Выборочное изложение с описанием внешности человека 7 класс
Обновлено: 05.07.2024
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора* вышел на дорогу мужчина. Он вёл за руку маленького мальчика, судя по росту — лет пя-ти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушённым баском:
— Здравствуй. — Я пожал протянутую мне большую, чёрствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс её, спросил:
С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивлённо приподнял белёсые брови.
— Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные — снежки катал потому что.
Мы долго молчали. Он положил на колени большие тёмные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе.
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нём подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — всё выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.
Мужчина сутулился и шёл как будто устало. Глаза его были словно присыпанные пеплом и полные тоски. Рука его была большой, тёмной и чёрствой. Одет он был небрежно: прожжённый местами ватник, заштопанный небрежно и грубо, штаны не зашиты как следует, носки изъедены молью.
На дорогу из-за крайних дворов хутора на дорогу вышел мужчина, ведущий за руку маленького мальчика, лет пяти-шести.
Поравнявшись со мной, мужчина поздоровался и, наклонившись к мальчику, попросил его поздороваться со мной. Мальчик с лёгкой улыбкой и глядя мне в глаза протянул мне холодную розовую ручонку. Я спросил у мальчика, почему его рука такая холодная. Прижавшийся к моим коленям ребёнок удивился и ответил, что он катал снежки, потому и руки холодные.
В дороге я обратил внимание на тот факт, что мальчик был одет просто, но хорошо. Его одежда - подбитая лёгким мехом длиннополая курточка, крохотные сапожки, сшитые с расчётом надевать их на шерстяные носки, искусный шов на разорванном некогда рукаве куртки - выдавали женскую материнскую заботу.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
Метод урока: самостоятельная работа.
Оборудование: учебное пособие.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Работа над содержанием текста
1) Чтение текста учителем.
На вид этой девушке лет девятнадцать. Была она тоненькая и лёгкая. Смуглое лицо не потеряло ещё детской припухлости, а глаза, широко распахнутые, опущенные длинными ресницами, смотрели весело и удивлённо.
Не верилось, что эта девушка имела самую опасную из всех воинских профессий, что это та самая героиня, которая, ежеминутно рискуя жизнью, снабжала штаб сведениями, помогающими разгадать противника.
Взяв с меня слово, что я никогда не назову её настоящего имени, начальник разведки рассказал мне её биографию. Единственная дочь крупного учёного, она получила отличное воспитание, с детства чисто говорила на украинском, русском, французском и немецком языках. Когда разразилась война, она уже заканчивала университет.
Вопреки воле родителей, в начале войны она пошла на курсы медицинских сестёр. Но окончить курсы не удалось, враг подошёл к городу. Вместе с подругами она выносила раненых с поля боя. Вскоре был дан приказ об эвакуации. Родители настаивали, чтобы она обязательно ехала с ними.
В эвакуацию она не поехала. Но слова отца заставили её задуматься. Да, она знает языки и, наверное, может принести на войне большую пользу. С этой мыслью она пошла в районный комитет и осталась в городе, оккупированном неприятелем. Она была не единственной, оставленной в городе для подпольной работы, но именно ей поручали самые опасные задания.
Предлагаю свой опыт работы над выборочным изложением в 7 классе по отрывку из рассказа Михаила Шолохова "Судьба человека" . Этот текст дан для выборочного изложения в упражнении 151 учебника под редакцией М.Т. Баранова. в связи с изучением темы "Причастие".
Оценить 6606 0
Выборочные изложения в 7 классе
При проведении выборочных изложений в 7 классе, продолжая работу над умением собирать и систематизировать материал, целесообразно в соответствии с программой по развитию речи сосредоточить внимание учеников на текстах, включающих описание внешности человека.
Обучение такому виду высказывания, как описание внешности, имеет особое значение для совершенствования связной речи учащихся. Вместе с тем опыт показывает, что именно этот вид описаний вызывает у школьников затруднения. Ученики не умеют выделять главное во внешности человека, которого они описывают, не могут определить основную мысль, которая объединила бы описание, сделала его цельным. Такое описание часто превращается в перечисление деталей портрета, не связанных авторским замыслом. Встречаются и многие другие недостатки.
В моем опыте выборочное изложение рассматривается как подготовительный этап к созданию сочинений - описаний внешности по непосредственным наблюдениям и по картине.
Подобранный для изложения текст-образец дает возможность сосредоточить внимание ученика на авторском замысле, композиционных, языковых особенностях описания. Отрывок, взятый из знакомого художественного произведения, позволяет показать место и роль описания в раскрытии идейно-художественного замысла в целом, что представляется особенно важным, так как только в этом случае работа над описанием не будет формальной.
Привожу отрывок, предлагаемый учебником:
Я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:
- Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку. Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
-Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
- Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью мальчик прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые брови.
-Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные-снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мной, отец сказал:
-Беда мне с этим пассажиром!
Мы долго молчали. Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе.
Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.
Украдкой рассматривая отца и сынишку, я с удивлением отметил про себя одно, странное, на мой взгляд, обстоятельство. Мальчик был одет просто, но добротно, и то, как сидела на нем подбитая легкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и то, что крохотные сапожки были сшиты с расчетом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки-все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки.
А отец выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками.
Накануне написания изложения ученикам предлагается вспомнить содержание рассказа, подумать, какова его тема, основная мысль, какие три части можно выделить в рассказе.
Этапы урока. Деятельность преподавателя. (формы, приемы организации учебной деятельности)
Организационный этап. Взаимные приветствия; фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния взвода и готовности к уроку; организация внимания и внутренней готовности к работе.
Изложение нового материала по вопросам:
1. Краткая беседа о рассказе Шолохова.
Это рассказ о судьбе простого человека Андрея Соколова. Автор показывает несгибаемую волю, мужество, героизм и в то же время большое щедрое сердце русского солдата. В рассказе, название которого носит обобщенный характер, перед нами не только судьба Андрея Соколова. Это и судьба мальчика Вани, у которого война отняла родной кров, мать, отца. Андрей Соколов усыновляет Ваню. И мы вместе с автором верим, что судьба Вани будет светлой и счастливой. Жизнеутверждающая сила рассказа звучит в его заключительной части.
2. Работа с композиционной схемой
Учитель обращает внимание семиклассников на то, что рассказ М. А. Шолохова тоже имеет обрамление. Это рассказ в рассказе:
1) Вступление. Встреча автора с отцом и мальчиком.
2) Рассказ Андрея Соколова.
3) Заключение. Авторские размышления о судьбе Вани
3. Выразительное чтение отрывка.
4. Беседа по прочитанному:
Какова тема отрывка?
Что представляет собой отрывок по жанру?
Как описание внешности характеризует отца и сына?
Почему описание отца и мальчика введено автором в начало рассказа, во вступление?
1. Общее впечатление.
Высокий, сутуловатый.Маленький, лет
2. Речь, манера держаться, поведение.
устало брел; усталоулыбаясь,
присаживаясь, положилсмело протянул
руки на колени; ручонку; с тро-
Словно присыпанныеСветлые, как
пеплом, наполненныенебушко; глядя
неизбывной смертнойпрямо в глаза;
тоской, в них трудноприподнял бе-
Прожженный в несколькихОдет просто,
местах ватник небрежно,но добротно;
грубо заштопан; латка надлиннополая
выношенных защитных штанахкурточка, под-
наживлена широкими мужски-битая легкой
ми стежками; на спине тощийпоношенной
вещевой мешок. Свернутыйцигейкой; кро-
малиновый шелковый потер-хотные сапож-
тый кисет; почти новые солдат-ки сшиты с рас-
ские ботинки; плотныечетом надевать
шершавые носки изъеденына шерстяной
6. Языковая подготовка.
Создавая детский портрет, автор использует слова эмоциональной оценки, с уменьшительно-ласкательными суффиксами, передавая свое отношение к мальчику: сынишка, ручонка, небушко, бровки, крохотные сапожки.
В процессе анализа нужно подвести учащихся к выводу, что отбор языковых средств в описании обусловлен авторским замыслом: дать портрет взрослого, много испытавшего и пережившего мужчины и только вступающего в жизнь маленького мальчика.
7. Орфографическая работа
В целях предупреждения орфографических ошибок предлагается объяснить:
1) правописание суффиксов в словахприглушенный, присыпанные, наполненные, поношенный, разорванный, выношенный;
2) слитное и раздельное написание не: неизбывная, небрежно, не пришита
3) в правописание гласных и согласных в корне слов: черствый, шелковый, шов, цигейка, расчет, прожженный, искусный.
Для предупреждения пунктуационных ошибок следует повторить знаки препинания в предложениях с однородными членами и объяснить постановку знаков при причастном обороте.
Если учащиеся не различают слов-паронимовнадеть-одеть,следует выполнить упражнение, которое предупредит возможные речевые ошибки:
Одет (как?) добротно, …
Одеть (кого?) брата, …
Надеть (что?) куртку, …
8. Систематизация собранных материалов, написание изложения.
Опыт показывает, что предваряющее выборочное изложение по тексту включающее описание внешности, помогает готовить семиклассников к написанию сочинений того же жанра.
Подведение итогов урока.
Общая характеристика работы класса. Рекомендации путей преодоления недостатков. Оценивание суворовцев.
Цель урока: подготовиться к написанию выборочного изложения.
-организовать деятельность учащихся по выбору материала на заданную тему;
-способствовать созданию текста, используя авторские речевые средства и собственные слова для связи частей.
-развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
-развивать логическое мышление;
-развивать умение работать в группе, паре (компетентности: интеллектуальная, социальная).
-воспитывать терпение, качества толерантной личности, интерес к предмету;
-воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, объективно оценивать.
Андреева Ольга Кирилловна,
учитель русского языка,
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Название предмета: русский язык.
УМК: Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский]. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014.
Уровень обучения: базовый.
Тема урока: Подготовка к выборочному изложению по тексту упр.151
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа.
Место урока в системе уроков по теме: урок подготовки к выборочному изложению.
Цель урока: подготовиться к написанию выборочного изложения.
-организовать деятельность учащихся по выбору материала на заданную тему;
-способствовать созданию текста, используя авторские речевые средства и собственные слова для связи частей.
-развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
-развивать логическое мышление;
-развивать умение работать в группе, паре (компетентности: интеллектуальная, социальная).
-воспитывать терпение, качества толерантной личности, интерес к предмету;
-воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, объективно оценивать.
Уметь: выделять главное по опорным словам в частях исходного текста, создавать текст выборочного изложения, корректировать созданный текст.
Личностные: интерес к письму, к созданию собственных текстов;
Регулятивные: самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
Познавательные: извлекать фактуальную и подтекстовую информацию из текста; пользоваться изучающим чтением; излагать содержание прочитанного текста выборочно.
Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи.
Техническое обеспечение урока:
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока
Самоопределение или мотивация к деятельности
Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих на уроке.
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
- Какие типы речи вы знаете? (описание, повествование, рассуждение)
- Какой тип речи называется рассуждением. (доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль)
- Какой тип речи называется описанием? (содержание можно передать на одном кадре)
- Какой тип речи называется повествованием? ( передаёт последовательность событий)
- Какие стили речи вы знаете?
- Сегодня мы будем готовиться к написанию изложения.
Беседа по вопросам.
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
Подготовка к усвоению нового материала.
- Вспомните, что вы знаете об изложении, свои ответы представим в виде кластера
Регулятивные УУД:
- развитие памяти и логического мышления:
Регулятивные УУД:
- актуализация знаний и сведений
Коммуникативные УУД:
- умение работать в паре, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи.
Беседа по содержанию текста.
Беседа по вопросам
-Определите тип, стиль текста?
-Кратко перескажите сюжет 2-3 предложениями. (О чем рассказывает М.А.Шолохов?).
Знакомство с текстом. (стр. 65,упр.151)
Регулятивные УУД:
- развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- развитие логического мышления
Познавательные УУД:
- умение делать выводы на основе посылок;
- умение кратко формулировать мысль;
Коммуникативные УУД:
- умение работать с источником информации;
- формирование владения монологической и диалогической формами речи.
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
Подготовка к изложению.
Найдите яркие черты в описании героев? Оформите их в таблицу.
Что в записанных материалах можно сгруппировать?
( Надо сгруппировать материал, относящийся к описанию внешности: лицо, глаза, внешний вид.
Читайте также: