Волевая готовность ребенка к школе игры

Обновлено: 05.07.2024

И неиз­вестно, чьего тут при­сут­ствует больше вол­не­ния: дет­ского ли, роди­тель­ского ли. Совре­мен­ные дети инфор­ма­ци­онно более напол­нены, чем их папы и мамы в этом же семи­лет­нем воз­расте, потому им легче всту­пать в новую систему инфор­ма­ции, пред­ла­га­е­мую шко­лой. Роди­тели, а осо­бенно бабушки и дедушки, всё же про­дукты своей эпохи, что в то же время и очень хорошо: они ответ­ственно отно­сятся к сбо­рам сво­его чада в Страну Знаний.

Интел­лек­ту­ально к школе готовы? Все­гда готовы!

В позна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, кото­рая для школь­ника одна из основ­ных, веду­щую роль играют позна­ва­тель­ные про­цессы: вни­ма­ние, память, мыш­ле­ние, вооб­ра­же­ние. Все они вза­и­мо­свя­заны, и сложно выде­лить какое-то более важ­ное, чем остальные.

Вот, напри­мер, память. Без памяти ста­нут неосу­ще­стви­мыми опе­ра­ции мыш­ле­ния. Хоро­шая память зна­чи­тельно облег­чает про­цесс запо­ми­на­ния нового мате­ри­ала, ребё­нок меньше тра­тит вре­мени на домаш­ние зада­ния. Чело­век с хоро­шей памя­тью более гра­мот­ный, так как запо­ми­нает пра­виль­ное напи­са­ние слов и пред­ло­же­ний при чте­нии книг.

Про­из­воль­ная память начи­нает фор­ми­ро­ваться у ребёнка в воз­расте пяти лет, однако целе­на­прав­лен­ное запо­ми­на­ние зави­сит от вида дея­тель­но­сти, кото­рую выпол­няет ребё­нок. При этом эффек­тив­ность запо­ми­на­ния уве­ли­чи­ва­ется, если зада­ние пред­по­ла­гает не пас­сив­ное вос­при­я­тие, а актив­ное выпол­не­ние мыс­ли­тель­ных опе­ра­ций. Наи­бо­лее бла­го­при­ят­ные усло­вия для фор­ми­ро­ва­ния про­из­воль­ной памяти созда­ются в про­цессе игро­вой дея­тель­но­сти. Чем осо­бенно хороши такие игры — они одно­вре­менно могут слу­жить как сред­ством раз­ви­тия необ­хо­ди­мого для буду­щего пер­во­класс­ника каче­ства, так и сред­ством диа­гно­стики нали­чия его у ребёнка.

Игры на раз­ви­тие памяти

Рас­смот­рим неко­то­рые вари­анты игр. Взрос­лый пред­ла­гает ребёнку в тече­ние 10–15 секунд запом­нить пары кар­ти­нок. Затем кар­тинки уби­ра­ются, и ребёнку пред­ла­га­ется вспом­нить пар­ные кар­тинки. Для запо­ми­на­ния можно исполь­зо­вать как кар­точки с рисун­ками — кон­крет­ными или абстракт­ными, с изоб­ра­же­ни­ями гео­мет­ри­че­ских фигур раз­ного цвета и формы, так и сюжет­ные картинки.

Ещё одно игро­вое упраж­не­ние: в тече­ние полу­тора минут ребё­нок запо­ми­нает игрушки на полке, затем выхо­дит из ком­наты или про­сто отво­ра­чи­ва­ется, а взрос­лый меняет местами или уби­рает часть игру­шек. Ребё­нок оце­ни­вает изменения.

Дан­ная игра хороша тем, что её про­ве­де­ние может быть раз­но­об­раз­ным. В каче­стве объ­ек­тов игры могут высту­пать насто­я­щие игрушки или пред­меты — дома или в дет­ском саду, а в мобиль­ном вари­анте игры (в поездке, в оче­реди в поли­кли­нику — одним сло­вом, в неста­ци­о­нар­ных усло­виях) пред­меты могут быть заме­нены их изоб­ра­же­ни­ями, выпол­нен­ными на кар­точ­ках из картона.

Исполь­зуя кар­точки, можно сыг­рать и в такой вари­ант раз­ви­тия памяти: взрос­лый зара­нее состав­ляет пары кар­то­чек из цвет­ного изоб­ра­же­ния пред­мета (а пред­меты должны быть зна­ко­мые детям, те, что окру­жают их еже­дневно) и его схе­ма­ти­че­ского образа. Затем пока­зы­вает ребёнку пары (сна­чала цвет­ное, затем схе­ма­тич­ное изоб­ра­же­ние в каж­дой паре) — по 3 секунды на каж­дую кар­точку. Далее вари­ан­тов два: по порядку пока­зы­ва­ются кар­точки со схе­ма­тич­ным изоб­ра­же­нием, а ребёнку пред­ла­га­ется вспом­нить и назвать пар­ный пред­мет. А можно наобо­рот: сна­чала пока­зы­вать карты с цвет­ным изоб­ра­же­нием, а ребё­нок будет вспо­ми­нать и назы­вать схе­ма­тич­ные изоб­ра­же­ния. Помимо памяти, в ходе исполь­зо­ва­ние кар­то­чек со сти­ли­зо­ван­ными гра­фи­че­скими изоб­ра­же­ни­ями у детей раз­ви­ва­ется ассо­ци­а­тив­ное воображение.

Сле­ду­ю­щая игра. Возь­мите 12 цвет­ных кар­то­чек и выло­жите любые из них на столе в три ряда. Ребёнку пред­ла­га­ется запом­нить кар­тинки, затем закрыть глаза. Взрос­лый меняет рас­по­ло­же­ние кар­ти­нок или уби­рает одну-две картинки.

Ребё­нок, открыв глаза, дол­жен назвать, что изме­ни­лось или чего не стало. Повто­рите это зада­ние три-четыре раза. Затем закройте все кар­тинки листом бумаги и пред­ло­жите вспом­нить и назвать кар­тинки: в каком-либо одном ряду слева направо или справа налево; в одном из стол­би­ков сверху вниз или снизу вверх; назвать кар­тинку, кото­рая нахо­дится в одном из углов, между какими-либо дру­гими кар­тин­ками; на раз­ных уров­нях отно­си­тельно дру­гих кар­ти­нок. Для услож­не­ния игры можно пред­ло­жить ребёнку побыть веду­щим самому и задать вам слож­ные вопросы.

В сле­ду­ю­щей игре могут при­нять уча­стие несколько детей. Возь­мите 4 кар­точки, на каж­дой из кото­рых нари­со­ваны раз­ные фигуры. Веду­щий пооче­рёдно, в тече­ние 10 секунд, пока­зы­вает детям кар­точки. После показа каж­дой из четы­рёх кар­то­чек дети зари­со­вы­вают уви­ден­ные ряды фигур на бумаге. За каж­дую пра­вильно зари­со­ван­ную кар­точку ребё­нок полу­чает 1 балл. У кого больше всех бал­лов, тот и побеждает.

И ещё одна игра-тест. Для неё нужны четыре ком­плекта кар­то­чек, по две в каж­дом ком­плекте, на кото­рых нари­со­ваны пред­меты одного вида, по-раз­ному рас­по­ло­жен­ные, с добав­ле­нием дру­гих пред­ме­тов. Напри­мер, кар­точки с одеж­дой: на пер­вой — шляпа, фуражка, панамка; на вто­рой голов­ные уборы меня­ются местами и добав­лено пла­тье. Пока­жите ребёнку одну из карт для запо­ми­на­ния, затем убе­рите её. Далее пока­жите пар­ную карту и попро­сите назвать, какие пред­меты изме­нили своё место­по­ло­же­ние, каких не стало или какие доба­ви­лись. Допол­ни­тель­ные зада­ния к этой игре: назвать пред­меты на кар­точке одним сло­вом; опре­де­лить, какой пред­мет лиш­ний, напри­мер, в нашем при­мере лиш­ним будет пла­тье — оно не голов­ной убор.

Будь вни­ма­те­лен!

Навер­ное, нет на свете такого чело­века, кото­рый бы ни разу не пере­жи­вал из-за отсут­ствия вни­ма­ния — у себя или у сво­его ребёнка. А роди­тели школь­ни­ков про­сто уве­рены: вни­ма­ние — основа хоро­шей учёбы!

Вни­ма­ние ребёнка такая инте­рес­ная штука, кото­рая не суще­ствует сама по себе, вне его дей­ствий. Есть только одно сред­ство его раз­ви­тия — дея­тель­ность, кото­рая должна побуж­дать ребёнка к раз­ви­тию воле­вых уси­лий, лежа­щих в основе про­из­воль­ного вни­ма­ния. Нельзя про­сто при­ка­зать ребёнку быть более вни­ма­тель­ным. Он сосре­до­то­чен только до тех пор, пока инте­рес его не угас­нет. Поэтому в про­цессе инте­рес­ной игры дети могут оста­ваться вни­ма­тель­ными доста­точно долго.

Игры на раз­ви­тие вни­ма­ния могут быть такими: пра­вильно рас­по­ло­жить пред­меты в кле­точ­ках рядов по дан­ному образцу; найти десять отли­чий на двух с пер­вого взгляда оди­на­ко­вых рисун­ках; найти среди четы­рёх пар изоб­ра­же­ний с мини­маль­ными отли­чи­ями оди­на­ко­вые пары. Бла­го­даря целе­на­прав­лен­ному руко­вод­ству взрос­лых во время игры, у детей должна раз­виться наблю­да­тель­ность, поз­во­ля­ю­щая за корот­кое время заме­тить боль­шее число раз­лич­ных объ­ек­тов, их дета­лей и харак­те­ри­стик. В про­цессе заня­тий с исполь­зо­ва­нием таких игр спо­соб­ность к про­из­воль­ному вни­ма­нию у детей интен­сивно развивается.

Дви­же­ние — не только жизнь, но и ум

Поэ­тич­ная фраза о том, что талант чело­века на кон­чи­ках паль­цев, на самом деле не мета­фора. Дей­стви­тельно, боль­шие полу­ша­рия мозга тесно свя­заны с нерв­ными окон­ча­ни­ями в кистях и паль­цах рук. Раз­ви­тие мозга про­ис­хо­дит, в том числе, и под вли­я­нием кине­ти­че­ских импуль­сов от рук, поэтому ребё­нок, име­ю­щий высо­кий уро­вень раз­ви­тия мел­кой мото­рики, умеет логи­че­ски рас­суж­дать, у него быст­рее раз­ви­ва­ются память, вни­ма­ние, связ­ная речь.

Игро­вые мето­дики раз­ви­тия дви­же­ний рук спо­соб­ствуют и фор­ми­ро­ва­нию акку­рат­но­сти, сосре­до­то­чен­но­сти, усидчивости.

Игро­вые моменты осо­бенно хороши нали­чием опре­де­лён­ной интриги, увле­ка­ю­щей ребёнка при выпол­не­нии задания.

дори­со­вать вто­рую поло­вину пред­мета, обве­сти пред­меты по точ­кам, начи­ная от точки, не отры­вая руки;

выпол­нить дей­ствия (4 клетки вверх, 4 клетки вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки влево), чтобы полу­чи­лись рисунки — и опре­де­лить, что же полу­чи­лось в итоге;

рас­кра­сить только те нари­со­ван­ные рядом с пред­ме­том гео­мет­ри­че­ские фигуры, из кото­рых этот пред­мет состоит; нари­со­вать гео­мет­ри­че­ские фигуры, на кото­рые похожи предметы;

сде­лать все пред­меты оди­на­ко­выми, дори­со­вав недо­ста­ю­щие детали; про­дол­жить ряд, рисуя по кле­точ­кам, уло­вив пред­ва­ри­тельно зако­но­мер­ность рас­по­ло­же­ния фигур.

Загадки все­гда при­вле­кают, а мозг начи­нает рабо­тать ещё быст­рее. Интел­лект раз­ви­ва­ется и опо­сре­до­ванно, и непо­сред­ственно. Обес­пе­чи­ва­ется осмыс­лен­ное запо­ми­на­ние и вос­про­из­ве­де­ние дви­га­тель­ных дей­ствий, уме­ние само­сто­я­тельно при­ни­мать решение.

С помо­щью игр на раз­ви­тие дви­же­ний рук можно раз­вить и про­стран­ствен­ное вооб­ра­же­ние, и ори­ен­та­цию в про­стран­стве, и сло­вар­ный запас, давая ребёнку зада­ние нари­со­вать пред­меты в опре­де­лён­ных местах листа: в цен­тре, в левом верх­нем углу, в пра­вом ниж­нем углу, между, и т. п. Полу­ча­ется бук­вально: раз­ви­тие чело­века — в его руках! Только малень­кому чело­веку обя­за­тельно должны помочь боль­шие, роди­тели и педагоги.

Эта фраза Напо­леона должна заста­вить заду­маться роди­те­лей буду­щих школь­ни­ков: а всё ли они сде­лали для того, чтобы буду­щая карьера их чада полу­чила хоро­ший старт в началь­ной школе? Пусть пока мы не знаем, кем будет в про­фес­си­о­наль­ном плане наш ребё­нок. Мы точно знаем, что пра­виль­ная речь при­го­дится ему, кем бы он ни стал.

Но это в буду­щем. А сего­дня он дол­жен так ясно стро­ить свою речь, чтобы слова не мешали, а, наобо­рот, помо­гали выстра­и­ваться в пра­виль­ную пер­спек­тиву мыслям.

Готов­ность к школе нераз­рывно свя­зана с уров­нем раз­ви­тия речи. Взрос­лые должны обя­за­тельно оце­нить: чётко ли ребё­нок выго­ва­ри­вает слова; может ли назвать и обо­зна­чить основ­ные окру­жа­ю­щие его пред­меты, спо­со­бен ли участ­во­вать в общем раз­го­воре, легко ли ему отве­чать на вопросы взрос­лых, рас­ска­зать исто­рию, опи­сать про­изо­шед­ший с ним слу­чай, может ли объ­яс­нить, для чего слу­жат раз­лич­ные вещи, умеет ли поль­зо­ваться пред­ло­гами, пра­вильна ли речь ребёнка с точки зре­ния грам­ма­тики? В слу­чае недо­ста­точ­ного уровня раз­ви­тия речи ребёнка не надо его ругать, надо с ним… поиграть!

Зада­ния могут быть, напри­мер, такими:

исполь­зуя кар­точки с изоб­ра­же­ни­ями пред­ме­тов, живот­ных, назвать их умень­ши­тельно; рас­пре­де­лить по родам; изме­нять слова по числам;

соста­вить пред­ло­же­ния по картинкам;

рас­смот­реть кар­тинку, послу­шать или про­чи­тать под­хо­дя­щие к ней слова и соста­вить рас­сказ по кар­тинке, исполь­зуя эти слова;

рас­смот­реть 4 сюжет­ные кар­тинки, изоб­ра­жа­ю­щие героев в после­до­ва­тель­но­сти дей­ствий, зна­ко­мых ребёнку, раз­ло­жить кар­тинки в пра­виль­ной после­до­ва­тель­но­сти и соста­вить по ним рассказ;

рас­смот­реть жан­ро­вую кар­тинку и соста­вить пред­ло­же­ния со сло­вами, выде­ляя и назы­вая пред­логи в предложениях;

взять кар­тинки с пред­ме­тами, обла­да­ю­щими про­ти­во­по­лож­ными при­зна­ками (кис­лый лимон — слад­кая кон­фета, сме­лый лев — трус­ли­вый заяц, широ­кая кро­вать — узкая ска­мейка и т.п.) и назвать дан­ные антонимы.

Гра­мот­ность нужна всем, кто хочет достичь успеха. Люди с бога­тым сло­вар­ным запа­сом и пра­виль­ной, образ­ной речью чаще доби­ва­ются успеха во всём, ведь такого чело­века окру­жа­ю­щие вос­при­ни­мают как более умного и компетентного.

Гра­мот­ность можно фор­ми­ро­вать, начи­ная с изу­че­ния алфа­вита. Затем при­об­ре­та­ется уме­ние рас­по­зна­вать место звука в слове, вычле­нять звуки, необ­хо­ди­мые для даль­ней­шего обу­че­ния чте­нию. От пра­виль­ного пони­ма­ния таких поня­тий, как звук, слог, слово, пред­ло­же­ние дети пере­хо­дят к осо­знан­ному состав­ле­нию связ­ных выска­зы­ва­ний раз­ных типов — повест­во­ва­нию, опи­са­нию, рас­суж­де­нию; от про­стых слов дети — к состав­ле­нию логи­че­ских цепо­чек по кар­точ­кам с изображениями.

Пере­фра­зи­руя выска­зы­ва­ние извест­ного спе­ци­а­ли­ста в обла­сти ора­тор­ского искус­ства Фрэнка Снелла, хочется ска­зать: не допус­кайте того, чтобы через рече­вые недо­статки вашего ребёнка педа­гоги нари­со­вали лож­ную кар­тину его спо­соб­но­стей. Заставьте речь ребёнка рабо­тать на него.

Мир вокруг нас

Чтобы не поте­рять себя в этом мире, надо мно­гое о нём знать. Осо­бенно начи­на­ю­щему школь­нику. Зна­ния эти нужны и для раз­ви­тия само­сто­я­тель­но­сти, ведь теперь ваш ребё­нок уже не про­сто малыш, а уче­ник, кото­рый дол­жен хорошо ори­ен­ти­ро­ваться в окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти, сам (!) никуда не опаз­ды­вать, и вообще — в бук­валь­ном и в пере­нос­ном смысле — не теряться в этом мире!

Что же сде­лать, чтобы уве­ли­чить каче­ствен­ный и коли­че­ствен­ный объём зна­ний ребёнка об окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти? Конечно же, поиг­рать с ним!

Ваш под­рос­ший малыш теперь обя­за­тельно дол­жен ори­ен­ти­ро­ваться во вре­мени, чтобы не опаз­ды­вать в школу. А ведь часы бывают раз­ными. Научите буду­щего школь­ника раз­би­раться в них. На малень­ких кар­точ­ках напи­шите время циф­рами, как на элек­трон­ных часах. Возь­мите часы со стрел­ками (или сде­лайте их игро­вой, но дви­жу­щийся макет). Задача: поста­вить с помо­щью стре­лок на часах время, напи­сан­ное на кар­точ­ках. Также зада­ние можно выпол­нять зер­кально: взрос­лый ста­вит время на часах со стрел­ками, ребё­нок нахо­дит это же время среди карточек.

Для сле­ду­ю­щего зада­ния необ­хо­димо сде­лать 18 кар­то­чек с изоб­ра­же­ни­ями дере­вьев, кустар­ни­ков, ово­щей, фрук­тов, гри­бов, цве­тов, пло­дов дере­вьев — объ­ек­тов флоры. На боль­шом поле рас­по­ло­жить кар­тинки, на кото­рых нахо­дятся объ­екты, объ­еди­ня­ю­щие всех этих пред­ста­ви­те­лей в группы: лес, овощ­ные грядки, кор­зина гри­бов, букет цве­тов, пло­до­но­ся­щий сад, банки с варе­ньем из ягод. Зада­ние: опре­де­лить группы рас­те­ний и раз­ло­жить малень­кие кар­точки в соот­вет­ствии с ними. Назвать ещё несколько рас­те­ний каж­дой группы.

Зада­ние, свя­зан­ное с миром фауны. Под­го­то­вить пары кар­то­чек с изоб­ра­же­ни­ями живот­ных: по два пред­ста­ви­теля дикой при­роды, домаш­них живот­ных, птиц, рыб, насе­ко­мых и т.д. Кар­точки пере­ме­шать. Ребё­нок дол­жен разо­брать все кар­точки по парам и объ­яс­нить, почему его реше­ние было именно таким.

Игры эти учат ребёнка совер­шать мыс­лен­ный пере­ход от отдель­ного к общему, кото­рый назы­вают обоб­ще­нием, выде­лять суще­ствен­ные при­знаки изу­ча­е­мого поня­тия. У детей фор­ми­ру­ется уме­ние делать выводы из фак­тов или явлений.

Чтобы под­ве­сти резуль­таты наших игро­вых мини-диа­гно­стик, можно отра­жать ответы детей в спе­ци­аль­ной таб­лице. За каж­дое выпол­нен­ное без оши­бок зада­ние ребё­нок полу­чает по три балла. Если зада­ние выпол­нено с помо­щью взрос­лого, то бал­лов будет два. Если же зада­ние не выпол­нено до конца, то ста­вится один балл. Далее баллы сум­ми­ру­ются и делятся на коли­че­ство пред­ло­жен­ных зада­ний. Итог: три балла — у вашего ребёнка высо­кий уро­вень раз­ви­тия памяти, можно совер­шен­ство­ваться дальше. Два балла — сред­ний уро­вень раз­ви­тия, можно поза­ни­маться допол­ни­тельно. Один балл — тре­бу­ются обя­за­тель­ные допол­ни­тель­ные занятия.

Мате­ма­тика — царица мышления

Несмотря на то, что при под­го­товке ребёнка к школе каж­дому из мыс­ли­тель­ных про­цес­сов отво­дится свое место, все они тесно вза­и­мо­дей­ствуют друг с дру­гом. Без вни­ма­ния невоз­можно запо­ми­на­ние нового мате­ри­ала. Без памяти ста­нут неосу­ще­стви­мыми опе­ра­ции мыш­ле­ния. А для раз­ви­тия мыш­ле­ния — полезно зани­маться мате­ма­ти­кой. Ещё Ломо­но­сов гово­рил, что мате­ма­тику уже затем учить надо, что она ум в поря­док при­во­дит. А один из круп­ней­ших педа­го­гов-гума­ни­стов Иоганн Ген­рих Песта­лоцци счи­тал, что счёт и вычис­ле­ния — основа порядка в голове. Он же, кстати, пер­вым выска­зал мысль о необ­хо­ди­мо­сти парал­лель­ного и гар­мо­нич­ного раз­ви­тия всех задат­ков чело­ве­че­ской лич­но­сти и ука­зал на зна­чи­мость раз­ви­ва­ю­щего обучения.

Так как же раз­вить с помо­щью этой царицы наук ещё не зна­ко­мого с ней ребёнка? Нам на помощь снова при­хо­дит игра!Рисуем пла­кат с циф­рами от 1 до 20, выпол­нен­ными раз­ными шриф­тами и раз­ных раз­ме­ров и цве­тов. Зада­ние: посчи­тать от 1 до 20 по порядку, затем от 20 до 1. Посчи­тать с 7 до 13, с 9 до 3 и т.д.

Под­би­раем или рисуем кар­тинки, на кото­рых можно что-нибудь посчи­тать: воз­душ­ные шарики, ель с шиш­ками, лист рябины, божью коровку, лук со стре­лами, аква­риум с рыб­ками, клумбу с цве­точ­ками и т.п. Затем про­сим ребёнка опре­де­лить, что можно посчи­тать на этих кар­тин­ках, и, соот­вет­ственно, сосчи­тать, раз­ло­жив малень­кие кар­точки с циф­рами около каж­дой кар­тинки. Можно вне­сти в эту игру эле­мент сорев­но­ва­тель­но­сти, если взять несколько кар­ти­нок и пред­ло­жить их несколь­ким участ­ни­кам — кто быст­рее и пра­виль­нее сосчи­тает всё, что можно, на этой картинке.

Рисуем на пла­кате цифры от 5 до 10, вычер­чи­вая под каж­дой циф­рой по два квад­ра­тика. Зада­ние: с помо­щью малень­ких кар­то­чек опре­де­лить состав чисел 5,6,7,8,9,10.

С помо­щью линейки опре­де­лить длину, ширину, высоту раз­ных пред­ме­тов, окру­жа­ю­щих ребёнка.

Нари­со­вать на кар­точ­ках или подо­брать изоб­ра­же­ния раз­ных пред­ме­тов, очер­та­ни­ями похо­жих на раз­лич­ные гео­мет­ри­че­ские фигуры: мобиль­ный теле­фон (пря­мо­уголь­ник), кар­тина в квад­рат­ной рамке (квад­рат), круг­лые часы, тарелка (круг) и т.п. На дру­гих кар­точ­ках изоб­ра­зить эти гео­мет­ри­че­ские фигуры. Зада­ние: раз­ло­жить кар­точки с фигу­рами в соот­вет­ствии с изоб­ра­же­ни­ями предметов.

Игра решает мно­же­ство проблем!

Начало обучения в школе – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Формирование готовности дошкольников к обучению в школе выступает в качестве одной из основных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) данному направлению работы уделяется особое внимание, обусловленное тем, что школа и детский сад являются двумя смежными звеньями в целостной системе образования. Их взаимосвязь очевидна: успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития интеллектуальной, познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы и т. д.

Важным направлением в деятельности современных дошкольных образовательных учреждений обеспечивающим преемственность дошкольного и школьного образования, является подготовка ребёнка к школе, которая представляет собой длительный сложный процесс, в рамках которого происходит формирование физической, психологической и социальной готовности к школьному обучению. Все эти компоненты являются основными составляющими готовности ребёнка к переходу на следующую ступень образования.

Д. Б. Эльконин считал, что переход ребенка из старшего дошкольного в младшее школьное детство – это важнейший момент развития, которому, уделяется огромное внимание.

Так, например, игры с правилами имеют свои побудительные мотивы и свои способы действий. Перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует таких волевых качеств как : сосредоточенности, внимания, умственных усилий, умения осмыслить правила, определить последовательность действий, преодолеть трудности. Безусловно, развитие данных умений у детей дошкольного возраста необходимо для успешного обучения на следующей ступени образования – в начальной школе.

Формирование эмоционально-волевой готовности обучения в школе одна из важнейших задач психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста. Благодаря этому у старших дошкольников формируются : умение управлять своим поведением, дисциплинированность, организованность, аккуратность, внимательность.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Картотека игр по интеграции физкультурно-оздоровительной работы и разных видов детской деятельности (3 часть) МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: эмоциональный фон, музыкально-ритмические движения. Музыкальное сопровождение происходит на физкультурном занятии,.

Картотека игр по интеграции разных видов детской деятельности и физкультурно-оздоровительной работы. Старший возраст

Картотека игр по интеграции разных видов детской деятельности и физкультурно-оздоровительной работы. Старший возраст Представляю Вашему вниманию картотеку игр по данным видам деятельности. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Цель: Сплотить детей,.

Вы не можете посетить текущую страницу по причине:

  1. просроченная закладка/избранное
  2. поисковый механизм, у которого просрочен список для этого сайта
  3. пропущен адрес
  4. у вас нет права доступа на эту страницу
  5. Запрашиваемый ресурс не найден.
  6. В процессе обработки вашего запроса произошла ошибка.

Пожалуйста, перейдите на одну из следующих страниц:

Если проблемы продолжатся, пожалуйста, обратитесь к системному администратору сайта и сообщите об ошибке, описание которой приведено ниже..

Современные лицеи, гимназии, школы с профильным обучением, особенно заинтересованы в развитии интеллектуальных способностей и волевых качеств детей. Как их развивать?

Современная система образования: лицеи, гимназии, школы с профильным обучением, заинтересована в подготовке детей к школе, особенно в развитии их интеллектуальных способностей и волевых качеств.


1. Волевое развитие в структуре готовности к школьному обучению

При поступлении в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника.

И. Шванцер выделил эти признаки, которые характеризуются следующими показателями: быть интеллектуально, эмоционально и социально зрелым.

Известные психологи: Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Н.И. Гуткина и др. уделяли большое внимание развитию произвольного поведения, которое проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. По их мнению, этот компонент считается наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе.

Они рассматривают ряд волевых качеств, таких как настойчивость, выдержка, терпение, целенаправленность, осознанность, умение преодолевать трудности, самостоятельно приобретать знания, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения трудных ситуаций. Выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе являются значимыми предпосылками для успешного обучения, социализации и интеграции в общество.

Исследования последних лет показывают недостаточное развитие произвольности и волевой регуляции современных первоклассников.

Неподготовленность детей к обучению в школе, проявляется в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя. Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает целый ряд трудностей у педагогов в обучении детей.

2. Воля и её развитие у Вашего ребенка

Воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Чаще всего отмечаются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.

Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях.

Ниже перечислены положительные волевые качества личности, которыми должен владеть к школе ребенок согласно психологическим критериям готовности к школе.

Попробуйте дать оценку развития волевых качеств личности своего ребенка. Дайте оценку проявления отрицательных волевых качеств личности, свойственных Вашему ребенку. На преодоление каких качеств вы прилагаете свои усилия.

(отметьте галочкой соответствующую позицию)

3. Как развивается воля у ребенка?


Произвольные движения начинают формироваться у ребенка на первом году жизни. Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым.

Со второго года жизни растет время удержания ребенком заданной взрослыми цели действия, а затем у него появляется возможность и самостоятельной постановки цели.

В период от 2 до 3 лет побуждение и торможение действия еще регулируются действием реальных внешних стимулов, а не с помощью слов. Вследствие развития речи и мышления постепенно у ребенка формируется внутренний интеллектуальный план, благодаря которому ребенок подчиняется правилам. Развитие внутреннего плана сознания позволяет предвидеть будущее и учитывать его в своих действиях.

Дети 3 лет проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие.

Нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет, а с 4 лет развивается контроль за своими действиями. В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития воли и волевых качеств личности. На 4-5 м году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у детей чувством обязанности и, в случае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми. В конце дошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: он начинает брать на себя выполнение задания, действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Шестилетние дети могут проявить инициативу при выборе цели, самостоятельность, упорство, но в основном тогда, когда их действия сопровождаются эмоциями радости, удивления или огорчения.

Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающееся в упрямстве, негативизме и капризах. А. П. Ларин показал, что упрямство возникает как при резком ограничении свободы ребенка, его самостоятельности (как самозащита со стороны ребенка), так и при полной вседозволенности или безнадзорности (он привыкает действовать лишь по своему желанию).

Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка.


4. Как развивать волевые качества у ребенка?

Посредником в процессе воспитания воли всегда является взрослый человек, он направляет и учит контролировать поведение.

· Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

· Направлять, помогать в достижении цели;

· Приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

· Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

· Учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.

· Спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).

О том, как развивать волевые качества дошкольника, написано немало статей и книг. Остановлюсь лишь на некоторых моментах.

Воспитание дисциплинированности

Дисциплина – это обязательное для всех членов коллектива подчинение твёрдо установленному порядку.

Послушание – способность слушать и подчиняться, выполнять требования взрослых.

Причины нарушения дисциплины и неподчинения правилам поведения:

· Несогласованность требований к ребёнку в детском саду и семье,

· Незнание или отсутствие правил поведения;

· Отсутствие единства методов воспитания;

· Утомление детей вследствие длительных ожиданий чего-либо;

· Система запретов (запретный плод сладок!).

Условия воспитания дисциплинированности:

· Чёткий режим, организованность и порядок жизни и окружающей обстановки.

· Установление в семье правил поведения во всех видах деятельности.

· Постепенное усложнение требований и увеличение количества правил.

· Единство требований к детям со стороны всех взрослых.

· Справедливое отношение взрослых к детям.

· Положительный пример взрослых, их авторитет.

· Интересная и содержательная жизнь, атмосфера доброжелательности.

Методы воспитания дисциплинированности:

· Упражнения (наглядный показ способов поведения)

· Положительный пример взрослых и сверстников

· Наказания (лучше обходиться без них!)

Воспитание самостоятельности у дошкольников

Развитие усидчивости, целенаправленности, произвольного внимания, формирование самоконтроля.

Такие задания приучают сохранять произвольное внимание, работать сосредоточенно, точно, учиться проверять себя, находить допущенные ошибки.

Задумавшись о развитии воли Вашего ребенка уже в дошкольном возрасте, целенаправленно формируя выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе, Вы создаете значимые предпосылки для его успешного обучения.

Автор статьи: Психолог, преподаватель Тюменского педагогического колледжа №1 Осьмакова Марина Васильевна.

Психологические особенности дошкольного возраста таковы, что до определенного рубежа ребенку сложно вписаться в систему школьного образования. Маленькому школьнику нужно слушать и следовать инструкциям учителя, выполнять задания по образцу, а для этого необходимы волевые усилия. Соответственно, для успешной адаптации в новой социальной роли у дошкольника должна сформироваться эмоционально волевая готовность к школе.

Место эмоционально волевой подготовки в общей готовности к школе

Поступление в школу требует всесторонней готовности. Психическое развитие ребенка должно выйти на определенный уровень в отношении познавательных процессов, личностных качеств, мотивационных предпочтений. Формируется интеллектуальная готовность ребенка к школе, социально-коммуникативная, личностная готовность.

Волевая готовность к школе

Но этой подготовки будет недостаточно для успешного освоения в школе, если дошкольник не научится управлять своим вниманием и поведением.

Необходима воля, чтобы удерживать внимание и дольше трудиться над заданием, которое не вызывает интереса, но должно быть выполненным. Не обойтись без волевых усилий, чтобы уменьшить импульсивные реакции, когда рука устает выводить непослушные каракули.

Погружение в систематическую учебную деятельность опирается на сформированность у ребенка волевых функций:

  • произвольности познавательных процессов;
  • умения управлять своими действиями, обеспечивающими обучение;
  • способности сдерживать импульсивные и чрезмерно эмоциональные всплески.

Все это необходимые условия для того, чтобы первоклассник смог осваивать учебный материал, преодолевать трудности, проявлять организованность и настойчивость в новой для него деятельности.

Волевая готовность ребенка к школе

Дети, не готовые к школьному обучению, характеризуются слабым развитием волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, организованности. Причина кроется в недостаточной сформированности аффективно-потребностной сферы. Дошкольнику сложно выполнять то, что ему неинтересно, и сознательно управлять собственным поведением.

Волевая готовность к школе – это настрой ребенка на произвольное поведение, его готовность направлять внимание на то, что говорит учитель, выполнять задания в соответствии с инструкциями и прикладывать усилия для достижения результата, готовность следовать принятым правилам.

Под волевым поведением подразумевают комплекс действий или поступков, которые направлены на достижение определенной цели. Мозговой центр, контролирующий импульсивные и эмоциональные реакции и подключающий волю, приобретает действенную силу только с 7 лет.

Напрашивается вывод, что взрослые должны находить способы заинтересовывать ребенка, поощрять самостоятельную деятельность, чтобы помочь ему тренировать произвольность познавательных процессов и пробуждать желание и волю. Когда детям интересен конечный результат, они осознают смысл собственных действий и прикладывают волевые усилия.

Эмоциональная готовность к школьному обучению

К моменту поступления в первый класс не менее важна и эмоциональная готовность к школе. Начнем с того, что нормой является, когда ребенок испытывает положительные эмоции в отношении предстоящего этапа своей жизни. Если же вместо радостного нетерпения дошкольник высказывает опасения и недовольство по поводу школы, имеет место страх.

Нежелание говорить о школе или негативное фантазирование на школьную тематику является очень серьезным сигналом, что ребенок может оказаться в стрессовой ситуации как только подойдет время обучения.

Дошкольники, выражающие негатив по поводу школы, также нуждаются в развитии эмоционального интеллекта и коммуникативных способностей. В их высказываниях звучит страх, что они окажутся нелюбимыми учениками для учителя, а одноклассники не захотят с ними дружить.

Условия формирования волевого поведения в дошкольном возрасте

Как мы уже подчеркнули, эмоционально волевая готовность ребенка к школе базируется на волевом управлении действиями и формируется, в лучшем случае, в преддверии школьного обучения или уже в первом классе. Проявлению волевых качеств у дошкольника способствуют кризисы возрастного развития, и в частности кризис 7-ми лет.

Развитие произвольности

Однако условия для развития силы воли есть и в дошкольном возрасте. Практически все виды деятельности, доступные дошкольнику, опираются не только на интерес, но и требуют в определенный момент особого старания или внимания.

Заложены ресурсы для развития волевого поведения в трудовой и продуктивной деятельности. Они направлены на достижение конкретного результата, предполагают приложение усилий, и тем самым способствуют развитию произвольности поведения и волевых качеств. Очевидно, что, если ребенок занят конструированием, и его изделие разваливается, то без волевых усилий довести дело до конца невозможно.

Признаки волевого поведения ситуативно проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда дети вовлечены в ролевую игру.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность ребенку удовлетворить те потребности, для реализации которых еще нет условий в обыденной жизни. Например, в соответствующей роли дошкольник может вести себя назидательно, поучать партнеров по игре. В реальной жизни подобных полномочий малышу никто не предоставит. И ради возможности реализовать свои назревшие желания дошкольник готов придерживаться правил игры, следить за соответствием своего поведения доставшейся ему роли. Этим еще раз подчеркивается значение ролевых игр для развития ребенка.

Давайте возможность дошкольнику проявлять выдумку и инициативу в играх и самостоятельной деятельности, будь то творческие или познавательные занятия, и тогда у него появится уверенность в себе, появится стремление ставить цели и добиваться результата. А это как раз и есть элементы эмоционально волевой готовности к обучению в школе.

Читайте также: