Выписка из устава школы о школьном самоуправлении

Обновлено: 05.07.2024

Статьи Федерального закона № 273-ФЗ, которые необходимо приять во внимание при составлении локальных актов

№№ 34, 43, 44, 47. Статьи затрагивают права обучающихся и родителей, помогают школе урегулировать взаимоотношения с законными представителями учеников в случае сложных ситуаций.

№ 89-93. Данные статьи также касаются определенных прав, с которыми следует ознакомиться при составлении локальных актов.

Положения статьи № 30 о локальных нормативных актах

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Федеральный закон

Возможные локальные акты на основе статей Федерального закона № 273-ФЗ

Помните, что важно не количество локальных актов, а их качество.

Обязательные локальные нормативные акты и их содержание

Режим занятий обучающихся. Статья: № 30 (пункт 2).

Порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. Статья: № 30 (пункт 2).

Правила внутреннего распорядка обучающихся. Статья: № 28 (подпункт 1 пункта 3).

Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. Статьи: № 28 (подпункт 10 пункта 3) и № 30 (пункт 2).

ООП для каждого уровня образования (на основании лицензии). Статья: № 28 (подпункт 6 пункта 3).

Если обязательные локальные акты называются несколько иначе — в этом нет ничего страшного, однако отразить в них нужно все, что требуется. Руководителям следует учитывать, что локальные акты, не входящие в обязательный перечень, но опубликованные на сайте, также подлежат проверке контролирующих органов.


5.7. Общие положения о работе школьного детского парламента.

· Общая конференция школы является высшим органом школьного самоуправления.

· Конференция проводится не реже одного раза в год.

· Конференция считается полномочной, если на ней присутствуют не менее 2/3 количества делегатов (полномочных представителей) от учащихся, родителей, педагогов и школьных работников.

5.8. Представительство на конференции.

· В работе конференции участвуют представители всех категорий субъектов образовательного процесса и работников школы.

· На конференцию избираются делегаты от всех субъектов жизнедеятельности школы. Право делегировать своих полномочных представителей (делегатов) на конференцию имеют:

1. коллективы классов второй ступени школы - по одному- двум представителям от каждого 5-9 класса;
2. коллективы классов третьей ступени школы - по два-три представителя от каждого 10-11 класса;
3. педагоги школы – 1/3 членов педагогического совета;
4. родители учащихся по одному - два представителям от каждого класса;
5. группа хозяйственно - технического и обслуживающего персонала – три представителя;
6. директор школы и его заместители являются участниками общей конференции с правом решающего голоса.

· На конференции имеют право присутствовать все участники деятельности школы (педагоги, учащиеся, родители), также представители Управления образования и приглашенные для участия в конференции гости с правом совещательного голоса.

· Общая конференция школы правомочна принимать решения по любым вопросам образовательного процесса, не являющимся компетенцией Педагогического совета или администрации школы. Конференция может иметь право давать рекомендации Педагогическому совету и администрации школы.

· Конференция избирает Совет школы, принимает Устав и вносит в него необходимые изменения и дополнения, заслушивает отчеты директора школы, председателя и членов Совета школы, одобряет (или не одобряет), их деятельность, принимает решения, касающиеся развития школы, организации ее жизнедеятельности, создает постоянные или временные комиссии, наделяет их полномочиями и т.д.

· О решениях, принятых общей конференцией, оперативно информируются все участники образовательного процесса – учащиеся, родители, работники школы.

5.9.Статус Председателя парламента школы.

· Председатель парламента школы – высшее выборное лицо ученического самоуправления в школе, представитель интересов и защитник прав школьников. Председатель парламента школы является постоянным членом Совета школы.

· Решения Председателя парламента школы обязательно для выполнения всеми учащимися школы. Отменить решение Председателя парламента школы может только директор или должностное лицо, выполняющее обязанности директора.

5.10. Председатель парламента школы компетентен принимать решения:

· о проведении школьных акций и мероприятий учащихся школы;

· касающихся общественной деятельности учащихся, их участия в жизнедеятельности школы;

· об организации досуга;

· касающиеся деятельности комитета школьных дел и созданных им комиссий;

· о поощрении учащихся и других лиц имеющимися в его расположении средствами;

· о расходовании имеющихся у него средств.


Решения и другие действия Председателя парламента школы не должны противоречить законодательству Российской Федерации, Конвенции о правах ребенка и Уставу школы.
5.11.Права и обязанности Председателя парламента школы.

· в трехнедельный срок после своего избрания предлагает ученическому Совету школы для утверждения кандидатуры комиссаров школьных комиссий и советов;

· создает комиссии и советы, контролирует их деятельность и, при необходимости, распускает

· назначает и смещает комиссаров (председателей) созданных им комиссий;

· организовывает разработку Положений, соглашений, памяток и других нормативно - правовых документов (локальных актов школы), касающихся общественной деятельности и досуга учащихся или благоустройства школы, представляет их на утверждение, предлагает Ученическому совету школы или оформляет их своим решением

· представлять интересы школьников в Совете школы, в педагогическом совете, в других общественных объединениях школы, а также в муниципальных, государственных и в различных общественных объединениях и организациях;

· предлагать идеи, проекты и программы деятельности учащихся школы;

· делать обоснованные заявления от имени учащихся школы;

· ходатайствовать о соблюдении прав и законных интересов школьников перед директором, администрацией, педагогами и родительским комитетом школы, в других учреждениях и организациях.

· присутствовать на всех школьных мероприятиях учащихся или делегировать на эти мероприятия своих представителей, а также лично или через своих представителей принимать участие в работе всех общественных объединений, действующих в школе, соблюдая при этом правовые и этические нормы взаимоотношений. Приоритетной правовой нормой установления взаимоотношений Председателя парламента школы с общественными объединениями считается установление соглашений и иных договорных отношений (если это не оговорено в Уставе или положениях);

· выступать перед коллективами классов, обществ, клубов, кружков, секций, студий и других объединений в школе с обращениями и предложениями. Коллективы, к которым обратился Председатель, обязаны обсудить обращение или предложение Председателя парламента школы и ответить ему без промедления;

· критиковать персонально чьи-либо поступки, высказывания или действия групп людей (коллективов) в школе, высказывать несогласие с чье-либо позицией;

· высказывать во всех возможных случаях предложения по улучшению жизнедеятельности школы.

5.12.Председатель учащихся школы имеет исключительные права:

· право вето на решение Ученического совета школы;

· совместно с директором школы в исключительных ситуациях распускать действующий (бездействующий) состав Ученического совета школы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

на общешкольной Директор школы

ученической конференции ____________Л.М. Гедгагова

от 5 сентября 2016 г.

Устав Совета учащихся

1. Общие положения.

1.1. Ученическое самоуправление – управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

1.3. Деятельность школьного ученического самоуправления направлена на:

достижение школьниками соответствующего образовательного и культурного уровня;

адаптацию учащихся к жизни в обществе;

воспитание у школьников гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе.

1.4.Устав ученического самоуправления, а также дополнения и изменения к нему,

утверждаются ученической общешкольной конференцией.

2. Основные цели и задачи.

2.1. Целями создания и деятельности органов ученического самоуправления являются:

обеспечение необходимых условий для всестороннего развития личности и творческой самореализации школьников в соответствии с их потребностями;

обеспечение условий для защиты прав и интересов учащихся, а также отстаивание таковых;

содействие в удовлетворении потребностей учащихся в дополнительных образовательных услугах.

2.2. Для достижения своих целей ученическое самоуправление решает следующие задачи:

формирование качеств личности школьников с помощью организации их жизни и деятельности;

оказание помощи учащимся в познании себя и окружающих, в адаптации к жизни, социальной защите их прав и интересов во всех сферах жизнедеятельности, в осознании того, что личностное проявление каждого возможно только в коллективе.

Организация деятельности.

3.1. Организация деятельности ученического самоуправления строится на интересах учащихся и не входит в противоречие с Уставом школы.

3.2. В целях осуществления взаимодействий учащихся и педагогического коллектива, активизация познавательной деятельности, учебно-воспитательного процесса на II и III ступенях школы создаются органы ученического самоуправления.

Органы ученического самоуправления разделяются в зависимости от охвата ими учащихся на общешкольные, классные, микроколлективные.

Деятельность органов ученического самоуправления охватывает все сферы урочной и внеурочной деятельности и жизни учащихся:

поддерживание порядка и дисциплины в школе;

организация учебного процесса;

организация внеклассной и внешкольной деятельности учащихся – работа спортивных секций, разного рода кружков, экскурсий, вечеров, выездов, походов и т.д., отдыха и развлечений.

3.3. Для решения основных учебно-воспитательных задач органы ученического самоуправления соотносят свою деятельность с направлениями программы воспитательной работы школы по направлениям:

- Самоуправление в школе и в классе.

- Работа с родителями.

3.4. Основные формы работы органов ученического самоуправления:

КТД (познавательные, экологические, трудовые, спортивные, художественные, досуговые);

мозговая атака, семинары, конференции;

всё, что способствует развитию творческих способностей учащихся.

3.5. Периодически, не реже одного раза в год, классные органы ученического самоуправления отчитываются; частично обновляются с тем, чтобы каждый ученик за годы пребывания в школе проработал не один раз в разных органах ученического самоуправления.

4. Структура органов ученического самоуправления.

4.1. Органы ученического самоуправления создаются на добровольных началах, выборной основе.

4.2. Структура органов самоуправления:

- Председатель ученического самоуправления.

- Заместитель Председателя ученического самоуправления.

- Сектор культуры и досуга

- Сектор здравоохранения и спорта.

- Сектор печати и информации.

- Сектор труда и заботы.

- Сектор охраны и безопасности.

4.3. Представленная модель является раздельной административно-игровой моделью, т.е. сочетает в себе самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов, и самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов РФ, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур местного сообщества (муниципального образования).

По этой модели, каждый учащийся школы является жителем дома Школьник. В доме действует школа актива, куда входит небольшая группа старшеклассников. Участники школы актива осуществляют помощь в организации школьного самоуправления.

5. Управление.

5.1. Ученическое самоуправление строится на принципах:

взаимопомощь и доверие;

стремление к развитию;

равноправие всех учащихся;

коллегиальность принятия решений;

приоритетность прав и интересов учащихся;

гуманность по отношению к каждой отдельной личности.

5.2. Основу ученического самоуправления составляет классное ученическое самоуправление, которое состоит из:

Дежурного командира класса.

Заместителя ДК класса.

Учебного, трудового, спортивного, культмассового секторов.

Сектора дисциплины и порядка.

5.3. Высшим органом ученического самоуправления является общешкольная конференция учащихся. Норма представительства от каждого класса определяется активом класса. Общешкольная конференция:

собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год;

принимает решения по всем вопросам деятельности школьного ученического самоуправления большинством голосов представителей.

5.4. Общее руководство деятельностью ученического самоуправления осуществляет Председатель ученического самоуправления.

Заместитель председателя и руководители секторов являются исполнительным органом общешкольного Ученического самоуправления и играет роль связующего звена в деятельности всех органов ученического самоуправления, функционирует на базе ученического коллектива.

5.5. Председатель избирается ежегодно, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов школьного ученического самоуправления, организует и направляет деятельность актива школы.

5.6. К компетенции актива школы относится:

оказание помощи классному ученическому самоуправлению, педагогам в организации всех сторон жизни ученического коллектива;

участие в управлении жизнью школы как государственного учреждения, повседневной деятельностью ученического коллектива;

определение содержания и форм деятельности ученического самоуправления;

оказание помощи в организации воспитательной работы с учащимися I ступени.

5.7. Актив школы сотрудничает с администрацией школы. За директором школы, педагогами сохраняется право на общее руководство Ученическим самоуправлением, контроль организации жизни ученического коллектива.

6. Права и обязанности.

6.1. Органы ученического самоуправления обладают реальными правами и несут реальную ответственность за свою работу.

6.2. Любой ученик школы, равно как и органы школьного Ученического самоуправления, имеет право:

на уважение своей чести и достоинства, обращение в случае конфликтной ситуации в высшие органы школьного ученического самоуправления:

на выбор своих органов ученического самоуправления;

на участие в управлении школьными делами;

открыто и корректно выражать своё мнение, критиковать действия органов школьного самоуправления, высказывать свои предложения для рассмотрения их в дальнейшем на заседании актива школы;

объединяться в любые творческие группы, комитеты, клубы и т.д., не противоречащие своей деятельностью целям и задачам школьного самоуправления, Уставу школы.

6.3. Учащиеся, входящие в органы ученического самоуправления, обязаны:

показывать пример в учёбе, труде, беречь школьную собственность, соблюдать учебную и трудовую дисциплину, нормы поведения;

заботиться об авторитете своей школы;

информировать классы о своей деятельности

выполнять Устав школы, распоряжения администрации школы, решения органов Ученического самоуправления, не противоречащие Уставу школы.

7. Устав Школы актива.

7.1 Это форма обучения школьного актива, которая была учреждена для оказании помощи в организации самоуправления в 2012 году на ученической конференции, одобрившей решение инициативной группы.

7.2 График занятий Школы актива - один раз в четверть.

7.3 Тематика занятий разрабатывается с учетом мнения участников. Занятия проводятся по нескольким направлениям:

- Организаторское - развитие лидерских качеств учащихся посредством освоения конкретных организаторских навыков и включения в совместное конструктивное взаимодействие

- Оформительское - воспитание эстетической культуры личности, освоение оформительского минимума (Выпуск стенгазеты)

Проводимые в школе актива занятия развивают следующие ключевые навыки и умения:

- аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные из них, делать собственные выводы и заключения)

- проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения)

- коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы)

- исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).

7.4 Содержание деятельности Школы актива

а) Активизация деятельности по развитию школьного самоуправления.

б) Отработка и развитие навыков самоуправления, сотрудничества со

сверстниками и взрослыми, планирования и анализа совместной социально - значимой деятельности, принятия совместных ответственных решений.

7.5 Права и обязанности участников Школы актива

Участники имеют право:

- Формировать тематику занятий в школе актива с учетом поставленных целей и задач;

- Предлагать и проводить в действие различные проекты, формировать творческие группы.

- принимать активное участие в реализации плана ученического самоуправления.

Школьный парламент – добровольное объединение учащихся, цель которого – формирование умений и навыков руководства демократическими процессами, чувства хозяина школы, инициативной, способной принимать решение личности, умения сотрудничать на принципах партнерства, гласности, взаимопонимания.

Школьный парламент – организация, состоящая из людей, создана для людей, а учащиеся – это люди!

Школьный парламент способствует изучению языков международного общения (английский, французский, русский).

Символами школьного парламента являются: Флаг, Герб, Гимн.

Школьный парламент отвечает структуре:

вместе со спикером разрабатывает порядок сборов самоуправления.

собирает все пропозиции, которые должны рассматриваться на сборах самоуправления;

собирает письменные пропозиции учащихся по тому или иному вопросу.

является посредником между самоуправлением и ученическим коллективом;

рекомендует принятие тех или иных решений.

организовывает помощь учащимся, которые отстают в учебе;

привлекает учащихся в кружки, выступает инициатором создания новых кружков по интересам;

помогает учителям в организации открытых уроков, тематических вечеров, создании лекторских групп и т.д.;

принимает участие в оснащении учебных кабинетов, изготовлении дидактического материала, в смотре учебников, дневников;

предоставляет помощь в мероприятиях, направленных на повышение качества знаний учащихся (предметные олимпиады, вечера, стенгазеты, конкурсы);

принимает участие в подготовке и проведении бесед в классах о режиме дня, выполнении домашнего задания, пользе чтения);

помогает педагогам в воспитании сознательной дисциплины, соблюдении учащимися Правил для учащихся;

организовывает дежурство классов по школе, на дискотеках, вечерах, назначает и инструктирует ответственных дежурных, оценивает качество дежурства;

создает бригады учащихся по ремонту школьной мебели;

назначает ответственных по поддержанию дисциплины и порядка в школе;

выходит с предложениями к родительскому комитету, администрации школы по вопросу поведения учащихся;

осуществляет контроль за деятельностью старост классов.

осуществляет контроль за поведением учащихся в столовой.

Члены сектора должны иметь организаторские способности, хорошую физическую форму. Работа сектора заключается в следующем:

помощь в проведении различных спортивных акций, турниров, соревнований, походов;

принятие активного участия в различных спортивных состязаниях;

осуществлять контроль за физической формой учащихся и состоянием их здоровья;

пропагандировать здоровый образ жизни.

Сектор культуры и досуга.

оказывает помощь в проведении культурно- массовых мероприятий;

организовывает оформление школы и комнат для проведения праздников;

изучает пожелания учащихся по проведению того или иного мероприятия;

помогает в организации и проведении конкурсов, смотров.

помогает в художественном оформлении школьного интерьера, готовит информацию по различным вопросам, согласно школьным месячникам;

освещает различные интересные школьные события;

подготавливает школьную стенную газету, объявления.

оказывает помощь одиноким пожилым людям, живущем на поселке Короленко;

оказывает помощь ветеранам ВОВ, инвалидам;

проводит благотворительные мероприятия;

ведет поисковую и краеведческую работу.

Раздел I I .

Права, свободы, обязанности.

Каждый обучающийся в школе имеет право:

свободно высказывать свои мысли, не унижая при этом чести и достоинства других;

за унижение чести и достоинства подать заявление в суд чести;

подавать свои предложения, требования спикеру или в секторы управления школой;

выдвигать свою кандидатуру и быть выбранным любой из органов самоуправления;

принимать участие во всех сферах школьной жизни, проявлять инициативу в любом из направлений;

ставить вопрос о целесообразности пребывания в школе учащихся, которые своими действиями нарушают законы школы;

выбирать факультативные занятия, кружки по интересам, дополнительные занятия;

не посещать уроки только по уважительной причине, или по договоренности с директором школы.

требовать, чтобы урок был закончен сразу после звонка на перерыв.

Личность каждого, кто учится и работает в школе является неприкосновенной и ничто не должно угрожать здоровью человека, ограничивать его права, унижать честь и достоинство.

Унижением чести и достоинства человека считать:

нанесение побоев, избиение;

угрозу, запугивание, шантаж;

употребление оскорбительный слов и выражений, прозвищ;

дискриминация по национальным и социальным признакам;

высмеивание физических недостатков;

пребывание в нетрезвом виде;

порчу личного и школьного имущества;

словесную брань и сплетни;

какие либо действия или слова, оскорбляющие человека.

Каждый учащийся обязан:

пройти курс обучения в школе;

предоставить документ, подтверждающий причину его отсутствия в школе;

выполнять требования учителя на уроке, а также к выполнению домашнего задания;

придерживаться норм устава и закона школы.

планирует и ведет сборы управления школой (или назначает ведущих);

распределяет задания между членами парламента;

сотрудничает с советниками парламента, его членами, администрацией школы;

отвечает за подготовку будущих руководителей самоуправления в школе;

Полномочия заместителя спикера.

в отсутствие спикеры выполняют его обязанности;

помогают спикеру выполнять его обязанности;

ежеминутно готовы принять обязанности спикеры;

возглавляют наиболее важный сектор.

Раздел I II .

Положение о суде чести.

Защита чести и достоинства учащихся, педагогов и работников школы возлагается на суд чести.

Суд чести избирается из числа учащихся старших классов и любого участника УВП. Состав суда утверждается школьным парламентом и директором школы.

Суд рассматривает заявление не позднее чем через неделю со дня подачи. Срок давности – две недели со дня события.

Дело рассматривается в присутствии обеих сторон. Если обвиняемый не является на суд без уважительных причин, то дело рассматривается без него, а о решении суда обвиняемого осведомляет любой из судей.

Если заявление касается педагога или работника школы, суд принимает решение о переговорах с тем, кого касается заявление или с директором школы или его заместителями.

Обвиняемый имеет право требовать свидетелей (два чел.), обращаться к спикеру или в управление школой о пересмотре дела.

Суд следит за тем, чтобы дело велось корректно.

Суд имеет право выносить следующие решения:

предупреждение об исключении из школы;

недоверие педагогу или работнику школы.

Решение суда публикуется, доводится до ведома директора или его заместителей.

Раздел I V .

Положение о спикере школьного парламента.

кандидат выдвигается группой учащихся или самостоятельно;

спикер выбирается сроком не более чем на один год;

спикер вступает в должность на следующий день после выборов.

Права и обязанности спикера.

Спикер является гарантом прав учащихся, определенных законом школы.

Спикер назначает административный аппарат, секторное управление. Непосредственно направляет и контролирует их деятельность. Спикер сотрудничает с администрацией школы.

Спикер имеет право присутствовать на педагогическом совете, на заседании комиссии по предупреждению правонарушений, представляя интересы учащихся.

Спикер имеет право приостановить решение членов самоуправления по тому или иному вопросу и настаивать на пересмотре.

Спикер отчитывается перед членами самоуправления каждый учебный семестр.

Члены самоуправления могут объявить им импичмент спикеру и том случае, если он не будет выполнять свои обязанности.

Спикер ведет себя толерантно, строго придерживаясь норм культуры общения.

Положение об ученическом самоуправлении

Школьный парламент – орган власти школьников, который подчиняется общим сборам и утверждается только директором школы.

Избирается в члены школьного парламента может каждый учащийся, который выполняет законы школы.

Каждый класс выдвигает в школьный парламент двух представителей.

Члены школьного парламента решают вопросы о нарушении законов школы, правил поведения, неуспеваемости в обучении.

Члены школьного парламента могут подать заявление в администрацию школы об исключении учащегося или апелляцию о его исключении.

Члены школьного парламента могут подать ходатайство о защите учащегося в конфликтной ситуации с педагогом или работником школы.

Члены школьного парламента принимают участие в организации различных школьных мероприятий, направленных на улучшение школьной жизни, на здоровый образ жизни.

Члены школьного парламента контролируют деятельность старост классов.

Члены школьного парламента вносят коррективы в устав для нынешних и будущих поколений учащихся.

Устав действует до тех пор, пока отвечает требованиям современной структуры школы.

Данный документ является локальным актом, в котором прописаны цель и задачи ученического самоуправления (УС), принципы построения и развития УС, функции и документальное обеспечение УС, система УС, права и обязанности всех органов самоуправления, а также педагогов. В Положении такжепрописано содержание деятельности УС, ожидаемые результаты, основные формы УС и управленческий блок.

ВложениеРазмер
Положение о школьном ученическом самоуправлении 140 КБ

Предварительный просмотр:

о школьном ученическом самоуправлении

1. Общие положения

2. Цели и задачи

организация групповой (коллективной) деятельности, которая основана на развитии самостоятельности детей в управлении своей школьной жизнью.

  • реализация права учащихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
  • формирование потребностей и интересов, необходимых для успешной самореализации в обществе;
  • усвоение основных социальных компетенций, необходимых современному выпускнику школы как основа его успешности в будущем;
  • развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
  • определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
  • организация деятельности органов УС;
  • Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения;
  • Реализация интересов учащихся, как индивидуальной группы участников образовательного процесса.
  • воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
  • подведение итогов работы, анализ ее результатов;

3. Принципы построения и развития ученического самоуправления Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;

  • Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
  • Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
  • Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
  • Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
  • Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
  • Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;
  • Ответственность - регулярный отчет о проделанной работе и её результатах перед представителями УС, учащимися и учителями.

4. Документальное обеспечение деятельности ученического самоуправления

Документы, регулирующие функционирование ученического самоуправления:

5. Функции ученического самоуправления:

  • Освоение управленческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельной выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность;
  • Адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;
  • Прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы;
  • Самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем и вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности;
  • Коллективный самоконтроль — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач.

6. Система ученического самоуправления

1. Система ученического самоуправления школы имеет 4 уровня: индивидуальный, классное самоуправление, школьное самоуправление и общешкольное управление.

2. 1 уровень – индивидуальный.

3. 2 уровень – классное самоуправление.

Исполительный орган классного самоуправления - собрание класса.

Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя.

Управляющий орган самоуправления - Совет класса. но не реже одного раза в месяц.

В состав Совета класса входит актив класса – наиболее деятельные и инициативные учащиеся, избираемые на собрании класса, на основании их собственного желания.

Высший орган классного самоуправления – Заседание Совета класса.

Количественный состав Совета класса и распределение обязанностей в нем определяет классное собрание с учетом рекомендаций Совета учащихся.

4. 3 уровень – школьное самоуправление.

Орган школьного самоуправления – Совет учащихся.

В состав Совета учащихся входит актив из числа председателей Совета класса (лидеров класса).

Высший орган школьного самоуправления – Заседание Совета учащихся.

5. 4 уровень – общешкольное управление.

Орган общешкольного управления – Управляющий Совет школы.

Высший орган общешкольного самоуправления – Заседание Управляющего Совета школы.

7. Структура ученического самоуправления

Данная модель самоуправления опирается на:

  • реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся;
  • основные нормативные документы школы, не противореча им;
  • сохранение и приумножение школьных традиций;
  • простоту внедрения проекта в жизнь;
  • вовлечение в процесс самоуправления учащихся школы.

8. Права и обязанности органов ученического самоуправления

1. Права и обязанности учащихся:

  • избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления с учетом личного желания и рекомендации классного коллектива;
  • проявление инициативы при проведении любого дела, как школьного, так и классного;
  • внесение предложений по развитию ученического самоуправления
  • проявление свободу слова;
  • выборы сферы деятельности в соответствии со своими интересами;
  • отстаивание своих прав и интересов.

2. Права и обязанности Собрания классного коллектива:

  • обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся;
  • обсуждение участия в общешкольных делах;
  • выбирает старост (командира, лидера и т. п.), представителей в органы ученического самоуправления класса и школы;
  • заслушивание информации о текущих делах, отчеты о выполнении поручений;
  • утверждение планов деятельности;
  • обсуждение разных памяток, положений (например, о консультантах по предмету).

3. Права и обязанности Совет класса:

  • выборы Председателя (лидера) Совета класса;
  • организация выполнения решений классного собрания и органов ученического самоуправления школы;
  • формирует соответствующие микрогруппы по направлениям деятельности;
  • выборы ответственных за каждый участок деятельности;
  • организация самообслуживания учащихся;
  • обеспечение дисциплину и порядок в классе;
  • организация помощи в учебе учащимся, имеющим проблемы;
  • подготовка и проведение классных собраний и других классных мероприятий.

4. Права и обязанности Совета учащихся:

  • организация контроля за работой органов классного самоуправления;
  • организация работы по плану деятельности по направлениям;
  • обеспечение дисциплины и порядка в школе;
  • информирование учащихся о текущих делах и о результатах их проведения с помощью СМИ (объявления на информационном стенде, на сайте школы, в местных газетах).

5. Права и обязанности Заседания Совета учащихся:

Права и обязанности Совета школы и Заседания Совета школы прописаны в Уставе школы.

9. Содержание деятельности УС.

1. Вся деятельность планируется самими учащимися.

В ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

3. Ученическое самоуправление предусматривает вовлечение всех обучающихся в управление делами.

4. Ведущие виды деятельности:

  • познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации, взаимопомощь учащихся в учебе, разработка проектов и их реализация;
  • экологическая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений и территории школы, организация дежурства, забота о братьях наших меньших;
  • спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, дней здоровья;
  • художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки;
  • шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;
  • информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, школы;
  • профилактическая деятельность - организация дежурства по школе, контроль за посещаемостью и порядком;
  • краеведческая деятельность – исследовательская деятельность, организация выставок и экскурсий.

Под каждый вид деятельности формируются рабочие органы самоуправления так, чтобы все представители органов самоуправления были охвачены.

5. Примерные названия рабочих органов - центры (сектора, штабы и т.п.)

  • дисциплины и порядка,
  • учебный,
  • досуговый,
  • трудовой,
  • экологический,
  • спортивный,
  • творческих дел

6. Каждый рабочий орган избирает путем голосования своего руководителя (председателя, ответственного и т.п.).

7. У каждого представителя органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.

10. Ученическое самоуправление и педагоги.

1. Педагогический коллектив (директор, его заместители, классные руководители и учителя) оказывают органам ученического самоуправления, их лидерам необходимую помощь, но не подменять их.

2. Функциональные обязанности педагогического коллектива:

  • Директор общеобразовательного учреждения отвечает за разработку стратегии воспитательного процесса, включая деятельность ученического самоуправления. Кроме того, директор регулирует процессы создания правовой базы и материально-технического обеспечения функционирования ученического самоуправления.
  • Заместитель директора по воспитательной работе принимает активное участие в разработке концепции и программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива школьников. Очень важно, чтобы заместитель директора сотрудничал с классными руководителями, выбирая вместе с ними подходящий вариант самоуправления в каждом классе, его соответствие общешкольной модели. Кроме того, в его компетенцию входит консультирование органов ученического самоуправления по всему кругу вопросов.
  • Педагог-организатор занимается практическими вопросами, поддерживая органы ученического самоуправления как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на уровне первичных коллективов. Это один из важнейших специалистов, непосредственно реализующих воспитательные программы различной направленности в общеобразовательном учреждении. В его функционал, как правило, входит координирование деятельности детских и молодежных общественных объединений, действующих в общеобразовательном учреждении, их взаимодействие с ученическим самоуправлением.
  • Классный руководитель, который имеет возможность хорошо изучить интересы обучающихся, найти путь индивидуальной поддержки каждого, преодолеть те проблемы, которые возникают в коллективе класса, также призван внести вклад в создание условий для развития ученического самоуправления. Такой педагог, обладающий серьезными социально-психологическими знаниями, способен оказать поддержку своим коллегам в реализации принципов самоуправления в различных сферах школьной жизни (организация досуга, спорт, СМИ и т. д.)
  • Педагог-психолог призван сыграть особую роль в развитии ученического самоуправления. Благодаря своим профессиональным знаниям, он может помочь выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему психологической поддержки активистов самоуправления; консультировать классных руководителей, педагогов и администрацию по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления.
  • Учитель-предметник также может внести свой вклад в развитие ученического самоуправления, консультируя школьников по профилю своего предмета, например, во время подготовки очередного мероприятия, проводимого силами актива обучающихся (викторина, олимпиада, конкурс и т. п.), при подготовке нормативных актов. При желании он может привнести образовательные элементы, содержательно связанные с ученическим самоуправлением, в проведение конкретных уроков. Учителя обществознания, истории и права имеют возможность проработать вопрос о включении проблем, связанных с самоуправлением, в учебные курсы. Кроме того, учитель имеет возможность непосредственно включиться в самоуправление общеобразовательного учреждения в качестве обычного участника.

Таким образом, самоуправление в школе функционирует на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллективы школы и общешкольные органы).

3. Педагоги могут обращаться с той или иной просьбой или предложениям у органам ученического самоуправления, высказывать свои замечания по их работе, но решения органы ученического самоуправления решают сами.

Педагоги не могут отменять решения ученического самоуправления, но могут обжаловать их в вышестоящих органах самоуправления (сами или через директора школы);

4. Если директор школы не согласен с решением органа ученического самоуправления, он может приостановить его исполнение до рассмотрения на Совете школы.

Если учащиеся школы проводят закрытое классное собрание, они обязаны в тот же день информировать классного руководителя о принятых собранием решениях.

5. Учителя начальных классов с помощью шефов осуществляют систематическую подготовку младших школьников к участию в ученическом самоуправлении.

11. Ожидаемые результаты:

  • Повышение гражданской позиции школьников;
  • Повышение заинтересованности в развитии школы;
  • Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
  • Увеличение занятости детей во внеурочное время;
  • Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
  • Активизация творческой деятельности учащихся;
  • Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
  • Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

12. Основные формы ученического самоуправления.

1. Основные формы:

  • Заседания Совета ученического самоуправления;
  • Участие в работе собрания;
  • Участие в работе ученических и родительских собраний;
  • Проведение благотворительных и иных акций;
  • Проведение социологических опросов;
  • Участие в работе творческих групп;
  • Проведение круглых столов;
  • Организация и проведение досуговых мероприятий;
  • Организация и проведение спортивных соревнований;

2. Другие формы работы.

  • Анкетирование;
  • Тренинги;
  • Деловые и ролевые игры;
  • Дебаты.
  • Организация обучения актива.

3. Обучение состоит из отдельных подразделений, в которых обучаются активисты определенного профиля своей общественной занятости (например, секция командиров отрядов, старост классов, редакторов классных (отрядных) стенгазет и т.д.).

Цель обучения: активизация общественной и творческой деятельности детей.

Занятия разделены на 4 блока по разным темам, каждый блок подразумевает 4 занятие (2 теоретических и 2 практических).

5. После освоения программы лидерского актива ученик будет способен:

  • дать определение лидерства и вести себя как лидер;
  • показать своим поведение важность чувства собственного достоинства и самомотивации;
  • разрешать конфликты, используя навыки решение проблем;
  • ставить себе цели и достигать их;
  • публично выступать, улучшая навыки и приобретая уверенность;
  • проводить успешные собрания, используя метод взаимодействия;
  • использовать навыки управления времени и делами в личном планировании;
  • использовать технику мозгового штурма для планирования и организации.

13. Управленческий блок

1. Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.

2. Основными функциями социального управления являются

  • сбор информации и её анализ (производится участниками УС,

председателем УС и педагогом-организатором).

  • планирование (производится участниками УС, корректируется и дополняется Председателем, педагогом-организатором и зам. директором по ВВВР).
  • организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности (осуществляется педагогом-организатором и классными руководителями).
  • контроль (производится Председателем совета, педагогом-организатором и зам. директора по ВВВР).
  • регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы (педагог-организатор и зам. директора по ВВВР).

3. Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ПОЛОЖЕНИЕ об органе ученического самоуправления Панаевской школы-интерната

С целью формирования у школьников основ управленческой культуры, развития организаторских способностей, умений анализировать обстановку, вычленять проблемы, ставить задачи, планировать и организ.


Школьное ученическое самоуправление


Школьное ученическое самоуправление


Детская общественная организация школьного ученического самоуправления "Наш дом"

Здесь вы найдете план работы, учетную карточку и Положение.

Круглый стол "ШКОЛЬНОЕ УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ - ЭТО ПРАВО"

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику – как через участие в принятии решений, которыми руководствуется.

Положение о школьном ученическом самоуправлении

Деятельность школьного ученического самоуправления способствует формированию демократических отношений между педагогами и обучающимися, защите прав школьников, приобретению обучающимися умений, .

Читайте также: