Волевая готовность ребенка к школе игры
Обновлено: 05.07.2024
И неизвестно, чьего тут присутствует больше волнения: детского ли, родительского ли. Современные дети информационно более наполнены, чем их папы и мамы в этом же семилетнем возрасте, потому им легче вступать в новую систему информации, предлагаемую школой. Родители, а особенно бабушки и дедушки, всё же продукты своей эпохи, что в то же время и очень хорошо: они ответственно относятся к сборам своего чада в Страну Знаний.
Интеллектуально к школе готовы? Всегда готовы!
В познавательной деятельности, которая для школьника одна из основных, ведущую роль играют познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение. Все они взаимосвязаны, и сложно выделить какое-то более важное, чем остальные.
Вот, например, память. Без памяти станут неосуществимыми операции мышления. Хорошая память значительно облегчает процесс запоминания нового материала, ребёнок меньше тратит времени на домашние задания. Человек с хорошей памятью более грамотный, так как запоминает правильное написание слов и предложений при чтении книг.
Произвольная память начинает формироваться у ребёнка в возрасте пяти лет, однако целенаправленное запоминание зависит от вида деятельности, которую выполняет ребёнок. При этом эффективность запоминания увеличивается, если задание предполагает не пассивное восприятие, а активное выполнение мыслительных операций. Наиболее благоприятные условия для формирования произвольной памяти создаются в процессе игровой деятельности. Чем особенно хороши такие игры — они одновременно могут служить как средством развития необходимого для будущего первоклассника качества, так и средством диагностики наличия его у ребёнка.
Игры на развитие памяти
Рассмотрим некоторые варианты игр. Взрослый предлагает ребёнку в течение 10–15 секунд запомнить пары картинок. Затем картинки убираются, и ребёнку предлагается вспомнить парные картинки. Для запоминания можно использовать как карточки с рисунками — конкретными или абстрактными, с изображениями геометрических фигур разного цвета и формы, так и сюжетные картинки.
Ещё одно игровое упражнение: в течение полутора минут ребёнок запоминает игрушки на полке, затем выходит из комнаты или просто отворачивается, а взрослый меняет местами или убирает часть игрушек. Ребёнок оценивает изменения.
Данная игра хороша тем, что её проведение может быть разнообразным. В качестве объектов игры могут выступать настоящие игрушки или предметы — дома или в детском саду, а в мобильном варианте игры (в поездке, в очереди в поликлинику — одним словом, в нестационарных условиях) предметы могут быть заменены их изображениями, выполненными на карточках из картона.
Используя карточки, можно сыграть и в такой вариант развития памяти: взрослый заранее составляет пары карточек из цветного изображения предмета (а предметы должны быть знакомые детям, те, что окружают их ежедневно) и его схематического образа. Затем показывает ребёнку пары (сначала цветное, затем схематичное изображение в каждой паре) — по 3 секунды на каждую карточку. Далее вариантов два: по порядку показываются карточки со схематичным изображением, а ребёнку предлагается вспомнить и назвать парный предмет. А можно наоборот: сначала показывать карты с цветным изображением, а ребёнок будет вспоминать и называть схематичные изображения. Помимо памяти, в ходе использование карточек со стилизованными графическими изображениями у детей развивается ассоциативное воображение.
Следующая игра. Возьмите 12 цветных карточек и выложите любые из них на столе в три ряда. Ребёнку предлагается запомнить картинки, затем закрыть глаза. Взрослый меняет расположение картинок или убирает одну-две картинки.
Ребёнок, открыв глаза, должен назвать, что изменилось или чего не стало. Повторите это задание три-четыре раза. Затем закройте все картинки листом бумаги и предложите вспомнить и назвать картинки: в каком-либо одном ряду слева направо или справа налево; в одном из столбиков сверху вниз или снизу вверх; назвать картинку, которая находится в одном из углов, между какими-либо другими картинками; на разных уровнях относительно других картинок. Для усложнения игры можно предложить ребёнку побыть ведущим самому и задать вам сложные вопросы.
В следующей игре могут принять участие несколько детей. Возьмите 4 карточки, на каждой из которых нарисованы разные фигуры. Ведущий поочерёдно, в течение 10 секунд, показывает детям карточки. После показа каждой из четырёх карточек дети зарисовывают увиденные ряды фигур на бумаге. За каждую правильно зарисованную карточку ребёнок получает 1 балл. У кого больше всех баллов, тот и побеждает.
И ещё одна игра-тест. Для неё нужны четыре комплекта карточек, по две в каждом комплекте, на которых нарисованы предметы одного вида, по-разному расположенные, с добавлением других предметов. Например, карточки с одеждой: на первой — шляпа, фуражка, панамка; на второй головные уборы меняются местами и добавлено платье. Покажите ребёнку одну из карт для запоминания, затем уберите её. Далее покажите парную карту и попросите назвать, какие предметы изменили своё местоположение, каких не стало или какие добавились. Дополнительные задания к этой игре: назвать предметы на карточке одним словом; определить, какой предмет лишний, например, в нашем примере лишним будет платье — оно не головной убор.
Будь внимателен!
Наверное, нет на свете такого человека, который бы ни разу не переживал из-за отсутствия внимания — у себя или у своего ребёнка. А родители школьников просто уверены: внимание — основа хорошей учёбы!
Внимание ребёнка такая интересная штука, которая не существует сама по себе, вне его действий. Есть только одно средство его развития — деятельность, которая должна побуждать ребёнка к развитию волевых усилий, лежащих в основе произвольного внимания. Нельзя просто приказать ребёнку быть более внимательным. Он сосредоточен только до тех пор, пока интерес его не угаснет. Поэтому в процессе интересной игры дети могут оставаться внимательными достаточно долго.
Игры на развитие внимания могут быть такими: правильно расположить предметы в клеточках рядов по данному образцу; найти десять отличий на двух с первого взгляда одинаковых рисунках; найти среди четырёх пар изображений с минимальными отличиями одинаковые пары. Благодаря целенаправленному руководству взрослых во время игры, у детей должна развиться наблюдательность, позволяющая за короткое время заметить большее число различных объектов, их деталей и характеристик. В процессе занятий с использованием таких игр способность к произвольному вниманию у детей интенсивно развивается.
Движение — не только жизнь, но и ум
Поэтичная фраза о том, что талант человека на кончиках пальцев, на самом деле не метафора. Действительно, большие полушария мозга тесно связаны с нервными окончаниями в кистях и пальцах рук. Развитие мозга происходит, в том числе, и под влиянием кинетических импульсов от рук, поэтому ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него быстрее развиваются память, внимание, связная речь.
Игровые методики развития движений рук способствуют и формированию аккуратности, сосредоточенности, усидчивости.
Игровые моменты особенно хороши наличием определённой интриги, увлекающей ребёнка при выполнении задания.
дорисовать вторую половину предмета, обвести предметы по точкам, начиная от точки, не отрывая руки;
выполнить действия (4 клетки вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки влево), чтобы получились рисунки — и определить, что же получилось в итоге;
раскрасить только те нарисованные рядом с предметом геометрические фигуры, из которых этот предмет состоит; нарисовать геометрические фигуры, на которые похожи предметы;
сделать все предметы одинаковыми, дорисовав недостающие детали; продолжить ряд, рисуя по клеточкам, уловив предварительно закономерность расположения фигур.
Загадки всегда привлекают, а мозг начинает работать ещё быстрее. Интеллект развивается и опосредованно, и непосредственно. Обеспечивается осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение.
С помощью игр на развитие движений рук можно развить и пространственное воображение, и ориентацию в пространстве, и словарный запас, давая ребёнку задание нарисовать предметы в определённых местах листа: в центре, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, между, и т. п. Получается буквально: развитие человека — в его руках! Только маленькому человеку обязательно должны помочь большие, родители и педагоги.
Эта фраза Наполеона должна заставить задуматься родителей будущих школьников: а всё ли они сделали для того, чтобы будущая карьера их чада получила хороший старт в начальной школе? Пусть пока мы не знаем, кем будет в профессиональном плане наш ребёнок. Мы точно знаем, что правильная речь пригодится ему, кем бы он ни стал.
Но это в будущем. А сегодня он должен так ясно строить свою речь, чтобы слова не мешали, а, наоборот, помогали выстраиваться в правильную перспективу мыслям.
Готовность к школе неразрывно связана с уровнем развития речи. Взрослые должны обязательно оценить: чётко ли ребёнок выговаривает слова; может ли назвать и обозначить основные окружающие его предметы, способен ли участвовать в общем разговоре, легко ли ему отвечать на вопросы взрослых, рассказать историю, описать произошедший с ним случай, может ли объяснить, для чего служат различные вещи, умеет ли пользоваться предлогами, правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики? В случае недостаточного уровня развития речи ребёнка не надо его ругать, надо с ним… поиграть!
Задания могут быть, например, такими:
используя карточки с изображениями предметов, животных, назвать их уменьшительно; распределить по родам; изменять слова по числам;
составить предложения по картинкам;
рассмотреть картинку, послушать или прочитать подходящие к ней слова и составить рассказ по картинке, используя эти слова;
рассмотреть 4 сюжетные картинки, изображающие героев в последовательности действий, знакомых ребёнку, разложить картинки в правильной последовательности и составить по ним рассказ;
рассмотреть жанровую картинку и составить предложения со словами, выделяя и называя предлоги в предложениях;
взять картинки с предметами, обладающими противоположными признаками (кислый лимон — сладкая конфета, смелый лев — трусливый заяц, широкая кровать — узкая скамейка и т.п.) и назвать данные антонимы.
Грамотность нужна всем, кто хочет достичь успеха. Люди с богатым словарным запасом и правильной, образной речью чаще добиваются успеха во всём, ведь такого человека окружающие воспринимают как более умного и компетентного.
Грамотность можно формировать, начиная с изучения алфавита. Затем приобретается умение распознавать место звука в слове, вычленять звуки, необходимые для дальнейшего обучения чтению. От правильного понимания таких понятий, как звук, слог, слово, предложение дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению; от простых слов дети — к составлению логических цепочек по карточкам с изображениями.
Перефразируя высказывание известного специалиста в области ораторского искусства Фрэнка Снелла, хочется сказать: не допускайте того, чтобы через речевые недостатки вашего ребёнка педагоги нарисовали ложную картину его способностей. Заставьте речь ребёнка работать на него.
Мир вокруг нас
Чтобы не потерять себя в этом мире, надо многое о нём знать. Особенно начинающему школьнику. Знания эти нужны и для развития самостоятельности, ведь теперь ваш ребёнок уже не просто малыш, а ученик, который должен хорошо ориентироваться в окружающей действительности, сам (!) никуда не опаздывать, и вообще — в буквальном и в переносном смысле — не теряться в этом мире!
Что же сделать, чтобы увеличить качественный и количественный объём знаний ребёнка об окружающей действительности? Конечно же, поиграть с ним!
Ваш подросший малыш теперь обязательно должен ориентироваться во времени, чтобы не опаздывать в школу. А ведь часы бывают разными. Научите будущего школьника разбираться в них. На маленьких карточках напишите время цифрами, как на электронных часах. Возьмите часы со стрелками (или сделайте их игровой, но движущийся макет). Задача: поставить с помощью стрелок на часах время, написанное на карточках. Также задание можно выполнять зеркально: взрослый ставит время на часах со стрелками, ребёнок находит это же время среди карточек.
Для следующего задания необходимо сделать 18 карточек с изображениями деревьев, кустарников, овощей, фруктов, грибов, цветов, плодов деревьев — объектов флоры. На большом поле расположить картинки, на которых находятся объекты, объединяющие всех этих представителей в группы: лес, овощные грядки, корзина грибов, букет цветов, плодоносящий сад, банки с вареньем из ягод. Задание: определить группы растений и разложить маленькие карточки в соответствии с ними. Назвать ещё несколько растений каждой группы.
Задание, связанное с миром фауны. Подготовить пары карточек с изображениями животных: по два представителя дикой природы, домашних животных, птиц, рыб, насекомых и т.д. Карточки перемешать. Ребёнок должен разобрать все карточки по парам и объяснить, почему его решение было именно таким.
Игры эти учат ребёнка совершать мысленный переход от отдельного к общему, который называют обобщением, выделять существенные признаки изучаемого понятия. У детей формируется умение делать выводы из фактов или явлений.
Чтобы подвести результаты наших игровых мини-диагностик, можно отражать ответы детей в специальной таблице. За каждое выполненное без ошибок задание ребёнок получает по три балла. Если задание выполнено с помощью взрослого, то баллов будет два. Если же задание не выполнено до конца, то ставится один балл. Далее баллы суммируются и делятся на количество предложенных заданий. Итог: три балла — у вашего ребёнка высокий уровень развития памяти, можно совершенствоваться дальше. Два балла — средний уровень развития, можно позаниматься дополнительно. Один балл — требуются обязательные дополнительные занятия.
Математика — царица мышления
Несмотря на то, что при подготовке ребёнка к школе каждому из мыслительных процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно запоминание нового материала. Без памяти станут неосуществимыми операции мышления. А для развития мышления — полезно заниматься математикой. Ещё Ломоносов говорил, что математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. А один из крупнейших педагогов-гуманистов Иоганн Генрих Песталоцци считал, что счёт и вычисления — основа порядка в голове. Он же, кстати, первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности и указал на значимость развивающего обучения.
Так как же развить с помощью этой царицы наук ещё не знакомого с ней ребёнка? Нам на помощь снова приходит игра!Рисуем плакат с цифрами от 1 до 20, выполненными разными шрифтами и разных размеров и цветов. Задание: посчитать от 1 до 20 по порядку, затем от 20 до 1. Посчитать с 7 до 13, с 9 до 3 и т.д.
Подбираем или рисуем картинки, на которых можно что-нибудь посчитать: воздушные шарики, ель с шишками, лист рябины, божью коровку, лук со стрелами, аквариум с рыбками, клумбу с цветочками и т.п. Затем просим ребёнка определить, что можно посчитать на этих картинках, и, соответственно, сосчитать, разложив маленькие карточки с цифрами около каждой картинки. Можно внести в эту игру элемент соревновательности, если взять несколько картинок и предложить их нескольким участникам — кто быстрее и правильнее сосчитает всё, что можно, на этой картинке.
Рисуем на плакате цифры от 5 до 10, вычерчивая под каждой цифрой по два квадратика. Задание: с помощью маленьких карточек определить состав чисел 5,6,7,8,9,10.
С помощью линейки определить длину, ширину, высоту разных предметов, окружающих ребёнка.
Нарисовать на карточках или подобрать изображения разных предметов, очертаниями похожих на различные геометрические фигуры: мобильный телефон (прямоугольник), картина в квадратной рамке (квадрат), круглые часы, тарелка (круг) и т.п. На других карточках изобразить эти геометрические фигуры. Задание: разложить карточки с фигурами в соответствии с изображениями предметов.
Игра решает множество проблем!
Начало обучения в школе – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
Формирование готовности дошкольников к обучению в школе выступает в качестве одной из основных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) данному направлению работы уделяется особое внимание, обусловленное тем, что школа и детский сад являются двумя смежными звеньями в целостной системе образования. Их взаимосвязь очевидна: успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития интеллектуальной, познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы и т. д.
Важным направлением в деятельности современных дошкольных образовательных учреждений обеспечивающим преемственность дошкольного и школьного образования, является подготовка ребёнка к школе, которая представляет собой длительный сложный процесс, в рамках которого происходит формирование физической, психологической и социальной готовности к школьному обучению. Все эти компоненты являются основными составляющими готовности ребёнка к переходу на следующую ступень образования.
Д. Б. Эльконин считал, что переход ребенка из старшего дошкольного в младшее школьное детство – это важнейший момент развития, которому, уделяется огромное внимание.
Так, например, игры с правилами имеют свои побудительные мотивы и свои способы действий. Перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует таких волевых качеств как : сосредоточенности, внимания, умственных усилий, умения осмыслить правила, определить последовательность действий, преодолеть трудности. Безусловно, развитие данных умений у детей дошкольного возраста необходимо для успешного обучения на следующей ступени образования – в начальной школе.
Формирование эмоционально-волевой готовности обучения в школе одна из важнейших задач психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Благодаря этому у старших дошкольников формируются : умение управлять своим поведением, дисциплинированность, организованность, аккуратность, внимательность.
Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.
Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности (3 часть) МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: эмоциональный фон, музыкально-ритмические движения. Музыкальное сопровождение происходит на физкультурном занятии,.
Картотека игр по интеграции разных видов детской деятельности и физкультурно-оздоровительной работы. Старший возраст Представляю Вашему вниманию картотеку игр по данным видам деятельности. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Цель: Сплотить детей,.
Вы не можете посетить текущую страницу по причине:
- просроченная закладка/избранное
- поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
- пропущен адрес
- у вас нет права доступа на эту страницу
- Запрашиваемый ресурс не найден.
- В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.
Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:
Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже..
Современные лицеи, гимназии, школы с профильным обучением, особенно заинтересованы в развитии интеллектуальных способностей и волевых качеств детей. Как их развивать?
Современная система образования: лицеи, гимназии, школы с профильным обучением, заинтересована в подготовке детей к школе, особенно в развитии их интеллектуальных способностей и волевых качеств.
![]()
1. Волевое развитие в структуре готовности к школьному обучению
При поступлении в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника.
И. Шванцер выделил эти признаки, которые характеризуются следующими показателями: быть интеллектуально, эмоционально и социально зрелым.
Известные психологи: Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Н.И. Гуткина и др. уделяли большое внимание развитию произвольного поведения, которое проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. По их мнению, этот компонент считается наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе.
Они рассматривают ряд волевых качеств, таких как настойчивость, выдержка, терпение, целенаправленность, осознанность, умение преодолевать трудности, самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения трудных ситуаций. Выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе являются значимыми предпосылками для успешного обучения, социализации и интеграции в общество.
Исследования последних лет показывают недостаточное развитие произвольности и волевой регуляции современных первоклассников.
Неподготовленность детей к обучению в школе, проявляется в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя. Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает целый ряд трудностей у педагогов в обучении детей.
2. Воля и её развитие у Вашего ребенка
Воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Чаще всего отмечаются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.
Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях.
Ниже перечислены положительные волевые качества личности, которыми должен владеть к школе ребенок согласно психологическим критериям готовности к школе.
Попробуйте дать оценку развития волевых качеств личности своего ребенка. Дайте оценку проявления отрицательных волевых качеств личности, свойственных Вашему ребенку. На преодоление каких качеств вы прилагаете свои усилия.
(отметьте галочкой соответствующую позицию)
3. Как развивается воля у ребенка?
Произвольные движения начинают формироваться у ребенка на первом году жизни. Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым.
Со второго года жизни растет время удержания ребенком заданной взрослыми цели действия, а затем у него появляется возможность и самостоятельной постановки цели.
В период от 2 до 3 лет побуждение и торможение действия еще регулируются действием реальных внешних стимулов, а не с помощью слов. Вследствие развития речи и мышления постепенно у ребенка формируется внутренний интеллектуальный план, благодаря которому ребенок подчиняется правилам. Развитие внутреннего плана сознания позволяет предвидеть будущее и учитывать его в своих действиях.
Дети 3 лет проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие.
Нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет, а с 4 лет развивается контроль за своими действиями. В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития воли и волевых качеств личности. На 4-5 м году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у детей чувством обязанности и, в случае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми. В конце дошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: он начинает брать на себя выполнение задания, действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Шестилетние дети могут проявить инициативу при выборе цели, самостоятельность, упорство, но в основном тогда, когда их действия сопровождаются эмоциями радости, удивления или огорчения.
Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающееся в упрямстве, негативизме и капризах. А. П. Ларин показал, что упрямство возникает как при резком ограничении свободы ребенка, его самостоятельности (как самозащита со стороны ребенка), так и при полной вседозволенности или безнадзорности (он привыкает действовать лишь по своему желанию).
Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка.
![]()
4. Как развивать волевые качества у ребенка?
Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.
· Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
· Направлять, помогать в достижении цели;
· Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
· Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.
· Учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.
· Спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).
О том, как развивать волевые качества дошкольника, написано немало статей и книг. Остановлюсь лишь на некоторых моментах.
Воспитание дисциплинированности
Дисциплина – это обязательное для всех членов коллектива подчинение твёрдо установленному порядку.
Послушание – способность слушать и подчиняться, выполнять требования взрослых.
Причины нарушения дисциплины и неподчинения правилам поведения:
· Несогласованность требований к ребёнку в детском саду и семье,
· Незнание или отсутствие правил поведения;
· Отсутствие единства методов воспитания;
· Утомление детей вследствие длительных ожиданий чего-либо;
· Система запретов (запретный плод сладок!).
Условия воспитания дисциплинированности:
· Чёткий режим, организованность и порядок жизни и окружающей обстановки.
· Установление в семье правил поведения во всех видах деятельности.
· Постепенное усложнение требований и увеличение количества правил.
· Единство требований к детям со стороны всех взрослых.
· Справедливое отношение взрослых к детям.
· Положительный пример взрослых, их авторитет.
· Интересная и содержательная жизнь, атмосфера доброжелательности.
Методы воспитания дисциплинированности:
· Упражнения (наглядный показ способов поведения)
· Положительный пример взрослых и сверстников
· Наказания (лучше обходиться без них!)
Воспитание самостоятельности у дошкольников
Развитие усидчивости, целенаправленности, произвольного внимания, формирование самоконтроля.
Такие задания приучают сохранять произвольное внимание, работать сосредоточенно, точно, учиться проверять себя, находить допущенные ошибки.
Задумавшись о развитии воли Вашего ребенка уже в дошкольном возрасте, целенаправленно формируя выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе, Вы создаете значимые предпосылки для его успешного обучения.
Автор статьи: Психолог, преподаватель Тюменского педагогического колледжа №1 Осьмакова Марина Васильевна.
Психологические особенности дошкольного возраста таковы, что до определенного рубежа ребенку сложно вписаться в систему школьного образования. Маленькому школьнику нужно слушать и следовать инструкциям учителя, выполнять задания по образцу, а для этого необходимы волевые усилия. Соответственно, для успешной адаптации в новой социальной роли у дошкольника должна сформироваться эмоционально волевая готовность к школе.
Место эмоционально волевой подготовки в общей готовности к школе
Поступление в школу требует всесторонней готовности. Психическое развитие ребенка должно выйти на определенный уровень в отношении познавательных процессов, личностных качеств, мотивационных предпочтений. Формируется интеллектуальная готовность ребенка к школе, социально-коммуникативная, личностная готовность.
Но этой подготовки будет недостаточно для успешного освоения в школе, если дошкольник не научится управлять своим вниманием и поведением.
Необходима воля, чтобы удерживать внимание и дольше трудиться над заданием, которое не вызывает интереса, но должно быть выполненным. Не обойтись без волевых усилий, чтобы уменьшить импульсивные реакции, когда рука устает выводить непослушные каракули.
Погружение в систематическую учебную деятельность опирается на сформированность у ребенка волевых функций:
- произвольности познавательных процессов;
- умения управлять своими действиями, обеспечивающими обучение;
- способности сдерживать импульсивные и чрезмерно эмоциональные всплески.
Все это необходимые условия для того, чтобы первоклассник смог осваивать учебный материал, преодолевать трудности, проявлять организованность и настойчивость в новой для него деятельности.
Волевая готовность ребенка к школе
Дети, не готовые к школьному обучению, характеризуются слабым развитием волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, организованности. Причина кроется в недостаточной сформированности аффективно-потребностной сферы. Дошкольнику сложно выполнять то, что ему неинтересно, и сознательно управлять собственным поведением.
Волевая готовность к школе – это настрой ребенка на произвольное поведение, его готовность направлять внимание на то, что говорит учитель, выполнять задания в соответствии с инструкциями и прикладывать усилия для достижения результата, готовность следовать принятым правилам.
Под волевым поведением подразумевают комплекс действий или поступков, которые направлены на достижение определенной цели. Мозговой центр, контролирующий импульсивные и эмоциональные реакции и подключающий волю, приобретает действенную силу только с 7 лет.
Напрашивается вывод, что взрослые должны находить способы заинтересовывать ребенка, поощрять самостоятельную деятельность, чтобы помочь ему тренировать произвольность познавательных процессов и пробуждать желание и волю. Когда детям интересен конечный результат, они осознают смысл собственных действий и прикладывают волевые усилия.
Эмоциональная готовность к школьному обучению
К моменту поступления в первый класс не менее важна и эмоциональная готовность к школе. Начнем с того, что нормой является, когда ребенок испытывает положительные эмоции в отношении предстоящего этапа своей жизни. Если же вместо радостного нетерпения дошкольник высказывает опасения и недовольство по поводу школы, имеет место страх.
Нежелание говорить о школе или негативное фантазирование на школьную тематику является очень серьезным сигналом, что ребенок может оказаться в стрессовой ситуации как только подойдет время обучения.
Дошкольники, выражающие негатив по поводу школы, также нуждаются в развитии эмоционального интеллекта и коммуникативных способностей. В их высказываниях звучит страх, что они окажутся нелюбимыми учениками для учителя, а одноклассники не захотят с ними дружить.
Условия формирования волевого поведения в дошкольном возрасте
Как мы уже подчеркнули, эмоционально волевая готовность ребенка к школе базируется на волевом управлении действиями и формируется, в лучшем случае, в преддверии школьного обучения или уже в первом классе. Проявлению волевых качеств у дошкольника способствуют кризисы возрастного развития, и в частности кризис 7-ми лет.
Однако условия для развития силы воли есть и в дошкольном возрасте. Практически все виды деятельности, доступные дошкольнику, опираются не только на интерес, но и требуют в определенный момент особого старания или внимания.
Заложены ресурсы для развития волевого поведения в трудовой и продуктивной деятельности. Они направлены на достижение конкретного результата, предполагают приложение усилий, и тем самым способствуют развитию произвольности поведения и волевых качеств. Очевидно, что, если ребенок занят конструированием, и его изделие разваливается, то без волевых усилий довести дело до конца невозможно.
Признаки волевого поведения ситуативно проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда дети вовлечены в ролевую игру.
Сюжетно-ролевые игры дают возможность ребенку удовлетворить те потребности, для реализации которых еще нет условий в обыденной жизни. Например, в соответствующей роли дошкольник может вести себя назидательно, поучать партнеров по игре. В реальной жизни подобных полномочий малышу никто не предоставит. И ради возможности реализовать свои назревшие желания дошкольник готов придерживаться правил игры, следить за соответствием своего поведения доставшейся ему роли. Этим еще раз подчеркивается значение ролевых игр для развития ребенка.
Давайте возможность дошкольнику проявлять выдумку и инициативу в играх и самостоятельной деятельности, будь то творческие или познавательные занятия, и тогда у него появится уверенность в себе, появится стремление ставить цели и добиваться результата. А это как раз и есть элементы эмоционально волевой готовности к обучению в школе.
Читайте также: