Возвращающийся домой шюц краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Альфред Шюц (1899—1959) в течение своей жизни не был широко извест­ным социологом.

Повседневная социальная реальность и жизненный мир как предмет феноменологической социологии

Шюц исходит из того, что мир, в котором живут люди, — это мир объ­ектов с более или менее определенными качествами. Каждый из этих объ­ектов связан с предшествующим опытом обыденного сознания людей, живущих в своем повседневном бытии среди себе подобных. Человечес­кий мир — это и мир природы, и мир культурных объектов и социальных институтов. Люди стремятся наладить с ним взаимоотношения и воспри­нимают его как не субъективный, а интерсубъективный мир. Последний и есть социальная реальность. Задача же социологии состоит в том, что­бы получить о нем упорядоченное знание, а также раскрыть значения и смыслы, которые лежат в основе этого знания.

Повседневное знание и его социализация как проблема феноменологической социологии

В своей повседневной жизни, утверждает Шюц, люди имеют обыденное знание о самых различных сферах социального мира, в котором живут. Конечно, это знание может быть фрагментарным (хотя и не обязательно), непоследовательным, но сто достаточно, чтобы наладить взаимоотноше­ния с людьми, культурными объектами, социальными институтами. Про­исходит это потому, что с самого начала мир является не просто интер­субъективным, а выступает как мир значений, многие из которых люди в состоянии распознавать. Любой человек воспринимается нами как такой же, что и мы. Это касается в первую очередь его наблюдаемого, явного по­ведения. Мы, как правило, знаем, что делает другой человек, ради чего он это делает, почему делает именно так, а не иначе в данное время и в данных обстоятельствах. Это означает, что мы воспринимаем действия гого человека с точки зрения его мотивов и целей.

Проблемы феноменологической социологии в творчестве П. Бергера и Т. Лукмана

Социальное конструирование реальности

Находясь под влиянием идей Шюца, Бергер и Лукман выделяли среди мно­жества реальностей одну как наиболее значимую — реальность повседневной жизни. Она представляется как интерсубъективный мир, т.е. мир, который человек разделяет с другими людьми. В этом мире господствует повседнев­ное знание, т.е. знание, которое человек разделяет с другими людьми в при­вычной самоочевидной обыденности повседневной жизни. Ее реальность, считают социологи, конструируется интерсубъективным человеческим со­знанием. Поэтому вопрос о качественном различии между объективной и субъективной реальностью повседневной жизни, но существу, снимается.

Проблема социализации и роль знания в ее анализе

28. Этнометодология Г. Гарфинкеля. (Материал взят из учебника Ритцера)

Гарольд Гарфинкель (родился в 1917 году). Основная работа:"Исследования по этнометодологии"

Для этнометодологии объективная реальность социальных фактов — это локально и эндогенно осуществляемое, естественно организованное, рефлексивно объяснимое, непрестанное практическое дело, везде, всегда, исключительно, всецело являющееся созданием участников, у которых нет перерывов, возможности уклониться от этого, сокрыться, передать его другому, отсрочить или заплатить выкуп, — и, следовательно, выступающее фундаментальным социологическим феноменом.

Возможности применения и развития идей социологии повседневности А. Шюца к исследованию жизненного мира украинских воинов, возвращающихся домой из зоны антитеррористической операции. Учет соотношения трансформаций жизненного мира и образа конфликта.

Рубрика Социология и обществознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 06.03.2018
Размер файла 26,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

доктор социологических наук, профессор

Исследовать современное украинское общество и конфликты, в которые оказалась вовлечена Украина, невозможно без учета того, что на востоке нашей страны ведутся военные действия. Жители из всех областей Украины, будучи призванными в армию в рамках частичной мобилизации, воюют на востоке Украины или, если использовать официальное название, участвуют в антитеррористической операции (АТО). На данный момент уже было шесть волн мобилизации и три волны демобилизации. И вот солдаты и офицеры возвращаются домой.

Цель данной статьи - выявить возможности использования основных идей социологии повседневности и социологии конфликта в исследовании жизненного мира украинских воинов, возвращающихся домой из зоны АТО.

Охарактеризуем ключевые идеи А. Шюца и возможные варианты их применения к исследованию украинского солдата, акцентируя внимание на том, какие из идей А. Шюца можно применить к анализу случая украинского солдата, а какие из них - нуждаются в дополнительной адаптации с учетом уникальности ситуации в нашей стране.

- для того, кто обитает вдали от него, и третье

При изучении солдат, вернувшихся домой, с использованием социологии повседневности и идей дома А. Шюца получают новое звучание следующие вопросы. Как адаптируются к мирной жизни демобилизованные воины украинской армии? Что испытывают возвращающиеся домой? С какими конфликтами наиболее часто они сталкиваются, адаптируясь к мирной жизни? Как разрешают конфликтные ситуации? Эти вопросы необходимо рассматривать с учетом изменений системы релевантности и возникновения нового запаса осажденного знания, который влияет не только на изменение схемы интерпретации, но и на выбор вариантов реагирования на различные повседневные ситуации. Еще одним важным комплексов вопросов являются следующие. Какие пласты нового опыта и каким образом влияют на дальнейшую биографию солдат вернувшихся домой? Кроме вопросов, которые следуют из анализа работ А. Шюца, представляется важными вопросы, которые конкретизируют проблему вернувшегося домой солдата применительно к украинской ситуации. Первая группа вопросов - изменилось ли представление о конфликте (образ конфликта) у солдата? Находит ли это выражение в изменении номинации событий и как это отображает изменение отношения к событиям конфликта в соотношении с конкретной биографической ситуацией? Вторая группа вопросов - какова общечеловеческая специфика восприятия дома солдатом, вернувшимся домой? В чем специфика случая украинского воина-ветерана? Обе группы вопросов взаимосвязаны: их применение в исследовании возможно благодаря сочетанию биографического метода [19][20, с. 91-183] и авторского лингконфликтологического похода к анализу той или иной социальной ситуации (методологические принципы такого подхода и особенности лингвоконфликтологического измерения изложены в монографии [21], а также в работах [22][23][24] и др.).

трансформацию системы релевантности можно проследить благодаря использованию биографических интервью (здесь базовыми ориентирами являются прежде всего работы Г. Розенталь [19] [26]) в сочетании с лингвоконфликтологическим методом [21], [22]. Подробно о том, как можно осуществить этот синтез на уровне методики измерения жизненного мира, излагается в статье [24], где эта методика раскрыта применительно к исследованию жизненного мира инженеров-мигрантов. При этом ключевым моментом синтеза является выход на характеристики языка конфликта при интерпретации текстов интервью, а также учет биографической ситуации как ключевого фактора, определяющего рамку интерпретации. При исследовании жизненного мира возвращающихся домой солдат в современной Украине применение языка конфликта как исследовательского кода еще более актуально, так как может вывести на измерение трансформации образов текущих конфликтов во взаимосвязи с трансформациями жизненного мира возвращающегося домой солдата и его системы релевантности. Все это сопряжено с определенными смыслами, что находит свое выражение в особенностях языка конфликта как средства интерпретации. Следует также обратить внимание на перспективность сочетания тактики история жизни (биографический метод) с тактикой истории семьи, так как это позволит сравнить систему релевантностей тех, кто остался дома, и того, кто вернулся домой.

социология повседневность воин антитеррористический

1. Schutz A. Der Heimkehrer / A. Schutz // Gesammelte Aufsaetze. - Studien zur soziologischen Theorie. - Martinus Nijhoff, den Haag, 1972. - S. 71-84.

2. Schuetz A. The Homecomer In: American Journal of Sociology / A. Schuetz, Vol. 50. - No. 5 (Mar., 1945), The University of Chicago Press. - P 369-376.

3. Шюц А. Возвращающийся домой / Избранное : мир, светящийся смыслом / А. Щюц ; пер. с нем. и англ. В. Г. Николаева, С. В. Ромашко, Н. М. Смирновой. - М. : РОССПЭН, 2004. - С. 550-556.

4. Schuetz A. The Stranger: an Essay in Social Psychology In: American Journal of Sociology / A. Schuetz, Vol. 49. - No. 6 (May, 1944), The Uiversity of Chicago Press. - P 499-507.

5. Waldenfels B. Der Fremde und der Heimkehrer : Frem- dheitsfiguren bei Alfred Schutz. Phanomenologie und soziale Wirklichkeit : Entwicklungen und Arbeitsweisen ; fur Richard Grathoff / Ilja Srubar ; Steven Vaitkus ; Richard Grathoff. Opladen: Leske u. Budrich, 2003. - S. 175-188.

6. Schuetz A. On Multiple Realities In: Philosophy and Phenomenological Research, Vol. 5, No. 4 (June, 1945), pp. 533-576.

7. Gratthoff R. Alltag und Lebenswelt als Gegenstand der ph0nomenologischen Sozialtheorie. - Opladen, 1978. - 245c.

8. Soffner H. G. Auslegung des Alltags - Der Alltag der Auslegung: zur wissenssoziologischen Konzeption einer so- zialwissenschaftlichen Hermeneutik UTB. - 2004.

9. Srubar I. Pragmatic Theory of the Life-World and Hermeneutics of the Social Sciences, in: Staudigl, Michael/George Berguno (eds.): Schutzian Phenomenology and Hermeneutic Traditions, Dordrecht etc.: Springer, 2014. - S. 83-92.

10. Srubar I. Phanomenologie und soziologische Theorie. Aufsatze zur pragmatischen Lebenswelttheorie. Wiesbaden : VS Verlag fuer Sozialwissenschaften. - 2007. - 582 S.

11. Bosch A. Unsicherheit, Krise und Routine. Zur Rolle der Dinge in der menschlichen Lebenswelt. In: Wulf, Christoph / Zir- fas, Jorg(Hrsg.) 2015: Unsicherheit. Paragrana, Internationale Zeitschrift fur Historische Anthropologie Bd. 24/2015/H1, Berlin/Boston/Peking: De Gruyter, 2015. - S. 209-220.

12. Бергер П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман ; пер. с англ. Е. Руткевич ; Моск. филос. фонд. - М. : Academia-Центр; Медиум, 1995. - 323 с.

13. Knoblauch H. Grundbegriffe und Aufgaben des kom- munikativen Konstruktivismus // Kommunikativer Kostruktiv- ismus. Theoretische und empirische Arbeiten zu einem neuen wissensoziologischen Ansatz. - Springer 2013. - S. 45-48.

14. Keller R. Kommunikative Konstruktion und diskursive Konstruktion // Kommunikativer Kostruktivismus. Theore- tische und empirische Arbeiten zu einem neuen wissensozi- ologischen Ansatz. - Springer 2013. - S. 45-48

15. Engelhardt M. v. Lebensgeschichte und Gesellschaf- tsgeschichte. Biographieverlaufe von Heimatvertriebenen des Zweiten Weltkriegs, Munchen, 2001.

16. Stichweh R. Inklusion und Exklusion, Transcript. - 2005.

17. Stichweh, R. Der Fremde, Suhrkamp. - 2010.

18. Srubar I. Lebeswelt und Trauma, in: Hitzler, Ronald (Hg.): Hermeneutik als Lebenspraxis, Weinheim: Belz Juven- ta, 2014. - S. 79-93.

19. Rosenthal G. Die Biographie im Kontext der Familien und Gesellschaftsgeschichte, In: Biographieforschung im Diskurs, hrsg. v. Rosenthal, G. Volter, B.,Dausien, B., Lutz, H., 2.Auflage. VS-Verlag fur Sozialwissenschaften. - 2009. S. 46-64.

20. Рождественская Е. Ю. Биографический метод в социологии / Е. Ю. Рождественская. - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 381 с.

21. Даниленко О. А. Язык конфликта в трансформирующемся обществе: от конструирования истории - к формированию социокультурных идентичностей : монография / О. А. Даниленко. - Вильнюс : Изд-во ЕГУ, 2007. - 402 с.

22. Даниленко О. А. Методика построения карты метаязыка конфликта: от конструирования истории к новым идентичностям / О. А. Даниленко // Методологія, теорія та практика соціологічного аналізу сучасного суспільства : збірник наукових праць. - Харків : Видавничий центр Харківського національного університету ім. В,Н. Каразіна, 2005. - С. 200-205.

23. Даниленко О. А. Лингвистическое конструирование социальных конфликтов в условиях Пограничья / О. А. Даниленко // Перекрестки: журнал исследований Восточноевропейского Пограничья. - 2008. - № 2-4. - с. 35-47.

24. Даниленко О. А. Жизненный мир и социокультурные идентичности инженеров-мигрантов из постсоветских стран в Германию: постановка проблемы / О. А. Даниленко // Вісник Київського національного університету імені Т.Шевченка : Соціологія, N 4. - 2013. - Соціологія: теорія, методи, маркетинг, 2013. - N 4. - С. 87-91.

26. Volter B. Biographieforschung im Diskurs / Volter B., Dausien B., Lutz H., Rosenthal G. (Hrsg.). - Wiesbaden : VS- Verlag fur Sozialwissenschaften. - 2009.

Подобные документы

Значение идей Гуссерля для формирования научной позиции австрийского социолога Шюца. Сущность теории множественности реальностей. Феноменологические позиции Бергера и Сикурела. Концепция взаимопонимания и ресоциализации в работе "Возвращающийся домой".

курсовая работа [44,0 K], добавлен 29.09.2014

Понятие социологии повседневности, ее основные принципы. Использование биографического интервью как источника изучения повседневности жизненного мира личности. Исследование каждодневной стороны образования, быта в ВУЗах и отношения студентов к обучению.

реферат [18,2 K], добавлен 28.06.2011

Глобальные и локальные изменения, происходящие в мире и в российском обществе. Доктрины политического и экономического детерминизма. Исследование причин, факторов и механизмов эволюции жизненного мира в современной России. Анализ общества как системы.

автореферат [111,0 K], добавлен 01.11.2008

Краткий биографический очерк и воззрения Юргена Хабермаса - известного немецкого философа и социолога. Основные труды Хабермаса, его участие в дискуссиях о "модерне" и "постмодерне". Колонизация жизненного мира системами - основная концепция Хабермаса.

реферат [22,6 K], добавлен 13.06.2011

Характеристика понятия повседневности как реальности, которая интерпретируется людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного жизненного мира. Взаимосвязь элементов культуры, жизненных представлений, образцов поведения и шаблонности.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения работы Шюца, посвященной описанию и анализу взаимопонимания между людьми, процесса возвращения домой человека, который в нем давно не был. По моему мнению, избранная для анализа работа является значимой и интересной для исследования.

Одной из главных работ в исследовании социологии Шюца А. (один из основоположников социальной феноменологии и феноменологической социологии), является его труд "Возвращающийся домой". При этом одной из главных идей выдвинутой теории социологического воображения является идея выхода за рамки обыденного, общепринятого толкования и рассуждения, т.е. абстрагирование, принятие за основу анализа воображения.

Жизнь дома с другими, Шюц связывает с возникновением общего пространства и времени. При этом "общность пространства означает, что определенный сектор внешнего мира доступен всем участникам отношения лицом-к-лицу. Внутри этого общего горизонта есть объекты общего интереса и общей релевантности. Общность времени не простирается столь далеко и не означает внешнего (объективированного) времени, разделяемого с партнером, но она означает, что каждый из них участвует во внутренней жизни другого".

Возвращение домой определяет, детерминирует новое восприятие социального мира. Так, в армии солдат привык подчиняться приказам командиров и действовать в условиях, заданных свыше порядков, в которые он сам не может вмешаться и должен пассивно выполнять чью-то волю свыше. Возвратившись (или возвращаясь) домой, он попадает в изменившуюся ситуацию собственного выбора целей и средств их достижения. Шюц доказывает, что новая ситуация обнаруживается не только возвратившимся (возвращающимся), но и теми, кто "составляет" дом, в который приходит солдат. Социолог, в связи с этим пишет, что "поначалу не только родина покажет возвращающемуся домой незнакомое лицо, но и он покажется странным тем, кто его ждет". Для всех — и для возвращающегося, и для тех, к кому он приходит, - становится очевидным, что он уже не тот, прежний, а другой.

Альфред Шюц (1899—1959) в течение своей жизни не был широко извест­ным социологом.

Повседневная социальная реальность и жизненный мир как предмет феноменологической социологии

Шюц исходит из того, что мир, в котором живут люди, — это мир объ­ектов с более или менее определенными качествами. Каждый из этих объ­ектов связан с предшествующим опытом обыденного сознания людей, живущих в своем повседневном бытии среди себе подобных. Человечес­кий мир — это и мир природы, и мир культурных объектов и социальных институтов. Люди стремятся наладить с ним взаимоотношения и воспри­нимают его как не субъективный, а интерсубъективный мир. Последний и есть социальная реальность. Задача же социологии состоит в том, что­бы получить о нем упорядоченное знание, а также раскрыть значения и смыслы, которые лежат в основе этого знания.

Повседневное знание и его социализация как проблема феноменологической социологии

В своей повседневной жизни, утверждает Шюц, люди имеют обыденное знание о самых различных сферах социального мира, в котором живут. Конечно, это знание может быть фрагментарным (хотя и не обязательно), непоследовательным, но сто достаточно, чтобы наладить взаимоотноше­ния с людьми, культурными объектами, социальными институтами. Про­исходит это потому, что с самого начала мир является не просто интер­субъективным, а выступает как мир значений, многие из которых люди в состоянии распознавать. Любой человек воспринимается нами как такой же, что и мы. Это касается в первую очередь его наблюдаемого, явного по­ведения. Мы, как правило, знаем, что делает другой человек, ради чего он это делает, почему делает именно так, а не иначе в данное время и в данных обстоятельствах. Это означает, что мы воспринимаем действия гого человека с точки зрения его мотивов и целей.

Проблемы феноменологической социологии в творчестве П. Бергера и Т. Лукмана

Социальное конструирование реальности

Находясь под влиянием идей Шюца, Бергер и Лукман выделяли среди мно­жества реальностей одну как наиболее значимую — реальность повседневной жизни. Она представляется как интерсубъективный мир, т.е. мир, который человек разделяет с другими людьми. В этом мире господствует повседнев­ное знание, т.е. знание, которое человек разделяет с другими людьми в при­вычной самоочевидной обыденности повседневной жизни. Ее реальность, считают социологи, конструируется интерсубъективным человеческим со­знанием. Поэтому вопрос о качественном различии между объективной и субъективной реальностью повседневной жизни, но существу, снимается.

Проблема социализации и роль знания в ее анализе

28. Этнометодология Г. Гарфинкеля. (Материал взят из учебника Ритцера)

Гарольд Гарфинкель (родился в 1917 году). Основная работа:"Исследования по этнометодологии"

Для этнометодологии объективная реальность социальных фактов — это локально и эндогенно осуществляемое, естественно организованное, рефлексивно объяснимое, непрестанное практическое дело, везде, всегда, исключительно, всецело являющееся созданием участников, у которых нет перерывов, возможности уклониться от этого, сокрыться, передать его другому, отсрочить или заплатить выкуп, — и, следовательно, выступающее фундаментальным социологическим феноменом.

Читайте также: