Всенощное бдение краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

Хри­сти­ан­ство в своем исто­ри­че­ском раз­ви­тии не только не отбро­сило обряд, но со вре­ме­нем уста­но­вило свою соб­ствен­ную слож­ную бого­слу­жеб­ную систему. Нет ли здесь явного про­ти­во­ре­чия? Не доста­точно ли хри­сти­а­нину молиться част­ным обра­зом?

Вера только в душе ста­но­вится отвле­чен­ной, не жиз­нен­ной верой. Для того, чтобы вера стала жиз­нен­ной, она должна осу­ществ­ляться в жизни. Уча­стие в хра­мо­вом свя­щен­но­дей­ствии – это осу­ществ­ле­ние веры в нашей жизни. И всякий чело­век, кто не только думает о вере, а живет верой, обя­за­тельно будет участ­во­вать в литур­ги­че­ской жизни Хри­сто­вой Церкви, ходить в храм, знать и любить чино­по­сле­до­ва­ние бого­слу­же­ний Церкви.

Дей­ствия пра­во­слав­ного бого­слу­же­ния отли­ча­ются своим рели­ги­оз­ным реа­лиз­мом и ставят веру­ю­щего в непо­сред­ствен­ную бли­зость с глав­ными еван­гель­скими собы­ти­ями и как бы сни­мают пре­граду вре­мени и про­стран­ства между моля­щи­мися и вос­по­ми­на­е­мыми собы­ти­ями.

Часть I. Вели­кая Вечерня

Духов­ный смысл Все­нощ­ного Бдения

В бого­слу­же­нии Все­нощ­ного Бдения Цер­ковь сооб­щает моля­щимся ощу­ще­ние кра­соты захо­дя­щего солнца и обра­щает их мысль к духов­ному свету Хри­стову. Цер­ковь также направ­ляет веру­ю­щих на молит­вен­ное раз­мыш­ле­ние о насту­па­ю­щем дне и о вечном свете Цар­ства Небес­ного. Все­нощ­ное Бдение есть как бы бого­слу­жеб­ная грань между про­шед­шим днем и насту­па­ю­щим.

Участ­вуя во Все­нощ­ном Бдении, веру­ю­щие как бы молит­венно про­ща­ются с про­шед­шим и при­вет­ствуют насту­па­ю­щее. Вместе с тем, все­нощ­ная явля­ется также при­го­тов­ле­нием к Боже­ствен­ной Литур­гии, к Таин­ству Евха­ри­стии.

Струк­тура Все­нощ­ного Бдения

Все­нощ­ное Бдение, как гово­рит само назва­ние – это бого­слу­же­ние, кото­рое в прин­ципе про­дол­жа­ется всю ночь. Правда в наше время такие про­дол­жа­ю­щи­еся всю ночь службы бывают редко, в основ­ном только в неко­то­рых мона­сты­рях, как напри­мер, на Афоне. В при­ход­ских же храмах Все­нощ­ное Бдение совер­ша­ется обычно в сокра­щен­ном виде.

Все­нощ­ное Бдение пере­но­сит веру­ю­щих к давно про­шед­шим вре­ме­нам ночных бого­слу­же­ний пер­во­хри­стиан. У первых хри­стиан вечер­няя тра­пеза, молитва и поми­но­ве­ние муче­ни­ков и усоп­ших, а также Литур­гия состав­ляли одно целое – следы чего и сейчас сохра­ни­лись в раз­лич­ных вечер­них служ­бах Пра­во­слав­ной Церкви. Сюда отно­сятся – освя­ще­ние хлебов, вина, пше­ницы и елея, а также и те случаи, когда Литур­гия соеди­ня­ется в одно целое с Вечер­ней, напри­мер, вели­ко­пост­ная Литур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров, литур­гия наве­че­рия и кануна празд­ни­ков Рож­де­ства Хри­стова и Кре­ще­ния, литур­гия Вели­кого Чет­верга, Вели­кой Суб­боты и ночная Литур­гия Вос­кре­се­ния Хри­стова.

Соб­ственно, Все­нощ­ное Бдение состоит из трех бого­слу­же­ний: Вели­кой Вечерни, Утрени и Пер­вого Часа. В неко­то­рых слу­чаях первой частью Все­нощ­ного Бдения явля­ется не Вели­кая Вечерня, а Вели­кое Пове­че­рие. Утреня есть цен­траль­ная и самая суще­ствен­ная часть Все­нощ­ного Бдения.

Вникая в то, что мы слышим и видим на вечерне, мы пере­но­симся во вре­мена вет­хо­за­вет­ного чело­ве­че­ства и пере­жи­ваем в своем сердце то, что пере­жило оно.

Зная, что изоб­ра­жа­ется на вечерне (так же, как и на утрени), легко понять и запом­нить весь ход бого­слу­же­ния – тот поря­док, в кото­ром сле­дуют одни за дру­гими и пес­но­пе­ния, и чтения, и свя­щен­но­дей­ствия.

Вели­кая вечерня

Началь­ный воз­глас

Пред­на­чи­на­тель­ный псалом

Каж­де­ние храма

Во время пения этого псалма совер­ша­ется каж­де­ние всего храма при откры­тых цар­ских вратах. Это дей­ствие вве­дено Цер­ко­вью для того, чтобы напом­нить веру­ю­щим о вита­ю­щем над Божиим тво­ре­нием Святом Духе. Откры­тые цар­ские врата сим­во­ли­зи­руют в этот момент рай, то есть состо­я­ние непо­сред­ствен­ного обще­ния людей с Богом, в кото­ром пре­бы­вали первые люди. Сразу же после каж­де­ния храма цар­ские врата закры­ва­ются, подобно тому, как совер­шен­ный Адамом пер­во­род­ный грех закрыл для чело­века двери рая и отда­лил его от Бога.

Во всех этих дей­ствиях и пес­но­пе­ниях начала Все­нощ­ного Бдения, выяв­ля­ется кос­ми­че­ское зна­че­ние пра­во­слав­ного храма, кото­рый пред­став­ляет собой реаль­ный образ миро­зда­ния. Алтарь с пре­сто­лом сим­во­ли­зи­рует рай и небо, где цар­ствует Гос­подь; свя­щен­но­слу­жи­тели сим­во­ли­зи­руют анге­лов, слу­жа­щих Богу, а сред­няя часть храма сим­во­ли­зи­рует землю с чело­ве­че­ством. И подобно тому, как рай был воз­вра­щен людям иску­пи­тель­ной жерт­вой Иисуса Христа, так сходят из алтаря к моля­щимся свя­щен­но­слу­жи­тели в бле­стя­щих ризах, напо­ми­на­ю­щих тот Боже­ствен­ный свет, кото­рым на горе Фаворе про­си­яли одежды Христа.

Све­тиль­нич­ные молитвы

Во время чтения свя­щен­ни­ком семи све­тиль­нич­ных молитв, по цер­ков­ному уставу пола­га­ется зажи­га­ние свечей и лампад в храме – дей­ствие, кото­рое сим­во­ли­зи­рует вет­хо­за­вет­ные надежды, откро­ве­ния и про­ро­че­ства, отно­ся­щи­еся к гря­ду­щему Мессии, Спа­си­телю – Иисусу Христу.

Вели­кая екте­ния

Закан­чи­ва­ется Вели­кая (Мирная) екте­ния воз­гла­сом свя­щен­ника, в кото­ром также, как и в начале Все­нощ­ной, про­слав­ля­ется Святая Троица – Отец, Сын и Дух Святой.

Псал­тирь была при­нята в бого­слу­жеб­ную жизнь Церкви с первых дней ее осно­ва­ния и зани­мает в ней очень почет­ное место. О Псал­тири в 4‑ом веке писал Святой Васи­лий Вели­кий:

Малая екте­ния

Малая екте­ния завер­ша­ется одним из поло­жен­ных по уставу воз­гла­сов свя­щен­ника.

Из Биб­лей­ской исто­рии известно, что голоса скорби и надежды, про­зву­чав­шие впер­вые у самых врат рай­ских вскоре после гре­хо­па­де­ния первых людей, не замол­кали до самого при­ше­ствия Хри­стова.

На Все­нощ­ной скорбь и рас­ка­я­ние согре­шив­шего чело­ве­че­ства пере­да­ются в пока­ян­ных псал­мах, кото­рые поются отдель­ными сти­хами – с особой тор­же­ствен­но­стью и осо­быми напе­вами.

Каков смысл этого каж­де­ния?

Вос­хо­дя­щий ввысь дым ладана сим­во­ли­зи­рует под­ни­ма­ю­щи­еся к небу молитвы веру­ю­щих. Когда совер­ша­ю­щий каж­де­ние диакон или свя­щен­ник кадит в сто­рону моля­ще­гося, тот в ответ накло­няет голову в знак того, что при­ни­мает каж­де­ние в его сто­рону как напо­ми­на­ние, что молитва веру­ю­щего должна также легко воз­но­ситься к небу, как кадиль­ный дым. Каж­де­ние в направ­ле­нии моля­щихся также рас­кры­вает ту глу­бо­кую истину, что Цер­ковь видит в каждом чело­века образ и подо­бие Божие, живую икону Божию, обру­чен­ность Христу, полу­чен­ную в таин­стве Кре­ще­ния.

Сти­хиры на Гос­поди воз­звах

Сти­хиры вос­крес­ные про­слав­ляют Вос­кре­се­ние Хри­стово, сти­хиры празд­нич­ные рас­ска­зы­вают об отра­же­нии этой славы в раз­лич­ных свя­щен­ных собы­тиях или подви­гах святых, ибо, в конеч­ном счете все в цер­ков­ной исто­рии свя­зано с Пасхой, с побе­дой Христа над смер­тью и адом. По тек­стам стихир можно опре­де­лить, кто или какое собы­тие вспо­ми­на­ется и про­слав­ля­ется в служ­бах дан­ного дня.

Осмо­гла­сие

Гласы состав­ляют одну из особых бро­са­ю­щихся в глаза черт пра­во­слав­ной бого­слу­жеб­ной музыки. В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви гласы бывают разных рас­пе­вов: гре­че­ского, киев­ского, зна­мен­ного, оби­ход­ного.

Дог­ма­тики

Отли­чи­тель­ная черта дог­ма­ти­ков – их исчер­пы­ва­ю­щее веро­учи­тель­ное зна­че­ние и поэ­ти­че­ская воз­вы­шен­ность. Вот рус­ский пере­вод Дог­ма­тика 1‑го гласа:

Вот рус­ский пере­вод дру­гого Дог­ма­тика 2‑го гласа:

Малый вход

Про­ки­мен

Паре­мии

Сугу­бая екте­ния

Про­си­тель­ная екте­ния

Пре­кло­не­ние глав

Лития

Лития совер­ша­ется в обста­новке уси­лен­ного сми­ре­ния веру­ю­щих и сопро­вож­да­ется пере­чис­ле­нием имен целого ряда святых. Этим как бы под­чер­ки­ва­ется один из основ­ных дог­ма­тов пра­во­сла­вия – почи­та­ние святых и молит­вен­ное обще­ние с ними.

Три­свя­тое

Часть II. Утреня

Шесто­псал­мие

Шесто­псал­мие содер­жит целую гамму пере­жи­ва­ний, осве­ща­ю­щую ново­за­вет­ную хри­сти­ан­скую жизнь – не только ее общее радост­ное настро­е­ние, но и скорб­ный путь к этой радо­сти.

Вели­кая екте­ния

После окон­ча­ния шесто­псал­мия и утрен­них молитв, вновь про­из­но­сится, как и в начале Все­нощ­ной, на вечерне, Вели­кая екте­нья. Ее смысл в данном месте в начале утрени тот, что явив­шийся на земле Хода­тай, Хри­стос, рож­де­ние Кото­рого про­слав­лено в начале Шесто­псал­мия, испол­нит все про­ше­ния о благах духов­ных и телес­ных, о кото­рых гово­рится в этой екте­нии.

Вос­крес­ный тро­парь

Пение и чтение стихов должно сооб­щить радост­ное, тор­же­ствен­ное настро­е­ние. Поэтому вновь зажи­га­ются свечи, кото­рые были пога­шены во время чтения пока­ян­ного Шесто­псал­мия.

Кафизмы

Кафизмы яля­ются выра­же­нием пока­ян­ного, созер­ца­тель­ного духа. Они при­зы­вают к раз­мыш­ле­нию о грехах и при­няты Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью в состав ее бого­слу­же­ний для того, чтобы слу­ша­ю­щие вни­кали в свою соб­ствен­ную жизнь, в свои поступки и усу­гу­били свое пока­я­ние перед Богом.

2‑я и 3‑я кафизмы, чита­ю­щи­еся на вос­крес­ной Утрене, носят про­ро­че­ский харак­тер. В них опи­сы­ва­ется стра­да­ние Христа: пору­га­ние Его, про­бо­де­ние Его рук и ног, раздел Его одежды с мета­нием жребия, Его смерть и вос­кре­се­ние из мерт­вых.

Поли­е­лей

Вели­ча­ние

Вос­крес­ные непо­роч­ные

Молит­вен­ное при­го­тов­ле­ние к еван­гель­скому чтению

Чтение Еван­ге­лия

Как мы уже не раз гово­рили, куль­ми­на­ци­он­ным момен­том Все­нощ­ного Бдения явля­ется чтение Еван­ге­лия. В этом чтении слы­шится голос апо­сто­лов – про­по­вед­ни­ков вос­кре­се­ния Хри­стова.

Вос­крес­ных еван­гель­ских чтений – один­на­дцать, и в тече­ние всего года они попе­ре­менно чита­ются на суб­бот­них все­нощ­ных одно за другим, повест­вуя о вос­кре­се­нии Спа­си­теля и Его явле­ниях женам-миро­но­си­цам и уче­ни­кам.

Чтение вос­крес­ного Еван­ге­лия про­ис­хо­дит из алтаря, так как эта глав­ней­шая часть пра­во­слав­ного храма в данном случае изоб­ра­жает собой Гроб Гос­по­день. В другие празд­ники Еван­ге­лие чита­ется среди народа, потому что среди церкви постав­ля­ется икона отме­ча­е­мого свя­того или свя­щен­ного собы­тия, смысл кото­рого воз­ве­ща­ется Еван­ге­лием.

С момента поли­е­лея все воз­рас­тает тор­же­ство и радость нашего обще­ния с Хри­стом. Эта часть Все­нощ­ной вну­шает моля­щимся, что в лице Иисуса Христа небо сходит на землю. Цер­ковь также вну­шает своим чадам что, слушая пес­но­пе­ния поли­е­лея, надо все время иметь в виду гря­ду­щий день и с ним Тра­пезу веч­но­сти – Боже­ствен­ную Литур­гию, кото­рая явля­ется не только обра­зом Цар­ства Небес­ного на земле, но его земным свер­ше­нием во всей его непре­лож­но­сти и пол­ноте.

По мысли Церкви, Вос­кре­се­ние Хри­стово освя­тило при­роду вся­кого, кто соеди­ня­ется с Хри­стом. Это освя­ще­ние пока­зано в важ­ней­шей подвиж­ной части Все­нощ­ного Бдения – каноне.

Канон

Каждый канон имеет какой-нибудь один пред­мет про­слав­ле­ния: Пре­свя­тую Троицу, еван­гель­ское или цер­ков­ное собы­тие, моле­ние Бого­ро­дице, убла­же­ние свя­того или святых дан­ного дня. В кано­нах вос­крес­ных (на суб­бот­них все­нощ­ных) про­слав­ля­ется вос­кре­се­ние Хри­стово и гря­ду­щее за ним освя­ще­ние мира, победа над грехом и смер­тью. В празд­нич­ных кано­нах подробно осве­ща­ется смысл празд­ника и житие свя­того, как обра­зец уже совер­ша­ю­ще­гося пре­об­ра­же­ния мира. В этих кано­нах Цер­ковь, как бы тор­же­ствует, созер­цая отблески этого пре­об­ра­же­ния, победы Христа над грехом и смер­тью.

Све­ти­лен

Сти­хиры на хва­ли­тех

Вели­кое сла­во­сло­вие

Окон­ча­ние утрени

Как мы уже гово­рили, глав­ная мысль утрени – радост­ное созна­ние веру­ю­щих, что каждый, кто соеди­нится с Хри­стом, спа­сется и вос­крес­нет вместе с Ним. По мысли Церкви соеди­ниться с Хри­стом можно только с чув­ством сми­ре­ния и созна­ния своего недо­сто­ин­ства. Поэтому Все­нощ­ная не закан­чи­ва­ется тор­же­ством и радо­стью утрени, а к ней при­со­еди­ня­ется еще третья часть, третье бого­слу­же­ние – Первый час, служба сми­рен­ного, пока­ян­ного устрем­ле­ния к Богу.

Кроме Пер­вого часа, в суточ­ном бого­слу­жеб­ном круге Пра­во­слав­ной Церкви еще три часа: Третий и Шестой, кото­рые вместе чита­ются перед нача­лом Боже­ствен­ной Литур­гии и Девя­тый час, чита­ю­щийся перед нача­лом Вечерни. С фор­маль­ной точки зрения, содер­жа­ние часов обу­слав­ли­ва­ется под­бо­ром мате­ри­ала, име­ю­щего отно­ше­ние к дан­ному часу дня. Однако, мисти­че­ское, духов­ное зна­че­ние часов совер­шенно особое, так как они посвя­щены вос­по­ми­на­нию раз­лич­ных стадий стра­стей Хри­сто­вых. Дух этих служб всегда сосре­до­то­ченно-серьез­ный, с вели­ко­постно-страст­ным отпе­чат­ком. Харак­тер­ным для часов явля­ется пре­об­ла­да­ние чтения над пением, чем они тоже род­нятся с бого­слу­же­ни­ями Вели­кого Поста.

Девя­тый час – час, когда Хри­стос на кресте даро­вал раз­бой­нику рай и предал Свою душу Богу Отцу, а затем вос­крес из мерт­вых. В псал­мах Девя­того часа уже слы­шится бла­го­да­ре­ние Христу за спа­се­ние мира.

Таково, вкратце, содер­жа­ние Тре­тьего, Шестого и Девя­того часов. Но вер­немся к заклю­чи­тель­ной части Все­нощ­ного Бдения – Пер­вому часу.

Завер­ше­ние Все­нощ­ного Бдения

После­сло­вие

Итак, наша серия, посвя­щен­ная Все­нощ­ному Бдению, завер­шена. Мы наде­емся, что чита­тели полу­чили пользу от нашего скром­ного труда, заду­ман­ного для того, чтобы помочь веру­ю­щей душе оце­нить всю кра­соту и глу­бину этого див­ного бого­слу­же­ния.

Мы живем в очень сует­ном мире, в кото­ром порою трудно найти время, чтобы хотя бы на несколько минут войти во внут­рен­нюю клеть своей души и насла­диться мол­ча­нием, молит­вой, собраться мыс­лями, чтобы поду­мать о буду­щей нашей духов­ной судьбе, чтобы при­слу­шаться к голосу своей сове­сти и очи­стить сердце в Таин­стве Испо­веди. Цер­ковь дает нам такую воз­мож­ность в те часы, когда совер­ша­ется Все­нощ­ная.

Как было бы хорошо при­учить себя и своих домаш­них полю­бить эту службу. Для начала можно было бы посе­щать Все­нощ­ную хотя бы раз в две недели или раз в месяц. Стоит только начать и Гос­подь воз­на­гра­дит нас дра­го­цен­ной духов­ной награ­дой – Он посе­тит наше сердце, все­лится в него и рас­кроет нам бога­тей­ший, про­стор­ный мир цер­ков­ной молитвы. Не отка­жем себе в этой воз­мож­но­сти.

Всенощным бдением, или всенощною, называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.В статье приведены фотографии основных моментов Богослужения и некоторые песнопения службы.

Всенощным бдением, или всенощною, называется такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней. Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.В статье приведены фотографии основных моментов Богослужения и некоторые песнопения службы.

Всенощное бдение, или всенощная, — такое богослужение, которое совершается вечером накануне особо чтимых праздничных дней.

Всенощное бдение

Оно состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом, причем как вечерня, так и утреня совершается более торжественно и при большем освещении храма, чем в другие дни.

Это богослужение называется всенощным потому, что в древности оно начиналось поздно вечером и продолжалось всю ночь до рассвета.

Потом, из снисхождения к немощам верующих, стали начинать это богослужение несколько раньше и делать сокращения в чтении и пении, а потому оно и кончается теперь не так поздно. Прежнее же название его всенощным бдением сохранилось.

Вечерня

Вечерня по своему составу напоминает и изображает времена ветхозаветные: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитву их о спасении, затем, надежду людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

В ответ на это призывание хор торжественно поет 103-й псалом о сотворении мира, прославляя премудрость Божию: «Благослови душе моя, Господа! Благословен еси, Господи! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (т. е. весьма) … вся премудростию сотворил еси. Дивна дела Твоя, Господи! Слава Ти, Господи, сотворившему вся!

Во время этого пения священник выходит из алтаря, проходит среди людей и совершает каждение всего храма и молящихся, а диакон предшествует ему с свечой в руке.

Всенощное бдение. Каждение
Каждение

Это священнодействие напоминает молящимся не только сотворение мира, но и первоначальную, блаженную, райскую жизнь первых людей, когда Сам Бог ходил среди людей в раю. Открытые царские врата знаменуют, что тогда райские двери были открыты для всех людей.

Но вот люди соблазненные диаволом, нарушили волю Божию, согрешили. Своим грехопадением люди лишились блаженной райской жизни. Они были изгнаны из рая — и двери райские для них закрылись. В знамение этого, по совершении каждения в храме и по окончании пения псалма, царские врата закрываются.

Диакон выходит из алтаря и становится перед закрытыми царскими вратами, как некогда Адам перед замкнувшимися вратами рая, и возглашает великую ектению:

После великой ектении и возгласа священника поются избранные стихи из первых трех псалмов:

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.
Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет…
Блажен человек, который не ходит на совет с нечестивыми.
Ибо знает Господь жизнь праведных, и жизнь нечестивых погибнет…

Затем диакон возглашает малую ектению: «Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся…

После малой ектении хор стихами из псалмов взывает:

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…
Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…
Услыши мя Господи…
Господи! к Тебе взываю: услышь меня…
Пусть направится молитва моя, как фимиам кадильный к Тебе…
Услышь меня, Господи.

Во время пения этих стихов диакон совершает каждение храма.

Последняя стихира называется богородичен или догматик, так как эта стихира поется в честь Божией Матери и в ней излагается догмат (главное учение веры) о воплощении Сына Божия от Девы Марии. В двунадесятые праздники вместо богородична-догматика поется особая стихира в честь праздника.

Вечерний вход. Всенощное бдение
Вечерний вход

Хор в это время поет песнь Сыну Божию, Господу нашему Иисусу Христу: «Свете тихий святые славы Бессмертного Отца, Небесного, Святого, Блаженного, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными. Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. (Тихий свет святыя славы, Безсмертнаго Отца небеснаго, Иисусе Христе! Достигши заката солнечного, видевши свет вечерний, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа Бога. Ты, Сын Божий, жизнь дающий, достоин быть воспеваем во все времена голосами преподобных. Потому мир прославляет Тебя).

В этом песнопении-гимне, Сын Божий именуется тихим светом от Небесного Отца, ибо пришел Он на землю не в полной Божественной славе, а тихим светом этой славы. В песнопении этом говорится, что только голосами преподобных (а не нашими грешными устами) может возноситься Ему достойная Его песнь и совершаться должное прославление.

Вечерний вход напоминает верующим о том, как ветхозаветные праведники, согласно обетованию Божию, прообразам и пророчествам, ожидали пришествия Спасителя мира и как Он явился в мир для спасения человеческого рода.

Кадило с фимиамом, при вечернем входе, означает, что молитвы наши, по ходатайству Господа Спасителя, как фимиам, возносится к Богу, а также означает и присутствие в храме Духа Святого.

Крестообразное благословение входа означает, что через крест Господень вновь открываются нам двери рая.

По окончании пения прокимна, в большие праздники читаются паремии. Паремиями называются избранный места Священного Писания, в которых содержатся пророчества или указываются прообразы, относящиеся к празднуемым событиям, или преподаются наставления, исходящие как бы от лица тех святых угодников, чью память мы совершаем.

В большие праздники после сугубой и просительной ектении совершается лития и благословение хлебов.

Лития, слово греческое, значит общее моление. Лития совершается в западной части храма, около входных западных дверей. Это моление в древней церкви совершалось в притворе, с той целью, чтобы дать возможность стоявшим здесь оглашенным и кающимся принять участие в общей молитве по случаю большого праздника.

Лития. Всенощное бдение
Лития

Вслед за литией бывает благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, в память также древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения. Пять хлебов благословляются в воспоминание насыщения Спасителем пяти тысяч пятью хлебами. Освященным елеем (оливковым маслом) священник потом, во время утрени, после целования праздничной иконы, помазывает молящихся.

Конец вечерни — молитва св. Симеона Богоприимца и Ангельское приветствие Богородице (Богородице, Дево, радуйся) — указывают на исполнение обетования Божия о Спасителе.

Сразу же после окончания вечерни, при всенощном бдении, начинается утреня чтением шестопсалмия.

Чтец перед чтением Шестопсалмия. Всенощное бдение
Чтец перед чтением Шестопсалмия

Утреня

Вторая часть всенощного бдения — утреня напоминает нам времена новозаветные: явление Господа нашего Иисуса Христа в мир, для нашего спасения, и Его славное Воскресение.

Затем читается шестопсалмие, т. е. шесть избранных псалмов царя Давида (3, 37, 62, 87, 102 и 142), в которых изображается греховное состояние людей, исполненное бед и напастей, и горячо выражается ожидающаяся людьми единственная надежда на милосердие Божие. Шестопсалмию молящиеся внимают с особым сосредоточенным благоговением.

После шестопсалмия, диакон произносит великую ектению.

После этого поется тропарь, т. е. песнь в честь праздника или празднуемого святого, и читаются кафизмы, т. е. отдельные части Псалтири, состоящая из нескольких последовательных псалмов. Чтение кафизм, так же как и чтение шестопсалмия, призывает нас помыслить о нашем бедственном греховном состоянии и возложить всю надежду на милость и помощь Божию. Кафизма значит сидение, так как во время чтения кафизм можно сидеть.

Полиелей

Полиелей есть самая торжественная часть всенощной и выражает собою прославление милости Божией, явленной нам в пришествии Сына Божия на землю и совершении Им дела нашего спасения от власти диавола и смерти.

Полиелей начинается торжественным пением хвалебных стихов:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуия!

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуия!

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа!

т. е. прославляйте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его (к людям) во век — всегда.

При пении этих стихов в храме возжигаются все светильники, царские врата открываются, и священник, предшествуемый диаконом со свечою, выходит из алтаря и совершает каждение по всему храму, в знак благоговения к Богу и святым Его.

На Всенощном бдении
Полиелей. Всенощное бдение
Полиелей

После пения этих стихов поются в воскресные дни особые воскресные тропари; т. е. радостные песни в честь Воскресения Христова, в которых говорится, как ангелы явились мироносицам, пришедшим ко гробу Спасителя, и возвестили им о воскресении Иисуса Христа.

В другие же великие праздники, вместо воскресных тропарей, поется перед иконою праздника величание, т. е. краткий хвалебный стих в честь праздника или святого.

(Величаем тя, святителю отче Николае, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего)

Величание. Всенощное бдение
Величание

После воскресных тропарей, или после величания, диакон произносит малую ектению, затем прокимен, и священник читает Евангелие.

На воскресной службе читается Евангелие о Воскресении Христа и о явлениях воскресшего Христа Своим ученикам, а в другие праздники читается Евангелие, относящееся к празднуемому событию или к прославлению святого.

Чтение Евангелия. Всенощное бдение
Чтение Евангелия

По прочтении Евангелия, в воскресной службе поется торжественная песнь в честь воскресшего Господа:

Всенощное бдение. Суть богослужения

Евангелие выносится на средину храма, и верующие прикладываются к нему. В другие праздники верующие прикладываются к праздничной иконе. Священник их помазывает благословенным елеем и раздает освященный хлеб.

Чтение канона. Всенощное бдение
Чтение канона

Канон разделяется на девять частей (песней). Первый стих каждой песни, который поется, называется ирмос, что значит связь. Этими ирмосами как бы связывается весь состав канона в одно целое. Остальные стихи каждой части (песни), большею частью читаются и называются тропарями. Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту.

Всенощное бдение

Хор в это время поет песнь Богородицы:

По окончании песни Богородицы, хор продолжает пение канона (9-ой песни).

Об общем содержании канона можно сказать следующее. Ирмосы напоминают верующим ветхозаветные времена и события из истории нашего спасения и постепенно приближают мысль нашу к событию Рождества Христова. Тропари же канона посвящены новозаветным событиям и представляют собою ряд стихов или песнопений во славу Господа и Божией Матери, а также в честь празднуемого события, или же святого, прославляемого в этот день.

Хор поет великое славословие, которое начинается словами:

После этого диакон произносит подряд две ектении: сугубую и просительную.

В заключение хор поет молитву, чтобы Господь сохранил на многие лета Православное Епископство, правящего архиерея и всех православных христиан.

Сразу же, после этого, начинается последняя часть всенощного бдения — первый час.

Возможно, Вам будут интересны эти материалы:


Накануне великих праздников и воскресных дней служится всенощное бдение, или, как его еще называют, всенощная. Церковный день начинается с вечера, и это богослужение имеет непосредственное отношение к празднуемому событию.

Всенощное бдение — богослужение древнее, оно совершалось еще в первые века христианства. Сам Господь Иисус Христос нередко молился ночью, и апостолы и первые христиане собирались на ночную молитву. Раньше всенощные бдения были весьма продолжительны и, начавшись вечером, продолжались всю ночь.

Всенощная начинается с великой вечерни

В приходских храмах вечерня начинается обычно в семнадцать или в восемнадцать часов. Молитвословия и песнопения вечерни имеют отношение к Ветхому Завету, они готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Ветхий Завет — прообраз, провозвестник Нового. Ветхозаветные люди жили верой — ожиданием Грядущего Мессии.

Начало вечерни относит наш ум к творению мира. Священнослужители совершают каждение алтаря. Оно знаменует Божественную благодать Святого Духа, Который носился при творении мира над еще не устроенной землей (см.: Быт 1, 2).

Во время пения хором 103-го псалма, в котором описывается величественная картина творения Богом мира, священнослужители совершают каждение всего храма и молящихся. Каждение знаменует благодать Божию, которую наши прародители Адам и Ева имели до грехопадения, наслаждаясь блаженством и богообщением в раю. После сотворения людей двери рая были открыты для них, и в знак этого царские врата во время каждения открыты. После грехопадения люди утратили первозданную праведность, исказили свою природу и сами закрыли для себя райские двери. Они были изгнаны из рая и горько плакали. После каждения царские врата закрывают, диакон выходит на амвон и становится перед закрытыми вратами, как Адам стоял перед вратами рая после изгнания. Когда человек жил в раю, он ни в чем не нуждался; с потерей райского блаженства у людей появились нужды и скорби, о которых мы молимся Богу. Главное, о чем мы просим Бога, — это прощение грехов. От лица всех молящихся диакон произносит мирную, или великую, ектению.

После мирной ектении следует пение и чтение первой кафизмы: Блажен муж, иже (который) не иде на совет нечестивых. Путь возвращения в рай — это путь стремления к Богу и уклонения от зла, от нечестия и грехов. Ветхозаветные праведники, с верой ожидавшие Спасителя, сохраняли истинную веру и уклонялись от общения с людьми безбожными и нечестивыми. Еще Адаму и Еве дано было после грехопадения обетование о Грядущем Мессии, о том, что семя жены сотрет главу змия. И псалом Блажен муж также образно повествует о Сыне Божием, Блаженном Муже, не сотворившем греха.

Последняя стихира называется Богородичен или догматик, она посвящена Божией Матери. В ней раскрывается церковное учение о воплощении Спасителя от Девы Марии.

После возглашения диаконом стихов из псалмов, называемых прокимном, произносятся две ектении: сугубая и просительная.

Если всенощное бдение совершается под большой праздник, после этих ектений совершается лития — последование, содержащее особые молитвенные прошения, на котором происходит благословение пяти пшеничных хлебов, вина и елея (масла) в память чудесного насыщения Христом пяти тысяч людей пятью хлебами. В древности, когда всенощная служилась всю ночь, братии было необходимо подкрепиться пищей, чтобы дальше совершать утреню.


Вторая часть бдения называется утреней. Она посвящена воспоминанию новозаветных событий


Далее читают Евангелие. Если служат всенощную под воскресный день, читают одно из одиннадцати воскресных Евангелий, посвященных воскресению Христа и Его явлениям ученикам. Если служба посвящена не воскресению, а празднику, читают праздничное Евангелие.

Молящиеся прикладываются к Евангелию (на праздник — к иконе), а священник крестообразно помазует их чело освященным елеем.

Чтение Евангелия

Чтение Евангелия

Это не Таинство, но священный обряд Церкви, служащий знамением милости Божией к нам. С самых древних, библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков (Пс 51, 10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист, и Ной узнал, что вода сошла с земли (см.: Быт 8, 11). Это было знаком примирения с Богом.

Миропомазание

Миропомазание

Канон — молитвенное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах святого и прославляется празднуемое событие. Канон состоит из девяти песней, каждая начинается ирмосом — песнопением, которое поет хор.

Завершается утреня сугубой и просительной ектениями, после которых священник произносит заключительный отпуст.

После всенощного бдения служится краткая служба, которая называется первый час.

Часы — это богослужение, освящающее определенное время суток, но по сложившейся традиции их обычно присоединяют к продолжительным богослужениям — к утрени и литургии. Первый час соответствует нашим семи часам утра. Эта служба освящает молитвой день наступающий.

Всенощное бдение – торжественное православное богослужение, совершаемое вечером накануне особо значимых церковных праздников. Такими праздниками в Православии являются воскресные дни, Двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение Господне и другие), дни памяти особо почитаемых святых, икон Божией Матери и т.д.

всенощное бдение

Полиелей — центральная часть Всенощного бдения

“…Бдение напечатлевает в нас боголюбивые помыслы, производит в нас отвращение от мирской суетности и научает отдалять от себя вредное” (преподобный Нил Синайский).

В настоящее время Всенощная служба начинается не ранее 15.00 часов (точное время определяется настоятелем конкретного храма) и длится примерно 2-4 часа. Подобные коррективы были внесены по снисхождению к немощам современных христиан. Однако в некоторых монастырях, например, на Афоне, это богослужение совершается по традиции всю ночь.

Суточный круг богослужения

Совокупность богослужений, которые совершаются в Православной Церкви в течение суток, называется Суточным кругом богослужения. По сложившейся Церковной традиции таких богослужений девять:

  1. Девятый час.
  2. Вечерня.
  3. Повечерие.
  4. Полунощница.
  5. Утреня.
  6. Первый час.
  7. Третий час.
  8. Шестой час.
  9. Божественная Литургия.

Структура Всенощного бдения

Основанное на молитвенном примере Спасителя и апостолов, Всенощное бдение как храмовая служба сформировалось к IV веку. Она была дополнена многочисленными молитвословиями в VIII и IX веках. В сложившемся виде совершается и по сей день.

Всенощное бдение является цельным, неразрывным богослужением. Оно состоит из Вечерни, Утрени и Первого часа. Всенощная всегда предшествует Литургии – главнейшему православному богослужению. Во время Литургии каждый верующий имеет возможность соединиться со Христом в Таинстве Евхаристии, приняв Честные Дары Его Тела и Крови, которые “являются истинным очищением, истинной красотой, истинным освящением и благородством души” (святитель Иоанн Златоуст).

Всенощное бдение: смысл и содержание

В общем смысле богослужение для христиан – это богопочитание, угождение Богу исполнение Его Святой воли. Первые люди в раю могли свободно прославлять Творца, Его премудрость и всемогущество. В этом и заключалось их богослужение. Также мы называем богослужением познание Бога людьми через Его творения и молитвенное общение с Ним.

Но в мире, пораженном грехом, для богопознания человеку необходимо духовное усилие. Потому что “Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его”. (Мф.11:12).

“Это значит, что жизнь по вере не достается даром, но нужно трудиться, чтобы иметь внутренние признаки в себе Царствия Божия” (праведный Иоанн Кронштадтский).

Внешне такое духовное усилие воплощено в церковных богослужениях. Особое место среди них занимает Всенощное бдение.

Эта служба имеет важнейшее значение. Она подготавливает христианина к участию в Литургии.

Всенощное бдение символизирует и по своему содержанию напоминает историю Ветхого и Нового Заветов.

Последование Всенощного Бдения

Но грехопадение лишило человека рая – и поэтому закрываются Царские врата. И перед ними, как когда-то Адам перед закрытыми вратами рая, встает дьякон и произносит Мирную ектению.

С началом Утрени во Всенощном бдении совершается переход к Новому Завету. И поэтому первое молитвословие Утрени – это ангельское славословие перед вифлеемскими пастухами в ночь Христова Рождества:

Полиелей

Накануне воскресных дней после полиелея поются особые воскресные тропари. Они рассказывают о встрече у Гроба Господня жен-мироносиц с ангелами, возвестившими им о Воскресении Иисуса Христа.

Торжественное чтение Евангелия на Утрене является кульминацией всего Всенощного бдения. Затем читается канон – богослужебное песнопение, составленное из кратких молитв.

В конце Утрени поется великое славословие, в котором мы прославляем Бога за дарование дневного света и Света Правды – Христа, просветившего род человеческий светом Истины.

Заканчивается Всенощное бдение чтением Первого часа. Этими молитвословиями освящается наступающий день и испрашивается благословение на день грядущий:

Всенощное бдение: изменения в содержании

Каждое Всенощное бдение, заключающее в своих постоянных песнопениях вышеизложенный смысл, наполнено и множеством изменяемых песнопений.

Изменяемые песнопения всегда посвящены празднику. Поэтому Всенощная служба выполняет и образовательно-просветительскую функцию. К изменяемой части Всенощного бдения относятся, например, Евангелие, стихиры, тропари, каноны.

Ибо “мы все рождаемся грешниками от праотца нашего Адама согрешившего, преступниками от преступника, рабами греха от раба греха, подклятвенными и мертвыми от подклятвенного и мертвого, и из-за Адама, приявшего действие лукавого дьявола, его советом подвигнутого на грех, поработившегося ему, потерявшего самовластие, и мы, как чада его, подлежим действию и властному господству диавола и бываем рабами ему” (преподобный Симеон Новый Богослов).

Важность посещения Всенощного бдения отмечалась многими святыми отцами Церкви. Преподобный Варсонофий Оптинский говорил:

“За обедней Иисус Христос приносит нам Себя в жертву, а за утреней мы себя приносим Ему в жертву. Это понуждение, эта борьба с плотью и имеет такое значение”.

Всенощное бдение, разворачивая перед нами историю спасения рода человеческого Крестной Жертвой Спасителя. Тем самым призывает нас к покаянию и подготавливает к принятию Тайн Христовых на Литургии.

Постоянные молитвословия Всенощного бдения

Свете Тихий, святыя славы Безсмернаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Хвалите Имя Господне, хвалите, раби Господа. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Благословен Господь от Сиона, живый во Иерусалиме. Аллилуиа, аллилуиа. аллилуиа.

Исповедайтеся, Господеви, яко благ, яко в век милость Его. аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа, аллилуиа. аллилуиа.

Всенощное бдение — торжественное богослужение, которое начинается вечерней, а заканчивается утреней перед воскресением или православным праздником. Только воцерковленным христианам под силу выстоять богослужение, которое начинается с вечера и заканчивается в 7 утра.

Церковный порядок всенощного бдения

Всенощное служение является отображением празднуемого события. В отличие от вечерни ночное бдение заканчивается после утренней.


История всенощных богослужений берет начало с ночных молитв Иисуса Христа, когда Он молился в течение всей ночи. В период раннего христианства верующие часто проводили время в ночной молитве. В ночное бдение входит вечерня и утреня.

Вечерня

Вечернее богослужение начинается в 5-6 часов вечера. В это время звучат молитвы и песнопения, вспоминающие о событиях Ветхого Завета, через который красной нитью проходит ожидание евреями прихода Мессии.

В ознаменование этого события священник совершает воскурение фимиама (каждение) в алтаре. После воздания славы Святой Троице поется 103 псалом, во время пения которого происходит каждение всех присутствующих и самого храма. Воскурение фимиама является знамением благодати Всевышнего, дарованной первым людям, Адаму и Еве, до их встречи со змием и грехопадением.

Как в то время были открыты двери райского Эдема, так при каждении царские врата храма открываются.



Окончание Вечерни


Миропомазание

Миропомазание является Таинством, это православный Церковный обряд, знаменующий дарование милости Богом. С древних времен помазание елеем было радостным знаком, знаменующим Божьи благословения. Елей изготавливался из оливкового, масличного дерева, которое не раз упоминается в Библии. Лист маслины принес Ною голубь, выпущенный из ковчега, это был символ жизни, знак того, что Бог больше не сердится.

Далее читается канон, состоящий из 9 песен, посвященных святому или празднуемому событию. Каждый канон, означающий правило, заканчивается ирмосом, связующей частью между каждым из девяти канонов. Ирмосы связывают времена Ветхого Завета и Рождества Спасителя. Тропари содержат песнопения, славящие Иисуса и Богоматерь, отдают честь празднику или имени святого, который прославляется.

В написании канонов используются молитвы и послания святых и пророков:

Великое славословие звучит при появлении первых лучей солнца и символизирует Иисуса Христа, Свет всех народов, Солнце правды.

Окончание Утрени

Внимание! Всенощное бдение свято чтится только в православии, основанное первыми христианами, великими святыми, оно продолжается и в наши дни.

Нынешнее всенощное бдение несколько сокращено, начинается позже и заканчивается раньше. Начало и конец вечерни и утрени возвещаются звонами колоколов.

Читайте также: