Восстановление преподавания истории в школах и вузах

Обновлено: 05.07.2024

В связи с выданными недавно президентом Путиным поручениями по улучшению преподавания истории в отечественной школе, все ответственные лица засуетились и выдали нагора несколько важных предложений.

Провели съезд учителей, выступили маститые академики и вот что решили. Точнее это, конечно, предложения, которые повлияют на концепцию стандарта всеобщей истории, а она в свою очередь поступит в Минпрос и скорее всего будет принята.

Уроки истории в музеях!

В случае, когда никуда поехать мы не сможем, академики нам предлагают пользоваться онлайн-экскурсиями. Сами понимаете, что это уже ну совсем не то. Профанация ради галочки.

Больше часов на преподавание истории в 9 классе!

Еще одним предложением стало увеличение преподавания истории в 9 классе на 1 час, чтобы в сумме получилось 3 часа в неделю, даже при пятидневке.

Честно сказать, это вряд ли поможет улучшить успеваемость, а тем более знание и понимание исторических процессов. В этом блоге мы неоднократно писали о том, что весь курс преподавания истории в основной и средней школе построен ущербно. Параллельное изучение Истории России и Всеобщей истории, начиная с 6 класса, очень мешает! Но никто эту систему менять похоже не собирается. Вот и задания ВПР под нее уже заточены. Хотя, какие могут быть знания по Средним векам или Новому времени, если пролетаем их в 1-2 четверти галопом.

"Введение в новейшую историю России" включат в стандарт.

А вот это уже серьезно и одновременно печально.

Ведь что мы имели до недавнего времени?

В 9 классе учащиеся заканчивали изучение Истории России на первой мировой войне, а дальше или в 10 классе или в колледже могли узнать о событиях 20-начала 21 века.

Но, как оказалось, это была страшная ошибка! Ведь в техникумах и колледжах историю проходят ну уж в совсем облегченной форме. Вот и выяснилось, что в каком-то из учебников для СПО даже про Сталинградскую битву в теме ВОВ забыли написать.

Теперь же положение будет спасено! "Введение в новейшую историю России"в 9 классе. Каково! А? Сначала убираем этот материал, полностью меняем линейку учебников, перестраиваемся и тут бац, бац!

Вот мне интересно понять, это получается новые учебники для 9 класса будем закупать? Или какой-то особый учебник у нас появится? Пока что не понятно. Поживем увидим.

Там еще что-то говорили про повышение квалификации учителей истории с помощью дистанционных технологий. Но это уже настолько уже проело всю учительскую плешь, что даже писать об этом не хочется!

Екатерина Ильинична Щулепникова – кандидат исторический наук, доцент Московского городского педагогического университета.

В том, что история – один из важнейших школьных предметов, никто и никогда не сомневался. Тем не менее, целое поколение отечественных школьников выросло, не изучая ее или изучая только отдельные периоды российской и всемирной истории, некоторые события, отрывочные факты по ходу изучения других предметов.

Однако объективные потребности народного хозяйства требовали от школы, чтобы она давала учащимся в более полном объеме общеобразовательные знания, включая историю, чтобы выпускала грамотных людей, подготовленных к овладению профессией, к обучению в техникумах и вузах. Поэтому введение в программы школы курсов всеобщей истории и истории СССР было неизбежно и произошло в начале 30-х гг.

Вместе с тем, советское учительство в своей практической работе и в 1920-е гг. далеко не всегда выполняло установки Наркомпроса по ограничению преподавания истории. Во многих школах так или иначе учащимся давали основы конкретного знания истории, в том числе в курсе краеведения, сообщали факты боевого прошлого русского и других народов СССР, информировали о культурных достижениях предков и т. п. Не случайно А. Луначарский критиковал Всероссийский учительский союз, который стремился воспитывать учеников в духе любви к Родине. Но этот интересный аспект преподавания истории заслуживает специального исследования.

Примечания

[i] Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1917–1920. М., 1958. C. 152–156.

[ii] Программы и методические записки Единой Трудовой школы. Вып. 1. М.-Л, 1927.

В 2013 году было дано поручение президента о разработке единых концептуальных основ преподавания отечественной истории. Предполагалось, что новая Концепция решит сразу несколько задач: унификация учебного материала, терминологических понятий и представлений, перечня имен и персоналий. Список самих дат и перечень источников тоже предполагалось унифицировать.

В 2014 году появилась единая концепция новых учебников, и, поскольку в 2015 году они начали вводиться в строй, часто стали возникать вопросы: что переделать? что доделать? от чего отказаться?

В июне 2020 года состоялось собрание РИО, на котором все заинтересованные стороны, в том числе Министерство просвещения, обсуждали новую Концепцию и внесли свои правки в составление документа.

Почему назрели изменения?

Для начала вспомним, что не устраивало учителей в старом формате преподавания истории.

Во-первых, много вопросов вызывал курс истории, который заканчивался для большинства учеников в 10 классе. Количество часов на изучение истории XX века уменьшилось — ведь раньше XX век изучали еще и в 9 классе.

Возврат к линейной системе преподавания истории требовал определения — что и как мы должны изучать по истории в 11 классе. Еще один насущный вопрос — определиться с тем, каким образом будет проходить итоговая аттестация в старшей школе.

В-третьих, необходимо было добиться того чтобы адаптировать все курсы, которые касаются региональной истории, к существующему историко-культурному стандарту.

В-четвертых, и этот вопрос остается актуальным до сих пор, важна последовательность в изложении исторических материалов, которые даются на каждой ступени обучения в школе.

В-пятых, необходимо понимание, как контролировать содержание материалов. Ведь экспертиза новых учебников, которые издавались в последние годы, снимает все ранее существовавшие ограничения. Такое положение вещей может привести к возвращению в те времена, когда историко-культурный стандарт только начинал разрабатываться.

Еще один важный момент — переподготовка и повышение квалификации учительских кадров. Создание институтов развития образования или их радикальная трансформация тоже давно требовали изменений. И тут особое внимание надо обратить на так называемые трудные вопросы истории, которые были обозначены в Историко-культурном стандарте. Что мы понимаем под этими вопросами? В чем, собственно, их сложность?

Что изменилось в новой концепции?

Не совсем справедливо называть эту концепцию новой. Ведь впервые она появилась именно в том виде, который имеет сейчас. Впрочем, скорее всего, в дальнейшем все-таки потребуются какие-то коррективы и что-то будет изменено. Итак, какие же ключевые моменты отражает новая Концепция?

Первое. Сохранены методологические и содержательные основы Концепции 2014 года, а Историко-культурный стандарт не выступает обязательным положением — он включен в качестве приложения-ориентира, который охватывает формирование содержания курса истории России в школе через рабочие программы самих учителей.

Второе. По просьбе учителей закреплен переход на линейную систему изучения истории России с 6 по 11 классы с увеличением учебного времени. Это происходит за счет того, что курс истории России и всеобщей истории не заканчивается в 10 классе.

Многие учителя считали, что это задача не концепции, а примерных программ, которые закрепляют содержание, но в данном случае концепция идет как раз вслед за примерными программами. Концепция имеет в виду возможности вариативного изучения истории. И по этому пути шли целые регионы. В Омске и Петербурге, например, уже принята именно такая модель.

Третье. Зафиксирована синхронность курсов и основных тем по истории России и всеобщей истории. И снова это не директива, а просто некий ориентир — где что изучать, чтобы не допустить асинхронности в изучении курсов.

Четвертое. Установлен принцип соответствия учебного содержания положениям Концепции историко-культурного стандарта при подготовке и оценке учебников по истории России и пособий по региональной истории и культуре.

Пятое. Предусмотрено проведение обязательной проверки учебных достижений ребят основной и старшей школы в форме контрольной работы, которая имеет статус допуска к ГИА.

Шестое. Отмечена необходимость привлечения РИО к экспертизе учебников по истории России. Это, естественно, делается для того чтобы реализовать Концепцию историко-культурного стандарта и других нормативных документов.

Восьмое. Предложены исторические наименования государственных территорий. Это была одна из тех особенностей, на которые обращали внимание учителя, преподавая по новым учебникам.

И вот живой пример: в прошлой редакции Историко-культурного стандарта существовало несколько вариантов названия нашего государства на ранних стадиях его развития: Древняя Русь, Русь, Киевская Русь. В зависимости от того, кто из ученых писал соответствующий раздел учебника, названия могли различаться.

Девятое. Устранен ряд содержательных противоречий. Проведена терминологическая унификация. Внесены изменения, которые отражают сюжеты, связанные со Второй мировой и Великой Отечественной войной:

При разработке Концепции удалось учесть множество из тех пожеланий, которые предлагались нашими коллегами — педагогами.

Что изменилось в курсе отечественной истории?

Изучение истории России начинается, как и раньше, с 6-го класса. А с 5-го, как это и происходило, идет изучение истории древнего мира. Но есть и некий мостик, который связывает изучение истории в курсе основной школы, и знания по истории, полученные школьниками в начальных классах, — это рабочие тетради.

Кстати, разделы Историко-культурного стандарта современной истории России пересмотрены и приобрели более логичную структуру, стали более детализированными.

Следующий этап после принятия Концепции — внесение соответствующих изменений в новую редакцию ФГОС и в примерные образовательные программы.

Можно упростить исторический контент, но без подлинного интереса молодежь так и не узнает историю. Фото: photoxpress

Интерес к отечественной истории растет, а на истфаки поступают все меньше. В чем парадокс? Об этом мы размышляем с председателем Правления Российского исторического общества, исполнительным директором фонда "История Отечества" Константином Могилевским.

Константин Ильич, истфаки не интересны абитуриентам?

Константин Могилевский: Статистика показывает, что у нас потихонечку растет средний балл ЕГЭ по истории. Это плюс. Но также неуклонно снижается доля учеников, сдающих ЕГЭ по истории. И это минус. История - не самый легкий экзамен. Кроме того, не везде сохранились исторические факультеты. В целом ряде регионов, в том числе и в приграничных, подготовка историков в вузах была прекращена. Среди них Амурская, Брянская, Калужская, Сахалинская и Смоленская области. Министерство науки и высшего образования России обратило внимание на эту диспропорцию. Сейчас с участием РИО принимаются решения на 2023-2024 учебный год, и эта ситуация будет исправляться.

Но при желании абитуриент с Сахалина может ведь уехать учиться истории, допустим, во Владивосток, Новосибирск или Москву.

Константин Могилевский: Но он там, скорее всего, и останется. К себе домой не вернется. А нам нужно, чтобы во всех регионах были люди с хорошим историческим образованием, которые смогли бы понять сами и объяснить детям, почему Россия такая, и какие усилия были предприняты многими поколениями наших предков для того, чтобы построить страну.

Но что нам делать с тем, что новое поколение не знает своей истории и не любит, судя по соцопросам, этот предмет?

Константин Могилевский: Ответ на вопрос о том, от чего в первую очередь зависит заинтересованность современного ученика в предмете, причем неважно, в каком именно - будь то история или литература, информатика или математика - лежит в двух плоскостях: форма и содержание. Сегодня популярно мнение о том, что молодое поколение усвоит и воспримет любой материал, стоит лишь современно его "упаковать". Но, на мой взгляд, значение формы сильно преувеличивается. Что ни придумывай, как ни старайся перевести исторический контент в цифру, сделать его проще, чтобы он был более привычен современной молодежи, без привития подлинного интереса к предмету молодые люди как не знали, так и не будут знать историю. Потому что все это лишь инструменты, форматы обучения, а главной фигурой в этом процессе по-прежнему остается школьный учитель. Ведь природа наша такова, что растущему человеку нужен рядом взрослый, который может служить для него примером, может его заинтересовать и увлечь. А дальше абсолютно технический вопрос, как школьник этот интерес будет удовлетворять: читать ли книги, смотреть ли видео, делать онлайн-проекты и тому подобное. Если еще этот взрослый человек может ребенка понять, проявить к нему уважение и заставить себя уважать, успех образования и просвещения обеспечен.

Успех школьного историка не поддается формальной оценке. Он в том, что его ученики вырастают людьми с ясным ощущением Родины

Учителя сейчас в непростой ситуации. Знаю, что в Министерстве просвещения России хорошо понимают это и много делают. Кроме того, Фонд "История Отечества", взаимодействуя с Минпросвещения, заметную часть своей ежегодной субсидии направляет на организацию конкурса учителей "История в школе: традиции и новации". Скоро будет известно, кто победил в этом году. Это 24 человека - по трое от каждого федерального округа. За 6 лет проведения Конкурса у нас уже 144 лауреата. И это сила! Самые яркие учителя истории от Калининграда до Камчатки. Люди, которым интересно работать, которые находят в современном цифровом мире подходы к детям.

В чем вы видите главный результат работы школьного историка?

Константин Могилевский: Он формальному подсчету (например, по количеству поступивших на исторический факультет или победителей в олимпиадах) не поддается. Он в том, что их ученики вырастают людьми с ясным ощущением Родины. Оно возникает, когда есть адекватное представление о родной истории и чувство сопричастности к ней. Человек осознает: то, что происходит сегодня вокруг, это продолжение вековых процессов, которые шли на этой земле, в этом городе, с участием твоих предков. Поэтому, первое, что надо делать, всячески поддерживать хороших школьных учителей истории. Распространять их педагогические практики, самих этих людей благодарить, давая им тем самым очень важный для них импульс для дальнейшей работы.

Чтобы контролировать распределение бюджетных мест на исторические специальности, в РИО создана комиссия по вопросам высшего исторического образования. Есть опасность школьного кадрового голода?

Константин Могилевский: Я алармистские настроения разделять не склонен. Однако проблема исторического образования есть. Историков сегодня готовят по двум трекам. Первый - это так называемая укрупненная группа специальностей и направлений подготовки "История и археология". Люди могут получить образование по направлениям "история", "археология", "архивоведение и документоведение", "антропология и этнология". На них Министерство науки и высшего образования России выделяет каждый год в среднем около 5 тысяч бюджетных мест. А школьных учителей истории готовят в рамках другого направления подготовки, которое называется "Образование и педагогические науки".


К сожалению, уровень подготовки выпускников исторических факультетов и историков-педагогов может сильно различаться. Все дело в том, что в рамках обучения педагогов-предметников нередко слишком большое, даже избыточное внимание уделяется не предмету, а педагогике, методике преподавания, психологии и ряду других дисциплин. Безусловно, они важны, но не могут занимать в программах большее время, чем курс истории. Молодые люди, приходящие из вузов в школы, должны иметь глубокие и качественные исторические знания! Такие выпускники, с одной стороны, еще не так далеко ушли от школы по возрасту и могут разговаривать с учениками на их языке, а с другой - в их головах еще свеж университетский курс. С учетом того внимания, которое уделяется сегодня государством и обществом вопросам исторического просвещения, стоит повнимательнее присмотреться к программам педагогического исторического образования и при необходимости принять все меры по их совершенствованию. Ведь в приходе в школу квалифицированных историков заинтересованы все. И, кстати, молодые учителя - выпускники исторических факультетов, приходящие в школу, нередко оказываются в более выигрышном положении, так как хорошие предметные знания у них есть, а необходимый опыт педагогической деятельности и овладения методическими приемами они получают как на практике, так и в рамках повышения квалификации педагогов.

Новая комиссия РИО будет заниматься качеством высшего исторического образования?

Константин Могилевский: Да, мы обязательно сравним качество подготовки университетского историка и учителя истории: программу, учебный план и знания на выходе из вузов. У нас, к сожалению, в определенном упадке находится система повышения квалификации учителей истории. Мы видим, что зачастую она превращается в формальную процедуру. А ведь учителю важно быть в курсе самых современных трендов, в том числе и научных. Важно читать специализированную литературу, журналы, участвовать в хороших конкурсах, обмениваться опытом. На сегодняшний день эти задачи, мягко говоря, не в полной мере решаются системой повышения квалификации.

Цель некоторых, кто работает в этой сфере, - получить соответствующий госзаказ, деньги, а потом отчитаться по ним. В этой системе, к сожалению, качество подготовки редко ставится во главу угла. Конечно, есть самородки среди педагогов, которым все очень интересно, которые сами будут по вечерам, после того как проверены все тетради и завершена подготовка к следующему уроку, заниматься повышением собственной квалификации. Но надо же и помогать людям.

Что предлагаете?

Константин Могилевский: Мы сделали ресурс "РИО.Компас". Это база ссылок на качественные исторические ресурсы в интернете. Она выстроена, во-первых, по хронологии в соответствии со школьной программой, а во-вторых, по жанрам. Там есть тексты, видео, аудио, виртуальные туры по музейным экспозициям. Крупнейшие ученые-историки страны являются членами редакционного совета этого проекта. Они отвечают своей репутацией, своим именем за качество контента, за то, что учитель не столкнется с глупостью, беллетристикой, фальсификацией.

Это один из инструментов. По оценкам самих учителей, полезный. Но, конечно, нам всем - и как обществу, и как государству - нужно осознать свою заинтересованность в том, чтобы учителя истории были хорошо подготовлены и чтобы им было интересно работать.

Статистика

В 2022 году будет предоставлено 3392 бюджетных места по направлению "История и археология". Эту специальность можно получить в 106 классических и педагогических университетах страны и зарубежья. Для сравнения в 2019 году бесплатно могли учиться 2905 человек.

Читайте также: