Воронин г л конфликты в школе социологические исследования

Обновлено: 05.07.2024

Опыт работы социального педагога с конфликтом в общеобразовательном учреждении.

ВложениеРазмер
Опыт работы социального педагога с конфликтом в общеобразовательном учреждении. 84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психология конфликта и основы медиации в образовательных организациях.

Опыт работы социального педагога с конфликтом в общеобразовательном учреждении.

Описание ситуации конфликта между подростками…………………………. 7

Работа социального педагога по урегулированию данного конфликта.…… . 8

Результаты работы и выводы………………………………….………………..11

Список использованной литературы………………………………………….. 27

Школа – это важная ступень эволюции человека в обществе. Именно здесь ребенок начинает проявлять свою самостоятельность относительно собственных желаний, способностей и наклонностей. Мы знаем, что каждый человек уникален, у каждого свои интересы и особенности. Когда же сталкиваются противоположности, возникает конфликт. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Так было в советское время, так есть и сейчас. Поэтому тема о конфликтах в школе не теряет своей актуальности в годах.

В нынешних публикациях можно часто поднимается вопрос конфликтов в школе. Источником их, как правило, являются падение интереса педагога к личности ребенка, нежелание понять его внутренний мир.

Возникновение проблемных и конфликтных ситуаций обусловлено и падением престижа педагогической профессии в обществе, авторитарностью в школьном управлении, возросшей напряженностью в межличностных отношениях в школьном социуме.

Современные дети стали отличаться или полным безразличием к окружающим их людям, либо редкой жестокостью ко всему жестокостью, из-за чего педагог не всегда может воздействовать на них, ведь для таких детей учитель не является тем, кого они обязаны уважать.

Можно вывести основное социальное противоречие: противоречие между требованиями и ожиданиями учеников и реально получаемым образованием. Поэтому причины конфликтов между учениками и учителями являются следствием реальных причин, вызванных основным социальным противоречием.

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор (руководители различных уровней). Нужно провести типологизацию конфликтов по такому основанию, как субъект конфликта, и проанализировать причины, их вызывающие.

Можно выделить десять видов противостояний: 1) ученик- ученик; 2) ученик – учитель; 3) ученик – родители; 4) ученик – администратор; 5) учитель – учитель; 6) учитель – родители; 7) учитель – администратор; 8) родители – родители; 9) родители – администратор; 10) администратор – администратор.

Можно ли изжить конфликты между учениками? Вряд ли. В школе происходит формирование личности ребенка, и в зависимости от того, сколь успешно осуществляется этот процесс, в первую очередь усвоение духовных нравственных ценностей снижается (возрастает) количество конфликтов между школьниками. Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку [4].

Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:

- проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке или вне урока (беседа - дискуссия) – 32% [1];

- профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся – 19,4%;

- отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию – 11,1% [1].

Главными же причинами ссор, споров и конфликтов детей с родителями являются учеба и борьба за самостоятельность, за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание [1].

Американские социологи, на основании исследований, проведенных среди учителей, выделили факторы, способствующие удовлетворенности педагогическим трудом, а значит, и снижающие уровень конфликтности в общеобразовательных школах [1].

Во-вторых, автономия школьного преподавателя.

Результаты исследования показывают, что в школе трудно и учителям, и ученикам. Ученикам труднее, потому что они неопытнее и бесправнее. В представлении детей переустройство школьной жизни – это прежде всего уважение к личности ученика, представление ему права самому выбирать, какие предметы изучать, какие клубы и вечера посещать, у какого учителя учиться. Для многих программа слишком сложна, порождает комплекс неполноценности. Принуждение к учебе, отсутствие возможности выбора в соответствии со своими желаниями и возможностями – главная причина негативного отношения учащихся к школе. Принципы педагогики сотрудничества могут способствовать улучшению положения дел в школе, если они будут распространяться не только на внеклассную работу, а прежде всего на учебный процесс [2].

Таким образом, можно констатировать, что конфликты в общеобразовательной школе – явление закономерное, в значительной мере вытекающее из ее неспособности реагировать на изменившиеся внешние условия. Конфликты в школе все чаще приобретают массовый характер.

Данная работа посвящена описанию конфликтной ситуации между учащимися общеобразовательного учреждения, развития конфликта, способов разрешения конфликта администрацией ОУ и роли социального педагога в данной конфликтной ситуации.

Описание ситуации конфликта между подростками.

После звонка окончания следующего урока Е. проходила между партами и пыталась пройти мимо К.

К. толкнула Е., девочки вцепились друг другу в волосы, началась драка. Учитель остановила драку, выяснила, что конфликт начался еще на предыдущем уроке. Отпустила К. домой, задержала Е. для беседы, сообщила родителям Е. и классному руководителю 6 класса.

Час спустя, отчим К. позвонил по домашнему телефону семьи Е., чтобы поговорить с родителями Е. Трубку взяла Е., отчим К., узнав с кем говорит, в нецензурной форме начал ругать Е. и запугивать ее физической расправой.

Е. испугалась и бросила трубку. Когда ее родители, бывшие также дома, спросили, кто звонил, она им рассказала.

Когда родителей Е. вызвали в полицию, они подали заявление на отчима К., с обвинением в запугивании и нецензурной брани в отношении их дочери.

Родители К. обратились к классному руководителю 6 класса с требованием применения воспитательных мер по отношению к учащейся Е.

В классе одноклассники приняли сторону Е.

К. оказалась изолированной. Она постоянно прислушивалась к разговорам одноклассников, общавшихся с Е., и сообщала родителям, если ей казалось, что говорят о ней.

Родители К. пришли в школу, к классному руководителю, с требованием вызвать учащуюся Е. для объяснений.

Классный руководитель позвала Е. в класс, где также присутствовала К. со своей матерью и отчимом. Классный руководитель потребовала от Е. объяснений по поводу тех разговоров, что слышала К.

Е. выбежала из класса.

Директор обратился к социальному педагогу разобраться в ситуации с девочками, чтобы дать информацию в отдел по делам несовершеннолетних.

Работа социального педагога по

урегулированию данного конфликта.

1. Социальный педагог изучил доступные документы:

- служебная записка от педагога (свидетеля драки);

- служебная записка от классного руководителя;

- заявление от родителей К.

3. Проведена беседа с одноклассницей К. и Е. – А., которая до конфликта была подругой обеих девочек. На данный момент А. общается только Е.

4. Проведены беседы с педагогами:

- классным руководителем 6 класса;

- учителем начальной школы, у которого девочки учились с 1 по 4 класс.

Выявлены следующие сведения:

- Е. отрицает избиение К. на уроке физкультуры;

- свидетели подтверждают факт избиения К.;

- вероятной причиной конфликта было то, что К. облила соком блузку Е. перед физкультурой;

- учитель физкультуры конфликт между К. и Е. не видел, так как вел урок;

- родители Е. требуют от дочери не общаться с К.

- родители Е. подали заявление в полицию на отчима К.

- родители К. требуют от дочери не общаться с Е.

- учитель начальной школы сообщает, что учащиеся К. и Е. всегда были подругами с 1 класса (а разлады когда и были, то были возрастными);

- семьи девочек также дружили с 1 класса, пока мама К. не переехала к новому мужу, родив ребенка - сводного брата К.;

- мать К., отчим и сводный брат живут в области, а сама К. проживает с бабушкой по старому адресу;

- учитель-свидетель считает, что в той драке, которую наблюдала она, участие девочек было равноценно;

- классный руководитель открыто приняла сторону родителей К., как результат – потеря контакта с Е. и ненависть со стороны семьи Е.;

Социальный педагог оформил по требованию отдела по делами несовершеннолетних характеристики на обеих девочек.

Социальным педагогом была проведена беседа с классным руководителем 6 класса, оказавшимся в зоне конфликта.

Социальный педагог пригласил на беседу родителей Е. Пришла мать Е.

- мать Е. признала факт избиения ее дочерью одноклассницы К.;

- считает меры по постановке дочери на учет в отделе по делам несовершеннолетних несправедливыми;

- считает, что родители К. должны были прежде всего поговорить с ними, а не идти в полицию с заявлением;

- мать возмущена вмешательством взрослых семьи К. во взаимоотношения девочек:

-- запугивания по телефону;

- вариант перевода дочери в другой класс не рассматривает;

В назначенный день пришла мать Е. и мать К. с мужем. С целью уравновешивания сторон социальный педагог была вынуждена просить отчима удалиться.

Социальный педагог объяснила обеим сторонам возможные варианты развития ситуации. Обратила внимание на ошибки ожиданий родителей и текущее состояние конфликта:

- учащуюся Е. никто исключать из школы не будет;

- взаимоотношения между девочками ухудшаются, конфликт усугубляется;

- в конфликт вовлечен классный руководитель, который неправомерно хотел провести беседу в присутствии родителей только одной из девочек;

- обе девочки виновны в происшествии;

Было предложено мамам пообщаться между собой и предложить свои варианты решения конфликта.

Мать Е. попросила у матери К. забрать заявление из полиции, и взамен обещала также забрать заявление, поданное на ее мужа. Выразила уверенность, что девочки смогут сами между собой разобраться.

Мать К. отказалась от данного предложения. Выразила уверенность в абсолютной невиновности своей дочери в конфликте и осудила поведение Е.

Социальный педагог напомнила, что на основании полученных сведений, сделан вывод, что виноваты обе девочки. Во втором инциденте агрессию проявляла К. Поэтому для обеих есть основания для постановки на учет в отделе по делам несовершеннолетних.

Мать К. обвинила социального педагога в непрофессионализме и некомпетентности, и категорически запретила общаться с дочерью.

Беседа закончилась с отрицательным результатом.

Мать Е. разрешила работать со своей дочерью с целью помощи в примирении девочек.

В связи с тем, что социальный педагог обещала не общаться с учащейся К. ее матери, в качестве примирителя выступал директор ОУ.

Директор ОУ объяснил учащимся, что ничего позитивного в продолжении их противостояния нет и быть не может. И предложил вспомнить, что до этого девочки 6 лет дружили.

Девочки решили помириться. Они попросили прощения друг у друга.

Результаты работы и выводы.

Примирение произошло. Учащаяся Е. была поставлена на учет по делам несовершеннолетних (антисоциальное поведение). Учащаяся К. была поставлена на внутришкольный контроль (безнадзорность, не проживание с родителями)

Факторы, способствовавшие примирению:

- предложение о примирении поступило от уважаемого, стороннего (вне конфликта) лица;

Ошибки, способствовавшие усугублению конфликта:

- предвзятость взрослых (педагогов);

- латентный конфликт между родителями девочек;

Использованная литература и ссылки.

1. Воронин Г. Л. Конфликты в школе/ Г.Л. Воронин// Социологические исследования. – 1994. – № 3

2. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учеб./ В.И. Журавлев; Рос. пед. агентство. – М., 1995.

3. Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей / Н.Д. Исайчева // Вопросы психологии. – 1990. - № 4

4. Рыбакова М.М Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991.

5. Сперанский В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации / В.И. Сперанский // Социально-политический журнал. – 1995. - № 4

7. Волков Б.С. Конфликтология: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова.– М.: Трикста, 2005. – 375 с.

8. Казанская В.Г. Педагогическая психология / В.Г. Казанская. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.

9. Базелюк В.В. Технологические основы разрешения педагогических конфликтов / В.В. Базелюк // Наука и школа. – 2005.– N5 . – 8–11 с.

Школа – это важная ступень эволюции человека в обществе. Именно здесь ребенок начинает проявлять свою самостоятельность относительно собственных желаний, способностей и наклонностей. Мы знаем, что каждый человек уникален, у каждого свои интересы и особенности. Когда же сталкиваются противоположности, возникает конфликт. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Так было в советское время, так есть и сейчас. Поэтому тема о конфликтах в школе не теряет своей актуальности в годах.

Можно вывести основное социальное противоречие: противоречие между требованиями и ожиданиями учеников и реально получаемым образованием. Поэтому причины конфликтов между учениками и учителями (именно они находятся в центре внимания), рассмотренные ниже, есть следствие реальных причин, вызванных основным социальным противоречием.

Кризисное состояние народного образования осознается населением как вопрос, требующий скорейшего решения. Изучение общественного мнения, проведенное Нижегородским отделом Института социологии РАН в 1989г и в 1991г., показали, что число обеспокоенных в этой сфере увеличилось с 15,8% до 56,4% [1].

В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор (руководители различных уровней). Нужно провести типологизацию конфликтов по такому основанию, как субъект конфликта, и проанализировать причины, их вызывающие.

Можно выделить десять видов противостояний: 1) ученик- ученик; 2) ученик – учитель; 3) ученик – родители; 4) ученик – администратор; 5) учитель –учитель; 6) учитель – родители; 7) учитель – администратор; 8) родители – родители; 9) родители – администратор; 10) администратор – администратор [1].

Конфликт в общеобразовательной школе нельзя оценивать лишь с точки зрения его положительного или отрицательного воздействия. Необходимо уяснить, закономерное это явление или случайное, долгосрочное или временное, массовое или единичное, каковы его причинно-следственные связи, как оно влияет на поведение участников образовательного процесса.

Можно ли изжить конфликты между учениками? Вряд ли. В школе происходит формирование личности ребенка, и в зависимости от того, сколь успешно осуществляется этот процесс, в первую очередь усвоение духовных нравственных ценностей снижается (возрастает) количество конфликтов между школьниками. Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку [4].

Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:

- профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся – 19,4%;

- отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию – 11,1% [1].

Американские социологи, на основании исследований, проведенных среди учителей, выделили факторы, способствующие удовлетворенности педагогическим трудом, а значит, и снижающие уровень конфликтности в общеобразовательных школах [1].

Во-вторых, автономия школьного преподавателя.

Результаты исследования показывают, что в школе трудно и учителям, и ученикам. Ученикам труднее, потому что они неопытнее, ершистее, бесправнее, точнее – чем бесправнее, тем ершистее. В представлении детей переустройство школьной жизни – это прежде всего уважение к личности ученика, представление ему права самому выбирать, какие предметы изучать, какие клубы и вечера посещать, у какого учителя учиться. Для многих программа слишком сложна, порождает комплекс неполноценности. Принуждение к учебе, отсутствие возможности выбора в соответствии со своими желаниями и возможностями – главная причина негативного отношения учащихся к школе. Принципы педагогики сотрудничества могут способствовать улучшению положения дел в школе, если они будут распространяться не только на внеклассную работу, а прежде всего на учебный процесс [2].

Таким образом, можно констатировать, что конфликты в общеобразовательной школе – явление закономерное, в значительной мере вытекающее из ее неспособности реагировать на изменившиеся внешние условия. Конфликты в школе все чаще приобретают массовый характер. Выходом из данной ситуации может стать выработка новой стратегии образования.

1.2. Объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект исследования – ученики 8 – 11 классов и учителя разных типов пермских школ.

Предмет исследования – конфликты между учителями и учениками.

Цель исследования – выяснить причины и факторы конфликтов между учителями и учениками.

Достижению цели исследования будет способствовать решение в ходе исследования следующих задач:

1. Выяснить предпочтения в образовании у учеников.

2. Выяснить степень удовлетворенности учеников учебой в школе.

3. Выяснить ситуацию конфликта глазами ученика и учителя.

4. Установить причины конфликтов с каждой стороны.

5. Установить факторы, влияющие на возникновение конфликтов.

6. Выяснить способы разрешения конфликтов.

7. Выяснить последствия школьных конфликтов.

1.3. Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация

основных понятий. Предварительный системный анализ.

Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Социальный конфликт - конфликт, причиной которого являются разногласия социальных групп или личностей при расхождении во мнениях и взглядах, стремлении занять лидирующее положение; проявление социальных связей людей.

Педагогический конфликт - реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношений и взаимоотношений учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения о способах воздействия на них. Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется, как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка.

Социальная напряженность - высокий уровень недовольства населения существующим положением дел, готовность выразить свое недовольство открыто.

Ориентация - совокупность действий субъекта, направленных на оценку проблемной ситуации, ее обследование и планирование поведения.

Ценностная ориентация - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения, являющиеся важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности и ее поведение.

Эмпирические показатели школьных конфликтов.

1. Частота возникновения конфликтов.

2. Причины возникновения конфликтов.

3. Степень остроты конфликтов.

4. Последствия конфликтов.

1. Требования, предъявляемые учащимися к содержанию школьного образования.

2. Степень удовлетворенности учащихся учебой.

3. Мотивы учащихся в конфликтах.

4. Представления учителей о необходимом содержании образования.

5. Степень удовлетворенности в учебном процессе у учителей.

6. Удовлетворенность учителей своим социальным статусом.

7. Мотивы учителей в конфликтах.

1.4. Типология конфликтов.

I. По характеру субъектов конфликты делятся на:

– межгрупповые (внешний конфликт между разными группами);

- межличностные (конфликт между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.);

II. – По содержанию бывают конфликты:

А) потребностей (потребности - это состояния субъекта, создаваемые определенной нуждой в объектах (материальных или идеальных), выступающих источником его активности.),

Б) интересов (интересы - осознанные потребности. Анализ причин поведения сторон в конфликте показывает, что они сводятся к стремлению удовлетворить свои интересы.),

В) ценностей (ценности - близки к интересам оппонентов. Ценности они могут отстаивать в конфликте, в том числе и личностные ценности: чувство собственного достоинства, честь, самооценка и т. п.).

III. По способам разрешения, конфликты бывают:

- антагонистические (конфликты с непримиримыми противоречиями между сторонами),

- компромиссные (конфликты с итоговым приспособлением, означающим, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями частично или полностью).

Типология педагогических конфликтов по типу участвующих субъектов.

Функциональный анализ школьных конфликтов.

Факторы, влияющие на конфликтность в школе.

- реформирование системы школьного образования,

- изменения ситуации на рынке труда и характера требований к работникам,

- выделяемые государством средства на содержание школ.

- уровень квалификации учителя,

- материальное положение семей учеников,

- социальный статус родителей учащихся,

- подавление новаторства со стороны администрации,

- величина школьного коллектива,

- уровень успеваемости учащихся

- тип школы (общеобразовательная, специализированная, гимназия, лицей).

1.5. Рабочие гипотезы исследования.

1. Расхождения между предпочтениями учеников в сфере образования с фактическим содержанием образовательного процесса порождает неудовлетворенность учеников учебой в школе и ведет к росту конфликтов.

2. Ученики и учителя по-разному видят ситуацию конфликта. Чаще всего, ученики считают виноватым учителя, а учителя – учеников.

3. Причинами конфликтов, с точки зрения учеников, чаще всего являются оскорбления со стороны учителя, его нетактичное поведение, необъективность при оценке знаний и завышенные требования к знанию предмета.

4. Основными причинами возникновения конфликтов, по мнению учителей, являются нарушение дисциплины на уроке, плохое выполнение домашних заданий и нездоровые отношения между учениками.

5. Чаще всего в конфликты с учителями вступают учащиеся, родители которых имеют высокий социальный и экономический статус.

6. Более конфликтными являются учащиеся старших классов, нежели учащиеся младших или средних классов.

7. Чаще всего ученики конфликтуют с учителями – женщинами и с учителями старшего возраста.

8. Чем выше уровень успеваемости ученика, тем меньше у него происходит конфликтов с учителями.

9. Реже происходят конфликты в школах нового типа, то есть в гимназиях и лицеях.

10. Конфликты между учителем и учеником чаще всего завершаются компромиссом между ними или открытым противостоянием, до администрации и родителей дело доходит редко.

11. Если конфликт привел к откровенному противостоянию между учителем и учеником, то ученик, обычно, перестает посещать уроки данного учителя и сводит все контакты с ним к минимуму.

1.6 Методико-процедурный раздел.

Будет проведено пилотажное исследование, поэтому требование репрезентативности при формировании выборочной совокупности не соблюдается, но в выборку войдут представители всех основных групп, которые должны участвовать в основном исследовании. Исследование посвящено конфликтам в школе, поэтому должны быть представлены следующие социальные группы: учителя и ученики разных типов школ г. Перми.

Методом сбора информации является опрос, инструментом которого служит анкета. Анкета содержит следующие смысловые блоки:

1. Социально-демографический блок (пол, возраст и т.п.), который необходим для анализа зависимостей и выяснения влияния различных факторов.

2. Блок, посвященный конфликтам между учениками и учителями.

3. Блок вопросов об отношениях учащихся к получаемому образованию.

При анализе полученной информации будут использованы следующие методы:

1. вычисление частот и частостей,

3. анализ зависимости между полом, возрастом, уровнем квалификации учителей, полом, классом учеников, материальным положением семей учеников, социальным статусом их родителей, величиной школьного коллектива, уровнем успеваемости учащихся, типом школы и показателями конфликтов между учителями и учениками.

Список используемой литературы

1. Воронин Г. Л. Конфликты в школе/ Г.Л. Воронин// Социологические исследования. – 1994. – № 3

2. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учеб./ В.И. Журавлев; Рос. пед. агентство. – М., 1995.

3. Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей / Н.Д. Исайчева // Вопросы психологии. – 1990. - № 4

4. Рыбакова М.М Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. – М.: Просвещение, 1991.

5. Сперанский В.И. Основные виды конфликтов: проблемы классификации / В.И. Сперанский // Социально-политический журнал. – 1995. - № 4

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Отдел методики преподавания учебных дисциплин / (Отдел практической психологии, социальной работы, специального инклюзивного образования)

РЕФЕРАТ

Звягинцевой Дарьи Вячеславовны слушателя курсов повышения квалификации социальных педагогов системы образования,

Глава 1. Характеристика понятия школьного конфликта…………..…….5

1.1 Определение школьного конфликта……………………………………5

1.2 Виды школьных конфликтов…………………………………………. 6

Глава 2. Причины возникновения и способы решения школьных конфликтов………………………………………………………………………. 9

2.1 Причины возникновения школьных конфликтов………………. …. 9

2.2 Способы решения школьных конфликтов……………………….…. 11

Список использованной литературы………………………………. ……15

Произошло множество войн, а людей погибло больше, чем за всю предыдущую историю человечества [4, с. 123].

Именно в ХХ веке и получила развитие конфликтология как дисциплина, позволяющая анализировать причины и ход конфликтов и, соответственно, влиять на их предотвращение.

В современных условиях конфликтология предоставляет широкие возможности для профилактики самых разных конфликтов, что очень актуально и для Луганской Народной Республики как для новообразовавшегося государства со сложной социальной структурой и непростым политическим положением [4, с. 267].

Человек конфликтен априори. Противоречия возникают на любом уровне человеческих отношений, где есть два человека – там уже существует конфликтогенный потенциал.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями [1, с. 178].

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Актуальность данного реферата связана с тем, что каждому человеку, особенно работающему в сфере образования, нужно иметь представление о конфликтах, о правилах поведения в конфликтных ситуациях и способах достойного выхода их них.

Целью настоящей работы является изучение школьных конфликтов, причин их возникновения и способов решения.

– рассмотреть виды школьных конфликтов;

– определить причины возникновения конфликтов;

– выделить способы решения конфликтов.

При написании работы использовались труды Гришиной Н., Мелибуды Е., Минделя А., Карминой А и т.д.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ШКОЛЬНОГО КОНФЛИКТА

Определение школьного конфликта

Конфликт (лат. coflic us – столкновение) в самом общем виде определяют как предельно обостренное противоречие [4, с. 367].

Конфликты в школе являются неотъемлемой составляющей учебного процесса. Сам по себе конфликт между сверстниками не является чем-то из ряда вон выходящим. Такой конфликт заключает в себе возможность личностного роста, поскольку возрастает необходимость учиться отстаивать свою позицию перед одноклассниками, иметь собственную точку зрения по какому-либо вопросу.

Часто конфликты в школе носят эпизодический характер, то есть вспыхивают, время от времени между всеми учащимися.

Ребенок, попав в детский коллектив, должен научиться жить по его законам. Не всегда сразу, получается сделать это безболезненно и легко.

Как и у всякого явления, у конфликтов в среде одноклассников имеются свои основания. Чаще всего, конфликты возникают между учениками одного класса и базируются на несоответствии характеров, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу [4, с. 115].

Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Молодые люди и девушки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и толерантностью по отношению к окружающим. Они все видят в черно-белых тонах и любому явлению дают собственную оценку. Разрешение таких конфликтов в некоторых случаях требует участия родителей в жизни ребенка [8, с. 143].

В книге Чарльза Ликсона "Конфликт. Семь шагов к миру" приводится такое определение конфликта: "Конфликт – это столкновения, серьезные разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания. Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть, по крайней мере, два пути, два варианта поведения; причем или один из них, или оба могут оказаться либо приемлемы, либо неприемлемы".

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества [4, с. 333].

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Виды школьных конфликтов

Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот процесс. Степень выраженности может быть сильной или достаточно слабой. Скрытый конфликт часто остается незаметным для окружающих, поскольку его участники долгое время не переходят к активным действиям. Примеры конфликтов показывают, насколько важно действовать при первых же признаках неблагополучия и возникновения психологического дискомфорта у ребенка.

Выделяют следующие виды конфликтов в школе [9, с. 102]:

– Конфликт между учениками

Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения[8, с. 58].

Пример: в классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников. Те ребята, которые принимают его сторону, тоже подвергаются гонениям со стороны лидера и его группы.

– Учитель и родители ученика

– Учитель и ученик

Выводы к главе 1

Таким образом, конфликт в самом общем виде определяют как предельно обостренное противоречие. Отсутствие конфликтов в школе – явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное – копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев – важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций [7, с. 118].

ГЛАВА 2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

2.1 Причины возникновения школьных конфликтов

Как и у всякого явления, у конфликтов в среде одноклассников имеются свои основания. Чаще всего, конфликты возникают между учениками одного класса и базируются на несоответствии характеров, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу. Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Молодые люди и девушки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и толерантностью по отношению к окружающим. Они все видят в черно-белых тонах и любому явлению дают собственную оценку [4, с. 78].

Целесообразно выделить следующие причины школьных конфликтов

– наиболее частой причиной развития конфликта становится борьба за возможность быть главным среди сверстников. Ребенок, имеющий лидерские качества характера, будет стремиться продемонстрировать окружающим свою силу. Мальчики, чаще всего, доказывают собственное превосходство с помощью физической силы, а девочки учатся изящно манипулировать. В любом случае происходит борьба за авторитет. Подросток всеми силами души пытается быть услышанным и тем самым удовлетворить свою глубинную потребность в признании. Этот процесс нельзя назвать быстрым и спокойным. Иногда проходят годы, прежде чем, вчерашний ребенок поймет, какие методы являются допустимыми, а от каких лучше отказаться;

– другой причиной острого конфликта со сверстниками являются множественные обиды и непонимания. Ситуация, когда в классе обижают слабого и беззащитного, сегодня, к сожалению, не редкость.

Конфликт, сформированный необходимостью отстаивать свою индивидуальность, приводит к формированию у личности таких качеств как недоверие и замкнутость.

Школьный буллинг вреден не только для того, над кем постоянно издеваются, но и для остальных учащихся. Подростки наблюдают картину нелицеприятных агрессивных действий, за которыми часто стоит полная безнаказанность [2, с. 241].

Обиды и оскорбления среди учеников одного класса обязательно приводят к выраженному конфликту. Какова бы ни была причина ярких разногласий – она требует обязательного разрешения. Дети не умеют скрывать своих чувств, они хотят разобраться в сложившейся ситуации немедленно.

При этом страдает дисциплина, общая атмосфера в коллективе. Учителя жалуются на то, что ученики становятся неуправляемыми и агрессивно настроенными.

– и последней, немаловажной причиной конфликта в классе становится первая влюбленность. В период пубертата подростки начинают интересоваться сверстниками противоположного пола. Происходит своеобразный сильный скачок в развитии. Юноша или девушка просто не могут продолжать жить по-старому. Они начинают искать дополнительные возможности понравиться, произвести впечатление. Неразделенные чувства могут привести к драматическому исходу: апатии, внутренней опустошенности и нежелании открывать кому-либо глубину своих переживаний. Надо сказать, что в этом возрасте безответная симпатия встречается очень часто. Более того, существует справедливое мнение о том, что однажды в жизни каждый человек испытывал на себе, что значит быть отвергнутым предметом своего обожания [7, с. 267].

В период первых ухаживаний многие подростки становятся нервными и раздражительными. Происходит это по той причине, что у них еще имеется мало опыта для построения доверительных отношений. Вместе с тем, каждый молодой человек в возрасте от пятнадцати лет нуждается в близких отношениях, хочет достичь максимального понимания и быть услышанным окружающими. Несоответствие собственных чувств с реальностью, приводит к возникновению открытых конфликтов, требующих немедленного разрешения.

2.2 Способы решения школьных конфликтов

Любые конфликты нуждаются в разрешении. В противном случае напряжение нарастает, а проблемы только увеличиваются. В споре каждый уверен в собственной правоте. Между тем, если попытаться понять своего оппонента, можно значительно снизить действие самого конфликта. Все, что нужно сделать – это поставить себя на место противника [5, с. 88].

Учителям следует попробовать представить, что чувствует ребенок, когда он запустил школьный материал (пусть и по своей вине), а его никто не хочет понять. Родители постоянно ругают за плохую успеваемость. Разрешение конфликтов в школе должно начинаться с принятия ответственности за свои поступки и действия. Ученик должен осознавать, что у него существуют обязанности, которые необходимо выполнять. Учителя должны стремиться видеть в детях положительные качества характера, стараться установить контакт с каждым конкретным ребенком, доходчиво и увлекательно излагать изучаемый материал [6, с. 254].

Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни [4, с. 221] .

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности [12, с. 39] .

Выводы к главе 2

Таким образом, тема школьных конфликтов вовсе не нова. С ней хотя бы раз в жизни сталкивался каждый человек. От того, насколько быстро и правильно удается решить значимое разногласие между участниками противоречия, зависит благополучие ребенка, формирование его мироощущения.

В заключении можно отметить, что конфликты между детьми – довольно частое явление, неизменный атрибут их взросления и эмоционального развития. Несмотря на то, что конфликты в школе доставляют множество негативных эмоций, как самому ребенку, так и его родителям, они все же полезны, так как учат подростка решать проблемы и находить общий язык со сверстниками. Коммуникативные навыки обязательно пригодятся ему в будущем, не только для выстраивания гармоничных отношений в семье, но и для продуктивного сотрудничества на работе, ведь современный бизнес требует умения слаженно работать в команде, ответственно относиться к своим обязанностям, а порой даже уметь руководить и организовывать рабочий процесс. Итак, дети должны уметь конфликтовать [4, с. 261].

Современная жизнь невозможна без конфликтов. Поэтому дети должны научиться разрешать их без вражды и агрессии. Ведь только конструктивная критика может позволить принять обоснованное, наиболее правильное и взвешенное решение. Только открытый и прямолинейный диалог помогает выявить скрытые проблемы и наладить нормальные доверительные взаимоотношения. Конфликты в школе неизбежны. Но они обязательно должны быстро разрешаться, так как скрытая агрессия и затаенные обиды могут негативно повлиять на психическое и эмоциональное состояние человека, развить в нем комплексы и привести к продолжительной депрессии.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Часто конфликты в школе носят эпизодический характер, то есть вспыхивают, время от времени между всеми учащимися.

Ребенок, попав в детский коллектив, должен научиться жить по его законам. Не всегда сразу, получается сделать это безболезненно и легко.

Как и у всякого явления, у конфликтов в среде одноклассников имеются свои основания. Чаще всего, конфликты возникают между учениками одного класса и базируются на несоответствии характеров, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу [4, с. 115].

Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995. –342 с.

Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов. –Мн.: ТетраСистемс, 2000. –487 с.

Блонский П.П. Курс педагогики. – М.: изд. 2, 1918. – 324 с.

Брофи Дж., Гуд Т Отношения учителя и ученика, 1974. – 423 с.

Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социс. 1994. № 3. –145 с.

Козырев Г.И. Конфликтология. Конфликты в социально- педагогическом процессе // Социально-гуманитарное издание. 2000. № 2. –158с.

Щуркова Н.Е., ред. Культура современного урока. – М.: Пед. Общество России, 2000. –235 с.

Щуркова, Н.Е. Школа и семья: пед. альянс / Н.Е. Щуркова, М.: Пед. Общество России, 2004. –110 с.

Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. – М.: Пед. Общество России, 2000. –182 с.

Введение 3 1. Основные характеристики педагогических конфликтов 6 1.1 Понятие педагогического конфликта, его основные характеристики 6 1.2 Причины возникновения педагогических конфликтов 9 1.3 Типы педагогических конфликтов 13 1.4 Пути разрешения и профилактики педагогических конфликтов 16 2. Эмпирическое исследование особенностей функционирования педагогических конфликтов и путей их разрешения 22 2.1 Организация и процедура исследования 22 2.2 Полученные результаты и их обоснование 23 Выводы 26 Список использованной литературы 28

На современном этапе развития общества, в то время, когда для школы и общества вопрос качества образования является как никогда значимым, тема педагогических конфликтов является особенно актуальной. Согласно данных современных исследований, наиболее часто возникают конфликты в коллективах, имеющих сложную структуру, которые включают сотрудников, выполняющих специфические, тесно взаимосвязанные функции. Такое тесное сотрудничество порождает сложности в координировании их действий и отношений в области личного и делового взаимодействия. К числу таких коллективов относят и педагогические коллективы. Предпринятые в течение последних десятилетний попытки теоретических разработок содержания, значимости, практического функционирования педагогических конфликтов во многих сферах деятельности общества демонстрируют свою реальную значимость, и обосновывают необходимость дальнейшего разностороннего, методологического, теоретического и методического изучения конфлитологических проблем в сфере педагогики. Так, Г. М. Коджаспирова, А. Ю.

Диссертация по экологии на заказ - один из наиболее успешных способов получить качественно написанную работу. Доверьте вашу диссертацию экспертам из Work5.

. Коджаспиров формулируют в своих работах принятое на сегодня определение педагогического конфликта, рассматривая его как столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, выраженное в обостренной, жесткой форме. Вопрос функций, которые выполняют конфликты в жизни общества, и их значение рассматривают такие ученые как Л. А. Петровская, А. И. Донцов, Т. А. Полозова, А. Я. Анцупов, Е. А. Первышева. Причины развития педагогических конфликтов и их виды анализируются в работах М. М. Рыбаковой, В. М. Афоньковой, Н. И. Самоукиной, С. М. березина, М. Р. Битяновой, В. И. Журавлева, С. М. Шурухта. Повышение интереса к проблематике педагогических конфликтов в со-временном обществе обусловлено рядом причин, таких как: - сложное положение образовательной системы в стране, вызванное социально – экономическими и политическими причинами; - снижение уровня жизни основной части населения; - разрушение значимых производственных структур и связей; трансформация институтов социализации и воспитания, сложившихся ранее в стране; - значимые сдвиги в сфере культурных ориентаций общества; - масштабное увеличение уровня криминогенной ситуации; - падение престижа профессии педагога как в обществе, так и в образовательных учреждениях; - авторитарность в школьном управлении; - преобладание невротического стиля общения во многих семьях. В связи с этим, возникает необходимость постоянного, глубокого теоретического и практического анализа состояния педагогических конфликтов в обществе с целью их дальнейшего анализа, систематизации, классификации в условиях непрерывной трансформации, а также разработки, согласно полученным данным, рекомендация по их предупреждению и разрешению. Эта необходимость и обуславливает актуальность нашего исследования. Объектом нашего исследования являются педагогические конфликты. Предмет исследования – особенности функционирования педагогиче-ских конфликтов в условиях средней школы. Нами были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть понятие педагогического конфликта, рассмотреть его основные характеристики. 2. Проанализировать основные причины и предпосылки возникновения педагогических конфликтов. 3. Выделить основные теоретические подходы к типологизации педагогических конфликтов. 4. Рассмотреть способы разрешения и профилактики педагогических конфликтов. 5. Исследовать особенности функционирования педагогических конфликтов и путей их профилактики в средних общеобразовательных школах. Нами была выдвинута следующая гипотеза: функционирование педагогических конфликтов отличается рядом специфических особенностей, отличающих их от других типов конфликтов. В ходе исследования нами были использованы теоретические (изучение научной литературы по теме исследования, аналитико – синтетический и логико – исторический метод), и эмпирические( анкетирование, наблюдение) методы исследования. Полученные результаты могут быть использованы в работе школьной психологической службы для проведения индивидуально – психологической работы с педагогами и школьниками, повышения педагогической компетент-ности учителей, разработки различных тренингов с целью снижения в учебном заведении уровня конфликтности, а также при составлении рекомендаций для педагогов и родителей по повышению эффективности педагогического взаимодействию с учениками. Работа состоит из вступления, 2 разделов, выводов, списка использованной литературы.

Читайте также: