Выдающимся представителем кротонской врачебной школы являлся

Обновлено: 05.07.2024

Кротонская врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н.э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1) организм есть единство противоположностей, 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же (греч. monarchia — единовластие), одной из них есть причина болезни, 3) противоположное излечивается противоположным (лат.contraria contrariis curantur — тезис, часто приписываемый Гиппократу).

Книдская врачебная школа стала предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь, черная желчь): здоровье понималось как результат их благоприятного смешения (греч. eucrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyscrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках, организма сформировалась гуморальная теория (от лат. humores — жидкости), которая с некоторыми изменениями существовала в медицине вплоть до XIX в. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней — симптомах (греч. symptoma — совпадение, признак) и диагностике (лат. diagnoetica or греч. diagnostikos — способный распознавать), включая метод выслушивания и открытие плевретического трения (которыми пользовался и Гиппократ). Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (V в. до н.э.) — современник Гиппократа.

Косская врачебная школа — главная медицинская школа Древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н.э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса с о. Кос (VI в. до н.э.) и его сына Хрисоса (VI в. до н.э.) прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачевателя без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена.

Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах телосложения; утверждали основы врачебной этики; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (греч. klinike — уход за лежачим больным, от греч. kline — ложе). Впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине.

Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа II Великого (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.), который вошел в историю как Гиппократ. Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в Древней Элладе. Через несколько десятилетий после того, как Гиппократ покинул о. Кос, на самой высокой возвышенности острова, где раньше располагалось скромное святилище, был воздвигнут грандиозный асклепейон, который неоднократно расширялся.

Дошедшие до нас достоверные сведения о жизни Гиппократа весьма ограничены. Первые биографии Гиппократа (греч. Hippokrates — укротитель коней) были составлены несколько столетий спустя после его смерти.

Гиппократов сборник

Вопрос о том, какие труды оставил после себя Гиппократ II Великий, до сих пор остается неясным, ибо все дошедшие до нас сочинения древнегреческих врачей классического периода анонимны. История не сохранила ни одного текста, где бы значилось авторство Гиппократа.

Когда же в одно и то же время рождаются болезни всякого рода, тогда, без сомнения, причиной каждой служит образ жизни у каждого. Образу жизни в Древней Элладе придавалось особое значение. В одном ряду с обязательным обучением грамоте и музыке стояли физическое воспитание, закаливание и личная гигиена. Каждый мужчина воспитывался выносливым и смелым, чтобы в минуту опасности с оружием в руках встать на защиту своего полиса (постоянной армии в полисах Древней Греции не было).

В классический период древние греки не имели специальных знаний по анатомии, так как не вскрывали тела умерших. Их представления о строении человеческого тела были эмпирическими. Вот почему в то время хирургия древней Индии превосходила хирургию древних греков.

Древнегреческие врачеватели занимались в основном той областью хирургии, которая сегодня включает в себя травматологию и десмургию (греч. desmurgia — учение о повязках, от desmos — перевязка и ergon — дело, работа).

Врачебная этика в Древней Греции

Медицина Александрии (эллинистический период).

Александрия сохранила известное значение в качестве медицинского центра. Врачи александрийской школы своими исследованиями способствовали накоплению знаний по анатомии и физиологии. Слабой, отрицательной стороной александрийской школы была идеалистическая направленность в их философских воззрениях, вследствие чего Герофил и Эразистрат в ряде вопросов сделали шаг назад от материалистических положений Гиппократа в сторону платоновского идеализма.

Медицина Древнего Рима.

Под своей властью Рим объединил большое число стран от Пиренейского полуострова на западе до границ Армении и Персии на востоке, от Британии на севере до Египта на юге. В Древнеримском государстве рабовладельческая формация получила полное и завершенное развитие. В Риме в условиях обширного государства медицина получила значительно большие возможности развития, чем в Древних восточных рабовладельческих государствах с их более низким уровнем производительных сил, с их патриархальными пережитками и чем в Древней Греции, раздробленной на ряд мелких городов-государств. Высокий уровень развития государственности выразился в создании постоянной армии. Далекие походы римских легионов в местности, резко различающиеся по климату и санитарным условиям, способствовали возникновению разнообразных заболеваний. Чтобы сохранить боеспособность армии и оказывать хирургическую помощь в сражениях, нужна была организованная военно-медицинская служба. Были созданы военные госпитали (валетудинарии, буквально — здравницы), выделены лагерные врачи, врачи легионов и т. п. До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений, обслуживавших мирные нужды крупных городов римского государства и, прежде всего самого Рима. Большое число рабов позволяло осуществлять строительство крупных сооружений по городскому благоустройству и санитарии: водопроводов, канализации, бань и пр. Памятником городского благоустройства Древнего Рима остаются и крупные бани-термы (с III века до н. э. и позднее); некоторые из них были рассчитаны на тысячи купающихся одновременно. При термах имелись площадки для физических упражнений и состязаний, для отдыха и принятия пищи, для народных собраний и пр. В законах римлян имелись постановления санитарного характера: запрещение хоронить внутри города, предписание пользоваться для питья водой не из Тибра, на берегах которого расположен Рим, а ключевой водой с Сабинских гор и др. Наблюдение за проведением санитарных мероприятий входило в обязанность специальных городских чиновников (не врачей) — эдилов.

В императорском Риме была введена должность архиатров — главных врачей, наблюдавших за другими врачами. Впоследствии архиатры были введены в отдаленных провинциях Римской империи как должностные лица для наблюдения за здоровьем римских воинов и чиновников. Врачи состояли при цирках, театрах, общественных садах, а позднее при возникших объединениях ремесленников.

Цельс собрал и сохранил для последующих поколений много произведений древней медицины, оригиналы которых впоследствии погибли, и эти произведения дошли до нас только благодаря ему. Так, в значительной мере благодаря Цельсу мы знаем о работах Герофила, Эразистрата и других врачей и ученых Александрийской школы.

Крупнейший врач Рима Гален оказал большое влияние на развитие медицины. В средние века вплоть до XV—XVI вв. в медицине господствовал галенизм — искаженное схоластиками и церковниками учение Галена.

После падения Западной Римской империи основным наследником поздней античной культуры стала Византия, в состав которой входили страны традиционной культуры: Египет, Месопотамия, Греция, Малая Азия. К 7 в. сокращение территории. Этнический состав пестрый. Готы 5-6 вв., славяне 6-7 вв., арабы 7-9 вв. Преобладающую роль играло греческое население. Сначала до 7 в. государственный язык латинский, с 7 до 1453 - греческий. Император Константин перенес столицу из Рима в Византий. Константинополь. С 4 в.господствующая религия - христианская. Стали возникать монастыри, одной из функций которых было лечение больных и призрение стариков. Наибольщего могущества достигла страна при ЮстинианеI. 9-10 вв. Сильная централизованная феодальная монархия. Византийская церковь в 9 в. стала отстаивать идею равноправия духовной и светской власти. Обращение в христианство соседних народов при помощи церковных миссий Кирилл и Мефодий - Болгария в 865 г., а потом Русь. В 1204 г. в ходе IV крест.похода взят Константинополь и Византийская империя перестала существовать. Возникла латинская империя. В 1261 г. Михаил Палеолог отвоевал Константинополь и восстановил Византийскую империю. Натиск турок-османов. Византия вошла в состав Османской империи. В середине 7 в. византийская культура приобрела черты феодальной культуры. Утрата интереса к естественнонаучным знаниям. В определении прогноза болезней используются астрология, гадание. Компилятивность и традиционность провозглашены принципом познания. Но до 12в. культура Византии выше, чем в Зап.Европе. Поэтому византийцы сознательно ограждали себя от иноземных влияний. Позднее стали использовать опыт арабской медицины. На высоком уровне просвещение. Существовали светские, общеобразовательные школы, включающие программу среднего образования (орфография, грамматика, стихосложение, орат.искусство, философия, богословие, этика, политика, экономика, физиология ).Потом эти школы закрыты, а последняя якобы в 726 г. сожжена вместе с учителями и книгами.

Функционируют медицинские школы - допускались лица, прошедшие среднее образование. Разрешение на преподавание давалось патриархом. Учебный процесс под контролем. При обучении исходили из представлений Галена. В преподавании практической медицины пользовались трудами Гиппократа, античных и византийских энциклопедистов. Учащиеся школ участвовали в осмотрах больных и их лечении. Власти могли, на врачебную должность определяя, устраивать экзамен. Это практиковалось при замещении врачебной должности в больнице или городского архиатра. Властями решался вопрос прохождения практики.

В середине XI в. в Константинополе открылась высшая школа с юридическим и философским факультетами. В начале XII в. стала преподаваться медицина, а потом факультет. Допускались свободные дискуссии "о пульсе, лихорадках, артериях и венах" и т.д. Это шаг вперед, но осмотры и демонстрации больных не практиковались. Преподавание практической медицины было поставлено хуже, чем в школах при больницах. С усилением богословия византийское естествознание становится полностью книжным: использование эксперимента - крайняя редкость. Составление "Физиологов" и "Шестодневов", где обширные сведения по теоретической и практической медицине, но с большим морализаторством. Позже стали освобождаться от мистического содержания и дополняться практическими рекомендациями. Развитие алхимии, изобретение в 7 в."греческого огня", как следствие утверждение экспериментальной науки.

Эпидемии заставляли власти сохранить со времен Рима городских врачей для бедных. Хоть они и подрабатывали, закон обязывал их бесплатно лечить городскую бедноту. Сохранился со времен Рима и институт городских архиатров и медико-санитарная организация в армии. Большая роль в организации медпомощи, прежде всего сельскому населению, принадлежала церкви. При монастырях проводился прием больных. Строились стационары. Места для призрения. Сооружались и гражданские больницы. Даже по несколько сот коек. Отдельные помещения для заразных. Существовал больничный устав, позднее был принят в древнерусских монастырях. Аптеки, школы послужили примером для многих стран. Византийская медицина, как и другие отрасли византийской культуры, сыграла выдающуюся роль в передаче античного наследия в страны Востока и Европы, особое влияние она оказала на развитие медицины славянских народов.

Медицинав Византийской империи является преемницей и продолжением медицины Древней Греции и Древнего Рима.

При строительстве и благоустройстве городов и прежде всего Константинополя учитывался многовековой опыт древнего Рима. Сооружались акведуки (водопроводы), позволяющие пополнять запасы воды в колодцах, фонтанах и подземных резервуарах. Повсеместно строились бани, которые со временем утратили одну из форм времяпрепровождения, как это имело место в древнем Риме. Бани по-прежнему оставались местом врачевания. Врачи предписывали больным посещение бани 1 – 2 раза в неделю в зависимости от заболевания.

В эпоху средневековья химии как науки ещë не существовало. Накапливались количественные и качественные сведения о свойствах разнообразных веществ, прежде всего красителей и лекарств.

Алхимия, возникшая в первые века нашей эры и достигшая наибольшего развития в средние века, способствовала накоплению и расширению знаний о химических процессах и методах их изучения.

Византийские врачи, составляя обширные энциклопедические труды, обращались не только к античному наследию, но также использовали опыт арабоязычной медицины. Например, на греческий язык переводились арабские прописи лекарственных средств.

С историей Византии тесно связано как возникновение, так и развитие монастырских больницибольничного дела.

Первый монастырь был основан в начале IV века в Египте. Затем монастыри стали появляться в Палестине, Сирии и других провинциях Византийской империи.

Со временем монахи монастырей, ушедшие от мирской жизни для служения богу и исполнения церковных обрядов, стали принимать участие в общественных заботах. Прежде всего, в годы лишений и войн монастыри стали принимать под свою опеку стариков и детей, раненых и больных. Так возникли приюты для калек и больных путников – прообразы будущих монастырских больниц. Постепенно в монастырях, помимо прочих дел, стал проводиться отбор церковной и светской литературы, которую комментировали, переписывали и сохраняли для будущих поколений.

Первые монастырские больницы для бедных, калек, немощных и чужестранцев были основаны в IV веке в Кесарии, Севастии и других провинциях Византийской империи. Уставы монастырей, в которых были больницы, предусматривали порядок наблюдения и лечения больных, содержали подробное описание хозяйственного распорядка, элементы обучения медицинскому делу и прочее.

Монастырские больницы Византии послужили прототипом для создания подобных лечебных заведений в странах Востока и Запада в эпоху средневековья.

Образованиев Византии носило светский характер. Ведущими центрами образования являлись Александрия и Константинополь, которые славились медицинскими школами, Афины – известной риторской и философской школами, Бейрут являлся центром юридического образования. В основу образования были положены произведения античных авторов, дополненные многочисленными комментариями и толкованиями. В высших школах богословие не преподавалось, оно изучалось в семьях и в христианских храмах.

Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась с такими дисциплинами, как математика, геометрия, астрономия и музыка. Кроме этого, полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики.

Несмотря на свой прикладной характер, медицина в Византии считалась теоретической дисциплиной. Она изучалась по сочинениям великих медиков античности. При этом особое внимание уделялось приёмам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.

Выпускники медицинских школ после завершения образования и успешной сдачи экзаменов могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве своём они занимались частной практикой.

Таким образом, Византия оказала глубокое воздействие на культурное развитие многих народов мира. Наиболее сильное влияние византийские культурные традиции проявились в странах, где утвердилось православие, а именно: Болгарии, Руси, Сербии, Армении, Грузии и др. В области медицины византийские учёные и врачи не только сберегли достижения классической науки античности, но и пополнили сумму человеческих знаний новыми сведениями, обогатив тем самым всё человечество.

Гост

ГОСТ

Краткая история появления врачебных школ в Древней Греции

На становление и развитие медицины очень большое влияние оказало государство Эллада (Древняя Греция).

Где изначально зародилась медицина, остается неясным до сих пор, но можно с уверенностью говорить о том, что медицина, как наука, развивающаяся на доказательствах и открытиях, начала свое существование именно в Древней Греции. Одним из подтверждений этого являются медицинские термины - практически все они имеют греческое или латинское происхождение.

В течение достаточно продолжительного временного периода врачевание в Древней Греции оставалось исключительно семейной традицией, и только в начале классического периода произошло расширение рамок семейных школ. В них стали принимать учеников, не являвшихся членами данного рода. Это положило начало развитию передовых врачебных школ того времени.

Первыми наиболее известными школами были родосская (остров Родос, расположенный в восточной части Эгейского моря) и киренская (город Кирена на севере Африки). Вскоре они обе исчезли, до наших времен почти никаких сведений о них не дошло.

Позднее появились кротонская (город Кротон, располагавшийся на юге территории современной Италии), книдская (город Книд, располагавшийся в Малой Азии, на ее западном побережье), сицилийская (остров Сицилия) и косская (остров Кос, расположенный в восточной части Эгейского моря) школы, каждая из которых имела свою философию. Они и составили славу древнегреческой медицины.

Характеристика кротонской и книдской медицинских школ Древней Греции

Своего расцвета кротонская врачебная школа достигла еще в VI веке до н.э.

Одним из выдающихся деятелей кротонской школы является философ-пифагореец Алкмеон из Кротона (VI-V вв. до н.э.). Ему принадлежит открытие перекреста зрительных нервов и слухового канала (позднее названного евстахиевой трубой), головной мозг он писал как орган познания также ему принадлежат описания причин некоторых заболеваний, связанных с истечением лишней слизи.

Готовые работы на аналогичную тему

Основные достижения и тезисы кротонской врачебной школы: организм представляет собой единство противоположностей; здоровье организма является результатом равновесия противоположных сил: влажного и сухого, холодного и теплого, горького и сладкого и т.п., если же какая-то сила становится господствующей, развиваются болезни; противоположное можно излечить только противоположным (это тезис часто приписывают Гиппократу).

Выдающимся представителем книдской школы является Эврифон, современник Гиппократа, автор множества медицинских сочинений.

Достижения и тезисы книдской медицинской школы:

  1. Активное развитие учения о четырех телесных соках (крови, слизи [флегме], светлой [желтой] желчи, черной желчи). Этим жидкостям организма соответствовали четыре стихии: воздух, вода, земля и огонь. Согласно этому учению, здоровье организма является результатом благоприятного смешения всех телесных соков, а их неблагоприятное смешение, наоборот, является причиной большинства болезней. Позже на основе этого учения о соках организма была сформирована гуморальная теория, которая просуществовала в медицине вплоть до XIX века, хоть и с некоторыми изменениями.
  2. Представители этой школы внесли значительный вклад в схематизацию лечения.
  3. Как продолжение традиций египетских и вавилонских врачей представители книдской школы активно развивали учение о симптомах (признаках) болезней, а также их диагностике, включая метод выслушивания, с помощью которого было открыто явление плевретического трения.

Характеристика сицилийской и косской медицинских школ Древней Греции

Основные тезисы и достижения представителей сицилийской врачебной школы:

Косская врачебная школа являлась главной медицинской школой Древней Греции в классическом периоде.

Первые дошедшие до наших времен сведения о косской школе датируются 584 годом до н.э. В то время в войске, осаждавшем город Киррос, свирепствовала моровая язва. Жрецы Дельфийского храма попросили двух врачевателей с острова Кос, Неброса и его сына Хрисоса, прекратить распространение заболевания. Оба немедленно откликнулись на эту просьбу и, согласно преданию, им удалось прекратить эпидемию.

Знаменитыми деятелями косской врачебной школы также являлись Гиппократ II Великий, вошедший в историю как Гиппократ, и Праксагор, учитель Герофила.

Часть 1. Первобытное общество

В наши дни, когда во всем мире на первый план выходит приоритет общечеловеческих ценностей, подготовка врачей во всех странах мира немыслима без широкого гуманитарного образования и развития исторического мышления, без плодотворного научного сотрудничества между народами различных государств.

Преподавание всемирной истории медицины закладывает основы этих понятий, вводит студентов в мир их будущей профессии, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

Медицина как область человеческой деятельности и культуры по сути своей глубоко интернациональна: все народы мира в большей или меньшей степени внесли и продолжают вносить свой вклад в ее развитие, в становление современной медицины и международного сотрудничества в области здравоохранения. История медицины – яркое свидетельство все возрастающего единства развивающегося человеческого общества. Ее изучение неизбежно приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения, а в итоге – к осознанию собственной ответственности за судьбы нашей планеты, к поискам путей и средств их решения.

Как область науки история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, естествознанием, культурой, составной частью которой она является.

Преподавание на кафедре (курсе) истории медицины призвано раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества, показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара, познакомить студентов с историей врачебной этики в различных странах мира.

В наши дни, когда любая студенческая аудитория является многонациональной, а культура народов земного шара все чаще ощущается как единое целое – как достояние всего человечества, преподавание истории медицины не может ограничиваться рамками одной страны или одного народа в отрыве от всемирной истории культуры и медицины. В связи с этим данный учебник имеет три принципиальных отличия от предыдущих:

– в его основу положена новая периодизация всемирной истории медицины, разработанная автором в 1987 г. (схемы 1 и 2) и основанная на принятой в современной исторической науке периодизации и хронологии всемирной истории (табл. 1);

– история отечественной медицины излагается в контексте всемирной, что, во-первых, соответствует концепции исторического развития медицины как единого всемирно-исторического процесса, а во-вторых, позволяет продемонстрировать достижения отечественной медицины как составной части всемирной истории и культуры;

– история медицины излагается в связи с новейшими достижениями других наук (всемирной истории, археологии, палеопатологии, этнографии идо.).

Учебник содержит 160 иллюстраций, которые позволяют студентам лучше усвоить учебный материал и в то же время знакомят их с культурным наследием человечества – экспозициями музеев и фондами библиотек, произведениями живописи, ваяния и зодчества, имеющими непосредственное отношение к истории медицины.

Автор сердечно благодарит:

– рецензентов учебника П. Е. Заблудовского и В. В. Куприянова, плодотворное влияние которых на этот труд ощущалось в течение многих лет;

– коллег-специалистов в области истории науки и смежных дисциплин, которые приняли участие в обсуждении материалов рукописи и способствовали ее совершенствованию: К. Я. Арона, А. В. Белолапоткову, Д. Д. Бенедиктова, А. А. Вигасина, F. Guerra (Мадрид), А. А. Грандо, Э. Д. Грибанова, B. И. Гуляева, О. В. Гринину, Е. И. Данилишину, В. Г. Джангиряна, И. М. Дьяконова, Н. С. Елманову, X. И. Идельчик, А. А. Искендерова, А. И. Кардаш, В. Г. Кацуру, J. Kollesch (Берлин), М. В. Коркину, М. С. Лебедькову, Ю. П. Лисицина, Г. Л. Микиртичан, Т. А. Михайловскую, R. Nabielek (Берлин), C. В. Нечаева, G. E. Pentogalos (Фессалоники), Л. В. Пономаренко, П. И. Пучкова, Т. Н. Савельеву, Т. В. Степугину, В. А. Фролова, G. Harig (Берлин), О. Е. Чернецкого, С. А. Чеснокову, P. Schneck (Берлин), Ю. Ф. Шульца, В. А. Якобсона; – а также Т. А. Бажан, Э. Г. Базарона, Л. Г. Зарубинскую, В. И. Исхакова, Б. П. Крыштопу, М. К. Кузьмина, И. В. Лебедеву, Г. И. Мендрину, М. Я. Поддужную, Е. П. Попушоя, Л. Г. Розенфельд, Г. Н. Троянского, Н. А. Фролову, М. С. Шенгелия, учебно-методические публикации которых были использованы в работе над рукописью.


В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них была индивидуальна по своей философии.

Первая известная греческая медицинская школа была открыта в Книде в 700 году до н. э. В ней работал Алкмеон, автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе была впервые применена практика наблюдения за пациентами. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа:
1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение — есть причине большинства болезней.
2. Продолжая традиции египетских врачей, в частности, обожествлённого Имхотепа, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон из Книда — современник Гиппократа, автор многих сочинений.


Кротонская медицинская школа
достигла своего расцвета в VI веке до н.э. Её основные достижения формулируются в следующих тезисах:
1. организм есть единство противоположностей,
2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил,
3. противоположное излечивается противоположным.


Косская медицинская школа — главная медицинская школа Древней Греции, на острове Косс. Первые сведения о ней относятся к 584 году до н.э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с острова Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем город Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, вскоре, эпидемия в городе была прекращена.

Косская медицинская школа:
1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой,
2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного,
3. развивала основы врачебной этики.


Сборник трудов Гиппократа представляет собой основу медицинских текстов его школы. Раньше считалось, что все главы в этом Сборнике были написаны лично Гиппократом, но сегодня многие учёные полагают, что главы были написаны различными авторами на протяжении нескольких десятилетий. Из-за невозможности идентифицировать авторство, трудно сказать, какие доктрины были предложены лично Гиппократом.


Памятник Гиппократу на его родине — остров Кос


Гиппократ первым разделил людей по темпераментам доказал что в организме человека находится четыре жидкости (кровь, жёлтая желчь, чёрная желчь и лимфа), образуя состав с определённым количеством каждой из них получается уникальная смесь влияющая на темперамент человека.



Если в составе смеси преобладает желтая желчь, то, как правило, человек импульсивный – ХОЛЕРИК.
Если количество черной желчи превышает количество остальных жидкостей, то человеку присущи такие черты характера как медлительность, боязливость, а значит, темперамент относит его к МЕЛАНХОЛИКАМ.
САНГВИНИКИ – это люди, которые ведут подвижный образ жизни и не устают веселиться. В их смеси больше крови.
ФЛЕГМАТИКИ — люди с большой концентрацией лимфы, это спокойные медлительные натуры.
В наше время теорию Гиппократа подтвердил на экспериментах академик Павлов.

Философские основы Древнегреческой медицины (натурфилософия)
Древнегреческая философия зародилась в городе Милет в Ионии в Малой Азии, где жил купец Фалес (624-546 г.г до н.э.), который искал из состоит весь мир. Он решил, что из воды, ведь , только влага может быть в трех состояниях- в твёрдом, жидком и в газообразном.
Анаксимандр из Милета (ок.611 -546 г.г. до н.э.)- считал, что всё состоит из мельчайших частиц материи — апейронов.
Анаксимен из Милета (ок. 585 -525 гг. до н.э.) считал, что всё состоит из воздуха.
Гераклит из Эфеса (ок. 554 -483гг. до н.э.) всё состоит из огня
Левкипп из Милета или Абдер (ок. 500-440 гг до н.э.) считал, что всё в мире состоит из atomos — атомов — неделимых частиц
Демокрит (460-371 гг. до н.э.) из города Абдер создал систему античной атомистики, которая была положена в основу врачевания древней Греции.


Платон (427 -347 гг. до н.э.) из Афин продолжил учение своего учителя Сократа о решающей роли знания общего, но расширил его применение не только в этике, но в других разделах познания. Философское учение Платона как философская система охватывает вопросы бытия, мира и его происхождения, души, познании, математике, общества, воспитания, искусства, медицины.

Аполлон и ворон — 480 г. до н.э. Дельфы. Храм Аполлона.

Читайте также: