Воспитательная компонента в школе

Обновлено: 08.07.2024

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Базовые национальные ценности лежат в основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Оценить 130 0

Выступление на педагогическом совете

Воспитательная компонента в школе и её реализация через формирование духовно – нравственного воспитания

педагог-организатор первой квалификационной категории

Воспитательная компонента в школе и её реализация через формирование духовно – нравственного воспитания

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России ФГОС определены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. Базовые национальные ценности лежат в основе духовно-нравственного развития и воспитания школьников, и реализуется по основным направлениям:

– становление духовно-нравственного стержня личности,

– развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения,

– применение методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием.

Формируя духовно-нравственную личность можно использовать информационные технологии. Уроки, внеклассные мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Мероприятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, развивают духовную направленность.

С марта 2020 г. ребята и педагоги нашей школы научились работать в этом направлении дистанционно.

С началом учебного года 2020-2021гг. проведены общешкольные мероприятия и акции.

Выборы президента школьной республики

Ребята 1Б класса под руководством Ивановой Н.И. активно участвовали в конкурсах декоративно прикладного творчества.

Конечно, очень хочется чаще организовывать экскурсии в храмы, художественные галереи, музеи, места боевой славы, что способствует формированию духовно-нравственных качеств школьника.

Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию принесёт свои плоды, что позволит изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Акбулакского района Оренбургской области

Актуальность программы

В последние десятилетия в обществе в значительной мере ослабли такие явления, как социально-духовные и нравственные ценности. Особенно это проявляется в подростковой и молодежной среде. Заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Поэтому программа развития воспитательной компоненты предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Основания для разработки Программы

- Конституция Российской Федерации;

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция о правах ребенка;

- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности;

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа;

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа;

- Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (рекомендована Минобрнауки России);

Цель и задачи Программы развития воспитательной компоненты

Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации через укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве школы на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.

3. Разработка нормативной базы, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении.

4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательном учреждении.

5. Организация межведомственного взаимодействия на новом уровне.

6. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников.

7. Обеспечение информационной поддержки Программы.

8. Укрепление материально-технического базы общеобразовательного учреждения.

9. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты.

Целевые группы Программы

Приоритетными целевыми группа реализации школьной Программы развития воспитательной компоненты являются:

Законные представители учащихся;

Социальные партнеры школы.

Концептуальные основы Программы

В основе Программы лежат системно-деятельностный и аксиологический подходы.

Аксиологический подход трактует воспитание как процесс интериоризации (внутреннего присвоения) личностью общечеловеческих ценностей: Добро, Красота. Познание, Человек, Жизнь, Здоровье, Отечество, малая родина, Семья. Труд, Природа, Творчество. Согласно аксиологическому подходу, целью процесса воспитания является формирование ценностного отношения личности к себе, своей деятельности и к окружающему миру.

Системно-деятельностный подход, рассматривая личность как субъект собственной деятельности и собственного развития, противостоит догматической передаче нравственной информации и обезличенности воспитания. Личность формируется в самостоятельной деятельности, в том числе и нравственной, и воспитание – это процесс самодеятельности обучающегося, направленный на формирование отдельных качеств и личности в целом, на становление ее сознания, ядром которого являются ценностные ориентиры.

Основные принципы реализации программы развития воспитательной компоненты

- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;

- включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;

- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнерство между всеми участниками

образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;

- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;

- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;

- основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающий участие учащихся школы в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;

- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;

- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями;

- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям, создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;

- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;

- основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленном на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально-ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;

- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;

- соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;

- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учет их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;

- учитывает духовную составляющую жизни ребенка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;

- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;

- предполагает применение воспитывающего обучения как использования воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;

- основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;

- Программа духовно-нравственного воспитания и развития (ФГОС НОО);

- Программа воспитания и социализации обучающихся (ФГОС ООО);

- Концепция воспитательной системы школы;

- Модель внеурочной деятельности в 1 – 4, 5 – 6 классах.

Сроки и этапы реализации Программы

1 этап: 2015-2016 годы.

Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы.

Подготовка и разработка целевых программ для внедрения программы воспитательной компоненты.

2 этап: 2016 -2017 годы.

Внедрение программы развития воспитательной компоненты в воспитательный процесс школы.

Повышение квалификации и переподготовка кадров.

3 этап: 2018 -2020 годы.

Мониторинг эффективности Программы.

Основные ресурсы для реализации Программы

Нормативно-правовые - разработка нормативной базы на школьном уровне, определяющей механизмы реализации Программы;

Организационно-управленческие - организация межведомственного сетевого взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования детей, обеспечение занятости обучающихся;

Кадровые - разработка программ подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров;

Информационные - организация информационной поддержки мероприятий Программы с привлечением информационных ресурсов (СМИ, Интернет-сайты, сайт школы, Интернет - конференции, вебинары, форумы и иные);

Мониторинговые - направлено на создание системы организации и проведения мониторинга и экспертизы эффективности реализации комплекса мер по реализации Программы;

Финансовые – организация финансовой поддержки реализации Программы;

Материально-технические - обеспечение оснащения, необходимого для развития воспитательной деятельности в школе.

Содержание Программы

Школа являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодёжи. В данном контексте Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях.

В Программу включены мероприятия по разработке механизма и принципов мониторинга эффективности реализации воспитательной программы школы, проведения анализа воспитательной компоненты учебно-воспитательных комплексов и программ, изучения и обобщения передового опыта воспитательной деятельности.

Программой предусмотрены мероприятия по подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров, владеющих современными технологиями воспитания, по обеспечению педагогов методическим сопровождением, набором средств для практической реализации воспитательных задач и углубленными знаниями психологии.

Программой предусмотрены мероприятия, направленные на повышение уровня компетентности родительской общественности в вопросах воспитания и взаимодействия с общеобразовательными учреждениями в организации и проведении воспитательной деятельности (например, в рамках родительских комитетов и советов родительской общественности, управляющих советов, школ ответственного родительства и т.п.).

Программой предусмотрены мероприятия информационно-просветительской направленности, нацеленные на привлечение внимания к вопросам воспитательной деятельности среди учащихся школы.

Программой определены следующие основные направления организации воспитания и социализации учащихся школы:

Нравственное и духовное воспитание;

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

Социокультурное и медиакультурное воспитание;

Культуротворческое и эстетическое воспитание;

Правовое воспитание и культура безопасности;

Воспитание семейных ценностей;

Формирование коммуникативной культуры;

1. Гражданско-патриотическое

Основные задачи:

- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;

- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;

- развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает решение следующих задач:

- формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;

- повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;

- увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;

- развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодёжи.

Основные понятия содержания воспитания и социализации обучающихся (традиционный подход):

Следует отметить, что сейчас власть придержащие начинают осознавать, что обучение и воспитание – единый процесс, называемый образованием, и что в нем государство должно играть определенную роль. Сегодня уже признается, что воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации. О важности подготовки программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Президент Российской Федерации В.В.Путин говорил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается уже как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Однако ОУ испытывают потребность в преодолении разрыва между процессом обучения и воспитания в обеспечении целостности педагогического процесса, в стандартах образования отсутствуют соответствующие четкие положения, определяющие качество образования через качество не только обучения, но и воспитания.

В целях укрепления и развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования Минобрнауки России разработало и опубликовало на своем сайте Программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, в которой учтены предложения, поступившие из субъектов Российской Федерации, общественных организаций и профессионального сообщества.

Рабочая группа, подготовившая проект Программы, состояла из представителей Минобрнауки, Минспорта России, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Русской школьной педагогической Ассоциации, учреждений высшего профессионального образования.

Программа содержит мероприятия, отражающие основные направления воспитательной деятельности, основывающейся на традиционных и инновационных подходах, педагогических системах и технологиях. Подчеркнуто, что общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей и молодёжи .

Программой определены следующие основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений:

  1. Гражданско-патриотическое воспитание;
  2. Нравственное и духовное воспитание;
  3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;
  4. Интеллектуальное воспитание;
  5. Здоровьесберегающее воспитание;
  6. Социокультурное и медиакультурное воспитание;
  7. Культуротворческое и эстетическое воспитание;
  8. Правовое воспитание и культура безопасности;
  9. Воспитание семейных ценностей;
  10. Формирование коммуникативной культуры;
  11. Экологическое воспитание.

В результате реализации программы предполагается:

  • создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, включающей в себя соответствующие государственные и общественные структуры, осуществляющие комплекс мероприятий, направленных на формирование установок, основанных на гражданских и демократических ценностях и правосознании;
  • выработка и реализация последовательной государственной политики в области воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации и механизмов ее осуществления;
  • закрепление в содержании образования таких ценностей как патриотизм, духовность, нравственность, права человека, инициативное и активное участие в жизни общества, уважение к истории и культуре народов Российской Федерации, ответственность, толерантность, мир, отказ от насилия, межкультурный диалог и т.п.;
  • создание условий для ресурсного обеспечения стабильной деятельности системы воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Сроки реализации Программы: 2013-2020 годы.

Для реализации Программы предусматривается определенное ресурсное обеспечение, включающее разработку нормативно-правовой базы в сфере воспитания на региональном уровне, развитие действующей инфраструктуры воспитания, подготовку кадрового потенциала в сфере воспитания, развитие научного, информационного, программно-методического обеспечения воспитания, обоснование объемов и механизмов финансирования воспитания.

от 13 мая 2013 года N ИР-352/09

В соответствии с пунктом 4 Перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N Пр-3410 Минобрнауки России в качестве рекомендации направляет для использования в работе программу развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе (далее - Программа).

Программа разработана рабочей группой с участием специалистов ФГАУ "Федеральный институт развития образования", ФГАУ ДПО "Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования", ФГНУ "Институт психолого-педагогических проблем детства" РАО, ГОУ ВПО "Российский государственный гуманитарный университет", ФГНУ "Институт теории истории педагогики" РАО, ФГБОУ ВПО "Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма", ФГБОУ ВПО "МАТИ - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского".

При разработке Программы были учтены предложения, поступившие из субъектов Российской Федерации, общественных организаций, представителей профессионального сообщества.

Приложение

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях

Актуальность программы

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодёжной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации всё больше понимается создание условий для развития личности ребёнка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

Формирование позитивной модели поведения обучающихся способно обеспечить им условия для нормальной адаптации и адекватного развития их личности в обществе, в государстве, в мире. Равноправное участие молодых граждан России в глобальных цивилизационных процессах в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции призвано способствовать гармонизации интересов личности и общества в их социокультурной взаимосвязи, повышает осознание ответственности за принимаемые решения и осуществляемые действия. Сегодня воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации.

Необходимость Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (далее - Программа) обусловлена и реальной ситуацией, сложившейся в современной детской, подростковой и молодёжной среде. Низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития приводит к возникновению в детской, подростковой и молодёжной среде межэтнической и межконфессиональной напряжённости, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Негативные тенденции, проявляющиеся в подростковой и молодёжной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия), свидетельствуют о необходимости усиления участия образовательных учреждений, всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Для этого требуется разработка системы мер по формированию воспитательной компоненты на межведомственной основе.

Основания для разработки Программы

- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;

- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 года;

Цель Программы

Укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

Задачи Программы

1. Разработка перечня мер и мероприятий по формированию воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

2. Обеспечение необходимых условий для реализации Программы.

3. Разработка нормативной базы на уровне субъектов Российской Федерации, обеспечивающей развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях с учётом региональной специфики конфессионального и этнокультурного многообразия России в соответствии с государственной политикой в области образования.

4. Совершенствование организационно-управленческих форм и механизмов развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях.

5. Организация межведомственного взаимодействия систем общего и дополнительного образования с привлечением органов государственной власти, осуществляющих управление в сферах образования, молодёжной политики и спорта, охраны здоровья и социальной политики, учреждений культуры и спорта.

6. Разработка комплекса мер по развитию новых общественных организаций, деятельность которых связана с интересами детей и молодёжи.

7. Развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих работников системы общего и дополнительного образования для реализации мероприятий Программы.

8. Обеспечение информационной поддержки Программы.

9. Укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей для реализации Программы.

10. Проведение мониторинга эффективности реализации комплекса мер по развитию воспитательной компоненты в субъектах Российской Федерации.

Целевые группы Программы

Приоритетными целевыми группами реализации Программы являются дети, молодежь, работники образования и социальной сферы, представители общественных объединений, государственные и муниципальные служащие, родители и члены семьи.

Основными разработчиками и участниками реализации перспективных программ и проектов Программы являются:

- образовательные учреждения общего и дополнительного образования, учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, психологи, социальные педагоги, организаторы воспитательной деятельности в образовательных учреждениях, органы государственной и муниципальной власти, осуществляющие управление в сфере образования, методические центры;

- общественные институты: органы общественного управления всех уровней, детские и молодёжные организации и объединения, объединения родительской общественности, профессиональные сообщества, попечительские советы;

- структуры различной ведомственной принадлежности, отвечающие за работу с детьми и молодёжью.

Основные принципы реализации Программы

- осуществляется на основе качественно нового представления о роли и значении воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;

- включает формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий и технологий, повышение эффективности взаимодействия учебной и внеучебной деятельности, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания;

- учитывает принцип гуманистической направленности воспитания, обеспечивающий отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, поддерживающий субъектно-субъектный характер в отношении взаимодействия, устанавливающий равноправное партнёрство между всеми участниками образовательной деятельности, включающий оказание психолого-педагогической помощи учащимся в процессе социализации;

- соблюдает принцип личностной самоценности, который рассматривает каждого субъекта образовательного процесса (школьник, педагог, семья) как индивидуальность;

- учитывает принцип культуросообразности, который базируется на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнической культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям, предусматривает построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни в стране и в отдельном регионе;

- основывается на принципе личностно-значимой деятельности, предполагающей участие учащихся общеобразовательных учреждений в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами и жизненными установками;

- учитывает принцип коллективного воспитания, проявляющийся во взаимодействии детей и взрослых в процессе совместного решения задач по формированию у учащихся опыта самопознания, самоопределения и самореализации;

- соблюдает принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности, оказании помощи молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении;

- учитывает необходимость создания дополнительных условий для социализации детей с особенными потребностями в обучении и ограниченными возможностями; проведение мероприятий, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, детьми-мигрантами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в школьном пространстве и в социуме в целом;

- опирается на природосообразность и природоспособность, что предполагает научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся осуществляется сообразно полу, возрасту, наклонностям; создание условий для формирования ответственности за последствия своих действий и поведения;

- опирается на принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания; установление связи между субъектами внеучебной деятельности по взаимодействию в реализации комплексных воспитательных программ, а также в проведении конкретных мероприятий;

- основывается на принципе вариативности воспитательных систем, направленных на удовлетворение потребностей обучающихся в различных социально ориентированных моделях воспитательных организаций, нацеленности системы воспитания на формирование вариативности способов мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности, готовности к деятельности в различных ситуациях;

- сохраняет преемственность в воспитании, заключающуюся в непрерывности процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне образования), в развитии необходимости личностного присвоения учащимися культурно-исторических ценностей и традиций своего народа;

- осуществляется на основе государственно-общественного управления воспитанием, предполагающего разделение полномочий и консолидацию усилий органов государственной и муниципальной власти и общественных институтов в решении проблем воспитания молодого поколения;

- соблюдает принцип демократизма, суть которого заключается в переходе от системы с однонаправленной идеологией и принудительных воздействий на субъекта воспитания к системе, основанной на взаимодействии, педагогике сотрудничества всех участников образовательного процесса;

- опирается на принцип толерантности, признания наличия плюрализма мнений, терпимости к мнению других людей, учёт их интересов, мыслей, культуры, образа жизни, поведения в различных сферах жизни;

- учитывает духовную составляющую жизни ребёнка, проявляющуюся в формировании у школьников духовных ориентиров, не противоречащих ценностным установкам традиционных религий, в соблюдении общечеловеческих норм гуманистической морали, в интеллектуальности и менталитете российского гражданина;

- определяет эффективность как формирование навыков социальной адаптации, самореализации, способности жить по законам общества, не нарушая права и свободы других людей, установившихся норм и традиций;

- предполагает применение воспитывающего обучения как использование воспитательного потенциала содержания изучаемых учебных дисциплин - как основных, так и дополнительных образовательных программ - в целях личностного развития школьников, формирования положительной мотивации к самообразованию, а также ориентации на творческо-практическую внеучебную деятельность;

- основывается на принципе социальности как ориентации на социальные установки, необходимые для успешной социализации человека в обществе;

- предполагает принцип "социального закаливания" как включения школьников в ситуации, которые требуют проявления волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки определённых способов этого преодоления, приобретения социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Сроки и этапы реализации Программы

1 этап: 2013-2015 годы.

Подготовка проектов нормативно-правовых актов и разработка механизмов межведомственного взаимодействия для реализации Программы.

Проведение научно-исследовательских работ.

Издательская деятельность, направленная на популяризацию Программы.

Проведение форумов, конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад и иных массовых мероприятий, организация работы летних лагерей.

2 этап: 2016-2018 годы.

Организация разработки и проведения государственных и общественных проектов по реализации Программы.

Разработка методических рекомендаций, федеральных государственных требований к повышению квалификации педагогов системы общего и дополнительного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, ориентированный на ценности демократического общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармоничное развитие личности ребенка.

Пояснительная записка

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нём воспитание - старейшее из человеческих дел.

В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий. В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают такие задачи, как формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания, создание нового воспитательного потенциала системы образования, обеспечение условий для воспитания будущих поколений на основе общественного согласия, приоритета мира и толерантности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

Программа развития воспитательной системы – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания внеучебной и внеклассной воспитательной работы школы, особенности организации, кадрового и методического обеспечения воспитательного процесса. В связи с изменениями в российском обществе, в системе школьного образования педагогический коллектив считает актуальным внедрение Программы через гражданско- правовое и духовно – нравственное воспитание школьников.

В основе механизма социализации личности школьника лежит активная преобразующая деятельность детей, посредством которой происходит включение их в жизнь тех или иных сообществ, формирование социальных связей, развитие систем ценностных и социальных ориентаций.

Итоги воспитательной работы за последние три года свидетельствуют о том, что в школе заложены условия для реализации Программы : создана организационно-нормативная база, обновлено научно-методическое обеспечение воспитательного процесса, педагогический коллектив находится в состоянии постоянного совершенствования своего профессионализма, имеется поддержка родителей и общественности.

Предлагаемая программа направлена на дальнейшее развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежат известные принципы педагогики сотрудничества: - переход от педагогики требований к педагогике отношений; -гуманно-личностный подход к ребенку; - единство воспитания и обучения.

Программа направлена на развитие потенциальных возможностей ребенка, формирование его социального опыта. Реализация воспитательной Программы (с 1 по 11 класс) позволит осуществить переход школы на более высокий уровень культуры воспитательных и образовательных процессов, повышение качества ЗУН учащихся и профессионализма педагогов.

Общие положения Воспитательная программа МАОУ «Михайловская СОШ" определяет цели воспитания с учетом приоритетов и стратегии государства, интересов обучающихся и их родителей.

Актуальность

Воспитательная компонента деятельности школы должна являться неотъемлемой составляющей общего социокультурного пространства Российской Федерации. Под воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях. Однако в стандартах образования отсутствуют соответствующие четкие положения, определяющие качество образования через качество воспитания.

Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: кризис социальной системы; обострение политической ситуации; социальная напряженность; межнациональные распри; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности. Ситуация выживания, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих – недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен руководствоваться педагогический коллектив и которыми должна насыщаться воспитательная система школы.

Таким образом, школа испытывает потребность в обеспечении целостности педагогического процесса.

Нравственное воспитание является наиболее важной, сложной и трудно осуществляемой частью образования.

Воспитательная система, представляя собой сложное социально-педагогическое явление, выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов:

  • педагогическое целеполагание: совокупность идей, ценностей, мотивов и установок;
  • системообразующая деятельность: воспитательная работа (принципы, содержание, педагогические технологии, особенности взаимодействия со средой);

субъекты деятельности: общность педагогического и ученического коллективов, заинтересованны

Читайте также: