Выготский адаптация к школе

Обновлено: 07.07.2024

Начальная школа начинается с предшкольного образования.

Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариантным образовательным пространством дошкольного и начального образования.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Необходимо сделать переход детей в школу более мягким, учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в дошкольном учреждении, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Как в дошкольном учреждении, так и в школе образовательно – воспитательный процесс должен быть подчинён становлению личности ребёнка: развитию его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, произвольности, самосознания и самооценки, свободы и безопасности поведения.

Следовательно, основанием преемственности между детским садом и школой являются:

развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства, и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения;

школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно:

координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы;

обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.

При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделить приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной социальной ситуации, уйти от искусственной акселерации в развитии, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Перечислим задачи, которые, с нашей точки зрения, являются наиболее актуальными для дошкольного и начального звена.

Задачи дошкольного звена:

Приобщить детей к ценностям здорового образа жизни.

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.

Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и сверстниками).

Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности

Задачи начального школьного звена:

Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними.

Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).

Формирование желания и умения учиться, готовности к образованию в школе и самообразованию.

Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.

Совершенствование достижений дошкольного развития; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Организацию работы по преемственности между дошкольным и начальным образованием мы видим в:

создании системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации);

создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению, эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;

развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;

формирование психологической готовности к школе;

создание комплекса учебно – методической документации;

формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования;

создание новых творческих мастерских и проектов.

Принимая детей в школу важен уровень психологического развития ребёнка. Он становится школьником, когда имеет внутреннюю позицию, а это возможно, когда нет устойчивых аффективных комплексов, связанных со школьной жизнью. Взаимодействие между ведущими линиями обучения и воспитания этого возраста влияет на дальнейшее развитие ребёнка. Комфортность пребывания в школе не должна зависеть от организации системы обучения. Поэтому преемственность между дошкольным и начальным звеном – одно из условий непрерывного образования ребёнка.

Но это не значит, что в ДОУ надо формировать узкопредметные знания, умения и навыки, готовность к изучению русского языка, математики, окружающего мира, наоборот, всё основное внимание надо уделять развитию качеств, необходимых для осуществления новой деятельности, сформированности предпосылок деятельности учения.

Значит для нас важна:

1. преемственность в целях;

2. преемственность методической системы образования (цели, задачи, содержание, методы, средства, формы организации);

3. преемственность в содержательной линии предметных областей, она должна быть единой.

Понятие готовности к школе должно трактоваться в смысле формирования элементов учебной деятельности в дошкольный период, для того, как ребёнок непосредственно столкнётся с ежедневной необходимостью применять эти умения. Но в ДОУ пока на это не обращается внимания.

Сейчас в дошкольной педагогике витает такая идея: в качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте можно было бы понимать познавательную деятельность. Если это станет центральной задачей, в дошкольных учреждениях, то формирование и развитие познавательной мотивации, а также познавательных способностей создаёт базу для развития формирующихся на их основе учебных умений, самооценки и самоконтроля.

В этом случае, чтобы подготовить ребёнка к школе, надо сформировать его учебно- познавательные мотивы и развивать специфические компоненты деятельности, психические процессы, которые смогут обеспечить лёгкую адаптацию к обучению в школе.

Школой и детским садом достигнута так­же преемственность в психолого-педагоги­ческом сопровождении ребенка от поступле­ния в школу и до его полной адаптации. Так, уже в детском саду введен дифференцирован­ный подход в подготовке детей к школе на ос­нове диагностики уровня умственного, физи­ческого, психического развития ребенка, уче­та его интересов и способностей.

Результаты совместной деятельности дет­ского сада и школы регистрируются по следу­ющим показателям: сохранение у ребенка-первоклассника интереса к школе и учению; сохранение здоровья (физического и психи­ческого); развитие творческих начал ребенка; успехи в учебной деятельности.

Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 20% детей. Анализируя уровень успеваемости детей первого класса можно сделать вывод о хорошей подготовке детей к школе, основанной на сотрудничестве детского сада со школой.

1. Праздник здоровья (спортивное развлечение с участием учащихся 1–4 классов и старших дошкольников).

2. Интеллектуальная викторина (участники учащиеся 1 класса и будущие выпускники детского сада).

3. Именины мухи – Цокотухи (ролевой спектакль).

4. Сказки А.С.Пушкина в гостях у малышей (кукольный спектакль).

5. Масленица (развлекательная программа с чаепитием с участием школьников, дошкольников и родителей).

6. Веселый снеговик для детского сада (снежные постройки на участке) и др.

7. Изготовление и развешивание кормушек для птиц на участке детского сада.

Практика показывает, что положительные ре­зультаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены тесные контакты учи­телей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качес­тво подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей.

Похожие документы:

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка (2)

. подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. . на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, . Задачи для предшкольной стадии Задачи для начальной школы 1. Выделение .

Образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

. -исторического системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, . от предшкольного к начальному образованию: учебно . начальной школы Г.В. Дорофеева и А.Л. Чекина: Практически во всех учебниках для начальной школы, начиная .

Основная образовательная программа начального общего образования 2011 2015г

Основная образовательная программа начального общего образования моу

. системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин . и начального образования предусмотрена организация предшкольного образования. . в начальной школе, начиная социальное, историческое, естественнонаучное образование младших .

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №47 г. Липецка

. образования школы вводится предшкольная . начальной школе. С обучения грамоте начинается учеба в школе . деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев . начального общего образования (2009 г.). В начальной школе закладываются основы технологического образования .


Проблемой адаптации к школе занимались такие ученые как Ш.А. Амонашвили, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова и др.

По мнению И.Л. Левиной, школьная адаптация –один из видов социальной адаптации, выражается в определенном уровне овладения навыками и умениями, в формировании некоторых необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения ребенка к процессу обучения [4].

На адаптацию школьника влияют субъективные и объективные факторы. К объективным, не зависящим от человека факторам принято относить условия, связанные с учебным процессом, а к субъективным факторам относятся пол и возраст ребенка, коммуникабельность, готовность учиться, самоконтроль и др. [2].

Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько выделяют следующие кри­терии уровня адаптации младших школьников:

1) успешность обучения: успеваемость, овладение навыками, умениями и знаниями по основным предметам, отношение к труду;

2) положение в структуре межличностных отношений: статус, эмоциональное самочувствие, общительность;

3) общественная активность: участие в общественно-полезной деятельности, самостоятельность, инициативность [3, c. 76].

Адаптированность ребенка к школе проявляется:

- в показателях школьной деятельности,

- в эффективности обучения (его количестве, качестве),

- в усвоении социальной информации и ее практической реализации,

- в росте всех видов активности (трудовой, общественной, познавательной),

- в удовлетворенности различными сторонами школьной деятельности (содержанием обучения, оценками, организацией учебного процесса, условиями обучения, морально-психологическим климатом в коллективе, возможностью общеобразовательного и роста).

С целью выявления уровня адаптации первоклассников к школьной жизни было проведено эмпирическое исследование с учащимися 1-го класса в количестве 20 человек.

На диагностическом этапе исследования мы использовали методику С.А. Беличевой [1], при этом мы сконцентрировали внимание на двух важнейших составляющих адаптации:

I. Психолого-педагогическая адаптация: изучение особенностей аффективно-личностной сферы ребенка.

II. Социально-педагогическая адаптация: изучение особенностей работоспособности ребенка.

При изучении особенностей аффективно-личностной сферы мы акцентировали внимание на уровне развития интереса, аффективном компоненте продуктивности, активности, оценке собственных достижений (самокритике). В Приложении приведены критерии оценивания данных качеств, при этом 1-му баллу соответствует низкий уровень сформированности того или иного качества, 2-м баллам – средний уровень, 3-м баллам – высокий уровень:

При изучении особенностей работоспособности мы акцентировали внимание на темпе и динамике продуктивности деятельности, истощаемости, переключаемости, уровня развития внимания.

Уровень адаптации первоклассников к школьной жизни, в %

Компоненты адаптации к школьной жизни

2. Аффективный компонент продуктивности.

5. Темп и динамика продуктивности деятельности.

Итак, по группе первоклассников были получены невысокие показатели уровня адаптации к школьной жизни по всем критериям.

Низкий уровень сформированности интереса продемонстрировали 30% первоклассников; к среднему уровню отнесено 55% детей; что касается высокого уровня, то к нему отнесено совсем незначительное количество первоклассников – 15%.

Что касается аффективного компонента продуктивности, то по данному компоненту адаптации к школе только 15% первоклассников были отнесены к самому высокому уровню, 20% детей отнесены к самому низкому уровню, 65% детей отнесены к среднему уровню.

Высокий уровень активности определен у 15% первоклассников, средний уровень – 70%, низкий уровень отмечен у 15% первоклассников.

Самокритика на высоком уровне сформирована у 15% первоклассников, на среднем уровне – у 60%, на низком – у 25%.

Высокий уровень темпа и динамики продуктивности деятельности был отмечен только у 5% школьников, средний уровень – у 55%, низкий уровень – у 40%.

Высокий уровень истощаемости определен у 15% первоклассников, средний уровень – 70%, низкий уровень отмечен у 15% первоклассников.

Что касается такого качества, как переключаемость, то только у 15% был отмечен высокий уровень, у 55% - средний уровень, у 30% - низкий.

Наконец, высокий уровень развития произвольного внимания был отмечен только у 5% первоклассников, средний уровень – у 55%, низкий уровень – у 40%.

Результаты говорят о слабом уровне адаптации первоклассников к школьной жизни по всем рассматриваемым параметрам. У первоклассников оказались очень низкие показатели развития произвольного внимания (дети не могут подолгу сосредоточиться на каком-либо учебном задании), слабые показатели темпа и динамики продуктивности деятельности. У первоклассников при этом существен показатели истощаемости (дети быстро устают, утомляются на уроках), при этом слабый и неустойчивый интерес (недостаточная учебная мотивация), слабая переключаемость с одной деятельности на другую, недостаточно сформирована самокритика (дети некритичны к себе, к своим результатам, к своей работе, учебе). Все это говорит, в целом, о невысоком уровне адаптации первоклассников к школьной жизни и необходимости проведения специальной работы по ее повышению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Жарикова, Л. И., Бехтер, Т. С. Группа кратковременного пребывания как форма адаптации ребенка к учебной деятельности [Текст] / Л. И. Жарикова, Т. С. Бехтер // Предшкольная подготовка детей : содержание, формы, проблемы и пути их решения : сборник научных статей / под ред. Л. С. Колмогоровой. – Барнаул : АлтГПА, 2010. – С. 343-347.

Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста : книга для учителя [Текст] / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – Москва : Просвещение, 1988. – 190 с.

Левина, И. Л. Школьная адаптация и ее нарушения [Текст] / И. Л. Левина. – Новокузнецк : ИПК, 2002. – 142 с.


Младший школьный возраст – это вершина детства. У ребенка еще сохраняются многие детские качества — наивность, взгляд на взрослого снизу вверх, легкомыслие. Но постепенно уже уходит детская непосредственность в поведении, формируется другая логика мышления. С одной стороны, он, как и дошкольник, подвижен, непоседлив, импульсивен, внимание неустойчиво, а с другой — у него уже начинает формироваться новый уровень потребностей, развивается познавательное отношение к миру.

Процесс адаптации первоклассника к обучению в школе приходится на возрастной кризис семи лет. Л. С. Выготский представил динамику перехода от одного возраста к другому, где выделил, что школьная жизнь начинается возрастным кризисом. В этот период происходит существенное преобразование психологического образа ребенка, перестройка его отношений с социальным окружением [3]. Можно заметить, что в этом возрасте появляются существенные изменения в поведении ребенка. Он может вести себя демонстративно, манерничать, становится плохо управляемым, однако за такими внешними проявлениями кроются глубокие изменения. Согласно Л. С. Выготскому, основа таких изменений — это утрата детской непосредственности. Также происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Развиваются чувства значимости, компетентности, или же наоборот неполноценности. Чаще всего самооценка формируется на основе того, как к нему относятся окружающие. Известный американский психолог Э.Эриксон в своей концепции описывал, что в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологический компетентности или при неблагоприятных условиях — социальной и психологической неполноценности [7].

Кризис семи лет не имеет четких временных границ, и чаще говорится о кризисе 6–7 лет. Дети, не прошедшие кризисный период, по сути, являются дошкольниками, и не готовы к обучению в школе. В процессе адаптации младшего школьника необходимо учитывать незавершенность развития центральной нервной системы. В возрасте 7–10 лет у детей процессы возбуждения преобладают над процессами внутреннего торможения, детям довольно трудно сосредоточиться и сохранить внимание.

Поступление в школу — один из самых сложных периодов для ребенка в психологическом, социальном и физиологическом плане. Младший школьник оказывается в совершенно новых для него условиях: новый коллектив, новая деятельность, новые правила поведения. Происходит мобилизация всех ресурсов, интеллектуальных и физических для успешного освоения новых задач. Наступает период систематического обучения. Вслед происходит социальное развитие, у ребенка появляются социальные обязанности, его деятельность подвергается общественной оценке. Если в процессе обучения у ребенка возникли неудачи, в учебе или общении, это может оказать влияние на развитие самооценки, сформировать комплекс неполноценности. Поэтому, учитывая эту особенность психики младшего школьника, в первый год дети не получают оценки. До школы какие-либо индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его развитию, они принимались и учитывались окружением ребенка. Но в школе происходит стандартизация условий жизни ребенка, и выявляются отклонения от пути развития. Такие отклонения могут лечь в основу детских страхов, вызвать угнетение состояния.

При формировании учебной деятельности в центр сознания ребенка выдвигается мышление. С развитием мышления другие функции (память, внимание) тоже интеллектуализируются и становятся произвольными [6]. С появлением школьных требований происходит развитие сдержанности, выдержки, терпения, формируются основы дисциплины.

М. М. Безруких, говоря о подготовке детей к обучению к школе, отмечала, что очень важно понимать, чему необходимо учить до школы и как, чтобы максимально снизить риски дезадаптации в первом классе. Не чтению, письму и счету стоит учить, а необходимо создавать условия для формирования предпосылок к успешному освоению этих навыков. А именно развивать речь, фонематический слух, формировать произношение, мелкую моторику руки, развивать умение слушать и слышать прочитанное, понимать смысл.

Успешность адаптации во многом определяется психологической готовностью. Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и другие изучали проблему готовности ребенка к началу обучения. Психологическая готовность по своей структуре многокомпонентная. Л. И. Божович выделила несколько параметров психического развития ребенка, которые наиболее существенно оказывают влияние на успешность обучения в школе. Это определенный уровень мотивационного развития ребенка, который включает познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Н. И. Гуткина рассматривает психологическую готовность к школе как необходимый и достаточный уровень развития для изучения школьной учебной программы в условиях обучения в обществе сверстников [4].

М. И. Лисина рассматривает четыре критерия успешного общения.

  1. Общение предполагает внимание к другому, без которого любое взаимодействие невозможно.
  2. Эмоциональное отношение к другому человеку
  3. Инициативность, способность привлечь и удержать внимание партнера к себе.
  4. Чувствительность к обратной связи, способность улавливать отношение партнера к себе и адекватно реагировать на него.

Адаптацию первоклассников оценивают с разных позиций:

– Учебная — как, с каким результатом ребенок добивается учебных целей;

– Поведенческая — оценивается, как ребенок контролирует себя, уровень концентрации внимания, как направляет свое поведение;

– Социально-психологическая — насколько развиты социальные умения, коммуникативные навыки.

Адаптация у каждого школьника протекает по-разному, различается и по времени и по устойчивости.

А. Л. Венгер выделили три уровня адаптации первоклассника:

  1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, адекватно реагирует на требования; учебный материал дается легко, усваивается полноценно; может решать усложненные задачи; здоров; указания учителя слушает внимательно; в коллективе занимает благоприятное статусное положение.
  2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе ее посещение не вызывает отрицательных эмоций; понимает учебный материал; сосредоточен, когда занят чем-то интересным; добросовестно выполняет общественные поручения; отношения в коллективе дружелюбные.
  3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно относится к школе; часто не здоров; нарушает дисциплину; материал усваивает не в полном объеме; самостоятельная работа вызывает трудности; не проявляет интереса; близких друзей среди одноклассников не имеет [18].

То, в какой степени ребенок владеет необходимыми умениями и способен отвечать требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в процессе обучения, определяет, насколько он к ним приспособлен. Когда возникает несоответствие, и учеба или поведение не отвечают школьным требованиям, учащегося рассматривают как недостаточно адаптированного. Таким образом, ребенок, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в данной ему новой педагогической среде является адаптированным школьником [5].

Таким образом, подводя итог рассмотрения вопроса адаптации первоклассника, укажем на основные особенности:

– Начало школьной жизни совпадает с кризисом семи лет.

– Происходит смена ведущей деятельности, с игровой на учебную.

– Меняется социальный статус в обществе.

– Происходит стремительное развитие познавательной, эмоционально-волевой, мотивационных сфер.

– Коммуникативные навыки выходит на новый уровень.

Процесс адаптации первоклассника многофакторный, и от успешности адаптации, от уровня отношений со взрослыми и сверстниками, зависит эффективность дальнейшего обучения ребенка.

1 Венгер, Л. А. Готов ли Ваш ребёнок к школе? / Л. А. Венгер, А. Л. Венгер. — М., 1994

2 Венгер, А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. — М.: Просвещение, 2001. — 367с.]

3 Выготский, Л.С, Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. Детская психология/ Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984. — 432с.

5 Психолого-педагогические и медико-физиологические аспекты школьной адаптации: учебное пособие / О. А. Никифорова, Т. М. Параничева, Е. А. Бабенкова; Кемеровский государственный университет. — Кемерово, 2011 -96с.

6 Эльконин Д. Б./Детская психология/М.:Академия. 2000. 384с

7 Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. [с англ.]и науч. Ред. А. А. Алексеев. — СПб.: Летний сад, 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, школа, младший школьник, психологическая готовность, возрастной кризис, детская непосредственность, систематическое обучение, учебный материал, школьная жизнь, школьное обучение.

Похожие статьи

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению

Библиографическое описание: Барсукова, О. В. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению / О. В. Барсукова.

школьное обучение, психологическая готовность, школа, систематическое обучение, учебная мотивация, школьная зрелость.

Психологическая готовность дошкольников к школьному.

Малютина, С. В. Психологическая готовность дошкольников к школьному обучению / С. В. Малютина.

школа, психологическая готовность, мотивационная готовность, ребенок, школьное обучение, обучение, детский сад, школьная жизнь, положительная.

Психологические проблемы готовности детей дошкольного.

Психологическая готовность к обучению в школе формируется у ребенка не сразу, а

Подготовка к школьному обучению — важный шаг в воспитании и обучении ребенка в

Содержание и строение начинают характеризоваться непосредственностью предметной.

Исследование психологической готовности детей к обучению.

В данной статье рассматривается психологическая готовность детей дошкольного возраста. Опытным путем доказана необходимость психологической помощи при поступлении ребенка в школу для того, чтобы устранить возможные отклонения.

Изучение готовности младших школьников к переходу.

В статье раскрывается понятие готовность к обучению, выделяются основные компоненты готовности младших школьников к обучению в основной школе. Для изучения готовности младших школьников проведены методики, представлен анализ полученных результатов.

Формирование психологической готовности к школьному.

Таким образом, понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению включает определенную ступень развития различных сторон личности ребенка. Для того, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе, войти в школьную жизнь и успешно выполнить все.

Психологическая готовность ребенка к школе и успеваемость.

ребенок, детский сад, школа, подготовка детей, психологическая готовность, школьное обучение, родитель, ближайшее развитие, режим дня, готовность ребенка. Извечная проблема: семья и школа | Статья в сборнике.

Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного.

ребенок, детский сад, школа, подготовка детей, психологическая готовность, школьное обучение, родитель, ближайшее развитие, режим дня

Подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Поэтому нельзя недооценивать роль.

Факторы адаптации детей к школе | Статья в сборнике.

ребенок, детский сад, школа, подготовка детей, психологическая готовность, школьное обучение, родитель, ближайшее развитие, режим

Статья посвящена актуальным вопросам психологической готовности детей к школьному обучению и трудностям адаптации.

Аннотация. В статье раскрыты основные проблемы адаптации детей к школьному обучению, рассмотрены различные трактовки понятия, освещены уровни процесса адаптации. Представлены результаты исследования по выявлению уровня адаптации младших школьников к образовательному процессу.

Социально-политические изменения, происходящие в обществе, оказывают влияние на развитие современного образования. Расширение информационного пространства диктует новый подход к определению содержания обучения и способов обучения, являясь источником интенсификации учебного процесса, усложнения и увеличения объёма учебных знаний и умений, которыми должен овладеть школьник. Поступление в школу и начальный период обучения является переломным в развитии подрастающего младшего школьника. Новая образовательная среда задаёт совершенно иную систему требований, взаимоотношений. В силу индивидуальных психофизиологических особенностей обучающиеся по-разному справляются с усвоением новой социальной роли, овладением навыками учебной деятельности, включением в детский ученический коллектив. Психологическая адаптация к школе является сложным процессом приспособления первоклассников к образовательному учреждению и, наоборот, школьных условий к потребностям и интересам ученика.

Ф.Б. Березин определяет адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей его среды в ходе свойственной человеку деятельности, которая позволяет удовлетворить личные потребности. А.Д. Слоним утверждает, что процесс адаптации заключается в совокупности физиологических особенностей, которые обусловлены уравновешиванием организма с постоянными или изменяющимися условиями окружающей среды. Н.И. Сарджевеладзе определяет адаптацию как процесс приспособления, разделения убеждения социальной группы, а затем воздействию на неё и изменение.

Процесс адаптации к школьному обучению Т.В. Дорожевец рассматривает с разных сторон, выделяя академическую, социальную и личностную адаптацию. Академическая адаптация характеризуется степенью принятия и соответствия учащихся нормам и правилам школьной жизни. Социальная адаптация отражает уровень межличностных отношений в группе, успешность овладения новым социальным статусом, степень решения социальных трудностей в ученическом коллективе. Личностная адаптация отражает уровень принятия себя, части социума. На протяжении долгого периода времени считалось, что главным критерием готовности дошкольника к школе является его уровень интеллектуального развития. Л. С. Выготский утверждал, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.

Первоклассники, включаясь в новую образовательную среду, по-разному переживают период адаптации. А.Л. Венгер [2] выделил три уровня адаптации ребёнка к школьному обучению: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень адаптации отмечается у обучающихся с положительным отношением к школе; адекватным восприятием и своевременным выполнением требований, предъявляемых взрослыми (учителем, родителем и т.п.), благоприятным статусным положением в классе; самостоятельная деятельность приветствуется, не нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых; адекватно воспринимает критику.

Средний уровень адаптации прослеживается у учащихся с положительным отношением к школе, как и на высоком уровне; усваивается основное содержание учебной программы; посещение школы не вызывает отрицательных переживаний, сконцентрирован исключительно на предметах, интересующих его; полученные задания выполняет добросовестно; присутствует частичная самостоятельность; хорошее социальное положение.

Низкий уровень адаптации характеризуется отрицательным отношением младших школьников к образовательному процессу. На данном уровне у первоклассника возникают частые жалобы на самочувствие; доминирует подавленное состояние, появляются проблемы с дисциплиной; материал, рассказываемый учителем, воспринимается фрагментарно или вовсе не усваивается, самостоятельная работа ученика вводит в затруднение; нуждается в контроле со стороны взрослых, а также в систематических напоминаниях и побуждениях; работоспособность сохраняется при длительных паузах для отдыха; отмечается низкое социальное положение в классе.

На рис.1 представлены обобщённые данные диагностики адаптации детей к школьному обучению.

По результатам исследования высокий уровень адаптации был отмечен у 35% первоклассников, средний уровень показали 43%, низкий уровень – 22% учащихся. У 15% процентов обучающихся было отмечено положительное отношение к школе по внешней мотивации, у 10% испытуемых преобладание игровой мотивации. Полученные результаты позволяют говорить о том, что не у всех первоклассников процесс адаптации прошёл успешно.


Рисунок 1 Результаты диагностики адаптации детей к школьному обучению

Своевременная психолого-педагогическая диагностика позволяет выявить детей со средними и низкими показателями уровня адаптации, превентируя у них развитие школьной дезадаптации. Овчарова Р.В. определяет понятие школьной дезадаптации как образование неадекватных механизмов приспособления обучающегося к школе в форме нарушений учёбы, поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности и искажений личностном развитии.

Немаловажное значение в системе предупреждения школьной дезадаптации играет определение сферы трудностей, с которыми сталкивается школьник в процессе адаптации, причины их возникновения. К основным трудностям адаптации на начальном этапе обучения Т.В. Костяк относит следующие показатели:

– трудности в усвоении программы по всем предметам или по отдельным учебным дисциплинам;

– отсутствие внимания (неспособность длительно сосредоточиться на какой-либо деятельности или быстро переключаться с одного предмета на другой, отвлекаемость);

– нарушение норм поведения в школе (нарушения дисциплины: выкрики во время уроков, хождение по классу, конфликты с одноклассниками, фамильярное отношение к учителю);

– страх и запредельная напряженность;

– неуверенность в своих способностях [5].

Трудности адаптации детей к школьному обучению можно разделить на три группы: физиологические, организационно – педагогические и социально – психологические. Каждая группа включает в себя ряд проблем, с которыми сталкивается практически каждый первоклассник.

Физиологические трудности характеризуются степенью напряженности функциональных систем детского организма. Антропова М.В. и Кольцова М.М. исследовали данную группу трудностей [6]. То, как именно происходит функционирование внутренних систем, какие изменения и проблемы могут встретиться в процессе адаптации первоклассника к школе. Рассматривали нарушения высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, сердечно – сосудистой системы, системы дыхания, эндокринной системы, гигиенических требований и т.д.

Организационно-педагогические трудности возникают при проявлении предыдущих двух групп трудностей. К данной группе причисляют такие проблемы как несформированность навыка самообслуживания, навыка организации своего рабочего места, не соблюдение правил, установленных учителем и взрослыми, нарушение режима дня, неаккуратное отношение к своим личным вещам, а также вещам одноклассников и т.д.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно отметить то, что адаптация первоклассников к школьному обучению, представляет собой процесс перестройки эмоционально-волевой, познавательной и мотивационной сфер обучающегося, протекающий в сугубо индивидуальном режиме, обусловленном психофизиологическими особенностями младших школьников, внешними социально-педагогическими факторами. Соответственно в процессе развития новых адаптивных механизмов, обучающиеся сталкиваются с разными трудностями физиологического, социально-психологического и педагогического характера. Поэтому работа по адаптации детей к школе должна начинаться ещё с дошкольного возраста, носить характер преемственности. Реализация комплексного подхода к организации учебной деятельности младших школьников, предполагающего включение в образовательный процесс одновременно педагогов, психологов и родителей для создания оптимально – комфортных условий полноценного развития младшего школьника во всех его сферах, будет способствовать успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.

1. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология. – М.: Академия, 2002. – 512 с.

2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников М.: Владос , 2001.

3. Методы исследования детей с трудностями в обучении: Учеб. -метод. пособие / Н. Г. Лусканова. - М.: Фолиум, 1999.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 240 с.

5. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк. – М., 2008. – 176 с.

6. Антропова М.В. и Кольцова М.М. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 1983.

Читайте также: