Восковая уточка краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

ВложениеРазмер
Открытие слова по рассказу Л.Улицкой "Восковая уточка" 26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы: Мальнова Елена Юрьевна.

Избранный тип урока - исследовательский, входит в систему отработки навыков проблемного изучения текста в школе. Урок осуществляет принципы проблемного изучения произведения и продолжает отработку навыков школьников.

Реализация принципов обучения.

  • Научность обучения выражалась в теоретическом материале урока, основывалась на связи с жизнью, с реалиями действительности.
  • Доступность обучения: текст был распечатан для каждого учащегося.
  • Соблюден принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков.
  • Методы достижения самостоятельности, активности учащихся – активный поиск под руководством учителя.
  • Преобладающий характер познавательной деятельности - продуктивный, творческий.
  • Содержание урока соответствует требованиям программы по литературе, задачам подготовки к ЕГЭ.
  • - на уроке были применены знания по теории литературы: речевая характеристика героев, категория пространства, времени, типология персонажей, роль названия, художественные детали, идея произведения.

- сформированы навыки наблюдения над художественным словом, нахождения ключевых слов в тексте;

- отработано умение анализировать проблемные ситуации и делать выводы

  • Материал, с которым учащиеся работали впервые: новый для учащихся текст современного писателя.
  • Осуществление подготовки учащихся к восприятию новых знаний: обращение к краткой биографической справке о писателе и его творчестве, выдержки из интернета об отношении к его творчеству;

- связь нового с ранее изученным:

  • Выделение главной идеи нового материала.
  • Осуществление проверки усвоения новых знаний, способов деятельности: заполнение опорной таблицы, анализ и классификация нравственных понятий.
  • Знания, умения, навыки, закрепленные, обобщенные на уроке: категория времени, пространства, характеристика героев, тематика и проблематика текста.
  • Организация инструктажа и помощи учителя: опорные понятия, наводящие вопросы.
  • Организация повторения изученного – формы: чтение, аналитическая беседа, приемы: наблюдение, поисковая деятельность, постановка проблемных вопросов, выдвижение гипотез и анализ ситуаций.
  • Развитие общеучебных и специальных умений, способов деятельности:
  • материал урока содействовал развитию аналитических, познавательных и творческих способностей учащихся.
  • Осуществление межпредметных связей с историческими реалиями определенной эпохи
  • Содержание урока развивает интерес учащихся к предмету.

Организация учебной работы на уроке.
Учитель осуществляет постановку учебных задач на каждом этапе.
Применяет разные формы учебной работы (индивидуальную, групповую, фронтальную).

  • Учитель чередует разные виды деятельности учащихся (чтение, анализ, запись)
  • Методы организации контроля за деятельностью учащихся: опрос, письменный ответ.
  • Способы оценки знаний и умений учащихся: оценка работы в ходе урока, творческое задание на дом.
  • Учитель осуществляет развитие логического, критического мышления учащихся, умение сравнивать, делать выводы, обобщать, выявлять закономерности.
  • Учитель своевременно подводит итоги частей урока и занятия в целом.

Тема урока: Художественная деталь как средство выявления авторского замысла.

- обучение комплексному анализу текста.

- пробудить у учащихся интерес к художественному слову;

- развивать художественное языковое чутье;

-воспитать внимательного читателя;

- воспитание чуткости, неравнодушия, деятельного сострадания;

Средства обучения: слайдовая презентация, портреты Улицкой.

Методы и приемы обучения : художественное чтение текста, беседа по тексту с комментированием и иллюстрированием, групповая работа, исследовательская работа.

- Расскажите о вашем отношении к прочитанному.

- Нужны ли такие произведения, которые показывают темные стороны нашей жизни?

  1. Обратимся к смыслу заглавия рассказа. Записываем название.

Воск способен видоизменяться, преображаться.

- А может быть, это символ? Чего? (ее будущего)

III. - Давайте обратимся к художественному времени рассказа. Найдем слова, соответствующие трем категориям времени:

1 группа: Записываем: художественное время:

- реальное (воскресенье, лето)

- биографическое (сейчас – и через два года, потом)

2 группа – найдите и подчеркните слова, характеризующие пространство произведения:

- посреди двора, мощенная булыжником улица, другие города, мир.

3 группа – типология персонажей :

- Что о нем можно сказать?

(Его имя – производное от какого русского слова? (родной). Почему? (для всех он свой)

- А занимается чем? (старьем, грязью)

- Какие слова и поступки характеризуют его? (старый, жалел отдать, долго торговались, буркнул, ковырнул, бросил)

- Валька Боброва. - О чем говорит имя?

Автор тоже ее не одобряет. Но неужели только это?

- Почему не Валя? (нелюбимый ребенок в семье, всеми)

И здесь мы с вами задумаемся: какую проблему затрагивает автор?

(проблема брошенности, бесприютности)

- Почему по фамилии? (вроде бы обращение как ко взрослой, но в то же время что еще чувствуется?- отстраненность, отделенность от всех).

-Что мы узнаем о ее семье? Воспитывали ли они ее? Почему? Это их вина?

- А как жили все? (обстановка, типичная после войны)

- Люди должны были – что? – Выживать! Что война сделала с людьми? - искалечила душу…

- Кто еще приходит к Родиону? Кто они? (дети, вор Шурка Турок и женщины)

- Что несут ему люди?

- Чем представляется содержимое чемодана детям? Найдите слова в тексте.

Это представление, сокровища.

(драгоценности, легкие сережки с красными и зелеными камушками, колечки, воздушная кучка восковых уточек, стеклянные шары с рыбками и лебедями)

Взросление Вальки происходит у нас на глазах.

- Вальке нечего принести Родиону.

- Что она выбирает из всего богатства? Почему? Какие эпитеты использует автор?

(чтобы не тратить попусту желание - прогматичность и холодный расчет, уточка – попорченная! Наперсток – единственный )

- И что дает ей Родион? (испорченную вещь, потому что знает - что? – что она принесла ворованное и не будет жаловаться)

- Как это характеризует самого Родиона?

Проследим за поведением Вальки.

- Холод. Запишем ассоциативный ряд. ( утрата совести, ужас, тревога, волнение, одиночество, отстутствие любви, нежности, осиротелость…)

- Решимость – запишем синонимический ряд: непреодолимое желание, неудержимость, готовность к действию.

-Все это заглушило в ней что? - Голос разума и совести!

Далее действие происходит стремительно.

- Какие глаголы указывают на это?

(подобралась, как пружина, минуты не думая, схватила и понеслась, ловко пробралась…)

- Как в дальнейшем проявятся эти качества в жизни Вальки?

(станет спортсменкой, известной на весь мир)

- Почему колотилось сердце и хотелось пить? (совесть)

Ведь ее надо спрятать…

- После этого поступка что с ней происходит? Холод ее сковал, она осталась одна, она окаменелая…

- А в большом спорте каждый – сам за себя. А это уже - эгоизм, любыми путями цель оправдывает средства.

- Как далось Вальке совершенное?

- Что стало с уточкой? (она растаяла под горячими пальцами) Отчего? (работа сердца, совесть!) Ей жгло руки, а значит, не все еще потеряно…

- Она вспоминала всю жизнь о восковой уточке, как о чем? (о пределе мечтаний, который ей достался большими переживаниями…)

- На уровне горячих рук она вспоминает всю жизнь об этом случае…

- Итак , запишем: какие социальные и нравственные проблемы раскрываются перед читателем?

1. Люди меняли старье на старье. Это значит, в стране - нищета, убогость, но нищета не только материальная, но и какая?

Люди должны были выживать, война искалечила душу.

1 – деградация духовная.

- У ребенка ничего не было, мать и сестра ее били. – Чего не хватает ребенку?

(отсутствие ласки, тепла, любви, а отсюда – 2 проблема обделенности, страдания детей. )

- Какова проблема? – безотцовщина, отсутствие внимания…

- Какая основная проблема объединяет все?

– Когда ей руки жгло… - это 3 проблема - совести.

Попробуйте дать прочитать этот рассказ родителям, знакомым, учителям, друзьям. Соберите их мнения о рассказе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Настольно-печатная игра "Подбери слова к рассказу"


Статья "Слово о рассказе Н. С. Лескова "Зверь"

Данная статья - приложение к уроку-практикуму "Эпиграф в литературном произведении". Она поможет учителю в подготовке к данному уроку по святочному (рождественскому) рассказу Н. С. Лескова "Зверь" (вп.


Праздник детской поэзии "Веселая уточка"

Праздник детской поэзии. Содержатся методические материалы, предваряющие его.


Презентация к статье "Слово о рассказе Лескова Н.С. "Зверь"

Презентация к статье "Слово о рассказе Лескова Н.С. "Зверь" содержит основные положения выступления на Рождественнских чтениях в Духовной семинарии.


Открытый урок "Уточка из воздушных шаров"

План открытого занятия "Уточка из воздушных шаров".



Интерактивная викторина-раскраска по сказке "Белая уточка".

Интерактивная викторина-раскраска по сказке "Белая уточка" создана при помощи технологического приёма "Интерактивная раскраска". Презентацию можно использовать при изучении темы "УНТ. Народные с.


Анализ рассказа: мотивы произведения

Особое внимание девочки привлекает восковая уточка с помятым крылом, возможно, потому, что эта уточка напоминает саму героиню. Этот предмет, как это часто бывает в текстах Л. Улицкой, сыграет важную роль в повествовании: именно с ним будет связано маленькое чудо, вошедшее в ничем не примечательный день в Валькину жизнь (первый маркер, оставленный писателем для читателя). Важность предмета подчеркнута и тем, что его наименование стало заглавием рассказа.


Ангелочек, полученный Сашкой в богатом доме на елке, дал ему чувство полноты бытия, позволил, едва ли не впервые в жизни, поговорить с отцом. Однако Л. Андреев дает герою лишь миг счастья, обыденная жизнь берет свое: восковой ангелочек тает от жара печи и все возвращается на круги своя. В художественном мире Л. Улицкой восковая уточка становится знаком надежды на счастливое будущее, в наступлении которого автор не дает сомневаться читателю.

Сложности выбора в рассказе

На протяжении рассказа герои меняются, и меняется их отношение к тем и тому, чем некоторое время назад они восхищались, перед чем благоговели. Но отношение к каким — то дорогим предметам, связанным с детством, может оставаться у героев на протяжении всего повествования одинаково трепетным. Так, например, любовь к восковой уточке из одноименного рассказа героиня пронесла через всю свою жизнь: . Она выбирала между колечком с зеленым камушком и одной уточкой. Уточка была немного попорченная, со вмятиной на крыле… она почему — то вспоминала о нежной восковой уточке с помятым крылом, которая давно растаяла под ее горячими пальцами.

Цели: расширить круг чтения учащихся; развивать навыки анализа текста; выявлять авторскую позицию; совершенствовать навыки выразительного чтения, монологической речи; воспитывать ценностное отношение к жизни; развивать художественное мышление; кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством художника Владимира Семеновича Любарова.

Оборудование: выставка книг Л.Е. Улицкой, репродукций художника В.С. Любарова.

Ход урока

1. Слово учителя.

– Понравились вам рассказы Л.Е.Улицкой?

Чтобы приступить к обсуждению рассказов, нам понадобится небольшая историческая справка.

«Послевоенное восстановление хозяйства.

Жизнь и быт людей

Война нанесла тяжелый удар по экономике СССР. Всё, что было создано в западных районах страны в годы первых пятилеток, оказалось разрушенным. Уничтожено 1710 городов и поселков городского типа, 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тысяч км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн.га. Была утрачена примерно треть национального богатства страны.

Однако самыми тяжелыми были людские потери. Война унесла жизни почти 27 млн. человек. Население страны сократилось в годы войны почти на 18%.

Возрождение разоренной экономики начиналось сразу по мере освобождения родной земли… Героизм тружеников тыла был не меньшим, чем бойцов на фронте. Освобожденные районы страны уже в 1944 г. дали стране свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов.

Однако как центральная задача восстановления встала перед народами СССР лишь после окончания войны…

Восстановление проходило в тяжелейших условиях: экономика перестраивалась на выпуск мирной продукции…

Еще более ослабленным вышло из войны сельское хозяйство страны…

В 1946 г. ситуация резко осложнилась из-за небывалой засухи, охватившей Молдавию, Украину, Центральное Черноземье. В 1946-1947 гг. посевы здесь погибли на миллионах гектаров… Из-за нехватки кормов погибло до 3 млн. голов скота. Власти объявили режим экономии хлебных запасов, что означало не только существенное сокращение суточных норм пайка рабочих и служащих (в стране по-прежнему действовала карточная система), но и прекращение выдачи хлеба по карточкам 85% сельского населения. Это привело к голоду, охватившему десятки миллионов человек. За период 1946-1948 гг. потери населения от голода только в Российской Федерации составили почти 3 млн. человек…

Росли из года в год денежные и натуральные налоги…

Крестьяне по-прежнему не имели паспортов и не могли поэтому выехать на жительство в города. Не получали они пенсий и других социальных выплат…

Послевоенные годы были одними из самых тяжелых для граждан СССР. Миллионы семей потеряли кормильцев на войне. Без крыши над головой остались 25 млн. человек. Спустя многие годы после войны жить приходилось в землянках, бараках, железнодорожных вагончиках….

Интенсивным был труд людей. Работать приходилось порой по 10-12 часов в день. Условия труда были намного хуже довоенных…

3. Беседа

Итак, о чем заставляют задуматься рассказы Людмилы Улицкой? О чем думают, мечтают ее герои?

– Почувствовали дыхание времени?

– Случайно ли Улицкая обращается к осеннему пейзажу? Какая картина возникает перед глазами? (Пейзаж реалистичен: сумрачно, холодно, тяжело.)

– Прочитайте, о чем же думает Ипатьева, что волнует эту женщину?

– Как чувствуют себя дети, как они себя ведут? (Не разговаривают даже между собой.)

– Что же решила Ипатьева? Почему не Слониха? (Оставить девочек, поэтому автор и называет ее Ипатьевой.)

– Как девочки стали называть Ипатьеву? (Баба Таня.)

– Чтобы почувствовать внутренний ритм данного отрывка, прочитаем его коллективно.

– Расскажите, куда отправились девочки и что произошло? (Отправились за капустой, и Дуся потеряла деньги.)

– Как отнеслись взрослые к детскому горю? (Равнодушно.)

– Прочитайте диалог Ипатьевой и Кротовой. С16. «Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:

– Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала…Пропали, пропали девчонки мои… Цыгане свели или кто..

– Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! – утешала ее Кротова.

– Почему Валька не радуется, ведь сбылась ее мечта?

(Она не может поделиться счастьем с другими людьми.)

– Прочитайте эпилог рассказа. В чем смысл этого рассказа? (Рассказ построен на контрасте. 1 ч – ложное счастье, 2 ч – истинное. Счастье – это когда ты созидаешь, когда несешь добро людям. И еще – чтобы чего-то добиться, надо проявлять решимость, действовать. Обозначим проблему – что такое счастье , шире – в чем смысл жизни человека.)

– Объясните смысл названия? (Восковая уточка – это напоминание о проступке, но это и предостережение автора: человек ответствен за свою жизнь.)

– Что же произошло дальше? (Часы надела Дина.)

– Почему прадед не остановил Дину, а только покачал головой. (Понял, насколько велико желание девочки.)

– Это чувства взрослого человека ? (Конечно, ребенка. Взрослые и дети по-разному смотрят на мир.)

– А здесь кто пишет? (Взрослый человек, который знает жизнь, знает, что не все люди способны разделить радость другого человека, оказывается, есть и завистливые люди.)

– Кто помог девочке? (Прадед, он собрал часы.)

– В чем смысл этого рассказа? (Добро побеждает зло.)

4. Подведение итогов беседы.

– Посмотрите на доску, так над чем же заставляют задуматься рассказы Людмилы Улицкой? Как мы назовем эти проблемы? (Нравственные, вечные. Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение).[3]

Автор показывает крупным планом, что является самым важным в жизни человека.

– Я хочу прочитать сочинение ученицы седьмого класса.

«Совесть, правда, добро…

Совесть необходима человеку для осознания собственных грехов и ошибок, а значит, и возможности в них покаяться.

К сожалению, сейчас, в 21 веке, в людях процветает эгоизм, жажда наживы. Теряются такие понятия, как чистая настоящая любовь, верность, взаимовыручка.

Рассказы Улицкой иллюстрировал художник Владимир Семенович Любаров.

5. Работа с иллюстрациями.

1044 Родился в Москве.

1955-1962 Учился в Московской средней художественной школе при Институте им. В.И.Сурикова…

1962 Работал маляром на автобазе.

1963-1969 Учился в Московском полиграфическом институте на факультете художественного оформления печатной продукции…

1969-1990 Проиллюстрировал и оформил более 100 книг. Среди авторов Вольтер, Гофман, Распэ, По, братья Стругацкие, Лем…

1985 Вступил в Московскую организацию Союза художников СССР.

1991 Резко изменил свою жизнь, переехал в деревню Перемилово Владимирской области. Начал заниматься станковой графикой, а затем и живописью.

Маленьким мальчиком я почти всегда рисовал войну.

Я рисовал солдат в касках с красными звездами, автоматы и танки с огромными пушками. А соседка по коммуналке Нина Гусарова, которая была старше меня на год, рисовала стройных принцесс на тоненьких ножках-макаронинах. Головы принцесс украшали огромные банты, раскрашенные цветным карандашом, и все Нину хвалили. Меня тоже хвалили, но как-то неискренне. Война всем порядком надоела.

Я завидовал Нине, и однажды тоже попробовал нарисовать принцессу. Получилась толстая тетка, а банты рисовать я вообще не умел.

– Вылитая тетя Вера,– сказала моя мать и посоветовала убрать рисунок куда-нибудь подальше, а то тетя Вера может обидеться.

В деревне Перемилово все женщины крупные и красивые, а мужики – так себе, ни ростом, ни весом не вышли. Плюгавенькие, одним словом.

В Перемилове женщина – главная, на ней держится хозяйство и душевное здоровье семьи. А мужикам все до фонаря, они живут своими интересами: выпивают, в картишки перекидываются, озоруют.

Моя жена Катя тоже молодая, красивая и крупная – хоть и городская девушка.

А я – тощий мухомор, подстать перемиловским мужичкам и собственным картинкам.

Меня часто спрашивают, почему я рисую толстых женщин?

– И действительно, почему я их рисую?

Во-первых, наверное, потому, что просто люблю их рисовать.

Для меня толстая женщина – особый эстетический объект.

Мне нравится, как она ходит, сидит, лежит, нравится ее пластика, мне нравится в ней все…

Толстая женщина органично вписывается в любой ландшафт, в любую среду обитания. Она организует мир вокруг себя. Моя толстая женщина – это некий космический объект, она неразрывно связана с Природой, она даже летать умеет…

7. Домашнее задание

Людмила Улицкая - Восковая уточка

Когда Родион раскрывал его, все замирали. Чемодан был полон драгоценностями. В тонкую картонку были вдеты легкие сережки с красными и зелеными камушками, маленькие колечки лежали навалом в банке из-под леденцов, воздушной кучкой вздымались чуть прозрачные раскрашенные восковые уточки, ослепительно сверкали большие стеклянные шары, в которых торжественно плавали рыбы и лебеди. Нашитые на бумажку пуговицы и разноцветные пряди ниток волшебно переливались под майским солнцем.

Валька Боброва прижималась к телеге и не отходила до конца представления. Ей нечего было принести Родиону. Однажды, в прошлом году, она отнесла было Родиону материн платок, но Нинка, старшая сестра, увидела, отняла и вздула. Потом еще добавила и мать.

Электронная книга, выпущенная в 2008 году, принадлежит жанру Современная проза. В библиотеке можно начать чтение книги "Восковая уточка" (Людмила Улицкая) скачать бесплатно в формате fb2 полностью оцифрованную книгу для андроид. Также есть возможность просмотреть другие издания автора Людмила Улицкая.

скачать книгу в fb2

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 219
  • КНИГИ 669 845
  • СЕРИИ 25 798
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 073

Восковая уточка

Маленькие фанатики Луны

Вечер в вишнёвом саду (сборник)

Рождественская сказка (СИ)

Оценка

Оценка: 8.8 ( 10 )

Чаще всего - чуть не каждое воскресенье - старый Родион появлялся летом. Он шел всегда рядом с тележкой, которую везла большая костлявая лошадь. Остановившись посреди двора, он кричал громким голосом: - Старье-берем! Это "старье-берем" было вроде припева, потому что он еще длинно выпевал: - Кости, тряпки, бумага, старая посуда, все берем!


Мне нравится ( 2 )

Читайте также: