Волкова роман достоевского преступление и наказание в школьном изучении

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Автор – составитель: учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии Восточных языков №4 г. Хабаровск –Буяло Ю.Ю.

Изучение объемного эпического произведения -сложный процесс, который связан со знанием текста и умением легко в нем ориентироваться. Следовательно, задача учителя – обратить внимание на взаимосвязь сюжета и образов, а также примеров и средств изображения с авторской позиции. Фрагментарное чтение и анализ эпизодов помогают выделить основные части сюжета и их роль в композиции, рассмотреть с точки зрения стилистики тему и

на убийство , теория героя и его наказание. При таком анализе романа рассматривается Петербург Ф.М. Достоевского, мир униженных и оскорбленных ,сущность теории героя и ее близость и различие с другими жизненными позициями . Затем делаются выводы и обобщения

по роману ,при этом мало уделяется времени поэтике автора. А интереснее взглянуть через художественную форму романа на его исповедальный характер ,а через них раскрыть проблематику. Разработанная мною система уроков имеет цель через внутренние монологи героев выявить авторскую позицию: через покаяние обрести нравственное возрождение. Многие методисты не придавали значение самосознанию героев исповедальным мотивам произведения и лишь некоторые обращались к анализу внутренних монологов для раскрытия полифонии Ф. М. Достоевского. При этом не отмечали место религии в художественном мире автора. Поэтому представленная система уроков вносит новый аспект в изучении романа. Предлагаю следующую последовательность :1-2урок Введение в художественный мир

5-6 уроки Раскольников и его двойники (Лужин и Свидригайлов)Исповедь Свидригайлова.

7-8 уроки Раскольников и Соня Мармеладова. Идея страдания и очищения в романе.

9-10 Мастерство Ф.М. Достоевского – художника.

Следует акцентировать внимание на то ,как писатель вводит в художественный мир ( УКАЗАНИЕ НА СУТКИ, В КОТОРЫЕ ПРОИСХОДИТ ДЕЙСТВИЕ, НА МЕСТО И ВРЕМЯ ГОДА) Так выясняем ориентацию на принцип построения драматического искусства, и становится понятно, что перед нами роман- трагедия. На следующем этапе даем задание выделить с первых страниц

причины ,которые могли подтолкнуть на преступление. Учащиеся сообщают, что Раскольников

человеку ,который отпускает их, либо приговаривает к публичному покаянию. Но признание своих ошибок должно быть искренним. А для героев Ф. М. Достоевского исповедь-

устный диалог ,обращенный к сознанию другого человека или к самому себе, а цель его может быть следующей:

- Самооправдание в своем грехе.

-Анализ своих поступков.

-Желание покаяться (чистая исповедь).

-Обогащение своего сознания в результате общения.

понятно , что он смиряется с действительностью и находит утешение в пьянстве. А Почему Мармеладов начал пить? История его жизни помогает проследить, как начался процесс нравственного оскудения. Казалось бы, он мог избавиться от порока ,но в силу социальных причин не может его уничтожить. Мармеладов видел, как страдают Катерина Ивановна и ее дети , поэтому решил взять на себя часть забот, быть отцом и главой семьи .Он целый год не употреблял спиртное ,потому что было ради кого и чего жить . Мармеладов рассказал свою историю с целью раскаяться в дурных поступках ,потому что он надеется искупить их страданием. Жизнь его оборвалась, но перед смертью он исповедался Раскольникову , тем самым получил возмездие за свои грехи и прощение, ибо осознал свое преступление.

1-2 уроки по изучению романа углубляют первоначальное восприятие о мире, в котором живут герои. Текстуальный анализ помогает определить мотивы преступления Раскольникова. Анализ исповеди Мармеладова знакомит с особенностями исповедального слова Ф .М. Достоевского.

7-8 уроки посвящены образу Сони Мармеладовой, через которую автор видит путь спасения в смиренности и покорности через сострадание и покаяние. Рекомендуем обратиться к сценам встречи героев так как они отличаются психологизмом. Эпиграфом к уроку послужат слова

переживание за судьбу близких, жертвенная любовь , толкающая на разврат, но в то же время благодарность за свою жизнь и вера в лучшее. Соня выбрала четвертую дорогу – это путь к Богу через страдания за других людей, во имя любви к человеку и жизни.

На 8 уроке по роману анализируем вторую встречу ( Ч.5 ГЛ. 4) Предлагаем вспомнить ,какое событие предшествовало свиданию , тем самым напомнить о поминках отца Сони и клевете Лужина. « А теперь пора и мне !- подумал Раскольников- ну-тка, Софья Семеновна,

Быть может ,он поверит в Бога, в этом поможет ему Соня .Финал романа открыт. Выше изложенная логика романа направляет десятиклассников к осознанию силы исповеди в художественном мире Ф. М .Достоевского.

9-10 уроки посвящаем поэтике романа .Проводим презентацию проектов о роли пейзажа,

цвета ,звука, интерьера, снов, антропонимов в романе . Предложенное направление анализа развивает у старшеклассников творческую самостоятельность , способность анализировать факты и явления , увидеть особенность полифонии и религиозное мировоззрение Ф. М. Достоевского : его веру в нравственное возрождение, путем искупления своей вины страданием. Таким образом, изучение романа через значение исповеди погружает в мир духовных исканий, противоречивых метаний писателя, обращает внимание на диалектичность его мысли, помогает понять концепцию жизни и мастерства великого писателя.

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М.Достоевского.Л.,1979

Власкин А.П. Творчество Ф. М. Достоевского и народно-религиозная культура Магнитогорск .,1994

Гассиева В.З. Авторская позиция в романах Ф. М. Достоевского//Достоевский в культурном контексте 20 века. Омск . ,1995 стр. 163-171

Кудряшов Н.И.О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками(Ф.М. Достоевский в школе) 1996 №5 стр. 114-116

Лаут Р.А. Философия Ф. М. Достоевского М.1996

У Достоевского -нет, невозможно. И Достоевский опровергает теорию. Как?

slide_6 (700x525, 47Kb)

1 Вместо одной убивает двух. Таким образом, Раскольников становится не свободным , а рабом своей идеи-страсти (как Лужин и Свидригайлов рабы своих страстей) Своеволие отделяет человека от людей, в итоге он стирается как личность. А в одиночестве-гибель (нравственная у Раскольникова, физическая у Свидригайлова)

2 Раскольников не раскаивается в преступлении, но принимает наказание за протест, который не совершил.Что-то высшее побеждает в нём. Борьба совести, протест против крови, и разума, оправдывающего кровь-в этом душевная драма. Явка с повинной доказала, что не теория неверна, а что сам не принадлежал к числу великих. И только на каторге нравственное сознание пробудилось. Совесть, натура оказались сильнее " В теории ошибочка вышла"

В чём ошибочность теории Раскольникова?

С точки зрения Лужина всё верно. Чтобы в государстве было боьше счастливых людей, нужно поднять их уровень зажиточности.А так как основой хозяйственного прогресса является личная выгода-заботься о ней.Это следствие теории Раскольникова : "сильному всё позволено". Это пародия на теорию Раскольникова. Это разрешение права на существование той вши, которая займёт командное положение.

Раскольников говорит Лужину: " А даведите до последствий что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать"

Неотразимая логика этого рассуждения и губит Раскольникова. Следоватнльно, в его рассуждениях есть какая-тоошибка.

2 аргумент Люди, подобные Раскольникову, исходят вначале из гуманизма сострадания-защита униженных.А если он берёт на себя такую миссию, значит, он считает себя необыкновенным, которому всё дозволено.Вот почему делит на две категории. И ему важно:кто он?

Достоевский против всех идей и теорий бунта.

3 аргумент.Он вытекает из разрешения крови по совести.Если герой освободится от принципов и идеалов, то естественно он превратится в Свидригайлова. Свидригайлов уже прошёл путь за справедливость.

ОТРИЦАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ-вот что роднит Свидригайлова и Раскольникова.. Свидригайлов преграждает путь Раскольникова к раскаянию(только после его смерти Раскольников идёт и признатся)

4 аргумент Натура противится (преступление претит здравому человеческому смыслу. Разумихин отвергает теорию

5 аргумент. Сам писатель против любого бунта. Достоевский отвергает революционный путь, ставит вопрос о нравственном саммоусовершенствовании-к Христу.

Одновременно Достоевский показывает и ео неизбежность. Она вытекает из состояния современного мира. ЧТО ДЕЛАТЬ? " Свобода и власть. цель Рскольникова. Вего ответе противоречие, которое подчёркивает Достоевский. Содной стороны-сломать раз и навсегда. С другой-чтобы встать НАД.

Таким образом, Достоевский понимал и показал неизбежность бунта, так как НИКОГДА НЕ СОГЛАСИЛСЯ БЫ ОСУЩЕСТВИТЬ БУНТ ПУТЁМ УБИЙСТВА.

После бунтаря Раскольникова появится положительный прекрвсный человек князь МЫШКИН, проповедывавший ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ.

Нравственные законы нельзя нарушать.Любая человеческая личность священна и неприкосновенна.

скачать
Урок литературы в 10 классе

МОУ Новобелянская СОШ

Кантемировского района

Учитель Барбарина З.М.

Домашнее задание:

ч.1, гл 1,2 (первый день с Раскольниковым в Петербурге);

ч.1, гл. 3 (письмо матери Раскольникова)

ч.1, гл. 5 (сон Раскольникова)

ч.2, гл. 7 (сцена смерти Мармеладова)

ч.4, гл. 4 (описание комнаты, в которой жила Соня)

ч.5, гл. 2,3 (поминки у Мармеладовых, сцена с Лужиным)

ч.5, гл. 5 (Катерина Ивановна с детьми на улицах Петербурга).
2. Ответить устно на вопросы:
1) Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников?

2) Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на улицах. Какое впечатление они произвели на вас и почему?

4) Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

3. Для любознательных познакомиться со статьей из Интернета

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

5. Распопин В.Б. «Изучение в школе романа

В 3-х тт. – М., 1993-1996.

8. Фогельсон И.А. Литература учит. 10 кл. Книга для учащихся. – М., Просвещение, 1990.

9. АйзерманнЛ.С. Письмо шестое. – РЯШ, № 1,2, 1998,

10. АйзерманнЛ.С. Письмо пятое. – РЯШ, № 6, 1997,

Достоевский был художником-лириком. Все его повести и романы – одна огненная река его собственных переживаний. Это сплошное признание сокровенного своей души. Это страстное стремление признаться в своей внутренней правде. Это первый и основной момент в его творчестве. Второе - постоянное стремление заразить, убедить, потрясти читателя, исповедуя перед ним свою веру. Вот эти оба свойства творчества Достоевского присущи ему так, как ни одному другому лирику, если под лирикой разуметь порыв потрясенной души…

Достоевский тесно связан со всеми своими героями. Его кровь течет в их жилах. Его сердце бьется во всех создаваемых им образах. Достоевский рождает свои образы в муках, с учащенно бьющимся сердцем и тяжело прерывающимся дыханием. Он идет на преступление вместе со своими героями. Он живет с ними титанической кипучей жизнью. Он кается вместе с ними. Он с ними в мыслях своих потрясает небо и землю. Из-за этой необходимости самому переживать страшно конкретно все новые и новые авантюры он потрясает так, как никто…

Необходимо отметить еще одну особенность творчества Достоевского. Он стремится приблизить читателя к потоку, калейдоскопу мыслей, чувств своего героя. Поэтому Достоевского называют писателем-психологом.

Тема урока: Ф.М.Достоевский (1824 – 1881гг).

Этапы биографии и творчества.


  • познакомиться с биографией писателя, особенностями мировоззрения, своеобразием творчества.

  • Развивать внимание учащихся и коммуникативную деятельность.

  • Воспитывать интерес к изучению биографий замечательных людей через изучение биографий писателей-классиков.

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, выставка его

произведений, статьи из Интернета и журнала.

ратуры по изучению творчества Достоевского.

На доске эпиграф. В сегодняшнем мире… тревожный

набат Достоевского гудит, неумолчно

взывая к человечности.

План.
1. Творческие искания Достоевского (биография писателя).

2. Особенности творчества Достоевского.

Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.

Ф.М.Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У него свое, очень отличное от других классиков русской литературы открытие мира, отбор жизненного материала, его интерпретация, композиционное и словесное выражение.

Творчество Достоевского – новый этап в развитии критического реализма. Его собственная судьба изобиловала драмами.

Сегодня на уроке мы будем изучать основные этапы жизни и творчества Ф.М. Достоевского и повторять ранее изученный материал. Я прошу всех принимать самое активное участи в ходе урока. Многие из вас получили индивидуальное задание, я думаю, вы серьезно подготовились к нему.

1. Место рождения.

3. Ярки впечатления детства.

4. Петербург. Учеба в Инженерном училище.

5. 1843 г. Окончание училища.

6. Увлечение светской жизнью.

7. Начало литературной деятельности

Кем продолжена?

(запись в тетрадях).

8. 1845 – 48 гг. В кружке петрашевцев.

10. По пути на каторгу. (Встреча в Тобольске с женами декабристов).

Демонстрация жен декабристов.

Вспомнить определение жанра поэма.

11. 1850г. В Омском остроге.

Изменение мировоззрения. Уход в отставку.

Учитель: В жизни многих писателей была женщина, которая становилась для него музой, т.е. предметом его творчества. Давайте вспомним таких женщин в судьбе Ф.Тютчева и А.Некрасова.

Используем м\м (Появляются изображения Е.Денисьевой и А.Панаевой).

Как называются циклы стихов, написанные этими поэтами.

посвящается Анне Григорьевна Достоевской.

Все сердце мое с кровью положится в этот роман.

Я задумал его в каторге, лежа на нарах,

в тяжелую минуту грусти…

Повторение. Дайте определение роману (Запись в тетради).

16. Речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880г).

17. Смерть Достоевского 9 февраля 1881 года.

18. Особенности творчества Достоевского (статья Луначарского прилагается). Читает учитель.

Вывод: Для творчества Достоевского характерны полифония , авантюризм сюжета и глубокий психологизм.
Словарная работа:

Полифония – вид многоголосия.
Авантюризм – поведение, деятельность кого-либо, характеризующиеся рискованными беспринципными поступками ради достижения легкого успеха.
Психологизм – сосредоточение внимания на глубоком изображении психических, душевных переживаний, на тонком анализе психологии людей.

III.,Итог урока Выставление оценок.

IV. Домашнее задание.


  • Смотри м\м изображение (прилагается).

  • Для любознательных познакомиться со статьей из Интернета

Подход к изучению биографии Ф.М.Достоевского в школе требует особенно бережного и ответственного отношения. Наши ученики не настолько начитаны, чтобы самостоятельно разобраться в отборе жизненного материала, связанного с его творчеством. Поэтому я выбрала объяснительно – иллюстративную модель обучения. Учащимся были представлены фрагменты из его жизни, иллюстрации, связанные с повторением, статьи из журнала, материал из Интернета.
Тип урока – лекция с элементами беседы с учащимися и использованием демонстративного материла с помощью м\м.
Одна группа учащихся заранее получила индивидуальное задание. Ребята справились с заданием хорошо. Они работали самостоятельно, используя различные источники: вспомогательную литературу, Интернет, статьи из журналов.

Для систематизации информации были использованы мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии. Материально-техническое обеспечение оказалось достаточным. Время, спланированное на реализацию основных этапов, было спланировано правильно

Всю жизнь вспоминал Достоевский одно событие своей молодости. Это было в 1845 году. «Воротился домой я уж в четыре часа, в белую, светлую как днем, петербургскую ночь…

Смотрите также:


1 стр.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Волкова Л.Д. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в школьном изучении / Л.Д. Волкова. - Ленинград : Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1977. - 175 с. : ил. ; 20 см. - (Пособие для учителя). - Список лит.: с. 173-174

Купить

Реферат по теме Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в школьном изучении

Курсовая по теме Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в школьном изучении

ВКР/Диплом по теме Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в школьном изучении

Диссертация по теме Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в школьном изучении

Заработать на знаниях по теме Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в школьном изучении

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" в школьном изучении

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях

санитарный день: последний день месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Вс: 10:00-18:00

Пн: 09:00-13:00 14:00-18:00
Вт: 09:00-13:00 14:00-18:00
Ср: 09:00-13:00 14:00-18:00
Чт: 09:00-13:00 14:00-18:00
Пт: 09:00-13:00 14:00-18:00

--> --> Орловская область, Орёл городской округ, Орёл, Железнодорожный район, Завокзальный пос.
Деповская, 13
Расположение на карте

зимний период: пн, ср-пт 11:00-19:00; сб-вс 10:00-18:00; вт выходной; санитарный день: последний чт месяца
Пн: 11:00-19:00
Вт: 11:00-19:00
Ср: 11:00-19:00
Чт: 11:00-19:00
Пт: 11:00-19:00
Сб: 10:00-18:00

санитарный день: последний день месяца
Вт: 10:00-13:00 14:00-17:00
Ср: 10:00-13:00 14:00-17:00
Чт: 10:00-13:00 14:00-17:00
Пт: 10:00-13:00 14:00-17:00
Сб: 10:00-13:00 14:00-17:00
Вс: 10:00-13:00 14:00-17:00

--> --> Республика Удмуртия, Ижевск городской округ, Ижевск, Октябрьский район, Городок Металлургов
50 лет Пионерии, 22
Расположение на карте

зимний период: пн-пт 10:00-19:00; вс 10:00-18:00; санитарный день: последний вт месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00

Вт: 09:00-13:00 14:00-17:00
Ср: 09:00-13:00 14:00-17:00
Чт: 09:00-13:00 14:00-17:00
Пт: 09:00-13:00 14:00-17:00

--> --> Кировская область, Киров городской округ, Киров, Октябрьский район
Монтажников, 22
Расположение на карте

санитарный день: последняя пт месяца
Вт: 10:00-13:00 14:00-19:00
Ср: 10:00-13:00 14:00-19:00
Чт: 10:00-13:00 14:00-19:00
Пт: 10:00-13:00 14:00-19:00
Сб: 10:00-18:00

--> --> Краснодарский край, Горячий Ключ городской округ, Горячий Ключ
Школьная, 9
Расположение на карте

санитарный день: последний день каждого месяца
Пн: 10:00-18:00
Вт: 10:00-18:00
Ср: 10:00-18:00
Чт: 10:00-18:00
Пт: 10:00-18:00
Вс: 10:00-18:00

Читайте также: