Волчий зал краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Райлэнс в кадре завораживает своим взглядом и плавными эмоциональными переключениями. Его Кромвель — истинный наблюдатель, который не только следит за окружающей обстановкой, но и постоянно всматривается в самого себя, в свои поступки и свое ожесточение. И с помощью одного только взгляда он меняет смысл произносимого текста на противоположный, превращая Кромвеля в объемного персонажа. Взять хотя бы сцену, где герой из-за лихорадки теряет сразу двух своих маленьких дочерей. Возможно, другой актер построил бы эту эмоциональную сцену на криках и слезах, однако Райлэнс подошел к ней с поразительной сдержанностью. В кадре он почти превращается в камень, позволяя себе пустить слезу только одним глазом. Это сбивает с толку и производит сильнейшее впечатление, особенно учитывая тот факт, что актеру знакомы страдания Кромвеля — не так давно он потерял одну из своих дочек.

Однако не стоит думать, что Райлэнс весь сериал держит своего героя на эмоциональной уздечке. К примеру, там есть мощнейший с точки зрения драматургии момент, когда Генрих VIII (его играет Дэмиан Льюис) бездыханно падает в обморок на празднике. Кромвель понимает, что без покровительства короля его здесь быстро прикончат. Поэтому обдумывает побег, но потом подходит к телу короля и в отчаянии изо всех сил ударяет того в грудь. Монарх внезапно пробуждается. История выдуманная, но крайне показательная для методов работы Кромвеля.

Хилари Мантел - Волчий зал

Хилари Мантел - Волчий зал краткое содержание

Англия, двадцатые годы шестнадцатого столетия. Страна на грани бедствия: если Генрих VIII умрет, не оставив наследника, неизбежна гражданская война. На сцену выступает Томас Кромвель, сын кузнеца-дебошира, политический гений, чьи орудия — подкуп, угрозы и лесть. Его цель — преобразовать Англию сообразно своей воле и желаниям короля, которому он преданно служит.

В своем неподражаемом стиле Хилари Мантел показывает общество на переломе истории, общество, в котором каждый с отвагой и страстью идет навстречу своей судьбе.

Томаса Кромвеля принято изображать безжалостным политиком и интриганом макиавеллиевского толка, но Хилари Мантел приложила титанические усилия и провела больше года в библиотеках и архивах, чтобы придать этому закостенелому плоскому образу рельеф и человеческие черты.


В отличие от остальных придворных Генриха VIII Томас Кромвель не был аристократом по рождению — о его детстве и юности известно мало, но отец был кузнецом — этот факт не раз всплывал в биографии политика.

  • Сбежав из дома еще практически подростком, Томас стал наемником, воевал во Франции и в Италии, где дезертировал из армии и на некоторое время осел во Флоренции.
  • В столице Возрождения Кромвель поступил на службу к банкиру, быстро освоил банковское дело и бухгалтерию, и продвинулся по карьерной лестнице настолько, что хозяин банка доверил ему обслуживание Ватикана.
  • Во Флоренции же Кромвель заинтересовался политикой, прочел Макиавелли и другие современные труды на эту тему.
  • Через несколько лет он перебрался в Голландию, где заключал торговые сделки для английских купцов.
  • Вернувшись на родину Кромвель открыл собственную шерстяную лавку в Лондоне, а заработав достаточно денег, выучился на адвоката.
  • Следующим важным поворотом в судьбе Томаса Кромвеля стало знакомство с кардиналом Вулси (Уолси), который оценил способности молодого адвоката и довольно быстро сделал его своим доверенным лицом. Таким образом наш герой прошел путь от простолюдина до фигуранта самых высших кругов британской политики.

Расположение кардинала при дворе монарха, настроенного подчинить себе церковь и выйти из зоны влияния Рима — шаткая позиция. Генрих VIII приказал арестовать Вулси, кардинал умер в тюрьме не дождавшись суда. Кромвель не пошел на дно вслед за своим покровителем, он сумел завоевать расположение короля благодаря выдающимся талантам в политике и интригах. Тот, кто помог сдвинуть дело о разводе Генриха с Екатериной Арагонской, заслужил благодарность и расположение короля.

Исторические романы британской писательницы Хилари Мэнтел "Волчий зал" и "Внесите тела" стали благодатной основой для очередной киноэпопеи BBC. Тем более что тропа, ведущая зрителя по закоулкам реалий времен правления Генриха VIII, была протоптана несколько ранее коллективным трудом - сериалом "Тюдоры" - и еще не успела зарасти.

Пока идут споры о том, насколько достоверно выведен образ главного героя, которым становится вопреки формальной логике не монаршее лицо, но один из наименее родовитых его подданных, самым интересным вопросом остается актерское видение образов главных героев и режиссерский подход Питера Козмински, куда реже обращающегося к историческим драмам, чем к полудокументальным картинам и детективным сюжетам современности.

По сути дела, "Волчий зал" и стал своеобразным детективным расследованием всем известных событий, произошедших во время царствования наиболее одиозного из английских королей. Зрителя режиссер то и дело заставляет смотреть на происходящее из-за плеча верного слуги монарха, Томаса Кромвеля, который медленно, но верно идет вверх по ступеням государственной лестницы. Зритель словно стоит на месте ангела-хранителя государственного служащего, которое по праву должен занимать кто-то из безвременно ушедших членов его семьи, и имеет меньший обзор, чем кто-либо из участвующих лиц. И это дает ему блаженные доли секунды для того, чтобы додумать и отгадать в визуальном ряде смутно знакомое по страницам из учебника истории.

Все шесть серий первого сезона отсняты в полусумерках - иногда это неверное, колеблющееся мерцание свечей в зале официальных приемов, иногда - естественное освещение сквозь толщу мрачного английского неба, чаще же - преломленные слюдяными стеклами солнечные лучи, словно на ощупь робко проникающие в мрачные покои. Одна из самых простых и добрых сцен с участием Кромвеля - обед в присутствии жены у себя дома, в удивительно контрастных проявлениях светотени в традициях средневековой нидерландской живописи. Таким ясным, понятным и душевным мир Кромвеля больше не будет никогда.

"Что он за человек?", - постоянно вопрошают окружающие. Безраздельная преданность личности умирает в нем с кончиной кардинала Уолси, нежность - с потерей жены и дочерей. Остается лишь внутренняя свобода, воплотившаяся в преданном служении идее и королевскому титулу, но не самой фигуре короля, дабы сохранить трезвость мысли, объективность и - самое главное - эмоциональную невовлеченность. Его внимательный взгляд словно разглядывает в окружающих важные в определенном контексте человеческие признаки, сознательно игнорируя все остальное. Он может быть ценителем красоты и женского ума (Клэр Фойл на редкость обаятельна в роли Анны Болейн), но при определении образа действия неизбежно выберет некий оптимум, приобретающий зловещий характер на момент приведения планов в действие.

Коварен ли он, лжив, расчетлив ли? Увы, Марк Райлэнс, живая легенда английской театральной сцены, не снабжает нас таким ключом, давая вместо простого решения ряд шифров. Его игра настолько проникновенна и выверенна, что при его появлении на экране так и хочется погрузиться в тишину, не отвлекаясь от наблюдения за малейшими изменениями в выражении его лица. Пока что мы видим в большей степени государственного мужа, чем человека-орудие, карающий меч, неусыпные глаза и чуткие уши короля. Самого Генриха, что важно, а не соучастника его преступлений.

Короля Генриха VIII играет нестерпимо яркий своей рыжиной и плутоватый благодаря коронной во всех смыслах улыбке Дэмиэн Льюис, справившийся даже с весьма сложной задачей, заданной ему через века художником Гансом Гольбейном-младшим, автором прижизненных портретов Генриха. На том из них, где архитектор британской Реформации изображен во весь рост, он стоит, широко расставив ноги, будто попирая землю, по которой ступает. Льюисовский Генрих внешне ведет себя точно так же. Однако обладатель столь сомнительной репутации в его прочтении становится вполне человечным - он умеет, когда обстоятельства того требуют, презреть светские условности, прислушаться к мудрому совету. Он - непревзойденный режиссер игры в кошки-мышки, которая непрестанно ведется при дворе. И в какой-то момент он настолько мастерски заводит ее в тупик, что Кромвелю приходится решать вопрос собственной жизни и смерти.

Кромвель выбирает жизнь, жертвуя той, кто неизменно заставлял вибрировать струны его давно умолкшей души. Но делает это, пусть и на расстоянии, настолько гуманно, насколько возможно. В кинематографе не так уж часто можно увидеть сцену несправедливой, но милосердной казни. Та, которая показана в "Волчьем зале", достойна того, чтобы быть вписанной в число таковых. И зрителю хочется - ах, как хочется - простить Кромвеля. Насколько велик будет этот соблазн во втором сезоне, съемки которого - дело решенное, нам только предстоит увидеть.


Англия в 1529 году на грани катастрофы. Если король умрёт, не оставив наследника мужского пола, страна будет уничтожена Гражданской войной. Генрих VIII хочет аннулировать свой брак с Екатериной Арагонской, а папа и некоторые европейские монархи противостоят этому. Но в борьбу за своего короля и собственные амбиции вступает Томас Кромвель, необычный, харизматичный, амбициозный идеалист и нигилист.

Да и эпоха, которую я знаю как облупленную… в общем, решено было смотреть!



Одним словом, сериал позиционирует себя не только как киноповествование о жизни английского королевского двора и интригах первой половины шестнадцатого века, но и как фильм-биография человека, оставившего значимый след в истории своей страны и ставшего первым советником короля Генриха – Томаса Кромвеля.






Анна Болейн (Клэр Фой) тоже неплоха. Харизмы и внутреннего обаяния, льющихся через край, замечено не было, но игра этой актрисы не вызывает желания закрыть глаза и уйти подальше от экрана. Получился вполне интересный образ женщины, которая добилась очень многого, но… не удержала это многое в своих руках. Такую Анну я принимаю. Правда немного покоробило меня то, что Анна в этом сериале почти всегда появляется в одно и том же наряде. Ведь всем прекрасно известно, как король задаривал её всевозможными подарками, не жалея денег, а тут… создалось ощущение, будто на королевских нарядах решили сэкономить – авось и так пойдёт(((



А вот чья игра и чей образ меня покорил, так это Джессика Рэйн в роли Джейн Болейн, жены Джорджа Болейна, брата Анны. Та ещё стерва, всегда в эпицентре всех интриг и сплетен, да и своего не упустит. Но за счёт этого образ получился очень ярким.



И всё это Англия глазами Томаса Кромвеля.

Всё, что разворачивается перед нами, вроде как рассказывается безмолвными устами Кромвеля, поэтому логично предположить, что это и история его жизни. Да, она тоже затрагивается в сериале, но всё-таки не в той степени, которую я ожидала. Да и оканчивается сериал событием, ещё достаточно отдалённым во временном промежутке от даты кончины самого Томаса. А это даёт полное право предполагать, что будет и второй сезон.


Читайте также: