтожающую истинное православие.
2. Какие слова из этого отрывка вы одобряете, а какие – нет?
Думаем, сравниваем, размышляем
Победила позиция патриарха Никона потому, что Россия, царь стремились построить отношения с европейскими странами, и греческий вариант (читай – европейский) был в этом смысле правильней.
2. С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о старообрядцах. Определите основные идеи старообрядчества. Выясните, существует ли старообрядчество в наши дни.
Обзор истории старообрядчества
Последователи старообрядчества отсчитывают свою историю с Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром, который воспринял православие от греков. Флорентийская уния (1439) с латинянами послужила главной причиной для отделения Русской поместной церкви от Константинопольского патриарха-униата и создания автономной Русской поместной церкви в 1448 году, когда собор русских епископов поставил себе митрополита без участия греков. Большим авторитетом у старообрядцев пользуется Поместный Стоглавый собор 1551 года в Москве. С 1589 года русская церковь стала возглавляться патриархом.
Реформы Никона, начатые в 1653 году по унификации русских чинов и богослужения по современным по тому времени греческим образцам, встретили сильную оппозицию со стороны сторонников старых обрядов. В 1656 году на поместном соборе Русской церкви все крестящиеся двумя перстами были объявлены еретиками, отлучены от Троицы и преданы проклятию.
В 1667 году состоялся Большой Московский собор. Собор одобрил книги новой печати, утвердил новые обряды и чины и наложил клятвы и анафемы на старые книги и обряды. Сторонники старых обрядов вновь были объявлены еретиками. Страна оказалась на грани религиозной войны. Первым восстал Соловецкий монастырь, который был разорён стрельцами в 1676 году. В 1681 году состоялся поместный собор Русской церкви; собор настойчиво просит царя о казнях, о решительной физической расправе над старообрядческими книгами, церквями, скитами, монастырями и над самими людьми-старообрядцами.
Неисповедующихся и не платящих двойной налог предписывалось штрафовать, каждый раз увеличивая ставку штрафа, и даже ссылать на каторгу. За совращение в раскол (совращением считалось всякое старообрядческое богослужение или совершение треб) как и до Петра I полагалась смертная казнь, что было подтверждено в 1722 г. Старообрядческих священников объявляли либо расколоучителями, если это были старообрядческие наставники, либо изменниками православию, если они раньше были священниками, и наказывали и за то, и за другое.
Однако репрессии царского правительства против старообрядцев не уничтожили это течение в русском христианстве. В XIX веке, по некоторым мнениям, до трети русского населения были старообрядцами. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке. Социально-экономический расцвет был следствием изменения государственной политики в отношении старообрядцев. Власть пошла на определённый компромисс, введя единоверие. В 1846 году благодаря стараниям изгнанного турками с Босно-Сараевской кафедры греческого митрополита Амвросия старообрядцам-беглопоповцам удалось восстановить церковную иерархию на территории Австро-Венгрии среди беженцев. Появилось Белокриницкое согласие.
Некоторые ограничения для старообрядцев (в частности, запрет занимать общественные должности) были отменены в 1883 г.
В настоящее время старообрядческие общины, помимо России, имеются в Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, Казахстане, Польше, Белоруссии, Румынии, Болгарии, Украине, США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.
Крупнейшая современная православная старообрядческая религиозная организация в России и за её границами — Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, осн. в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния.
Духовно-административный центр Русской древлеправославной церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор — в Москве.
Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и другие.
В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь заграницей принесла покаяние перед старообрядцами:
3. Какие вопросы решались на Церковном соборе 1666-1667 гг?
На Церковном соборе 1666-1667 гг. решались вопросы: суд над патриархом Никоном и расправа (предание анафеме) над раскольниками, признание реформы.
4. Как повлияла реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни?
Реформа патриарха Никона на развитие церковной жизни повлияла негативно, привела к расколу церкви. Вместе с тем, в стране начали служить по единым церковным обрядам.
5. Как вы думаете, почему в XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной?
В XVII в. в России светской власти удалось занять первенствующее положение по отношению к церковной потому, что царская власть набрала уже достаточно силы, был сформирован аппарат царской власти, регулярная армия, самодержавная власть была признана в обществе.
§ 24. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и Раскол.
В это же время был участником Кружка ревнителей благочестия.
был соратником Никона (патриарха Московского), который также входит в Кружок
Однако протопоп Аввакум не был согласен с церковной
реформой Никона, что определило его судьбу.
Стоит отметить, что Протопоп Аввакум был одним из главных
идеологов старообрядчества в России.
За это он был сослан в Сибирь и много
В связи с этим Протопоп Аввакум является очень влиятельным
лицом в старообрядчестве и почитается как священномученик.
В 1653 году его бросили в подвал Андроникова монастыря в качестве
наказания за приверженность старым идеям христианства.
Это наказание не лишило Протопопа
Аввакума его позиций и Никон лишил его сана, и тот был сослан в Тобольск.
10 лет Аввакум Петров возвращается в Москву, и в следующем году его отправляют
в Мезень, где он исповедует старообрядцев.
Что касается его оценки, то это идейный
человек, который привержен своим принципам и ценностям до конца, не отрекается
от них даже под давлением наказаний.
Что общего в характере и судьба протопопа Аввакума и патриарха Никона?
Что общего в характере и судьба протопопа Аввакума и патриарха Никона?
5. Выдающимся руководителям старообрядцев был : а) протопоп Даниил б) митрополит Иов в) протопоп Аввакум г) патриарх Иосиф?
5. Выдающимся руководителям старообрядцев был : а) протопоп Даниил б) митрополит Иов в) протопоп Аввакум г) патриарх Иосиф.
Что общего вы можете выделить в характер и судьбы патриарха Никона и протопопа Аввакума ?
Что общего вы можете выделить в характер и судьбы патриарха Никона и протопопа Аввакума ?
Личность кого из них вас заинтересовал ?
Какой литературный жанр в Житие протопопа Аввакума?
Какой литературный жанр в Житие протопопа Аввакума?
Найдите общее и различное во взглядах патриарха Никона и протопопа Аввакума?
Найдите общее и различное во взглядах патриарха Никона и протопопа Аввакума.
Главным идейным врагом патриарха Никона был : 1?
Главным идейным врагом патриарха Никона был : 1.
2. Патриарх Гермоген.
3. Протопоп Аввакум.
4. Царь Алексей Михайлович.
В ссылке протопопу Аввакуму кумой стало?
В ссылке протопопу Аввакуму кумой стало.
19 баллов, СРОЧНО?
19 баллов, СРОЧНО!
Характеристика Никона и протопопа Аввакума.
Составьте план на тему '' Жизнь протопопа Аввакума"?
Составьте план на тему '' Жизнь протопопа Аввакума".
Доклад о Протопопе Аввакуме, срочно?
Доклад о Протопопе Аввакуме, срочно!
Руководители молодой республики провели большие внутренние преобразования. Бывшие колонии стали штатами с республиканской формой правления и разделением властей. В 1776—1780 гг. Там были приняты конституции. В северных штатах и на свободных земля..
Сначала была династия Меровингов. Отцы делили земли между сыновьями , сыновья дрались и кто то объединял все земли себе и снова раздавал своим сыновьям . Потом никто не смог объдинить все земли и образовались мелкие государства с майордами . Тольк..
1. Аграрный строй Испании. 5 1. 1. Влияние Месты на развитие текстильной промышленности. 5 1. 2 Крестьянство в Испании в 16веке. 6. 2. Развитие промышленности в первой половине 16 веке. 2. 1 причины подъёма испанской промышленности. 3. Экономи..
Орды — державы, образовавшейся в результате распада Монгольской империи, у истоков создания которой стоял Темучин Чингиз - хан, на территории Руси, Поволжья, Кавказа, Крыма, Западной Сибири, Хорезма, большей части современного Казахстана, - не только..
Битвы : под нервной , при лесной. Победа в Северной войне Россией + Россия получает земли в следствии Ништадтского мира.
Письменность, вероятно, приспособлена для вырезания знаков на дереве или камне, из - за чего она имеет руноподобную форму. По этой же причине она похожа на тюрко - монгольские тамги - родовые клейма для скота и имущества, зародившиеся еще в южно - у..
Борис Годунов2Фёдор II Годунов3Самозванец (Дмитрий)4Василий Шуйский.
Потому что меняются некоторые правила и взгляды определённых людей на власть. Изменения : рассматривался вопрос о плата за очищение грехов, с этого все и начиналось и церковь стала скромнее и принимала некоторые просьбы, если они были не слишком вос..
© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.
Читайте также: