Во второй половине 19 века к представителям государственной школы относились

Обновлено: 02.07.2024

Гимназия, основная форма средней школы, в 60-е годы считалась бессословным общеобразовательным учебным заведением. В это время возникли разные типы гимназий — реальные и классические. Однако самого начала они не были полностью уравнены в правах, а после 1866 г. классическая гимназия стала практически основной формой среднего образования; реальная же гимназия была преобразована в шестиклассное училище без права для ее выпускников поступления в университет.

Развитие буржуазных отношений в России второй половины XIX века предъявило особые требования к высшему образованию — в связи с реформами этого периода необходимо было повысить образовательный ценз многочисленной армии чиновников. Остро встал вопрос о подготовке специалистов с техническим образованием, расширении научно-исследовательской работы университетов, создании новых высших учебных заведений. Университеты, помимо сугубо научного профилирования, давали и прикладные знания. На соответствующих факультетах изучалась медицина, механика и т. п. При университетах создавались клиники, лаборатории, научные библиотеки. Согласно уставу 1863 года, университеты признавались как самоуправляющиеся учреждения. Правительственный контроль был ослаблен. Университетские советы получали право решать все методические вопросы, определять учебную программу, распределять средства на учебные пособия, назначать стипендии студентам, рекомендовать к изданию научные работы, присуждать награды и медали. Устав 1863 года установил выборность ректора и деканов с последующим утверждением их попечителем учебного округа или министром просвещения. Устав 1863 года закрепил стабильную структуру университетов. Устав 1884 года и последующие правительственные мероприятия отрицательно сказались и на материальном положении студенчества. Несмотря на все сложности, которые испытывало университетское образование во второй половине XIX века, развитие его происходило поступательно.

К концу XIX века Россия занимала одно из первых мест в мире по теоретическим разработкам многих отраслей науки, и прежде всего - химии, физики, естествознания и математики. Российские университеты стали подлинными культурными центрами страны, способствуя созданию многих научных обществ, популяризации научных знаний, давая сотням и тысячам студентов не только высокую профессиональную подготовку, но и прививая уважение к науке, широту взглядов и стремление к прогрессу.

В дальнейшем представители Г. ш. пытались связать свои концепции с новыми прогрессивными явлениями в исторической науке (интерес к проблемам экономического и социального развития), например В. О. Ключевский. Но в целом положения Г. ш. стали в конце 19 в. использоваться в борьбе с утверждением идей марксизма в России. Наиболее ярким выражением этого были работы П. Н. Милюкова. Историки Г. ш. детально изучали политическую историю, историю государственных учреждений и права, но отвергали самую возможность единства всемирно-исторического процесса. Теория Г. ш. в начале 20 в. отражала всё углублявшийся идейно-методологический кризис русской буржуазной историографии.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1—2, М., 1955—60; Рубинштейн Н. Л., Русская историография, М., 1941.

В дальнейшем представители Г. ш. пытались связать свои концепции с новыми прогрессивными явлениями в исторической науке (интерес к проблемам экономического и социального развития), например В. О. Ключевский. Но в целом положения Г. ш. стали в конце 19 в. использоваться в борьбе с утверждением идей марксизма в России. Наиболее ярким выражением этого были работы П. Н. Милюкова. Историки Г. ш. детально изучали политическую историю, историю государственных учреждений и права, но отвергали самую возможность единства всемирно-исторического процесса. Теория Г. ш. в начале 20 в. отражала всё углублявшийся идейно-методологический кризис русской буржуазной историографии.

Лит.: Очерки истории исторической науки в СССР, т. 1—2, М., 1955—60; Рубинштейн Н. Л., Русская историография, М., 1941.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Государственная школа" в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА — основное направление в русской историографии 2 й пол. 19 нач. 20 вв. Считала государство и его деятельность основной движущей силой исторического процесса. Основатель Б. Н. Чичерин, виднейшие представители К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. И.… … Большой Энциклопедический словарь

Государственная школа — основное направление в русской историографии 2 й пол. 19 нач. 20 вв. Считала государство и его деятельность основной движущей силой исторического процесса. Основатель Б. Н. Чичерин, виднейшие представители К. Д. Кавелин, С. М. Соловьев, В. И.… … Политология. Словарь.

государственная школа — основное направление в российской историографии второй половины XIX начала XX вв. Считала государство и его деятельность основной движущей силой исторического процесса. Виднейшие представители: Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, С. М. Соловьёв,… … Энциклопедический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА — господств. направление рус. бурж. историографии пореформ. периода. Назв. связано с тем, что в основу ист. процесса в России историки Г. ш. ставили гос во и его деятельность. Употребляемый также термин юридическая школа отражает лишь внеш.,… … Советская историческая энциклопедия

Нижегородская государственная школа № 172 — Связать? Нижегородская государственная школа № 172 муниципальная средняя школа с углублённым изучением биологии. Открыта в Нижнем Новгороде в 1961 году. Школа … Википедия

Высшая государственная школа электротехники, электроники, информатики, гидравлики и телекоммуникаций — Ecole nationale supérieure d électrotechnique, d électronique, d informatique, d hydraulique et des télécommunications (Высшая государственная школа электротехники, электроники, информатики, гидравлики и телекоммуникаций) (ENSEEIHT) Международное … Википедия

РУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ШКОЛА — направление в русской либеральной историографии второй половины XIX начала XX в. К этому направлению относят идеи У.Чичерина (считающегося основателем данного направления), А.Д.Градовского, К.Д.Кавелина, П.Н.Милюкова и др. Теоретики этой школы… … Политология: словарь-справочник

Школа акварели Сергея Андрияки — (Гороховский переулок, № 17). Школа акварели Сергея Андрияки российская государственная специ … Википедия

Школа № 179 (Москва) — Школа № 179 Основана 1950 Директор П. А. Якушкин Тип Средняя общеобразовательная школа с профильными классами Адрес Москва, ул. Бол. Дмитровка, д.5/6, стр.7; Москва, Орлово Давыдовский пер., д. 5 Телефон Work … Википедия

Во 2-й пол. 19 в. раз­ви­ва­ет­ся про­све­ти­тель­ная дея­тель­ность об­ще­ст­вен­ных ор­га­ни­за­ций и ча­ст­ных лиц, на­прав­лен­ная на удов­ле­тво­ре­ние об­ра­зо­ва­тель­ных ин­те­ре­сов на­се­ле­ния (т. н. вне­шко­ль­ное об­ра­зо­ва­ние). Уч­ре­ж­де­ния вне­шко­ль­но­го об­ра­зо­ва­ния (вос­крес­ные шко­лы, ве­чер­ние шко­лы, об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ные и про­фес­сио­наль­ные кур­сы для взрос­лых, по­вто­ри­тель­ные клас­сы, на­род­ные уни­вер­си­те­ты, а так­же нар. чте­ния, пуб­лич­ные лек­ции и др.) не вхо­ди­ли в гос. сис­те­му об­ра­зо­ва­ния. Един­ст­вен­ной фор­мой за­оч­но­го обу­че­ния, при­знан­ной го­су­дар­ст­вом, был экс­тер­нат.


В XIX веке в России начинается процесс смены образовательных парадигм, обусловленный интенсивными изменениями в политико-экономических и социально-культурных сферах. [3, с.1]

Самое благоприятное влияние на развитие образования оказывало общественно-педагогическое движение, в рамках которого наряду с разработкой теоретических основ педагогической науки, особое внимание уделялось личности учителя.

Образование в России во второй половине XIX века развивалось в обстановке глубоких политических, экономических, социальных и культурных перемен, оно детерминировалось ими и способствовало общественному прогрессу. Общественные потребности духовно-нравственного и культурного развития страны вызвали к жизни расширения сети средних учебных заведений. [3, с.5]

Освещаемый период во многих отношениях являлся переломным для России. Происходившие перемены в разных сферах (политической, экономической, социальной, культурной) существенным образом влияли на развитие просвещения. Укреплению и стабилизации образовательной системы способствовали расширяющиеся внешние экономические связи России, становление внутреннего рынка. [3, с.8]

Развитию высшего педагогического образования способствовало распространение общественно-педагогического движения, представители которого выступали за распространение всеобщей грамотности среди россиян. Реализация идеи виделась ими в расширении сети школ, повышении профессионального и образовательного уровня учителя, усовершенствовании его подготовки в педагогических заведениях. [3, с.9]

приходские училища—1 год обучения;

уездные училища—2 года;

гимназии в губерниях—4 года;

Россия была разделены на шесть учебных округов во главе с университетом каждый. Они возглавлялись попечителями учебных округов. Руководитель школы более высокой ступени был администратором школ низших ступеней. В результате этого была создана администрация просвещения из специалистов, знающих дело.

Одним из ярких проявлений общественного подъема в период конца 50-х—начала 60-х годов XIX века явилось развернувшееся в стране общественно—педагогическое движение. Передовая общественность России энергично выступала за преобразование школы, за её демократизацию и освобождение от полицейской опеки, за развитие просвещения в стране. [2, с.67]

Школьные реформы 60-х годов XIX века коснулись почти всех звеньев школы.

Ещё накануне крестьянской реформы 60-х годов XIX века царское правительство вынуждено было частично пойти навстречу настойчивым требованиям общественности в области приготовления учительских кадров. В ноябре 1858года министерством народного просвещения были одобрены следующие три предложения: учредить при всех университетах двухлетние педагогические курсы для лиц, имеющих высшее образование и желающих посвятить себя педагогической деятельности. Создать при педагогических курсах четырех- и пятиклассные гимназии с пансионами для учащихся. Открыть в каждом округе учительские семинарии для приготовления учителей уездных и сельских училищ. [2, с.73-74]

60-е годы XIX века—самая яркая страница в истории педагогики в России. В эти годы общественного подъема к педагогической теории и деятельности обращается много выдающихся людей: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие. Для них это время наиболее интенсивной новаторской работы; много интересных деятелей приобщилось к проблемам педагогики и к педагогическим трудам в разных губерниях России.

Официальная педагогика с её традиционной доктриной подготовки людей для службы была заметно потеснена в это время.

Главное внимание общества в этот период привлечено к народной школе, которой, в империи, можно сказать, и не было. Приходские училища, которые нужно было содержать самим крестьянам и помещикам, развивались очень слабо. Деревенских жителей по-прежнему учили грамоте дьячки, богомолки и подобные люди.

Отмена крепостного права вызвала необходимость школы для всех слоев населения. Стала очевидной несправедливость сословной политики в области образования, ограничений в области женского образования. Выявилась недостаточность среднего образования, основанного на классицизме.

В это время стала остро осознаваться необходимость развития отечественной педагогической науки, возникла потребность в педагогической периодике, новых учебных книгах, разработке новых методик обучения. подготовка учителей для разного типа школ, создание самих школ—всё это были насущные проблемы середины XIX века.

Начиная с 60-х годов, происходит разделение научной и педагогической подготовки будущих учителей.

Характер просветительской политики в 70—90-х годах XIX века был направлен на укрепление классицизма в средней и высшей школе. Доводы были следующие: так обучают в западных школах. Классическое образование способствует формальному развитию способностей, развитию памяти, логического мышления и т.п., которое сохраняется на всю жизнь.

т.к. все ценное из античной литературы к этому времени уже переведено на новые языки, нет необходимости изучать древние языки;

В основу гуманного образования нужно положить не классические языки, а родной язык. Он имеет воспитательную силу. (К.Д.Ушинский)

В середине 80-х годов XIX века снова возник вопрос о социальном составе учащихся средних учебных заведений. В 1887году появляется тайный циркуляр о кухаркиных детях. Необходимо освободить гимназии от детей кучеров, лакеев, мелких лавочников, которых не следует выводить из своей среды.

С 90-х годов XIX века в России наблюдается две линии в развитии образования: правительственная и общественная. Если правительство главным образом стремится установить надзор, контроль за деятельностью учебных заведений, ограничить их самостоятельность и инициативу, то широкая педагогическая общественность постепенно и настойчиво проводит обновление и создает новые школы, развивает оригинальные идеи, выступает с различными начинаниями.

Но Министерство народного просвещения балансирует и, стремясь не допустить коренных преобразований, разрешает различные нововведения, с одной стороны, и усиливает устаревшие принципы школьной политики, с другой. Обстановка в просвещении зыбкая и характеризуется официальным курсом на сохранение многих архаичных черт школы.

Характерными чертами учебного процесса всех учебных заведений, готовивших преподавательский состав для средних школ, в те годы являлись: ярко выраженная самодержавно-помещичья направленность содержания преподавания, а также догматизм, рутина, пренебрежение требованиям педагогической науки. Студенты и учащиеся курсов знакомились с дидактикой и методикой поверхностно, вне конкретной связи с жизнью, с практикой. В учебных заведениях господствовали словесные, схоластичные, пассивные методы обучения…[2, с.79]

К концу XIX столетия молодой российский капитализм уверено выходит на мировой рынок. Наступала новая эра в развитии России…Научные школы, основанные и возглавляемые многими выдающимися учеными, формировали новое поколение высокообразованных граждан…[1,с.19-20]

В условиях экономического, политического подъема России требовалось большое количество образованных людей, для этого были нужны квалифицированные педагоги. Начиная с 60-х годов XIX века, картина педагогического образования изменяется; начинается развитие различных его форм. Подготовка учителей для народной школы становится первоочередной задачей народного просвещения.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР к XIX —началу ХХ века/под ред.Э.Д.Днепрова. М:, Педагогика, 1991

Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в России. М.:Педагогика, 1979

Основные термины (генерируются автоматически): XIX века, Россия, заведение, народная школа, народное образование, народное просвещение, общественно-педагогическое движение, общественный подъем, педагогическая наука, подготовка учителей.

Похожие статьи

Частные учебные заведения в России первой половины XIX века.

XIX века, Россия, заведение, педагогическая наука, общественный подъем, общественно-педагогическое движение, народное просвещение, народное образование, народная школа, подготовка учителей. Развитие системы школьного образования до 90-х гг.

Развитие идей пореформенной педагогики в конце 50-х-60х годах.

XIX века, Россия, заведение, педагогическая наука, общественный подъем, общественно-педагогическое движение, народное просвещение, народное образование, народная школа, подготовка учителей.

Гимназическое образование в России в XVIII веке

XIX века, Россия, заведение, педагогическая наука, общественный подъем, общественно-педагогическое движение, народное просвещение, народное образование, народная школа, подготовка учителей.

Средняя школа в начале XX века и ее проблемы | Молодой ученый

XIX века, Россия, заведение, педагогическая наука, общественный подъем, общественно-педагогическое движение, народное просвещение, народное образование, народная школа, подготовка учителей.

Профессиональная подготовка педагога.

Россия, школа, профессиональная подготовка студентов, институт, подготовка педагогов, педагогическое образование, профессиональная деятельность, народное просвещение, Московский университет.

История улицы Тентюковской в городе Сыктывкаре

XIX века, Россия, заведение, педагогическая наука, общественный подъем, общественно-педагогическое движение, народное просвещение, народное образование, народная школа, подготовка учителей.

Модернизация системы подготовки педагогических кадров.

Россия, курс, школа, учитель, заведение, народное просвещение, Педагогическая академия, педагогическая практика, русский язык, Москва.

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе.

Ключевые слова: Константин Дмитриевич Ушинский, народная педагогика, педагогические идеи Ушинского.

Влияние Киевского университета на развитие просвещения.

Просвещение в Киевском учебном округе в конце 50-х-60-х годах XIX в. развивалось в условиях нарастания революционной ситуации в России, вызванной крепостническим строем, и подъема общественно-политического движения.

Похожие статьи

Частные учебные заведения в России первой половины XIX века.

XIX века, Россия, заведение, педагогическая наука, общественный подъем, общественно-педагогическое движение, народное просвещение, народное образование, народная школа, подготовка учителей. Развитие системы школьного образования до 90-х гг.

Развитие идей пореформенной педагогики в конце 50-х-60х годах.

XIX века, Россия, заведение, педагогическая наука, общественный подъем, общественно-педагогическое движение, народное просвещение, народное образование, народная школа, подготовка учителей.

Гимназическое образование в России в XVIII веке

XIX века, Россия, заведение, педагогическая наука, общественный подъем, общественно-педагогическое движение, народное просвещение, народное образование, народная школа, подготовка учителей.

Средняя школа в начале XX века и ее проблемы | Молодой ученый

XIX века, Россия, заведение, педагогическая наука, общественный подъем, общественно-педагогическое движение, народное просвещение, народное образование, народная школа, подготовка учителей.

Профессиональная подготовка педагога.

Россия, школа, профессиональная подготовка студентов, институт, подготовка педагогов, педагогическое образование, профессиональная деятельность, народное просвещение, Московский университет.

История улицы Тентюковской в городе Сыктывкаре

XIX века, Россия, заведение, педагогическая наука, общественный подъем, общественно-педагогическое движение, народное просвещение, народное образование, народная школа, подготовка учителей.

Модернизация системы подготовки педагогических кадров.

Россия, курс, школа, учитель, заведение, народное просвещение, Педагогическая академия, педагогическая практика, русский язык, Москва.

Выдающиеся идеи основоположников народной педагогики

Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе.

Ключевые слова: Константин Дмитриевич Ушинский, народная педагогика, педагогические идеи Ушинского.

Влияние Киевского университета на развитие просвещения.

Просвещение в Киевском учебном округе в конце 50-х-60-х годах XIX в. развивалось в условиях нарастания революционной ситуации в России, вызванной крепостническим строем, и подъема общественно-политического движения.

Читайте также: