Бородицкая в школу рисунок

Обновлено: 04.07.2024

1. Вступительное слово учителя, объявление темы урока.

Проведенная в классе анкета “Какие книги ты любишь читать?” показала, что ни разу из предложенного списка не были выбраны стихи. А ведь “право на нелюбовь”, по словам М.Цветаевой, “в знании предмета: не любить можно тогда, когда знаешь”.

На уроке мы почитаем стихи пока не известного вам автора - современного детского поэта Марины Бородицкой. [Слайд 1] (Cм. Презентацию.)

2. Игра “Ассоциации”.

Для того чтобы говорить о стихах, о языке поэзии, человеку необходимо иметь развитое воображение, уметь фантазировать. Поиграем в словесные ассоциации.

Задание: придумайте к парам ключевых слов, взятых из стихов М.Бородицкой, своё слово; напишите его на листочках.

Урок – бульвар

Бабушка – игра

Воробей – бутерброд

Листва – башмачки [Слайд 2]

( Бульвар – широкая аллея посреди городской улицы или вдоль набережной.

Аллея – дорога с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам).

Возможно, кому-то удалось угадать авторский замысел. Отложите в сторону ваши листочки, в них можно смотреть в течение урока.

Обратите внимание на брошюру со стихами М.Бородицкой. Прежде чем вы услышите первое стихотворение, полистайте книжечку, обращайте внимание на названия. Какие из них привлекли ваше внимание?

3. Анализ стихотворения “Прогульщик и прогульщица”. [Слайд 3]

Перед чтением подумаем, что может означать это заглавие? Нарисуйте воображаемую картину (Кто герои? Почему они прогуливают?).

Прогульщик и прогульщица

  • Совпали ли ваши ассоциации (урок – бульвар), предположения по названию стихотворения?
  • Прогуливать, конечно, плохо, но сказать, что стихи лишь

об этом, нельзя. Перечитайте первые строчки:

Прогульщик и прогульщица
Прогуливали
день.

Почему автор ставит рядом 3 однокоренных слова? (Намеренно допускает речевой повтор, это “неправильное”

сочетание усиливает впечатление и привлекает внимание к

а) Каковы значения слова “проходить”? (Многозначное слово:

1. Идти, передвигаться. 2. Выучить, изучить.

И проходили за урок
По полтора бульвара

По самой лучшей из дорог,
Испытанной и старой

Как вы понимаете эти слова?

  • В стихотворении неожиданный финал, требующий объяснения:

В пластмассовые номерки
Друг дружке пальцы вдели.

Какие возникают ассоциации? (обручальные кольца влюблённых)

Тогда о чём оно? (Это история первой любви. Автор мог назвать стихи просто “Прогульщики”, но выбрал заглавие, в котором соединены оба героя.)

4. Авторская страница.

Думаю, что пора познакомиться с поэтом Мариной Бородицкой. Как вы думаете, какой она человек, судя по услышанному стихотворению?

Доклад ученика: Марина Яковлевна Бородицкая – поэт, переводчик английской и французской классической поэзии. Работала учителем английского языка в школе. Более 12 лет Марина Бородицкая ведёт на “Радио России” авторскую передачу для старшеклассников “Литературная аптека”. [Слайд 4]

Автор полутора десятков детских книг и пяти сборников “взрослой” лирики. [Слайды 5,6]

Лауреат премии Британского совета по культуре “Единорог и лев”, премии “Инолиттл” журнала “Иностранная литература”, премий имени Корнея Чуковского, имени С.Маршака и премии “Алые паруса” (2008, за книгу “Прогульщик и прогульщица”). [Слайд 7]

5. Анализ стихотворения “Три бабушки”

  • Совпали ли ваши ассоциации с содержанием стихотворения? Кто в этом стихотворении играет, а потом ревёт, боясь наказания? (взрослые ведут себя как дети)
  • Каково настроение стихотворения? (шутливое)
  • Одна из особенностей этого стихотворения – просторечная и разговорная речь:тары-бары, трали-вали, вся троица ревёт, от дочек попадёт.Понимаете ли вы значение этих слов? Как играют в салки?

(Тары-бары – пустые разговоры, болтовня (прост.)

Трали-вали – ерунда, пустяки, пустая болтовня (разг.)

Троица – трое людей, связанных между собой какими-нибудь отношениями (разг., часто ирон.)

Салки – детская игра, в которой участники догоняют и салят друг друга, уменьш. салочки. Салить – в детских играх, догнав одного из участников, касаться его рукой или мячом.) [Слайд 8]

  • Что надо сделать перед тем, как в игре выбрать водящего? (нужна считалочка) Знаете ли вы считалки? А можно посчитать этими стихами? Трое желающих у доски считаются на выбывание. [Слайд 9]. Оставшийся отвечает на вопрос:
  • Что связывает два услышанных вами стихотворения? (Место действия – бульвары.)

6. Авторская страница.

М.Бородицкая о “Бульварных” стихах: “Я родилась и выросла в самой серёдке Москвы, внутри Бульварного кольца. Вместо детсада у меня была “прогулочная группа” на страстном бульваре, а по Тверскому я ходила в школу и на нём же в старших классах иногда прогуливала уроки. Троллейбусами вдоль Никитского и Гоголевского ездила в институт […], а позже – на работу в школу […]. С будущим мужем гоняла тополиный пух на Рождественском, Сретенском, Чистопрудном. Коляску со старшим сыном катала опять на Страстном…

В общем, эту подборку стихов и песенок, детских и не очень, где действие происходит на московских бульварах, я составила себе в подарок на день рождения, вместо колечка. […] ”. [1]

7. Анализ и инсценировка стихотворения “Вот такой воробей”

Знаете ли вы поэтов, пишущих юмористические стихи? (С.Михалков, Г.Остер). Почему они вызывают смех, улыбку? (Такие стихи основаны на несоответствии. Например, Г.Остер даёт советы, которым не нужно следовать).

Вот такой воробей

  • В отличие от предыдущих стихов нет указания на место. Где происходит действие? Нарисуйте воображаемую картину. [Слайд 10]
  • Это диалог человека и птички. Обратим внимание на заглавие. Что могут значить слова: “вот такой воробей? Какой?
  • Найдите антонимы. (ручной – дикий) Это не единственное противоречие в тексте. Что значит “воробышек? (маленький, нежный, слабый) Поэтому человек спрашивает его: Не трусишь?” Найдите в ответе воробья глагол с противоположным смыслом. (“заклюю”) Каков характер воробья? (задиристый, нахальный). [Слайд11]
  • С какой интонацией и каким настроением следует читать это стихотворение? (смотрим на знаки препинания: они разделяют реплики, подсказывают интонацию). Задание: почитаем в парах (автор – воробей).
  • На чём основана юмористическая ситуация в этом стихотворении? (Несоответствие внешнего облика и характера воробья) [Слайд 12]

8. Авторская страница.

Что эти стихи дают нам для понимания характера поэта? Марина Бородицкая, несомненно, человек остроумный. Послушайте, как она ответила на вопрос журналиста:

“ – Кем вы себя в первую очередь ощущаете – детским автором, взрослым поэтом, детским и взрослым переводчиком, кем-то ещё, или одно неотделимо от другого?

– Трёхголовым драконом. Причём головы ведут себя непредсказуемо: то орут вразнобой и пихаются, то разом впадают в спячку, то две “дружат” против третьей… А периодически отрастает и четвёртая: сочиняет очередную “Литаптеку”, вещает по радио и исчезает до следующей передачи” [1]

Улыбка всегда присутствует в стихах М.Бородицкой, но теперь мы почитаем иные стихи.

9. Анализ стихотворения “В пожелтевшей Москве, на бульваре Страстном…”

* * *
В пожелтевшей Москве, на бульваре Страстном,
На хвосте у тепла, пред ликом мороза
Мелколиственным звоном, двухцветным крестом
Ветер по небу шьёт – вышивает берёзу…
Из коляски блестят озорные зрачки,
Смотрят бой воробьёв над последней калиной,
Спи, сынок! Я тебе закажу башмачки
Из упавшей нам с неба листвы тополиной.
Зашуршат башмачки по шершавой листве,
По последней траве и по первому снегу…
На бульваре Страстном, в пожелтевшей Москве,
Будут все удивляться бесшумному бегу.

  • Что вы представляли, когда слушали это стихотворение? Нарисуйте воображаемую картину [Слайд 13]
  • Какие детали помогают автору изобразить осеннюю Москву? (пожелтевшая Москва, Страстной бульвар, последняя калина, упавшая на землю листва, последняя трава и первый снег)
  • Как вы представляете метафору “ …двухцветным крестом ветер по небу шьёт – вышивает берёзу”? Какие цвета использованы в этом шитье? (на фоне неба – чёрные ветки и пожелтевшая листва)

1. Звукопись:

Зашуршат башмачки по шершавой листве

2. Эпитеты: в пожелтевшей Москве, мелколиственным звоном, бесшумному бегу, шершавой листве

3. Олицетворение: перед ликом мороза, ветер по небу шьёт – вышивает берёзу

4. Антитеза: по последней траве и по первому снегу, на хвосте у тепла – перед ликом мороза

10. Авторская страница.

Из интервью: “На моих текстах вообще сильно сказалась жизнь. Ну, а родительский опыт – её наиважнейшая часть, можно сказать, стержень моей незамысловатой биографии. Бабушка с дедушкой, родители, подруги, муж, друзья легко поселяются у меня в стихах, дети же присутствуют в них постоянно, зримо и незримо”. [1]

Можно предположить, что лирическая героиня стихотворения, во многом, сама Марина Бородицкая.

У этого стихотворения нежное, лирическое настроение. Какое чувство роднит его с предыдущими? (Любовь. К сыну, родному городу Москве, осени, воробьям, бульварам, к живущим здесь бабушкам с внуками, влюблённым прогульщикам и многим другим людям.)

11. Подводим итог урока.

Какое стихотворение запомнилось или понравилось? Если можно объяснить, то почему?

В чём особенность поэта Марины Бородицкой? (добрый юмор, наблюдательность, сочувствие, понимание; разнообразие тем и настроений; интерес к жизни, к людям)

“ – Что для вас творчество?

– Место у окна, которое приходится всё время отрабатывать: толкать соседа в бок и радостно вопить: “Смотри, смотри!” [1]

По словам поэта Дмитрия Сухарева, Марина Бородицкая – “один из редких поэтов, умеющих выразить счастье” [1] [Слайд 14]

12. Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение М.Бородицкой.

Заканчиваем урок словами М.Бородицкой из интервью: “Детское чтение, как и детское питание, должно быть и вкусным, и полезным, и разнообразным” (при этом детям даётся возможность угадать прилагательные). [Слайд 15]

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: - Осознанно воспринимать стихотворный текст в исполнении учителя, оценивать его характер, о сознанно воспринимать содержание текста.

- Участвовать в диалоге при обсуждении произведения .

- Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения : ч тение вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз .

I. Орг. момент.

Звонок звенит, и мы готовы,
Бодры, спокойны и здоровы.
О дружбе речь сегодня поведем,
Стихотворенье вместе разберем
И вместе с вами почитаем.

II. Проверка домашнего задания.
– Ребята, какое домашнее задание Вам было задано? (проверка домашнего задания по желанию детей). Сегодня вы попробовали быть поэтами, вам понравилось?

III . Постановка учебной задачи.

- Ребята, скажите а с какими поэтами вы уже знакомы? (Есении, Барто, Тютчев, Пушкин, Лермонтов и др.)

-Ребята, а кто- нибудь из вас догадался о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (стихотворении)

Знакомство с биографией и творчеством поэтессы.

- Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте, какие стихотворения написала Марина Яковлевна. Может быть какие с какими-то из них вы встречались ранее? (слайды 3 и 4).

- Дети, есть желающие прочитать ее стихотворения наизусть?

IV . Подготовка к восприятию стихотворения.

- Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь?

V . Чтение стихотворения учителем.

- Кто главный герой стихотворения?

- Какое настроение, чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас?

Самостоятельное чтение стихотворения обучающимися про себя.

VI . Выборочное чтение.

- Найдите в стихотворении моменты, когда настроение героя видно в деталях описания. (зачитывают дети)

- Итак, в первой части стихотворения нам рассказывается о том, как не хочется нашему герою утром вставать и идти в школу. И он пытается всеми силами продлить хоть чуть-чуть еще свой сон. Ребята, а с вами часто случается такое, что не хочется вставать и идти в школу. (слайд 5) Давайте найдем и прочитаем этот отрывок.

Но ведь у детей есть тоже обязанности также как и у взрослых. А какая самая главная обязанность ребенка как вы считаете? Конечно же, дети должны учиться. И хочется нам или нет, а приходится утром вставать и идти вам в школу, а нам- взрослым на работу.

- Дети, а о чем говорится во второй части стихотворения? Верно, о том как быстро ученик бежит, спешит в школу, чтобы не опоздать на урок. А найдите в тексте слова, которые показывают нам с какой же целью ученик так спешит в школу.

VII . Физминутка под музыку.

VIII . Словарная работа.

- Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Встретились ли вам в стихотворении непонятные или трудные слова? ( слайд 6)

IX . Творческая работа. (работа в парах)

- Ребята, а сейчас я раздам вам листочки с изображением будильника. Вам нужно договориться со своим соседом по парте и сделать рисунки одинаковыми.

- Ребята, перед вами лежат листочки, на которых нарисованы линеечки самооценки. Возьмите их и отметьте как вы сегодня работали на уроке, насколько сложно вам было, все ли получалось?

- Я благодарю вас за работу на уроке. ( слайд 7)

Выставление оценок за работу на уроке.

XI . Домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения на стр. 131.

А на вопрос: "Почему Вам нравится быть писателем?" отвечает: "Потому что я чувствую себя счастливчиком, которому в самолете, или в автобусе, совершенно случайно досталось место у окна. И мне нравится толкать соседа локтем в бок и кричать: "Смотри, смотри!"

Стихотворения

Прогульщик и прогульщица

Прогульщик и прогульщица
Прогуливали день:
Брели вдвоём сквозь белый свет
И голубую тень,
По самой лучшей из дорог,
Испытанной и старой,
И проходили за урок
По полтора бульвара.
Прогульщик и прогульщица
Расстаться не могли.
Когда бульвары кончились,
Они в музей зашли.
Повесив куртки на крючки,
В египетском отделе
В пластмассовые номерки
Друг дружке пальцы вдели

Лесное болотце

Лужица!
Скажи на милость,
Как в ней столько
Уместилось?
Головастиков три штучки.
Небо.
Половина тучки.
Ветка ивы.
Птица зяблик.
И корявый
Мой кораблик!

Рыбкин телевизор
Пруд замерз. Каток открыт!
Вальс гремит. Фонарь горит.
Подо льдом вздыхает рыбка
И подругам говорит:

"Поздний час, пора в кровать,
Я детей устала звать,
От фигурного катанья
Их никак не оторвать!"

Бумажный зонтик

Расписное веретёнце,
Зонтик из бумаги —
Он не защитит от солнца,
Не спасёт от влаги.
Может он измяться скоро
И легко порваться,
Но от яркого узора
Трудно оторваться!
Осторожно, не сминая,
Подняли, раскрыли:
Он, как бабочка цветная,
Расправляет крылья.
Он как парусник над бездной,
В поднебесной шири —
Однодневный, бесполезный,
Самый прочный в мире!

Вот такой воробей

Уселся воробышек
Рядом со мной.
— Не трусишь? — спросил я, —
Ты что же, ручной?
— Я дикий! — сказал он,
Взлетев на скамью, —
Бросай бутерброд,
А не то заклюю!

“Уйди-уйди”

“Уйди-уйди”, — пищит пищалка.
И правда, уходить пора,
Да с праздником расстаться жалко:
Так нынче улица пестра!
Из окон тянет сладким духом,
С бульвара — утренним дождём,
“Уйди-уйди!” — пищит над ухом.
Уйдём, уйдём. Сейчас уйдём.

Булочная песенка
Были два приятеля:
Бублик и Батон.
Ждали покупателя
Бублик и Батон.

Бублику понравился
Школьник в колпачке,
А Батону - бабушка
В бежевом платке.

Бублик в ранец бухнулся
И понёсся вскачь,
А Батон тихонечко
В сетке кач да кач.
Бублик познакомился
С горкой ледяной,
С четырьмя мальчишками,
С девочкой одной.

А Батон - с кастрюльками,
С тёплым молоком,
С бородатым дедушкой,
С рыженьким щенком.


Со школой тоже повезло. В том году открылись первые языковые спецшколы, и меня приняли в английскую. Классе в шестом, когда в учебниках замелькали стихи английских и американских поэтов, я самостоятельно изобрела стихотворный перевод и очень обрадовалась, узнав, что у меня есть предшественники. Собственно стихи я начала писать лет с 14-ти. Рисовать не умела, а хотелось ужасно, вот и попробовала обойтись подручными средствами. И теперь ещё до страсти люблю в стихах перечисление: словесный пейзаж.

Марина Яковлевна Бородицкая – российская писательница, переводчик и поэт, автор произведений для детей.

Краткая информация

Марина Яковлевна родилась 28 июня 1954 года в Москве. Девушка училась в школах с углубленным изучением английского языка. В 1976 году она окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза, после чего работала учительницей в школе-интернате, а затем в обычной общеобразовательной школе. Бородицкая также была гидом-переводчиком в туристическом бюро. Сейчас Марина Яковлевна работает в МГУ имени Ломоносова, где преподает английский язык.

Творчество Марины Бородицкой

Читайте также: