Возвращенный рай краткое содержание по главам

Обновлено: 02.07.2024

Потерянный Рай. В чём суть предания об изгнании Адама из рая?

Библейские чтения Великого поста. Бытие. Глава 3, стихи 21-24, Глава 4, Стихи 1-7.

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. 22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. 23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. 24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Как же страшно должно быть в аду. Если мир так ужасно жесток. Я по жизни бесцельно бреду, В перекрестьях плутая дорог. Как же сладко должно быть в Раю, Если сердце, как птица, поет Херувимскую песню свою, Устремляясь в крутой небосвод. Воззову, воскричу, воспою, Чтобы каждый услышать мог, Как прекрасно должно быть в Раю, Если в райских селениях- Бог. Всю надежду и веру свою На тебя,мой Господь, возлагаю. Как прекрасно должно быть в Раю, Раз изгнал Бог Адама из Рая. До чертогов Небесных дойду И замру у заветного края. Как же страшно должно быть в аду, Если здесь мы так сильно страдаем… Рядом с пропастью мрачной стою. Здесь- Начало, и здесь- Конец. Как же сладко должно быть в Раю, Если сладок терновый венец… Я к иконе святой припаду, О грехах своих возрыдаю… Как же страшно должно быть в аду, Раз Душа так тоскует по Раю… Татиана Лазаренко

Воспоминание Адамова изгнания. Потерянный Рай


Воспоминание Адамова изгнания. Потерянный Рай

Изгнание из рая Адама и Евы описано в Книге Бытия, читаемой в первые дни Великого поста/

Но этот же день одновременно является и началом нашего восстания и сорокодневного исхода, цель которого – Божественная Пасха и Святая Пятидесятница.

Ева сорвала с дерева плод, откусила сама и дала Адаму.

Так Адам и Ева узнали о добре и зле, увидели себя нагими и познали стыд.

За проступком Адама и Евы последовало наказание: Змей был проклят и обречён ползать на животе и питаться прахом (согласно одной из версий, это означает, что прежде змеи имели ноги); женщина — рожать в муках и подчиняться мужчине, а мужчина — трудиться в поте лица.

После этого Бог изгнал Адама и Еву из Эдемского сада. Чтобы человек не смог вернуться и вкусить снова плодов с Дерева жизни, у входа в Рай был поставлен херувим с пылающим мечом.

Название: Потерянный рай. Возвращенный рай. Другие поэтические произведения Автор: Джон Мильтон

СОДЕРЖАНИЕ

ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ (Перевод А. Штейнберга) 5

Что означает предание об изгнании Адама и Евы?

Библейское предание означает, что человек по своей воле отдалился от Бога, и человечество утратило рай — единство с Богом и с миром.

Автор:

Татиана
Публикуем в телеграмме раньше чем на сайте. Подпишись на Канал Правжизнь

Вельзевул признает мужество и отвагу Сатаны и его способность вести за собой полки сподвижников. Сатана уже в первой книге выступает как непокоренный, гордый, волевой индивид, который прощается с блаженным краем Рая и поздравляет зловещий мир Ада, который не только его не страшит, но и прибавляет новых сил и уверенности в своем преимуществе. Характерно, что для предоставления убедительности силам Сатаны Мильтон использует исторические примеры древних боев и стычек, в которых принимали участие рыцари и богатыри со всего мира, — все они не могут приравняться силой и могуществом к дьявольской армии.

Авторитет Сатаны все время возрастает, и от характеристики драматическими способами через монологи его и Вельзевула Мильтон переходит к расширению функциональности повествовательной линии, которая сообщает о превосходстве царственного Сатаны. Сам по себе образ грешного в величии интересный для эстетики Мильтона, который старался строить свою эпическую поэму на ярких драматических контрастах, которые подчеркивали бы значимость того, что происходит не только во внешнем миру, но и главное — во внутреннем. Сатана берет на себя важную миссию установить контакт с этим миром людей, отправляется в дорогу и одолевает ворота Ада, следившую Грехом и Смертью. Заканчивается книга прекрасной панорамой увиденного мира, который открылся за границей Ада, где отступает Хаос и начинается Природа.

В третьей книге Мильтон призывает небесный свет развеять вечную тьму его собственной слепоты. Обращение к своей слепоте — лейтмотив поэмы, которая имеет, очевидно, метафорический смысл — невозможно понять и охватить весь смысл человеческого бытия и существования Вселенной. Мильтон описывает Бог, который видит полет Сатаны в направлении к новому миру и прорицает его успех, падение и наказание человека, подчеркивая, что человек осуществит грехопадение из собственной воли, она целиком способна противостоять соблазну Богу-сыну предлагает себя в жертву ради искупления вины человека.

Книга четвертая открывает другую грань характера Сатаны — его мучают сомнения и страсти, но наконец, он решает, что зло является благом, и отправляется в Рай. Игра страстей выказывает обманщика Сатану, который убрал чужое подобие.

За ним уже давно пристально следил Уриил. Описание Рая поражает бушеванием всех возможных красок и разнообразием ландшафтов. Красоту и великолепие природы описал не злопыхательский и гордый Сатана, а сам автор, который неожиданно появляется в сказе. Сатана прибирает подобие морского ворона и садится на высочайшее дерево. Наблюдая за Адамом и Евою и поражаясь их величественной красотой, Сатана подслушивает их разговор о запрете пробовать плоды из дерева познания и решает воспользоваться этим поводом, лишь бы прельстить их. И Уриил, который достойный, трогает копьем Сатану, тем самым разоблачив его. Вместе из Зефоном он зовет Гавриила, который советует Сатане взглянуть вверх и прочитать собственную судьбу на небесах, чтобы узнать, насколько легкий и слабый он в противоборстве.

“Потерянный рай” (Paradise Lost) -.эпическая поэма Мильтона, написанная белым стихом, первоначально в десяти книгах, впоследствии разделенная на двенадцать, впервые опубликована в 1667. Намерение написать большую эпическую поэму появилось у Мильтона, по его словам, в 1639. Список возможных тем – как библейских, так и из английской истории, – написанный его собственной рукой около 1640-1641, сохранился до наших дней, как и наброски плана самой поэмы.

Работа, однако, началась всерьез лишь в 1658 и была закончена, согласно Обри, в 1663.

призвав божественную Музу, формулирует свою тему: грехопадение человека из-за его непослушания, и свою цель: показать пути Господа к человеку. Затем он представляет потерпевшего поражение архангела Сатану с Вельзевулом, его помощником, и его мятежными ангелами, лежащими в горящем озере в аду. Сатана призывает к себе свои легионы, поднимает их дух и собирает совет.

Дворец Сатаны, Пандемониум, построен.

Совет обсуждает, рискнуть ли вновь начать битву за обретение Небес. Сатана решает пойти туда один, проходит через ворота ада. сопровождаемый Грехом и Смертью, и поднимается вверх через царство

Мильтон призывает божественный свет осветить вечно длящийся мрак его дней и вернуть ему зрение, затем описывает Бога, который видит, что Сатана направляется в наш мир, и предсказывает успех его предприятия, грехопадение и следующее за этим наказание человека. Сын Божий предлагает себя в искупление и объявляется Спасителем. Сатана тем временем приближается к границе Вселенной, находит ступени, ведущие на Небеса, спускается к Солнцу, превращается в юношу-херувима Уриэля и в этом виде направляется на Землю.

Сатана отправляется в сады Эдема, где он впервые видит Адама и Еву”в естественной и прекрасной наготе” и подслушивает их разговор о запретном Древе Познания. Он решает сделать так, чтобы они нарушили запрет, однако ангелы-хранители во главе с Гавриилом обнаруживают его и выгоняют из сада.

Ева рассказывает Адаму о своем беспокойном сне-соблазне, навеянном Сатаной. Рафаил, посланный Богом, является в рай, предупреждает Адама и призывает его к послушанию. Рафаил, по просьбе Адама, поведал ему, как Сатана, полный ненависти к только что помазанному Мессии, поднял свои легионы на восстание.

Рафаил продолжает свой рассказ, повествуя, как Михаил и Гавриил были посланы на борьбу с Сатаной. После их неудачи Сын Божий сам атаковал войска Сатаны и, оттеснив их к краю Небес, низверг сквозь Хаос в бездну

Рафаил сообщает о решении Бога отравить своего Сына, чтобы создать другой мир из безграничного первозданного Хаоса. Он описывает шесть дней творения, заканчивающихся сотворением человека.

Адам интересуется движением небесных тел и не получает внятною ответа (дискуссия относительно систем Коперника и Птотемея была в разгаре во время написания “Потерянного рая”, и Мильтон не мог выбрать ни одну из них.). Адам рассказывает, что он помнит со времени своего сотворения, беседуя с Рафаилом об отношениях между полами; через некоторое время, с последним предупреждением, Рафаил удаляется.

Мильтон описывает, как Сатана входит в тело змеи и находит Еву, которая не прислушивается к предупреждениям Адама. Сатана убеждает ее съесть плод с Древа Познания. Ева рассказывает Адаму о том, что произошло. Адам, узнав, что она обречена, решает погибнуть вместе с ней и также съедает плод.

Осознав, что они потеряли невинность, Адам и Ева прикрывают свою наготу. Начинаются взаимные обвинения.

Бог посылает Сына судить грешников, и Тот объявляет своп приговор. Грех и Смерть решили прийти в этот мир, проложив широкую дорогу из ада. Сатана вернулся в ад и провозгласил свою победу, после чего он и его приспешники временно превратились в змей.

Адам вначале упрекает Еву. но позже, примирившись, они вместе решают искать милосердия у Сына Божия.

Сын Божий, видя их раскаянье, заступается за них. Бог решает, что они должны покинуть рай, и посылает Михаила, чтобы тот выполнит Его приказ. Ева взывает к милосердию.

Адам просит не изгонять их, но Михаил уверяет его. что Бог вездесущ, затем раскрывает перед ним картину будущего, говоря о последствиях первородного греха.

Михаил рассказывает дальше историю Ветхого Завета, затем описывает пришествие Мессии, его смерть, воскресение и вознесение, и Адам уже не так неутешен. Михаил предсказывает также разложение Церкви до второго пришествия. Адама и Еву, смирившихся со своей судьбой и убедившихся в том, что они могут иметь “рай в душе”, выводят из сада.

В книге рассказывается об изгнании первых людей из Эдема. Причиной изгнания стал запрет великого Творца. Виновником изгнания Адама и Евы был Сатана, который превратился в змея. Перед появлением земли и первого человека Сатана поднял восстание против могущественного царя и переманил в свою сторону Ангелов. За такое предательство Сатану вместе с Ангелами изгнали в Преисподнюю. Сатана не признает своих ошибок и считает себя царем Ада, чем слугой Небесного мира. Он решает делать только злодеяния. Собрав приспешников, он сообщает, что Всесильный Царь хочет сотворить мир и заселить его созданиями, похожими на Ангелов. И Дьявол намеревается захватить этот ново созданный мир. На собрании некоторые вожди были против, другие за битву.

В соответствии с историей время сотворения мира уже подходило. Дьявол был зол за изгнание с Неба. По этой причине он захотел завладеть новым миром или перетянуть в свою сторону существа. Сатана проходит долгий путь между Небесами и Адом. К миру ему показывает путь владыка Хаос.

Бог, сидя на троне, лицезрит, как Дьявол подходит к ново созданному миру. Создатель заранее знает о падении Человека, который обладает свободой и правом избрания. Бог намерен простить Человека. Но прежде человек обязан понести возмездие на земле. Все потомки человечества должны испытать смерть на себе. Человек говорит, что готов понести кару и стать смертным.

В эту пору Дьявол достигает земли и превращается в морского ворона и думает, как бы их загубить. И слышит разговор Адама и Евы о том, что им запрещается отведать плоды Дерева Познания. У Дьявола появляется идея, раззадорить в человеке жажду к знаниям.

Ангелы Уриил и Гавриил пошли в покои Адама и Евы, и увидели как Демон, превратившись в лягушку, шепчет что – то в ухо Еве. Ангелы ловят Дьявола и отсылают его на суд. Бог дает Дьяволу небесное пред знаменье. Дьявол чувствует, что проиграл и отступает.

Наутро Ева рассказывает о своем сне Адаму. Во сне она видела как, вкусила плод из Древа и испытала несравнимое блаженство. Архангел рассказывает Адаму о свободе выбора и обо всех историях. Архангел советует не гневить Бога и заниматься только человеческими делами.

Дьявол опять прокрадывается на землю и вселяется в змею. Наутро он подползает к Еве и произносит слова лести и клонит ее к греху. Он уговаривает ее откусить плод из Древа Познания. Дьявол убеждает ее в том, что она не умрет и говорит, что он сам тоже пробовал плод.

Поддавшись уговорам, Ева вкушает плод с Древа. Из любви к ней Адам тоже откусывает и нарушает запрет. Они испытали новые ощущения как разочарование и стыд, сладострастие. После они поняли, что тот Змей обманул их.

Проходит собрание, Ева беспокоится о том, что их потомки прокляты смертью. В конце концов Всемогущий царь их не прощает. Наутро Адам будит Еву, Архангел и Михаил выводят их из рая. Отныне вход людскому запрещен.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Мильтон - Потерянный рай. Картинка к рассказу

Сейчас читают

С первых страниц романа перед нами предстает опытный шулер Остап Бендер, который после неудачных поисков драгоценностей, появился в кабинете начальника одного из исполкомов. Он решил не сдаваться и попытать счастье еще раз

На берегу реки, в один из самых знойных летних дней, на траве под липой лежали двое молодых парней. Одного из них звали Алексей Берсенев, он только что окончил университет и должен был стать ученым

Произведение повествует об одной семье, в которой у отца было трое сыновей.

В книге рассказывается про молодого сельского парня, который стал пастухом. Звали его Григорием. Григория выбрали пастухом по общему голосованию. Григорий интересовался поэзией и читал много книг и разной литературы, сидя на траве

На зиму Аким нанялся работать охотником-промысловиком на реке Эндэ. Когда он пришел к месту зимовья, то обнаружил внутри охотничьего домика девушку Элю из Москвы. Выяснилось, что она хотела присоединиться

Активная политическая и литературная деятельность
Времена Мильтона — это далеко не самый спокойный период в истории Великобритании. Недалекость политики Карла І привела к началу Епископских войн, которые переросли в Английскую революцию XVII в.

Карл Первый

Эти события не оставили Мильтона равнодушным. Как ярый антироялист, он сочинял искрометные памфлеты, в которых критиковал монархию и защищал гражданские права и свободы, а также выступал против цензуры.

После казни короля и установления парламентской системы правления Джон сумел получить место правительственного секретаря для латинской корреспонденции.

За годы работы на этой должности Джон-младший сочинил десятки памфлетов, а также свел знакомство со многими великими британскими литераторами того времени.

В это время он трижды женился, но так и не смог обрести счастья в семейной жизни. Биографы полагают, что одной из причин этого были финансовые трудности. Ведь практически всю жизнь Мильтона содержал отец, однако в 1647 г. он скончался, и писателю пришлось самому обеспечивать себя, жен и детей. Ранее не утруждавший себя подобными заботами поэт теперь вынужден был печься не только о своих интеллектуальных потребностях, но и искать различные способы заработка.

Джон Мильтон вложил в эту книгу все свои знания, наблюдения и создал поистине шедевр, на который ровнялись не только его современники, но и потомки, такие, например, как Джордж Байрон.

Что же особенного было в этом произведении? Помимо прекрасной поэзии, использования красочных метафор и сравнений, автор сумел освежить библейскую историю о грехопадении Адама и Евы.

изгнание Адама и Евы

В скором времени Paradise Lost стали переводить на другие языки и издавать за пределами Англии.

Потерянный Рай. В чём суть предания об изгнании Адама из рая?

Библейские чтения Великого поста. Бытие. Глава 3, стихи 21-24, Глава 4, Стихи 1-7.

21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. 22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. 23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. 24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Как же страшно должно быть в аду. Если мир так ужасно жесток. Я по жизни бесцельно бреду, В перекрестьях плутая дорог. Как же сладко должно быть в Раю, Если сердце, как птица, поет Херувимскую песню свою, Устремляясь в крутой небосвод. Воззову, воскричу, воспою, Чтобы каждый услышать мог, Как прекрасно должно быть в Раю, Если в райских селениях- Бог. Всю надежду и веру свою На тебя,мой Господь, возлагаю. Как прекрасно должно быть в Раю, Раз изгнал Бог Адама из Рая. До чертогов Небесных дойду И замру у заветного края. Как же страшно должно быть в аду, Если здесь мы так сильно страдаем… Рядом с пропастью мрачной стою. Здесь- Начало, и здесь- Конец. Как же сладко должно быть в Раю, Если сладок терновый венец… Я к иконе святой припаду, О грехах своих возрыдаю… Как же страшно должно быть в аду, Раз Душа так тоскует по Раю… Татиана Лазаренко

Воспоминание Адамова изгнания. Потерянный Рай


Воспоминание Адамова изгнания. Потерянный Рай

Изгнание из рая Адама и Евы описано в Книге Бытия, читаемой в первые дни Великого поста/

Но этот же день одновременно является и началом нашего восстания и сорокодневного исхода, цель которого – Божественная Пасха и Святая Пятидесятница.

Ева сорвала с дерева плод, откусила сама и дала Адаму.

Так Адам и Ева узнали о добре и зле, увидели себя нагими и познали стыд.

За проступком Адама и Евы последовало наказание: Змей был проклят и обречён ползать на животе и питаться прахом (согласно одной из версий, это означает, что прежде змеи имели ноги); женщина — рожать в муках и подчиняться мужчине, а мужчина — трудиться в поте лица.

После этого Бог изгнал Адама и Еву из Эдемского сада. Чтобы человек не смог вернуться и вкусить снова плодов с Дерева жизни, у входа в Рай был поставлен херувим с пылающим мечом.

Предыстория написания Paradise Lost

Идея создания эпической поэмы о грехопадении впервые появилась у Джона Мильтона еще во времена революционных событий в 1639 г. В те годы он сделал первые наброски и очертил круг тем, которые могли стать сюжетной основой.

Однако работа в парламенте, женитьба и прочие заботы, помешали автору осуществить задуманное.

Лишь утратив зрение и надежду, Мильтон решился взяться за перо. Конечно в переносном смысле, поскольку самостоятельно писать он не мог, и тексты поэмы надиктовывал своим дочерям и близким друзьям.

В связи с этим некоторые биографы иногда ставят под сомнение авторство Мильтона, выдвигая теории, что сочинить столь смелое произведение могла одна из дочерей поэта. А отец только редактировал ее сочинение и дал свое имя как более узнаваемое. Также, возможно, имела место совместная работа с одним из неизвестных молодых талантов.

В пользу этих теорий свидетельствует то, что на протяжении 60 лет жизни писатель почему-то не интересовался жанром эпической поэмы, а более был известен как автор трактатов и стихотворений.

Главные герои

Следует уточнить, что, хотя автор и стремился не выходить за пределы церковного канона, он очеловечил своих героев, сделав их похожими на современников поэта.

тоскующий Сатана

Господь Саваоф

В то же время ее супруг слишком идеализирован. Он не только умен и благороден, но и любознателен. Несмотря на свободу воли, Адам очень послушен и не склонен бунтовать. Мятежницей в их браке является как раз Ева. Лишь с обретением знаний (после грехопадения) эти герои вкушают истинное блаженство, правда, после этого их ждет горькое раскаяние.

Иисус Сын Божий

Довольно интересен в поэме образ Сына Божьего. Он изображен не просто благородным, добровольно пожертвовавшим собою ради спасения человечества, но и отличным лидером, смелым полководцем (который помог ангелам одержать победу над демонами). Есть мнение, что в этом герое Мильтон изобразил черты идеального правителя.

Помимо перечисленных персонажей, в книге активную роль играют ангелы Рафаил и Михаил. Они являются наставниками человеческой четы. Их образы немного скучноваты, поскольку приторно идеальны и не вызывают особого сочувствия или восхищения.

Поэма первая. Потерянный Рай.

Книга первая.

Автор поэмы обращается к Божественной Музе. Сатана в Аду. Сатана замышляет войну против Бога.

Книга вторая

. Совет сторонников Сатаны. Решение Сатаны. Сатана устремляется в Рай.

Книга третья.

Всевышний обнаруживает Сатану. Божий сын спасает Человека. Сатана приближается к Раю.

Книга четвёртая

. Сатана входит в Рай. Сатана подслушивает беседу Адама и Евы. Терзания Сатаны. Архангел Уриил сообщает о Духе, летящем в Рай. Беседа Евы и Адама, подслушанная Сатаной. Архангел Гавриил изгоняет Сатану из Рая.

Книга пятая.

Сон Евы. Адам успокаивает Еву. Бог посылает Архангела предостеречь Адама и Еву. Архангел Рафаил рассказывает Адаму о Сатане. Бог посылает Сына Божьего выдворить Сатану из рая.

Книга шестая

. Глас Божий раздаётся. Битва Архангела. Михаила с Сатаной. Бог призывает Сына Своего победить Сатану и сбросить его в Ад. Сын Божий ввергает Сатану в Ад.

Книга седьмая.

Архангел Рафаил рассказывает Своему Сыну о повелении Бога сотворить Другой мир. Сотворение Другого мира.

Книга восьмая

. Архангел Рафаил рассказывает Адаму о мироздании. Адам рассказывает Архангелу о сотворении его Богом. Адам рассказывает о сотворении Евы.

Книга девятая.

Сатана созерцает Рай. Адам и Ева отправляются трудиться. Колебания Сатаны. Сатана уговаривает Еву съесть запретный плод. Ева вкушает запретный плод. Адам узнаёт о роковом проступке Евы. Адам вкушает запретный плод.

Книга десятая

. Бог отправляет Сына свершить суд над Адамом и Евой. Возглашение Божьим Сыном приговора Бога Адаму и Еве. Торжествующий Сатана возвращается в Ад.

Книга одиннадцатая

. Сын Божий просит Бога — Отца о помиловании Адама и Евы. Бог принимает ходатайство Своего Сына. Архангел Михаил сообщает Адаму о выдворении их с Евой из Рая

Книга двенадцатая

. Архангел Михаил рассказывает о воплощении Сына Божія. Адама и Еву выдворяют из рая.

Поэма вторая. Возвращённый Рай

Книга первая

. Крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей. Появление Сатаны. Бог даёт наказ Архангелу Гавриилу. Иисус Христос уходит в пустыню. Поединок Сатаны и Сына Божьего.

Книга вторая.

Ожидание Спасителя. Матерь Божья вспоминает. Сатана замышляет новое искушение. Божий Сын побеждает Сатану.

Книга третья

. Сатана предпринимает попытку искушения Божьего Сына владычеством и славой. Сатана пытается спастись от гнева Божьего при помощи Иисуса Христа. Сатана соблазняет Сына Божьего наследованием престола царя Давида.

Книга четвёртая

. Сатана продолжает искушать Христа, предлагая Ему владычество над миром. Сатана переносит Сына Божьего в Афины. Поражение Сатаны и Возвращение Рая.

В начале поэмы действие происходит в аду. Здесь павшие демоны высказывают свои жалобы Сатане. Чтобы как-то отвлечь их от печальных мыслей, Властитель ада устраивает смотр войск. При этом он сам хотя и гордится своей властью, но не знает, что дальше делать.

На совете адских старшин рассматриваются разные варианты: заняться обустройством Преисподней или опять поднять бунт против Небес.

Сатана выбирает другую тактику. Узнав о сотворении Нового мира и человека, он решает соблазнить людей и таким образом отомстить Творцу.

С помощью хитрости Дьявол проникает в рай. Здесь он приятно удивлен красотой этого места. Однако вскоре ангелы обнаруживают его и выдворяют прочь.

Осознавая, что цель Нечистого — совратить людей, Господь посылает Рафаила предостеречь Адама и Еву. Архангел рассказывает Адаму историю войны с демонами и сотворения мира Сыном Божьим. Также он призывает человека держаться заповедей Господа.

Ангелы и демоны война

Тем временем Сатана насылает на Еву сон-соблазн. Находясь под впечатлением, женщина рассказывает о нем мужу.

В дальнейшем Дьявол проникает в рай в виде тумана и вселяется в змея. Ловко манипулируя женщиной, ему удается убедить ее съесть запретный плод. Вкус запретного фрукта так нравится Еве, что она уговаривает вкусить его и мужа. Адам, хотя и понимает, что поступает плохо, слишком любит жену, не желает разлучаться с ней и соглашается.

Отведав плод, люди испытывают плотские желания и удовлетворяют их. Однако когда страсть остывает, на них находит прозрение и раскаяние.

Господь узнал о плане Сатаны задолго до того, как тот проник в рай. Но когда Христос вызвался стать искупительной жертвой, Он посмотрел в будущее и понял, что финал будет благополучным. По этой причине Бог разрешил негодяю осуществить задуманное.

После грехопадения Он приказывает ангелам вывести согрешивших из рая. Видя их раскаяние, архангел Михаил показывает Адаму будущее вплоть до прихода Христа на Землю и уничтожения Сатаны и его демонов. Люди покидают рай, но их сердца полны надеждой.

Содержание книги

Поэма первая. Потерянный Рай.

Книга первая.

Автор поэмы обращается к Божественной Музе. Сатана в Аду. Сатана замышляет войну против Бога.

Книга вторая

. Совет сторонников Сатаны. Решение Сатаны. Сатана устремляется в Рай.

Книга третья.

Всевышний обнаруживает Сатану. Божий сын спасает Человека. Сатана приближается к Раю.

Книга четвёртая

. Сатана входит в Рай. Сатана подслушивает беседу Адама и Евы. Терзания Сатаны. Архангел Уриил сообщает о Духе, летящем в Рай. Беседа Евы и Адама, подслушанная Сатаной. Архангел Гавриил изгоняет Сатану из Рая.

Книга пятая.

Сон Евы. Адам успокаивает Еву. Бог посылает Архангела предостеречь Адама и Еву. Архангел Рафаил рассказывает Адаму о Сатане. Бог посылает Сына Божьего выдворить Сатану из рая.

Книга шестая

. Глас Божий раздаётся. Битва Архангела. Михаила с Сатаной. Бог призывает Сына Своего победить Сатану и сбросить его в Ад. Сын Божий ввергает Сатану в Ад.

Книга седьмая.

Архангел Рафаил рассказывает Своему Сыну о повелении Бога сотворить Другой мир. Сотворение Другого мира.

Книга восьмая

. Архангел Рафаил рассказывает Адаму о мироздании. Адам рассказывает Архангелу о сотворении его Богом. Адам рассказывает о сотворении Евы.

Книга девятая.

Сатана созерцает Рай. Адам и Ева отправляются трудиться. Колебания Сатаны. Сатана уговаривает Еву съесть запретный плод. Ева вкушает запретный плод. Адам узнаёт о роковом проступке Евы. Адам вкушает запретный плод.

Книга десятая

. Бог отправляет Сына свершить суд над Адамом и Евой. Возглашение Божьим Сыном приговора Бога Адаму и Еве. Торжествующий Сатана возвращается в Ад.

Книга одиннадцатая

. Сын Божий просит Бога – Отца о помиловании Адама и Евы. Бог принимает ходатайство Своего Сына. Архангел Михаил сообщает Адаму о выдворении их с Евой из Рая

Книга двенадцатая

. Архангел Михаил рассказывает о воплощении Сына Божія. Адама и Еву выдворяют из рая.

Поэма вторая. Возвращённый Рай

Книга первая

. Крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей. Появление Сатаны. Бог даёт наказ Архангелу Гавриилу. Иисус Христос уходит в пустыню. Поединок Сатаны и Сына Божьего.

Книга вторая.

Ожидание Спасителя. Матерь Божья вспоминает. Сатана замышляет новое искушение. Божий Сын побеждает Сатану.

Книга третья

. Сатана предпринимает попытку искушения Божьего Сына владычеством и славой. Сатана пытается спастись от гнева Божьего при помощи Иисуса Христа. Сатана соблазняет Сына Божьего наследованием престола царя Давида.

Книга четвёртая

. Сатана продолжает искушать Христа, предлагая Ему владычество над миром. Сатана переносит Сына Божьего в Афины. Поражение Сатаны и Возвращение Рая.

Анализ поэмы

Несмотря на строгое следование библейскому канону, поэт сумел в своей книге описать жизнь и проблемы, волнующие современное общество.

Большинство литературоведов солидарны в том, что в описании взаимоотношений жителей ада автор изобразил причины, приведшие к падению его партии антироялистов и восстановлению монархии в Англии.

Однако есть и те, кто полагает, что изобразив жизнь демонов в аду, поэт высмеял основные проблемы власти в современной ему Великобритании. Он завуалировано показал, как правительство вместо обустройства страны поводит показательные смотры, устраивает войны с другими государствами и погрязло в интригах.

В то же время рай изображен как Утопия, управляемая мудрым и заботливым правителем и его верными ангелы.

Среди других проблем, которые показал Мильтон, фигурируют семейные взаимоотношения. Автору удалось пережить двух из трех своих жен. Причем первая из них (Мэри Поуэл, младше писателя на 20 лет) сбежала от супруга к родственникам через месяц после свадьбы. Со временем Джону удалось вернуть Мэри домой, но отношения их так и не наладились.

С другими женами поэт сочетался браком уже будучи слепым, так что они были нужны ему более как сиделки и няньки детям от первого брака.

Именно основываясь на не очень удачном, но богатом опыте семейной жизни, автор и описал брак первых людей. В его трактовке Адам — идеальный отец и супруг. Он безмерно любит жену, а ради спасения будущих детей готов покончить собой.

Ева (в понимании Мильтона) — главный корень всех бед семьи. В общем-то, она показана как неплохая героиня, но слишком похотливая. На подобное сложно смотреть без улыбки. Ведь впервые писатель женился в 34 года, затем в 48 и 55 лет. Причем обе последних жены были младше его на 30 лет. Неудивительно, что писатель считал своих супруг излишне похотливыми, хотя в данном случае это были лишь естественные желания молодых женщин.

В чём суть предания об изгнании Адама из рая?

Изгнание из рая Адама и Евы описано в Книге Бытия.

Ева сорвала с дерева плод, откусила сама и дала Адаму.

Так Адам и Ева узнали о добре и зле, увидели себя нагими и познали стыд.

За проступком Адама и Евы последовало наказание: Змей был проклят и обречён ползать на животе и питаться прахом (согласно одной из версий, это означает, что прежде змеи имели ноги); женщина — рожать в муках и подчиняться мужчине, а мужчина — трудиться в поте лица.

После этого Бог изгнал Адама и Еву из Эдемского сада. Чтобы человек не смог вернуться и вкусить снова плодов с Дерева жизни, у входа в Рай был поставлен херувим с пылающим мечом.

Эта книга состоит всего из 4 глав. В них красочно описана история искушения Христа Сатаной и Его победа.

Избранные цитаты из Paradise Lost

Одной из причин столь ошеломляющей популярности поэмы был не только ее разноплановый сюжет и насыщенные образы, но и красивый слог.

Читайте также: