Вы были дети и герои краткое содержание

Обновлено: 06.07.2024

Главные герои

  • Николенька Иртеньев - мальчик 10-ти лет, от чьего лица ведется повествование
  • Володя Иртеньев - старший брат Николеньки, 12 лет
  • Наталья Николаевна - мать Николеньки, Володи и Любочки (mamаn)
  • Петр Александрович Иртеньев - отец семейства
  • Любочка - сестра Николеньки, 11 лет
  • Марья Ивановна (Мими) - учительница музыки и гувернантка в семье Иртеньевых
  • Катенька - дочь Мими, 12 лет
  • Карл Иванович - немец, учитель и воспитатель мальчиков Иртеньевых
  • Гриша - юродивый, странник
  • Яков - приказчик
  • Наталья Савишна - няня, затем экономка в семье Иртеньевых
  • Бабушка - мать Натальи Николаевны
  • Княгиня Корнакова (Варвара Ильинична) - племянница бабушки
  • Этьен и его сестры - дети княгини Корнаковой
  • Князь Иван Иванович - кузин бабушки
  • Ивин Сережа - родственник Николеньки, одних с ним лет
  • Иленька Грап - сын бедного иностранца, 13 лет
  • Сонечка Валахин - дочь княгини Валахиной

Краткое содержание

Глава 1. Учитель Карл Иваныч

Глава 2. Maman

Мать ждет всех в гостиной, разливает чай. Рассказчик не дает полного портрета своей мамы, а вспоминает …карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь , родинку на шее и сухие руки. Общее ее выражение растворяется в памяти. Также в гостиной за роялем сидит старшая сестра Любочка и ее гувернантка Марья Ивановна (Мими). Карл Иваныч приветствует свою хозяйку, а она улыбается ему в ответ. Для Николеньки улыбка матери равна избавлению от всех горестей, так выражает свою любовь повествователь к самому близкому человеку. Мама нежно приветствует детей и просит позвать к себе их отца.

Глава 3. Папа

Папа в своем кабинете занят разговором с приказчиком Яковом и просит детей подождать. Беседа идет о состоянии имений, о счетах и расходах. Закончив свои дела, отец объявляет, что пора детям серьезно учиться, и что он забирает их с собой в Москву, а мама с девочками остается в деревне. Как вспоминает Николенька: …новость эта поразила нас ужасно . Но спорить с отцом неуместно и бесполезно. В утешение папа обещал взять детей на охоту. Но Николенька расплакался.

Глава 4. Классы

Карл Иваныч был не в духе. Он понимает, что столько времени и сил вложил в детей, в их образование и воспитание, а сейчас с ним хотят рассчитаться, а его воспитанников увозят в Москву. Это для него является оскорблением. Николенька сочувствует горю учителя, ведь мальчик очень привязан к Карлу Иванычу. Тот же, в свою очередь, заставляет Николеньку и Володю записать в тетрадях по – немецки Из всех пороков самый ужасный – это неблагодарность . Именно это чувство он и испытывает по отношению к себе со стороны хозяев. Затем учитель задает новые уроки, а сам погружается в свои мысли. И в этот момент в комнату входит юродивый Гриша.

Глава 5. Юродивый

Человек лет пятидесяти, с бледным…лицом, длинными седыми волосами и редкой рыжеватой бородкой . Все воспринимают его как предсказателя. Со слезами он бросается к Володе и, плача, говорит: …сердечные…улетят .

Дети и Гриша спускаются вниз. Гришу сажают обедать за отдельный столик. А Любочка и Катенька просят мальчишек уговорить взять их тоже на охоту. Гриша произносит слова, которые очень трогают маму: …улетела…улетит голубь в небо…ох, на могиле камень. . Папе совсем не нравится Гриша, он считает его обманщиком, а свою жену уличает в том, что зря она приглашает таких людей в дом.

Николенька и Володя уговаривают отца взять девочек на охоту, это их желание, ведь совсем скоро они расстанутся. Мама заодно тоже решилась их сопровождать.

Глава 6. Приготовления к охоте

Глава 7. Охота

Доехав до Калинового леса, наши герои останавливаются на пикник: …это был чай на чистом воздухе, мороженое и фрукты . После небольшого отдыха начинается охота на зайцев. Николенька с собакой Жираном сидят под дубом в засаде, ожидая, когда гончие погонят зайца. Заяц неожиданно вышел на поляну и Николенька, растерявшись, что-то закричал и рано спустил собаку. Заяц ушел. Боже мой, что я наделал! От осознания, что провалил порученное ему дело, Николенька замирает на месте.

Глава 8. Игры

Охота кончилась и все отдыхали в тени молодых березок. Немного передохнув, дети решили поиграть. Но привычная игра в Робинзона как-то не заладилась.

Володя важничал, говоря, что это все скучно и не для него. Он считал, что игра – это все то, что не может произойти по-настоящему. Коли так рассуждать, то и на стульях ездить нельзя…А какие разные приключения случались в …дороге! — вспоминает зимние вечера Николенька, когда дети садились на три стула и воображали себя на тройке лошадей и пускались в путь.

Глава 9. Что-то вроде первой любви

Любочка сорвала во время игры листок с червяком, испугавшись, бросила его на землю. Червяк был огромный и все бросились его смотреть. Николенька смотрит на червяка через плечо Катеньки, но взгляд его перемещается на открытое плечо девочки и, не удержавшись, целует его. Любуется Катенькой.

Вернувшись ко взрослым, дети узнают, что поездка отложена до завтра. Все едут домой. Николенька пытается грациозно проскакать на лошади, чтобы привлечь внимание Катеньки, но вместо этого чуть не падает со своего скакуна.

Глава 10. Что за человек был мой отец

Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула . Николенька описывает отца гордым человеком, любящим карты и женщин. Его отец нравился всем, обладал определенного рода харизмой.

Таким запомнил рассказчик своего отца. Петр Александрович был уважаем всеми,

Отец Николеньки чувствует себя счастливым человеком и к старости у него образовался постоянный взгляд на вещи и неизменные правила .

Глава 11. Занятия в кабинете и гостиной

Был уже вечер, когда все вернулись домой с охоты. Мама села за рояль, а дети устроились вокруг нее рисовать. Так как Николеньке досталась синяя краска, все выходило лишь синим, это раздосадовало мальчика и он пошел дремать в кресло.

В кабинет к отцу вошел приказчик Яков с какими-то неизвестными людьми. Николеньке кажется, что за дверями отцовского кабинета совершаются самые важные дела в мире. В кабинет приглашается и Карл Иваныч. Отец решается взять его с собой в Москву.

Перед ужином в комнату входит Гриша. Он все время плачет, в этом обитатели дома видят дурной знак. Но только не дети, они задумывают спрятаться в чулане и подглядеть за Гришей, больше всего их интересуют его вериги.

Глава 12. Гриша

Дети спрятались в чулане. Гриша стал молиться. Николенька с чувством детского удивления, жалости и благоговения следит за всем, что происходит в комнате. Но это чувство умиления быстро проходит, потому что Николенька переключает внимание на Катеньку, целует ей руку, она же отдергивает ее от героя. Гриша услышал шорох и дети выбежали из чулана.

Глава 13. Наталья Савишна

Наталья Савишна — няня матери Николеньки и прислуга в их доме. Отличалась усердием и кротостью нрава. Когда мама рассказчика выросла, то хотела отблагодарить Наталью Савишну и дала ей вольную, но та порвала ее и осталась в доме господ.

Николенька вспоминает ее любовь и самопожертвование. Маленьким повествователь любил бывать в комнате у Натальи Савишны. Особенно ему нравился сундуки экономки, в которых было все, что только могло понадобиться в их доме.

Герой вспоминает, как только раз в жизни на нее рассердился. Он разлил квас на скатерть. Наталья Савишна решила его проучить: поймала его и начала тереть мокрым по лицу. Это очень обидело повествователя. Но через некоторое время она подошла к нему и попросила прощения, подарив ему карамель и ягоду. А Николеньке стало стыдно.

Глава 14. Разлука

На следующий день после охоты начались сборы и проводы в Москву. Николенька с нетерпением ждет отъезда. Все присели, по обычаю, на дорожку, затем встали, перекрестились и стали прощаться. Николенька, взглянув на мать, наконец понял, что им предстоит пережить. Он расплакался.

Отъехав на некоторое расстояние, герой высовывается из коляски в последний раз взглянуть на имение, на мать, на дворовых. Я же захлебывался от слез . Но мысли ребенка быстро меняют свой ход, отвлекаются на сменяющие друг друга пейзажи по дороге.

Глава 15. Детство

Николенька вспоминает, как сладко было засыпать в кресле в гостиной и с какой нежностью его будила мать и отправляла спать. Поднявшись в спальню, герой начинал горячо молиться о здоровье близких ему людей.

Глава 16. Стихи

Месяц прошел с момента переезда в Москву. Володя и Николенька готовятся поздравить бабушку с днем рождения. Володя нарисовал картину, А Николенька сочинил стихи. Хотя само сочинение этих стихов далось ему очень трудно. За основу он взял увиденное когда-то у Карла Иваныча стихотворение. Но все же удалось написать стих нашему рассказчику.

Одевшись к празднику, дети спускаются вниз, вместе с Карлом Иванычем дарят бабушке подарки. Николенька очень переживает, что над его творением будут смеяться, но, напротив, бабушка была польщена и похвалила внука.

Глава 17. Княгиня Корнакова

Княгиня с первого взгляда не понравилась Николеньке, он отмечает ее сухой и желчной, с серо-зелеными неприятными глазками . Она очень много говорила, но бабушка ее не слушала. И среди всего прочего, на что все-таки обращает внимание бабушка повествователя, княгиня утверждает, что единственный способ воспитания и внушения детям правил и морали – это страх и физическое наказание. Каких после этого вы можете требовать деликатных чувств от ваших детей? — спрашивает бабушка свою племянницу. И после представляет ей своих внуков.

Глава 18. Князь Иван Иваныч

Гостей на дне рождения бабушки было много. Среди всех особенно выделялся один: Это был человек лет семидесяти, высокого роста, в военном мундире с большими эполетами, из-под воротника которого был большой крест… . Николеньку поражает свобода и простота движений героя. Князь был добр, чувствителен, но …холоден и несколько надменен в обращении . Не любил ничего князь Иван Иваныч ничего нового и оригинального. Очень дорожил дружбой с именинницей. У них заходит разговор о Наталье Николаевне, почему же она не приехала. На что бабушка отвечает: hellip; для того, чтобы ему жить здесь одному, шляться по клубам и бог знает что делать… — имея в виду отца Николеньки. Она не может быть с ним счастлива . Николенька не должен был этого слышать, но теперь непонятное волнение овладевает им.

Глава 19. Ивины

Расстроенный услышанным разговором Николенька стал смотреть в окно, увидев там трех мальчиков с гувернером, герой заметно повеселел. Ведь это были Ивины. Они были родственниками Иртеньевых. Особенно Николеньке дорог средний брат – Сережа Ивин. Он кажется рассказчику очень красивым, герой восхищается им. Николенька любит его и боится одновременно, а Сережа, чувствуя это, испытывает нечто вроде власти над маленьким мальчиком.

После этого случая Сережа с братьями уезжает домой.

Глава 20. Собираются гости

К вечеру ждали много гостей. Это был важный для Николеньки вечер. Он знакомится на балу с Сонечкой Валахиной, в которую влюбляется сразу же, с дочерьми и сыном Этьеном госпожи Корнаковой. Когда же приезжают Ивины, вместо обычного ожидания встречи с Сережей, Николенька испытывает досаду и ревность, что такой красивый Сережа увидит прекрасную Сонечку.

Глава 21. До мазурки

Николенька обнаруживает, что у него нет необходимого атрибута для танцев – лайковых перчаток. Он отправляется в спальню поискать их, но находит лишь старую грязную перчатку Карла Иваныча, примеряет ее и, думая, что надо бы спросить у бабушки, где же взять эти перчатки, спускается вниз, не сняв с руки эту злополучную деталь. Бабушка и гости усмехаются, увидев героя в таком виде, но быстро переключают свое внимание на разговоры, а Николенька с Сонечкой танцуют кадриль. Рассказчик полон чувств к девочке:

Глава 22. Мазурка

Николенька не умел танцевать мазурку, но случилось так, что ему пришлось это сделать. Господи! За что ты наказываешь меня так ужасно! — одна мысль в голове у рассказчика, он не справился с танцем и почувствовал презрение со стороны окружающих.

Глава 23. После мазурки

Один молодой человек, подсевший к Николеньке за столик, решил во что бы то ни стало развеселить повествователя и дает выпить шампанского ему. Николенька очень быстро почувствовал расслабление и теплоту по всему телу, а также уверенность в себе и отсутствие каких бы то ни было сомнений. Он проводит вечер с Сонечкой, кроме нее не интересуется никем и ничем. Провожая ее домой, понимает, что влюблен. И любовь к Сереже Ивину исчезла.

Глава 24. В постели

Лежа в постели, Николенька заводит разговор с братом Володей и признается ему, что чувствует к Сонечке любовь.

Глава 25. Письмо

16 апреля, через шесть месяцев после описанного случая, отец сообщил, что все едут в деревню этой же ночью.

За 4 дня до этого было получено письмо от Натальи Николаевны. Она рассказывает о жизни в деревне и о том, что гуляя с детьми, промочила ноги и очень замерзла, в результате этого заболела. Кончай скорее дела и приезжай к нам с детьми на целое лето . Далее следовало письмо уже на французском языке, в котором говорилось, что, на самом деле, Наталья Николаевна находится при смерти, что дорога каждая минута, необходимо успеть проститься с ней:

Глава 26. Что ожидало нас в деревне

18 апреля Иртеньевы были уже в деревне. Зайдя в дом, Николенька отметил, что все слуги смотрели на них с бессмысленно – равнодушными лицами, а кто-то только плакал. Мать лежала в комнате с открытыми глазами, но ничего не видела.

Детей увели. Так они и не смогли проститься с любимой матушкой.

Глава 27. Горе

На другой день Николенька решил еще хоть раз взглянуть на маму. Он пытается рассмотреть лицо матери в гробу и никак не может поверить, что это она.

Герой начинает погружаться в мечтания и воспоминания, думает о матери живой, какой она была еще вчера.

Повествователь отмечает, что эта минута самозабвения и была настоящим горем. Позднее во время похорон Николенька пытался показать, что огорчен больше всех, что несчастлив, он наблюдает, как ведут все себя в этот день и меньше всего думает о матери. До определенного момента.

Глава 28. Последние грустные воспоминания

Жизнь идет своим чередом, но уже без матери.

Николеньке захотелось поговорить с Натальей Савишной. Она объяснила ему, что душа матушки еще 40 дней будет скитаться по земле, а затем обязательно попадет в рай. Но с такой же искренностью и трогательностью, как рассказывала о матушке, Наталья Савишна берется за свои обычные домашние дела, погружаясь в них и забывая на время о горе.

С этим страшным событием закончилась для Николеньки пора детства и началась новая эпоха – отрочество.

Наталья же Савишна через год заболела и умерла. Николенька ее больше не видел с момента похорон матери. Похоронили ее рядом с хозяйкой, возле старой часовни. Иногда Николай Иртеньев навещает эти две могилы, где покоятся любимые им души.

Такие вопросы возникают от того, что нынче, после мировых войн и конфликтов 20 и начала 21 века, отношение к войне и воюющим людям поменялось кардинально. Для современников же писателя, равно как и для самого писателя (кадрового офицера, как ни крути), подобное явление - некий раздолбай и "так себе человек" в миру на войне вполне себе геройствует и пулям не кланяется. Тут есть несколько причин, почему этот "странный парадокс" на деле - вовсе не парадокс. Достаточно изучить особенности эпохи.

2) Характер повесы и бретера - это совсем не про трусость. Скорее, таким людям тесно в обыденной жизни, они идут на отчаянный риск и часто отличаются тем, что "в миру" выглядит как девиантное поведение. На войне и в экстремальных ситуациях они раскрываются с совершенно другой стороны. Как раз с той, с которой и нужно. Да, зачастую лезут на рожон, а при отсутствии нормальной "соображалки" могут положить с собой уйму людей. Но нет ничего удивительного в том, что "распутник" во время боевых действий оказывается героем и молодцом. См. феномен "гусарства", даже выделенный как отдельное явление. Тогда как "умеренные и аккуратные" (вроде показанного в ВиМ фон Берга) старались вести себя "умеренно" и "аккуратно" и во время боевых действий. Но тоже - не факт. Небольшая ремарка - Берг и для остзейца нетипичен. Похоже, он вообще не дворянин. Или дворянин во втором-третьем поколении. Как раз истинные остзейские бароны вели себя в бою весьма мужественно и частенько безрассудно. Да и в миру не отставали - хваленая практичность и дисциплинированность были присущи далеко не всем.

Так что героизм Анатоля и его способность совершать подвиги вовсе не удивительны. Потому что вряд ли он пошел добровольцем - это раз. И его поведение в миру как раз и не исключает того, что в бою он будет в первых рядах - это два.

Ну и стоит добавить, что сам факт участия в боевых действиях "в миру" не давал человеку особо никаких преференций и никакого дополнительного уважения. Трепетное отношение к ветеранам войн - это уже 20 и 21 век, точнее, вторая его половина. Когда война стала делом добровольным. Хотя война 1812 года называлась Отечественной - от того, что враг вторгся на территорию России и от того, что участвовали в ней не только профессиональная армия, но и ополчение из различных сословий населения - к тем, чьи портреты входят в Военную галерею Эрмитажа, не было такого почитания, как к ветеранам. Поэты, граверы, художники и прочие попытались распиарить образы отдельно отличившихся героев. С той или иной реакцией самих героев. Известно, что, например, Николай Раевский прославлением своего подвига под Салтановкой был не слишком доволен. Можно понять, почему - пафосные речи, вложенные пиитами ему в уста, не соотносились с его характером, да и сам факт - выдернуть малолетних детей и поставить их на передовую, в подражание, видимо, библейскому Аврааму - для романтического воображения и трагедии в античном духе, может, и сгодится, но в реальной жизни видится как поступок психически не совсем здорового человека, готового пожертвовать собственными детьми без всякой для то практической необходимости.

  • Алёша Пешков — мальчик, главный герой, от лица которого ведётся повествование.
  • Варвара — мать Алёши, красивая молодая женщина с сильным характером.
  • Акулина Ивановна Каширина — бабушка Алёши, добрая, мудрая и заботливая женщина, знает много сказок и историй. Воспитывала внука после того, как он остался без родителей.
  • Василий Васильевич Каширин — дед Алёши, властный, жестокий и скупой хозяин красильной мастерской.
  • Иван-Цыганок — приёмный сын Кашириных, добрый, трудолюбивый, талантливый, весёлый, отзывчивый.
  • Григорий — мастер-красильщик, скромный и добрый человек.
  • Тётя Наталья — жена дяди Якова, тихая и робкая женщина, терпящая побои мужа.
  • Дядя Яков и дядя Михаил — сыновья В.В. Каширина, жестокие, алчные, завистливые люди.
  • Саша, сын дяди Михаила — тихий, робкий мальчик.
  • Саша, сын дяди Якова — задиристый мальчик, любит ябедничать.
  • Евгений Максимов — второй муж Варвары, отчим Алёши, безответственный человек, которого мальчик сразу возненавидел.
  • Дядя Пётр — друг и сосед Алёши, знал разные истории, был внешне похож на деда.
  • Хорошее Дело — сосед и друг Алёши, увлекался химией и естественными науками.
  • Братья Овсянниковы — друзья, которым отец запретил общаться с Алёшей.

Глава 1

У Алёши Пешкова, главного героя-рассказчика, умирает отец. В это время Алёша сильно болел и только что встал на ноги. Бабушка приехала, чтобы помочь Варваре, матери Алёши, с похоронами и по хозяйству.

Когда Варвара плакала над телом мужа, у неё начались преждевременные роды. На свет появился мальчик.

После похорон семья уехала из Астрахани к бабушке в Нижний Новгород. На пароходе новорожденный мальчик умер.

По дороге бабушка рассказывает Алёше много сказок. Через много дней пароход прибывает в Нижний Новгород. Там семью встречает дед Алёши, его сыновья (дяди мальчика), их жёны и дети. Алёшу ведёт за руку его беременная тётя Наталья. Дед не понравился Алёше. Семья поселилась в доме, к которому прилегал невзрачный двор. В пристройке на первом этаже находилась небольшая красильная мастерская.

Глава 2

Началась новая жизнь, полная невзгод и жестокости. В доме деда все враждовали со всеми. Мать с Алёшей приехали в то время, когда дядья требовали у деда разделить имущество. Неожиданное возвращение Варвары только обострило конфликт: её братья боялись, что она потребует своё приданое, которое не получила прежде. Варвара вышла замуж за Алёшиного отца без родительского благословения, поэтому её оставили без приданого, хотя оно было выделено. Из-за имущества братья часто ссорились друг с другом. Бабушка Акулина Ивановна предлагала мужу отдать всё имущество сыновьям, чтобы прекратить ссоры, но Каширин кричал на неё. Братья дрались друг с другом.

Алёша очень боялся деда. Тот постоянно следил за мальчиком внимательным взглядом. Через несколько дней после приезда дед заставил мальчика учить молитвы. Обучением занималась тётя Наталья, скромная и тихая женщина. Когда дед собирался проверить урок, тётя Наталья попыталась убедить его в том, что у мальчика плохая память. Но дед не поверил и решил высечь Алёшу. Прежде мальчика никто никогда не бил: Максим, его отец, запретил Варваре это делать. Дед вслух ругает покойного отца мальчика. Мать всегда заступается за мальчика, и её слушаются.

В субботу дед выпорол своего племянника Сашку за то, что тот по наущению своего дяди подложил раскалённый напёрсток слабовидящему мастеру, но этот напёрсток надел сам дед. За несколько дней до этого Алёша тоже успел провиниться: ему захотелось окрасить ткань в мастерской. Иван-Цыганок, подмастерье, попытался вырвать скатерть из рук мальчика, но край скатерти окрасился. Бабушка спрятала скатерть, Иван-Цыганок ничего не сказал, но Сашка наябедничал деду. В субботу дед высек сначала Сашку, потом Алёшу. Бабушка и мать пытались ему помешать, но им это не удалось. Дед высек Алёшу почти до потери сознания. Случайно услышав разговор матери и бабушки, мальчик узнал, что Варвара тоже боится своего отца, как и все остальные. Она испугалась отнять сына, когда того секли. Варвара живёт в этом доме только ради сына. Через некоторое время она уехала в гости.

Через несколько дней дед пришёл к Алёше с гостинцем, рассказал, что его самого в детстве били и обижали. Он поведал, как в детстве тянул баржи по Волге. Целый день дед рассказывал о своей жизни, Алёше начало казаться, что дед совсем не злой.

Чаще всего мальчика навещала бабушка, но однажды к нему пришёл Иван-Цыганок, девятнадцатилетний подмастерье. На руках у Ивана много распухших рубцов. Он рассказал мальчику, что во время порки подставлял руки под розги и принял на себя часть ударов.

Глава 3

Иван-Цыганок пользуется в семье уважением. Дед признаёт, что у юноши золотые руки, редко кричит на него. Даже дядья почти приветливы с Иваном. Но полуслепому мастеру Григорию они постоянно делали подлости: раскаляли ножницы на огне, подкладывали иголки, причём за всё дед ругал именно Григория, а не сыновей. Григорий всегда смачивал пальцы слюной, прежде чем дотронуться до чего-либо. Бабушка ругала сыновей, но безрезультатно. За спиной у Ивана братья часто бранили его и клеветали. Причина в том, что каждый из братьев хотел взять в свою будущую мастерскую Ивана, потому что он был отличным мастером.

Алёша постоянно оставался с бабушкой, которая рассказывала ему сказки и историю своей жизни. От неё мальчик узнал, что Иван-Цыганок — подкидыш. Бабушка и дед вырастили его как родного сына. Бабушку выдали замуж, когда ей было 14 лет, и в 15 она уже родила. Всего у неё было 18 детей, но большинство умерло. Иван-Цыганок умел показывать разные фокусы.

По праздникам дядя Яков играл на гитаре проникновенную грустную мелодию, все пели песни и плясали. Особенно красиво умела плясать бабушка. В тех разговорах Григорий часто вспоминал своего друга — покойного Максима, отца Алёши. Иногда в такие минуты дядя Яков начинал плакать, рвать на себе одежду, выть, кричать. Иван-Цыганок не стал рассказывать мальчику о причине этого поведения дяди. Григорий рассказал Алёше по секрету, что дядя Яков до смерти замучил жену: накрыл с головой одеялом и забил. Григорий уверен, что Яков убил жену, потому что она была лучше него. Григорий рассказал, что Каширины хорошего не любят, завидуют этому. Только бабушка Акулина Ивановна не такая, словно святая среди них.

Алёша вспоминает, как проводили вечера его родители. Они всегда держались вместе, громко пели песни, смеялись по вечерам. В доме деда мальчик чувствует себя чужим. Иван-Цыганок всегда мечтал о красивом голосе: ему хотелось петь.

Иван-Цыганок по пятницам ездил за продуктами и всегда привозил больше, чем просили, но при этом тратил денег меньше, чем ему давали. Он немного приворовывал, чтобы дед не ругался. Бабушка боялась, что Ивана за это арестуют.

Вскоре Ивана заставили перетаскивать большой тяжёлый дубовый крест на могилу убитой жены дяди Якова. Яков дал обет самому отнести этот крест, но положил комель креста на плечи Ивана. Иван-Цыганок нёс тяжёлый комель, но споткнулся, крест упал на него и покалечил. У Ивана началось сильное кровотечение, и он умер. Григорий обвинил братьев в том, что из-за них погиб Иван.

Глава 4

Бабушка не боялась никого, даже своих жестоких родственников. Она боялась только тараканов.

Однажды загорелись мастерская и конюшня. Бабушка вывела из горящей конюшни лошадь и обожгла руки. Дед обвинил Григория в том, что он не досмотрел за мастерской, и решил его уволить. В это время у тёти Натальи начались тяжёлые роды, из-за которых она умерла.

Глава 5

Весной дядья поделили имущество и разъехались. Михаил уехал за реку, Яков остался в прежнем доме, а дед и остальная семья переехали на другую улицу. В доме жили другие квартиранты. Бабушка знала много рецептов, поэтому к ней всегда обращались за советом. Она рассказала Алёше о своём детстве. Когда её мать была молодой девушкой, её напугал барин. Из-за этого она ночью выбросилась из окна и осталась инвалидом. Прежде она была хорошей кружевницей, но с парализованной рукой не могла работать. Хозяева дали ей вольную и пустили по миру. Вместе с дочерью Акулиной они много странствовали и жили на милостыню. Когда девочка подросла, тоже начала плести кружева. Потом её приметил будущий муж, а его мать увидела в Акулине хорошую работницу. Её свекровь была злым человеком, поэтому бабушка не хотела её вспоминать.

Дед начал учить Алёшу грамоте, скоро мальчик научился читать. Однажды дед тоже рассказал о своём детстве, о своей злой матери, калашнице. Мальчик видел, как дед ударил бабушку, разбив ей губу.

Глава 6

В дом ворвался Яков и начал со скандалом требовать приданое своей сестры Варвары, угрожая убить деда. Через некоторое время с таким же скандалом приходит Михаил. Соседи злорадно наблюдают эти семейные драки. Алёшу радуют только бабушкины сказки и рассказы.

Глава 7

Алёша понял, что бабушка и дед верили в разного Бога. Бог деда был страшным, мстительным, жестоким. Бабушка молилась горячо, её Бог был добрым и милосердным. Её вера была светлой, полной радости и надежды. Однажды соседский кот принёс пойманного скворца, бабушка отняла у него птицу и вылечила.

Алёшу часто бьют соседские мальчишки, но сильный мальчик даёт им отпор. Из-за этого дед запрещает Алёше без необходимости выходить на улицу. Алёшу возмущает жестокость мальчишек, которые постоянно над кем-нибудь издевались. Однажды мальчик увидел на улице ослепшего Григория, которого водила старуха-поводырь и просила для него подаяния. Через 10 лет, когда бабушки уже не будет в живых, дед тоже сойдёт с ума и будет просить милостыню на улице.

Глава 8

Вскоре семья переехала в новый дом, где было много соседей. Мальчик подружился с соседом по прозвищу Хорошее Дело. Это был добрый человек, который не работал и жил нахлебником. В доме его все боялись, считали колдуном, потому что он экспериментировал с разными жидкостями и химическими веществами. Хорошее Дело был вынужден уехать.

Глава 9

После отъезда Хорошего Дела Алёша подружился с другим соседом — дядей Петром. Он был немного похож на деда, любил рассказывать разные истории.

Через некоторое время в соседнем доме поселился барин с семьёй. Алёша часто видел этих трёх мальчиков, позже познакомился с ними. Это были братья Овсянниковы. Когда они играли в прятки, младший упал в колодец. Алёша помог ребятам спасти брата из колодца, с этого началась их дружба. Но потом Алёшу увидел их отец, полковник, и запретил сыновьям с ним дружить. Тогда мальчики стали общаться только через дырку в заборе.

Через некоторое время дядю Петра убили.

Глава 10

Однажды приехала мать, о которой Алёша редко вспоминал. Она принялась учить сына грамоте и счёту. Дед и мать часто ссорились. Во время одной ссоры дед избил бабушку за то, что она вступилась за дочь. Алёша решил наказать деда и изрезал несколько страниц в его святцах.

По праздникам в гости приходили соседи. Дед принуждал Варвару снова выйти замуж за часовщика, но она не согласилась.

Глава 11

Через некоторое время Варвара стала хозяйкой в доме. К ней стали приходить братья Пётр и Евгений Максимовы. Вскоре Алёша и его двоюродный брат Саша, сын дяди Михаила, были отданы в школу. Дядя Михаил вновь женился, мачеха невзлюбила Сашу, и мальчика взял к себе дед. Мальчикам не нравится в школе, Саша искал способы не пойти в школу. За это их наказали.

Вскоре Алёша заболел оспой. К нему приходила только бабушка. Она кормила его с ложки и рассказывала сказки. Однажды, когда мальчик уже выздоравливал, она не пришла. Алёша выглянул из комнаты и увидел, что бабушка лежит на полу с перерезанным горлом. Оказалось, что это был кошмар, которого Алёша в бреду сильно испугался, после чего у него надолго отнялись ноги.

Бабушка по-прежнему ухаживала за внуком. Однажды она рассказала ему о Максиме, отце Алёши. Максим рано остался сиротой и был отдан в обучение крёстному-столяру, жестокому человеку. Вскоре он убежал от него и стал работать самостоятельно, стал хорошим мастером. Бабушка рассказала, как он познакомился с Варварой, как они поженились и уехали. Максим был честным и добрым человеком, Каширины его не любили. Свадьба состоялась против воли деда: он хотел выдать дочь за дворянина.

Глава 12

Едва Алёша выздоровел, как сразу же узнал, что мать выходит замуж за Евгения Максимова. Отчим и его мать не нравятся Алёше, он их ненавидит. Мать уезжает с новым мужем.

Вскоре дед решил, что больше не будет кормить бабушку, переехал в 2 тёмные комнаты в подвале дома. Затем вернулись мать и отчим, сказали, что их дом сгорел, но дед понял, что отчим проиграл всё в карты. Они сняли дом, забрали к себе Алёшу, отдали его в школу, где ему не нравилось. Варвара забеременела. Отчим был мошенником и скупал продуктовые карточки, которыми платили рабочим на заводе.

Алёшу не любили в школе. Вскоре Варвара родила ребёнка, который прожил недолго и умер. После этого отчим завёл любовницу.

Глава 13

Через некоторое время Алёша снова переехал к деду. Теперь дед и бабушка вели хозяйство раздельно. Бабушка зарабатывала на жизнь вышиванием и плетением кружев. Алёша собирал выброшенные вещи. Искал и подворовывал уголь. За это в школе над ним стали ещё сильнее издеваться.

Тема произведения: жизнь крестьянских детей.

Число страниц: 8

Главные герои и их характеристики:

  1. Автор – поэт, добрый и отзывчивый, любит крестьян, их быт и привычки.
  2. Савося – девочка, с которой автор играл, ловил змей.
  3. Влас – мальчик шести лет, серьезный, возит дрова, помогает семье.
  4. Дети – крестьянские дети, любят играть, знают природу, но не знают наук.

О чем произведение:

Стихотворение человека, автора, который наблюдает за жизнью крестьян и их детей, за их привычками, бытом. Он радуется с ними, удивляется тому, как они живут рядом с природой, трудятся вместе с родителями.

Сюжет — краткое содержание:

  1. Автор отдыхает в сарае и слышит шёпот детей, которые наблюдают за ним, шпионят.
  2. Сразу же вспоминает автор, как с детьми ходил в лес за грибами, ловил змей.
  3. Вспоминает о большой дороге, по которой шли путники, и рассказывали удивительные истории, сказки.
  4. Автор рассказывает о том, чем живут крестьянские дети, как они проводят время в лесу, изучают зверей, едят ягоды, купаются в реке.
  5. Автор также рассказывает, как крестьянские дети трудятся и помогают своим родителям, вспоминает, как встретил шестилетнего Власа, серьезного и трудолюбивого.
  6. Дети в сарае смеются над собакой Фингалом, начинается гроза, ребятишки убегают к своей деревне.

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего понравился эпизод о путниках с большой дороги. Дети, встречаясь с ними, узнавали много нового и интересного о дальних странах и городах, слушали сказки и притчи.

План произведения для пересказа:

  1. Шпионы в сарае.
  2. Савося и змеи.
  3. Большая дорога и путники.
  4. Жизнь крестьянских детей.
  5. Труд детей.
  6. Встреча с Власом.
  7. Ребятишки в сарае и гроза.

Главная мысль:

Жизнь крестьянских детей удивительна, они не знают наук, их детство полно радости и забав, но с самых ранних лет они приучаются к непростому труду.

Чему учит эта книга:

Стихотворение учит нас тому, что дети всегда остаются детьми, им хочется играть, радоваться, смеяться, и не стоит оценивать детей по их сословию и богатству. Еще учит нас тому, что надо помогать своим родителям.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

С одной стороны, мне понравилось стихотворение, ведь автор описывает счастливых детей, которые радуются каждому дню, играют, веселятся, они настоящие дети природы. Но с другой стороны, эти дети рано взрослели, начинали трудиться наравне с взрослыми, не учились, и вряд ли могли как-то поменять свою жизнь.

Новые слова и выражения:

Вирши – один из видов стиха.

Жердь – тонкий длинный ствол дерева.

Потрафлять – сделать впору, угодить.

Пожня – невспаханное поле.

Дупель – птица семейства бекасовых.

Пословицы к произведению:

Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.

К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.

Землю солнце красит, а человека – труд.

Читайте также: