Воспитательные проблемы в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Слайд 1 Типичные проблемы младших школьников.

– Каковы типичные проблемы младших школьников?

Слайд2. Первая и основная проблема - это выученная несамостоятельность, несформированность блока планирования.

– Откуда она берется?

Слайд 2. Во-первых, школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образовательного учреждения.

Слайд2. В - третьих, после значительных изменений в образовании повсеместно увеличилось количество учащихся в одном классе.

Слайд 3. Какой вклад в формирование несамостоятельности вносят родители?

Слайд 3. Свободное время родителей.

У родителей, прежде всего, появилось много свободного времени. Сегодня часто, если семья может себе позволить, чтобы мама не работала, она сидит с ребенком всю начальную школу.

Слайд 3. Загруженность ребенка

Вместо 10 часов в неделю ребенок загружен от 15 до 25 часов. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне – так делают все.

Слайд 4. Симптомы учебной несамостоятельностью

Слайд 4. Ребенок не помнит сам, что ему задано.

Слайд 4. Ребенок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки.

Слайд 4. Только очень зрелые дети способны в 7-8 вечера вспомнить про уроки, поэтому родителям приходится напоминать. А это классический признак школьной самостоятельности.

Слайд 4. Ребенок не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один – мы везде его возим. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

Как это все лечить?

– Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов. А рекомендации такие: надо пережить, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.

– Грубо говоря, вы перестаете контролировать процесс выхода из дома, напоминать ему, чтобы он делал домашнее задание, и сидеть с ним за уроками, и мужественно переживаете временный вал двоек?

Сегодня научить ребенка учиться не является задачей школы.

Слайд 5. Проблемы у детей начальной школы.

Слайд 5. Перегруженность ребенка, когда в него впихнуто все, что можно впихнуть.

У перегруженного ребенка мозг все время в напряжении.

Состояние должно заставить родителей задуматься и пересмотреть нагрузку ребенка.

Слайд 5. Функциональные проблемы.

Слайд 5. минимальная мозговая дисфункция, ММД. Это не совсем гиперактивность и не совсем дефицит внимания – это меньшие вещи, но ребенок с ММД плохо обучаем в формате обычного класса. Также бывают недиагностируемыми всякие речевые нарушения. Откуда это берется?

Слайд 5. Простимулированные роды, вмешательство в роды

Слайд 5. Социально-педагогическая проблема. дети, которые не привыкли жить в социуме и не обучены правилам взаимодействия. они не гуляли во дворе, не ходили в обычный сад, все время были с няней и мамой?

Слайд 5. Довольно новая и мало исследованная в русскоязычном пространстве проблема дети много времени проводят с планшетами, телефонами и телевизорами.

Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание.

Слайд 6. Если говорить о самых маленьких, первоклашках, есть ли признаки того, что ребенок слишком рано пошел в школу?

Слайд 6. Если ребенок, наоборот, пересидел лишний год дома или в детском саду, как это будет выглядеть?

– Ему тоже будет скучно, но по-другому этим детям надо подбирать в формате класса индивидуальные задания, чтобы им было интересно.

Слайд 6. Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?

Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца.

Слайд 6. Чего у ребенка не должно быть при нормальном учебном процессе.

Невроза, подавленности, апатии. Есть ряд невротических признаков, которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее.

Слайд 7. Итак, основной целью организации взаимодействия семьи и школы является вовлечение семьи в единое образовательно-воспитательное пространство, где родители становятся ведущим субъектом. Только совместными усилиями, поддерживая и дополняя друг друга, школа и семья могут достичь желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Слайд 8. Направления работы с родителями, которые осуществляются в нашей школе :

Использование дифференцированного подхода в работе с семьёй

Пропаганда позитивного опыта семейного воспитания

Организация совместных дел

Вовлечение родителей в УВП

Слайд 9. Взаимодействия педагога и родителей при решении учебных проблем :

совместное изучение особенностей и способностей детей;

выявление проблем ребёнка в учёбе и поиск способов их решения с привлечением других педагогов и самого ученика;

обсуждение, анализ учебных достижений ребёнка, коллектива класса совместно с родителями;

знакомство родителей с учебными планами, образовательными стандартами, требованиями, которые предъявляются учащимся, согласование этих требований;

изучение заказа родителей на образовательные услуги в школе, введение специальных предметов, курсов, факультативов;

совместное обсуждение режимных моментов в организации учебного процесса.

Слайд 10. Используются различные способы привлечения родителей к организации учебных занятий:

Подготовка методических материалов к уроку;

Изготовление дидактических пособий;

Разработка семейных проектов;

Организация родителями различных экскурсий, выставок, встреч

Слайд 11. В ходе работы над проектом родители выступают одновременно в нескольких ролях. Они:

отслеживают выполнение плана;

решают оперативные вопросы;

помогают в предварительной оценке проекта;

участвуют в подготовке презентации;

обеспечивают наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Такая работа с родителями помогает на практике реализовать формулу

провести работу с семьями неуспевающих учащихся, для выявления факторов влияющих на качество образования;

использовать на уроках и во внеурочное время современные инновационные методики, новые формы организации и проведения учебных занятий;

продолжать методическое совершенствование учителей для повышения их профессионализма;

активнее и шире использовать на уроках современные педагогические технологии, возможности информационно-коммуникационных технологий, сети Интернет.


Сегодня говорим о том, что происходит с детьми в младшей школе и как решать те сложности, которые у них могут возникнуть с 1-го по 4-й класс.


– Каковы типичные проблемы младших школьников?

– Откуда она берется?

– Есть несколько причин, которые приводят к тому, что ребенок не может делать уроки сам, и в связи с этим родителям приходится сидеть с ним за уроками, что сильно портит отношения между родителем и ребенком. Сейчас ничто не настраивает ни родителя, ни ребенка на то, чтобы формировать самостоятельность. Она не возникает самотеком.

Во-первых, немалый вклад в это вносит школьная программа – она часто перенасыщена и подстроена не под возраст детей и их способности, а под амбиции образовательного учреждения.

Программа по части предметов сформирована так, что их невозможно освоить без взрослого. Например, первоклассник или второклассник, который начинает учить иностранный язык, получает учебник, в котором все задания даны на английском, а он еще не умеет читать по-английски. Очевидно, что без участия взрослого он их выполнять не сможет. Когда мы учились, такого не было.

Сегодня школа часть ответственности перевешивает на родителей, и считается, что в этом есть какой-то плюс. Кроме того, учителя страшно задерганы ФГОСами и прочими штуками. У них нет задачи формировать эту учебную самостоятельность – у них много других задач и сложностей: это и большие классы, и огромная отчетность…

Поколение учителей, настроенное на формирование самостоятельности, сходит с рабочей арены.

Еще один фактор, способствующий ухудшению ситуации в начальной школе, – после значительных изменений в образовании повсеместно увеличилось количество учащихся в одном классе. Это огромная разница для учителя – учить в первом классе 25 детей или 32, или даже 40. Это очень сильно влияет на способы работы учителя. Поэтому одна из серьезных проблем начальной школы – большие классы и сопутствующие изменения способов работы учителя, и как результат – более частое эмоциональное выгорание учителей.

Учителя, которые учились еще при СССР, были готовы на многое, подходили к профессии как к служению, сейчас сходят с трудовой арены по возрасту. Есть огромный дефицит кадров. Профессия учителя долго не была престижной, и привлекать в эту профессию молодых специалистов начали только сейчас. Отчасти поэтому даже лучшие школы сегодня переживают жесточайший образовательный кризис.

Старое поколение, может, было эмоционально выгоревшим, уставшим, но очень профессиональным. А из молодых учителей в возрасте 22-32 лет, настроенных на получение максимального заработка при минимальных усилиях, совсем немногие останутся в школе. Поэтому учителя часто уходят, меняются.


Екатерина Бурмистрова. Фото: Facebook

– Какой вклад в формирование несамостоятельности вносят родители?

– У родителей, прежде всего, появилось много свободного времени. Сегодня часто, если семья может себе позволить, чтобы мама не работала, она сидит с ребенком всю начальную школу. И, конечно, ей нужно чувствовать себя востребованной. И совместное выполнение домашних заданий частично инспирировано тем, что у взрослых теперь больше свободного времени, чем раньше. Нельзя сказать, что это плохо – это время можно потратить на что-то прекрасное, но оно часто уходит именно на уроки, и из-за этого отношения не улучшаются.

– Какие есть еще причины?

– Еще одна – в том, что мы растим головастиков. Мы делаем огромный упор на развитие интеллектуальных способностей. Этому способствует большой объем самых разных предложений, особенно в Москве, можно столько всего выбрать – только успевай возить. И в результате мы загружаем детей больше, чем нужно. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне – так делают все.

– Какие симптомы того, что ребенок страдает учебной несамостоятельностью?

– Ребенок не помнит сам, что ему задано. И для этого созданы все условия: бумажный дневник остался в прошлом – у нас теперь есть учительские блоги, родительские чаты, группы, электронные дневники, где все это выложено.

Ребенок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Часто причина в том, что все настолько плотно в его графике, что сразу после школы он куда-то едет, а потом еще куда-то, и когда он попадает домой, он просто не в состоянии ни про что вспомнить.

Только очень зрелые дети способны в 7-8 вечера вспомнить про уроки, поэтому родителям приходится напоминать. А это классический признак школьной самостоятельности. Самостоятельный человек должен взять задачу, вспомнить о том, что он должен ей заняться, и спланировать время, когда это будет сделано. В первом классе этот навык только формируется, но ко второму-третьему классу он уже должен быть. Но он не возникает самотеком, и в современной школе ничто и никто это не формируют.

Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один – мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее – мы везде водим его за руку, возим на машине. Если он опаздывает в школу, то это не он опоздал, а мама застряла в пробке. Он не может спланировать, во сколько ему выйти и сколько необходимо времени, чтобы что-то сделать, потому что ему просто не нужно этому учиться.

– Как это все лечить?

– Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов. А рекомендации такие: надо пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки.

– Грубо говоря, вы перестаете контролировать процесс выхода из дома, напоминать ему, чтобы он делал домашнее задание, и сидеть с ним за уроками, и мужественно переживаете временный вал двоек?

– Если коротко, то да. У меня целый курс есть про учебную самостоятельность. Желательно при этом объяснить учителю, что у вас будет это пике вниз, но не с каждым педагогом можно об этом договориться: отнестись к этому процессу с пониманием способен один учитель из десяти, потому что общая тенденция школы другая. Сегодня научить ребенка учиться не является задачей школы.

Проблема в том, что в начальной школе ребенок еще небольшой, и вы можете практически силой усадить его за уроки и удержать. Сложности часто начинаются позже, в 6-7-м классе, когда это уже большой человек, иногда выше мамы с папой, у которого уже другие интересы, начинаются пубертатные штучки и оказывается, что он совершенно не умеет распределять время и уже не готов вас слушаться. Он хочет самостоятельности, но совершенно к ней не способен.

Я сгущаю краски, и до острого противостояния с родителями доходит не всегда, но довольно часто. Пока родители могут, они его удерживают, контролируют, направляют. Как говорится, главное – довести ребенка до пенсии.


– Какие еще есть проблемы у детей начальной школы?

Кстати, эта перегрузка расписания увеличивает количество нечитающих детей.

Если ребенок еще не стал фанатом чтения, не успел зачитать, не открыл для себя чтение, то в условиях интеллектуальной и организационной перегрузки, придя домой, он будет больше всего хотеть отключить мозг, который все время работает.

Здесь есть прямая связь, и когда детей разгружаешь, они начинают читать. У перегруженного ребенка мозг все время в напряжении. Когда мы с вами, взрослые люди, лишаем себя полноценного регулярного сна, мы лучше от этого работать не начинаем – мы начинаем работать совершенно по-другому, и многим приходится пройти через опыт жестокой бессонницы и нервно-психического истощения, прежде чем они перестают экспериментировать с количеством сна.

Нагрузка – это то же самое. Если мы систематически перегружаем неокрепшее существо, которое активно растет, оно не начинает учиться лучше. Поэтому вопрос нагрузки – очень тонкий и индивидуальный. Есть дети, которые готовы нести большую нагрузку, и им прекрасно, они только хорошеют от этого, а есть те, кто берет нагрузку, несет ее, но постепенно от этого невротизируется. Надо смотреть на поведение ребенка, на его состояние вечером и к концу недели.

– Какое состояние должно заставить родителей задуматься и пересмотреть нагрузку ребенка?

– Это зависит от его психологического типа. Меланхолики будут страдать, тихо плакать и болеть, потому что это самый уязвимый и истощаемый тип, они будут уставать только от количества народу в классе и от шума в рекреации. Холерики будут кричать и закатывать истерики к концу недели.

Самый опасный тип – это те дети, которые без внешних проявлений переутомления несут нагрузку, пока она не доводит их до соматического срыва, пока они не покроются экземой и пятнами. Эта выносливость опаснее всего. С ними нужно быть особенно аккуратными. Они действительно много могут, они очень результативны, позитивны, но у них не всегда срабатывают внутренние предохранители, и родители часто спохватываются, когда ребенок уже в плохом состоянии. Их надо учить чувствовать нагрузку.

Я слышу такое достаточно много, причем это часто позиционируется как большое достижение. Людьми движут лучшие побуждения, и они не чувствуют перенасыщения расписания. А ведь детство – это время, когда много сил уходит просто на рост и взросление.


– Есть ли функциональные проблемы у современных младшеклассников, которые мешают им в их школьной жизни?

– Как ни странно, при всем современном уровне информированности и грамотности, достаточно часто встречается неотслеженная минимальная мозговая дисфункция, ММД. Это комплекс небольших нарушений, которые никак не диагностируются до того, как они проявились, но при этом страшно мешают. Это не совсем гиперактивность и не совсем дефицит внимания – это меньшие вещи, но ребенок с ММД плохо обучаем в формате обычного класса. Также бывают недиагностируемыми всякие речевые нарушения, которые очень влияют на освоение письма, чтения, иностранного языка, всяческие дислексии и дисграфии.

– Откуда это берется?

– Это, может, всегда и было, но до школы не очень мешало и не особенно проявлялось. Причина – возможно, в простимулированных родах и во вмешательстве в роды – при поиске того, откуда это взялось, смотрят на пренатальные факторы и всегда что-то там находят.

ММД – это нарушения нашего времени, которых наравне с аллергиями и онкологией стало больше.

Некоторые из них мешают ребенку учиться в общеобразовательном формате.

В редких школах действуют системы поддержки, работают логопеды, психологи, которые могут помочь ребенку адаптироваться, зато есть огромное количество детей, которые в середине первого, второго, третьего класса выдавливаются из обычных школ, потому что не могут там учиться, им трудно. Это означает, что вовремя не позвали логопеда, психолога, не сходили к нейропсихологу, не пролечились.


– Минимальная мозговая дисфункция – это психофизиологические нарушения, но есть и еще одна социально-педагогическая проблема, которая в большей степени проявляется в Москве и других больших городах: сегодня есть немало детей, которые не привыкли жить в социуме и не обучены правилам взаимодействия. Они плохо обучаются в формате большого класса, просто потому, что их никогда к этому не готовили.

– То есть они не гуляли во дворе, не ходили в обычный сад, все время были с няней и мамой?

– Да, и все всегда подстраивались под них. Может, у них были прекрасные репетиторы, у них отличные знания и учебные навыки, но они не привыкли работать в формате групп. Обычно в школах, где есть конкурс, таких детей отслеживают и стараются не брать или брать с условиями, а в частных школах таких детей много. И они могут сильно портить работу класса.


– Есть ли новые проблемы, связанные с тем, что дети много времени проводят с планшетами, телефонами и телевизорами?

– Да, есть еще один тип проблемы – довольно новый и мало исследованный в русскоязычном пространстве, но вот уже несколько лет в школу приходят поколения, которые больше привыкли смотреть, чем слушать. Это дети, которые основные истории услышали не из прочитанных родителями книг и не от родных, а посмотрели, и для них визуальная форма подачи информации стала основной. Это гораздо более простая форма, и нужно приложить гораздо меньше сил, чтобы что-то усвоить из видео. Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание. У них нет органических нарушений – они просто не приучены к принятой в школе форме подачи информации.

Чем меньше будет экрана до школы, тем выше вероятность, что с вашим ребенком этого не произойдет.


– Если говорить о самых маленьких, первоклашках, есть ли признаки того, что ребенок слишком рано пошел в школу?

– Если ребенок пошел в школу слишком рано, то через полтора-два месяца, когда должно стать легче, становится, наоборот, сложнее. Эти пациенты ежегодно приходят в октябре-ноябре: ребенку надоела школа, ушла мотивация, сначала он хотел идти в школу и пошел с удовольствием, но выдохся, разочаровался, ему ничего не интересно, появились соматические расстройства, он не реагирует на обращения учителя.

– Если ребенок, наоборот, пересидел лишний год дома или в детском саду, как это будет выглядеть?

– Ему тоже будет скучно, но по-другому: он чувствует себя умнее других. И тут нужно думать, как подобрать ребенку нагрузку, чтобы он мог оставаться в классе. Если тех, кто пошел в школу рано, можно забрать и вернуть через год, чтобы была пауза, то этим детям надо подбирать в формате класса индивидуальные задания, чтобы им было интересно, и совсем не каждый учитель готов этим заниматься.

– Есть ли признаки того, что ребенку в начальной школе плохо?

– Конечно. Обычно ребенку сложно в период адаптации, в первые полтора-два месяца, когда он или только пришел в первый класс, или пошел в новый класс, в новую школу, сменил коллектив, учителя. По идее, дальше должно становиться легче.

– Чего у ребенка не должно быть при нормальном учебном процессе?

– Невроза, тотальной подавленности, апатии. Есть ряд невротических признаков, которых быть не должно: грызение ногтей, выдирание волос, сгрызание одежды, появление нарушений речи, запинок, заиканий, болей по утрам в животе, головных болей, тошноты, которые бывают только по утрам и проходят, если ребенка оставляют дома, и так далее.

После 6-7 недель адаптации не должно быть говорения во сне, не должен меняться характер сна. Мы говорим о младших школьниках, потому что в подростковом возрасте гораздо сложнее определить, где причина – школа, а где – какие-то их личные переживания.

Следующий материал – о том, с чем сталкиваются родители детей, которые учатся в средней школе.

Учителя

Взаимодействие классного руководителя и родителей (низкая родительская активность). Оснащение учебного процесса (ТСО, наглядности, компьютер и т.д). Питание в школьной столовой (многих не устраивает ассортимент блюд, предпочитают, например, булочки, чай. Но так как в столовой нет кассового аппарата, в розницу больше продавать не будут. И как будут заниматься ученики на голодный желудок, если у них бывает по семь уроков?).

Формирование классного коллектива. Воспитание толерантности. Социализация ребенка в общество.

Влияние на воспитание киноиндустрии и масс-культуры таково, что многие воспитательные занятия в школе ребята воспринимают как ненужные игры.
Конкурентные отношения рыночной системы переносятся в школу, и здесь идет борьба на выживание – кто сильнее – любыми способами. К сожалению, примеры черпаются из боевиков.
Снизились общий уровень культуры и кругозор учащихся, они мало читают, низкая мотивация к учебе (главный лозунг: сейчас все можно купить!). Но пробиться к сердцам можно, хотя это требует колоссальной самоотдачи. К сожалению, подростки не знают ничего ни про Холокост, ни про историю политических репрессий в СССР. Возможно, в этом причина ростков фашизма и русского шовинизма в России.

Установление единых требований к ребенку со стороны учителей и родителей. Проблемы родительского контроля за обучением ребенка.

Воспитательные методики и технологии в условиях гуманизации школьного образования. Влияние уровня развития классного коллектива на формирование интересов, склонностей и способностей воспитанников. Гуманистическая воспитательная система школы как среда становления гармонично развитой личности.

Снижение мотивации обучения. (Зачем учиться, если дальнейшее образование платное?!)
Заполнение кучи ненужных бумажек как классным руководителем, так и учителем. Дайте работать.
Слишком много полномочий стало у администрации, и все бесправнее становится учитель. Какую личность может воспитать учитель, который себя не может защитить? А теперь при новом финансировании учитель за всё отвечает рублем. Почему администрации школы позволили распределять надбавки к зарплате? И как это вообще должно происходить? Может, независимой комиссией?

Образ воспитанного человека, транслируемый СМИ, далек от того, который представляют себе профессиональные педагоги.
Формы праздников и прочих мероприятий морально устарели и неинтересны детям.

Родители бьют детей, они не союзники в воспитании. Нет ощущения гражданства, привычка отделять себя от государства, от семьи, автономизация личности – перекос в индивидуализм. Нет защиты от агрессивных СМИ.

Дети брошены: родители массово уезжают на заработки. Социальное расслоение в классах. Школа ставит задачи, далекие от интересов детей: старшие подростки сосредоточены на дружбе, общении, а мы им – профилизацию и ЕГЭ.

Директора

Мировоззренческая. Так называемый светский гуманизм продемонстрировал полную несостоятельность во всех странах мира, где он доминирует. Образование, основанное на академических предметах, не имеет выхода в воспитательный аспект.
Неопределенность конечного продукта воспитания.

Николай Гузик, директор авторской школы поселок Южный, Украина

Ощутимый недостаток квалифицированных кадров, способных профессионально учить и воспитывать. Загруженность родителей необходимостью зарабатывать деньги ведет к тому, что родители перестают заниматься образованием, интеллектуальным и культурным развитием ребенка, его нравственным воспитанием, перекладывая это полностью на плечи школы.
Сама структура школы не позволяет работать индивидуально, а без индивидуального подхода развивающие задачи решить невозможно. Такая работа может быть эффективной только при совместных усилиях семьи и школы.
Откат аппарата чиновников к временам диктаторского насаждения установок. Жесткая регламентация, попытки структурировать и ранжировать работу всех школ по единому образцу, понятному чиновникам. В основе – желание чиновников уберечь себя от любых возможных проблем. Например, именно поэтому все меньше педагогов ездят в поездки, ходят в походы, даже на экскурсии.

Отсутствие интереса к воспитанию детей со стороны семьи. У младших подростков наблюдается повышенная контактная агрессивность: могут схватить одноклассника за волосы, начать бить. В школе мало активных форм воспитания (образовательных проектов, имитационных игр, различных встреч…), а воспитание как насаждение правильных норм поведения неэффективно.

Отсутствие идеологической базы (что мы воспитываем?). У семьи не сформирован запрос к школе на воспитание. Отсутствие кузницы кадров: на воспитателей нигде не учат.

Практически все школьные ситуации строятся таким образом, что у ребенка не возникает необходимости в самостоятельном принятии решения. Педагоги не очень хорошо представляют, что нужно современным подросткам и молодым людям.

Михаил Черемных, директор Гуманитарного лицея г. Ижевск

Ольга Полякова, директор школы № 6 г. Сосновый Бор

Ученые

Взрослые вообще, учителя в особенности, часто путают назидание (поучение, наставление) и воспитание. Это не одно и то же. О воспитании обычно говорят тем больше, чем хуже решается главная задача школы – обучение. В действительности эффективность воспитания в школе зависит прежде всего от качества обучения.
Возможности школы как инструмента воспитания в действительности ограничены, и любая попытка увеличения удельного веса воспитательных функций школьного образования чревата ростом лицемерия и пустословия. А главная проблема – в управлении образованием, в запредельной степени формализма на всех уровнях.

Алексей Нелькин, автор учебных пособий г. Санкт-Петербург

Из-за бесконечных циркуляров, предписаний и другой бумажной рутины учитель не бывает в состоянии свободы, а свобода в воспитании превыше всего.
Назидательность: важно не учить ребенка жить, а создать ауру, атмосферу, которая соответствует прекрасным человеческим отношениям. Зачастую к детям относятся как к средству для достижения своих целей, тогда как каждый ребенок есть ценность нескончаемая.

В школе нет детских организаций. Большинство школ устроено без учета сегодняшних реалий возраста. Нет хороших, идеальных форм, образов желательного будущего, на которые можно ориентировать в воспитании. Нет посредников – взрослых, через которых осуществляются связи со старшим поколением, с позитивным, социумом.

Борис Хасан, директор Института психологии и педагогики развития г. Красноярск

Роза Шерайзина, ректор Института непрерывного педагогического образования НовГУ им. Ярослава Мудрого

В последнее время много сделано для социальной маргинализации педагогов, для того, чтобы в школе оставались только героические люди. А их слой очень тонок. Многие педагоги чувствуют себя неудачниками, людьми, которые не могут занять достойное место в обществе.
Отчуждение детей и педагогов от школы, друг от друга. Воспитывать можно в той мере, в которой люди ориентированы друг на друга, слышат и принимают другого.

Галина Прозументова, заведующая кафедрой управления образования факультета психологии ТГУ

Мы благодарим всех, кто принял участие в опросе. К сожалению, в публикацию вошли не все ответы: мы убирали повторы
и реплики не по теме

Экспертное мнение

Сергей ПОЛЯКОВ, доктор педагогических наук, г. Ульяновск

Педагогические задачи реальные. И мнимые

Мифология продолжается

Бег от проблемности

Меньше воспитания

Воспитание – это узнавание и понимание

Действительные проблемы

Новая теория воспитания

Экспертное мнение

Борис КУПРИЯНОВ, кандидат педагогических наук, Костромской государственный университет

Трудности, которые могут стать ресурсом развития

Это экспертное мнение основано на так называемом ресурсном подходе, достаточно продуктивном для анализа деятельности классного руководителя. Cторонники этого подхода считают: практически все, что окружает классного руководителя, вполне может рассматриваться как ресурс для решения актуальных задач воспитания каждого школьника
и всего классного коллектива.

У сильного всегда бессильный виноват. А у бессильного?

Пеняем на отражение, на зеркало и на…

Без образов будущего?

Педагогические проблемы в начальной школе: 13 ошибок преподавателей

Проблемы

Решения

1. Оценки / вопрос любви к обучению.

Негативные оценки формируют негативное отношение к предмету. Так получается, потому что наше мышление устроено ассоциативным образом. Все процессы происходят бессознательно, и если последствия будут видны только в будущем, это не значит, что в настоящем можно допускать такие ошибки.

Негативная оценка может использоваться в младших классах только как крайняя мера и ОЧЕНЬ редко, иначе ребенок рано или поздно НЕМИНУЕМО начинает формально и индифферентно относиться к предмету. Как правило, в такой ситуации учитель продолжает давить оценками или, что еще хуже, увеличивает количество плохих отметок, используя любой повод.

Самая большая проблема здесь в том, что кроме самого предмета, по которому ребенок получает двойку, в будущем он, скорее всего, будет также относиться к наукам. Перестанет интересоваться знаниями окружающего мира и пытаться узнать что-то новое.

Форма игры на уроке – наоборот, должна мотивировать к учебе. Когда ежедневно выставляются двойки, никакой мотивации не будет. Учитель должен выделять в работах у детей то, что у них получается хорошо, и оценивать именно это. Такой принцип называется программируемым обучением по Скиннеру с позитивным подкреплением. Эффективность такого метода не абсолютная, но она во много раз выше постоянного негативного подкрепления.

1. Оценки важны для ребенка в раннем возрасте, но их восприятие слишком эмоционально.

Нужно больше внимания обращать на положительные стороны ученика. Больше ставить хороших оценок, поощряя положительное отношение к предмету или желание его изучать. Использовать плохие оценки следует только в крайнем случае и крайне редко.

Либо, если работа выполнена неудовлетворительно, не оценивать ее (ставить точки), задолженность для пересдачи.

Эффективным способом будет писать больше хвалебных замечаний в тетради, если у ребенка что-то получается, для детей это очень важно [2]. В случае неудачи попросить пересдать контрольную, выучить слова к конкретному сроку и с перечнем необходимого объема.

“В тех случаях, когда волевое усилие сопровождается положительными эмоциями и состояниями (удовлетворением достигнутым, уверенностью в своих силах, осознанием полезности и значимости сделанного, чувством собственной гордости и собственного достоинства), оно переходит в состояние волевого напряжения, напряженности. Состояние это с течением времени становится привычным, побуждающим преодолевать сопротивление среды, а привычка превращается в качество воли, в черту характера [3].”

2. Требование – делайте так, а не иначе. Боязнь оценивать детей по-разному.

Иногда ребенок физически не может выполнить задачу, иногда ему просто сложно это сделать или он недостаточно сообразительный, чтобы разобраться в задаче за тот же период времени, что и другие ученики. Это нормально. Расхождение в возможностях характерно в раннем возрасте. Ультиматум в такой ситуации не просто мешает ребёнку, если он физически не может выполнить задачу. Чрезмерные требования обусловливают постепенное накопление проблем и ошибок, что выливается в стресс для ребёнка и он постепенно переходит в такое состояние, что уже не надеется получить хороший результат, у него опускаются руки.

2. Когда мы говорим о том, что все люди разные, мы имеем в виду именно это.

Лучше ребенок чего-то не запомнит и не выучит, чего-то не узнает или не поймет – это ВСЕГДА можно наверстать в будущем, а вот негативное отношение к обучению или школе уже будет невозможно изменить.

“Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка. На сегодняшний день, по данным Института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20–30%, то есть по 7–9 учеников в каждом классе. В начальной школе эти трудности не заканчиваются. Среди учащихся 5-х классов таких детей 20–25%, то есть все трудности письма сохраняются и на последующих этапах обучения. Не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов [2].”

3. Наказание поведением.

Показательный пример бессмысленных действий – заставить ребенка переписывать тетрадь.

Когда ребёнок не понимает, в чем смысл и цель его действий, то это не только бьет по восприятию предмета и авторитету учителя, но и по всему отношению к жизни, обучению и самообразованию в будущем.

3. Действия учителя должны быть аккуратными, толерантными, без негативного сопровождения.

Лучше ребенок чего-то не запомнит и не выучит, чего-то не узнает или не поймет – это ВСЕГДА можно наверстать в будущем, а вот негативное отношение к обучению или школе уже будет невозможно изменить.

Учитель должен поддерживать в ученике стремление к познанию, создавать положительный посыл и формировать желание узнать больше. Наказание, негативное отношение, вынуждение ребенка выполнять действия, цель которых он не понимает – все это создает негативную установку, формирует в ребенке безразличие к получению знаний.

4. Тотальный контроль и надзор.

Пример с выступлением на День Матери:

Педагог не очертил определенную границу с ребенком о выступлении на День Матери: ученик показывает танец учителю на репетиции – выступает, а если не показывает заранее танец – не выступает. Было сказано, но видимо не совсем внятно для ребенка, так как ребенок упомянул, что ему нужно показать танец, но то, что его не допустят к выступлению в случае отсутствия предварительного показа, ребенок не уяснил.

Ученик готовился к выступлению и ехал в школу ради него, но его не допустили к выступлению, и в результате ребенок осознал, что ему не доверяют что-то делать. Это проблема доверия к детям. То есть, если он сам придумал танец, а его не допустили, значит, он неполноценный, а это сильно бьет по самооценке ребёнка.

4. Поощрение самостоятельности детей.

Ребенок в 9 лет способен самостоятельно организовать танец или хотя бы заслуживает такой возможности. Тем более если он танцует вне школы. Опять же, нет возможности дать ребенку самому решить и обдумать свое решение заранее, чтобы он смог подготовить ответ и оценить свои силы. Тем более, опираясь на медлительность в действиях и решениях именно этого ребенка.

Необходимо предоставлять ребенку возможность проявить свои способности. Благодаря этому у него появится искреннее желание что-то делать.

Однако, если ребенок вызывается сам, например, провести уборку в классе (потому что дежурные после уроков разбежались, а класс остался не убран), это значит, у него есть повышенная ответственность, но не стоит злоупотреблять этим. Не чувствуя благодарности и похвалы от учителя, ребенку становится неприятно это делать, и он расстраивается, чувствует, что его используют. А может быть, ещё он хочет физическим трудом искупить свои не самые хорошие оценки, а его не замечают.

5. Публичные укоры и нотации к классу.

Постоянные нотации и публичные укоры ведут к формированию негативного отношения учеников к преподавателю и предмету. Их эффективность отрицательная.

Нотации и укоры не помогают решать проблемы детей и учителя, но создают гнетущую и неприятную атмосферу.

Ученики боятся публично признаться в проблемах, выглядеть перед классом плохо.

5. Нужно сфокусироваться на поощрениях.

Необходимо стремиться создавать дружную и соревновательную, а не негативную атмосферу.

Следует работать индивидуально, высказывать озабоченность проблемой ученикам в личном общении. Задавать такие вопросы: “В чем проблемы лично твоей плохой оценки?”, “Когда ты пересдашь задолженность?” и т.д. и т.п.

6. Учителю не интересен ученик, если он плохо учится.

Особенности мозговой деятельности и функционирования нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность) влияют на восприятие и возможности обучения ребенка. Тут ничего нельзя поделать, и стоит только адаптировать нагрузки к реальным возможностям человека. Способности учеников в разных предметах могут отличаться в 40 раз.

“Общая площадь поверхности базальной височной области индивидуально изменяется в значительно больших пределах, чем лобная (Блинков, 1936). Этот системный полиморфизм целого отдела стал следствием огромных индивидуальных различий в полях и подполях области. Отдельные подполя этой зоны мозга могут различаться у разных людей в 1,5-41 раз. 40-кратные индивидуальные количественные различия морфофункциональных центров головного мозга создают беспрецедентные по глубине и масштабам изменения поведения. [. ] Индивидуальная изменчивость была тщательно изучена и в теменных зонах большого мозга. Вариабельность всей верхней теменной области была невелика и составляла только 20%. Однако размеры полей внутри области изменялись в значительно более широких пределах. Максимальные количественные различия были обнаружены ближе к затылочным областям и составляли от 300 до 400% (Гуревич, Хачатуриан, 1938). [. ] Сходные результаты были получены при исследовании изменчивости верхней лимбической области (Чернышев, Блинков, 1935). Максимальная вариабельность размеров выделенных секторов или подобластей составила 1,5 - 2 раза, а индивидуальные различия полей достигали 800% [5].“

Проблемы и сложности в развитии ребенка во многом объяснимы. Всегда найдутся причины нежелательного поведения и всегда найдутся решения, чтобы нивелировать особенности такого ребенка.

6. Индивидуальный подход очень важен.

Педагогу должен быть интересен тот ученик, который с первого взгляда не так интересен, потому что:

1) оценивается любой человек по способности в работе с рядовыми учениками, а не отличниками (в отношении отличников вклад и заслуга учителя минимальны);

2) это дополнительный вызов учителю, чтобы не стоять на месте, и его способ (стимул) развивать свои педагогические навыки.

“Задача воспитателя – вовремя заметить все эти особенности, разобраться в целях человека и, если нужно, изменить их. В этом – одна из важных задач индивидуальной работы… [3]”.

Если родители внимательно наблюдают за ребенком, то они могут подсказать в личной беседе с учителем его склонности и помочь тем самым избавить ребенка от лишней и вредной нагрузки в тех направлениях обучения, в которых он пока физически не может себя проявить.

Позже дети становятся старше, дорастают до определенного возраста и выравниваются по каким-то параметрам, а в раннем возрасте они могут сильно отличаться. Поэтому не нужно заострять внимание на негативных оценках. Оценки – это просто индикаторы, они должны быть, но они не должны вызывать негативные отношения к ученику, скорее должны помогать узнать его лучше и развить определенные его стороны.

7. Эмоциональный фактор.

Ребенок может быть очень подавлен из-за давления учителя или большой учебной нагрузки.

Особенно если ребенок занимается на факультативных занятиях и просто не может к определенному сроку выполнить какие-то задания, сдать перезачеты и т.д. и т.п.

Ребенку тяжело работать над собой. Все, что воспринимается в негативном контексте (домашние задания), ассоциируется с тяжелой работой, а так просто не должно быть – это грозит ему в будущем проблемами.

7. Важно наблюдение и учет индивидуальных особенностей.

Стоит учитывать общее эмоциональное состояние через общение с детьми и наблюдением за их реакцией. Это позволит не перегрузить их, не разочаровать ученика или наоборот – не дать слабину для лентяя.

Стоит учитывать, что не у всех детей эмоции проявляются наружу. Есть дети, которые их держат в себе, и только когда уже не могут терпеть, начинают плакать, для таких личностей – каждая слеза особенная.

8. Отсутствие формирования первичной мотивации к обучению в начальной школе.

Нужно получать хорошие оценки, чтобы хотеть учиться, а чтобы их получать – нужно иметь для этого возможность проявить себя. Не нужно делать трагедию из-за того, что у кого-то что-то не получается, потому что у детей в начальной школе достаточно большое расхождение по способностям мозга обрабатывать информацию, писать, читать. Для всех разные параметры, и всех равнять под одну гребенку из пяти оценок было бы странным решением.

Иногда ребенку даже не обязательно знать оценки, чтобы у него портилось настроение. Оценки – это, по сути, знание о том, на каком он уровне относительно других, это иногда полезно, но иногда может ранить.

Мы таким образом можем расшатать ребёнку нервную систему, он будет нервничать, переживать, думать, зачем нужно что-то делать. В результате – сформируется такое же отношение к урокам. Зачастую негативное отношение создается именно оценками и влиянием учителя.

8. Мотивация имеет решающее значение.

Правильно сформировать мотивацию можно только единственным способом – чтобы человек сам захотел учиться.

“Для того, чтобы сформировать то или иное волевое свойство личности, надо знать, что, с одной стороны, в него входит определенный мотив, обеспечивающий положительное отношение человека к желательной форме поведения, с другой – усвоение соответствующих способов поведения. Так, например, чтобы сформировать дисциплинированность как качество личности, надо добиться хотения человека быть дисциплинированным и умения дисциплинированно вести себя [3].”

9. Чересчур активное использование рабочих тетрадей на печатной основе.

Дети любят срезать углы и искать простой способ. Например, если в тексте нет букв в некоторых словах, а в задании их нужно вставить, то дети не будут читать текст целиком, а прочтут только эти слова с пропущенными буквами.

Печатные рабочие тетради не дают ученику практики написания текста для формирования мышечной памяти и связей, с пониманием написания для автоматического запоминания. Поэтому печатные тетради стоит оставлять без оценок, но с пометками об ошибках.

9. Печатные тетради хорошо подходят для работы в классе, чтобы успеть сделать больше упражнений.

Рабочая тетрадь является эффективным методическим инструментом в работе учителя. Однако, она не должна быть основным методом для проверки знаний, так как не раскрывает индивидуальные особенности ученика, а требует лишь выполнения конкретного задания в установленных рамках.

10. Разрешать делать домашнее задание в любой тетради.

Если ребенок не успел сделать домашнее задание к определенному дню, но выполнил задание через урок, то зачем ставить двойку только из-за того, что сделано не в той тетради, и акцентировать внимание на этом. Вместо похвалы ребенок видит опять негатив. Не выполнил – плохо и выполнил – тоже плохо. Если оформлению уделяется слишком много внимания, ребенок начнет игнорировать смысл.

11. Действовать автоматически.

Не менять модель поведения в течение всего урока.

12. Не спрашивать учеников о своих ошибках.

Поощрять за указание на ошибку в преподавании и конструктивную критику.

Например, о монотонной речи преподавателя.

Источники:
  • 1. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Министерство Общего И Профессионального Образования Российской Федерации. Письмо от 19 ноября 1998 года N 1561/14-15.
  • 2. Положение о едином орфографическом режиме в начальной школе (Школа СПб)
  • 3. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Воля и ее воспитание. – М.: научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел, 1969. – стр. 39
  • 4. Рабочая программа по английскому языку для 3 класса ГБОУ СОШ №44 Приморского района Санкт-Петербурга.
  • 5. Савельев С.В. Изменчивость мозга — М.: ВЕДИ, 2014. — 192 с.
  • 6. О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы. Министерство Общего и Профессионального Образования Российской Федерации. Письмо от 22 февраля 1999 года N 220/11-12.

Авторы: Чернов А.В., Панарина Н.Р.

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание — это процесс психического и физического изменения человека со дня рождения до конца жизни в результате его практической и мыслительной деятельности, в которые он включается под воздействием внешнего мира. Образование — это определенная система знаний, умений и навыков, способов мышления, взглядов и убеждений, опыта творческой деятельности, познавательных способностей и т. п. фиксированная в учебных программах и учебниках.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Выполнила: преподаватель

Козыревская Екатерина Андреевна

Вуктыл 2017г.

Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь

В. Ключевский

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.

В педагогической науке общепринятым стало выделять три цели урока — образовательную, воспитательную и развивающую. Такое планирование целей называется комплексным. Его авторы справедливо опровергают господствующий подход к планированию целей урока, согласно которому можно ограничиваться лишь образовательной целью, т. е. обеспечением усвоения школьниками знаний, навыков и умений. Из-за этого подхода прежде редко предусматривалось решение воспитательных задач и мало внимания уделялось вопросам развития личности учащегося на уроке.

Комплексное планирование преодолевает односторонность, которая проявляется при указании лишь на образовательную цель урока. Благодаря усилиям представителей этого планирования стала ясной и понятной необходимость серьезного рассмотрения вопросов, связанных с целью урока, с воспитательным значением усвоения учениками учебного материала, а также с развиваюшим характером этого воспитания.

Так называемые образовательные и воспитательные цели урока:

Анализ литературы, посвященной этому вопросу, показывает, что исследователи и авторы, при определении целей урока выделяют отдельные цели образования и отдельные цели воспитания как равнозначные, равноправные, несмотря на то, что общепринят другой подход к сочетанию образования и воспитания. Известно, что на уроке все делается для умственного, нравственного, эстетического и т. п. воспитания, учитывая конкретные возможности учебного материала данного урока. Общепринято и то, что на уроках всякое воспитание осуществляется через особую организацию усвоения содержания образования, т. е. его усвоение не является самоцелью. Несмотря на все это, комплексное планирование исходит из того, что существуют отдельные цели образования, т. е. усвоение знаний, навыков и умений, и отдельные цели воспитания, что это разные самостоятельные функции обучения — функция образования и функция воспитания. Все это говорит о том, что на уроке должны ставиться не образовательные и воспитательные цели, а лишь образовательные задачи для достижения воспитательных целей. В плане развития учащихся учебный процесс должен развивать интеллект, эмоциональную сферу, формировать мотивы и потребности учения, воспитывать волю.

Важнейшей задачей обучения является также развитие познавательных интересов и способностей учащихся, их творческих возможностей. Если школа обеспечивает умственное, нравственное и т. п. воспитание учащихся, то в результате этой работы у ученика должны появляться определенные положительные качества характера, которые соответствуют этим видам воспитания. Только в таком случае можно утверждать, что все названные виды воспитания были развивающими. Значит, определяя задачи развития ученика на уроке, необходимо учитывать все виды воспитания с их развивающими эффектами, выбирая для каждого конкретного урока те виды воспитания, осуществить которые позволяет данный учебный материал, т. е. данный отрезок содержания образования. Цель всестороннего развития личности, которую ставит школа, достигается именно обеспечением развивающего умственного, нравственного… воспитания, а это воспитание организуется в школе, в основном, на уроках. Вот почему урок всегда имеет лишь цель развивающего воспитания, достижение которой обеспечивается особой организацией усвоения содержания образования. Для правильного представления цели урока можно предложить следующие характеристики образования, обучения и воспитания.

Воспитание — это процесс психического и физического изменения человека со дня рождения до конца жизни в результате его практической и мыслительной деятельности, в которые он включается под воздействием внешнего мира. Образование — это определенная система знаний, умений и навыков, способов мышления, взглядов и убеждений, опыта творческой деятельности, познавательных способностей и т. п. фиксированная в учебных программах и учебниках.

Все это означает, что обучение служит воспитанию, что в школе учебный процесс преследует цели воспитания (умственное, нравственное и т. п.) обучающихся. Эти воспитательные функции осуществляются не одновременно, не помимо и не наравне с образовательной функцией, как утверждается повсеместно, а обеспечивается особой организацией учебного процесса, т. е. образовательные задачи определяются, ставятся и решаются для достижения воспитательных целей. При этом воспитание, которое осуществляется обучением, должно иметь положительный характер.

Читайте также: