Всенощное бдение краткое содержание
Обновлено: 08.07.2024
Христианство в своем историческом развитии не только не отбросило обряд, но со временем установило свою собственную сложную богослужебную систему. Нет ли здесь явного противоречия? Не достаточно ли христианину молиться частным образом?
Вера только в душе становится отвлеченной, не жизненной верой. Для того, чтобы вера стала жизненной, она должна осуществляться в жизни. Участие в храмовом священнодействии – это осуществление веры в нашей жизни. И всякий человек, кто не только думает о вере, а живет верой, обязательно будет участвовать в литургической жизни Христовой Церкви, ходить в храм, знать и любить чинопоследование богослужений Церкви.
Действия православного богослужения отличаются своим религиозным реализмом и ставят верующего в непосредственную близость с главными евангельскими событиями и как бы снимают преграду времени и пространства между молящимися и воспоминаемыми событиями.
Часть I. Великая Вечерня
Духовный смысл Всенощного Бдения
В богослужении Всенощного Бдения Церковь сообщает молящимся ощущение красоты заходящего солнца и обращает их мысль к духовному свету Христову. Церковь также направляет верующих на молитвенное размышление о наступающем дне и о вечном свете Царства Небесного. Всенощное Бдение есть как бы богослужебная грань между прошедшим днем и наступающим.
Участвуя во Всенощном Бдении, верующие как бы молитвенно прощаются с прошедшим и приветствуют наступающее. Вместе с тем, всенощная является также приготовлением к Божественной Литургии, к Таинству Евхаристии.
Структура Всенощного Бдения
Всенощное Бдение, как говорит само название – это богослужение, которое в принципе продолжается всю ночь. Правда в наше время такие продолжающиеся всю ночь службы бывают редко, в основном только в некоторых монастырях, как например, на Афоне. В приходских же храмах Всенощное Бдение совершается обычно в сокращенном виде.
Всенощное Бдение переносит верующих к давно прошедшим временам ночных богослужений первохристиан. У первых христиан вечерняя трапеза, молитва и поминовение мучеников и усопших, а также Литургия составляли одно целое – следы чего и сейчас сохранились в различных вечерних службах Православной Церкви. Сюда относятся – освящение хлебов, вина, пшеницы и елея, а также и те случаи, когда Литургия соединяется в одно целое с Вечерней, например, великопостная Литургия Преждеосвященных Даров, литургия навечерия и кануна праздников Рождества Христова и Крещения, литургия Великого Четверга, Великой Субботы и ночная Литургия Воскресения Христова.
Собственно, Всенощное Бдение состоит из трех богослужений: Великой Вечерни, Утрени и Первого Часа. В некоторых случаях первой частью Всенощного Бдения является не Великая Вечерня, а Великое Повечерие. Утреня есть центральная и самая существенная часть Всенощного Бдения.
Вникая в то, что мы слышим и видим на вечерне, мы переносимся во времена ветхозаветного человечества и переживаем в своем сердце то, что пережило оно.
Зная, что изображается на вечерне (так же, как и на утрени), легко понять и запомнить весь ход богослужения – тот порядок, в котором следуют одни за другими и песнопения, и чтения, и священнодействия.
Великая вечерня
Начальный возглас
Предначинательный псалом
Каждение храма
Во время пения этого псалма совершается каждение всего храма при открытых царских вратах. Это действие введено Церковью для того, чтобы напомнить верующим о витающем над Божиим творением Святом Духе. Открытые царские врата символизируют в этот момент рай, то есть состояние непосредственного общения людей с Богом, в котором пребывали первые люди. Сразу же после каждения храма царские врата закрываются, подобно тому, как совершенный Адамом первородный грех закрыл для человека двери рая и отдалил его от Бога.
Во всех этих действиях и песнопениях начала Всенощного Бдения, выявляется космическое значение православного храма, который представляет собой реальный образ мироздания. Алтарь с престолом символизирует рай и небо, где царствует Господь; священнослужители символизируют ангелов, служащих Богу, а средняя часть храма символизирует землю с человечеством. И подобно тому, как рай был возвращен людям искупительной жертвой Иисуса Христа, так сходят из алтаря к молящимся священнослужители в блестящих ризах, напоминающих тот Божественный свет, которым на горе Фаворе просияли одежды Христа.
Светильничные молитвы
Во время чтения священником семи светильничных молитв, по церковному уставу полагается зажигание свечей и лампад в храме – действие, которое символизирует ветхозаветные надежды, откровения и пророчества, относящиеся к грядущему Мессии, Спасителю – Иисусу Христу.
Великая ектения
Заканчивается Великая (Мирная) ектения возгласом священника, в котором также, как и в начале Всенощной, прославляется Святая Троица – Отец, Сын и Дух Святой.
Псалтирь была принята в богослужебную жизнь Церкви с первых дней ее основания и занимает в ней очень почетное место. О Псалтири в 4‑ом веке писал Святой Василий Великий:
Малая ектения
Малая ектения завершается одним из положенных по уставу возгласов священника.
Из Библейской истории известно, что голоса скорби и надежды, прозвучавшие впервые у самых врат райских вскоре после грехопадения первых людей, не замолкали до самого пришествия Христова.
На Всенощной скорбь и раскаяние согрешившего человечества передаются в покаянных псалмах, которые поются отдельными стихами – с особой торжественностью и особыми напевами.
Каков смысл этого каждения?
Восходящий ввысь дым ладана символизирует поднимающиеся к небу молитвы верующих. Когда совершающий каждение диакон или священник кадит в сторону молящегося, тот в ответ наклоняет голову в знак того, что принимает каждение в его сторону как напоминание, что молитва верующего должна также легко возноситься к небу, как кадильный дым. Каждение в направлении молящихся также раскрывает ту глубокую истину, что Церковь видит в каждом человека образ и подобие Божие, живую икону Божию, обрученность Христу, полученную в таинстве Крещения.
Стихиры на Господи воззвах
Стихиры воскресные прославляют Воскресение Христово, стихиры праздничные рассказывают об отражении этой славы в различных священных событиях или подвигах святых, ибо, в конечном счете все в церковной истории связано с Пасхой, с победой Христа над смертью и адом. По текстам стихир можно определить, кто или какое событие вспоминается и прославляется в службах данного дня.
Осмогласие
Гласы составляют одну из особых бросающихся в глаза черт православной богослужебной музыки. В Русской Православной Церкви гласы бывают разных распевов: греческого, киевского, знаменного, обиходного.
Догматики
Отличительная черта догматиков – их исчерпывающее вероучительное значение и поэтическая возвышенность. Вот русский перевод Догматика 1‑го гласа:
Вот русский перевод другого Догматика 2‑го гласа:
Малый вход
Прокимен
Паремии
Сугубая ектения
Просительная ектения
Преклонение глав
Лития
Лития совершается в обстановке усиленного смирения верующих и сопровождается перечислением имен целого ряда святых. Этим как бы подчеркивается один из основных догматов православия – почитание святых и молитвенное общение с ними.
Трисвятое
Часть II. Утреня
Шестопсалмие
Шестопсалмие содержит целую гамму переживаний, освещающую новозаветную христианскую жизнь – не только ее общее радостное настроение, но и скорбный путь к этой радости.
Великая ектения
После окончания шестопсалмия и утренних молитв, вновь произносится, как и в начале Всенощной, на вечерне, Великая ектенья. Ее смысл в данном месте в начале утрени тот, что явившийся на земле Ходатай, Христос, рождение Которого прославлено в начале Шестопсалмия, исполнит все прошения о благах духовных и телесных, о которых говорится в этой ектении.
Воскресный тропарь
Пение и чтение стихов должно сообщить радостное, торжественное настроение. Поэтому вновь зажигаются свечи, которые были погашены во время чтения покаянного Шестопсалмия.
Кафизмы
Кафизмы яляются выражением покаянного, созерцательного духа. Они призывают к размышлению о грехах и приняты Православной Церковью в состав ее богослужений для того, чтобы слушающие вникали в свою собственную жизнь, в свои поступки и усугубили свое покаяние перед Богом.
2‑я и 3‑я кафизмы, читающиеся на воскресной Утрене, носят пророческий характер. В них описывается страдание Христа: поругание Его, прободение Его рук и ног, раздел Его одежды с метанием жребия, Его смерть и воскресение из мертвых.
Полиелей
Величание
Воскресные непорочные
Молитвенное приготовление к евангельскому чтению
Чтение Евангелия
Как мы уже не раз говорили, кульминационным моментом Всенощного Бдения является чтение Евангелия. В этом чтении слышится голос апостолов – проповедников воскресения Христова.
Воскресных евангельских чтений – одиннадцать, и в течение всего года они попеременно читаются на субботних всенощных одно за другим, повествуя о воскресении Спасителя и Его явлениях женам-мироносицам и ученикам.
Чтение воскресного Евангелия происходит из алтаря, так как эта главнейшая часть православного храма в данном случае изображает собой Гроб Господень. В другие праздники Евангелие читается среди народа, потому что среди церкви поставляется икона отмечаемого святого или священного события, смысл которого возвещается Евангелием.
С момента полиелея все возрастает торжество и радость нашего общения с Христом. Эта часть Всенощной внушает молящимся, что в лице Иисуса Христа небо сходит на землю. Церковь также внушает своим чадам что, слушая песнопения полиелея, надо все время иметь в виду грядущий день и с ним Трапезу вечности – Божественную Литургию, которая является не только образом Царства Небесного на земле, но его земным свершением во всей его непреложности и полноте.
По мысли Церкви, Воскресение Христово освятило природу всякого, кто соединяется с Христом. Это освящение показано в важнейшей подвижной части Всенощного Бдения – каноне.
Канон
Каждый канон имеет какой-нибудь один предмет прославления: Пресвятую Троицу, евангельское или церковное событие, моление Богородице, ублажение святого или святых данного дня. В канонах воскресных (на субботних всенощных) прославляется воскресение Христово и грядущее за ним освящение мира, победа над грехом и смертью. В праздничных канонах подробно освещается смысл праздника и житие святого, как образец уже совершающегося преображения мира. В этих канонах Церковь, как бы торжествует, созерцая отблески этого преображения, победы Христа над грехом и смертью.
Светилен
Стихиры на хвалитех
Великое славословие
Окончание утрени
Как мы уже говорили, главная мысль утрени – радостное сознание верующих, что каждый, кто соединится с Христом, спасется и воскреснет вместе с Ним. По мысли Церкви соединиться с Христом можно только с чувством смирения и сознания своего недостоинства. Поэтому Всенощная не заканчивается торжеством и радостью утрени, а к ней присоединяется еще третья часть, третье богослужение – Первый час, служба смиренного, покаянного устремления к Богу.
Кроме Первого часа, в суточном богослужебном круге Православной Церкви еще три часа: Третий и Шестой, которые вместе читаются перед началом Божественной Литургии и Девятый час, читающийся перед началом Вечерни. С формальной точки зрения, содержание часов обуславливается подбором материала, имеющего отношение к данному часу дня. Однако, мистическое, духовное значение часов совершенно особое, так как они посвящены воспоминанию различных стадий страстей Христовых. Дух этих служб всегда сосредоточенно-серьезный, с великопостно-страстным отпечатком. Характерным для часов является преобладание чтения над пением, чем они тоже роднятся с богослужениями Великого Поста.
Девятый час – час, когда Христос на кресте даровал разбойнику рай и предал Свою душу Богу Отцу, а затем воскрес из мертвых. В псалмах Девятого часа уже слышится благодарение Христу за спасение мира.
Таково, вкратце, содержание Третьего, Шестого и Девятого часов. Но вернемся к заключительной части Всенощного Бдения – Первому часу.
Завершение Всенощного Бдения
Послесловие
Итак, наша серия, посвященная Всенощному Бдению, завершена. Мы надеемся, что читатели получили пользу от нашего скромного труда, задуманного для того, чтобы помочь верующей душе оценить всю красоту и глубину этого дивного богослужения.
Мы живем в очень суетном мире, в котором порою трудно найти время, чтобы хотя бы на несколько минут войти во внутреннюю клеть своей души и насладиться молчанием, молитвой, собраться мыслями, чтобы подумать о будущей нашей духовной судьбе, чтобы прислушаться к голосу своей совести и очистить сердце в Таинстве Исповеди. Церковь дает нам такую возможность в те часы, когда совершается Всенощная.
Как было бы хорошо приучить себя и своих домашних полюбить эту службу. Для начала можно было бы посещать Всенощную хотя бы раз в две недели или раз в месяц. Стоит только начать и Господь вознаградит нас драгоценной духовной наградой – Он посетит наше сердце, вселится в него и раскроет нам богатейший, просторный мир церковной молитвы. Не откажем себе в этой возможности.
Всенощным бдением, или всенощною, называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.В статье приведены фотографии основных моментов Богослужения и некоторые песнопения службы.
Всенощным бдением, или всенощною, называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.В статье приведены фотографии основных моментов Богослужения и некоторые песнопения службы.
Всенощное бдение, или всенощная, — такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.
Всенощное бдение
Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.
Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.
Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.
Вечерня
Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.
В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: «Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (т. е. весьма) … вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!
Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с свечой в руке.
![]() |
Каждение |
Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.
Но вот люди соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили. Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая — и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются.
Диакон выходит из алтаря и становится перед закрытыми царскими вратами, как некогда Адам перед замкнувшимися вратами рая, и возглашает великую ектению:
После великой ектении и возгласа священника поются избранные стихи из первых трех псалмов:
Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет… | Блажен человек, который не ходит на совет с нечестивыми. Ибо знает Господь жизнь праведных, и жизнь нечестивых погибнет… |
Затем диакон возглашает малую ектению: «Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся…
После малой ектении хор стихами из псалмов взывает:
Господи, воззвах к Тебе, услыши мя… Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою… Услыши мя Господи… | Господи! к Тебе взываю: услышь меня… Пусть направится молитва моя, как фимиам кадильный к Тебе… Услышь меня, Господи. |
Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма.
Последняя стихира называется богородичен или догматик, так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична-догматика поется особая стихира в честь праздника.
![]() |
Вечерний вход |
Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: «Свете тихий святые славы Бессмертного Отца, Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. (Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя).
В этом песнопении-гимне, Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление.
Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода.
Кадило с фимиамом, при вечернем входе, означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносится к Богу, а также означает и присутствие в храме Духа Святого.
Крестообразное благословение входа означает, что через крест Господень вновь открываются нам двери рая.
По окончании пения прокимна, в большие праздники читаются паремии. Паремиями называются избранный места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем.
В большие праздники после сугубой и просительной ектении совершается лития и благословение хлебов.
Лития, слово греческое, значит общее моление. Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника.
![]() |
Лития |
Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Освященным елеем (оливковым маслом) священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся.
Конец вечерни — молитва св. Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице (Богородице, Дево, радуйся) — указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.
Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия.
![]() |
Чтец перед чтением Шестопсалмия |
Утреня
Вторая часть всенощного бдения — утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.
Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.
После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению.
После этого поется тропарь, т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы, т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.
Полиелей
Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.
Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:
Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!
Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!
Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа!
т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век — всегда.
При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.
![]() |
![]() |
Полиелей |
После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари; т. е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.
В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание, т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого.
(Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего)
![]() |
Величание |
После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению, затем прокимен, и священник читает Евангелие.
На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.
![]() |
Чтение Евангелия |
По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа:
![]() |
Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб.
![]() |
Чтение канона |
Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос, что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту.
![]() |
Хор в это время поет песнь Богородицы:
По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни).
Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.
Хор поет великое славословие, которое начинается словами:
После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную.
В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.
Сразу же, после этого, начинается последняя часть всенощного бдения — первый час.
Возможно, Вам будут интересны эти материалы:
Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.
Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.
Всенощная начинается с великой вечерни
В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.
Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).
Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.
После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.
Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.
После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.
Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.
Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий
Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.
Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.
Чтение Евангелия
Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.
Миропомазание
Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.
Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.
После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.
Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.
Всенощное бдение – торжественное православное богослужение, совершаемое вечером накануне особо значимых церковных праздников. Такими праздниками в Православии являются воскресные дни, Двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение Господне и другие), дни памяти особо почитаемых святых, икон Божией Матери и т.д.
Полиелей — центральная часть Всенощного бдения
“…Бдение напечатлевает в нас боголюбивые помыслы, производит в нас отвращение от мирской суетности и научает отдалять от себя вредное” (преподобный Нил Синайский).
В настоящее время Всенощная служба начинается не ранее 15.00 часов (точное время определяется настоятелем конкретного храма) и длится примерно 2-4 часа. Подобные коррективы были внесены по снисхождению к немощам современных христиан. Однако в некоторых монастырях, например, на Афоне, это богослужение совершается по традиции всю ночь.
Суточный круг богослужения
Совокупность богослужений, которые совершаются в Православной Церкви в течение суток, называется Суточным кругом богослужения. По сложившейся Церковной традиции таких богослужений девять:
- Девятый час.
- Вечерня.
- Повечерие.
- Полунощница.
- Утреня.
- Первый час.
- Третий час.
- Шестой час.
- Божественная Литургия.
Структура Всенощного бдения
Основанное на молитвенном примере Спасителя и апостолов, Всенощное бдение как храмовая служба сформировалось к IV веку. Она была дополнена многочисленными молитвословиями в VIII и IX веках. В сложившемся виде совершается и по сей день.
Всенощное бдение является цельным, неразрывным богослужением. Оно состоит из Вечерни, Утрени и Первого часа. Всенощная всегда предшествует Литургии – главнейшему православному богослужению. Во время Литургии каждый верующий имеет возможность соединиться со Христом в Таинстве Евхаристии, приняв Честные Дары Его Тела и Крови, которые “являются истинным очищением, истинной красотой, истинным освящением и благородством души” (святитель Иоанн Златоуст).
Всенощное бдение: смысл и содержание
В общем смысле богослужение для христиан – это богопочитание, угождение Богу исполнение Его Святой воли. Первые люди в раю могли свободно прославлять Творца, Его премудрость и всемогущество. В этом и заключалось их богослужение. Также мы называем богослужением познание Бога людьми через Его творения и молитвенное общение с Ним.
Но в мире, пораженном грехом, для богопознания человеку необходимо духовное усилие. Потому что “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его”. (Мф.11:12).
“Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия” (праведный Иоанн Кронштадтский).
Внешне такое духовное усилие воплощено в церковных богослужениях. Особое место среди них занимает Всенощное бдение.
Эта служба имеет важнейшее значение. Она подготавливает христианина к участию в Литургии.
Всенощное бдение символизирует и по своему содержанию напоминает историю Ветхого и Нового Заветов.
Последование Всенощного Бдения
Но грехопадение лишило человека рая – и поэтому закрываются Царские врата. И перед ними, как когда-то Адам перед закрытыми вратами рая, встает дьякон и произносит Мирную ектению.
С началом Утрени во Всенощном бдении совершается переход к Новому Завету. И поэтому первое молитвословие Утрени – это ангельское славословие перед вифлеемскими пастухами в ночь Христова Рождества:
Полиелей
Накануне воскресных дней после полиелея поются особые воскресные тропари. Они рассказывают о встрече у Гроба Господня жен-мироносиц с ангелами, возвестившими им о Воскресении Иисуса Христа.
Торжественное чтение Евангелия на Утрене является кульминацией всего Всенощного бдения. Затем читается канон – богослужебное песнопение, составленное из кратких молитв.
В конце Утрени поется великое славословие, в котором мы прославляем Бога за дарование дневного света и Света Правды – Христа, просветившего род человеческий светом Истины.
Заканчивается Всенощное бдение чтением Первого часа. Этими молитвословиями освящается наступающий день и испрашивается благословение на день грядущий:
Всенощное бдение: изменения в содержании
Каждое Всенощное бдение, заключающее в своих постоянных песнопениях вышеизложенный смысл, наполнено и множеством изменяемых песнопений.
Изменяемые песнопения всегда посвящены празднику. Поэтому Всенощная служба выполняет и образовательно-просветительскую функцию. К изменяемой части Всенощного бдения относятся, например, Евангелие, стихиры, тропари, каноны.
Ибо “мы все рождаемся грешниками от праотца нашего Адама согрешившего, преступниками от преступника, рабами греха от раба греха, подклятвенными и мертвыми от подклятвенного и мертвого, и из-за Адама, приявшего действие лукавого дьявола, его советом подвигнутого на грех, поработившегося ему, потерявшего самовластие, и мы, как чада его, подлежим действию и властному господству диавола и бываем рабами ему” (преподобный Симеон Новый Богослов).
Важность посещения Всенощного бдения отмечалась многими святыми отцами Церкви. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил:
“За обедней Иисус Христос приносит нам Себя в жертву, а за утреней мы себя приносим Ему в жертву. Это понуждение, эта борьба с плотью и имеет такое значение”.
Всенощное бдение, разворачивая перед нами историю спасения рода человеческого Крестной Жертвой Спасителя. Тем самым призывает нас к покаянию и подготавливает к принятию Тайн Христовых на Литургии.
Постоянные молитвословия Всенощного бдения
Свете Тихий, святыя славы Безсмернаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля.
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Хвалите Имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа, аллилуиа. аллилуиа.
Исповедайтеся, Господеви, яко благ, яко в век милость Его. аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа, аллилуиа. аллилуиа.
Всенощное бдение — торжественное богослужение, которое начинается вечерней, а заканчивается утреней перед воскресением или православным праздником. Только воцерковленным христианам под силу выстоять богослужение, которое начинается с вечера и заканчивается в 7 утра.
Церковный порядок всенощного бдения
Всенощное служение является отображением празднуемого события. В отличие от вечерни ночное бдение заканчивается после утренней.
История всенощных богослужений берет начало с ночных молитв Иисуса Христа, когда Он молился в течение всей ночи. В период раннего христианства верующие часто проводили время в ночной молитве. В ночное бдение входит вечерня и утреня.
Вечерня
Вечернее богослужение начинается в 5-6 часов вечера. В это время звучат молитвы и песнопения, вспоминающие о событиях Ветхого Завета, через который красной нитью проходит ожидание евреями прихода Мессии.
В ознаменование этого события священник совершает воскурение фимиама (каждение) в алтаре. После воздания славы Святой Троице поется 103 псалом, во время пения которого происходит каждение всех присутствующих и самого храма. Воскурение фимиама является знамением благодати Всевышнего, дарованной первым людям, Адаму и Еве, до их встречи со змием и грехопадением.
Как в то время были открыты двери райского Эдема, так при каждении царские врата храма открываются.
Окончание Вечерни
Миропомазание
Миропомазание является Таинством, это православный Церковный обряд, знаменующий дарование милости Богом. С древних времен помазание елеем было радостным знаком, знаменующим Божьи благословения. Елей изготавливался из оливкового, масличного дерева, которое не раз упоминается в Библии. Лист маслины принес Ною голубь, выпущенный из ковчега, это был символ жизни, знак того, что Бог больше не сердится.
Далее читается канон, состоящий из 9 песен, посвященных святому или празднуемому событию. Каждый канон, означающий правило, заканчивается ирмосом, связующей частью между каждым из девяти канонов. Ирмосы связывают времена Ветхого Завета и Рождества Спасителя. Тропари содержат песнопения, славящие Иисуса и Богоматерь, отдают честь празднику или имени святого, который прославляется.
В написании канонов используются молитвы и послания святых и пророков:
Великое славословие звучит при появлении первых лучей солнца и символизирует Иисуса Христа, Свет всех народов, Солнце правды.
Окончание Утрени
Внимание! Всенощное бдение свято чтится только в православии, основанное первыми христианами, великими святыми, оно продолжается и в наши дни.
Нынешнее всенощное бдение несколько сокращено, начинается позже и заканчивается раньше. Начало и конец вечерни и утрени возвещаются звонами колоколов.
Читайте также: